Семинары

Ирина Александровна

Семинар-практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №326»

Адрес: 660132, г. Красноярск, ул. Славы, 13 «А»,

тел./факс 225-82-03  е-mail: mbdou326@mail.ru

Семинар-практикум

Наглядного моделирования в развитии детей дошкольного возраста

Красноярск

Целевая аудитория: воспитатели

Ведущие:

Зайцева Ирина Александровна

Цель: создание условий для повышения профессионализма педагогов в вопросах использования метода наглядного моделирования в ДОУ.

Задачи:

1. Акцентировать внимание педагогов на методе наглядного моделирования, как средстве повышения познавательной активности, развития предпосылок логического мышления у детей дошкольного возраста.

2. Расширить представление педагогов о способах использования метода наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста.

3. Развивать творческие способности педагогов в процессе совместной продуктивной деятельности по созданию разных видов моделей.

Планируемый результат: повышение профессионализма педагогов в вопросах использования метода наглядного моделирования в ДОУ.

 

№ п/п

Содержание

Форма

Время

1

Обозначение темы и  плана работы семинара.

Актуализация знаний.

Работа с таблицей

Приветствие,

Высказывание мнений.

Заполненение таблиц.

2 мин

5 мин

2

Работа с таблицей.

Введение в тему семинара.

Деловая игра «Представим»

«Главные слова»

Работа с мнемотаблицей

Работа в группах.

Показ слайд-презентации.

Обмен мнениями.

Работа с определением

Составление мнемотаблицы

10 мин

15 мин

3

Введение в тему семинара

Моделирование ситуации «Наступила зима»

Создание предметно-схематических моделей

Показ слайд-презентации.

Работа в группах

5 мин

8 мин

4

Введение в тему семинара

Изготовление предметных моделей

Показ слайд-презентации

Работа в группах

10 мин

15 мин

15 мин

5

Подведение итогов

Заполнение таблиц

Рефлексия

7 мин

1 час 32 мин.

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Приветственное слово

Актуализация знаний

Работа с таблицей

Добрый день уважаемые коллеги!

Сегодня мы поговорим с вами об использовании метода наглядного моделирования в работе педагога с детьми, так как в дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный, а использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом. Ваше мнение, почему?  

Работаем с карточкой  №1 – у вас есть 2 минуты, чтобы заполнить эту таблицу, исходя из своего опыта. В течение всего мероприятия можно дополнять таблицу видами моделей, о которых вы узнаете на семинаре.

Работа с таблицей

Введение в тему семинара

Актуализация знаний

Делова игра

Работа с мнемотаблицей

Проведение деловой игры. На ваших столах лежат таблицы с понятиями, вам необходимо подобрать к ним определения. На выполнение этого задания вам дается 2 минуты. Определений больше чем понятий.

Моделирование

Процесс построения модели объекта и исследование его свойств, путем исследования модели.

Виды моделирования

Графические, предметно-схематические, предметные

Метод

Система способов воздействия на поведенческую сферу человека, направленная на реализацию воспитательных и образовательных задач.

Мнемотехника

Система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти детей путём образования дополнительных ассоциаций, организация образовательного процесса в виде игры.

Модель

Условный или реальный образец, который создается для познания (изучения) предметов, явлений и событий.

Группы отвечают в порядке, установленном ведущим. Порядок групп меняется. Ответы сверяют с информацией на слайде.

Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Даниилом Борисовичем Элькониным, Леонидом Абрамовичем Венгером и Николаем Николаевичем Поддьяковым. (Фото на слайде)  Заключается он в том, что с помощью специальных схем, моделей в наглядной и доступной форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Чему способствует метод наглядного моделирования в работе с детьми? Ответы сверяются с информацией на слайде.

- использование наглядного моделирования вызывает у детей интерес; поддерживает детскую инициативу

- облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, развивает творческие способности, познавательную активность

- учит детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Модели условно делятся на три вида: графические, предметно-схематические и предметные.

Какие виды графических моделей вы знаете? На слайде: графические модели передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений.

Игра «Представим». Инструкция: передавая кубик, участники должны называть свои ассоциации к слову «мнемотехника».

Работа с определением. Инструкция: воспитателям предлагается выделить главные слова в определении, распечатанном на бумаге.

Определение: мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти детей путём образования дополнительных ассоциаций, организация образовательного процесса в виде игры.

Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации — это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например, в стихах. Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.  

Следующее задание: составить мнемотаблицу по стихотворению.

В огороде много гряд,

Тут и репа, и салат,

Тут и свекла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород,

Нас покормит круглый год.

Затем педагоги рассказывают стихотворение по своим мнемотаблицам.

Введение в тему семинара

Моделирование ситуации

Создание предметно-схематичсеких моделей

Обратим внимание на следующий аспект нашей темы. На слайде вы видите различные модели. К какому виду наглядного моделирования относятся эти модели?

В этих моделях выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи  предметов-заместителей и графических знаков.

Задание: 1 группа моделирует ситуацию «Наступила зима», с использованием предметно-схематической модели «Сезонные изменения в природе».

Приглашаются 2 человека. Педагогам необходимо на магнитной доске с помощью предложенных картинок изобразить смену времени года.

2 группа создает предметно-схематическую модель из конструктора Lego, которую вы можете использовать на занятиях по развитию речи детей.

3 группа – создать иллюстрацию к сказке «Заюшкина избушка», используя предложенный набор геометрических фигур.

На выполнение задания даётся 3 минуты. После выполнения задания группы презентует свои модели.

Введение в тему семинара

Изготовление предметных моделей.

Переходим к следующему виду наглядного моделирования – предметные модели.

Какие предметные модели вы используете в своей работе с детьми?

Предметные модели помогают воспроизводить  структуру и особенность, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений.

Задание: Создать из предложенных материалов модель действующего вулкана и записать алгоритм методического сопровождения работы детей по изгоовлению этой модели. На выполение даётся 10 минут. При озвучивании алгоритма группами, на экран выводится наш алгоритм.

- По стеклянной банке размазывается тонкий слой пластилина, гофрированную бумагу складываем веером и прикрепляем на пластилин.

Банку заполняем водой, смешанной с лимонной кислотой, затем добавляем ложку соды.Наблюдаем за реакцией.

Подведение итогов

В процессе совместной работы вы заполняли свои карточки-таблицы по видам наглядного моделирования.

Вернёмся обратно к таблицам, проанализируйте их и ответьте на вопрос: в

каких образовательных областях можно использовать метод наглядного моделирования?

Сделаем вывод: метод наглядного моделирования, при достаточном его изучении, можно с успехом применять во всех образовательных областях дошкольного воспитания.

Заполнения таблиц

На семинаре я узнала …

Мне понравилось …

Меня озадачило …

Мне мешало быть более активной …

Предлагаем Вам заполнить таблицу по итогам работы на семинаре

Спасибо за работу!

До свидания!