Система оценивания образовательных достижений
Система оценивания образовательных достижений:
Структура системы оценки:
В соответствии с ФГОС результаты образования включают:
– предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);
– метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
– личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.)
В педагогических измерениях выделяю три уровня результатов образования
Первый уровень – планируемый, тот, который заложен в государственных образовательных стандартах и реализован в учебниках и методических пособиях.
Второй уровень – реализуемый – характеризует те результаты, к которым стремится учитель, – в зависимости от своих личностных установок, отношения к предмету, профессиональной квалификации.
Третий уровень – достигнутый, уровень реальных достижений учащихся.
Особенности системы оценивания образовательных достижений:
- комплексный подход к оценке результатов образования;
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка успешности учащихся в освоении содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений, сочетание накопленной и итоговой оценки;
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenivaniya_obrazovatelnyh_dostizheniy.docx | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания образовательных достижений:
Текущий контроль по русскому языку и литературе соответствует системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы.
Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости учащихся определяются мною с учетом образовательной программы МБОУ «Кяхтинская СОШ №3».
Методы и формы оценки достижений учащихся, взаимно дополняющих друг друга и охватывающих разнообразные виды деятельности, используемых мною:
- стандартизированные письменные и устные работы (устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования);
- проекты, творческие и исследовательские работы,
- самоанализ и самооценка;
- наблюдения, домашние, проверочные, контрольные работы;
- письменные ответы на вопросы теста.
Фиксация результатов текущего контроля осуществляется в 5-11 классах по пятибалльной системе.
Данные текущего контроля используются мною для обеспечения ритмичной учебной работы обучающихся, привития им умения четко организовывать свой труд, своевременного выявления отстающих и оказания им содействия в изучении учебного материала, для организации индивидуальных занятий творческого характера с наиболее подготовленными обучающимися, а также для совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.
Промежуточная аттестация - результат внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающегося, отражающая динамику формирования их способностей к решению учебно-практических, учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т.е. является внутренней оценкой.
При выставлении оценок за четверть, полугодие преимущественное значение имеют результаты итогового контроля. При спорной оценке за четверть, полугодие ученику необходимо предложить сдать зачет по основным вопросам изученных тем.
Сроки проведения промежуточной аттестации (выставление учителем- предметником отметок за четверть (полугодие), год) определяются учебным планом, графиком МБОУ «Кяхтинская СОШ №3».
Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется по пятибалльной системе в 5-11 классах.
При определении требований оценкам по дисциплинам руководствуюсь следующим:
- Оценки 5 - «отлично» заслуживает обучающийся, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные учебной программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой;
- Оценки 4 - «хорошо» заслуживает обучающийся, обнаруживший полное знание программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе;
- Оценки 3 - «удовлетворительно» заслуживает обучающийся, обнаруживший знание основного программного материала в объёме, необходимом для дальнейшей учёбы, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой;
- Оценка 2 - «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.
- Оценка 1 – «единица» выставляется обучающемуся в случае неусвоения учебной программы.
Технология оценивания на уровне основного общего образования
Личностные результаты обучающихся фиксируются через сформированность личностных универсальных учебных действий, определяемую по трём основным блокам: сформированность основ гражданской идентичности личности;
готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования; сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
Метапредметные результаты обучающихся определяются через сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов.
Промежуточный контроль проводят учителя в разных формах: диктант, изложение, сочинение, самостоятельная тематическая работа, контрольная тематическая работа, защита проектов, устный опрос и др.
В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария службой сопровождения ОО. Оценка этих достижений проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося, и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.
Особенности оценки метапредметных результатов на ступени основной школы заключаются в комплексном использовании материалов:
- стартовой и финишной диагностики (два раза в год);
- текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
- промежуточных тематических и итоговых комплексных работ на межпредметной основе;
- текущего выполнения учебно-практических и учебно-познавательных заданий;
- защиты индивидуального проекта.
Особенности оценки предметных результатов заключаются в использовании уровневого подхода, предполагающего выделение базового уровня достижений. Реальные достижения обучающихся основной школы могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.
Выделены следующие уровни достижений обучающихся:
- максимальный уровень достижения планируемых результатов, оценка «превосходно»;
- повышенный программный уровень достижения планируемых результатов; - программный уровень достижения планируемых результатов;
- необходимый базовый уровень достижения планируемых результатов;
- ниже необходимого уровня достижения планируемых результатов.
Процедуры оценивания
Оценка достижения метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов служат результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам.
Оценка достижения метапредметных результатов ведётся также в рамках системы промежуточной аттестации. Для оценки динамики формирования и уровня сформированности метапредметных результатов в системе внутреннего мониторинга образовательных достижений все вышеперечисленные данные фиксируются и анализируются в «Портфеле достижений» ученика основной школы.
Внутренний мониторинг образовательных достижений ведётся каждым учителем-предметником и фиксируется с помощью оценочных листов, классных журналов.