Внеурочная деятельность
На эту страницу будет добавлен материал по внеурочной деятельности: программы, Презентации, беседы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneur._d._zdorovoe_pokolnnie.docx | 30.42 КБ |
programma_vneur.deya-ti_8_kl.docx | 36.54 КБ |
r.p.vneur_.deya-ti_5_kl.docx | 55.71 КБ |
proekt_zdorovym_byt_zdorovo.pptx | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Основная школа п. Большевик»
Приложение№26
к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ«Основная школа п. Большевик», утвержденной приказом директора от 31.08.2020 №79
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«Здоровое поколение»
для 9 класса
Составил классный руководитель:
Минякова Т.Н.
2020
Пояснительная записка
Современная быстро развивающаяся система образования, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровое поколение» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья, питания и безопасного образа жизни обучающихся. Она способствует познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени основного общего образования являются:
⮚ Закон Российской Федерации «Об образовании»;
⮚ Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
⮚ СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса»
⮚ Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Программа адресована учащимся 9 класса и рассчитана на 34 часа в год.
Периодичность занятий – 1 час в неделю.
Цель настоящей программы:
Формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Задачи:
- Воспитывать ценностное и ответственное отношение к здоровью, здоровому образу жизни, развивать культуру здорового образа жизни учащихся.
- Формировать способность противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды.
- Формировать готовность учащихся к социальному взаимодействию по вопросам здоровьесберегающего просвещения населения, профилактики употребления психоактивных веществ, инфекционных заболеваний; убежденности в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения.
- Помочь овладеть современными оздоровительными технологиями.
Ценностные ориентиры содержания программы направлены на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, организации здорового образа жизни.
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Одним из результатов преподавания программы является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) школьниками системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира , частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности , любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Форма реализации программы: Предполагается, что учащиеся, осваивающие данную Программу, изучают теоретические вопросы формирования здорового образа жизни, ведут пропаганду здорового образа жизни среди учащихся школы. Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию, отсутствие вредных привычек, ведение здорового образа жизни, регулярные занятия физической культурой и спортом – это то, чем должен обладать ученик для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки учащихся – на профилактических и обучающих занятиях.
- Программа планирует:
1.Мероприятия здоровьесберегающего характера, связанные с календарными датами, посвященными проблемам сохранения здоровья.
2.Мероприятия, направленные на распространение информации.
3.Разработка и проведение школьных мероприятий спортивной направленности.
4.Тренинги по выработке умений противостоять негативным воздействиям среды.
В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- ориентацию на развитие обучающихся на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса.
Виды деятельности:
- игровая;
- познавательная;
- проблемно-ценностное общение;
- художественное творчество;
- досугово-развлекательная.
Формы деятельности:
- сюжетно - ролевые игры;
- конкурсы;
- викторины;
- инсценировки;
- проблемно-ценностная дискуссия;
- праздники;
- профилактические занятия;
- акции;
- выставки;
- соревнования;
- распространение информации
- сбор (анкетирование, тестирование, опросы)
Планируемые результаты освоения программы:
Формирование универсальных учебных действий
Личностные:
- принятие представления о здоровом образе жизни, образа «здоровый человек»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- осознание ответственности каждого человека за общее благополучие;
-этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, сострадание, стремление помочь;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Здоровое поколение»;
- способность к самооценке собственных привычек и поступков с точки зрения здорового образа жизни;
- начальные навыки сотрудничества и взаимовыручки в разных ситуациях.
Познавательные:
- умение находить, выделять и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме ;
- установление причинно-следственных связей;
- умение находить выход из ситуации, используя полученные знания.
Регулятивные:
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
- работа в группе, умение учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- умение обращаться за помощью и предлагать помощь;
-умение выслушать собеседника, аргументировано защищать собственную точку зрения;
- умение договариваться и приходить к общему решению;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание учебного курса
Раздел I. «Интернет и я»
Интернет – зависимость. Как не стать жертвой социальных сетей.
Психическое и нервное расстройство от мобильных телефонов и компьютеров.
Беседа о вреде компьютерных игр здоровью подростков.Как предотвратить зависимость от привычки «жить с телефоном»?
Раздел II. «Мы за здоровый образ жизни»
Наше здоровье и от чего оно зависит.
Сотвори себя сам. Беседа о важности утренней зарядки и занятий в спортивных кружках для поддержания здорового образа жизни.
Раздел III. «Потребности и зависимости»
Курение привычка, потребность или зависимость. Пиво и алкоголизм. Заблуждение о безвредности пива. Профилактика наркомании и алкоголизма. Как устоять от соблазна «попробовать»?
Раздел IV. «Ценности жизни»
Изучение норм морали и нравственности, соблюдение элементарных гигиенических навыков, изучение бережного отношения к своему здоровью, знание правил здорового образа жизни. Ресурсы и возможности человека. Жизненные перспективы.
Раздел V. «Семья и подросток»
Здоровая атмосфера в семье – пример для подражания будущей семейной жизни ребенка. Переходный возраст.
Раздел VI . «Мир профессий»
Профессия – главная составляющая здорового образа жизни. Выбор будущей профессии. Как выбрать профессию по душе?
Раздел VII «Обобщение»
Обобщение и подведение итогов работы по Программе.
Календарно -тематическое планирование
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | |
Интернет и я | 5 часов | ||
1. | Интернет - зависимость | 1 | |
2. | Как не стать жертвой социальных сетей. | 1 | |
3. | Психическое и нервное расстройство от мобильных телефонов и компьютеров. | 1 | |
4. | Вред компьютерных игр здоровью подростка. | 1 | |
5. | Как предотвратить зависимость от привычки жить с телефоном. | 1 | |
| Мы за здоровый образ жизни | 4 часа | |
6. | Наше здоровье и от чего оно зависит. | 1 | |
7. | Сотвори себя сам. Беседа о важности утренней зарядки и занятий в спортивных кружках для поддержания ЗОЖ. | 1 | |
8. | Секрет долгой жизни – не укорачивать ее! | 1 | |
9. | Хочешь быть здоров – будь им! | 1 | |
10. | Мое здоровье - мое будущее. | ||
| Потребности и зависимости | 6 часов | |
11. | Вредные привычки и здоровье человека. | 1 | |
12. | Вредные привычки у детей – проблема 21 века. | 1 | |
13. | Курение : дань моде или вредная привычка? | 1 | |
14. | Пивной алкоголизм. Пристрастия в нашей жизни. | 1 | |
15. | Алкоголизм – вред здоровью и психики подростка. | 1 | |
16. | Профилактика наркомании и алкоголизма. Как устоять от соблазна попробовать? | 1 | |
| Ценности жизни | 3 часа | |
17. | Нормы морали и нравственности, соблюдение элементарных гигиенических навыков. | 1 | |
18. | Сочинение «Вопросы , которые нас волнуют» | 1 | |
19. | Ресурсы и возможности человека. Жизненные перспективы. | 1 | |
Семь и подросток | 5 часов | ||
20. | Здоровая атмосфера в семье – пример для подражания будущей семейной жизни ребенка. | 1 | |
21. | Переходный возраст. «Взрослые проблемы наших детей» | 1 |
22. | Тревожность и стресс во время сдачи экзамена. Как помочь себе. | 1 | |
23. | Решение конфликтов без насилия. | 1 | |
24. | За здоровьем всей семьей. Семейные традиции. | 1 | |
Мир профессий. | 4 часа | ||
25. | Профессия – главная составляющая здорового образа жизни. | 1 | |
26. | Выбор будущей профессии. | 1 | |
27. | Как выбрать профессию по душе? | 1 | |
28. | Перспективные профессии и ориентации учащихся. | 1 | |
Обобщение. Презентация проектов. | 6 часов | ||
29. | «В здоровом теле – здоровый дух» | 1 | |
30. | «Спорт – это жизнь». | 1 | |
31. | «Вредные привычки». | 1 | |
32. | «Мой дом – моя крепость». | 1 | |
33. | «Моя будущая профессия – залог успешной жизни». | 1 | |
34. | Наши достижения и успехи. | 1 | |
Предварительный просмотр:
Приложение №26
к основной образовательной
программе основного общего
образования МБОУ «Основная
школа п. Большевик»,
утвержденной приказом директора
от 02.09.2019 г. № 99
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по духовно – нравственному направлению
«Патриоты России»
Составил классный руководитель:
Минякова Татьяна Николаевна
1.Пояснительная записка
Программа «Патриоты России» призвана осуществлять гражданско-патриотическое воспитание школьников, направлена на развитие личности, обладающей духовно-нравственными качествами, формирование учебно-исследовательских навыков, стимуляцию детского и юношеского творчества, познавательной активности школьников. Учебно-воспитательный процесс по программе внеурочной деятельности «Патриоты России» является частью общешкольных мероприятий по проектированию условий и механизмов гражданского становления личности и духовно-нравственного воспитания в системе общего среднего образования. В основе программы — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания, для совершенствования интеллектуального и творческого потенциала личности.
Изучение истории родного края, истинной истории нашего Отечества, его боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа, культурного наследия России позволит понять подросткам, кто является истинным патриотом.
Программа разработана с учетом реальных возможностей и потребностей конкретной школы.
Программа реализуется за 1 года (8 класс). В программе отражены приоритетные направления и задачи по гражданско-патриотическому воспитанию; указаны сроки, мероприятия по выполнению поставленных задач.
Программа «Патриоты России» как составная часть общешкольной системы воспитания детей отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности.
2.Цель программы «Патриоты России»
- Воспитание нравственно и физически здоровой, культурной, свободной и ответственной личности гражданина и патриота.
- Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны.
3.Задачи программы
- Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.
- Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными интересами.
- Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения, осознание себя как части правового государства, формирование умений и потребности сохранять и приумножать природные богатства родного края.
- Развитие нравственных взаимоотношений в семье.
- Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к культуре своей страны и толерантного отношения к культуре и традициям народов мира.
Кроме данного комплекса задач по формированию здоровой, культурной, свободной и ответственной личности гражданина и патриота России, внеурочные занятия также решают задачу развития коммуникативной компетенции личности подростка.
Обучающие задачи:
Исследовать историю и традиции своего края, народа, страны для дальнейшего укрепления основ демократии и народовластия в России, укрепления авторитета страны в мировом сообществе
Развивающие задачи:
Формировать и развивать у учащихся потребность в познании культурно-исторических ценностей, стимулировать творческую активность; развивать уровень образовательной культуры, включающей усвоение накопленных нашими предками знаний, народного опыта, мудрости и социальной культуры.
Воспитательные задачи:
Активизировать творческую инициативу; способствовать воспитанию чувства уважения к людям старшего поколения, к героическому прошлому своей Родины; способствовать воспитанию любви к Отечеству через приобщение к истокам и традициям русской культуры; способствовать выработке у учащихся активной гражданской позиции, сознательного отношения к общественному и гражданскому долгу, способствовать развитию толерантности и уважения к культуре народов России.
4. Сроки и этапы реализации программы «Патриоты России»
Этапы реализации программы:
I этап – организационно-мобилизационный (анкетирование учащихся; поиск форм, методов, способов развития гражданско-патриотического направления; изучение современных технологий).
II этап – практический (использование на практике форм, методов, приемов развития гражданско-патриотического воспитания).
III этап – аналитический (обработка и систематизация данных; обобщение и пропаганда результатов деятельности участников программы).
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия с взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры.)
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,
Предметные результаты:
– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
– владение базовым понятийным аппаратом , необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Обучающийся научится:
- понимать значение ключевых слов: человек, общество,
- гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;
- ориентироваться в историческом времени;
- определять на карте границы и крупные города России;
- рассказывать о родной стране, своем селе;
- различать символы государства;
- уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
- уважительно относиться к защитникам Родины;
- читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
- различать художественную и научно - популярную литературу;
- анализировать ответы товарищей;
- осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;
- приводить примеры исторических и культурных памятников страны, ряда других стран, родного края;
- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
- анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний,
- на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи ; уважительно относиться к своему селу, людям своего села, народу, России.
Содержание программы
- Раздел 1. «Я – Россиянин!» 4 часа
- Что такое государство и государственные интересы. Оборона государства. Работа с понятиями: патриотизм, зашита родины, справедливые и несправедливые войны. Трудолюбие и творческое отношение к труду как особенность русской нации. Что такое нация? Особенности русского национального характера, их отражение в русских народных сказках и былинах.
- Раздел 2. «Страницы боевой славы России» 9 часов
- Патриотизм русских богатырей в былинах и русских летописях. Беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие. Герои войны и их подвиги. Добровольцы и партизаны. Красная армия. Дети и женщины в годы войны. Тыл и фронт. Произведения литературы, архитектуры, музыки и кино о войне 1941 - 1945 гг. Афганистан. Чеченские войны. Грузино-осетинский конфликт. Терроризм
- Раздел 3. «Достояние России» 9 часов
- Русские классики как гордость России. Образы эпох через полотно русских художников. Архитекторы России и их сооружения. Храмы и соборы как отражение духовности русского народа. Заочное путешествие по России. Легенды спорта и их победы.
- Раздел 4 «Природа России» 4 часа
- Самые красивые места России. Проблема экологии. Природные и техногенные катастрофы.
- Раздел 5 «Мы – многонациональный народ» 4 часа Многонациональные корни России. Традиции и обычаи народов.
Учебно-тематический план занятий «Патриоты России».
34 часа по 1 часу в неделю
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Содержание темы | УУД | Форма работы |
1 | Введение | 1 | Цели и задачи курса, организация работы, инструментарий и правила работы с ним. | принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, строить сообщения в устной и письменной форме | Беседа |
Раздел 1. «Я – Россиянин!» | |||||
2 | Национальный характер России | 1 | Особенности русского национального характера, их отражение в русских народных сказках и былинах. Работа с понятиями: отечество, патриотизм, менталитет. | адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов, формулиро-вать собственное мнение и позицию | Видео-занятие с элементами диспута |
3 | Нормы жизни в обществе | 1 | Противопоставле-ние истиной красоты, душевного богатства красоте внешней. Работа с понятиями: трусость, предательство. | развитие этических чувств, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; строить сообщения в устной и письменной форме, формулиро-вать собственное мнение и позицию | Диспут |
4 | Труд как особенность русской нации | 1 | Трудолюбие и творческое отношение к труду как особенность русской нации. Что такое нация? Работа с понятиями: мастерство, ремесленничество, творчество. | развитие этических чувств, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме | Беседа |
5 | Человек и государство | 1 | Что такое государство и государственные интересы. Оборона государства. Работа с понятиями: патриотизм, зашита родины, справедливые и несправедливые войны. Что такое власть. Разграничение понятий власти государства и власти одного человека над другим. | осознание себя гражданином России, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов, формулиро-вать собственное мнение и позицию | Видео-занятие. Диспут. |
Раздел 2. «Страницы боевой славы России» | |||||
6-7 | Герои Древней Руси | 2 | Патриотизм русских богатырей в былинах и русских летописях, Беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие. Повторение понятия «ментальность» на материале былин об Илье Муромце, «Повести временных лет», «Слове о погибели Русской земли». Рассказы русских летописей XII- XIV веков. Образы героев, их поступки, нормы поведения в обществе, законы времен Киевской Руси. | понимание чувств других людей и сопережива-ние им, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию | Видео-путешествие с элементами диспута. Игра-викторина |
8-9 | Славные страницы Московской Руси | 2 | Житийный жанр в русской литературе и истории. А.Невский, Евпатий Коловрат, Дмитрий Донской и др. | понимание чувств других людей и сопережива-ние им, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Историчес-кое путешествие. |
10 | Отечественная война 1812 года как образец героизма и славы русского народа | 1 | Александр I и Наполеон. Герои войны и их подвиги. Почему мы называем войну «Отечественной» | понимание чувств других людей и сопережива-ние им, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, анализ аудио и видео файлов, формулиро-вать собственное мнение и позицию | Видео-занятие. Эвристичес-кая беседа. |
11-14 | Образы Великой Отечественной войны | 4 | Народное горе. Гитлер и его планы. Герои войны. Добровольцы и партизаны. Красная армия. Дети и женщины в годы войны. Тыл и фронт. Произведения литературы, архитектуры, музыки и кино о войне 1941-1945 гг. | понимание чувств других людей и сопережива-ние им, планировать свои действия, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов | Видео-путешест-вие. Беседа. Лекция. Творческий проект. Встреча с интересным человеком. |
15 | Современные локальные конфликты | 1 | Афганистан. Чеченские войны. Грузино-осетинский конфликт. Терроризм | понимание чувств других людей и сопережива-ние им, анализ аудио и видео файлов | Видео-путешест-вие. Встреча с интерес-ным человеком. |
16 | Я помню! Я горжусь! | 1 | Подведение итогов раздела. Рефлексия | развитие этических чувств, осознание себя гражданином России | Концерт |
Раздел 3. «Достояние России» | |||||
17 | Памятники литературы как достояние культуры. | 1 | Русские классики как гордость России. Моё любимое литературное произведение. | развитие этических чувств, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме, формулиро-вать собственное мнение и позицию | Семинар. Путешест-вие. |
18 | Путешествие в галерею | 1 | Образы эпох через полотно русских художников. Анализ картин и обобщение полученных знаний. | развитие этических чувств, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, анализ аудио и видео файлов, формулиро-вать собственное мнение и позицию | Видео-путешест-вие. Беседа |
19 | Архитектура России | 1 | Архитекторы России и их сооружения. Храмы и соборы как отражение духовности русского народа | развитие этических чувств, планировать свои действия, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме | Творческий проект |
20-21 | Музыка и театр | 2 | Музыка и театр как отражение человеческой души. Знакомство с основными классическими произведениями | развитие этических чувств, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию | Аудио-занятие. Диспут |
22-23 | Великие города России | 2 | Заочное путешествие по России. Город, который мне запомнился. | осознание себя гражданином России, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, анализ аудио и видео файлов | Творческий проект. Видео-путешест-вие |
24-25 | По жизни со спортом | 2 | Легенды спорта и их победы. Выдержка и желание победить. | строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов | Встреча с интерес-ным человеком. Лекция с элемента-ми видео-путешест-вия |
Раздел 4 «Природа России» | |||||
26 | Самые красивые места России | 1 | Понятие «прекрасного». Места туристической популярности. Самое красивое местечко. | развитие этических чувств, планировать свои действия, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме | Творческий проект |
27 | Проблема экологии | 1 | Экологические проблемы России и борьба с ними. Работа экологов. Загрязнение окружающей среды. | строить сообщения в устной и письменной форме | Лекция |
28 | Природные катастрофы | 1 | Ураганы, наводнения, землетрясения, ледяные и астероидные дожди. | понимание чувств других людей и сопережива-ние им, строить сообщения в устной и письменной форме | Лекция |
29 | Техногенные катастрофы | 1 | Чернобыльская АЭС. Последствия аварии. Как предотвратить катастрофу. | понимание чувств других людей и сопережива-ние им, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов, формулировать собственное мнение и позицию | Видео-занятие Диспут |
Раздел 5 «Мы – многонациональный народ» | |||||
30 | Многонациональные корни России | 1 | Становление русского государства. Народы России. | строить сообщения в устной и письменной форме | Лекция |
31-33 | Традиции и обычаи народов | 3 | Знакомство с основными культурами и народами: азербайджан, казахстан, татары, чеченцы, белорусы, украинцы, цыгане, буряты, чукчи и т.д. | развитие этических чувств, планировать свои действия, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить сообщения в устной и письменной форме, анализ аудио и видео файлов | Видео-занятие Творческий проект Литератур-но-музыкаль-ная композиция |
34 | Итоговое занятие. Я – гражданин России. | 1 | Итоговое занятие клуба. Подведение итогов. Рефлексия. | осознание себя гражданином России, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Игра |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная школа п. Большевик»
Приложение № 26
к основной образовательной
программе основного общего
образования МБОУ «Основная
школа п. Большевик», утверж-
денной приказом директора
от 31.08.2020 № 79
Рабочая программа внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению для обучающихся 5 класса
«Будь здоров!»
Составил классный руководитель:
Минякова Т.Н.
2020
Содержание
- Пояснительная записка…………………………………………………..3
- Планируемые результаты освоения программы ……………………….7
- Учебно – тематический план ……………………………………………9
- Содержание учебного предмета…………………………………………10
- Материально-техническое обеспечение ……………………………….11
- Литература ……………….………………………………………………12
- Календарно - тематическое планирование……………………………. 13
1.Пояснительная записка.
Программа «Будь здоров!» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 5 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, с детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Актуальность программы:
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребёнка. Включает в себя, как теоретическую – изучение полезных и вредных привычек, так и практическую части – организация подвижных игр.
Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
В программу включено знакомство с различными подвижными играми. Игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.
Подвижные игры имеют и оздоровительное значение. Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей.
Цели программы:
- создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
- приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- обеспечить двигательную активность школьников во внеурочное время;
- познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
- профилактика вредных привычек;
- воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням;
- развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
- воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана для учащихся 5 класса, на 1 год обучения.
На реализацию курса «Будь здоров!» в 5 классе отводится 34 ч в год (1 час в неделю). 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе или в спортзале. Остальное время распределено на всевозможные тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни.
Для успешной реализации программы будут использованы Интернет-ресурсы, разработки внеклассных мероприятий, презентации, видеоролики, мультфильмы о здоровом образе жизни и т.п.
Ценностные ориентиры:
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику школьного возраста.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
Данная программа строится на принципах:
- Научности - содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
- Доступности - содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями школьников.
- Коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками.
- Патриотизма – к своей стране, её культуре.
- При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
- Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Основные направления реализации программы:
-организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
– активное использование спортивной площадки
– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
– организация питания учащихся;
– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
– организация и проведение профилактической работы с родителями;
– организация встреч родителей с медицинским работником.
Формы занятий:
- беседы
- игры
- элементы занимательности и состязательности
- викторины
- конкурсы
- праздники
- часы здоровья
Алгоритм работы с подвижными играми.
- Знакомство с содержанием игры.
- Объяснение содержания игры.
- Объяснение правил игры.
- Разучивание игр.
- Проведение игр.
Режим и место проведения занятий:
Занятия проводятся во второй половине дня.
Место проведения – спортивный зал, пришкольная спортивная площадка, кабинет для внеурочных занятий. Подвижные игры и спортивные праздники проходят по усмотрению учителя на свежем воздухе или в спортивном зале. Конкурсы, беседы, викторины в кабинете для внеурочных занятий.
Результатом практической деятельности по программе «Будь здоров!» можно считать следующие критерии:
- Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.
- Среди учащихся класса нет курящих детей.
- Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса.
- Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.
- Классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную на сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.
- Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.
Формы подведения итогов работы:
Анкетирование детей
Спортивные праздники с привлечением родителей
В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся 5 класса должны:
иметь представление:
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
- о режиме дня и личной гигиене;
- о вредных и полезных привычках;
- о народных играх;
- о различных видах подвижных игр;
- о соблюдении правил игры.
уметь:
- применять на практике приобретенные знания о правилах ведения здорового образа жизни: занятие спортом, правильное питание, отказ от вредных привычек;
- играть в подвижные игры;
- применять игры самостоятельно;
- соблюдать правила игры;
- работать в коллективе.
2.Планируемые результаты освоения программы:
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по двум уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об основах здорового образа жизни; об основных нормах гигиены; о технике безопасности при занятии спортом; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
- установка на безопасный, здоровый образ жизни;
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- проводить сравнение и классификацию объектов;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе.
- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)
Учебно-тематический план занятий
№ п/п | Содержание программы | Всего часов |
1. | Вводные занятия. За здоровый образ жизни | 2 часа |
2. | Спорт любить — здоровым быть! Народные игры. Русские народные игры. Играя, подружись с бегом Игры – эстафеты Игры с прыжками Кто сильнее? Игры-соревнования Сюжетные игры Пальчиковые игры Зимние забавы Спортивные праздники | 16 часов |
3. | Игры на развитие психических процессов | 1 час |
4. | Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть! Полезные и вредные привычки Здоровое питание –отличное настроение Здоровое питание –отличное настроение Лечебная физкультура. Помоги себе сам Праздники Час здоровья | 14 часов |
5. | Итоговое занятие | 1 час |
Итого | 34 часа |
4.Содержание программы (34ч.):
1 раздел (2 ч)
Вводные занятия
За здоровый образ жизни. Беседы о безопасном поведении на дороге по пути в школу, в школе, на льду, на реке, на морозе.
2 раздел (16ч)
Спорт любить — здоровым быть!
Показать детям как можно разнообразить активные игры в школе. Цель данного направления работы предоставить детям возможность узнать о важности активного образа жизни. Увеличить перечень активных игр для детей.
Народные игры( 2ч.) Разучивание русских народных игр: «Кот и мышь», «Коршун», «Горелки», «Вокруг вышебало».
Играя, подружись с бегом (2ч.): «Бездомный заяц», «Борьба за флажки».
Игры – эстафеты (1ч.): «Мои зубки».
Игры с прыжками (1ч.): «Зайцы в огороде».
Кто сильнее? Игры-соревнования (1ч.): «Бой петухов», «Борьба всадников»,
Сюжетные игры (3ч.): «Птица без гнезда», «Мы-весёлые ребята», «Два мороза», «Совушка».
Пальчиковые игры (2 ч.). Это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. Д. Очень важны эти игры для развития творческих способностей у детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумывать новую инсценировку для других стишков и песенок. «Волшебные пальчики», «Долго, долго мы лепили», «Ну-ка, братцы, за работу».
Зимние забавы (2ч.). Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров». Эстафета на санках.
Спортивные праздники (2ч.) Праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», «Мой весёлый звонкий мяч».
3 раздел ( 1 ч) Игры на развитие психических процессов. Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).
4раздел ( 14 ч)
Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!
Полезные и вредные привычки. (4ч.) Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма. Курение – это болезнь. Вред от алкоголя. Наркотические вещества. Токсические вещества. Режим дня школьника. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
Здоровое питание –отличное настроение. (1ч.) Вредные и полезные привычки в питании. Овощи на твоём столе. Полезные и вредные жвачки, конфеты, шоколадки. Фрукты – лучшие продукты. Очень вкусная еда, но не детская она: сладости, чипсы, напитки (пепси, фанта и т. Д.), торты, сало.
Лечебная физкультура.(5ч.) Приёмы самомассажа и релаксации. Релаксационные настрои.Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног, лица. Профилактика плоскостопие. Профилактика нарушения осанки.
Помоги себе сам.(1ч.) Оказание первой помощи. Познакомить детей с понятием «болезнь», с необходимостью обращаться за помощью к врачам. Показать детям опасные ситуации и научить правилам поведения в них. Показать основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Воспитывать желание помогать людям в трудных и опасных для здоровья ситуациях
Праздники (2ч) Праздник «Богатырская сила», «В здоровом теле –здоровый дух».
Часы здоровья.(1ч.) «О пользе завтрака». Цели: рассказать детям о каше как о традиционном блюде русской кухни, её пользе для здоровья; познакомить с правилами приготовления каши.
5 раздел (1 ч)
Итоговое занятие.
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника.
5.Материально-техническое обеспечение:
- Спортивный зал;
- Маты;
- Коврики;
- Гимнастические скамейки;
- Мячи, обручи, кегли, гимнастические палки, скакалки;
- Ноутбук
- Методические разработки праздников
- Приёмы самомассажа и релаксации
- Электронные презентации
7.Литература
Литература для учителя:
- Асачева Л.Ф., Горбунова О.В. Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. [Текст]/ Асачева Л.Ф.. Горбунова О.В. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 112с.
- Баранцев С.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. [Текст]/ Баранцев С.А. - М. : Просвещение, 1988
- Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании / Методическое пособие. [Текст]/ Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 80 с.
- Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. [Текст]/ Былеев Л.В.. – М., 1990.
- Глязер С., Зимние игры и развлечения. [Текст]/ Глязер С.. – М., 1993.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст]/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
- Ковалько В.И. Школа физкультминуток. [Текст]/ Ковалько В.И.. - М., ВАКО, 2005.
- Покровский Е.А. Русские детские игры. Жребий хороводы, символические игры. – СПб.: Речь , Образовательные проекты. [Текст]/ Покровский Е.А.. - М.: Сфера, 2010. – 144 с.
- Синяков А.Ф. Правельное питание – залог здоровья. [Текст]/ Синяков А.Ф.. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000. – 432с.
- Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С. Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. [Текст]/ Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С.. - М., Просвещение, 2011
- «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
- «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2009.
Литература для родителей и детей:
- Алексин Н.В.. Что такое. Кто такой.- М.: Педагогика - Пресс, 1992.год.
- Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
- Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. – Москва, Просвещение, 1983г.
- Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1995
- Дедулевич М.Д. Не пропустить миг игры: подвижные игры, игровые поединки – Мозырь Белый ветер 2002г.
- Елкина Н. В., Тараборина Т. Н. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
- Чудакова Н. В. Я познаю мир: Детская энциклопедия. – Издательство
ACT -ЛТД, 1997.
- Шебеко В.Н.,. Овсянин В.А , Карманова А.В.; «Физкульт – ура!» Программа физического воспитания в детском саду под редакцией В.Н. Шебеко – Минск ИЗД. В.М. Скакун, 1997г.
Календарно-тематическое планирование занятий
по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!»
№ п/п | Тема | Основное содержание темы | Кол-во часов | Формы и методы работы | Дата |
1 | Вводное занятие. | Знакомство с планом работы занятий. Ребёнок пришёл в школу. Составление безопасного маршрута следования от дома до школы. Т.Б. на занятиях. | 1 час | Групповая работа | |
2 | Народные игры. | Разучивание русских народных игр «Кот и мышь», «Коршун» | 1час | Рассказ учителя Разучивание игр | |
3 | Полезные привычки. | Режим дня школьника. | 1 час | Словесные методы Просмотр электронной презентации | |
4 | Играя, подружись с бегом | Разучивание игр с бегом «Бездомный заяц» | 1час | Игра Разучивание игр | |
5 | Час здоровья | Беседа «О пользе завтрака» | 1час | Индивидуальная работа Составим меню | |
6 | Кто сильнее? | Разучивание игр-соревнований «Бой петухов», «Борьба всадников» | 1час | Групповая работа Разучивание игр | |
7 | Поговорим о правилах этикета | Как правильно есть. Режим питания. | 1час | Наглядные методы Изучаем правила питания | |
8 | Праздники | «Мама, папа, я – здоровая семья» | 1час | Групповая работа Подготовка и проведение праздника праздник | |
9 | Вредные привычки | Курение – это болезнь. |
1час | Групповая работа Просмотр и обсуж-дение фрагмента обучающего фильма. | |
10 | Народные игры. | Разучивание русских народных игр «Горелки», «Вокруг вышибало». | 1час | Групповая работа Разучивание игр | |
11 | Полезные привычки | «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». | 1час | Поисковые методы Игра – беседа | |
12 | Мой весёлый звонкий мяч! | Эстафета с мячами. | 1час | Фронтальная работа Сценарий со стихами. соревнования | |
13 | Лечебная физкультура. | Учимся приёмам массажа и самомассажа. | 1час | Индивидуальная работа практикум | |
14 | Сюжетные игры | Разучивание сюжетных игр «Два мороза» |
1час | Групповая работа Разучивание игр | |
15 | Правила безопасного поведения зимой | «Осторожно – тонкий лёд!» «Осторожно – гололёд!» | 1час | Поисковые методы викторина | |
16 | Зимние забавы. | Эстафеты на санках. | 1час | Групповая работа | |
17 | Зимние забавы | «Клуб ледяных инженеров». | 1час | Индивидуальная работа Строительство фигур из снега. | |
18 | Сюжетные игры | Разучивание сюжетных игр «Совушка». | 1час | Фронтальная работа Разучивание игр | |
19 | Спортивный праздник | Игровая программа «Богатырская сила» | 1час | Групповая работа Участие в конкурсной программе | |
20 | Игры на развитие психических процессов. | Игры на развитие памяти | 1час | Индивидуальная работа Разучивание игр | |
21 | Вредные привычки. | Вред от алкоголя. | 1час | Индивидуальная работа, поисковые методы | |
22 | Пальчиковые игры | Инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев | 1час | Индивидуальная работа, наглядные методы Разучивание игр | |
23 | Помоги себе сам. | Как оказать первую помощь при порезе, ушибе | 1час | Наглядные методы практикум | |
24 | Праздники | «В здоровом теле – здоровый дух» | 1час | Фронтальная работа Участие в конкурсной программе Спортивные соревнования. | |
25 | Лечебная физкультура. | Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног. | 1час | Индивидуальная работа Разучивание релаксационных упражнений | |
26 | Вредные привычки | Наркотические вещества. Токсические вещества. | 1час | Фронтальная работа, поисковые методы | |
27 | Сюжетные игры | Разучивание сюжетных игр «Птица без гнезда», «Мы-весёлые ребята» | 1час | Групповая работа Разучивание игр | |
28 | Лечебная физкультура. | Релаксационные настрои. | 1час | Индивидуальная работа Разучивание релаксационных настроев | |
29 30 | «Мои зубки» Лечебная физкультура. | Как правильно ухаживать за зубами. Профилактика плоскостопие. | 1час 1час | Фронтальная работа Индивидуальная работа Разучивание упраж. на плоскостопие | |
31 | Игры с прыжками | Разучивание игр с прыжками «Зайцы в огороде» | 1час | Групповая работа Разучивание игр | |
32 | Лечебная физкультура. | Нарушение осанке, сколеоз | 1час | Индивидуальная работа Разучивание упражнений для профилакти. | |
33 | Играя, подружись с бегом | Игры с бегом «Борьба за флажки» | 1час | Фронтальная работа Разучивание игр | |
34 | Итоговое занятие | Подведение итогов работы, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. | 1час | Индивидуальная работа Анкета викторина | |
итого 34 часа | |||||
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя, а во главе педагогических мероприятий, должна стоять забота об укреплении здоровья ребенка». В. А. Сухомлинский
ПРОБЛЕМА Недостаточная заинтересованность родителей и детей в сохранении и укреплении своего здоровья.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Здоровье самое дорогое, что есть у человека. Здоровье молодых людей является высокой духовной и социальной ценностью. Охрана здоровья детей - это приоритетное направление деятельности всего общества , поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания. Поэтому , достаточно закономерно, что в соответствии с законом РФ « Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. Формирование здорового образа жизни – государственно важная задача, вызванная снижением уровня здоровья и физического состояния детей и подростков. В настоящее время, из-за отсутствия конкретных знаний среди молодежи о вредных привычках, стоит остро вопрос пропаганды и профилактики здорового образа жизни в нашей стране.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА Участники проекта: Обучающиеся 9 класса, учителя, классный руководитель , родители, медицинский работник. Тип проекта: Информационно - практико-ориентированный . Продолжительность проекта: 1 года Условия реализации проекта: Реализация здоровьесберегающих технологий по всем раздела образовательной программы; Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха; Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения; Индивидуальный подход к обучающемуся сообразно его уровню развития , биологическому и психологическому возрасту; Реализация различных форм систематической работы с родителями; Создание развивающей среды.
Работа, способствующая сохранению и укреплению здоровья учащихся, создание условий для снижения заболеваемости, формирование ценностей здорового образа жизни. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Формирование мотивации здорового образа жизни. Развитие у обучающихся готовности самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением своего здоровья. Воспитание бережного и заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Совершенствование практических навыков здорового образа жизни . Формирование способности противостоять негатив- ным воздействиям социальной среды.
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ 1.Принятие представления о здоровом образе жизни, «образа здоровый человек». 2.Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. 3.Осознание ответственности каждого за общее благополучие. 4.Способность к самооценке собственных привычек и поступков с точки зрения здорового образа жизни. 5. Умение находить выход из ситуации, используя полученные знания. 6.Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 7. Снижение показателей уровня заболеваемости среди обучаю- щихся .
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА I этап – подготовительный сентябрь - октябрь 2020 года Исследование причин, возможных вариантов решения проблемы низкой мотивации к ведению здорового образа жизни, значимости культуры здоровья. Составление и согласование плана действий по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. - Сплочение единомышленников для реализации проекта.
Реализация проекта в соответствии с разработанным планом. 2. Информирование родителей о реализации проекта. 3. Внедрение современных форм работы с семьей по формированию потребности обучающихся в здоровом образе жизни. 4. Организация медико-профилактических мероприятий. 5. Анализирование результатов работы по здоровьесбережению . 6. Активное вовлечение в работу родителей по воспитанию и формированию основ здорового образа жизни. II этап - практический ноябрь – апрель 2020-2021 года
III этап – заключительный май 2021 года 1 . Исследование эффективности проводимой проектной деятельности на основе анализа мониторинга; исследование состояния здоровья детей. 2. Оценка результатов, выводы и опубликование в доступной форме. 3. Подготовка к презентации.
Направление деятельности 1.Сохранение физического и психического здоровья. 2.Отбор информации о вредных привычках. 3.Поиск статистики негативного влияния наркотиков, алкоголя и табакокурения на организм человека. 4.Изучения опыта работы школы по проблеме профилактики вредных привычек, угрожающих здоровью детей. 5.Мероприятия здоровьесберегающего характера, связанные с календарными датами, посвященными проблемам сохранения здоровья.
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие. Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей школьного возраста. Под культурой здоровья понимается общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе и семье.
ПИРАМИДА СОЗДАНИЯ РЕЗЕРВОВ ЗДОРОВЬЯ
Формы работы по приобщению к ЗОЖ Сбор и распространение информации Игры и игровые ситуации Беседы Викторины, конкурсы, дискуссии Чтение художественной литерату ры Уроки здоровья Физкультурные досуги, праздники
Классные часы 1.Интеллектуальная игра «В здоровом теле – здоровый дух!» 2. Внимание! Опасная компания. 3. Дисциплина на дороге – путь к дорожной безопасности. 4. Предупреждение обморожения и травм во время занятий зимой. 5.Профилактика детского травматизма. 6. Психологическая подготовка выпускников к экзаменам. 7.Наше здоровье в наших руках.
Внеклассные мероприятия 1.Наше здоровье от чего оно зависит. 2.Мое здоровье – мое будущее. 3. Вред компьютерных игр здоровью подростка. 4. Курение: дань моде или вредная привычка? 5.Пивной алкоголизм. Пристрастия в нашей жизни. 6.Алкоголизм – вред здоровью и психики подростка. 7.Профилактика наркомании и алкоголизма. Как устоять от соблазна попробовать? 8.Здоровая атмосфера в семье – пример для подражания будущей семейной жизни ребенка. 9. Лыжные соревнования. 10. Игра «Зарница».
Выводы по результатам работы над проектом. В ходе работы над проектом и анализа результатов выполненной работы можно с уверенностью сказать, что гипотеза полностью оправдалась. Действительно подростки могут грамотно объяснить, что включает в себя понятие здоровый образ жизни, но практически нет ни одного ребенка, который полностью соблюдает правила здорового образа жизни. Следование нормам и принципам здорового образа жизни – долг каждого разумного человека. Сознательное отношение к собственному здоровью должно стать нормой поведения, главной отличительной чертой культурной, цивилизованной личности. Качество здоровья касается всех аспектов жизни. Вот почему формирование здорового образа жизни имеет огромнейшее значение. Оно может осуществляться лишь путем создания постоянных привычек. На это уйдет не день и не два.
Заключение Тема формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения очень актуальна, а в наше время особенно, поскольку с каждым годом увеличивается количество учащихся, имеющих проблемы со здоровьем, немало учащихся имеют вредные для здоровья привычки, что пагубно сказывается, как на духовном, так и физическом состоянии здоровья. Здоровый образ жизни – общепризнанный, надежный, действен- ный способ сохранения и укрепления здоровья людей.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ Созданная в школе система по здоровьесбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. У большинства учащихся наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств, для его укрепления, стремления к расширению двигательного образа жизни. У педагогов и родителей сформированы ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья обучающихся.