Консультации буклеты и памятки для родителей


Предварительный просмотр:

Консультации учителя-логопеда родителям дошкольников. ФГОС



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №24 "Космос»

Перспективный план

работы учителя-логопеда Нартдиновой А.Ф.  

с родителями на 2021– 2022 учебный год

Цель работы учителя-логопеда с родителями: привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка; создание условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.

Задачи, решаемые в результате работы учителя-логопеда и родителей:

- оказание квалифицированной поддержки родителям;

- создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;

- вовлечение родителей в речевую работу с ребёнком;

- организация правильного отношения к речи детей в домашней обстановке;

- создание комфортной семейной среды для речевого развития ребёнка;

- пропаганда логопедических знаний среди родителей и (или) лиц их заменяющих.

- формирование адекватных взаимоотношений между взрослыми и их детьми.

Совместная работа логопедов с родителями определяет общий успех коррекционного обучения. 

Работа с родителями

1. Сбор анамнеза, анкетирование.

Сентябрь

2. Ознакомление с итогами обследования и планом логопедической работы.

Сентябрь

3. Педагогическое просвещение родителей.

Ежедневно

4. Методические рекомендации для закрепления правильной речи.

Еженедельно

5. Оформление родительского уголка.

Разделы: «Дидактические игры, развивающие речь дошкольника»

                 «Учим детей общаться».

                «Развитие мелкой моторики»

                «Игры для развития пассивного словаря».

Сентябрь

Декабрь

Март

Май

6. Индивидуальные беседы.

Еженедельно

7.  Консультации:

«Развитие артикуляционной моторики и звукопроизношения»

«Речь ребенка расцветает, а компьютер помогает»

«Формирование пространственно-временных представлений у детей с нарушениями речи»

«Составление связных рассказов по серии сюжетных картинок»

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

8. Совместная деятельность.

Театральная неделя «Что за прелесть, эти сказки»

Конкурс чтецов.

Песенный фестиваль «Звездная капель»

Ноябрь

Январь  

Март.

9. Подготовка  к   ПМПК

Февраль-май

10. Родительские собрания.

«Организация логопедической работы в группе»

«Речевое развитие ребёнка шестого года жизни в норме и при речевых нарушениях»

«Развитие фонематического восприятия»

Октябрь

Январь  

Апрель.

11. Рекомендации  на лето.

Май



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №24 «Космос»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Речь ребенка расцветает, а компьютер помогает»

Учитель-логопед

Нартдинова А.Ф.

На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

В нашем современном мире дети так или иначе пользуются гаджетами, в том числе и телефонами. И чтобы дети не просто сидели с телефоном в руках, а проводили время с пользой, я предлагаю вам, такую современную форму взаимодействия, как тренажер для развития речи в приложении – Яндекс с Алисой. Который называется навык «Легко сказать». Его легко установить, а у многих в телефонах уже при покупке имеется это приложение.  

Просто скажите: «Алиса, запусти навык «Легко сказать»». Выбираете персонажа, а дальше он сам все объяснит.

— Занятия бесплатны и проходят в игровой форме. Ребёнку будут помогать его любимые персонажи «фиксики», а также «звукли»-звёзды в образах фантастических героев.

«Звукли» персонажи, придуманные в Яндексе и персонажи «фиксики» не дадут ребёнку заскучать.

— Песни для отрабатывания звуков написаны детскими поэтами и популярными артистами по методике, составленной опытными учителями-логопедами.
— Одни персонажи знакомят ребёнка с профессиями будущего, а другие учат быть смелым, много читать, не бояться выступать на сцене и другим важным вещам, которые трудно даются детям с плохим произношением.

 Учителя-логопеды помогли написать песни, а также следили
за произношением артистов и другими важными моментами —
от сложности сюжетов до темпа музыки.

Как устроено занятие

Разминка

Сначала ребёнку нужно размяться. Персонаж рассказывает историю, а ребёнок выполняет артикуляционную гимнастику: улыбается, вытягивает губы, сворачивает язык в трубочку и другие.

Распевка

Каждому куплету песни предшествует запоминающийся припев — распевка. Она состоит из звуков в тех позициях, которые встречаются в куплете, и позволяет как следует их отработать.

Песня

Помогает хорошо проработать звук во всех позициях — ударных, безударных, в обратных и прямых слогах. Тексты составлены так, чтобы одни звуки не мешали тренировать другие — например, в словах на звук «Ж» не будет других шипящих.

Каждое занятие рассчитано примерно на шесть минут, что соответствует нормам СанПиНа  — за это время ребёнок успевает освоить новый куплет.
Все распевки, разминки и песни родители могут  найти на страницах персонажей.

Что надо знать перед началом занятий

 Первым делом родителям стоит проконсультироваться с логопедом. Чтобы знать, над какими звуками в данный момент специалист работает.

Тренажер рассчитан на этап, когда правильное произношение звука уже поставлено, но ещё не доведено до автоматизма. Если нужно поставить звук, конечно же занимается с ребенком логопед, а тренажёр поможет закрепить результат.

Если ребёнок нормально выговаривает звуки, тренажёр пригодится для общего развития речи.

Занятия разработаны для детей от 5 до 7 лет, но подходят всем.

Когда песня заканчивается, персонаж дарит ребёнку награду — красивую раскраску. Раскраски «звуклей» посвящены преодолению трудностей, раскраски «фиксиков» — профессиям будущего.

Компьютеризированные формы работы с детьми позволяют: более продуктивно корректировать речевые нарушения у дошкольников и ускорить процесс преодоления речевых нарушений; значительно расширяют зону ближайшего развития ребенка; способствуют интеллектуальному и социальному развитию детей; управлять познавательной деятельностью дошкольников, т.е. перейти из позиции дающего знания в позицию организатора собственно познавательной деятельности детей; мотивируют познавательную деятельность ребенка за счёт коммуникации, взаимопонимания; развивают эмоционально-волевую сферу детей; побуждают к активной творческой деятельности; создают положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества. активизируют непроизвольное внимание детей; повышают интерес детей к обучению и мотивацию детей к занятиям; позволяют эффективно взаимодействовать с родителями (законными представителями) детей; повышается результативность обучения.

Правила применения ИКТ продолжительность занятия на компьютере не более 10 минут; не чаще двух раз в неделю; может являться частью занятия; нагрузка строго индивидуальна; если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение зрения - после консультации с врачом; до и после занятия на компьютере проводится гимнастика для глаз.

Результаты применения компьютерных новинок делает сами занятия более интересными, современными, эмоциональными; позволяет формировать просодическую, фонетическую и фонематическую стороны речи, совершенствовать лексико-грамматические средства языка; стало возможным достижение максимально высоких результатов в преодолении речевых нарушений; является непременным условием ранней социализации детей.

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №24 «Космос»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Развитие мелкой моторики у детей, имеющих тяжелые нарушения речи, с помощью дидактических игр и упражнений»

Учитель-логопед

Нартдинова А.Ф.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи тесно связаны. Объясняется это тем, что в головном мозге речевой и моторные центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при работе пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Вот почему для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделять развитию мелкой моторики. В результате выполнения пальчиковых игр пальцы приобретают силу, хорошую подвижность, гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма и ручного труда. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики рук, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, внимание, связная речь.

Для развития мелкой моторики не обязательно покупать дорогостоящие игры, достаточно проявить фантазию и желание.

Например, благотворно влияют на развитие мелкой моторики такие упражнения, как:

- нанизывание на шнурок бусин, самодельных трубочек, колец, макаронин, деталей конструктора, даже мелких сушек;

- наматывание разноцветных ниток на катушки.

- сортировка мелких предметов, которая полезна тем, что ребенок двумя пальцами (указательным и большим) захватывает, как пинцетом, крупу по одной штучке, а остальные пальчики согнуты. Для этого в коробке перемешать бусины, ракушки, шишки, пуговицы и попросить ребенка помочь рассортировать все предметы по маленьким баночкам. Важно научить ребенка одной рукой держать баночку, а другой – брать предметы по одной детали. В конце можно предложить закрыть баночку крышкой, закрутив её.

- перед рисованием предложить ребенку сначала покатать карандаш по столу ладонью, потом между ладонями, покрутить между пальцами.

- игры с разными конструкторами. Важно, чтобы они были с разным принципом соединения деталей.

- выкладывание дорожки для любимой игрушки, речки для рыбок, мостика для котенка из мелких камушков и ракушек.

- украшение теста изюмом перед выпечкой печенья.

- разминание обеими руками пластилина, лепка «колбасок», «шаров», «колечек» и других деталей, проведение лепки с использованием семян подсолнуха, косточек вишни, тыквы, скорлупы кедрового ореха и др. Например, путем вдавливания семян в пластилин, можно создать картину или панно, украсить вазу.

- упражнения с бумагой, которую можно мять, рвать, резать, создавая «шарики», «дорожки» и другие изображения. Из кусочков разорванной бумаги можно сделать интересную аппликацию. Белые полоски могут изображать облака, снег, а синие – небо, речку. Сминание бумаги развивает силу рук. С получившимися шариками можно провести игру «Попади в цель».

- своевременное овладение навыками самообслуживания: застегивания молний, пуговиц, кнопок, завязывания шнурков на обуви, узелков на платке, фартуке.

- посильное участие в домашних делах: сервировке стола, мытье игрушек. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей тренировкой для пальцев рук.

- развитие графической моторики. Особое место занимает штриховка, обведение фигур по трафарету на разную тематику: овощи, фрукты, животные и другие.

- выкладывание фигурок из счетных палочек или из спичек.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №24 «Космос»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Формирование у детей фонематических представлений»

Учитель-логопед

Нартдинова А.Ф.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.

I этап – узнавание неречевых звуков.

•        Игра «Что звучало?»

На столе несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д. взрослый просит ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой, и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).

Можно использовать звукозаписи (бубен, вода, колокольчик, гудок машины и т.д). Ребенку предлагается внимательно послушать и сказать или показать, какой из инструментов звучит.

•        Игра «Угадай, что я делаю?»

Перед малышом лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т. д. Далее предметы убираются за ширму, взрослый выполняет с ними определённые действия: режет бумагу, сминает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой и т. д. После каждого произведённого взрослым действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом – ребёнок.

•        Игра «Кто кричал?»

Используемые картинки (кошка, котенок, свинья, поросенок, собака, щенок и тд.), звукозаписи голосов данных животных.

Ребенку предлагается внимательно послушать и угадать, кто так кричит, и поднять нужную картинку.

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

•        Игра «Узнай по голосу»

В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, «АУ». Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.

•        Игра «Эхо»

Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: «ав – ав», корова мычит: «мууу», кот мяукает: «мяу» и т. д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.

        Игра «Скажи, как я»

Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним.

Предложенные речевые игры закладывают фундамент для развития фонематических процессов, формирование которых предупреждает различные ошибки на письме и чтении, а также развивают познавательные процессы (мышление, память, внимание).



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №24 «Космос»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Формирование связной речи при составлении рассказов»

Учитель-логопед

Нартдинова А.Ф.

     Папы и мамы, бабушки и дедушки, сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. В коррекционной работе с детьми, имеющими различные по степени выраженности нарушения речи, формирование связной речи – конечная цель всего коррекционного процесса, требующего кропотливой длительной работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.

 

  При составлении повествовательных рассказов по серии сюжетных картиноккроме лексико-грамматических упражнений, нужно обязательно включать логические упражнения:

  • Расстановка картинок в логической, временной последовательности;
  • Восстановление специально пропущенного звена;
  • Придумывание содержания дополнительной картинки в начале или в конце серии.

  Повествовательные рассказы по сюжетной картинке составляют на основе предварительных лексико-грамматических и логических упражнений.

При обучении составлению описательных рассказов по предметным картинкам или предметам большое внимание уделяется рассматриванию, выделению качеств, признаков, деталей, особенностей строения, материала, цвета. Наглядной опорой служит план-схема для составления рассказа-описания.

  Основа рассказов по представлению – личный опыт детей, поэтому рассказы носят произвольный характер, зависят от уровня и объема знаний ребенка об окружающем, состояния и уровня развития памяти, мышления, наблюдательности и других особенностей познавательной деятельности.

Рассказы по воображению (творческие) – самый сложный вид работы по обучению связной речи, к которой можно отнести:

  • Придумывание конца или начала готового рассказа;
  • Составление рассказов по аналогии с небольшими литературными произведениями;
  • По опорным схемам;
  • На тему.

   Обучение детей творческому рассказыванию помогают вспомогательные вопросы, подсказывающие возможные варианты содержания рассказа, предваряющий вопросный план, готовое начало рассказа, различные виды наглядности.

  Для осознанного и успешного усвоения учебного материала, развития коммуникативных способностей воспитанников предлагать родителям все рассмотренные виды детских рассказов оформлять в виде красочных сочинений, являющихся завершающим этапом работы над текстом, требующих тесного сотрудничества логопеда, воспитателей с родителями.

  Сочинение – записанный родителями рассказ со слов ребенка, составленный на занятии с логопедом в детском саду.

  Составление сочинений включают несколько этапов с опорой на наглядные, словесные и практические методы обучения.

  1. Подготовительная работа проводится логопедом или родителями по заданию логопеда. Включает беседу по теме, словарную работу, рассматривание какого-либо предмета или картины (серии картин) и ознакомление с ними, ознакомление с художественными произведениями, экскурсии.
  2. Составление рассказа детьми в совместной деятельности под руководством логопеда.
  3. Коррекция и закрепление материала вовремя непосредственно образовательной деятельности.
  4. Консультация для родителей, на которой подробно разъясняются задачи данной работы, даются рекомендации (проводится по каждому конкретному сочинению).
  5. Домашняя работа по составлению и оформлению рассказа ребенка совместно с родителями:
  • рассказ ребенка;
  • доработка, коррекция рассказа родителями;
  • повторный рассказ ребенка с учетом замечаний и дополнений;
  • запись и красочное оформление рассказа.

   Работа по составлению рассказов-сочинений ведется с первого года обучения, т.е. в старшей группе. Темы сочинений-описаний подбираются в соответствии с лексической темой, изучаемой в течение недели, например, «Яблоко», «Капуста», «Берёза», «Заяц», «Кошка» и др. сочинение является итогом работы над лексической темой и какой-либо темой по грамматике и синтаксису.

  Трудность у детей при составлении описаний вызывает необходимость придерживаться определенной последовательности при изложении материала. Большую помощь при этом оказывает план-схема. Сначала дети составляют рассказ с опорой на схему, а затем без неё.

  Вот сочинение-описание, которое было составлено ребёнком после изучения темы «Игрушки» и знакомства со словами-признаками:

«Мяч – это игрушка. Он разноцветный, состоит из разных частей. Мяч круглый, большой. Он пластиковый. Мячик можно кидать, ловить, с ним можно плавать».

А вот пример составления сочинения-описания после изучения темы «Фрукты. Сад» и знакомства с построением сложных предложений с помощью сочинительного союза а:

«Яблоко и лимон – фрукты. Яблоко красное, а лимон желтый. Яблоко круглое, а лимон овальный. Яблоко большое, а лимон маленький. Яблоко и лимон твердые. Яблоко гладкое, а лимон шершавый. Яблоко сладкое, а лимон кислый. Эти фрукты сочные. Они растут на деревьях в саду. Из яблока можно приготовить яблочное пюре, испечь яблочный пирог, выжать яблочный сок, а из лимона можно сварить лимонный компот».

 В конце первого года обучения детям предлагается составить и оформить в виде сочинения рассказ на тему «Как я провел лето».  Родителям следует пояснить, что это может быть описание интересного события, которое запомнилось ребенку или произошло с ним летом. Сочинения дети должны принести после летних каникул, в сентябре. Цель данной работы – закрепление навыков рассказывания, полученных детьми в течение первого года обучения. В процессе второго года обучения проводится работа по данным сочинениям, даются задания по оформлению новых сочинений.

   

    Приведем примеры вариантов детских сочинений о лете.

«Летом мы жили в деревне, катались на велосипеде, купались в озере, помогали маме поливать овощи. На огороде у нас росли огурцы, помидоры, морковь, капуста, перец. Папа строил баню, а мы с братом ему помогали. Мы подавали инструменты, приносили доски и красили баню краской.  Потом мы с братом решили построить себе дом сами. Папа дал молоток, гвозди, доску, пилу. Сначала было трудно: гвозди гнулись, молоток попадал по пальцам. Мы очень старались, и к концу лета дом был готов. Я сколотил скамейку и стол, а моя сестра украсила дом цветами. Мама приносила нам в домик фрукты и печенье. Следующим летом мы пристроим к дому кухню».

Только при взаимодействии со взрослым ребенок овладеет умениями:

  • расставлять картинки в логической и временной последовательности;
  • восстанавливать специально пропущенное звено;
  • придумывать содержание дополнительной картинки в начале или в конце серии;
  • составлять описательные, повествовательные, сравнительные рассказы, по опорным словам;
  • по опорным схемам;
  • на тему.

   Вот почему надо начинать учить детей составлять рассказы как можно раньше! Первые годы обучения – самые важные и благоприятные. Совместная деятельность по развитию связной речи принесёт богатые плоды только при тесном сотрудничестве логопеда, воспитателей, родителей и детей и при проведении пошаговой систематической коррекционной работы.

В логопедической работе главное – не опоздать!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №24 «Космос»

Памятка для родителей

«Артикуляционная гимнастика»

                                                                                                                                                                                                     Подготовила

Учитель-логопед

 Нартдинова А.Ф.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Благодаря артикуляционной гимнастике мы можем помочь ребенку освоить правильное звукопроизношение в домашних условиях.

Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др.), улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям, как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития.

Правила выполнения артикуляционной гимнастики:

  1. Проводите артикуляционную гимнастику регулярно. Занимайтесь каждый день по 5-10 мин. Каждое упражнение надо повторять 5-7 раз.
  2. Выполняйте упражнения перед зеркалом, обязательно сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Выполняя упражнения, ребенок должен чувствовать себя комфортно.
  3. Обязательно следите, чтобы ребенок выполнял упражнения медленно, плавно и четко.
  4. Статические положения языка надо удерживать 10-15 секунд, увеличивая время постепенно, начиная с 2-3 секунд.
  5. Хвалите ребенка и не показывайте своего разочарования, если у него что-то не получается.
  6. Если движения в процессе выполнения становятся не точными, дайте ребенку возможность отдохнуть.
  7. Проводить артикуляционную гимнастику лучше в игровой форме.

Комплекс артикуляционной гимнастики

•        «Чашка»: открыть рот.  Язык широкий. Тянемся боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаемся их.  Язык в форме «чашечки». Удерживать в таком положении под счет от 10    до 15.

•        «Лошадка»: открыть рот. Пощелкать кончиком языка. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Повторить несколько раз.

•        «Грибок»: открыть рот. Широкий язык всей плоскостью присосать к нёбу. Язык будет напоминать тонкую шляпку, а связка – ножку гриба. Удерживать в таком положении под счет от 10 до 15.

•        «Гармошка»: сделать «Грибок». Не отрывая языка от неба, открывать и закрывать рот. Повторить несколько раз.

•        «Дятел»: рот открыть, показать зубы. Кончиком языка энергично стучать за верхними зубами: Д-Д-Д-Д-Д.  Рот не прикрывать. Выполнять 10-15 секунд. Повторить несколько раз.

  •  «Часики»: рот приоткрыть, перемещать кончик языка из правого угла рта в левый. Повторить 5-10 раз.
  • «Качели»: открыть рот. Попеременно поднимать и опускать кончик языка то на верхнюю, то на нижнюю губу. Повторить 5-10 раз.
  • «Киска»: открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы, а спинка языка касается верхних зубов. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.
  • «Чистим зубки»: открыть рот. Кончиком языка «чистим» сначала верхние зубы, затем нижние. Повторить несколько раз.
  • «Парус»: открыть рот. Кончик языка поднять к бугоркам (альвеолам) за верхними зубами. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.
  • «Индюки»: открыть рот. Быстро двигать кончиком языка по верхней губе. Получается: «бл-бл-бл…» Повторить несколько раз.
  • «Вкусное варенье»: открыть рот. Широким языком «слизывать» варенье с верхней губы. Повторить несколько раз.
  •  «Улыбка»: широко улыбнуться, зубы не показывать. Удерживать в таком положении под счет до 5.
  • «Заборчик»: улыбнуться, показать верхние и нижние зубки. Удерживать в таком положении под счет до 5.
  • «Бегемотики»: широко раскрыть рот. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить упражнение несколько раз.
  • «Иголочка»: узкий, напряженный язык высунуть как можно дальше. Удерживать в таком положении под счет до 5.
  • «Блинчик»: широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.  Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10. Повторить несколько раз.
  • «Месим тесто»: высунуть широкий язык между губами и пошлепать его: «пя-пя-пя». Повторить несколько раз.