Картотека

Ирина Александровна

Картотека опытов и экспериментов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт № 1. Прозрачная вода

Задача: Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.

Описание:

  • В гости пришел Почемучка. С чем он любит больше всего на свете играть? (с водой).

На столе две непрозрачные банки с закрытыми крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая - поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?

Почемучка предлагает детям заполнить стеклянную банку с водой. Для этого им предлагает на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем (переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук?

  • Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру « Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку с водой). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку?
  • Какая вода? (Прозрачная.) Что мы узнали о воде?
  • Детям Почемучка предлагает провести еще раз опыт самостоятельно, показав другим детям удивительные свойства воды и зафиксировать свой опыт, раскрасив рыбку в аквариуме.

Опыт № 2. Вода принимает форму

Задача: Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Материалы: воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши.

Описание: Перед детьми - таз с водой и различные сосуды. Почемучка рассказывает, как он гулял, купался в лужах и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Оказывается вода принимает форму того сосуда, в который налита.

  • В рабочих листах зарисовываются полученные результаты – дети закрашивают различные сосуды. Почемучка предлагает детям показать этот эксперимент родителям дома, используя разные емкости для воды.

Опыт № 3. Замерзшая вода

Задача: выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

Описание: Перед детьми - миска с водой, Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость.

Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (вода превратится в лед.)

Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды? Можно ли лед лить как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.

Плавает ли лед? Почемучка кладет кусок льда в миску с водой, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.) В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.

Почемучка обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед? Из чего состоит лед?

  • «Играем с льдинками» - свободная деятельность детей: они выбирают тарелочки, рассматривают и наблюдают, что происходит с льдинками.
  • Почемучка предлагает зарисовать на карточке, что произошло с льдинкой, когда она попала в миску с водой и предлагает найти льдинку на улице, принести домой и провести такой же эксперимент в своей семье.

Опыт № 4. Вода – источник жизни для растений

Задача: Формировать представление о воде как о необходимом условии для жизни растения.

Материалы: стаканчики пластиковые, ромашки, вода.

Описание: Почемучка приходит к ребятам с букетом ромашек: «Ребята, я был на ромашковом поле и сорвал вот такой замечательный букетик, чтобы подарить вам по ромашке, но пока я шел к вам, цветочки немножко завяли, не могу понять, что им не понравилось? Может, вы знаете, почему ромашки завяли? (Ромашкам не хватает воды) А давайте проверим, нальем в стаканчики воду и поставим их в стаканчики, через несколько минут посмотрим, что с ними произойдет? (Распустили лепестки, потому что растение пьет воду) А если ромашку поставить в пустой стаканчик и оставить на некоторое время, как вы думаете, что случится с растением? (Ромашки завянут) Почему так произошло? (Потому что растение без воды не может жить.)

Почемучка обращает внимание детей на цветы, которые растут на участке. Для чего мы поливаем цветы? Все ли растения нуждаются в воде?

  • Детям предлагается нарисовать ромашку в стакане, наполненном водой, и в стакане без воды и провести такой же опыт в домашних условиях.

Опыт № 5. Звенящая вода

Задача: показать детям, что количество воды в стакане влияют на издаваемый звук.

Материалы: поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске, ковшики, палочки - «удочки» с ниткой, на конце которой закреплен пластмассовый шарик.

Описание. Перед детьми стоят два бокала, наполненные водой. Как заставить бокалы звучать? Проверяются все варианты детей (постучать пальчиком, предметами, которые предложат дети). Как сделать звук звонче?

  • Предлагается палочка с шариком на конце, все слушают, как звучат бокалы с водой. Одинаковые ли звуки мы слышим? Затем Почемучка отливает и добавляет воду в бокалы. Что влияет на звон? (На звон влияет количество воды, звуки получаются разные.)
  • Дети пробуют сочинить мелодию.
  • Этот опыт они фиксируют в карточках, где напротив стакана, полного воды ставят знак силы звука, а напротив стакана с малым количеством воды знак слабого звука.

Почемучка говорит детям, что этот опыт можно проводить самостоятельно в нашей лаборатории.

Опыт № 6. Что растворяется в воде?

Задача: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

Материалы: мука, сахарный песок, речной песок, гуашь, соль, земля, глина, стаканы с чистой водой, ложки и палочки.

Описание. Перед детьми на подносах стаканы с водой, ложки и вещества в различных емкостях. Дети рассматривают воду и вспоминают ее свойства. Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок, соль? Дети вместе с почемучкой добавляют сахар, соль, перемешивают, и вместе наблюдают, что изменилось.

Что произойдет, если мы добавим в воду речной песок, землю, глину? Добавляют к воде речной песок землю, глину, перемешивают. Изменилась ли вода? Стала ли она мутной или осталась прозрачной? Растворился ли речной песок, земля, глина?

Что произойдет с водой, если мы добавим в нее гуашь? Добавляют краску, перемешивают. Что изменилось? Растворилась ли краска? (Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала непрозрачной)

Растворится ли в воде мука? Дети добавляют в воду муку, перемешивают. Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?

  • Результаты фиксируются на карточках с изображением стаканов, где детям предлагается зарисовать получившийся результат.
  • Почемучка предлагает детям пригласить гостей в группу и повторить этот опыт перед ними самостоятельно.

Опыт № 7. Выпаривание соли

Задачи: дать представление детям об испарении воды, развивать способности к преобразованию.

Материалы: картинки с изображением моря, реки, соляного озера, соль, пробирка, спиртовка.

Описание. Почемучка спрашивает у ребят, что может испаряться? (Вода, жидкости.) Правильно все жидкости могут испаряться: и вода, которая течет из крана, и вода в реке, в море, в океане, и компот, одеколон, суп – все жидкости испаряются. Вы знаете, чем вода, которая течет из крана, отличается от воды в море? (Вода в море соленая.) А если попробовать ее на вкус, то мы почувствуем соль. А вода, которая течет из крана, - несоленая, и ее можно пить. Хотите проверить? У меня стакан с водой, а в банке - соль. Попробуйте ее на вкус. Соленая? Я кладу соль в воду, размешиваю. Видите в стакане с водой соль? Может, она исчезла – ее же не видно? Как доказать, что она никуда не делась? Да, она осталась в воде – вода стала соленая. (Пробуют воду на вкус, морщится.)

Перед нами сложная задача: у нас вода с солью, то есть соленая вода. А можно обратно отделить соль от воды? Кто знает? Почемучка слушает разные ответы от детей, а затем подводит к выводу: «Воду нужно нагреть». Давайте проверим: чтобы получить из соленой воды соль, надо соленую воду испарить. Вода испарится, а соль останется. Как можем испарить воду? Что надо для этого сделать? (Нагреть воду) Соленую воду наливают в пробирку и нагревают на пламени спиртовки. Через некоторое время вода закипает и появляется пар. На дне пробирки начинает появляться соль. Ребята, что появилось на дне. (Соль) А куда делась вода? (Она испарилась) И так происходит в природе. Существуют соленые озера, вода в которых очень соленая, Когда вода испаряется, то соль остается. Посмотрите на картинку: соль лежит по берегам озера. Эту соль можно собирать и добавлять в пищу.

  • Предлагает детям показать стрелочками как испаряется соль при нагревании в карточке-фиксации опыта.

Опыт № 8. Тонет – не тонет

Задачи: расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навыкам экспериментирования; высказывать предположения, делать выводы, подвести к выводу: тяжелые предметы тонут, а легкие плавают.

Материалы: большая прозрачная емкость, камни, ракушки, песок, мох, деревянные предметы, опилки, шишки, орехи, листья.

Раздаточный материал: одноразовые прозрачные стаканчики, ложки, карточки-фиксации на каждого ребенка.

Описание: на столе стоит прозрачная емкость с водой и предметы для опыта (камни, ракушки, песок, мох, деревянные предметы, опилки, шишки, орехи, листья). Почемучка рассказывает ребятам, что нашел бутылку с запиской внутри. Содержание записки: «Спасите. Потерпел крушение. Сижу на острове. Помогите построить корабль. Капитан Врунгель.»

Ребята, прежде чем построить корабль нам нужно определить какие предметы плавают, какие тонут. Мы сейчас отправимся в нашу лабораторию и проведем эксперимент. Опускает каждый предмет по порядку в емкость с водой и предлагает детям опустить предметы в пластиковые стаканчики. Все по очереди опускают предметы в воду, наблюдают. Какие предметы тонут, а какие нет. Что произошло с камнем, песком, ракушкой, орехами? (Утонули) А что произойдет со мхом, опилками, шишками, листьями, деревом? (Не тонут) Какие предметы тонут, а какие нет? (Тяжелые предметы тонут, легкие нет)

  • Почемучка предлагает детям отметить на своих карточках, что тонет, а что нет. Если предмет утонул, рисуем стрелку вниз, если предмет остался на плаву, рисуем стрелку вверх, если предмет сначала плавал, а потом утонул, рисуем две стрелки, одна вверх, другая вниз. После каждого проведенного опыта, дети фиксируют результат в карточке. В конце эксперимента делают вывод, какие предметы тонут, какие нет и почему?
  •  Чтобы помочь Врунгелю, Почемучка предлагает детям превратиться в мастеров и сделать кораблики. Дети выполняют в технике оригами свои корабли. Каждый ребенок придумывает своему кораблю название. Капитан сам выберет, какой ему больше нравится. И приплывет к нам в гости.

Почемучка акцентирует внимание детей на то, что такой опыт можно проводить самостоятельно в нашей лаборатории.

Опыт № 9 . Можно ли менять форму камня и глины

Задача: Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).

Материалы: дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.

Описание: По модели обследования предмета Почемучка предлагает детям выяснить, можно ли изменить форму предложенных материалов. Для этого он предлагает детям нажать пальцем на глину, камень. Где осталась ямка от пальца? Какой камень? (Сухой, твердый) Какая глина? (Влажная, мягкая, остаются ямки) Дети по очереди берут камни в руки: мнут его, катают, в ладонях, тянут в разные стороны. Изменил ли форму камень? Почему нельзя отломить от него кусочек? (Камень твердый, из него ничего нельзя слепить руками, его нельзя разделить на части) Дети по очереди мнут глину, тянут в разные стороны, делят на части. (Глина не такая как камень, она мягкая, ее можно разделить на части, глина меняет форму, из нее можно лепить)

  • Дети лепят различные фигурки из глины. Почему фигурки не разваливаются? (Глина вязкая, сохраняет форму) Какой еще материал похож на глину?
  • По модели обследования предметов Почемучка предлагает детям исследовать другие природные материалы, которыми они заинтересуются.

Опыт №10 . Песочная страна

Задачи: Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить, познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Материалы: песок, вода, лупы, лист плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

Описание: Почемучка предлагает детям рассмотреть песок с помощью лупы: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? (Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают к друг другу) Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка?

Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать?

  • На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлагается что-то нарисовать ( или обвести готовый рисунок), а потом на клей насыпать песок, стряхнуть лишний песок и посмотреть , что получилось. Все вместе рассматривают детский рисунок. Почемучка предлагает детям самостоятельно повторить опыт с песком на улице во время прогулки.

Опыт № 11 . Где вода

Задачи: выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Материалы: прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа.

Описание: Почемучка предлагает детям наполнить стаканчики песком и глиной следующим образом: сначала насыпается сухая глина (половина), а сверху вторую половину стакана заполняют песком. После этого дети рассматривают заполненные стаканы и рассказывают, что они видят. Затем детям предлагается закрыть глаза и по звуку угадать, что пересыпает Почемучка. Что лучше сыпалось? (Песок)

Дети пересыпают песок и глину в емкости для песка. Одинаковые ли горки? (Горка из песка ровная, из глины неровная) Почему горки разные?

Рассматривают частички песка и глины через лупу. Из чего состоит песок? (Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу) А из чего состоит глина? (Частички глины мелкие, тесно прижаты друг к другу) Что будет, если в стаканчики с песком и глиной налить воды? Дети пробуют это сделать и наблюдают. (Вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины)

Почему глина не впитывает воду? (У глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду.) Все вместе вспоминают, где больше луж после дождя – на песке, на асфальте, на глинистой почве. Почему дорожки в огороде посыпают песком? (Для впитывания воды.) 

  • В карточках фиксации нужно обвести кружком ту почву, которая медленно впитывает воду.
  • Ребятишкам предлагается проводить опыт самостоятельно в центре экспериментирования.

Опыт № 12. Каждому камешку свой домик

Задачи: Классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие шероховатые); показать детям возможность использование камней в игровых целях.

Материалы: различные камни, четыре коробочки, емкости с песком, модель обследования предмета, картинки - схемы, дорожка из камешков.

Описание: Почемучка приходит с другом зайчиком, зайчик дарит детям сундучок с разными камешками, которые он собирал в лесу, возле озера. Дети их рассматривают. Чем похожи эти камни? Действуют в соответствии с моделью: надавливают на камни, стучат. Все камни твердые. Чем камни отличаются друг от друга? Затем обращает внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупать его. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые. Зайчик просит помочь ребяток разложить камни по четырем коробочкам. По следующим признакам: в первую – гладкие и округлые; во вторую - маленькие и шероховатые; в третью – большие и некруглые; в четвертую – красноватые. Дети работают парами. Затем все вместе рассматривают, как разложены камни, считают количество камешков.

  • Игра с камешками « Выложи картинку» - Зайчик раздает детям картинки – схемы и предлагает выложить их из камешков. Дети берут емкости с песком и в песке выкладывают картинку по схеме, затем выкладывают картинку по своему желанию.
  • Дети ходят по дорожке из камешков. Что чувствуете? Какие камешки?
  • Зайчик предлагает зарисовать камни разных размеров, цветов, форм, которые они сегодня увидели. И говорит о том, что оставляет камни ребятам для самостоятельного исследования.

Опыт № 13. Живые камешки

Задачи: развивать умение обследовать раковины, используя зрительные и осязательные рефлекторы и схематично записывать их,

закреплять умение понимать и читать схему-алгоритм исследования раковин, воспитывать у детей познавательный интерес к живой и неживой природе, умение видеть красоту ракушек, наслаждаться ею, выражать свои чувства.

Материалы: ракушки, алгоритм исследования ракушек.

Описание: Почемучка говорит ребятам о том, что вместе с ними он провел уже большую работу в лаборатории, и смело может назвать ребят юными исследователями. Сегодня Почемучка пришел не один, а с другом всезнайкой Фантиком. Он тоже хочет поучаствовать в наших исследованиях. Фантик задает детям вопрос: «А бывают ли камешки живые? Какие камни мы можем назвать живыми?» (Да, бывают, ракушки.) Где можно встретить ракушки? (В аквариуме, на речке, в море.) Фантик приглашает детей рассмотреть ракушки по алгоритму: алгоритм исследования предмета (камень) цвет, форма (катушки, гребешки, спиральки) поверхность, размер, применение). А как еще можно назвать ракушку? (Домик, раковина, панцирь.) Да, это домик, укрытие, или панцирь для улиток, которые живут внутри. Поэтому их и называют «живые камешки». А как вы думаете, когда можно брать раковину в руки? (Только когда в ней никто не живёт.) А вы знаете, что есть раковины искусственные, т. е. сделанные человеком. Для чего делает их человек? (для аквариума, для украшений, для красоты.)

  • Детям предлагается оживить раковины, то есть обвести карандашом на листе бумаге раковину и дорисовать то место, где она живёт: может это море, может речка, может аквариум с их обитателями.
  • Заполнить карту - фиксации опыта, где нужно нарисовать ракушку, которую исследовал, указав цвет, форму, поверхность. применение( украшения из ракушек).
  • Фантик говорит ребятам о том, что экспериментировать с ракушками можно самостоятельно.

Опыт № 14. Природные материалы

Задача: установить, какие материалы имеют природное происхождение.

Материалы: одноразовые стаканчики с песком, камнями, семечками, листьями и ракушками, карта - фиксация.

Описание: Почемучка предлагает детям посмотреть на содержимое каждого стаканчика и назвать его. Почему этот материал называют природным? (Потому что песок, камни, семечки, листья и ракушки мы можем встретить в природе, это то, что нас окружает.) А где мы их встречаем? (Песок, камни, ракушки – на море, на речке, озере, семечки и листья – в лесу, в садах и огородах, парках и т.д.) Почемучка предлагает исследовать природные материалы.

  • Почемучка предлагает на карточках-фиксациях обвести природный материал зеленым карандашом, а предметы, сделанные из природного материала, красным. А также самостоятельно исследовать природный материал по предложенной модели.

Опыт № 15. Следы

Задача: исследовать поверхность природного материала методов отпечатков.

Материалы: шишка, грецкий орех, кора дерева, лист, ракушка, пластилин, простой карандаш, карта-фиксация.

Описание: Почемучка предлагает детям взять пластилин и сделать из него пять лепешек, а затем создать на них отпечатки каждого предмета. Одинаковые или разные получились следы от предметов? (Разные потому что поверхность предметов разная)

  • Дети рассматривают отпечатки предметов и определяют поверхность каждого предмета. Почемучка предлагает рассмотреть картинки и соединить линией природный материал и его отпечаток. Ребята могут самостоятельно исследовать природный материал таким методом.

Опыт № 16. Природная аптека

Задачи: изучить свойства лечебных растений, их применения.

Материалы: коллекция лечебных сушеных трав, стеклянные емкости для заваривания, горячая вода (кипяток), ложка.

Описание: Почемучка рассказывает детям о том, как летом он собирал разные лечебные травы, для того, чтобы пить зимой чай. Показывает им свою коллекцию, рассказывает, в каких местах он их собирал и как сушил. Показывает картинки с лекарственными растениями. Дает ребятам познакомиться с запахами лекарственных трав. Какой запах они напоминают? А как выдумаете, что произойдет, если я добавлю кипяток в ромашку? (Ромашка разбухнет, и вода приобретет желтый цвет.) Предлагает попробовать на вкус, когда остынет. Говорит ребятам о том, что ромашка является домашним лекарством от многих болезней горла, рта, желудка и т.д. И также другие лекарственные растения, которые находятся у меня в природной аптеке, помогают людям в лечении многих заболеваний.

  • Почемучка предлагает обвести в кружок растения, которые можно заваривать и пить из них чай.