Главные вкладки
Авторские пособия
Игровые дидактические пособия на познавательных занятиях
Игровая мотивация на занятиях приобретает особое значение. Ведь известно, что в игре развитие ребенка идет гораздо быстрее, чем при использовании только дидактических приемов воспитания и обучения.
Предлагаю вашему вниманию пособие "Чудо-сундучок", "Волшебная книга", "Российская армия".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudo-sunduchok.docx | 21.3 КБ |
volshebnaya_kniga.docx | 28.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые дидактические пособия на познавательных занятиях
Игровая мотивация на занятиях приобретает особое значение. Ведь известно, что в игре развитие ребенка идет гораздо быстрее, чем при использовании только дидактических приемов воспитания и обучения.
Предлагаю вашему вниманию пособие «Чудо-сундучок».
АННОТАЦИЯ
к учебно-дидактическому пособию «Чудо-сундучок»
Ее величество игра! Она призвана помочь ребенку накопить душевный материал, сформировать и уточнить представления о жизненно важных действиях, поступках, ценностях.
Применяя различные дидактические пособия для развития детей, хотелось, чтобы одно пособие представляло собой синтез многих других игр. Игра «Чудо-сундучок» предназначена для работы с детьми разных возрастов. Вариации упражнений, да и сама игра не имеет пределов. Пособие постоянно может пополняться новыми элементами.
«Волшебный сундучок» - это целый отдельный мир. Там ребенок с помощью геометрических фигур может построить любой объект, может разыграть сказку или жизненную ситуацию с помощью фигур людей, у которых меняются лица, отражающие определенное эмоциональное состояние в зависимости от настроения ребенка или по условиям задания.
«Волшебный сундучок» представляет собой развивающее пособие как для познавательной, так и эмоциональной сферы.
Цель игры: Развитие у детей дошкольного возраста высших психических функций: мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения, формирование эмоциональной сферы.
Задачи:
1. Обучающая - овладение знаниями и навыками об окружающем мире, обогащение словарного запаса; овладение способностью адекватного опознания эмоционального состояния и соотнесения с личными переживаниями;
2. Развивающая - развитие произвольности познавательных процессов, налаживание эмоционального контакта с детьми, развитие базовой аффективной регуляции;
3. Воспитывающая - воспитывает любовь и бережное отношение к дому, улице, городу, в котором живут; внимательное отношение к чувствам и переживаниям других; развивает уверенность в себе, доброжелательность и терпимость к другим людям.
Особенности использования: широкая вариативность предлагаемых для ребенка заданий; возможность быстрой смены элементов игры в зависимости от задач, поставленных перед ребенком; объемные формы игровых элементов; постоянное пополнение игры новыми элементами.
В комплект входят игровые элементы и геометрические фигуры. Располагаются они на игровом поле в любом месте, там, где захочет ребенок.
В число игровых элементов входят:
- 4 дома, 5 деревьев, 2 машины, 2 животных, 1 солнце, 1 радуга, 4 облака, 1 самолет, 1 вертолет;
- 5 фигур людей: 1 мужская фигура, 1 женская фигура, по одной фигуре мальчика и девочки, 1 фигура младенца;
- съемные элементы с изображением различных эмоций: гнева, грусти, радости, удивления;
- съемные элементы с изображением одежды для фигур людей.
- 18 геометрических фигур разного цвета и величины: квадрат, треугольник, круг.
Данное пособие предназначено для детей от 3 до 7 лет. С 3 до 5 лет игра используется для развития познавательной сферы, с 5 до 7 лет для развития эмоциональной сферы.
Игра для детей 3- 4лет.
Задачи:
- формировать первоначальный интерес к познанию окружающего мира;
- развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, образное представление, речь.
- развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие;
- формировать пространственное мышление;
- развивать зрительно-моторную координацию.
Варианты заданий.
1. Закрепление представлений детей о геометрических формах. Подбор фигур по образцу.
2. Педагог называет различные цвета, а ребенок должен показать фигуру такого цвета. Затем ребенку предлагается вспомнить, что бывает такого же цвета.
3. Закрепить представления о цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины).
4. Закреплять знания детей о форме, соотносить несколько предметов с одним и тем же геометрическим образцом.
5. Закреплять у детей умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине.
6. Ребенку предлагается найти пару к геометрической фигуре:
по форме; по величине; по цвету.
7. Перед ребенком раскладываются в ряд несколько фигур, предлагается рассмотреть, перечислить. Затем ребенок отворачивается, убирается какая-либо фигура. Ребенок поворачивается обратно и должен назвать ту фигуру, которой нет.
8. Перед детьми раскладывается определенная картина из объектов игры, и их просят показать предметы, про которые можно сказать: правый - левый, высокий - низкий, широкий - узкий, толстый - тонкий, длинный - короткий...
9. Педагог во время чтения сказки, каждого героя обозначает геометрической фигурой. Затем ребенка просят повторить сказку, выкладывая по мере появления в сказке того или иного персонажа, соответствующую геометрическую фигуру.
Игра для детей 4 - 5 лет.
Задачи:
- формировать интерес к познанию окружающего мира;
- развивать память, речь, логическое и творческое мышление;
- формировать пространственное мышление;
- развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие;
- развивать тактильную чувствительность.
Задания для детей 3-4 лет являются актуальными и в данном возрасте, но должны представлять собой более усложненный вариант
Новые варианты заданий.
1. Закреплять умение анализировать предмет сложной формы и воссоздавать ее из частей. Расширять представление о разновидностях геометрических фигур.
2. Овладение способами обследования сложной формы предметов, давать последовательное словесное описание предмета и узнавать его по словесному описанию.
3. Геометрическая фигура помещается на, под, между другой, -ми. Ребенку предлагается назвать пространственное расположение этой фигуры.
4. Геометрическая фигура помещается слева или справа от другой. Ребенку предлагается назвать пространственное расположение этой фигуры.
5. Перед детьми раскладывается определенная картина из объектов игры, и их просят показать предметы, про которые можно сказать: выше, ниже, над, снизу, сверху, ближе, дальше, перед, за, спереди от, сзади от, левее, правее, ближе всего к, дальше всего от, предпоследний, следующий за.
Игра для детей 5 - 6 лет.
Задачи:
- формировать внутреннее опосредованное внимание, произвольную и образную память;
- развивать логику и понятийное мышления, стимулировать воображение;
- формировать эмоциональную децентрацию (способность воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей);
- способствовать выражению переживаемых ребенком чувств и эмоций; развивать способности к эмпатии; закреплять навыки составления связного рассказа.
При выполнении заданий используются фигуры людей, сменные выражения лица. По желанию ребенка дополнительно используются и другие игровые элементы: дома, деревья, фигуры животных.
Варианты заданий.
1. Попросите ребенка выбрать для человечка лицо, отражающее то, что он чувствует в данный момент, а потом предложите ему рассказать с помощью игрушки о своем состоянии.
2. Ребенку предлагается с помощью человечков создать свою семью. Каждому человечку ребенок должен подобрать соответствующее выражение лица.
3. Ребенку предлагается с помощью человечков создать «идеальную» семью (такую семью, какую он хотел бы видеть). Выбирается ребенком такое количество членов семьи, какое бы он хотел, подбираются выражение лица для человечков.
4. Попросите ребенка выбрать для человечка лицо, отражающее то, как он чувствовал бы себя, если бы его кто-то назвал некрасивым, глупым или, наоборот, милым, умным и т. д.
5. Предложите ребенку выбрать для человечка лицо, изображающее знакомого или незнакомого ему человека, и сказать, что он чувствует. Например, попросите ребенка выбрать для человечка лицо, изображающую его маму в тот момент, когда она видит, что ее ребенок что-то разбил дома, а затем предложите ему представить, что она чувствует и что она могла бы сказать.
6. Ребенку предлагается выбрать для человечков лица, изображающих его и педагога, а затем составить между ними диалог на любую приглянувшуюся ребенку тему; после педагог и ребенок меняются ролями;
7. Педагог выбирает для человечка лицо, изображающую ребенка, а ребенок лицо, изображающую педагога; затем куклы вступают в диалог друг с другом.
Игра для детей 6 - 7 лет.
Задачи:
- развитие логики и понятийного мышления, стимулирование воображения;
- формирование эмоциональной децентрации;
- формировать внутреннее опосредованное внимание, произвольную и образную память;
- закреплять навыки составления связного рассказа
- реализация ребенком разнообразных поведенческих стратегий и способов решения проблем;
- освоение социально эффективных способов поведения.
Задания для детей 5-6 лет являются актуальными и в данном возрасте.
При выполнении заданий используются фигуры людей, сменные выражения лица. По желанию ребенка дополнительно используются и другие игровые элементы: дома, деревья, фигуры животных.
Варианты заданий.
1. Педагог обращает внимание на характер основных персонажей и конфликтов рассказа. В завершение он пересказывает придуманную ребенком историю, но изменяет ее окончание так, чтобы продемонстрировать более эффективные способы решения проблем.
2. Педагог имитирует с помощью человечков конфликтную ситуацию, актуальную для ребенка в кругу семьи или в группе, затем ребенку предлагается подключиться в игру и разрешить ситуацию позитивно.
3. Детям, которые находятся в конфликте между собой, предлагается разрешить конфликт с помощью человечков. Дети сами выбирают человечков и выражение лица.
4. Также можно предложить разрешить конфликт между ребенком и воспитателем.
Предварительный просмотр:
Многофункциональное пособие для детей 3–7 лет: как использовать
Пособие «Книга волшебных превращений» на международном интернет-конкурсе «В гармонии с наукой и душой» получило диплом за лучшую авторскую разработку коррекционно-развивающей психотехники. Возьмите себе в методическую копилку, используйте в работе с детьми разного возраста.
Цель: содействовать развитию ребенка.
Задачи:
- обучающая - овладеть знаниями об окружающем мире, пополнить и обогатить пассивный и активный словарный запас, диалогическую и монологическую речь, показать разнообразие поведенческих стратегий и способов решения проблем, формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания;
- развивающая - развить логику и понятийное мышление, стимулировать воображение, произвольность познавательных процессов, развить социальные и бытовые навыки;
- воспитывающая - формировать внимательное отношение к чувствам и переживаниям других людей.
Методическая основа пособия - арт-терапевтические техники: куклотерапия, сказкотерапия и игровая терапия.
Из чего состоит пособие
Представляет собой короб, изготовленный в виде книги с вложенными внутрь страницами. На этих страницах изображены сказочные фоны: лес, детская площадка, детская комната, ванная комната и морское дно. Все они выполнены в едином художественном стиле. Каждая страница хорошо иллюстрирована, дети разглядывают их, составляют небольшие рассказы, а главное — воспроизводят игровые действия с мелкими игрушками, воплощая свой замысел. Ребенок становится режиссером сюжетных игр, театрализованных постановок, сказочником.
Одна из страниц выполнена в виде фланелеграфа черного цвета, на котором прикрепляются фигурки — вытынанки. Бумажные фигурки хорошо держатся за ворсинки бархатистой поверхности, дети создают собственные сюжетные картины.
В комплект пособия входят куклы-герои: текстильные (в стиле Тильда), бумажные плоскостные и бумажные куклы-конусы; деревянная миниатюрная мебель; развивающие игры, которые тематически подходят к соответствующей странице.
Каждая страничка пособия - это не только театральный подиум, но и игра. Например, задание к странице «Лес» - найти всех спрятавшихся животных.
«Ванная комната» — по всей горизонтальной плоскости изображена клетка. На основе клетки играют в игры: «Крестики-нолики», «Составь узор», «Муха» и др.
«Детская площадка» - найти одинаковые игрушки, игра «У какой игрушки нет пары?».
Пособие может использоваться как диагностический инструмент. Детям предлагается незаконченная история, которую нужно завершить. Ребенок идентифицирует себя с главным персонажем и проявляет свои эмоциональные реакции.
В качестве метода помощи можно использовать технику совместного рассказывания. Педагог предлагает ребенку рассказать историю, затем рассказывает историю собственного сочинения, в которой представлены те же персонажи, но разрешающая часть рассказа более эффективна, так как показывает пути совладения с травмирующей ситуацией.
Терапевтический эффект достигается посредством театрализации актуальной для ребенка проблемы: поведения, страхов, недостаточных навыков и пр.
Сюжет, сценарий отображают способ действия, недоступный или трудный для ребенка.
Проигрывание этого способа действия на материале сказочных персонажей, знакомых ребенку, снижает уровень тревоги и сопротивления, способствуя решению проблемы. Запоминание эмоциональных впечатлений изменяет отношение ребенка к предыдущему негативному опыту: страхам и ситуациям, вызывающим тревогу, неуверенность.
Варианты заданий при работе с пособием
Работать с пособием можно индивидуально и в группе. Рассмотрим варианты заданий, представим конспект занятия «Магазин игрушек» с использованием пособия (приложение).
Пособие готовилось не под занятие, а как самостоятельный инструмент педагога, но иногда - как сюрпризный момент. Книга как волшебный контейнер, откуда как по волшебству появляются куклы, которых дети видели на экране.
В младших группах дети не воспроизводят текст, а выполняют определенные действия по образцу, который показывает педагог, поэтому им можно предложить игры-имитации. Такие игры активизируют воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре. Они с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, но не могут пока развить и обыграть сюжет. Постепенно дети включаются в процесс игрового общения с куклами.
Используя пособие, ребенку предлагаем:
1) выбрать героя, отражающего то, что он чувствует в данный момент, а потом предложить ему рассказать с помощью игрушки о своем состоянии;
2) создать с помощью семьи зайцев «идеальную» семью (такую семью, какую он хотел бы видеть);
3) выбрать героя, изображающего его и педагога, а затем составить между ними диалог на любую приглянувшуюся ребенку тему (педагог и ребенок меняются ролями);
4) включиться в следующую игру и разрешить ситуацию - педагог имитирует с помощью героев конфликтную ситуацию, актуальную для ребенка в кругу семьи или в группе. Другие варианты: детям, которые находятся в конфликте между собой, предлагается разрешить конфликт - при этом они сами выбирают героев.
Допускается различная степень активности специалиста - от невключенного наблюдения до руководства процессом, и ребенка - от наблюдения до руководства постановкой.
Примеры развивающих игр
1. «Муха».
Цели игры: развить умение ориентироваться на плоскости, активизировать слуховое внимание.
Игровая ситуация: сидела муха в своем домике, а потом решила выползти погулять. Педагог говорит, в каком направлении и на сколько клеток муха должна продвинуться.
2. «Крестики-нолики».
Цель игры: поставить в один ряд три крестика или нолика и не дать своему сопернику сделать то же самое.
3. Игра «Океанариум».
Цель игры: найти две одинаковые рыбки.
«Книга волшебных превращений» — многофункциональное пособие. Вариации постановочных этюдов, варианты игровых заданий не имеют пределов. Пособие постоянно может пополняться новыми элементами.
Приложение
Конспект занятия «Магазин игрушек»
Цель: снизить общий уровень тревожности и страхов.
Задачи:
- повысить самооценку, чувство защищенности (игра «А ты какой?», упражнение «Связующая нить»);
- снизить психоэмоциональное и мышечное напряжение (техника «Переделай страх», дыхательная гимнастика);
- расширить поведенческий репертуар в тревожащей ситуации;
- развить способность выражать свои чувства вербально и с помощью мимики, жестов, интонации.
Используемый материал: обручи, веревочки по числу участников, театральная ширма, текстильные куклы (выполненные в стиле Тильда), рисунок Бабы-яги.
Музыкальное сопровождение: спокойная музыка.
Подготовительная работа: с детьми необходимо разучить текст для театрализованной постановки, стихи; обучить их технике дыхательной гимнастики, мышечному расслаблению.
Ход занятия
1. Приветствие
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня вас ждет много интересных игр и удивительных открытий. Готовы с ними встретиться?
2. Игра «А ты какой?»
Инструкция. Каждый ребенок по очереди называет то, что ему самому очень в себе нравится. Затем передает слово следующему участнику со словами: «А ты какой?».
3. Упражнение «Связующая нить»
В группе полукругом лежат обручи.
Педагог: Мальчики и девочки, пусть каждый из вас выберет себе обруч. Займите в нем место. Давайте представим, что обручи - это ваши домики. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох… выдох… Попробуйте представить себя в том месте, в котором вам когда-то было хорошо, спокойно или весело, радостно. Мысленно очутитесь в том месте. Подумайте, где это место находится, кто с вами рядом. Расскажите, что удалось вам представить…
А сейчас возьмите цветные нити и соедините свой домик с любым другим домиком… Замечательно! Посмотрите, у каждого из вас есть свой домик, от каждого домика идут дороги к другим домам. Это значит, что мы единое целое и каждый из вас важен и дорог. Я желаю вам сохранить это чувство тепла, радости, защищенности в себе на долгое время.
4. Сказка «Магазин игрушек»
Педагог: Я очень люблю рассказывать сказки, а вы любите их слушать?.. Я хочу вам рассказать одну сказочную историю.
Сказка «Магазин игрушек»
В одном городе, на одной улице стоял кукольный магазин. Однажды хозяин этого магазина принес большую красивую коробку и распаковал ее. Первым появился клоун.
- Наконец-то… - весело проговорил он. - Ух! Как я устал лежать без всякого движения. А главное, не видеть соседей и не сказать никому ни слова.
Оказалось, что соседями клоуна по коробке были: семья зайцев, две дамы, медведь и тетушка-заботушка.
- Отличный магазин! А главное, какая большая витрина! Надеюсь, для нас найдется здесь хорошее местечко, — тоненьким голоском сказала одна из дам.
Медведь огляделся и сказал:
- Хороший магазинчик, уютный и светлый.
Зайцы подпрыгивали от радости, а тетушка-заботушка принялась хлопотать, подыскивая для всех удобную полочку. Неожиданно в этой радостной суете новые обитатели услышали зловещий голос:
- Расшумелись! Покой мой нарушили. Ух! Не люблю я новеньких, порядка не знают.
Это была зловредная Баба-яга — нос крючком, волосы торчком. А вредная она была потому, что никто с ней не дружил.
- Полезайте-ка назад в свою коробку на веки вечные, — и стала водить руками, приговаривая колдовское заклинание.
Куклы испугались: дамы ахнули от неожиданности, зайцы ушки прижали, глазки зажмурили, медведь под стол залез, а клоун заплакал горькими слезами.
Дети, скажите, какая это сказка?.. Нравится вам ее конец?.. Друзья мои, у вас есть возможность изменить конец сказочной истории. Давайте переиграем его так, чтобы все закончилось хорошо. (Педагог обращает внимание детей на «Книгу волшебных превращений».) Здесь живут наши герои, выберите себе куклу, которая вам понравилась. (Предлагает детям присесть на стулья рядом с театральной ширмой.)
Помните, сказочная история закончилась тем, что куклы очень испугались? Давайте пожалеем их, успокоим, скажем слова поддержки. (Дети по очереди жалеют своего героя, читают стихи-антистрашилки.)
5. Театрализованная постановка сказки «Магазин игрушек»
Педагог:
Меня пугал так сильно страх
В потемках у ворот,
Что я с испугу крикнул: «Ах!»
Совсем наоборот!
Я крикнул: «Ха!» - и мигом страх
Забился под забор…
Он струсил сам! И слово «Ах!»
Я позабыл с тех пор.
Ребята, как вы думаете, что нужно было сказать Бабе-яге, чтобы она не злилась на гостей?.. Давайте эту сцену проиграем за ширмой. (Часть детей педагог приглашает за ширму. Остальные дети остаются в зрительном зале.)
Педагог в роли Бабы-яги: Расшумелись! Покой мой нарушили! Ух! Не люблю я новеньких, порядка не знают. Полезайте-ка назад в свою коробку на веки вечные. (Далее дети от имени выбранных ими кукол отвечают Бабе-яге.)
Молодцы, ребята, вы замечательные артисты! Всегда ли нужно договариваться с обидчиком?.. А сейчас, те кто был зрителями, берут на себя роль артистов. А ваши герои чтобы сказали Бабе-яге?.. Аплодисменты! Вам удалось справиться с Бабой-ягой. Мне очень понравилось, как вы изменили финал сказки. Пришла пора проститься с нашими маленькими друзьями. Давайте положим их обратно в книгу.
6. Арт-терапевтическая техника «Переделаем страх»
Педагог: Ребята, во всех сказках Баба-яга героиня злая, сердитая. Давайте ее сделаем доброй и веселой.
Инструкция. Педагог предлагает детям рисунки с изображением Бабы-яги. Задание - с помощью карандашей изменить сказочную героиню, сделать ее доброй.