Главные вкладки
Внеклассная работа по предмету
Разработки внеклассных мероприятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лингвистический турнир, 5 класс | 107.19 КБ |
Презентация к Лингвистическому турниру, 5 класс | 1.76 МБ |
Фразеологический турнир | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТУРНИР
Цель: формирование общеучебных компетенций по русскому языку через коллективно- познавательную, частично поисковую деятельность.
Задачи: - обучающая: углубить и расширить знания учащихся о языке;
- развивающая: развивать навыки логического мышления, повышать грамотность учащихся;
- воспитательная: прививать любовь к русскому языку, вызвать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла;
План проведения:
- Представление команд
- Теоретический тур «Блиц-опрос»
- Морфемный тур «Минуточка»
- Лексический тур( «Черный ящик»)
- Фразеологический тур(«Пантомима со зрителями»)
- Синтаксический тур (Задание на карточке)
- Морфологический тур «Конкурс капитанов» (Задание на карточке)
- Подведение итогов.
Ход игры: Условия игры: зрители каждой команды сидят отдельно, за подсказки и выкрики – команде минус балл за каждую подсказку. Соблюдать тишину.
- «Представление команд»
Ведущий: Добрый день, участники лингвистического турнира. Сегодня вам предстоит побороться за звание «Знатоков русского языка».. В этом поединке вашим лучшим другом и помощником будет русский язык!
Помощник:
Пусть будут интересны всем
Словесной битвы результаты.
Сейчас командам слово мы дадим
Успехов всем! Вперед ребята!
Условия состязания: Участники должны представить команду, девиз, эмблему, уметь отвечать на вопросы ведущего ( расскажите о своем капитане, что вас всех объединяет, чего вы ждете от предстоящей игры)
- «Теоретический» (разминка)Помощник:
Надо ум свой напрягать,
Чтоб на вопросы отвечать
От неудач не вешайте нос,
Вот вам конкурс «Блиц-опрос”.
Условия состязания: за 1 минуту ответить на максимальное количество вопросов, участвует вся команда (Вопросы в приложении)
- Морфемный тур. «Минуточка» За одну минуту найти лишнее слово и записать в лист ответа. После сигнала записывать нельзя. За выкрики и подсказки – штрафной балл. В конце каждая команда должна озвучить свой список. СЛАЙД 1- задание, слайд – 2 ответы. СТОП ИГРА!
А) Рисунок, рисовать, рисовая (каша).
Водитель, вода, водить.
Запах, пахать, пахарь.
Море, измор, морской (берег).
Б) Приставка такая же, как в слове полёт.
Корень такой же, как в слове дарить.
Суффикс такой же, как в слове дружок.
Окончание такое же, как в слове лес.
В)СЛАЙД5 – задание, 6- ответ. По кругу написано шесть букв. Сколько слов – имён существительных – можно прочитать? ОТВЕТ: сок, кол, око, село, осёл, сокол, лес, лесок, колесо. Балл за каждое найденное и записанное слово. ИТОГО за задание 9 баллов.
- Лексический тур «Черный яшик» .Вспомните игру «Что?Где?Когда?». Ведущий читает подсказку, знатоки обсуждают и отвечают.
Господа конкурсанты к барьеру!
Предстоит необычная схватка:
Вопрос на эрудицию скорее,
В черном ящике к нему отгадка.
Я прочитаю три подсказки, каждая из них объясняет лексическое значение одного и того же слова, спрятанного в ящике. Время на обдумывание ответа 30 секунд.
2 Давным- давно она была на вес золота. Она была только у богатых. Ее нужно съесть 16,38 кг, чтобы чему – нибудь научиться.
- Он по немецки «брод». Он бывает чужой. Бывает насущный.
Хлеб да соль у нас не случайно.
Помощник: У славян, а также у других народов хлеб и соль играют роль символа: хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалась оберегом, способным защитить человека от враждебных сил.
С хлебом и солью до сих пор встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Этот обряд означает, что он вступил с ними в дружеские отношения и готов съесть вместе с ними «пуд соли» , т. е. разделить все их беды и заботы.
Отказ от угощения считался оскорблением. Недаром говорится «от хлеба-соли и царь не отказывается» . Выражение "ты забыл мой хлеб да соль" считалось самым большим упреком неблагодарному человеку.
"Хлеб да соль", – говорят, входя в дом, застав хозяев за едой, желая им благополучия.
- Фразеологический тур:
Задание: 2 минуты – время инсценировки, команда показывает 5 фразеологизмов, Инсценировать фразеологизмы (Например, считать ворон, точить лясы) в форме пантомимы. Отгадывает только ваша группа поддержки (зрители).. За словесную подсказку со стороны команды – не засчитывается ответ. Задания выдаются по очереди и сразу засекается время. Жребий определяет порядок выступления.
Руки чешутся | Кусать себе локти |
Прикусить язык | Зарубит себе на носу |
Топтаться на одном месте | Обвести вокруг пальца |
Строить глазки | Клевать носом |
Водить за нос | Засучив рукава |
- Синтаксический тур. Задание на скорость. Кто быстрее составит предложение.
Помощник
Внимание, внимание, новое задание!
Пассивных сейчас быть не должно-
Помните: “Один за всех, и все за одного!”
Составьте предложение, выполнив предварительные действия: СЛАЙД 7
1. Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.
2. Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».
3. Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.
4. Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».
5. Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».
6. Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.
- Морфологический тур «Конкурс капитанов». СЛАЙД 8 Капитаны могут решить судьбу команды.
(карточка и слайд)К каким частям речи относятся слова:быт – быть, ел – ель, жал – жаль, плач – плачь , шест – шесть, ясен – ясень?
Каждое правильное слово – балл команде.
- Подведение итогов
Пришла прощания пора
Завершены соревновани
Успех решала не судьба,
А только ваши знания
ПРИЛОЖЕНИЕ Конкурс «Блиц-опрос» (дальше –если не знаете ответ)
Вопросы для первой команды | Вопросы для второй команды | |
1 | Часть речи, обозначающая предмет (Существительное) | Член предложения, отвечающий на вопрос, какой? чей? (Определение) |
2 | Неопределённая форма глагола. (Инфинитив) | Изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение) |
3 | Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (Антонимы) | назовите синоним к слову Родина (Отечество ,Отчизна) |
4 | Часть слова без окончания. (Основа) | Он бывает между корнем и окончанием в слове (Суффикс) |
5 | Сколько букв в русском алфавите? (33) | Каким членом предложения является обращение? (Обращение не является членом предложения.) |
6 | Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы. (Фонетика) | Какую часть слова можно в земле найти? (Корень.) |
7 | Как называется изменение имен существительных?(склонение) | Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета?(прилагательное) |
8 | Назовите вопросы творительного падежа? (кем?чем?) | Предложение с одной грамматической основой называется (простым) |
9 | Назовите формообразующую морфему? (окончание) | Сколько падежей в русском языке? 6 |
10 | Имеют ли наречия окончания | как называются слова похожие по написанию и произношению, но различные по смыслу. (Омонимы.) |
11 | Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое) | Какими бывают члены предложения? (Главными и второстепенными) |
12 | Какого рода бывают имена существительные? (Мужского, женского и среднего) | какого рода существительное «кофе» |
13 | поставьте существительное «пальто» в родительном падеже | Как называется часть речи, которая обозначает действие предметов? (Глагол) |
14 | Как называется общая часть родственных слов? (Корень) | Как по-другому называются родственные слова? (Однокоренные) |
15 | На какие вопросы отвечает глагол | Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? (Приставка) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Рисунок, рисовать, рисовая (каша). 2. Водитель, вода , водить. 3. Запах , пахать, пахарь. 4. Море, измор , морской (берег).
ВОПРОС Составьте слово! Приставка такая же, как в слове полёт . Корень такой же, как в слове дарить . Суффикс такой же, как в слове дружок . Окончание такое же, как в слове лес .
ПОДАРОК
По кругу написано шесть букв. Сколько слов – имён существительных – можно прочитать? К О О С Л Е
К О О С Л Е ОТВЕТ: сок, кол, око, село, осёл, сокол, лес, лесок, колесо
Составьте предложение, выполнив предварительные действия: 1. Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение. 2. Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают». 3. Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение. 4. Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской». 5. Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер». 6 . Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением .
ВОПРОС К каким частям речи относятся слова: быт – быть, ел – ель, жал – жаль, плач – плачь, шест – шесть, ясен – ясень? ОТВЕТ
ОТВЕТ быт (сущ.) – быть (глагол), ел (глагол) – ель (сущ.), жал (глагол) – жаль (наречие), плач (сущ.) – плачь (глагол), шест (сущ.) – шесть ( числ .), ясен ( кр . прил ) – ясень (сущ.).