Программа самообразования

 «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить!»

Сократ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования  " Центр детского творчества"

C:\Users\mYH0ME\Desktop\ьььььььььььььььь.jpg 

Программа самообразования

«Развитие мотивации к творчеству и познанию одарённых детей»

педагога дополнительного образования

МАУДО «Центр детского творчества»

Гасановой Альбины Крымсолтановны

Срок реализации программы: два года

г.п. Федоровский

2021г.

Содержание:

1. Пояснительная записка

2. Цель и задачи

3. Ожидаемые результаты

4. Формы и методы организации самообразования

5. Этапы работы по самообразованию

6. План работы над темой

7. Список литературы.

Пояснительная записка.

«Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен научиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения личности её интеллектуального профиля… Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно». Р.Дж. Стеринберг, Е. Григоренко     

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных компетенций в свете современных требований педагогической и психологической наук. Эта деятельность включает в себя выбор темы, по которой будет проводиться исследование, составление индивидуального плана самообразования, а также анализ выполненной работы. Тема моего самообразования «Эффективность развития детской одаренности в условиях дополнительного образования».

       Совершенствование качества обучения и воспитания в дополнительном образовательном учреждении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.

       Педагог дополнительного образования - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание самосовершенствоваться, потребность творить.

      Самообразование - это необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к нам самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике и др.

      Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Опираясь на слова известного врача – психотерапевта Ж.Б. Нарлиева, решать любую проблему человек должен сознательно и сам: «Можешь - сделай, хочешь - добейся! Помоги себе сам!»

      Содержание самообразования я раскрываю через функции: компенсаторная: реализуется в приобретении профессиональных знаний, умений, навыков, в расширении кругозора, усвоении новой информации; адаптирующая: позволяет педагогу постоянно приспосабливаться к меняющемуся миру, новым условиям профессиональной деятельности; развивающая: предполагает формирование способности активно и компетентно участвовать в преобразовании себя, своей педагогической деятельности, непрерывное обогащение творческого потенциала.
      На современном этапе развития общества одним из приоритетных направлений в области образования является создание максимально благоприятных условий для всестороннего гармоничного развития ребенка с учетом его индивидуальных морфофункциональных, физических, соматических, психических особенностей. Общеизвестно, что школьный возраст - важнейший период развития ребенка, укрепления его здоровья, формирования двигательных умений и навыков, развития основных физических и психических качеств.

       Мои принципы самообразования:
1.
Принцип развития: раскрывает неразрывную взаимосвязь развития личности в онтогенезе и ее непрерывного самообразования, зависимость уровня зрелости личности педагога от уровня его самообразования и самовоспитания.

      Принцип раскрывается через ряд установок:
- установка  проблемы в педагогической работе, которая формирует мотивы
самообразования и самовоспитания;
- установка на самосознание, самооценку своей педагогической деятельности, стимулирующие ее улучшение;
-  на личную значимость, что позволяет соотнести объективно существующую цель самообразования и самовоспитания с личностно - значимыми мотивами (познавательный интерес, стремление к успеху и др.).
2.
Принцип самодеятельности.

  Реализуется через следующие установки:
- целеполагание и целеустремленность, дающие возможность сознательно и систематично заниматься самообразованием и воспитанием;
- планирование самообразования, позволяющее упорядочить его методы и приемы, обеспечить контроль;
- самоорганизацию, которая основывается на таких качествах личности как воля,
мотивационная и познавательная сферы, и в свою очередь стимулирует их дальнейшее развитие.
3.
Принцип самоуправления реализуется через следующие установки:
- самоконтроль;

- саморегулирование;
- индивидуализацию самообразования и самовоспитания;
- мобилизацию, способствующую преодолению трудностей самообразования и самовоспитания;
- коррекцию запланированных результатов работы над собой, изменение ранее намеченной программы в связи с уже достигнутыми успехами.

Срок реализации программы: два года.

    Программа построена с учетом нормативно-правовых требований российского законодательства и Декларацией прав ребенка, утвержденной ЮНЕСКО (1959).

     Нормативно-правовой основой программы являются следующие документы:

  • Конвенция о правах ребенка
  • «Закон РФ об образовании»
  • Федеральный закон о дополнительном образовании
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
  • Национальная доктрина образования в РФ (на период до 2025 года)

 Концептуальные основы программы:

  • Педагогическая любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
  • Оптимистическая вера в ребенка; сотрудничество, мастерство общения; 
  • Увлеченность, рожденная интересным преподаванием; 
  • Замена принуждения желанием, которое порождает успех; ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;
  • Применение косвенных требований через коллектив.

Задачи программы:

  • создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей в разных областях науки и творчества;
  • организация научно-исследовательской деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации, воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;
  • отбор в системах обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  • расширение возможностей для участия способных и одаренных обучающихся в районных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах;
  • развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности, интересы детей.

Основные направления реализации программы:

  • Диагностическое
  • Развивающее
  • Информационное

Ожидаемые результаты:

  • сформировать систему работы с одаренными обучающимися;
  • пройти курсы  повышения квалификации для работы с одаренными детьми;
  • сотрудничество Центра со средне специальными и высшими учебными заведениями;
  • формирование разнообразного опыта инновационной, творческой, экспериментальной деятельности (проведение открытых занятий, создание комплекса педагогических разработок, дидактических материалов и др.);
  • увеличение количества призёров районных, окружных, всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях;
  • расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся;

Методы самообразовательной работы по программе

  • Теоретический анализ литературы;
  • Анализ образовательных программ;
  • Обобщение педагогического опыта - наблюдение, беседы.

Формы самообразовательной деятельности по программе

 1. Аттестация и курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

2. Индивидуальная работа по самообразованию

- участие в научно-практических конференциях, семинарах, педагогических советах и др.;

- посещение библиотек, занятий коллег, обмен мнениями;

- освоение информационных технологий - работа творческих мастерских педагогов;

- проведение самоанализа, рефлексия опыта;

 - участие в конкурсах профессионального мастерства;

 - изучение научно-методической и учебной литературы;

План работы по самообразованию

 

Направления

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Профессиональное

1

Изучение учебно-методической литературы. Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет

Ежегодно

2

Изучение новых образовательных стандартов

Ежегодно

3

Прохождение курсов повышения квалификации

Один раз в 3 года

4

Разработка и корректировка дополнительных образовательных общеразвивающих программ.

Ежегодно

5

Участие в профессиональных педагогических конкурсах различного уровня.

Ежегодно

6

Изучение опыта ведущих педагогов района, округа.

Ежегодно

7

Подготовка к первой квалификационной категории

2021 г.

Методическое

1

Участие в конкурсах, фестивалях различного уровня

Ежегодно

2

Посещение занятий коллег  с целью обмена опытом.

Ежегодно

3

Проведение открытых занятий и мастер – классов для педагогов и родителей.

Не менее 3 раз в год

4

Выступление на учрежденческих и районных семинарах.

Ежегодно

6

Разработка новых дидактических материалов.

Ежегодно

Психолого-педагогическое

1

Совершенствование знаний в области классической и современной психологии и педагогики

Ежегодно

2

Тесты, анкеты, тренинги и т.п.

2 раза в год

3

Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, ориентированной на развитие одаренных детей, в соответствии с их психологическими особенностями

2021-2023 г.

Работа с родителями

Проведение родительских собраний, конференций, подготовка сценариев, анкетирование и т.п.

2 раза в год

Современные образовательные технологии

1

Внедрение нестандартных занятий.

Ежегодно

2

Внедрение дистанционной формы работы с обучающимися.

Ежегодно

Информационно – компьютерные технологии

1

Использование возможностей Интернет на занятиях творческого объединения.

Ежегодно

2

Составление мультимедийных презентаций для проведения занятий и других мероприятий.

Ежегодно

3

Создание персонального сайта.

2021 г

4

Профессиональные публикации в СМИ.

Ежемесячно

п\п

Содержание

Сроки

Ожидаемый

результат

1.

Изучение теоретических основ деятельности

Август 2021г.

Накопление материала по теме, изучение литературы

2.

Разработка проекта программы

Сентябрь 2021г.

Принято на методическом совете

3.

Внедрение программы в практику

Сентябрь 2021г.

Повышение профессиональных компетенций

4.

Разработка методических материалов.

Освоение новых техник, методик и форм

В течение всего периода

Обогащение опыта в профессиональной деятельности, создание методических разработок, наглядных дидактических материалов

5.

Подготовка учащихся к   конкурсам, фестивалям

В течение всего периода

Развитие самооценки и осознание сопричастности к духовному миру учащимися, их значимости  в обществе

6.

Работа с медиаресурсами

В течение всего периода

Освоение новых форм

7.

Проведение открытых занятий

Январь 2022

Февраль 2022

Март 2022

Апрель 2022

Получение отзывов и пожеланий

8.

Посещение семинаров

В течение всего периода

Обогащение педагогического опыта

9.

Самоанализ проведённой работы

Май 2022

Отчёт по методической теме на заседании МО

Список используемой литературы:

 Нормативно-правовой:

1.Закон РФ об образовании. Федеральные базовые законы.- М.: ИФ «Образование в документах», 2019.

2.Конвенция о правах ребенка: Принята Генеральной Ассамблеей ООн,– ЮНИСЕФ, 2021

3.Национальная доктрина образования в Российской Федерации: постановление правительства  РФ от  4 октября 2018 г. N

Интернет-ресурсы:

1. https://nsportal.ru/

2. http://multiurok.ru/marita27/files/v-pomoshch-piedaghogham-posamoobrazovaniiu.html 

Общая педагогика:

1.Андреева Г.М.  Социальная психология.- М.: Просвещение, 2018.

2.Антюфеева Н.К. Повышение квалификации педагога дополнительного образования как личностная траектория его профессиональной карьеры // Внешкольник. – 2017. - №3. – с.17- 18.

 5. Калугин Ю.Е. «Виды самообразования» журнал «Дополнительное образование» 2 – 2019 стр.16.

6. Кратавцева В.А. «Развитие творческого потенциала педагога дополнительного образования» журнал «Дополнительное образование» 6 – 2016 стр.4

7.Социальная педагогика, курс лекций/Под ред. Ю.Н. Галагузовой.-М.: Просвещение, 2015.

Методика обучения (дидактика) и воспитания:

1.Аванесян И.Д. Творчество и воспитание/ И.Д. Аванесян.- Спб: КАРО, 2014.

2.Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям.-М.: Воронеж, 2016.

3.Виноградов С.Н. Уроки Шаталова//Педагогика. 2016.-№ 8.-152 с.

4.Воспитание детей в школе в двух словах: Конспект пособий для студентов – педагогов и учителей.- М.: Педагогическое общество России, 2021.

5.Лизинский В.М. Классный руководитель: молитва на каждый день / В.М. Лизинский. -М.: Центр «Педагогический поиск», 2015.

6.Педагогические технологии: Учеб. пособ./ Автор-сост. Т.П. Сальникова.-М.: ТЦ Сфера, 2017.

7.Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии / Г.К. Селевко.- М.: НИИ школьных технологий, 2005. 176с. - (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»). 

8.Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд. Моск. ун-та, 2018.

9.Щуркова Н.Е. Воспитание на уроке / Н.Е. Щуркова. М.: Центр «Педагогический поиск», 2017.


Предварительный просмотр: