Главные вкладки
Консультации буклеты и памятки для родителей
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 594.77 КБ |
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями | 16.5 КБ |
Речь ребенка расцветает, а компьютер помогает | 19.31 КБ |
Развитие мелкой моторики | 15.25 КБ |
Формирование у детей фонематических представлений | 14.24 КБ |
Формирование связной речи при составлении рассказов | 18.82 КБ |
Артикуляционная гимнастика | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №24 "Космос»
Перспективный план
работы учителя-логопеда Нартдиновой А.Ф.
с родителями на 2021– 2022 учебный год
Цель работы учителя-логопеда с родителями: привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка; создание условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.
Задачи, решаемые в результате работы учителя-логопеда и родителей:
- оказание квалифицированной поддержки родителям;
- создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;
- вовлечение родителей в речевую работу с ребёнком;
- организация правильного отношения к речи детей в домашней обстановке;
- создание комфортной семейной среды для речевого развития ребёнка;
- пропаганда логопедических знаний среди родителей и (или) лиц их заменяющих.
- формирование адекватных взаимоотношений между взрослыми и их детьми.
Совместная работа логопедов с родителями определяет общий успех коррекционного обучения.
Работа с родителями | 1. Сбор анамнеза, анкетирование. | Сентябрь |
2. Ознакомление с итогами обследования и планом логопедической работы. | Сентябрь | |
3. Педагогическое просвещение родителей. | Ежедневно | |
4. Методические рекомендации для закрепления правильной речи. | Еженедельно | |
5. Оформление родительского уголка. Разделы: «Дидактические игры, развивающие речь дошкольника» «Учим детей общаться». «Развитие мелкой моторики» «Игры для развития пассивного словаря». | Сентябрь Декабрь Март Май | |
6. Индивидуальные беседы. | Еженедельно | |
7. Консультации: «Развитие артикуляционной моторики и звукопроизношения» «Речь ребенка расцветает, а компьютер помогает» «Формирование пространственно-временных представлений у детей с нарушениями речи» «Составление связных рассказов по серии сюжетных картинок» | Октябрь Ноябрь Декабрь | |
8. Совместная деятельность. Театральная неделя «Что за прелесть, эти сказки» Конкурс чтецов. Песенный фестиваль «Звездная капель» | Ноябрь Январь Март. | |
9. Подготовка к ПМПК | Февраль-май | |
10. Родительские собрания. «Организация логопедической работы в группе» «Речевое развитие ребёнка шестого года жизни в норме и при речевых нарушениях» «Развитие фонематического восприятия» | Октябрь Январь Апрель. | |
11. Рекомендации на лето. | Май |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №24 «Космос»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Речь ребенка расцветает, а компьютер помогает»
Учитель-логопед
Нартдинова А.Ф.
На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
В нашем современном мире дети так или иначе пользуются гаджетами, в том числе и телефонами. И чтобы дети не просто сидели с телефоном в руках, а проводили время с пользой, я предлагаю вам, такую современную форму взаимодействия, как тренажер для развития речи в приложении – Яндекс с Алисой. Который называется навык «Легко сказать». Его легко установить, а у многих в телефонах уже при покупке имеется это приложение.
Просто скажите: «Алиса, запусти навык «Легко сказать»». Выбираете персонажа, а дальше он сам все объяснит.
— Занятия бесплатны и проходят в игровой форме. Ребёнку будут помогать его любимые персонажи «фиксики», а также «звукли»-звёзды в образах фантастических героев.
«Звукли» персонажи, придуманные в Яндексе и персонажи «фиксики» не дадут ребёнку заскучать.
— Песни для отрабатывания звуков написаны детскими поэтами и популярными артистами по методике, составленной опытными учителями-логопедами.
— Одни персонажи знакомят ребёнка с профессиями будущего, а другие учат быть смелым, много читать, не бояться выступать на сцене и другим важным вещам, которые трудно даются детям с плохим произношением.
Учителя-логопеды помогли написать песни, а также следили
за произношением артистов и другими важными моментами —
от сложности сюжетов до темпа музыки.
Как устроено занятие
Разминка
Сначала ребёнку нужно размяться. Персонаж рассказывает историю, а ребёнок выполняет артикуляционную гимнастику: улыбается, вытягивает губы, сворачивает язык в трубочку и другие.
Распевка
Каждому куплету песни предшествует запоминающийся припев — распевка. Она состоит из звуков в тех позициях, которые встречаются в куплете, и позволяет как следует их отработать.
Песня
Помогает хорошо проработать звук во всех позициях — ударных, безударных, в обратных и прямых слогах. Тексты составлены так, чтобы одни звуки не мешали тренировать другие — например, в словах на звук «Ж» не будет других шипящих.
Каждое занятие рассчитано примерно на шесть минут, что соответствует нормам СанПиНа — за это время ребёнок успевает освоить новый куплет.
Все распевки, разминки и песни родители могут найти на страницах персонажей.
Что надо знать перед началом занятий
Первым делом родителям стоит проконсультироваться с логопедом. Чтобы знать, над какими звуками в данный момент специалист работает.
Тренажер рассчитан на этап, когда правильное произношение звука уже поставлено, но ещё не доведено до автоматизма. Если нужно поставить звук, конечно же занимается с ребенком логопед, а тренажёр поможет закрепить результат.
Если ребёнок нормально выговаривает звуки, тренажёр пригодится для общего развития речи.
Занятия разработаны для детей от 5 до 7 лет, но подходят всем.
Когда песня заканчивается, персонаж дарит ребёнку награду — красивую раскраску. Раскраски «звуклей» посвящены преодолению трудностей, раскраски «фиксиков» — профессиям будущего.
Компьютеризированные формы работы с детьми позволяют: более продуктивно корректировать речевые нарушения у дошкольников и ускорить процесс преодоления речевых нарушений; значительно расширяют зону ближайшего развития ребенка; способствуют интеллектуальному и социальному развитию детей; управлять познавательной деятельностью дошкольников, т.е. перейти из позиции дающего знания в позицию организатора собственно познавательной деятельности детей; мотивируют познавательную деятельность ребенка за счёт коммуникации, взаимопонимания; развивают эмоционально-волевую сферу детей; побуждают к активной творческой деятельности; создают положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества. активизируют непроизвольное внимание детей; повышают интерес детей к обучению и мотивацию детей к занятиям; позволяют эффективно взаимодействовать с родителями (законными представителями) детей; повышается результативность обучения.
Правила применения ИКТ продолжительность занятия на компьютере не более 10 минут; не чаще двух раз в неделю; может являться частью занятия; нагрузка строго индивидуальна; если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение зрения - после консультации с врачом; до и после занятия на компьютере проводится гимнастика для глаз.
Результаты применения компьютерных новинок делает сами занятия более интересными, современными, эмоциональными; позволяет формировать просодическую, фонетическую и фонематическую стороны речи, совершенствовать лексико-грамматические средства языка; стало возможным достижение максимально высоких результатов в преодолении речевых нарушений; является непременным условием ранней социализации детей.
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №24 «Космос»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Развитие мелкой моторики у детей, имеющих тяжелые нарушения речи, с помощью дидактических игр и упражнений»
Учитель-логопед
Нартдинова А.Ф.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи тесно связаны. Объясняется это тем, что в головном мозге речевой и моторные центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при работе пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Вот почему для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделять развитию мелкой моторики. В результате выполнения пальчиковых игр пальцы приобретают силу, хорошую подвижность, гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма и ручного труда. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики рук, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, внимание, связная речь.
Для развития мелкой моторики не обязательно покупать дорогостоящие игры, достаточно проявить фантазию и желание.
Например, благотворно влияют на развитие мелкой моторики такие упражнения, как:
- нанизывание на шнурок бусин, самодельных трубочек, колец, макаронин, деталей конструктора, даже мелких сушек;
- наматывание разноцветных ниток на катушки.
- сортировка мелких предметов, которая полезна тем, что ребенок двумя пальцами (указательным и большим) захватывает, как пинцетом, крупу по одной штучке, а остальные пальчики согнуты. Для этого в коробке перемешать бусины, ракушки, шишки, пуговицы и попросить ребенка помочь рассортировать все предметы по маленьким баночкам. Важно научить ребенка одной рукой держать баночку, а другой – брать предметы по одной детали. В конце можно предложить закрыть баночку крышкой, закрутив её.
- перед рисованием предложить ребенку сначала покатать карандаш по столу ладонью, потом между ладонями, покрутить между пальцами.
- игры с разными конструкторами. Важно, чтобы они были с разным принципом соединения деталей.
- выкладывание дорожки для любимой игрушки, речки для рыбок, мостика для котенка из мелких камушков и ракушек.
- украшение теста изюмом перед выпечкой печенья.
- разминание обеими руками пластилина, лепка «колбасок», «шаров», «колечек» и других деталей, проведение лепки с использованием семян подсолнуха, косточек вишни, тыквы, скорлупы кедрового ореха и др. Например, путем вдавливания семян в пластилин, можно создать картину или панно, украсить вазу.
- упражнения с бумагой, которую можно мять, рвать, резать, создавая «шарики», «дорожки» и другие изображения. Из кусочков разорванной бумаги можно сделать интересную аппликацию. Белые полоски могут изображать облака, снег, а синие – небо, речку. Сминание бумаги развивает силу рук. С получившимися шариками можно провести игру «Попади в цель».
- своевременное овладение навыками самообслуживания: застегивания молний, пуговиц, кнопок, завязывания шнурков на обуви, узелков на платке, фартуке.
- посильное участие в домашних делах: сервировке стола, мытье игрушек. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей тренировкой для пальцев рук.
- развитие графической моторики. Особое место занимает штриховка, обведение фигур по трафарету на разную тематику: овощи, фрукты, животные и другие.
- выкладывание фигурок из счетных палочек или из спичек.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №24 «Космос»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Формирование у детей фонематических представлений»
Учитель-логопед
Нартдинова А.Ф.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.
I этап – узнавание неречевых звуков.
• Игра «Что звучало?»
На столе несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д. взрослый просит ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой, и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).
Можно использовать звукозаписи (бубен, вода, колокольчик, гудок машины и т.д). Ребенку предлагается внимательно послушать и сказать или показать, какой из инструментов звучит.
• Игра «Угадай, что я делаю?»
Перед малышом лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т. д. Далее предметы убираются за ширму, взрослый выполняет с ними определённые действия: режет бумагу, сминает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой и т. д. После каждого произведённого взрослым действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом – ребёнок.
• Игра «Кто кричал?»
Используемые картинки (кошка, котенок, свинья, поросенок, собака, щенок и тд.), звукозаписи голосов данных животных.
Ребенку предлагается внимательно послушать и угадать, кто так кричит, и поднять нужную картинку.
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
• Игра «Узнай по голосу»
В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, «АУ». Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.
• Игра «Эхо»
Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: «ав – ав», корова мычит: «мууу», кот мяукает: «мяу» и т. д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.
• Игра «Скажи, как я»
Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним.
Предложенные речевые игры закладывают фундамент для развития фонематических процессов, формирование которых предупреждает различные ошибки на письме и чтении, а также развивают познавательные процессы (мышление, память, внимание).
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №24 «Космос»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Формирование связной речи при составлении рассказов»
Учитель-логопед
Нартдинова А.Ф.
Папы и мамы, бабушки и дедушки, сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. В коррекционной работе с детьми, имеющими различные по степени выраженности нарушения речи, формирование связной речи – конечная цель всего коррекционного процесса, требующего кропотливой длительной работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.
При составлении повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок, кроме лексико-грамматических упражнений, нужно обязательно включать логические упражнения:
- Расстановка картинок в логической, временной последовательности;
- Восстановление специально пропущенного звена;
- Придумывание содержания дополнительной картинки в начале или в конце серии.
Повествовательные рассказы по сюжетной картинке составляют на основе предварительных лексико-грамматических и логических упражнений.
При обучении составлению описательных рассказов по предметным картинкам или предметам большое внимание уделяется рассматриванию, выделению качеств, признаков, деталей, особенностей строения, материала, цвета. Наглядной опорой служит план-схема для составления рассказа-описания.
Основа рассказов по представлению – личный опыт детей, поэтому рассказы носят произвольный характер, зависят от уровня и объема знаний ребенка об окружающем, состояния и уровня развития памяти, мышления, наблюдательности и других особенностей познавательной деятельности.
Рассказы по воображению (творческие) – самый сложный вид работы по обучению связной речи, к которой можно отнести:
- Придумывание конца или начала готового рассказа;
- Составление рассказов по аналогии с небольшими литературными произведениями;
- По опорным схемам;
- На тему.
Обучение детей творческому рассказыванию помогают вспомогательные вопросы, подсказывающие возможные варианты содержания рассказа, предваряющий вопросный план, готовое начало рассказа, различные виды наглядности.
Для осознанного и успешного усвоения учебного материала, развития коммуникативных способностей воспитанников предлагать родителям все рассмотренные виды детских рассказов оформлять в виде красочных сочинений, являющихся завершающим этапом работы над текстом, требующих тесного сотрудничества логопеда, воспитателей с родителями.
Сочинение – записанный родителями рассказ со слов ребенка, составленный на занятии с логопедом в детском саду.
Составление сочинений включают несколько этапов с опорой на наглядные, словесные и практические методы обучения.
- Подготовительная работа проводится логопедом или родителями по заданию логопеда. Включает беседу по теме, словарную работу, рассматривание какого-либо предмета или картины (серии картин) и ознакомление с ними, ознакомление с художественными произведениями, экскурсии.
- Составление рассказа детьми в совместной деятельности под руководством логопеда.
- Коррекция и закрепление материала вовремя непосредственно образовательной деятельности.
- Консультация для родителей, на которой подробно разъясняются задачи данной работы, даются рекомендации (проводится по каждому конкретному сочинению).
- Домашняя работа по составлению и оформлению рассказа ребенка совместно с родителями:
- рассказ ребенка;
- доработка, коррекция рассказа родителями;
- повторный рассказ ребенка с учетом замечаний и дополнений;
- запись и красочное оформление рассказа.
Работа по составлению рассказов-сочинений ведется с первого года обучения, т.е. в старшей группе. Темы сочинений-описаний подбираются в соответствии с лексической темой, изучаемой в течение недели, например, «Яблоко», «Капуста», «Берёза», «Заяц», «Кошка» и др. сочинение является итогом работы над лексической темой и какой-либо темой по грамматике и синтаксису.
Трудность у детей при составлении описаний вызывает необходимость придерживаться определенной последовательности при изложении материала. Большую помощь при этом оказывает план-схема. Сначала дети составляют рассказ с опорой на схему, а затем без неё.
Вот сочинение-описание, которое было составлено ребёнком после изучения темы «Игрушки» и знакомства со словами-признаками:
«Мяч – это игрушка. Он разноцветный, состоит из разных частей. Мяч круглый, большой. Он пластиковый. Мячик можно кидать, ловить, с ним можно плавать».
А вот пример составления сочинения-описания после изучения темы «Фрукты. Сад» и знакомства с построением сложных предложений с помощью сочинительного союза а:
«Яблоко и лимон – фрукты. Яблоко красное, а лимон желтый. Яблоко круглое, а лимон овальный. Яблоко большое, а лимон маленький. Яблоко и лимон твердые. Яблоко гладкое, а лимон шершавый. Яблоко сладкое, а лимон кислый. Эти фрукты сочные. Они растут на деревьях в саду. Из яблока можно приготовить яблочное пюре, испечь яблочный пирог, выжать яблочный сок, а из лимона можно сварить лимонный компот».
В конце первого года обучения детям предлагается составить и оформить в виде сочинения рассказ на тему «Как я провел лето». Родителям следует пояснить, что это может быть описание интересного события, которое запомнилось ребенку или произошло с ним летом. Сочинения дети должны принести после летних каникул, в сентябре. Цель данной работы – закрепление навыков рассказывания, полученных детьми в течение первого года обучения. В процессе второго года обучения проводится работа по данным сочинениям, даются задания по оформлению новых сочинений.
Приведем примеры вариантов детских сочинений о лете.
«Летом мы жили в деревне, катались на велосипеде, купались в озере, помогали маме поливать овощи. На огороде у нас росли огурцы, помидоры, морковь, капуста, перец. Папа строил баню, а мы с братом ему помогали. Мы подавали инструменты, приносили доски и красили баню краской. Потом мы с братом решили построить себе дом сами. Папа дал молоток, гвозди, доску, пилу. Сначала было трудно: гвозди гнулись, молоток попадал по пальцам. Мы очень старались, и к концу лета дом был готов. Я сколотил скамейку и стол, а моя сестра украсила дом цветами. Мама приносила нам в домик фрукты и печенье. Следующим летом мы пристроим к дому кухню».
Только при взаимодействии со взрослым ребенок овладеет умениями:
- расставлять картинки в логической и временной последовательности;
- восстанавливать специально пропущенное звено;
- придумывать содержание дополнительной картинки в начале или в конце серии;
- составлять описательные, повествовательные, сравнительные рассказы, по опорным словам;
- по опорным схемам;
- на тему.
Вот почему надо начинать учить детей составлять рассказы как можно раньше! Первые годы обучения – самые важные и благоприятные. Совместная деятельность по развитию связной речи принесёт богатые плоды только при тесном сотрудничестве логопеда, воспитателей, родителей и детей и при проведении пошаговой систематической коррекционной работы.
В логопедической работе главное – не опоздать!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №24 «Космос»
Памятка для родителей
«Артикуляционная гимнастика»
Подготовила
Учитель-логопед
Нартдинова А.Ф.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.
Благодаря артикуляционной гимнастике мы можем помочь ребенку освоить правильное звукопроизношение в домашних условиях.
Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др.), улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям, как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития.
Правила выполнения артикуляционной гимнастики:
- Проводите артикуляционную гимнастику регулярно. Занимайтесь каждый день по 5-10 мин. Каждое упражнение надо повторять 5-7 раз.
- Выполняйте упражнения перед зеркалом, обязательно сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Выполняя упражнения, ребенок должен чувствовать себя комфортно.
- Обязательно следите, чтобы ребенок выполнял упражнения медленно, плавно и четко.
- Статические положения языка надо удерживать 10-15 секунд, увеличивая время постепенно, начиная с 2-3 секунд.
- Хвалите ребенка и не показывайте своего разочарования, если у него что-то не получается.
- Если движения в процессе выполнения становятся не точными, дайте ребенку возможность отдохнуть.
- Проводить артикуляционную гимнастику лучше в игровой форме.
Комплекс артикуляционной гимнастики
• «Чашка»: открыть рот. Язык широкий. Тянемся боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаемся их. Язык в форме «чашечки». Удерживать в таком положении под счет от 10 до 15.
• «Лошадка»: открыть рот. Пощелкать кончиком языка. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Повторить несколько раз.
• «Грибок»: открыть рот. Широкий язык всей плоскостью присосать к нёбу. Язык будет напоминать тонкую шляпку, а связка – ножку гриба. Удерживать в таком положении под счет от 10 до 15.
• «Гармошка»: сделать «Грибок». Не отрывая языка от неба, открывать и закрывать рот. Повторить несколько раз.
• «Дятел»: рот открыть, показать зубы. Кончиком языка энергично стучать за верхними зубами: Д-Д-Д-Д-Д. Рот не прикрывать. Выполнять 10-15 секунд. Повторить несколько раз.
- «Часики»: рот приоткрыть, перемещать кончик языка из правого угла рта в левый. Повторить 5-10 раз.
- «Качели»: открыть рот. Попеременно поднимать и опускать кончик языка то на верхнюю, то на нижнюю губу. Повторить 5-10 раз.
- «Киска»: открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы, а спинка языка касается верхних зубов. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.
- «Чистим зубки»: открыть рот. Кончиком языка «чистим» сначала верхние зубы, затем нижние. Повторить несколько раз.
- «Парус»: открыть рот. Кончик языка поднять к бугоркам (альвеолам) за верхними зубами. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.
- «Индюки»: открыть рот. Быстро двигать кончиком языка по верхней губе. Получается: «бл-бл-бл…» Повторить несколько раз.
- «Вкусное варенье»: открыть рот. Широким языком «слизывать» варенье с верхней губы. Повторить несколько раз.
- «Улыбка»: широко улыбнуться, зубы не показывать. Удерживать в таком положении под счет до 5.
- «Заборчик»: улыбнуться, показать верхние и нижние зубки. Удерживать в таком положении под счет до 5.
- «Бегемотики»: широко раскрыть рот. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить упражнение несколько раз.
- «Иголочка»: узкий, напряженный язык высунуть как можно дальше. Удерживать в таком положении под счет до 5.
- «Блинчик»: широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10. Повторить несколько раз.
- «Месим тесто»: высунуть широкий язык между губами и пошлепать его: «пя-пя-пя». Повторить несколько раз.