Проект " Зимующие птицы ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zimuyushchie_ptitsy.docx | 27.83 КБ |
zimuyushchie_ptitsy.pdf | 1.74 МБ |
analiz_proekta.pdf | 419.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Зимующие птицы».
Выполнила: воспитатель Титова И.С.
Тема: «Зимующие птицы»
Тип проекта: Познавательный, творческий, краткосрочный.
По срокам реализации: 2 недели (с 15.01.2024 – 26.012024)
Участники проекта: дети , воспитатели, родители.
Место проведение: группа, участок детского сада.
Актуальность проекта:
В современных условиях проблема нравственного, трудового и экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир и заботиться о нем. Тема проекта «Зимующие птицы нашего края» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становиться значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становиться практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить детей видеть это, пополняя представления о зимующих птицах своего родного края, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Постановка проблемы:
Недостаточные представления детей о зимующих птицах своего края.
Дети в недостаточной степени имеют представление о образе жизни, повадках, питании и жилищах зимующих птицах, о том, как они питаются в зимнее время.
Цели и задачи проекта:
Воспитывать бережное, заботливое, ответственное отношение к зимующим птицам, формировать экологические знания о них.
Задачи проекта:
для детей:
- расширить знания детей о зимующих птицах своей области, формировать бережное, ответственное отношение к миру природы, элементарные экологические знания;
- воспитывать желание помогать птицам в трудных зимних условиях; учить отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.
для родителей:
- формировать активность и заинтересованность в воспитательно – образовательном процессе;
- привлечь к изготовлению кормушек для птиц и их подкормке;
- учить родителей на личном примере показывать детям, как надо бережно относиться к природе, охранять и заботиться о ней.
для педагогов:
- пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта, внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний детей о зимующих птицах.
Ожидаемый результат:
для детей:
- имеют представление о зимующих птицах своего края;
- понимают, что птицам легче перенести суровую зиму, когда человек заботиться о них;
- умеют, совместно с родителями изготовить кормушку;
- знают, как и каким кормом подкармливать птиц;
- умеют наблюдать, анализировать собственную деятельность;
- проявляют заботу и ответственность по отношению к окружающему миру.
для родителей:
- проявляют большой интерес к жизни детей в детском саду;
- оказывают помощь ребенку при выполнении творческих работ;
- активные участники проекта.
для педагогов: более тесное сотрудничество с семьями воспитанников.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
- Постановка целей проекта, определение знаний, актуальности проекта;
- Подбор методической литературы, наглядно-дидактического материала, художественной литературы, фотографий;
- Организация развивающей среды.
- Беседы с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Основной:
- Проведение тематических занятий;
- Художественно-творческая деятельность;
- Чтение художественных произведений по теме;
- Игра в подвижные игры;
- Наблюдения за птицами.
Заключительный:
- Просмотр обобщающей презентации: «Птицы зимой.»
- Проведение викторины «Кто больше знает о птицах».
- Развешивание кормушек на участке.
- Кормление птиц в течении всей зимы.
Взаимодействие с родителями:
- Изготовление кормушек;
- Чтение с детьми художественных произведений по теме «Зимующие птицы».
В результате проведенной работы дети узнали:
- Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
- Как различить птиц по окраске;
- Какие корма предпочитают птицы.
Были сделаны следующие выводы:
- Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
- В ветреные дни птицы не прилетают;
- Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало;
- Воробьи, голуби, прилетают стайками, синицы по 3 - 4, вороны – по одиночки.
- Кормушку посетили 4 видов птиц;
- За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.
Приложение 1.
Конспект беседы с детьми «Покормите птиц зимой»
Цель: Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах. вызвать желание помогать им в трудных зимних условиях.
Задачи: Формировать знания детей о птицах своей области, как о живых существах, дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди. Закрепить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие). Воспитывать интерес и любовь к природе родного края, формировать эмоциональную и неравнодушную личность в ребёнке, способную понять и пожалеть «братьев наших меньших» вызывать стремление беречь птиц, помогать им.
Содержание
Воспитатель беседует о том, что зима давно уже вступила в свои права: дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрепят от холода. Предлагает ребятам посмотреть презентацию с картинками птиц.
- Ребята только что вы просмотрели презентацию с картинками птиц и вам говорили их названия. Так вот, я хочу вам сказать о том, что это птицы того края, где мы с вами живём. А где мы с вами живём? Как называется наша область? (ответы детей). Вот, я вам предлагаю сегодня поговорить о том, как живётся птицам в нашей области.
- Как же живется зимой птицам? (Голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки защищают от холода, но не от голода).
В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.
- Жалко? (Очень жалко)
- Послушаете стихотворение (Н. Грибачева).
Ну, морозы, ну, морозы, Нос наружу – ой – ой – ой!
Даже белые березы В серой корке ледяной.
Даже белки – непоседки В ожидании тепла
Не снуют на ветку с ветки, Не вылазят из дупла.
И голодная синица Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться, Ни козявки, не зерна.
День дымит морозной далью, Ночи стылы и темны,
Замерзаю, голодаю, Не дожить мне до весны! »
- Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?
- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!
- Послушайте продолжение стихотворения.
И сказал Сережка: «Ладно! Потерпи не долгий срок… »
И достал он из чулана Длинный гвоздь и молоток.
Похрустев по снежной корке, Где петлял следами лис,
Закрепил у старой елки На пеньке фанерный лист.
А на лист – зерна, А на лист – пшена,
Конопли две горсти – Собирайтесь, гости!
- Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?
- Правильно, можно сделать и повесить кормушки.
Воспитатель предлагает разные варианты кормушек. Дети рассматривают и делятся предположениями, какую кормушку они сделают дома с родителями для «Птичьего кафе». Можно предложить детям сделать две кормушки, одну для детского сада, а другую для дома.
- Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если нет? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом бы не стали есть. Поэтому для подкормки годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи - крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.
- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
• во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;
• подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;
• кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
• корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.
- Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?
- Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.
- Ребята, послушайте стихотворение (А. Яшина).
Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов
К вам слетаться, как домой, Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма, Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна Будет им зима.
Сколько гибнет их – Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть И для них тепло.
Разве можно забывать: Улететь могли,
А остались зимовать Заодно с людьми…
- Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т. д.
- Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, снегири, дятлы, и т. д.)
Так как вы уже выбрали кормушку для детского сада, то я предлагаю вам её заполнить кормом и когда мы отправимся на прогулку, то там её и поместим в нужное место.
- Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны.
Ребята, но перед тем как отправится на прогулку, давайте вспомним с вами, какие же птицы обитают в нашей Ленинградской области? (ответы детей). Молодцы! Вы почти всех назвали.
По небу весело скользят, Летят пернатые друзья
И пропоют, чирикая: «Спасибо вам великое!»
Приложение 2.
Конспект занятия «Зимующие птицы»
Цель: Учить детей изображать птиц аппликационным способом из отдельных частей разной формы и величины.
Задачи:
- Продолжать формировать умения разрезать квадрат по диагонали на 2 прямоугольника.
- Продолжать формировать умения вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника.
- Закреплять навыки рисования мелких частей тела: клюв, лапки.
- Развивать у детей речь, мелкую моторику пальцев рук, творческое воображение.
- Воспитывать аккуратность, бережное отношение и заботу о птицах.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
Методика проведения занятия:
1.Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, сядьте ровненько, спина прямая, ноги вместе. Скажите, а какое время года сейчас?
А какие птицы зимуют с нами? Как их называют одним словом? - Зимующие.
Назовите их. И почему они не улетают в теплые края, а остаются с нами зимовать? (ответы детей)
А как вы думаете, ребята, трудно птицам зимовать? Почему? (ответы)
А как люди и мы с вами можем помочь птицам перезимовать и не погибнуть в холодную зиму (ответы)
2.Основная часть:
Вот и мы сегодня будем делать аппликацию зимующих птиц в кормушке, и тоже будем их кормить зернышками. А каких будем делать птиц, отгадайте:
1. В серой шубке перовой и в морозы он герой,
Скачет, на лету резвиться, не орел, а все же птица.
(воробей)
2.Чернокрылый, красногрудый и зимой найдет приют,
Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут.
(снегирь)
3.Постучит в окошко птичка, ты кто? (синичка)
Чтоб не мерзла за окошком, я ей кину хлеба крошку.
Да, ребята, мы сегодня будем делать аппликацию зимующих птиц; снегиря, воробья, синицу. А сейчас немножко отдохнем. Встали.
Физкультминутка:
Птички в гнездышках сидят и на улицу глядят,
Погулять они хотят и тихонечко летят.
А сейчас, ребята, пройдите за рабочие места.
Воспитатель выставляет 3 образа птиц, рассматривают.
У вас на подносах исходные формы: квадрат, прямоугольник и еще 1 квадрат. Что мы будем вырезать из квадрата? (голова)
Из прямоугольника? (Туловище)
Если у кого прямоугольник желтый- -это будет синичка, красный- -снегирь, коричневый – воробей.
Клюв, лапки, глаза – мы подрисовываем фломастером. Из полоски желтого цвета путем складывания гармошкой вырезаем кружочки - это корм для птиц, мы его просто высыпем в кормушку.
А сейчас сделаем пальчиковую гимнастику "Дружба"
Практическая деятельность детей.
3.Заключительная часть:
В конце дети птичек ставят в свои кормушки и вешают на нарисованную березу.
Рассматривают птиц.
Воспитатель хвалит детей.
Приложение 3.
Памятка по кормлению птиц зимой.
Чтобы правильно кормить птиц зимой, необходимо соблюдать следующие правила:
1. Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки – лучше сделать кормушки;
2. Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;
3. Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
4.Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
5. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
6. Кормушки нужно держать в чистоте.
7. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
8. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.
Приложение 4.
Подвижные игры.
«Третий лишний».
Цель: закреплять знания о многообразии птиц.
Ход игры. Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т.д.).
«Что это за птица?»
Цель: учить детей описывать птиц по их характерным признакам.
Ход игры. Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами.
«Птицы».
Цель: закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.
Ход игры. Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево…), например, «воробей» и передаёт мяч соседу, тот называет «ворона» и т.д. Кто не сможет ответить, тот выходит из круга.
«Не зевай!».
Цель: развивать слуховое внимание, быстроту реакции.
Ход игры. Воспитатель даёт всем детям названия птиц и просит внимательно следить: как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в ладоши; кто прозевает своё название, выходит из игры.
«Птички и кошка»
Цель: упражнять в мягком спрыгивании, приземлении на полусогнутые ноги; в умении вступать в игру по сигналу; в соблюдении правил игры.
Ход: 3-4 ребенка изображают птичек, остальные птенчики, один ребенок - кошка. Перед началом игры птицы и птенчики находятся на деревьях - скамейках, пеньках, бревнах. Кошка на расстоянии 20-30 шагов от птичек в круге, нарисованном на полу.
Птицы слетают с деревьев (спрыгивают), летят на площадку и спустя некоторое время зовут птенцов. Они также спрыгивают, присаживаются на корточки (клюют корм), летают. По сигналу «кошка» птицы улетают на деревья - залезают или впрыгивают на возвышение, кошка пытается поймать птиц. Пойманный становится кошкой.
Правила: птенцы вылетают только по зову птиц; дети бегают только в пределах площадки; кошка не может ловить того, кто стоит на возвышении.
«Совушка»
Цель: упражнять в беге с выполнением ролевых движений; в умении быстро реагировать на звуковой сигнал, сохранять статичность позы некоторое время; развивать выдержку; организованность.
Ход: все дети - птички, бабочки и т.д., один - сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривая тех, кто шевелится, и забирает в гнездо. Через 15-20 сек. Снова дается сигнал «день». Варианты: можно подавать такие сигналы «день наступает - все оживает», «ночь наступает - все замирает»; или сигналы могут быть музыкальные: день - громкая музыка, ночь - тихая.
«Воробышки и автомобиль»
Цель: развивать умение рассредоточиваться по всей площади зала; быстроту реакции; пространственную ориентацию; формировать потребность в двигательной активности
Ход: на одной стороне зала размещают скамейки, на них сидят воробышки. На другой обозначают место для гаража. «Воробышки вылетают из гнезда» - говорит вос-ль, и дети прыгают со скамейки (20см), бегают врассыпную, подняв руки в стороны. Раздается гудок, и появляется «автомобиль» - ребенок, в руках которого руль. Воробышки быстро улетают в свои гнезда. Автомобиль возвращается в гараж. Игра повторяется.
«Кот и воробышки»
Цель: упражнять в умении сохранять направление движения и изменении его в зависимости от ситуации; развивать внимание; умение действовать только после произнесения условной фразы.
Ход: кот - располагается на одной стороне зала, воробышки - на другой.
Воробышки приближаются к коту:
Котя, котенька, коток,
Котя - черненький хвосток,
Он на бревнышке лежит,
Притворился, будто спит.
После этих слов кот восклицает: «Мяу!» - и начинает ловить воробышков, которые убегают от него в домик, за черту
«Птички в гнездышках»
Цель: упражнять в беге в разных направлениях с одновременным выполнением махов прямыми (согнутыми) руками; развивать пространственную ориентацию; реакцию.
Ход: дети делятся на 3-4 группы и становятся внутри гнезда (обручей или кругов из шнуров). По сигналу вос-ля «полетели» - вылетают из гнезда и разбегаются по всему залу, выполняя ролевые действия. По сигналу «птички, в гнезда» - убегают на свои места. Повторяется 3 раза.
«Попрыгай, как….»
Цель: упражнять в умении передавать образ животного в движении; развивать положительное отношение к самостоятельному выполнению движений; воображение в передаче образных движений.
Ход: дети изображают прыжки животных, птиц, насекомых, которых знают. Воспитатель проходит мимо и старается угадать, если она ошиблась, дети говорят: «Нет, не угадали», и сами называют животное. Если угадала:» Правильно, угадали».