Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы
В данном разделе вы можете ознакомиться с дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами "Азбука красоты", "Шахматы"
Скачать:
Предварительный просмотр:
2. Паспорт программы
Название программы | «Азбука красоты» | |
Направленность, классификация программы | социально-гуманитарная, модифицированная | |
Срок реализации программы | 1 год | |
Возраст обучающихся | 11-17лет | |
Количество обучающихся по программе | 12-15 | |
Ф.И.О. составителя программы | Гасанова Альбина Крымсолтановна, педагог дополнительного образования | |
Территория | ХМАО-Югра, Сургутский район, п.г.т. Федоровский | |
Юридический адрес учреждения | Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, 628433, Сургутский район, п.г.т. Белый Яр, улица Лесная, дом 8, корпус Б | |
Контакты | Телефон: 8(3462)7318-40 е-mail: rcdt61@mail.ru | |
Год разработки | 2022 | |
Цель | Создание условий для самореализации личности обучающихся в процессе освоения парикмахерского искусства и визажа. | |
Задачи | обучающие:
развивающие:
воспитательные:
| |
Документы, послужившие основанием для разработки программы |
| |
Образовательные форматы |
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая. Программа рассчитана на 1 год. Режим занятий:2 раза в неделю по 2 занятия по 40 минут. Формы контроля: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия учащихся в мероприятиях, активности учащихся на занятиях, в соревнованиях, творческих проектах, мониторинг. | |
Требования к условиям организации образовательного процесса | Для заочных, дистанционных занятий и самообучения:
Для очных занятий:
| |
Ожидаемые результаты освоения программы | Личностные результаты: У обучающихся будут сформированы: -познавательные интересы и активность в данной области предметной деятельности; -потребность сотрудничества со сверстниками; -стремление прислушиваться к мнению членов коллектива. -эстетические потребности. Метапредметные результаты: -самостоятельное применение полученных знаний и умений; -создание образов причесок, макияжа по пройденным технологиям; -самостоятельное нахождение вариантов решения творческой задачи. Предметные результаты: -знание правил техники безопасности с оборудованием, поведения в объединении; -знание классификации причесок; -знание основных технологий и приёмов парикмахерского искусства и визажа; -знание видов макияжа и технологии их выполнения; -знание правил коррекции формы головы и лица с помощью прически; -знание правил коррекции лица при помощи визажа; -умение обращаться с оборудованием и инструментами; -умение плести косы различных видов различным способом; -умение правильно выполнять прически; -умение правильно пользоваться инструментом; -умение применять полученные знания на практике. | |
Возможные риски и пути их преодоления при дистанционном обучении | Риски программы | Пути преодоления |
Во время дистанционного обучения не у всех обучающихся могут быть компьютеры (устройства), чтобы заниматься онлайн | Возможность заниматься онлайн по видеозаписи занятия | |
Не хватает минимальных знаний пользования ПК у детей и родителей – отсюда проблема выполнять задания | Создание подробных видеоинструкций, изложенных простым, доступным языком | |
Пассивность родителей | Привлечение родителей к совместным с детьми мероприятиям, анкетирование | |
Отсутствие заинтересованности обучающихся к проектной деятельности | Рекламирование результатов реализованных проектов обучающихся, определение алгоритма и критериев оценивания проектов | |
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) | Техническое обеспечение Для очных занятий: Средства обучения: кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями на 12-15 ученических мест, доступ к сети Интернет, мультимедийные презентации.
Для дистанционных занятий: Программное обеспечение Операционнаясистема Windows (XP, 7, 8), Microsoft Office 2007, 2010 (MS Word, MS Power Point), Adobe Photoshop, Adobe Lightroom браузер. |
3. Пояснительная записка
Аннотация
Во все времена люди хотели выглядеть красиво и привлекательно и прилагали для этого немало усилий, изобретали специальные приспособления и инструменты, которые использовали в процессе выполнения причесок и стрижек. Но, конечно же, никакой инструмент, будь то металлический стержень или современные электрощипцы, не могут заменить ловких рук мастера.
Образ современного человека, его имидж создают люди разных профессий. Парикмахер - стрижки и прически, визажист – макияж.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука красоты» позволяет познакомиться с основами работы вышеперечисленных специальностей, обучает инновационным достижениям в парикмахерском деле, дает возможность обучающимся подходить к выполнению причесок и макияжа с учетом современного направления моды.
Данная программа разработана с учётом современных педагогических теорий и технологий, возрастных и психофизиологических особенностей подростков.
Данная программа имеет социально-гуманитарную направленность. Содержание программы предоставляет возможность для социальных проб в сфере парикмахерского дела, в области макияжа, освоение обучающимися социокультурного опыта и создание условий для его самореализации в обществе.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука красоты» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
- Постановление 21.03.2022 г. № 9 «О внесении изменений СанПиН 3.1/2.4.3598-20 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей)».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества».
Новизна и отличительные особенности
Программа даёт возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах работ парикмахера, помогает им сделать осознанный выбор в пользу определенного вида работ, то есть самореализоваться и самоопределиться в них.
Актуальность программы
Людям в любое время было свойственно украшать себя, в наше время к красоте особо повышенное внимание. Теперь прическа – своеобразная визитная карточка каждого человека. «Здоровый человек, - говорят американцы – лучше работает, а красивый лучше представляет фирму».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука красоты» поможет обучающимся подчеркнуть деловитость характера, женственность, спортивность, приверженность классическим традициям, скрыть возможные недостатки внешности, словом, найти определенный стиль и образ.
Педагогическая целесообразность
Программа обеспечивает социальную адаптацию обучающихся, а также направлена на развитие творческой личности. Также программа формирует необходимые навыки личности – трудолюбие, дисциплинированность, деловитость, настойчивость, тактичность, доброжелательность, общительность, отзывчивость, умение быстро ориентироваться и принимать правильное решение в различных ситуациях; сформировать определенную систему знаний и приемов, которая во многом определит адаптацию учащихся в жизни.
Цель программы: создание условий для самореализации, личности обучающихся в процессе освоения парикмахерского искусства и визажа.
Задачи программы:
обучающие:
- сформировать основные знания современного парикмахерского искусства, визажа;
- сформировать трудовые и технологические знания и умения;
- обучить приемам парикмахерского искусства, визажа;
развивающие:
- развивать воображение, художественный вкус, творческие способности;
- развивать устойчивый интерес к парикмахерскому искусству, визажу как к средству изменения внешности человека;
воспитательные:
- воспитывать общую культуру поведения;
- воспитывать чувство самостоятельности, ответственности, организованности;
- воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
- воспитывать любовь к творчеству, красоте; воспитывать аккуратность, трудолюбие, терпение.
Методы обучения и формы организации:
- Словесный (беседа, рассказ, объяснение, устное изложение материала, анализ текста, структуры музыкального произведения). Разговорная речь является связующим звеном между движениями и музыкой. Словесные объяснения должны быть краткими, точными, образными и конкретными.
- Показ. Демонстрация перед обучающимися способа и последовательности практических занятий. Показ и объяснения не должны носить слишком длительный характер разучивания, так как это снижает эффективность и интерес к занятиям.
- Практический (тренинг, игры, мастер-классы, конкурсы). Практический метод обучения — это метод, целью которого является формирование знаний и умений обучающегося в процессе практической деятельности.
- Творческий. В совместной творческой деятельности педагога и обучающихся проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность и инициативность. Творческие задания помогают детям раскрепоститься, раскрыть свой внутренний мир, развить воображение и фантазию.
- Игровой. Самая свободная, естественная форма проявления деятельности детей, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего «я», личного творчества. В игровой форме учебный материал вызывает огромный интерес и легко запоминается детьми. Игра – активное средство воспитания и самовоспитания детей, источник веселья, бодрости, радости, хорошего самочувствия и настроения.
- Самостоятельная работа. На основе ранее пройденного материала целесообразно привлекать детей работать самостоятельно. Для успешной самостоятельной работы необходимо познакомить обучающихся с различными методами работы, с помощью которых, будут достигаться цели, и решаться задачи.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- Объяснительно – иллюстративный. Обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию.
- Репродуктивный. Обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
- Частично – поисковый. Участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
- Исследовательский. Проектная творческая работа обучающихся.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная.
Основной формой обучения является занятие. Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают теоретические и практические виды деятельности.
Занятия проводятся с полным составом группы, при этом по мере приобретения опыта занимающимися делается больший упор на групповые формы работы. При этом используются беседы, учебные игры, конкурсы, соревнования, самостоятельная работа, практические занятия, тренинги, зачеты, и др.
Обучение строится на следующих принципах: доступность, последовательность, взаимоуважение, наглядность, индивидуализация, добровольность.
4. Планируемые результаты
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
Стартовый уровень:
-познавательные интересы и активность в данной области предметной деятельности;
-потребность сотрудничества со сверстниками;
-стремление прислушиваться к мнению членов коллектива.
Базовый уровень:
-бесконфликтное поведение;
-потребность сотрудничества со сверстниками;
-стремление прислушиваться к мнению членов коллектива;
-эстетические потребности;
-мотивация к занятиям парикмахерского искусства, макияжа, интеллектуальному и творческому труду;
-повышение уровня учебной успешности
Метапредметные результаты:
Стартовый уровень:
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, оценки теоретического и практического материала;
-применение полученных знаний на практике с помощью педагога;
-умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Базовый уровень:
-самостоятельное применение полученных знаний и умений;
-создание образов причесок, макияжа по пройденным технологиям;
-самостоятельное нахождение вариантов решения творческой задачи.
Предметные результаты:
Стартовый уровень:
-знание правил техники безопасности с оборудованием, поведения в объединении;
-знание классификации причесок;
-знание основных технологий и приёмов парикмахерского дела и визажа;
-знание видов макияжа и технологию их выполнения;
-умение правильно пользоваться инструментом.
-умение обращаться с оборудованием и инструментами;
Базовый уровень:
-знание правил коррекции формы причёски и лица при помощи прически;
- знание правил коррекции лица при помощи визажа;
-умение плести косы различных видов, различным способом;
-умение правильно выполнять прически;
-умение применять полученные знания на практике.
5. Формы проведения аттестации:
Формы проведения аттестации: опрос, тестирование, педагогическое наблюдение, просмотр, практические задания, показательные выступления, концерты, фестивали, конкурсы
6. Организационно – педагогические условия
- целевая группа: обучающиеся 11-17 лет.
- объем программы: 144 часа.
- количество и название модулей: 1 модуль «Академия стиля».
- срок реализации программы: 1 год.
- направленность программы: социально-педагогическая
- режим занятий: 4 часа в неделю (2 раза в неделю по 2 академических часа по 40 минут).
- характеристика педагогического состава: педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в данном направлении деятельности.
Учебный план
№ п/п | Название модуля | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | «Академия стиля» | ||||
1.1. | «Азы парикмахерского искусства» | 34 | 9 | 25 | Вводный тест. Педагогическое наблюдение, практическая работа, опрос |
1.2. | «Основы визажа» | 34 | 9 | 25 | Педагогическое наблюдение, практическая работа, опрос, взаимоконтроль, самоконтроль |
1.3. | «Технология парикмахерских работ» | 54 | 14 | 40 | Педагогическое наблюдение, практическая работа, опрос |
1.4. | «Техника визажа» | 22 | 6 | 16 | Педагогическое наблюдение, практическая работа, опрос, соревнование |
ВСЕГО: | 144 | 38 | 106 |
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время прове дения заня тия | Форма занятия | Кол- во часов | Тема раздела | Место проведения | Форма контроля | |
Модуль I. «Академия стиля» | 144 | ||||||||
I | Игра на знакомство и сплочение коллектива Беседа, практическая работа | 34 | «Азы парикмахер- ского искусства» | МАУДО «ЦДТ» | Вводный тест. Педагогическое наблюдение, практическая работа, опрос. | ||||
II | Презентация, беседа, практическое занятие | 34 | «Основы визажа» | МАУДО «ЦДТ» | Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия обучающихся в мероприятиях, активности обучающихся на занятиях. | ||||
III | Презентация, беседа, практическое занятие | 54 | «Технология парикмахер- ских работ» | МАУДО «ЦДТ» | Педагогический анализ результатов зачетных листов, опросов, выполнения заданий, практических занятий. | ||||
IV | Занятие – игра, беседа, практическое занятие, презентация | 22 | «Техника визажа» | МАУДО «ЦДТ» | Педагогический анализ результатов тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия обучающихся в мероприятиях, активности обучающихся на занятиях, в соревнованиях, в творческих проектах, мониторинг. |
7. Условия реализации Программы
Материально-техническое оснащение:
Для заочных, дистанционных занятий и самообучения:
- Персональный компьютер.
- Операционная система Windows.
- Установленный браузер.
- Доступ в интернет.
Для очных занятий:
- Кабинет;
- Компьютер,проектор, интерактивная доска;
- Манекен для причёсок, штатив для манекена;
- Раковина для мытья волос, зеркала;
- Кресло, столик, парикмахерская тележка;
- Плойки, ножницы,фен, зажимы;
- Сушуар, электрощипцы;
- Брашинги, расчески, щётки;
- Шпильки, невидимки, краска для волос;
- Тональный крем (разных оттенков), тени для век (разных оттенков);
- Тушь для ресниц (разных оттенков), контурные карандаши (разных оттенков), румяна (разных оттенков), губная помада (разных оттенков);
- Лак и гель для волос, пена, мусс, воск;
- Кисточки, губки, пинцет.
Программное обеспечение:
1) Методические виды продукции.
Информационно-методические материалы по темам: коса-плетение, вечерние прически, игровые творческие программы.
Наглядные пособия, изготовленные педагогом и воспитанниками, анкеты, кроссворды. Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные пособия следующих видов: схематический или символический: таблицы, схемы, рисунки. картинный и картинно-динамический: картины, иллюстрации, слайды, фотоматериалы и др.; дидактические пособия: карточки, раздаточный материал, вопросы и тесты, практические задания, упражнения и др.; видеоматериалы, учебные пособия, журналы, книги; тематические подборки материалов, сценариев, игр. Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебным планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями учащихся, уровнем их развития и способностями.
2) Рекомендации по проведению практических работ:
Содержание программы строится на приоритетном использовании практических, игровых методов и приемов, обеспечивающих ситуацию успеха для каждого ребенка, что способствует интеллектуальному, эмоциональному и индивидуальному развитию ребенка.
На занятиях много времени уделяется практическим видам деятельности, мини-проектам. Все виды деятельности способствуют оптимальной подготовке детского организма к более высоким психическим и физическим нагрузкам. Чередование игр и практических работ сбалансировано таким образом, чтобы обучающиеся не переутомлялись во время занятий.
По мере освоения учебного материала, оценив творческие способности детей, педагог может осуществлять постановочную работу, опираясь на уже усвоенный материал.
Актуальным для занятий является применение здоровьесберегающих технологий, создание комфортной атмосферы, а также «ситуаций успеха», стимулирующих мотивацию к занятиям у детей.
3) Методики по исследовательской работе.
Проектный метод в данном виде деятельности позиционируется как инновационный подход. Работа над проектом позволяет превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу. Становление проектных умений, позволяющих обучающимся выявлять проблемы, разрабатывать гипотезы, наблюдать и классифицировать, лучше начинать с младшего возраста, так как потенциал этих детей высок, да и накопленные детьми знания и умения следует закреплять и применять – им нужен естественный выход, детям необходимо дать почувствовать значимость их знаний и умений на практике. В работе над проектом обязательно соблюдаются определенные этапы деятельности, и на всех этапах подготовки проекта педагог выступает в роли соучастника, консультанта и помощника, а не эксперта.
Этапы учебно-исследовательской работы:
- Выбор и формулировка темы исследования
- Выдвижение предположений (гипотезы)
- Определение цели и задач работы
- Выбор объекта, предметы исследования
- Обоснование актуальности исследования
- Определение методов исследования
- Проведение собственно исследования (проверка гипотезы)
- Результаты учебно-исследовательской работы
- Защита учебно-исследовательской работы
Результаты проектной деятельности:
Уметь:
- находить/видеть проблему;
- формулировать, задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- намечать план реализации и проверки гипотезы;
- оперировать понятиями по теме исследования;
- графически представлять полученные результаты (таблицы, графики, диаграммы);
- разрабатывать материал для проведения исследования (анкеты, вопросы к беседе);
- наблюдать явления и факты;
- делать выводы, умозаключения, анализировать;
- структурировать материал;
- доказывать свои идеи, аргументировать свою точку зрения;
- работать с различными видами информации.
Основные критерии оценки исследовательских работ:
- актуальность и новизна выбранной темы;
- соответствие заявленной темы и содержания работы;
- соответствие цели, задач и результатов работы;
- степень знакомства автора с литературой по теме;
- количество, актуальность и достоверность источников, использованных при подготовке работы;
- целесообразность выбранных методов, приёмов и подходов к решению поставленных задач;
- объём практической (непосредственно исследовательской) части работы;
- умение анализировать полученные результаты;
- сформированность и аргументированность собственного мнения;
- язык изложения;
- уровень владения терминологией;
- грамотность оформления работы;
- качество подготовки речи и презентации для защиты исследования;
- умение отвечать на вопросы по теме исследования, вести дискуссию.
8. Содержательно - тематическая структура
Цель программы: создание условий для самореализации, личности обучающихся в процессе освоения парикмахерского искусства и визажа.
Задачи программы:
обучающие:
- сформировать основные знания современного парикмахерского искусства, визажа;
- овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями;
- обучить приемам парикмахерского искусства, визажа;
развивающие:
- развивать воображение, художественный вкус, творческие способности;
- развивать устойчивый интерес к парикмахерскому искусству, визажу как к средству изменения внешности человека;
воспитательные:
- воспитывать общую культуру поведения;
- воспитывать чувство самостоятельности, ответственности, организованности;
- воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
- воспитывать любовь к творчеству, красоте; воспитывать аккуратность, трудолюбие, терпение.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах деятельности. Теоретический материал сопровождается показом наглядного материала, преподносится в виде рассказа-информации или беседы.
Основное место на занятии отводится практическим работам. Нагрузка во время занятий соответствует силам и возможностям обучающихся, обеспечивая их занятость в течение занятий.
В работе с обучающимися большое значение имеет наглядность, поэтому каждое занятие сопровождается показом образцов причесок и стрижек, а также раздачей индивидуальных комплектов дидактического материала. При знакомстве с теоретическим материалом используются видеоматериалы, иллюстрации, пособия.
Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие. В зависимости от индивидуальных способностей воспитанников возможна оперативная корректировка программы в каждом конкретном случае: ускоренный или замедленный курс обучения, личностно-ориентированный подход, углубленное изучение отдельных тем и т п.
Программа включает в себя 4 раздела: «Азы парикмахерского искусства», «Основы визажа», «Технология парикмахерских работ», «Техника визажа».
Раздел I «Азы парикмахерского искусства»
Теория: Знакомство с инструментами для укладки и завивки волос, для стрижки волос, со стайлерами и аксессуарами для волос, разновидностями плетения волос.
Практика: научатся моделировать прически на основе коса плетения и жгута плетения, познакомятся с разнообразием средств для укладки волос. Научатся создавать прически праздничные и повседневные, модельные с использованием различных аксессуаров и техники выполнения при помощи дополнительных механических средств, а также разнообразию плетения волос.
Раздел II «Основы визажа»
Теория: Краткая характеристика сырья, используемого в производстве косметических средств. Средства по уходу кожей лица. Типы косметических кремов. Специальное оборудование, аппараты, инструменты. Экономный расход косметических средств. Применение косметики для глаз длительного действия. Моющие и мылящие материалы. Типы лица. Косметическая коррекция черт лица. Техника макияжа при коррекции косметических недостатков. Кожа лица человека и ее функции.
Практика: Практические занятия по выполнению макияжа лица, по применению средств для коррекции формы лица. Применение технологии макияжа лица, окраска ресниц и бровей, уход за ресницами.
Раздел III «Технология парикмахерских работ»
Теория: Характеристика классификации причесок. Моделирование и элементы причесок, изучение с приемами укладки волос в прическу, с техникой выполнения прикорневого объема «Гофре».
Практика: Применение вариантов накручивания, укладки, выпрямления, окраски и завивки волос. Применение техники выполнения разных видов стрижки.
Раздел IV «Техника визажа».
Теория: Освоение приемов владения инструментами. Аппликации и маски ля лица. Подготовка к процедурам с использованием декоративной косметики. Косметические средства для макияжа. Выбор подходящей основы (пудра, румяна, губная помада, косметика для глаз). Последовательность выполнения макияжа. Маскировка морщин с помощью крема-основы, косметическая коррекция линии лба, носа и подбородка, нижней челюсти и шеи, глаз. Изменения формы бровей путем выщипывания, Коррекция формы рта и губ. окраска ресниц и бровей. Искусственные ресницы. Сложный макияж. Молодежный макияж. Макияж юных. Нейтральный макияж для любого цвета кожи. Легкий макияж на каждый день. Осенний макияж.
Практика: Практические занятия по темам:
Освоение приемов владения инструментом. Схема правильного выполнения макияжа. Моделирование макияжей. Выполнение всех видов макияжа. Последние достижения в области ухода за кожей. Моделирование простых и сложных макияжей на коже лица с украшениями и без. Массаж лица. Экскурсия в визажные залы парикмахерских города с целью знакомства с профессией визажист. Знакомство работы с косметическими средствами. Правила обслуживания при работе с клиентом.
Формы, методы организации занятий: презентации, беседы, практическая работа, игры, дискуссии, упражнения на взаимодействие в группах, конкурсы, викторины, демонстрация готовых изделий с последующим обсуждением, тестирование, проектная деятельность.
Формы работы:
рассказ, беседы с использованием наглядного материала для теоретической части занятия;
игры, способствующие закреплению полученных знаний;
практическая работа учащихся с обязательным инструктажем по технике безопасности. При выполнении практических работ учащиеся приобретают умения и навыки проведения научных исследований, работы с лабораторным оборудованием, использования оптических приборов, выполнения основных приемов методик исследований;
конкурсы, творческие проекты.
Методы работы: словесно-наглядный, вербальный, дедуктивный, поисковый, проблемный, метод case-study, самостоятельная работа.
При формировании коллектива желательно, чтобы в объединении были учащиеся одного возраста.
Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями и опытами.
Необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся, их большую подвижность, неустойчивость внимания. Необходима постоянная смена деятельности, форм и методов в процессе занятия. Все они должны способствовать выработке сознательного и бережного отношения ко всему живому.
Теоретическая часть занятия должна быть краткой, можно использовать наглядные пособия, интерактивные средства обучения. Практические работы выполняются по звеньям. Соблюдение техники безопасности при работе с оборудованием входит в учебно-воспитательные задачи объединения. В конце каждого занятия полезно проводить взаимоконтроль, обязательно подводятся итоги.
Проведение занятий в игровой форме повышает интерес к занятиям.
Учебно-тематическое планирование
Модуль «Азбука стиля»
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
| Раздел I «Азы парикмахерского искусства» | 9 | 25 | 34 |
1 | Введение в программу. Входной контроль. | 1 | 1 | 2 |
2 | Инструменты для укладки и завивки волос. | 0,5 | 1,5 | 2 |
3 | Инструменты для стрижки волос. | 0,5 | 1,5 | 2 |
4 | Стайлеры. | 0,5 | 1,5 | 2 |
5 | Стайлинг для волос. | 0,5 | 1,5 | 2 |
6 | Аксессуары для волос. | 0,5 | 1,5 | 2 |
7 | Уход за волосами разных типов. | 0,5 | 1,5 | 2 |
8 | Мытье головы. | 0,5 | 1,5 | 2 |
9 | Массаж головы. Технология массажа. | 0,5 | 1,5 | 2 |
10 | Классификация причесок. | 0,5 | 1,5 | 2 |
11 | Разновидности плетения волос. | 0,5 | 1,5 | 2 |
12 | Плетение из трех прядей. | 0,5 | 1,5 | 2 |
13 | Плетение из четырех прядей. | 0,5 | 1,5 | 2 |
14 | Плетение из четырех прядей. | 0,5 | 1,5 | 2 |
15 | Плетение из пяти прядей. | 0,5 | 1,5 | 2 |
16 | Плетение из пяти прядей. | 0,5 | 1,5 | 2 |
17 | Плетение из пяти прядей. | 0,5 | 1,5 | 2 |
Раздел II «Основы визажа» | 9 | 25 | 34 | |
18 | Виды макияжа. Макияж и цвет глаз. | 1 | 1 | 2 |
19 | Дневной макияж. | 0,5 | 1,5 | 2 |
20 | Дневной макияж. | 0,5 | 1,5 | 2 |
21 | Корректировка скульптором, бронзером. | 0,5 | 1,5 | 2 |
22 | Вечерний макияж. | 0,5 | 1,5 | 2 |
23 | Макияж для фото съемки. | 0,5 | 1,5 | 2 |
24 | Восточный макияж. | 0,5 | 1,5 | 2 |
25 | Корректирующий макияж. | 0,5 | 1,5 | 2 |
26 | Корректирующий макияж губ. | 0,5 | 1,5 | 2 |
27 | Коррекция формы лица. | 0,5 | 1,5 | 2 |
28 | Коррекция формы бровей пинцетом. | 0,5 | 1,5 | 2 |
29 | Коррекция формы бровей пинцетом. | 0,5 | 1,5 | 2 |
30 | Коррекция формы бровей нитью. | 0,5 | 1,5 | 2 |
31 | Коррекция формы бровей нитью. | 0,5 | 1,5 | 2 |
32 | Технология макияжа бровей. | 0,5 | 1,5 | 2 |
33 | Окраска ресниц и бровей. | 0,5 | 1,5 | 2 |
34 | Уход за ресницами. | 0,5 | 1,5 | 2 |
Раздел III «Технология парикмахерских работ» | 14 | 40 | 54 | |
35 | Деление волосяного покрова на зоны. | 0,5 | 1,5 | 2 |
36 | Классификация причесок. | 1 | 1 | 2 |
37 | Моделирование и элементы причесок. | 0,5 | 1,5 | 2 |
38 | Приемы укладки волос в прическу. | 0,5 | 1,5 | 2 |
39 | Техника выполнения прикорневого объема «Гофре». | 0,5 | 1,5 | 2 |
40 | Варианты накручивания волос. | 0,5 | 1,5 | 2 |
41 | Завивка волос на плойку. | 0,5 | 1,5 | 2 |
42 | Завивка волос с помощью утюжка. | 0,5 | 1,5 | 2 |
43 | Технология выполнения объёмного хвоста. | 0,5 | 1,5 | 2 |
44 | Прическа «Водопад». | 0,5 | 1,5 | 2 |
45 | Прическа «Бантик». | 0,5 | 1,5 | 2 |
46 | Прическа «Корзинка». | 0,5 | 1,5 | 2 |
47 | Прическа « Улитка». | 0,5 | 1,5 | 2 |
48 | Прическа « Рыбий хвост». | 0,5 | 1,5 | 2 |
49 | Прическа «Эльфини». | 0,5 | 1,5 | 2 |
50 | Прическа «Греческая». | 0,5 | 1,5 | 2 |
51 | Свадебные прически. | 0,5 | 1,5 | 2 |
52 | Пучок с валиком. | 0,5 | 1,5 | 2 |
53 | Прическа с канекалоном. | 0,5 | 1,5 | 2 |
54 | Укладка волос при помощи фена. | 0,5 | 1,5 | 2 |
55 | Выпрямление волос при помощи утюжка. | 0,5 | 1,5 | 2 |
56 | Современные методы окраски. | 0,5 | 1,5 | 2 |
57 | Классификация красителей. | 0,5 | 1,5 | 2 |
58 | Технология выполнения покраски волос. | 0,5 | 1,5 | 2 |
59 | Маски для волос. | 0,5 | 1,5 | 2 |
60 | Техника выполнения стрижки «Каре». | 0,5 | 1,5 | 2 |
61 | Техника выполнения стрижки «Каскад». | 0,5 | 1,5 | 2 |
Раздел IV «Техники визажа» | 6 | 16 | 22 | |
62 | Уход за кожей лица разных типов. | 1 | 1 | 2 |
63 | Очистка лица. | 0,5 | 1,5 | 2 |
64 | Маски для лица. | 0,5 | 1,5 | 2 |
65 | Гимнастика и массаж лица. | 0,5 | 1,5 | 2 |
66 | Тонирование лица. | 0,5 | 1,5 | 2 |
67 | Техника выполнения макияжа глаз. | 0,5 | 1,5 | 2 |
68 | Техника нанесения подводки для глаз. | 0,5 | 1,5 | 2 |
69 | Техника выполнения макияжа смоки айс. | 0,5 | 1,5 | 2 |
70 | Макияж губ. | 0,5 | 1,5 | 2 |
71 | Аттестация. | 0,5 | 1,5 | 2 |
72 | Итоговое занятие «Мой стиль». | 0,5 | 1,5 | 2 |
Итого: | 38 | 106 | 144 |
Межпредметные связи:
Изобразительное искусство, физиология, химия, биология, литература, технология.
Результат обучения:
Стартовый уровень:
-знание правил техники безопасности с оборудованием, поведения в объединении;
-знание классификации причесок;
-знание основных технологий и приёмов парикмахерского дела и визажа;
-знание видов макияжа и технологию их выполнения;
-умение правильно пользоваться инструментом.
-умение обращаться с оборудованием и инструментами;
Базовый уровень:
-знание правил коррекции формы причёски и лица при помощи прически;
- знание правил коррекции лица при помощи визажа;
-умение плести косы различных видов, различным способом;
-умение правильно выполнять прически;
-умение применять полученные знания на практике.
Положительным результатом образовательной деятельности является самоопределение ребенка – жизненное, социальное, личностное, профессиональное.
Оценка качества усвоения знаний, умений и навыков:
Сроки контроля | Контролируемые знания, умения, навыки. | Формы контроля |
После изучения темы. | Контроль знаний по пройденной теме. | Выполнение практических заданий по пройденным темам (по выбору учителя). |
По окончанию первого полугодия | Устный опрос по темам: История развития макияжа, санитария и материаловедение, визажное дело. Самостоятельное практическое задание по теме макияж (сложный, вечерний, дневной, конкурсный, детский). | Практическое выполнение заданий по пройденным темам (по выбору учителя). |
В конце года | Итоговое занятие по теме визажное дело. | Практическое выполнение заданий по пройденным темам |
9. Список используемой литературы
для педагога:
1. «Бытовое обслуживание населения», выпуск 1 Москва «Росмэн» 1990 г.
2. «Идеальный макияж, не выходя из дома» В.Ковалева - Ростов н/Д Феникс 2005.
3. «Как стать привлекательной» Э.Шевцова 1995 г.
4. «Каталог вечерних причесок и визажа» / А.Моне – Изд.: 3-е
5. Школа красоты: Учебное пособие для будущих маникюрщиц, косметологов, стилистов и визажистов/ Пер. с англ. Э.Алексеевой, С Шестерневой – «Школа красоты» издательство Москва Крон-Пресс 1998 г.
6. Косметика. Серия «Учебный курс» Ростов-на-Дону : Изд-во «Феникс», 2004 – 320 с. Медведенко Н.Ю., Простакова Т.М.
7. Елисеева Л.С. «Праздничные прически, макияж». – М: Эстерна, 2006 – 256с.: (Красота женщины)
8. «Уход за кожей». Ростов н/д: Издательский дом «Владис», 2005г.
9. «Секреты красоты»: Ростов н/д Издательский дом «Владис», 2004 г.
для обучающихся:
1. «Вечерний и свадебный макияж» Д.С.Букин, М.С.Букин, О.Н.Петрова.- Ростов н/Д: Феникс, 2006 - (Авангард).
- «Как стать привлекательной» Фелесити Эверет, перевод Э. Швецовой Москва «Росмэн»
- «Уход за кожей». Ростов н/Д: Издательский дом «Владис», 2005г.
- «Секреты красоты»: Ростов н/Д Издательский дом «Владис», 2004 г.
Приложение 1
Карта личностного роста обучающихся объединения
«Азбука красоты»
Группа №_________
Цель: получение целостного представления о различных сторонах развития личности обучающегося, определение задач его развития по заданным параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенном этапе реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Фамилия, имя учащего ся | 1.Мотивация учебно-познавательной деятельности:
| ||||||
*учится охотно, стремится получать прочные знания, самостоятельно стремиться | *учится с интересом, участвует в познавательной деятельности, не ограничивается рамками программы, но под руководством педагога | *учится под контролем педагога, неохотно, познавательная активность низкая. | *не проявляет особого интереса к приобретению знаний, познавательная активность низкая. | *равнодушен к учению, познавательная активность отсутствует | |||
баллы | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
Дата заполнения | Вводное | Промежуточное | Итоговое | ||||
|
|
| |||||
|
|
|
|
Фамилия, имя учащего ся | 2. Сформированность интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, установления закономерностей)
| ||||||
| *высокая, самостоятельно определяет содержание, смысл анализируемого, точно обобщает, видит о осознает тонкие различия при сравнении, легко обнаруживает закономерные связи | *хорошая, охотно определяет содержание, смысл анализируемого с незначительной помощью педагога, умеет обобщать | *средняя, задания, требующие анализа, синтеза, сравнения, обобщения и установления закономерных связей выполняет не всегда охотно и при соответствующей стимулирующей помощи педагога | *низкая, задания выполняются с организующей и направляющей помощью педагога | *очень низкая, при выполнении задания необходима обучающая помощь, предлагаемая помощь воспринимается с трудом | ||
баллы | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
Дата заполнения | Вводное | Промежуточное | Итоговое | ||||
|
|
| |||||
|
|
|
|
Фамилия, имя учащего ся | 3.Степень обучаемости:
| ||||||
| Высокая, усваивает весь предлагаемый материал, свободно применяет все виды памяти, обладает высокой способностью к переключению внимания. | Хорошая, материал усваивает, в основном, на занятии; при необходимости использует наиболее развитые виды памяти; при желании свободно переключает внимание. | Средняя, для усвоения материала необходима дополнительная домашняя проработка, использует лишь один вид памяти, способность к переключению внимания развита недостаточно. | Низкая, материал усваивает плохо, память развита слабо, способность к переключению внимания практически отсутству ет. | Очень низкая, материал не усваивает, память не развита, способность к переключению внимания отсутствует. | ||
баллы | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
Дата заполнения | Вводное | Промежуточное | Итоговое | ||||
|
|
| |||||
|
|
|
|
Фамилия, имя учащего ся | 4. Мотивация к труду:
| ||||||
| *высокие, умеет планировать и контролировать свою деятельность, организован, темп работы стабильный, высокий. | *хорошие, может планировать и контролировать свою деятельность с помощью педагога, не всегда организован, темп работы не всегда стабильно хороший. | *средние, с трудом планирует и контролирует свою деятельность, не организован, темп работы замедленный. | *низкие, не планирует свою деятельность, способность к самоконтролю развита слабо, темп работы низкий. | *очень низкие, не умеет и не хочет планировать свою деятельность, темп работы крайне низкий. | ||
баллы | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
Дата заполнения | Вводное | Промежуточное | Итоговое | ||||
|
|
| |||||
|
|
|
|
Фамилия, имя учащего ся | 5. Уровень утомляемости | |||||
| *очень низкий, хорошо развита способность к необходимой концентрации внимания, постоянно соблюдается режим дня и питания. | *низкий, развита способность к концентрации внимания, режим дня и питания соблюдается не всегда. | *значительный, способность к концентрации внимания развита недостаточно, режим дня и питания постоянно нарушается. | *достаточно высокий, способность к концентрации внимания развита очень слабо, режим дня и питания постоянно нарушается. | ||
баллы | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
Дата заполнения | Вводное | Промежуточное | Итоговое | |||
|
|
|
Фамилия, имя учащего ся | 6. Целеустремленность:
| |||||
| *Умеет ставить перед собой цель и добиваться её осуществления, осознает, кем и каким хочет стать, стремится к знаниям в сфере выбранного жизненного становления. | *Умеет ставить перед собой цель и добиваться её осуществления, осознает, кем и каким хочет стать, стремится к знаниям в сфере выбранного жизненного становления. | *Умеет ставить перед собой цель и добиваться её осуществления, осознает, кем и каким хочет стать, стремится к знаниям в сфере выбранного жизненного становления. | *Умеет ставить перед собой цель и добиваться её осуществления, осознает, кем и каким хочет стать, стремится к знаниям в сфере выбранного жизненного становления. | *Умеет ставить перед собой цель и добиваться её осуществления, осознает, кем и каким хочет стать, стремится к знаниям в сфере выбранного жизненного становления. | |
баллы | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
Дата заполнения | Вводное | Промежуточное | Итоговое | |||
|
|
| ||||
|
|
|
|
Фамилия, имя учащего ся |
7. Дисциплина и организованность
| |||||||||
| *высокая, самоорганизован, выполняет. Правила внутреннего распорядка, проявляет постоянную готовность в оказании помощи другим в их соблюдении, осознает значение этих качеств. | *хорошая, готов оказать содействие в соблюдении Правил внутреннего распорядка по просьбе педагога, осознает значение этих качеств. | *удовлетворительная, проявляет эти качества по указанию педагога, слабо осознает их значение. | *низкая, пассивен в их проявлении, характерная позиция «исполнитель по необходимости», не осознает их значения. | *высокая, самоорганизован, выполняет. Правила внутреннего распорядка, проявляет постоянную готовность в оказании помощи другим в их соблюдении, осознает значение этих качеств. | |||||
баллы | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |||||
Дата заполнения | Вводное | Промежуточное | Итоговое | |||||||
|
|
| ||||||||
|
|
|
| |||||||
имя учащего ся | 8.Коммуникабельность, степень влияния в коллективе:
| |||||||||
| *явный лидер, легко контактирует с окружающими, умеет создавать и поддерживать благоприятные, положительные отношения в коллективе, пользуется уважением среди учащихся и взрослых. | *явный лидер, легко контактирует с окружающими, умеет создавать и поддерживать благоприятные, положительные отношения в коллективе, пользуется уважением среди учащихся и взрослых. | *явный лидер, легко контактирует с окружающими, умеет создавать и поддерживать благоприятные, положительные отношения в коллективе, пользуется уважением среди учащихся и взрослых. | *явный лидер, легко контактирует с окружающими, умеет создавать и поддерживать благоприятные, положительные отношения в коллективе, пользуется уважением среди учащихся и взрослых. | ||||||
баллы | 4 | 3 | 2 | 1 | ||||||
Дата заполнения | Вводное | Промежуточное | Итоговое | |||||||
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
Фамилия, имя учащего ся | 9. Внешний вид и аккуратность:
| ||||||
| *Соответствует требованиям учреждения, способствует развитию этих качеств в товарищах, пропагандирует их значение. | * Соответствует требованиям учреждения, способствует развитию этих качеств у товарищей лишь по просьбе педагога. | *Не всегда соответствует требованиям учреждения, не считает эти качества необходимыми. | *Крайне редко соответствует требованиям учреждения, не хочет развивать в себе эти качества. | * Не соответствует требованиям учреждения, высмеивает наличие этих качеств у других. | ||
баллы | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
Дата заполнения | Вводное | Промежуточное | Итоговое | ||||
|
|
| |||||
|
|
|
|
Фамилия, имя учащего ся |
10.Уровень этической культуры: | |||||
| *Высокий, не допускает неуважительного отношения к себе и окружающим, соблюдает общепринятые нравственные нормы поведения, разъясняет необходимость их соблюдения среди товарищей, обладает устойчивым иммунитетом к безнравственной, некорректной лексике. | *Хороший, соблюдает общепринятую этику взаимоотношений, но инициатором ее соблюдения среди сверстников не выступает, корректен. | *Средний, соблюдает нормы общепринятой этики взаимоотношений под давлением взрослых, неразборчив в выборе лексики, допускает неуважительное отношение к окружающим. | *Низкий, использует нецензурную лексику, часто неуважителен к окружающим, редко задумывается над необходимостью работы над собой. | ||
баллы | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
Дата заполнения | Вводное | Промежуточное | Итоговое | |||
|
|
| ||||
|
|
|
|
Фамилия, имя учащего ся | 11. Работа над вредными привычками
| |||||
| *Активно работает над искоренением вредных привычек, постоянно проявляет инициативу в поиска оптимальных результатов, внимательно прислушивается к взрослым и сверстникам. | *Активен в искоренении вредных привычек, но в работу включается по инициативе других. | *Особой активности не проявляет, в работу включается по мере необходимости и под контролем старших. | *Пассивен в работе над собой, включается лишь под воздействием необходимых стимулов. | ||
баллы | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
Дата заполнения | Вводное | Промежуточное | Итоговое | |||
|
|
| ||||
|
|
|
|
Фамилия, имя учащего ся | 12. Общественная активность:
| |||||
| *Постоянно выступает инициатором и организатором акций, проявляет активность в решении поставленных задач, стремится к вовлечению большего числа товарищей в социально-значимые и экологические мероприятия. | *Ответственно относится к порученным заданиям, но безынициативен, не старается проявлять организаторские способности без особой надобности. | *Активность в делах коллектива ситуативная, организаторские способности развиты слабо, не стремится довести дело до конца, старается не участвовать в социально-значимых и экологических мероприятиях. | *Пассивен. Характерная позиция- «слушатель», «наблюдатель», «зритель». | ||
баллы | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
Дата заполнения | Вводное | Промежуточное | Итоговое | |||
|
|
| ||||
|
|
|
|
Приложение 2
Методика Г. Девиса
на определение творческих способностей обучающихся
Для выявления спектра интересов ребёнка проводится определение творческих способностей обучающихся по методике Г. Девиса. Данная методика дает представление о наличии творческих способностей у детей на начальном этапе обучения, что отчасти облегчает понимание, общение и взаимодействие педагога с ребёнком. Так же есть возможность проследить динамику развития этих способностей ребёнка в дальнейшем.
Опросник
1. Я думаю, что я аккуратен(тна).
2. Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.
3. Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.
4. Я люблю быть лучшим(ей) в чем-либо.
5. Если я имел(а) сладости, то стремился(ась) их все сохранить у себя.
6. Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.
7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.
8. В детстве я не был(а) особенно популярен(на) среди детей.
9. Я иногда поступаю по-детски.
10. Когда я что-либо хочу сделать, то ничего не может меня остановить.
11. Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один.
12. Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошее.
13. Если даже я уверен(на), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.
14. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
15. Я часто скучаю.
16. Я буду значимым и известным, когда вырасту.
17. Я люблю смотреть на красивые вещи.
18. Я предпочитаю знакомые игры, чем новые.
19. Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
20. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.
21. Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.
Ключ
Креативность (способность к творчеству) — в случае ответов (+) по вопросам: 2, 4, 6, 7. 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов (-) по вопросам: 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21. Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.
1 — принятие беспорядка
2 — беспокойство о других
4 — желание выделиться
3 — рискованность
6 — недовольство собой
5 — альтруизм
7 — полный любопытства
11 — любовь к одиночной работе
8 — не популярен
13 — независимость
9 — регресс на детство
14 — деловые ошибки
10 — отбрасывание давления
15 — никогда не скучает
12 — самодостаточность
8 — активность
16 — чувство предназначенности
20 — стремление к риску
17 — чувство красоты
21 — потребность в активности
19 — спекулятивность
Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предложить наличие творческих способностей у обучающегося.
Педагог должен помнить, что это — еще нереализованные возможности. Главная проблема — помочь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность ядерных личностных проблем, романтизм и др.). Необходимы в общении с ребенком такт, общение на равных, постоянное слежение за их творческими продуктами, юмор, периодическое подталкивание на «великие дела» и требовательность. Избегать острой и частой критики, чаще давать свободный выбор темы и режим творческой работы.
Методика Т. Элерса
для изучения мотивации достижения успеха обучающихся
С точки зрения Т. Элерса, мотивация достижения может развиваться в любом возрасте в первую очередь, за счет обучения. Кроме того, «она может развиваться в контексте трудовой деятельности, когда люди непосредственно ощущают все преимущества, связанные с достижениями…»
Инструкция к тестовому материалу
Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте "да" или "нет".
1.Если между двумя вариантами есть выбор, его лучше сделать быстрее, чем откладывать на потом.
2. Если замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание, я легко раздражаюсь.
3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я ставлю на карту все.
4. Если возникает проблемная ситуация, чаще всего я принимаю решение одним из последних.
5. Если два дня подряд у меня нет дела, я теряю покой.
6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.
7. Я более требователен к себе, чем к другим.
8. Я доброжелательнее других.
9. Если я отказываюсь от сложного задания, впоследствии сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.
10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.
11. Усердие — это не основная моя черта.
12. Мои достижения в работе не всегда одинаковы.
13. Другая работа привлекает меня больше той, которой я занят.
14. Порицание стимулирует меня сильнее похвалы.
15. Знаю, что коллеги считают меня деловым человеком.
16. Преодоление препятствий способствует тому, что мои решения становятся более категоричными.
17. На моем честолюбии легко сыграть.
18. Если я работаю без вдохновения, это обычно заметно.
19.Выполняя работу, я не рассчитываю на помощь других.
20.Иногда я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
21.Нужно полагаться только на самого себя.
22.В жизни немного вещей важнее денег.
23.Если мне предстоит выполнить важное задание, я никогда не думаю ни о чем другом.
24.Я менее честолюбив, чем многие другие.
25.В конце каникул я обычно радуюсь, что скоро школа.
26.Если я расположен к работе, делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.
27.Мне проще и легче общаться с людьми, способными упорно работать.
28.Когда у меня нет работы, мне не по себе.
29.Ответственную работу мне приходится выполнять чаще других.
30.Если мне приходится принимать решение, стараюсь делать это как можно лучше.
31.Иногда друзья считают меня ленивым.
32.Мои успехи в какой-то мере зависят от других.
33.Противодействовать воле руководителя бессмысленно.
34.Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.
35.Если у меня что-то не ладится, я становлюсь нетерпеливым.
36.Обычно я обращаю мало внимания на свои достижения.
37.Если я работаю вместе с другими, моя работа более результативна, чем у других.
38.Не довожу до конца многое, за что берусь.
39.Завидую людям, не загруженным работой.
40.Не завидую тем, кто стремится к власти и положению.
41.Если я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты пойду на крайние меры.
Ключ опросника
По 1 баллу начисляется за ответ "да" на вопросы: 2–5, 7–10, 14–17, 21, 22, 25–30, 32, 37, 41 и "нет" — на следующие: 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38 и 39. Ответы на вопросы 1, 11, 12, 19, 23, 33–35 и 40 не учитываются.
Подсчитывается общая сумма баллов. Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к достижению успеха.
От 1 до 10 баллов — низкая мотивация к успеху;
от 11 до 16 баллов — средний уровень мотивации;
от 17 до 20 баллов — умеренно высокий уровень мотивации;
более 21 балла — слишком высокий уровень мотивации к успеху.
Тестирование на основе материалов Р. В.Овчаровой
«Методика выявления коммуникативных склонностей обучающихся»
Вопросы
1.Часто ли вам удаётся склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
2.Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
3.Нравиться ли Вам заниматься общественной работой?
4.Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
5.Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить
сегодня?
7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
8.Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
9.Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
11. Возникает ли у Вас раздражение, если вам не удаётся закончить начатое дело?
12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?
16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать своё мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Лист ответов
1 6 11 16
2 7 12 17
3 8 13 18
4 9 14 19
5 10 15 20
Отработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечётные вопросы и отрицательных ответов на все чётные вопросы, разделённой на 20. По полученному показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребёнка:
- низкий уровень – 0,1 - 0,45;
- ниже среднего - 0,46 -0, 55;
- средний уровень- 0.56 – 0,65;
- выше среднего - 0,66 -0,75;
- высокий уровень -0,76 -1.
Анкета
на выявление начального уровня знаний и умений организации досуга обучающегося
1. Фамилия, имя, возраст _____________________________________
2. Что чаще всего ты делаешь в свободное время? _______________
3. Какие виды спортивных занятий тебе нравятся? ________________
4. С друзьями чаще всего ты проводишь свободное время (отметь вариант ответа):
а) в кружках, секциях, детских организациях;
б) за чтением книг, журналов;
в) просматривая телевизор;
г) работая на компьютере;
д) на дискотеке;
е) занимаясь спортом;
ж) ничего не делая;
з) организацией разных дел, вечеринок;
и) _______________________________________________________
5. По-твоему, досуг – это:
а) возможность узнать новое, чему-нибудь научиться;
б) интересно организованное свободное время;
в) жизнь «вне школы»;
г) _______________________________________________________
6. Свой досуг ты больше всего времени проводишь:
а) в семье;
б) в клубе, в детской организации;
в) в школе;
г) на спортплощадке;
д) на улице;
е) ______________________________________________________
7. Кто в твоей семье занимается организацией семейного досуга? Какова твоя роль? _________________________________________
8. Какую роль в предлагаемой деятельности ты чаще всего предпочитаешь:
а) активного участника;
б) участника;
в) организатора;
г) наблюдателя.
9. Когда тебе предлагают стать организатором какого-либо дела, ты чаще всего:
а) с удовольствием соглашаешься;
б) соглашаешься, если предлагают, значит, знают, что справишься;
в) долго думаешь, так как боишься, что не справишься;
г) отказываешься, это не для тебя.
Результаты анкетирования позволяют судить об уровне активности подростков.
Анкетирование для родителей обучающихся
«Выявление степени удовлетворённости образовательным
процессом и оценки результатов обучения»
Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями, поэтому педагогу надо продумать систему работы с ними. Это могут быть открытые занятия по окончании полугодия, отчетные мероприятия студии и всего Центра, чтобы родители могли по итоговым творческим работам видеть рост своего ребенка в течение года.
Для выявления степени удовлетворённости образовательным процессом и оценки результатов обучения детей их родителями проводится анкетирование.
Анкета
Группа № ______
1.Понравилось ли Вам занятие?
3- понравилось
2- не очень понравилось
1- совсем не понравилось
2.Виден ли творческий рост группы в целом?
3- виден хороший рост
2- не очень хороший рост
1- не виден рост
3.Оцените степень творческого роста своего ребенка.
3- очевиден рост
2- малозаметный рост
1- не заметен вовсе
- Выполнял ли Ваш ребёнок подобные упражнения дома?
3- постоянно
2- изредка
1- никогда
5.Считаете ли Вы, что поставленные задачи носят посильный характер?
3- посильный
2-частично посильный
1-не посильный
Ответы на дополнительные вопросы анкетирования:
- Группа, в которой занимается мой ребенок, можно назвать дружной.
- Педагог проявляет доброжелательное отношение к моему ребенку.
- В группе мой ребенок чувствует себя комфортно.
- Я испытываю чувство взаимопонимания, контактируя с педагогами и администрацией Центра детского творчества.
- Мой ребёнок проявляет творческую инициативу, педагог помогает ему в этом.
- Педагог справедливо оценивает достижения моего ребенка.
- Мой ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями по техническому творчеству.
- Педагог учитывает индивидуальные особенности моего ребенка.
- В коллективе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны моему ребенку.
10. Педагог дает моему ребенку глубокие и прочные знания.
11. В коллективе заботятся о физическом развитии и здоровье моего ребенка.
12. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения моего ребенка.
13. Администрация и педагог создают условия для проявления и развития способностей моего ребенка.
14. Коллектив помогает ребенку поверить в свои силы.
15.Коллектив помогает ребенку учиться решать жизненные проблемы.
16. Коллектив помогает ребенку учиться преодолевать жизненные трудности.
17. Коллектив помогает ребенку учиться правильно, общаться со сверстниками.
18. Коллектив помогает ребенку учиться правильно общаться со взрослыми.
Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой педагога по техническому творчеству и коллектива в целом.
Высказывания 1-13
Обработка результатов. Удовлетворенность родителя работой коллектива (коэффициент Х) определяется как частное от деления общей суммы баллов всех его ответов на общее количество ответов (на 15).
Если коэффициент Х равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то это говорит о среднем уровне удовлетворенности; если же коэффициент Х меньше 2, то это является показателем низкой удовлетворенности.
Высказывания 14-18
Обработка результатов. Подсчитывается средний показатель оценки родителей по всей совокупности предложенных утверждений. Его значение сопоставляется со шкалой оценивания, использованной в данной методике. Если полученный показатель получится меньше 3 баллов, то результаты опроса свидетельствуют о низкой оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у детей способности к решению основных жизненных проблем.
Утверждения, представленные в анкете, оцениваются от 0 до 4-х баллов:
4- совершенно согласен;
3- скорее согласен;
2-трудно сказать;
1-скорее не согласен;
0- совершенно не согласен.
Приложение 3
Образовательные технологии
Технология индивидуализации обучения
Индивидуализация обучения - это: 1) организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями обучающихся; 2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
Технология индивидуализированного обучения - такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией». Однако технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие ее основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.
Технология дифференцированного обучения
Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе учета общего уровня развития обучающихся, отдельных особенностей психического развития: памяти, мышления, уровня внимания, познавательной деятельности. В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия обучающихся. В решение проблемы успешного обучения обучающихся, развитие их познавательной активности я опираюсь на дифференцированный подход к обучению как средству формирования положительного отношения к учёбе, познавательных способностей.
Дифференцированный подход к обучающимся обеспечивает успех в учении, что ведет к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания, развивают способности обучающихся. Дифференциация обучения – это способ увлечь обучающихся вперед по пути знаний, а не отсекать и не бросать отстающих.
Технология развивающего обучения
Среди современных педтехнологий технология развивающего обучения имеет наиболее обоснованную с точки зрения педагогической науки базу. Требованиям понятия технология соответствует как её структура, состоящая из концептуальной основы, смыслового компонента обучения, самого процесса технологии, так и соответствие основным принципам дидактики:
- научности и доступности;
- наглядности;
- сознательной активности обучающихся во взаимодействии с педагогом;
- системности;
- взаимосвязанности теории и практики;
высокой степени прочности усвоения знаний при широком развитии личности.
В своём видении развивающего обучения Г. К. Селевко поставил в основу, кроме удовлетворения познавательной потребности ребенка, ещё и потребности связанные с саморазвитием личности:
- самовыражение;
самоутверждение;
- стремление к защищенности;
- самоактуализация.
Технология проблемного обучения
М. И. Махмутов дает следующее определение понятия «проблемное обучение»: «Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность обучающихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности обучающихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций».
Приёмы создания проблемной ситуации
Тип проблемной ситуации | Тип противоречия | Приёмы создания проблемной ситуации |
С удивлением | Между двумя (или более) фактами | Одновременно предъявить противоречивые факты, теории |
Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием | ||
Между житейским представлением учеников и научным фактом | а) обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с “ловушкой”; б) предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией | |
С затруднени ем | Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя | Дать практическое задание, не выполнимое вообще |
Дать практическое задание, не сходное с предыдущим | ||
а) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим; б) доказать, что задание учениками не выполнено |
Технология проектной деятельности
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения ( умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
1) в центре внимания – учащийся, содействие развитию его творческих способностей;
2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;
3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;
4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;
5)глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Технология портфолио
Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов обучающегося в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио нечто большее, чем просто папка работ учащихся; это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения учащегося в различных областях; поэтому, конечную цель учебного портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам учебной деятельности.
В зависимости от конкретных целей обучения выбирается тип портфолио:
• портфолио документов;
• портфолио достижений;
• рефлексивный портфолио;
кроме того, возможны комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели.
Здоровьесберегающие технологии
Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (обучащихся, педагогов и др.).
Приложение 4
Тематика и формы методических материалов по программе (пособия, оборудование, приборы)
№ п/п | Наименование объекта | Назначение |
1. | Персональный компьютер | для оформления работы, поиска информации |
2. | Мультимедийная система | для демонстрации презентаций |
Дидактические материалы
Инструкции по работе с приборами, инструментами.
Алгоритм подготовки учебного занятия.
1 этап | Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы: - Достигло ли учебное занятие поставленной цели? - В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов? - Насколько полно и качественно реализовано содержание? - Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога? - За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)? - В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться? - Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач? |
2 этап | Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия: - Определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий). - Обозначение задач учебного занятия. - Определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного. - Определения вида занятия, если в этом есть необходимость. - Определение типа занятия. - Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия. - Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия. |
3 этап | Обеспечение содержания учебного занятия: - Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия). - Обеспечение учебной деятельности обучающихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка заданий. - Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д. |
Алгоритм учебного занятия.
Бло ки | № п\п | Этап учебного занятия | Задачи этапа | Содержание деятельности |
Подготови тель ный | 1 | Организацион ный | Подготовка детей к работе на занятии | Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания |
2 | Проверочный | Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция | Проверка усвоения знаний предыдущего занятия | |
Основной | 3 | Подготовитель ный (подготовка к новому содержанию) | Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности | Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям) |
4 | Усвоение новых знаний и способов действий | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения | Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей | |
5 | Первичная проверка понимания изученного | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция | Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием | |
6 | Закрепление новых знаний, способов действий и их применение | Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения | Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми | |
7 | Обобщение и систематизация знаний | Формирование целостного представления знаний по теме | Использование бесед и практических заданий | |
8 | Контрольный | Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий | Использование устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского) | |
Ито говый | 9 | Итоговый | Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы | Педагог совместно с детьми подводит итог занятия |
10 | Рефлексивный | Мобилизация детей на самооценку | Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы | |
11 | Информационный | Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия | Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий |