Проект " Масленица ".
Повысить интерес к традициям русского народа (праздник Масленица).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_maslenitsa.docx | 43.13 КБ |
shirokaya_maslenitsa_-_kopiya.pptx | 2.99 МБ |
analiz_proekta.pdf | 409.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Масленица широкая».
Подготовила: воспитатель Титова И.С.
Тема: «Масленица широкая»
Тип проекта: познавательно - творческий, краткосрочный.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации проекта: с 6 по 10 марта 2023 г.
Возраст детей: 5-6 лет.
Актуальность проекта:
Внедрение метода проектов в воспитательный процесс дошкольного образования обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.
Тема проекта «Широкая масленица» является актуальной. Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям.
Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
Цель:
Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
- Для детей:
1.Формировать у детей гражданскую принадлежность.
2.Развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, чуткость и внимание друг к другу.
3. Воспитывать чувства патриотизма, основанные на русских традициях.
- Для педагогов:
1.Профессиональное самосовершенствование.
2.Создание информационной базы.
- Для родителей:
3.Привлечение семей воспитанников к участию в совместных мероприятиях.
Формы реализации проекта:
• Беседы по теме;
• Совместная творческая деятельность;
• Создание творческих работ детей и родителей;
• Разучивание закличек, частушек, русских народных песен, игр;
• Чтение стихотворений, художественных произведений;
• Тематическое занятие.
Этапы реализации проекта
- Подготовительный:
• Разработка содержания проекта, составление плана работы;
• Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие);
• Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр;
• Подбор материалов для продуктивной деятельности;
• Заучивание закличек, частушек;
• Изготовление стенгазеты «С масленицей»;
- Памятка и буклеты «Традиции празднования Масленицы в России»;
- Папка-передвижка «Масленица-проводы зимы».
- Основной:
• Проведение тематического занятия;
• Художественно-творческая деятельность;
• Разучивание русских народных песен, закличек;
• Чтение художественных произведений по теме;
• Прослушивание музыкальных композиций.
- Заключительный:
• Оформление выставки продуктов детской деятельности «Масленица»;
• Оформление и выпуск сборника рецептов «Блинный пир на весь мир»;
Взаимодействие с родителями:
• Рецепты приготовления блинов для выпуска сборника «Блинный пир на весь мир!»;
• Приготовление блинов для чаепития;
• Чтение с детьми художественных произведений по теме «Масленица».
Ожидаемый результат:
Дети:
• Умеет поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;
• Имеют представление о народных праздниках, играх;
• Владеют знаниями масленичной кухни;
• Интересуется изобразительной детской деятельностью;
• С интересом участвует в народных играх;
• Выражает положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;
• Проявляет интерес к искусству при просматривании картин;
• Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Педагоги накопление материала:
• Установление социально-коммуникативных контактов между педагогами, детьми, и родителями.
Родители:
• Ориентированы на приобщение детей к русской культуре в семье.
Тематическое планирование
- Понедельник
Тематическое занятие «Госпожа Масленица»
Разучивание Народная игра - забава «Ручеек»
Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины»
Рисование «Тарелочка для блинов» (хохломская роспись)
Просмотр мультфильмов: «Царевна –лягушка» и «Масленица»
- Вторник «Заигрыш»
Изготовление «Масленичного солнышка»
Народная игра – забава «Перетягивание каната»
Хороводная игра «Едет Масленица»
Загадки о весне и зиме
Слушание песни «Ой, блины, мои блины»
Народная игра - забава «Кто быстрее на метле?»
Чтение русских народных сказок «Как весна зиму поборола»
- Среда «Лакомка»
Беседа «Значение и символика блинов»
Чтение русских народных сказок «Маслена»
Лепка из солёного теста «Ой, блины, блиночки»
Народная игра – забава «Блинная эстафета»
Чаепитие с блинами
- Четверг «Разгуляй»
Чтение масленичных закличек
Хороводная игра «Заинька, попляши»
Развлечение «Здравствуй, Масленица!»
Слушание песни «Как на Масленые недели»
Рисование «Масленица»
Народная игра - забава «Ручеёк»
Чтение русских народных сказок «Соломенная Масленица»
- Пятница «Тёщины вечера»
Беседа: «Что мы узнали о Масленице»
Исполнение русских народных песен Народная игра - забава «Горелки»
Игры в «снежки», «Бояре»
Чтение рассказа Т. Нуждиной «Блины»
Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица», «Секрет Матрешки»
Народная игра - забава «Снежный тир»
Беседы «Значение и символика блинов», «Что мы узнали о масленице?»
Восприятие художественной литературы и фольклора.
Прочтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т.Нуждиной «Блины», масленичных закличек.
Приложение 1.
Конспект занятия «Традиции масленичной недели».
Цели:
- Знакомство с русским народным праздником Масленица, традициями, обычаями;
- Воспитание гражданско-патриотических чувств, уважительного отношения к народным традициям;
- Развитие творческого воображения;
Задачи:
- Познакомить с традициями празднования Масленицы;
- Воспитывать у детей дружелюбие друг к другу;
- Развивать познавательную активность, творческое воображение, расширять словарный запас и кругозор;
- Сформировать чувство коллективизма, внимания, чуткости друг другу и к окружающим людям.
Оборудование:
Картина Сурикова «Взятие снежного городка», чучело масленицы, одежда для масленицы, канат для перетягивания, два круга поделенные на не равные кусочки, музыка к песни «Блины», два контура девушки, фломастеры, цветные карандаши, блины.
Ход занятия:
Воспитатель:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем зиму провожать!
Раз, два, три,
Вот весна идет, смотри!
Вы ей двери отворите,
Дружно в гости позовите!
Воспитатель: Масленица – это веселые проводы зимы, после неё люди ждали наступления тепла и наступления весны. Масленицу всегда любили и ласково называли “касаточка”, “веселая”. Этот праздник длился целую неделю: люди водили хороводы, пели песни, играли в игры. Каждый день недели имеет свое название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать. Давайте и мы с вами ребята, сегодня поиграем?!
Воспитатель:
Понедельник – встреча
Утро. Понедельник. Наступает “встреча”
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер.
Накатавшись вволю, все блины едят.
На первый день русский народ справлял встречу Масленицы. Наряжали чучело из соломы в наряд девушки и возили по улицам, обращались к нему ласково. В первый день устраивали горы, висячие качели. Чем дальше катятся салазки, тем лучше будет урожай, длиннее лен. Для того, чтобы лучше росли растения, нужно качаться на качелях – чем выше, тем лучше.
1.Конкурс “Наряди чучело”
(дети наряжают чучело Масленицы)
Воспитатель: Чучело Масленицы готово, теперь надо поприветствовать Масленицу (воспитатель говорит, а дети повторяют):
-Дорогая наша гостья, Масленица
-Авдотья Изотьевна!
-Дуня белая, Дуня румяная!
-Коса длинная, триаршинная.
-Лента алая, двухполтинная.
Платок беленький, новомодненький.
Воспитатель:
Вторник – заигрыш
Заигрыш беспечный – вторника отрада
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них награда
Сдобный и румяный масленичный блин
В этот день начинаются веселые игры, а за веселье угощают блинами. Также в этот день делают снежные городки и и играют в игру «взятие снежного городка».
Воспитатель: Вот посмотрите на этой картине как раз показано как в старину играли во второй день масленичной недели (картина Сурикова “Взятие снежного городка”) А еще люди смотрели кукольные представления. Во время развлечения пели частушки и дразнилки.
(Воспитатель поёт, а дети подпевают)
1.Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка, частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
2.Вот к нам Масленка пришла
Кто нас покатает?
У Петрушки во дворе
Сивка пропадает!
3.Купи, тятя, мне коня
Вороные ножки
Буду девочек катать
По большой дорожке.
4.Я на Масленке катался,
Трое санок изломал,
Ворона коня замучил,
Всех девчонок покатал!
5.Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги.
Оглянулася назад
Сапоги мои лежат.
Воспитатель:
Среда – лакомка
Тут среда подходит – лакомкой зовется
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – все им удается,
Пироги и блинчики – все на стол мечи!
На лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы созывали всех родных. По вечерам пели песни о заботливой теще. Это значит, что мама вашей мамы звала вашего папу к себе в гости и угощала блинами.
Воспитатель:
Четверг – разгуляй
А в четверг раздольный разгуляй приходит
Ледяные крепости, снежные бои…
Тройки с бубенцами на поля выходят
Парни ищут девушек – суженых своих.
В четверг люди собирались на большом поле или площади, делились на две команды и устраивали кулачные бои. Вот и мы с вами сейчас поиграем. Давайте поделимся на две команды и начнём перетягивать канат. Кто перетянет команду соперника на свою сторону, тот и победил.
(подвижная игра)
Воспитатель:
Пятница – тещины вечерки
Хоть тещины блинки и сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки.
Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья приглашали тещу на блины. Неуважение зятя к этому обычаю считалось страшной обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей. Это значит, что в пятницу папа приглашал в гости маму вашей мамы и угощал её вкусными блинчиками.
Воспитатель: А сейчас мы с вами немножечко поиграем. Участники команд будут выходить и печь для нас блины.
Игра «Собери блин» (Круг поделен на неравные кусочки, детям надо собрать их так, чтобы получился ровный и красивый блин)
Воспитатель: Также наш русский народ создал много пословиц и поговорок про Масленицу, давайте я вам их прочитаю, а вы мне расскажите, что они означают:
- Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.
- Не житьё, а Масленица.
- Не всё коту Масленица, будет и Великий пост.
- Масленица объедуха, деньгам приберуха.
- Блин не клин, живота не расколет.
- Без блина не Масленица.
Воспитатель: Молодцы ребята, всё знаете. А, ответьте мне на вопрос: почему на Масленицу пекли именно блины?
Дети: Символ солнца.
Воспитатель:
Суббота – золовкины посиделки
Близится суббота – золовки угощенье.
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!
Молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. И опять главным угощением были блины. Это значит, что в субботу ваша мама приглашает родственников (маму, папу, бабушку и др.) вашего папы в гости и печёт для них вкусные блины.
Давайте мы с вами споём песенку про блины:
Воспитатель:
Воскресенье – прощеный день
Воскресенье светлое быстро наступает
Облегчают душу все в прощеный день.
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень…
В этот день устраивали проводы Масленицы. Чучело сжигали на костре, а пеплом посыпали землю к новому урожаю. В этот день просили друг у друга прощение.
Давайте и мы с вами попросим друг у друга прощение.
(мальчики и девочки просят друг у друга прощение)
Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю небольшой стишок, а вы внимательно его слушайте, хорошо?
Зима уходит, мы весну встречаем,
Ее приход повсюду ощутим.
Все беды, все плохое мы сжигаем,
И все друг другу в этот день простим.
Прощеный день приносит обновленье,
И тает снег, и в душах тает лед…
Весна идет! С цветами, с птичьим пеньем,
Весна идет! Весна! Весна идет!
- Давайте мы с вами немного порисуем. Каждая из команд должна нарисовать весну.
(Каждая команда получает контур женской фигуры и рисуют, как представляют Девушку-Весну.)
Воспитатель: Какие вы молодцы, посмотрите какие красивые рисунки у вас получились! Ребята, с традициями какого праздника мы познакомились?
Дети: Масленица.
Воспитатель: Сколько дней длился праздник?
Дети: 7 дней.
Воспитатель: Что готовили на Масленицу? Почему?
Дети: Блины, символ солнца.
Воспитатель: Вам понравилось сегодняшнее занятие?
Дети: Да.
Воспитатель угощает детей блинами.
Приложение 2.
Конспект занятия по изобразительной деятельности (Рисование сюжетное по замыслу) «Масленичные забавы»
Вид деятельности:
Рисование сюжетное по замыслу.
Тема: Масленичные забавы.
Интеграция образовательных областей:
Познание, социализация, коммуникация, художественное творчество, музыка, здоровье.
Программное содержание:
Закреплять представление о русских народных обычаях и обрядах; дать представление о том, что масленица - один из самых любимых народом и веселых праздников; воспитывать интерес и уважение к родной истории и народным традициям; учить рисовать по замыслу, проявляя творческую самостоятельность; закреплять умение передавать в рисунке свое отношение к зимним играм; развивать воображение, восприимчивость к происходящему.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций картин Б. Кустодиева «Масленица», В.Сурикова «Взятие снежного городка», разучивание закличек и стихотворений о масленице.
Музыкальное сопровождение: Аудиозапись русских народных мелодий.
Материалы и оборудование: музыкальный центр, репродукция картины В. Сурикова «Взятие снежного городка», рассматривание иллюстраций картин Б. Кустодиева «Масленица», иллюстрации с изображением зимних видов спорта; бумага формата A3; масляная пастель, гуашь, кисти разного размера.
Содержание организационной деятельности:
В начале занятия детям предлагается рассмотреть репродукцию картины В. Сурикова «Взятие снежного городка», иллюстрации с изображением зимних игр, послушать стихотворение:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица – Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом – Всё покрыла серебром.
Как вы думаете, ребята, что это? (Зимние месяцы, зима). Правильно. Как вы догадались? На дворе зима. Зимой много праздников: Новый год, Рождество, Крещение. А последний праздник зимы - Масленица. Она бывает в конце февраля — начале марта и возвещает об окончании зимы и начале весны. Масленица — великий праздник на Руси. Народ его отмечает шутками, играми, плясками, кулачными боями и сытными застольями, обязательно с блинами. Масленичная неделя у наших предков была переполнена праздничными делами. В этот праздник проводились различные игры и многочисленные забавы.
Разминка. Упражнение «Весёлый хоровод»
Становись в хоровод, (Дети становятся в круг, берутся за руки и спокойным шагом идут по кругу.)
Будем веселиться.
Будем вместе все в кругу (Дети кружатся на месте в одну, потом в другую сторону)
Весело кружиться. Ля-ля-ля.
А мы сядем на коней, (Дети изображают скачущих коней)
По полю помчимся.
Маме с папой до земли (Дети выполняют поклон)
Низко поклонимся.
Педагог предлагает детям нарисовать любимое занятие зимой. Рисунок должен передавать настроение.
Самостоятельная работа учащихся
Под аудиозапись русских народных мелодий дети приступают к работе.
Анализ работ
По окончанию работы проводится анализ рисунков. Дети делятся впечатлениями, рассказывают, что они нарисовали.
Приложение 3.
Совместная деятельность родителей с детьми старшего возраста «Весенняя тарелочка для блинов».
Цель:
- Создать условия для развития творчества и сотворчества детей и взрослых.
- Познакомить с техникой «декупаж».
Задачи:
- Познакомить с простейшими приёмами начального этапа салфеточной техники «декупаж».
- Развивать познавательный интерес.
- Воспитывать художественный вкус
Материалы:
- Бумажные тарелки
- Салфетки
- Клей ПВА
- Кисти плоские
- Ножницы
Содержание:
Педагог: Здравствуйте гости, милости просим
Масленицу широкую встречаем
Блинами угощаем.
Педагог: Хотела Масленица вас порадовать, приготовила красивые тарелочки для блинов, но Зимушка - зима решила пошутить с Масленицей и послала своих помощников белые вьюги и метели. Выкрасили они все тарелочки в белый цвет. Расстроилась Масленица. Давайте её порадуем и украсим тарелочки красивым весенним солнечным узором. Сделать это я предлагаю необычным способом в стиле «декупаж».
Появился этот стиль в далёком древнем Китае. Как только в Китае научились производить тонкую бумагу, был открыт секрет нового декоративного творчества - «декупаж». Это слово переводится с французского языка «вырезать». С помощью «декупажа» китайцы украшали разные предметы, и даже мебель, впоследствии декупажем заразились в Европе. Женщинам настолько понравилось заниматься техникой декупажа, что они стали обклеивать все, что попадалось им на глаза: музыкальные инструменты, шкатулки, табакерки, мебель, ширмы…
В настоящее время мотивы чаще вырезаются из трехслойных салфеток, потому декупаж в некоторых языках получил иное название – салфеточная техника. Но приклеивающиеся мотивы не ограничиваются только салфетками.
В декупаже могут быть использованы иллюстрации из журналов, оберточная бумага, этикетки. В последнее время широко применяются принтерные распечатки. И все это объединяет техника: вырезания мотивов. Сами же декорируемые поверхности могут быть из самых различных материалов – дерева, металла, керамики, стекла, ткани, кожи, пластика.
При работе по декупажу необходимо соблюдать следующие правила.
- «Для вырезания мотивов из салфеток пользуются очень острыми небольшими ножницами. Если рисунок на салфетках слишком мелок и тонок для вырезания, то вырезаются крупные элементы, а мелкие дорисовываются очень тонкой кисточкой.
- В первую очередь для приклеивания используются специальные клеи для декупажа. В случае их отсутствия приклеивать можно ПВА, яичным белком, клейстером.
- Перед приклеиванием у салфетки снимаются два лишних слоя, оставляется только третий с рисунком.
- Мотив из салфетки прикладывают на оформляющуюся поверхность и плоской кисточкой начинают приклеивать, промазывая клеем с внешней стороны. Пропитываясь клеем, салфетка начинает растягиваться, поэтому приклеивать следует очень осторожно, расправляя кисточкой образующиеся складочки.
- Приклеивание следует начинать от середины мотива. Двигайте кистью от центра к краям рисунка (как будто рисуете солнечные лучи), аккуратно придерживая рисунок другой рукой.
Педагог: Я предлагаю вам начать осваивать новую технику «декупаж»
Родители с детьми выбирают элементы для декорирования из салфеток.
Вырезают элементы для декорирования.
Наклеивают узор на тарелку.
Красочно оформляют работу.
В конце оформляется выставка работ.
Приложения 4.
Стихи про Масленицу от авторов.
По древнему рецепту
Ох, люблю же я блины!
До чего они вкусны!
Мне их бабушка печёт.
Вот опять их есть зовёт.
Я пеку румяные
Русские блины
По рецепту древнему
Предков старины
Знает его тайну
Бабушка моя,
По наследству – мама,
И, конечно, я
Сладкие, медовые,
С мёдом, с молоком
Ароматы сладкие
Заполняют дом
Три огромных блюда
Напеку блинов, –
Приходите в гости –
Чай уже готов!
(Д. Кузнецов)
Русские блины
Если есть сковорода,
Будет русский сыт всегда:
Жарким солнышком весны
Зашкварчат на ней блины.
Пышные, румяные,
Пламенно-огняные.
С ободочком-корочкой,
С мёдом ешь, с икорочкой.
(И. Агеева)
Русский блин
Издревле люди на Руси
На Масленицу, Бог спаси,
Устав от стылой тишины,
Пекли румяные блины.
Звал тёщу на блины зятёк,
Муж для жены оладьи пёк.
Мать для сынов пекла по паре
С икрой и с мёдом, на опаре.
Свекровь учила молодуху
Как ставить в бочке медовуху.
Как ждать гостей,
как стол накрыть,
Блины подать, весёлой быть.
Блин гостем был, хозяевал,
Рты и ротишки открывал;
Питал и веселил народ.
Был вхож в любые из ворот.
В боярском доме, и в клети,
И нищему на паперти;
На олове, на хрустале –
По русской блин шагал земле.
Был комом, или маслом тёк,
На перекрестьях всех дорог
И неудачу, и успех
С лихвою блин делил на всех.
И пел народ, и был един:
«Он – солнца сын –
Наш, русский блин»!
(Т. Культина)
Посреди небесных тел
Лик луны туманный,
Как он кругл и как он бел,
Точно блин с сметаной.
Кажду ночь она в лучах
Путь проходит млечный.
Видно, там на небесах
Масленица вечно!
(М. Лермонтов)
Ода блинам!
Масленица блинная,
Сытная, старинная,
С самоваром, с огоньком,
Солнцем, снегом, ветерком...
Сказано немало слов,
Напеку скорей блинов,
Чтобы под конец зимы
Всласть весну встречали мы!
Тесто быстро замешу,
Всё что надо положу,
Сковородку раскалю,
Блин половничком налью.
Зашипит на масле тесто,
В сковородке ему тесно,
Ловко блин переверну,
На рисунок посмотрю.
Первый блин похож на солнце,
В нём узор лучами рвётся...
Блин второй готов багряный,
Словно яблочко румяный!
А на третьем вижу пятна,
Что такое, непонятно?
На луну похож тот блин,
Испеку ещё один...
В дырках блин похож на сыр,
Не блины, а целый мир!
Слишком тонкий на листок,
Слишком толстый на жирок,
А последний на звезду,
На рогатую козу...
На блин теста не хватило,
Но запёкся он красиво!
Стопочкой блины стоят,
С пылу, с жару, точно в ряд!
Ждут когда растопят масло,
Чтобы блинчик стал атласным.
Каждый блин помажу смачно,
Получилось всё удачно!
Во рту тает нежный блин,
Я хочу ещё один!
Блин – волшебная лепёшка,
Сам себе большая ложка,
Всё в него я положу,
Друзей в гости приглашу!
Первый блин с копчёной рыбкой,
Можно даже с осетринкой,
В промежутке блин второй
Обязательно с икрой!
Блин с селёдочкой для вкуса,
Ну, хотя б на пол укуса,
А четвёртый блин с мяском,
С пряным фаршем уголком!
В блинчик пятый для обманки
Можно положить сметанки...
А макать в сметану блин
Никому не запретим!
Блин печёный с творожком
Оставляем на потом...
А пока добавим мёда
В блин для сладкого захода,
И вареньицем клубничным
Поливаем блин привычно...
Всё запьем душистым чаем,
Вот как мы весну встречаем!
(А. Латулина)
Пять яиц, стакан муки
Масло, чашка, две руки.
Сода, соль и молоко –
Миксер крутится легко.
Он крутился и крутился –
Блинчик тонким получился.
С пылу, с жару, да с медком –
Жду вас в гости вечерком.
Приходите, приходите,
Радость в дом мой приносите.
Где нет чая и гостей –
Нету радости, вестей.
Масленица угощает!
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару – разбирайте!
Похвалить не забывайте.
(И. Мордовина)
Детям нравятся блины.
До чего блины вкусны!
Все на свете влюблены
В аппетитные блины!!
Со сметанкой и с икрой!
Поскорее – стол накрой!
С джемом, с медом и с вареньем,
Со «сгущенкой» – объеденье!!
С мясом, с маслицем, с грибами,
С фруктами и овощами...
С творожком или с капустой,
С пудрой сахарною, вкусно!..
Я зову к себе гостей,
Моих маленьких друзей,
Налетайте, на блины!..
Ой, штанишки нам тесны...
(Т. Юдина)
Разбирай блины!
Как у нашей сватьи
Масляны оладьи,
Лакомы ватрушки,
Плюшки – завитушки.
А ваш-то пирог
Подгорел на один бок.
А блины-то горячи
С пылу-жару из печи,
Пышны да румяны
С маслом и сметаной.
А у вас сковорода
Закоптилася, беда.
Ай, да масленица,
В пояс кланяется.
Разбирай блины –
Всем достанется.
(Т. Дергунова)
Встречаем масленицу мы,
Всегда пусть ломятся столы.
И коль весна уж на носу,
Видать зима пришла к концу
Пускай здоровья будет воз,
Удача мчит как паровоз,
Пусть круг друзей всегда растёт,
Богатство вместе пусть идёт.
***Масленица, масленица!
Зима к лету тянется,
Там Весна проказница
Примеряет платьица.
***Встанем утром рано,
Напечём блинов
С творогом, сметаной,
С мёдом. Будь здоров!
С маслом и вареньем,
Вот Вам угощенье!
Масленицу встретим.
Чучело сожжём.
Праздник мы отметим.
Радость – в каждый дом!
Яркий лучик солнца
-Каждому в оконце!
***Солнце ярче и теплее,
Люди лучше и добрее.
Масленица в дверь стучится,
Никому с утра не спится.
Высыпает весь народ,
Дружно водит хоровод.
Игры, пляски и веселье,
Поднимают настроенье.
***
Масленица, Масленица,
Дай блинком полакомиться.
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придёт!
***
Праздник вкусного блина,
Приближается весна!
Принесёт пусть за собой,
В дом достаток и покой…
Позитив и звонкий смех
И здоровье и успех.
Шумный пир, блины и сладость,
В каждом доме только радость.
Будем петь и веселиться,
Громко зиму провожать,
Озорные удалые,
Будем танцы танцевать.
***Вот конец уж стужи зимней,
Наступил черед весны,
В праздник Масленицы жирной
Весело печем блины.
Всю неделю можем смело
И гулять, и пировать.
В воскресенье у нас дело:
Будем чучело сжигать.
Дружно, радостно устроим
Проводы седой зимы.
Пышные столы накроем
И повеселимся мы.
***
Расступайся, народ!
Масленица к нам идёт!
Чучело зимы сжигают…
Весну красную встречают!
Пирогами и блинами
Всех прохожих угощают!
На столбы люди влезают
И подарки с них снимают…
Песни всюду поют
Весну в гости зовут!
***С понедельника идёт
Сырная неделя.
Мы всего два дня едим,
А уже вспотели.
Представляю, что же будет,
Как проводим праздник?
Мы, конечно, потолстеем,
Не залезем, в платье.
Нам придётся всем поститься,
Чтоб немного похудеть.
Иль на следующий праздник,
Будем лишь на стол глядеть!
***Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
Масленица, Масленица,
Блинами попеканщица,
Приходи раненько,
Встретим хорошенько —
Сыром, маслом и блином
И румяным пирогом.
Масленица — блиноеда
Накормила до обеда.
И сама — за плетень,
На весь день, на весь день.
Полизала сыр и масло,
А сама потом погасла.
***Ах, гуляет весь народ,
Масленица ведь идет,
Вокруг стопки из блинов
Народ есть всегда готов!
Всюду песни и веселье,
Заводное настроенье
Заразило всех людей,
Чай, кричат они, налей!
Масленица – праздник ясный,
Где сполна блинов прекрасных
С икрой, маслом и вареньем,
С превосходным настроеньем!
***Пусть с печеными блинами
К вам достаток в дом войдет,
Чтоб всего добились сами,
Пусть по жизни вам везет.
А еще – хлопот не знайте,
Улыбайтесь, всем назло,
Масленицу так встречайте,
Чтобы в жизни повезло!
***Бабушка блины спекла
Круглые румяные.
Масленица к нам пришла
Гостьею желанною.
Солнце круглое как блин,
Улыбаясь светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети.
Я на масленицу маме,
И руками и ногами,
Помогала печь блины,
Небывалой ширины!
***Вас на Масленицу ждем!
Встретим масленым блином,
Сыром, медом, калачом
Да с капустой пирогом.
Всех нас пост Великий ждет,
Наедайся впрок, народ!
Всю неделюшку гуляй,
Все запасы подъедай.
А придет Прощеный день,
Нам покланяться не лень,
Приходите в воскресенье —
Будем мы просить прощенья,
Чтоб с души грехи все снять,
С чистым сердцем пост встречать.
Скрепим дружбу поцелуем,
Хоть и так мы не воюем:
Ведь на Масленицу нужно
Укреплять любовью дружбу.
Приходите в гости к нам,
Будем рады мы гостям!
Приложения 5.
Анкета для родителей
«Народные праздники в детском саду и дома»
1.Считаете ли Вы необходимым приобщать Ваших детей к народной культуре и традициям? Почему?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Существуют ли традиции в Вашей семье? Какие?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какие народные праздники Вы знаете?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие народные праздники Вы отмечаете в Вашей семье?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
5. О каком празднике Вы узнали у своих предков?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Как Вы знакомите с народными праздниками своего ребенка?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Каковы особенности народных традиций Вашего города, края?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какие формы работы Вы хотите предложить совместно с ДОУ в рамках «Народные традиции», «Народные праздники», «Народные игры»?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Примите ли Вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Что бы Вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к народной культуре и традициям?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета для родителей
«Приобщение к основам русской народной культуры»
1.Хотите ли Вы, чтобы дети занимались этим в детском саду?
2.Есть ли дома, у бабушки предметы старинной утвари? Знает ли об этом малыш?
3.Что больше всего интересует ребёнка дома по данной теме? В детском саду?
4.Знаете ли Вы русские народные праздники?
5.Примите ли Вы участие в организации и проведении народного праздника в д/саду?
6.Какие народные игры Вам известны?
7.Играете ли Вы в них с ребёнком?
8.Надо ли знать народные сказки и былины?
9.Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?
10.Ходите ли Вы с ребёнком в музей?
Анкета для родителей
«Народное искусство в жизни вашей семьи»
1.Считаете ли Вы эту тему интересной и актуальной?
2.Какие виды народного искусства Вы знаете?
3.Какие русские народные промыслы Вам знакомы?
4.Как Вы думаете, какие виды декоративно – прикладного искусства ребёнку ближе всего?
5. Есть ли в Вашей семье предметы народных промыслов (Хохлома, Городецкая роспись, Дымковские игрушки и т.д.)?
6.Как часто Вы читаете ребёнку русские народные сказки?
7.Употребляете ли Вы в общении с ребёнком русские народные пословицы и поговорки?
8.Поёте ли Вы ребёнку колыбельные песни?
9.Готовы ли Вы поучаствовать в демонстрации народных костюмов?
Анкета для родителей
«Основы русской народной культуры»
1.Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа:
а) как жили наши предки?
б) какими занимались ремёслами?
в) как сеяли хлеб?
г) какую на Руси носили одежду?
2.Нужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов?
3.Какие русские праздники Вы знаете?
4.Нужно ли соблюдать обряды, традиции?
5.Какие народные игры Вам известны?
6.Нужно ли рассказывать об основах русской народной культуры в детском саду?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким . В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник — Масленица.
Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта. Масленица имела другое название — проводы зимы . А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник . В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души. Испокон веков люди считали весну началом новой жизни и почитали Солнце, дарящее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца на Масленицу пекут блины.
Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. В старину на Руси в Масленицу славили языческого бога солнца Ярилу , и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла.
Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.
Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день —блинища, во второй — блины, в третий — блинцы, в четвертый — блинчики, в пятый— блинки, в шестой — блиночки, в седьмой — царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца. На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.
МАСЛЕНИЦА - это не только масленичная неделя, но и весь период подготовки к Великому посту, который включает в себя «всеедную» и «рябую» недели. Во время первой постные дни отсутствуют, а во второй чередуются со скромными. После рябой недели наступает неделя масленичная, во время которой мяса уже не едят совсем, но все еще употребляют в пищу молочные продукты.
Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.
Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.
Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица.
Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые.
С Масленицей разговаривали как с живым существом. Она то «дорогая гостья», то «баба кривошейка», то «красавица девица». Потом чучело ставили где-нибудь на видном месте, где и проходили все масленичные развлечения, вокруг чучела Масленицы. В последний день праздника чучело сжигали и разбрасывали пепел по земле: чтобы был хороший урожай. Поэтому у чучела не делали лица – считалось, что имея лицо, чучело имеет и душу, и тогда его нельзя сжигать.
В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать. Широкая Масленица – Сырная неделя! Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. Печь блины и развлекаться будем всю неделю, Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!
Понедельник ВСТРЕЧА МАСЛЕНИЦЫ К первому дню Масленицы сооружались общественные горки, качели, столы со сладкими яствами. В домах начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей.
Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу: «Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться...» После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»
А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением Масленицы и просили угощение: Тин – тин -тинка, Подай блинка, Оладышка - прибавышка, Масляный кусок! Уж вы не скупитесь, Масляным кусочком поделитесь! Подайте широкой Масленице! Если хозяева подавали мало, дети их дразнили: Паршивые блины, по аршину длины! — и убегали.
К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы.
Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА". Яркие салазки с горочек скользят. Целый день веселье. Наступает вечер... Накатавшись вволю, все блины едят.
Спасибо за внимание!