Приветственное слово Актуализация знаний Работа с таблицей | Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с вами об использовании метода наглядного моделирования в работе педагога с детьми, так как в дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный, а использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом. Ваше мнение, почему? Работаем с карточкой №1 – у вас есть 2 минуты, чтобы заполнить эту таблицу, исходя из своего опыта. В течение всего мероприятия можно дополнять таблицу видами моделей, о которых вы узнаете на семинаре. |
Работа с таблицей Введение в тему семинара Актуализация знаний Делова игра Работа с мнемотаблицей | Проведение деловой игры. На ваших столах лежат таблицы с понятиями, вам необходимо подобрать к ним определения. На выполнение этого задания вам дается 2 минуты. Определений больше чем понятий. Моделирование | Процесс построения модели объекта и исследование его свойств, путем исследования модели. | Виды моделирования | Графические, предметно-схематические, предметные | Метод | Система способов воздействия на поведенческую сферу человека, направленная на реализацию воспитательных и образовательных задач. | Мнемотехника | Система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти детей путём образования дополнительных ассоциаций, организация образовательного процесса в виде игры. | Модель | Условный или реальный образец, который создается для познания (изучения) предметов, явлений и событий. |
Группы отвечают в порядке, установленном ведущим. Порядок групп меняется. Ответы сверяют с информацией на слайде. Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Даниилом Борисовичем Элькониным, Леонидом Абрамовичем Венгером и Николаем Николаевичем Поддьяковым. (Фото на слайде) Заключается он в том, что с помощью специальных схем, моделей в наглядной и доступной форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Чему способствует метод наглядного моделирования в работе с детьми? Ответы сверяются с информацией на слайде. - использование наглядного моделирования вызывает у детей интерес; поддерживает детскую инициативу - облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, развивает творческие способности, познавательную активность - учит детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Модели условно делятся на три вида: графические, предметно-схематические и предметные. Какие виды графических моделей вы знаете? На слайде: графические модели передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Игра «Представим». Инструкция: передавая кубик, участники должны называть свои ассоциации к слову «мнемотехника». Работа с определением. Инструкция: воспитателям предлагается выделить главные слова в определении, распечатанном на бумаге. Определение: мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти детей путём образования дополнительных ассоциаций, организация образовательного процесса в виде игры. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации — это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например, в стихах. Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. Следующее задание: составить мнемотаблицу по стихотворению. В огороде много гряд, Тут и репа, и салат, Тут и свекла, и горох, А картофель разве плох? Наш зеленый огород, Нас покормит круглый год. Затем педагоги рассказывают стихотворение по своим мнемотаблицам. |
Введение в тему семинара Моделирование ситуации Создание предметно-схематичсеких моделей | Обратим внимание на следующий аспект нашей темы. На слайде вы видите различные модели. К какому виду наглядного моделирования относятся эти модели? В этих моделях выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Задание: 1 группа моделирует ситуацию «Наступила зима», с использованием предметно-схематической модели «Сезонные изменения в природе». Приглашаются 2 человека. Педагогам необходимо на магнитной доске с помощью предложенных картинок изобразить смену времени года. 2 группа создает предметно-схематическую модель из конструктора Lego, которую вы можете использовать на занятиях по развитию речи детей. 3 группа – создать иллюстрацию к сказке «Заюшкина избушка», используя предложенный набор геометрических фигур. На выполнение задания даётся 3 минуты. После выполнения задания группы презентует свои модели. |
Введение в тему семинара Изготовление предметных моделей. | Переходим к следующему виду наглядного моделирования – предметные модели. Какие предметные модели вы используете в своей работе с детьми? Предметные модели помогают воспроизводить структуру и особенность, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Задание: Создать из предложенных материалов модель действующего вулкана и записать алгоритм методического сопровождения работы детей по изгоовлению этой модели. На выполение даётся 10 минут. При озвучивании алгоритма группами, на экран выводится наш алгоритм. - По стеклянной банке размазывается тонкий слой пластилина, гофрированную бумагу складываем веером и прикрепляем на пластилин. Банку заполняем водой, смешанной с лимонной кислотой, затем добавляем ложку соды.Наблюдаем за реакцией. |