Инновационная деятельность

Намсараева Виктория Валерьевна

Тема: Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.

   ФГОС   определяют  функциональную грамотность как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

   Индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

- коммуникативные УУД ( владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми);

- познавательные УУД (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, определять основную и второстепенную информацию);

- регулятивные УУД (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекци). 

Функционально грамотная личность - это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определѐнными качествами, ключевыми компетенциями.

 

Цель работы: создание условий для  формирования функциональной грамотности  учащихся.

Задачи:

- изучение методической литературы, опыта коллег;

-повышение квалификации по функциональной грамотности посредством курсов;

-изучение банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности, разработанного Институтом развития стратегии образования и др.;

- использование заданий по формированию функциональной грамотности в педагогической деятельности;

-освоение методик конструирования заданий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся;

- составление различных типов задач для развития функциональной грамотности.

 

Этапы реализации:

1. Подготовительный этап (2021-2022):

- изучение теоретического материала и методики работы;

- прохождение курсовой подготовки по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы( пройдены курсы "Совершенствование предметных и методических компетенций педагогических работников (в том числе в области формирования  функциональной грамотности) в рамках реализации федерального проекта "Учитель будущего");

- прогнозирование результатов.

2. Практическая  реализация (2023-2024):

- разработка системы   заданий    по  развитию  читательской  грамотности,  формированию функциональной грамотности  на уроках русского языка и литературы.

3. Обобщающий этап (2025-2026):

-  внедрение в практику преподавания,

-  распространение опыта по формированию функциональной грамотности обучающихся.

-оценка результатов инновационной деятельности по формированию функциональной грамотности

Скачать:


Предварительный просмотр:

IV Открытые педагогические чтения

«Методический инструментарий для оценивания образовательных достижений обучающихся в освоении ООП с учётом требований ФГОС»

Направление : Эффективное использование учебно-познавательных, учебно-практических и продуктивных задач на уроках как средство формирования и развития УУД

Тема :    Продуктивные задания как средство формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.

Автор: Примакова Н.А.,

учитель русского языка

и литературы высшей категории

 МАОУ   «Туртасская средняя

 общеобразовательная школа

Уватского муниципального
района Тюменской области»

 

2021г.

Главное не знания, а умение ими пользоваться

                                                                                     А.А.Леонтьев

       Практика показала, что российские школьники недостаточно хорошо владеют   функциональной грамотностью: отстают от своих иностранных сверстников   в умении работать с информацией, решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы, в умении применять   приобретаемые в школе   знания в  жизни. Типичными ошибками эксперты  называют следующие:   не умеют   определять суть вопроса,  разделять главную и второстепенную информацию, плохо ориентируются в структуре задания, не умеют составлять план работы, а затем анализировать её по предложенным критериям.  Поэтому сегодня  на первый план выдвигается  не получение  конкретных знаний, а  умение учиться, т.е. получать новые знания и применять их на практике.  Современное школьное образование должно быть нацелено на развитие тех компетенций, навыков и умении,    которые позволят теоретическим знаниям    стать прикладными и будут использоваться в повседневной жизни.

        В   сборнике « III Открытые педагогические чтения» я рассматривала вопрос формирования функциональной грамотности на уроках русского языка. Думаю, что продуктивные задачи также являются одним из эффективных инструментов формирования  метапредметности обучения и овладения всеми видами компетенций. Данную  статью можно считать логическим  продолжением предшествующей, так как помочь  овладению функциональной  грамотностью, на мой взгляд, могут продуктивные задания и учебные задачи, которые можно успешно применять на уроках русского языка и литературы.

         Статья является практико-ориентированной. Цель работы - доказать, что формировать функциональную грамотность учащихся на уроках русского языка можно с помощью продуктивных заданий;  показать, как можно  создавать и использовать продуктивные задания.

1.Понятие продуктивных заданий.

Какие   же задания можно считать  продуктивными, и чем они отличаются от остальных? Сравним их с репродуктивными.
      Репродуктивные задания
 – это задания, результат выполнения которых (ответ на вопрос) содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде. Они помогут получить предметные знания и умения. 
   Продуктивные задания
 – это задания, результат выполнения которых (ответ на вопрос) не содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде, в тексте и иллюстрациях есть подсказки, помогающие их выполнить. Они часто проверяют, сможет ли ученик в жизни воспользоваться полученными знаниями, и поэтому они, как правило, более интересные.
         Роль продуктивных заданий – направить   работу по предмету на достижение личностных и метапредметных результатов.
         Например,  М. Р. Львов рассматривает продуктивную  учебную задачу как цель познавательной деятельности: «она всегда содержит вопрос (задание, цель - определяющую часть задачи), данные, на которые можно опереться в её решении, условия выполнения, предполагает порядок выполнения (план решения  или алгоритм), который, как правило, должен найти  решающий задачу ученик, и предполагает результат реше-ния - ответ. Перед учеником ещё стоит необходимость проверки решения: способ проверки - это как бы новая задача, подчас нелегкая» (курсив мой).
     
Е.Л. Мельникова считает, что продуктивные задания- это творческое воспроизведение знаний. Каждый ученик должен сам и по-своему выразить полученное на уроке знание и представить собственный продукт.  
       Если сравнить продуктивные и репродуктивные задания, то можно выделить ряд существенных отличий. Ответ   на репродуктивное задание находится в готовом, легко воспроизводимом виде. Это прямые вопросы, на которые всегда можно найти ответ в учебнике, заучить, а затем воспроизвести в нужный момент. Готового ответа на продуктивное задание   в учебнике нет: информацию нужно найти самостоятельно   в тексте   и вне его: в таблицах, схемах, рисунках. Эти задания сложнее, но интереснее. Они позволяют развивать универсальные учебные действия, применять свои знания на практике, т.е.,  достигать метапредметных результатов.
      Разницу в формулировках продуктивных (ПЗ) и репродуктивных заданий  (РЗ)можно проследить на  следующих примерах:

Репродуктивные задания:

Продуктивные задания:

1. Назовите признаки такого литературного жанра как повесть?

 Докажите, что произведение В.Катаева  «Сын полка»  является повестью.

2.Дайте определение сложноподчинённого и сложносочинённого предложения

Составьте письменный ответ на одну из тем: «Как найти в сложноподчинённом предложении придаточную часть», «Средства связи частей сложноподчинённого предложения». Используйте в своём ответе сложноподчиненные предложения. Составьте их схемы.

3.Выпишите  из текста глаголы  I и  II спряжения.

Поработай в паре: один находит  в тексте  глаголы  I  спряжения, другой  II спряжения. Оба объясняют свой выбор.

4.Дайте определение причастия.

Как отличить  причастие от другой части речи?

5.Что такое имя числительное?

Почему числительное относят к классу имён?

6.Что такое числительное?

Обобщи, что ты знаешь об именах числительных: что они называют и нужны ли они в речи, на какие вопросы отвечают и как изменяются?

Проанализировав вопросы, мы видим, что РЗ предполагает конкретный ответ на вопрос, который есть в учебнике, ПЗ – творческую переработку информации.
           
 По форме продуктивные задания можно разделить   на устные и письменные. 
К устным продуктивным заданиям можно отнести следующие задания:
-Задай вопросы по теме урока.
-Сформулируй тему урока, главную мысль, пункты плана урока
-Придумай научно-популярное название уроку.
-Объясни тему урока младшим детям как можно проще с примерами.
Письменные продуктивные задания:
-Запиши слова на новое изучаемое правило.
-Составь опорный сигнал (символ , схему, таблицу, словарь опорных слов по данной теме).
- Придумай метафоры, загадки, стихотворение по теме.
- Раскрой тему урока в форме сказки.

          Формулировка  продуктивных задач должна содержать  корректно и лаконично, сформулированное проблемное задание. Для этого  рекомендую  использовать   речевые клише, предложенные  Т.И Павловой и Т.В. Белоусовой:

Каким образом можно…использовать для…?

Что подразумевается под…?

На что похоже…?

Каким образом…связано с тем, что мы изучили ранее?

В чем разница между …и…?

Какой аргумент можно привести против…?

Что, на ваш взгляд, является причиной… и почему?

Чем вы можете аргументировать свой ответ?

Что случится, если…?

В чем сильные и слабые стороны…?

Что мы уже знаем о…?

Каким образом…влияет на…?

Объясните, почему…? Объясните, как…?

В чем смысл…? Почему важно..?

Чем похожи…и…?

Какой…является лучшим и почему?

Сравните … и … на основании…

Согласны ли вы с утверждением, что…?

2. Алгоритм разработки продуктивных заданий

    Выполнение учебно-продуктивных задач предполагает комплексное выполнение разных видов заданий ( поиск, структурирование, анализ, творческие задания и т.д.), поэтому для их  решения  целесообразно использование определённого алгоритма. Предлагаю для работы один из вариантов.

  1. Осмысли цель задания. (Что надо сделать?)
  2. Найди нужную информацию (текст, рисунок, схему…).
  3. Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…).
  4. Запиши, если необходимо, свое решение ( в виде таблицы, списка, текста) или мысленно составь ответ, например, используя слова: « я считаю, что…», «потому что…», « во-первых,…», во-вторых,…» и т.д.
  5. Дай полный ответ (если необходимо), не ожидая  наводящих вопросов.

            Итак, алгоритм работы с учебной задачей таков: вопрос - данные условия - порядок решения - ответ - его проверка.
     
Отметим, что алгоритм работы с познавательной задачей будет зависеть от ее вида. Вид познавательной задачи мы определим в зависимости от языкового уровня и языковых единиц, с которыми обучающиеся выполняют учебные действия.

    Методисты  выделяют следующие виды продуктивных задач по русскому языку:

  • 1) на произносительном уровне - фонетические задачи;
  • 2) на морфемном - морфемные задачи;
  • 3) на лексическом уровне - лексические задачи;
  • 4) на морфологическом уровне - морфологические задачи;
  • 5) при работе на синтаксическом уровне - синтаксические задачи;
  • 6) при работе на уровне текста и связной речи - текстовые или речевые задачи

   Для формирования универсальных учебных действий на  уроках русского языка и литературы можно использовать следующие задания :

- регулятивные: работа с правилом, составление плана текста, различных инструкций и алгоритмов, плана самооценки деятельности;

-познавательные: моделирование, диалог с текстом, сравнительные характеристики героев, произведений; задания на соответствие;

- коммуникативные: ведение диалога, написание сочинений и изложений, свободные диктанты, устные ответы и др.

На примере продуктивного задания наглядно покажем, как  осуществляется комплексный подход к осуществлению образовательных результатов.

Алгоритм продуктивного задания

Универсальные  учебные действия (УУД)

Осмысление цели задания

Регулятивные

Нахождение нужной информации

Познавательные

Преобразование информации в соответствии с заданием

Личностные

Познавательные

Формулировка ответа

Коммуникативные

Полный ответ (рассказ)

Коммуникативные

          Продуктивные задания можно использовать на разных этапах урока. Предлагаемая таблица содержит примеры  заданий и ключевые слова для формулировки заданий.  

Этап урока

Примеры продуктивных заданий

Слова-помощники для составления продуктивных заданий

Какие УУД
формируются

Мотивирование к учебной деятельности

1.Выделение главного в тексте по заданному направлению и формулирование суждения.

2.Построение умозаключения –обобщений-выводов.

1.Раскройте существующие связи, оцените возможности.

2.Найдите в тексте, обрисуйте в общих чертах шаги, подберите, сгруппируйте, расположите в определенном порядке

1.Регулятивные

2.Познаватель-ные

Построение нового знания

1.Выделение главного в тексте по заданному направлению и формулирование суждения.

2.Построение умозаключения –обобщений-выводов.

3.Определение причин и следствий понятий и явлений.

4.Группировка по заданному основанию.

5.Сравнение по указанным критериям.

6.Формулирование определения, понятия по тексту.

7.Классификация.

1.Осмыслите, раскройте существующие связи, оцените значимость, возможности.

2.Найдите, преобразуйте, сгруппируйте информацию, назовите основные части, раскройте особенности, составьте список понятий, изобразите информацию графически, найдите схожие черты и отличия.

 

Сформулируйте (устно/письменно) ответ, используя слова «я считаю, что…, потому что, во-первых,…, во-вторых, …», изложите своё мнение в форме...

.Регулятивные

2.Познаватель-ные

3.Коммуникативные

Применение полученных знаний

1.Поиск и отбор информации  в любом источнике по заданному основанию.

2.Построение умозаключений –обобщений-выводов.

3.Доказательство.

4.Сравнение по указанным критериям.

5.Классификация.

6.Анализ явления.

7.Формулирование обобщения-вывода.

8.Определение своей аргументированной оценки, отношения.

9.Представление решения, продукта в определенной форме.

Осмыслите, раскройте существующие связи, оцените значимость, возможности.

Найдите, преобразуйте, сгруппируйте информацию, назовите основные части, раскройте особенности, составьте список понятий, изобразите информацию графически, найдите схожие черты и отличия.

Сформулируйте (устно/письменно) ответ, используя слова «я считаю, что…, потому что, во-первых,…, во-вторых, …», изложите своё мнение в форме...

1.Регулятивные

2.Познаватель-ные

3.Коммуникативные

Рефлексия

1.Построение умозаключений –обобщений-выводов.

2.Анализ.

3.Сравнение по указанным критериям.

4.Формулирование обобщения-вывода.

5.Определение своей аргументиров

Обоснуйте. Оцените значимость … для…

Оцените возможности.

Определите возможные критерии оценки…

Определите свои действия…

Регулятивные

Коммуникативные

 Как репродуктивное задание трансформировать в продуктивное задание?

        1. Вместо авторской оценки, которая дана в учебнике предложить оценить ситуацию самому:
  РЗ: «Перечисли, чего в природе делать нельзя, можешь воспользоваться схемами».
  ПЗ: «Представь, что ты с родителями выехал на отдых в лес. Рядом отдыхают другие семьи. За какие действия этих людей тебе было бы стыдно?»

2. Связать имеющееся задание учебника с повседневным опытом ребенка через жизненную ситуацию:
РЗ: «Запиши имена собственные, подчеркни орфограмму».
ПЗ: «Вы с семьей на выходные дни уезжаете к бабушке в деревню, а ты договорился встретиться с другом и пойти погулять. Напиши ему письмо, в котором объяснишь, куда ты отправляешься, к кому и с кем, и которое отправишь по электронной почте».
«Составь письменное поздравление своему другу с Днем рождения, не забудь подписать своё поздравление».
    3. Перенести акцент с воспроизведения на анализ информации:
     РЗ: «Что такое имя существительное?» ПЗ: «Почему существительные относят к классу имен?»
   РЗ: «Что такое имя прилагательное?» ПЗ: «Почему имя прилагательное получило такое название?»  

3.Из опыта работы.

Универсальным инструментом в работе продуктивными учебно-познавательными задачами  является   лингвистическая задача, которую можно использовать на всех этапах урока. Приведу примеры лингвистических задач, которые использовала на уроках.

Лексические задачи.
     
    1.Создайте рекламу метафоры как средства выразительности языка. Сначала узнайте правила создания рекламы. Пусть они станут критериями выполнения вашей работы. Не забывайте о примерах (примечание: рисовать в рабочей  тетради можно даже цветными карандашами). Оцените свою работу по критериям. Приготовьтесь рассказать о ней классу и показать вашу рекламу.
     
  2.Проведите исследование и ответьте на вопрос: почему сегодня слово Интернет ваш учебник и ведущие словари рекомендуют писать с заглавной буквы? Критерии оценивания исследования разработайте совместно с учителем. Подсказка по определению критериев: используйте свои знания по этимологии, культуре речи, лексикологии.

Подумайте! Почему ряд лингвистов против написания с заглавной буквы этого слова? Может ли меняться написание слова? Под влиянием каких факторов? Аргументируйте. Сделайте вывод о языке как о развивающейся системе.

3.  Посмотрите различные источники (газеты, журналы, телепередачи, Интернет). Найдите и запишите примеры заимствований (особенно неологизмов), которых ещё нет в словарях. Проведите опрос ваших друзей, одноклассников, близких и выясните, какие из записанных вами слов они употребляют в речи. Сделайте выводы. Результаты проведённого исследования «Может ли язык обойтись без заимствований» представьте в виде схемы и приготовьтесь рассказать о них на уроке, подробно останавливаясь на том, как вы проводили исследование. Будет хорошо, если вы сможете заполнить следующую схему:

Этап работы

Что сделано

Выводы

 Морфологические задачи

       Задание 1.  В школе Хогвартс ученики с помощью волшебной палочки могли превратить неодушевлённый предмет в живое существо. Попробуйте и вы почувствовать себя волшебниками, ведь в вашем вооружении самое крепкое оружие – слово. - Предлагаю вам, вспомнив основные разделы языкознания и их единицы, проявить свою эрудицию и изобретательность, совершив волшебные превращения: превратить неодушевлённые существительные в одушевлённые.
   Работая в паре, спланируйте порядок выполнения задания.
   Данные слова: Лицо, охота, ко́злы, код, даль, точка, киви, (пометить) галочкой, коса, бок, лист, роман, о ко́не, юмор, сорока́ , школа.
       Для того, чтобы решить любую задачу, нужно выяснить, что нам известно.
Дано: - неодушевлённые существительные – слова – буквы – звуки; - разделы языкознания: фонетика, морфемика, лексика, морфология, орфоэпия; - единицы этих разделов: звуки, морфемы, слово, части речи, ударение.
       1) Что известно о каждой единице языкознания? Какими признаками обладает?
2) В каких отношениях находятся известные компоненты между собой?
3) Какие группы существительных можно объединить по какому-либо признаку?
4) Какой раздел языкознания и его единицы можно использовать?

Ответ: в 1 задании нам на помощь приходит лексика, учитывая лексическое значение слова мы подбираем нужный для омонима контекст; во 2 задании – фонетика: знание о звонких и глухих, парных и непарных согласных; в 3 задании нам помогают знания по морфологии (собственные и нарицательные существительные) и орфографии (написание собственных имён существительных с заглавной буквы); 4 – орфоэпия (ударение ставится в зависимости от значения слова); 5 – морфемика (с помощью суффиксов можно образовать новое слово.

   2.С детства каждому из нас знакома считалка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять…

Какие слова в этом тексте являются числительными?

Какое слово замещает числительное, но не является таковым? Как это доказать?

  3.Представь себе, что ты проводишь занятия по математике с учащимися начальных классов: составь для них условия примеров и задач и прочитай, соблюдая правила склонения

числительных.

Например:

От 78 отнять 9; к 56 прибавить 11.

4.Какой частью речи являются слова – омонимы в следующих предложениях:

«Раз в крещенский вечерок девушки гадали» (В.А.Жуковский)

«Семь раз отмерь, один раз отрежь»

«Раз не знаешь, не говори»?

Посмотри, сколько словарных статей имеется в толковом словаре к слову «раз». Почему?

Синтаксические задачи
   
1. Расставьте знаки препинания в данных предложениях.
1
. Сегодня может быть дождь. Может быть мы сходим в парк. 2. Дорога кажется бесконечной. Погода кажется будет меняться. 3. Лето говорят будет жаркое. О случившемся говорят по-разному. 
 - Каким членом предложения являются выделенные слова?
- Чем вызвано затруднение при выполнении задания?

2.Расставьте знаки препинания в предложениях.
     Бабушка может быть в саду. За посёлком видно пшеничное поле.
Почему возникли разные варианты? Вспомните и расскажите пунктуационное правило.

3. Составьте предложения из данных слов.
1. Прохлада, летний, сменила, зной, осенняя. 2. В, около, за, не, или, чтобы, ни, но, если, хотя. 
- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
- Почему из второй группы слов нельзя составить предложение?

Текстовые или речевые задачи. Работа с текстом- обязательный этап урока русского языка, для смыслового анализа   использую приведённый ниже вопросы:

1.Прочитайте текст вслух.

2.Как можно озаглавить этот текст?

3.Сформулируйте основную мысль текста. Определить стиль и тип текста.

4.Какие краски мы бы увидели на полотне, где был бы изображён описанный пейзаж? Опишите цветовой и звуковой ряд.

4.Предположите, о чём пойдёт речь дальше.

5.Продолжи текст в заданном направлении.

6.Какие изобразительно – выразительные средства вы встретили в тексте.

7.Ответы запишите.

8.Нарисуйте иллюстрацию к данному тексту.

9.Где мы можем применить полученную из текста информацию?

        

 Приведём примеры продуктивных приёмов, используемых на различных этапах урока.

На этапе мотивации используем «Корзину идей» и «Дерево предсказаний».

 «Корзина идей»- прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. В корзину идей можно «сбрасывать» понятия, мнения, имена, факты, проблемы, имеющие отношение к теме. Далее, в ходе урока, эти разрозненные в сознании ребёнка определения и понятия, могут быть связаны в логические звенья.

 Приём «Дерево предсказаний». помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа. На доске прикрепляется силуэт дерева:Ствол дерева - это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают неоднозначность решений. Ветви дерева - это варианты предположений, которые начинаются со слов: «Возможно…», «Вероятно…». Количество ветвей не ограничено.Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения.

         На этапе построения нового знания используем приём «Составление кластера». Информация, касающаяся какого-либо понятия, явления, события, систематизируется в виде схемы. В центре находится ключевое понятие.          

        При изучении новой темы предлагаю ученикам  прочитать текст (правило, учебную статью) и  выполнить ряд заданий:

• Прочитай текст. Что из этого тебе уже известно?

• Какие новые сведения ты получил?

• Разбей текст на смысловые части. Поставь к каждой части вопрос.

• Составь план. Перескажи текст по плану.

• Составь вопросы к каждому абзацу.

• Выбери ключевые слова.

А эти задания можно использовать на любом этапе урока.

Приём «Лови ошибку». Учитель заранее подбирает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Тексты подбираются таких речевых жанров, которые актуальны для практики общения: письма, поздравления, инструкции, рассказы о жизни.   Задание содержит ошибки явные и скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

 Прием «Толстые и тонкие вопросы».    Этот прием развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие однословного ответа (репродуктивные). «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать (продуктивные).

Приём «Ромашка Блума». РЗ.Простой вопрос: Какие сочетания слов называются фразеологизмами? ПЗ 2. Уточняющий вопрос: В прямом или в переносном значении употребляются слова во фразеологизмах? 3 . Интерпретационный вопрос: Почему фразеологизмы имеются во всех развитых языках мира?  4. Творческий вопрос: Что произошло бы, если бы фразеологизмы исчезли из языка? 5. Оценочный вопрос: Как вы думаете, хорошо или плохо, что в языке есть фразеологические обороты. 6. Практический вопрос:  В обычной жизни вы и ваши близкие употребляете фразеологизмы? Если да, то в каких ситуациях?

      Деятельностный подход позволяет сделать интересным  и увлекательным даже домашнее задание. Приведу примеры продуктивных домашних заданий:

1.Мини-проект: 1) представить себе имя существительное и нарисовать его портрет; 2) написать сказку «Удивительное имя существительное».
     2.Составьте «шпаргалку» / алгоритм / кластер /синквейн и т.п. по данной теме, которая поможет пропустившему урок разобраться в определении понятий «одушевлённое и неодушевлённое существительное».
  3.
Подберите из интернет - источников небольшой текст, в котором встречаются имена прилагательные с изученной орфограммой. Запишите его, обозначьте изученную орфограмму.
  4.
 Составьте шуточный текст из 6-7 предложений для запоминания слов-исключений. Обязательно используйте слова: ВЕТРЕНЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ, ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ

         

         Подводя итог, можно сделать вывод: все приведенные примеры продуктивных заданий нацелены не на закрепление знаний, а на обучение детей к  их применению (не только в школе, но и в жизни).  При этом знание перестает быть результатом и становится средством развития личности, мотивирует ученика на активные действия, которые способствуют формированию   универсальных учебных действий,    достижению метапредметных результатов в образовании, развивают функциональную грамотность.

 

 

Продуктивные и репродуктивные задания.

 

Репродуктивные  

 

Продуктивные

 

Что изменилось в т

Список использованной литературы

     1.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками:Пособие для учителя.- М., 2002.

2.Образовательные технологии. Сборник материалов.– М. : Баласс, 2008. – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

3.Павлова Т.И., Белоусова Т.В. Компетентностные задания по русскому языку. Методический конструктор. – Ростов на Дону, 2012

         4.Поташник М.М.   Как помочь учителю в освоении ФГОС. - М.: «Педагогическое общество России», 2014 г.-320 с.

5. Филиппова Л.В. Творческие и продуктивные задания на уроках русского языка в начальной школе // Культура и образование. – Декабрь 2014. - № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/12/2658 (дата обращения: 21.12.2014



Предварительный просмотр:

Читательские умения

1. Находить и извлекать информацию

1.1 Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.)

  1.  Находить и извлекать одну или несколько единиц информации

1.2.1 Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста

  1. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста
  1. Определять наличие/отсутствие информации

2. Интегрировать и интерпретировать информацию

2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)

  1.  Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста)

2.3 Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста

2.4 Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент –  контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)

  1.  Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом

2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста

2.7 Понимать чувства, мотивы, характеры героев

2.8 Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)

3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

3.1 Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора

3.2 Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов

  1. Понимать назначение структурной единицы текста

3.4 Оценивать полноту, достоверность информации

3.5 Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах

3.6 Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте

4. Использовать информацию из текста

4.1 Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.)  без привлечения фоновых знаний

4.2 Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний

4.3 Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу

4.4 Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста

4.5 Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую)

4.6 Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью


Предварительный просмотр: