Практика организации творческих мастерских в детском саду

Ирина Александровна

Статья "Кукольные мастерские полезного действия".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №326 комбинированного вида»

660132, г. Красноярск, ул. Славы, д.13 «А», т.225-82-03

Практика организации творческих мастерских в детском саду

«Кукольные мастерские полезного действия»

                                                                                 Авторы: Броцман Е.А., воспитатель МБДОУ № 326

                                                                                                 Зайцева И.А., воспитатель МБДОУ № 326

г.. Красноярск, 2021г.

   В данной статье предлагаем поделиться опытом по созданию «Кукольных мастерских полезного действия» как практика достижения образовательных результатов в дошкольных образовательных учреждениях.

     Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии человека. Перед дошкольным образованием поставлены разные задачи, направленные на использования таких средств обучения и воспитания, которые не просто насыщают ребенка важной информацией, но и развивают у него познавательный интерес, формируют у него умения и знания и позволяют успешно использовать их в различных жизненных ситуациях.

      Дошкольники очень активные и любознательные исследователи. Им все интересно, они хотят везде поучаствовать, что-то изготовить своими руками.  От того, сколько разнообразных видов деятельности будет предложено ребенку, зависит напрямую то, с каким объемом практических умений и навыков, представлений об окружающем мире он пойдет на следующую ступень. Поэтому на этапе дошкольного образования важно создать условия, в которых у детей будет возможность для выбора различных видов «продуктоориентированной» деятельности для приобретения личного опыта познания окружающего мира.

        Для достижения образовательных результатов мы поставили перед собой следующую цель: организовать творческое сообщество детей, родителей и педагогов по формированию практического опыта с различными объектами и материалами через деятельность с куклой.

Задачи:

  1. Организовать педагогическую поддержку педагогов-мастеров по вопросам организации деятельности творческих мастерских и руководства ими, создания необходимых материалов для работы;
  2. Привлечь родителей к активному сотрудничеству и совместной творческой деятельности;
  3. Обучать детей способам работы с инструментами и разными материалами, необходимыми для создания изделий для кукол;
  4. Способствовать проявлению творческой активности, самостоятельности и инициативы в деятельности;
  5. Воспитывать навыки сотрудничества и взаимопомощи.

     Для эффективной работы в «кукольных мастерских полезного действия» нами были выявлены следующие условия организации работы с детьми:

  1. Важно учитывать добровольное участие детей;
  2. Работа в мастерских должна создавать атмосферу, в которой развивается доверие, самостоятельность, инициатива и готовность помочь;
  3. Особенно важно, чтобы ребенок получил удовольствие от проделанной работы (ощущал свою значимость, мог внести свой вклад в работу мастерской и взаимодействия детей);
  4. Дети должны быть заинтересованы и увлечены, а также уметь взаимодействовать с друг другом;
  5. Заканчивать работу в мастерской всегда нужно с положительным, радостным и веселым настроением.

      Взаимодействие участников предоставляемой практики осуществлялось в          «творческих кукольных мастерских полезного действия». Мастерские располагались в разных группах детского сада. Руководители творческих мастерских – педагоги и родители дошкольников, владеющие разными видами рукоделия. Основной способ демонстрации изготовления того или иного изделия в мастерских – «мастер-класс». Для самостоятельной работы служат разработанные педагогами технологические карты.

      Разнообразие мастерских дает ребенку максимальное пространство выбора. В мастерских дети учатся ремонтировать кукол, приводить в порядок их лицо и голову, делать прически различными способами, создавать одежду и обувь для кукол, изготавливать аксессуары, осваивая техники шитья, вышивания, вязания, плетения, нанизывания.

       Для самоопределения и планирования деятельности ребенка был создан экран выбора творческих мастерских. С его помощью ребенок самостоятельно принимает решение, нужно ему начать новое дело в новой творческой мастерской или доделать незавершенное на прошлом посещении. Таким образом, ребенок проявляет самостоятельность и несет ответственность за конечный результат.

        Для демонстрации своих результатов и передачи преемственности другим группам вместе с детьми и педагогами был создан «Праздник кукол», на котором дети рассказывали о своих работах, о бережном отношении к куклам, проявляли свои творческие таланты: пели и исполняли танец кукол. На праздник были приглашены дети из других групп и родители.

           По итогам нашей деятельности мы пришли к следующим результатам:

  1. Родители вовлечены в активное сотрудничество и сотворчество с детьми;
  2. Педагоги приобрели опыт руководства творческими мастерскими;
  3. Дети:
  • Освоили способы работы с различными инструментами и материалами;
  • Имеют представления о способах ремонта кукол и ухода за ними;
  • Научились делать одежду для кукол и аксессуары для кукол своими руками;
  •  Обогатился опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • Совершенствовались творческие способности и навыки;
  • Стали более активными и уверенными в своих возможностях.

     Практика организации творческих мастерских в дошкольной образовательной организации по принципу «Кукольных мастерских полезного действия» является успешной и позволяет достичь следующих эффектов:

  1. Реализация принципов ФГОС ДО;
  2. Сплочение участников образовательного процесса;
  3. Совершенствования личностных качеств, навыков, саморегуляции, практических умений у детей;
  4. Повышение интереса детей, родителей, педагогов к образовательному процессу;
  5. Достижения образовательных результатов.

Литература:

  1. Ана Попеску. Кройка и шитье для самых маленьких. Издательство – Легкая индустрия. 1985г.
  2. Божко Л. Бисер, уроки мастерства. – М., 2002г.
  3. Исакова Э.Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т.Б. Сказочный мир бисера. Плетение на леске. – Ростов-на-Дону2004.
  4. Круглова Н.Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе. Н.Ф. Круглова. –СПБ.: Питер, 2004. – 168 с.
  5. Крухлет М.В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб.: Детство-Пресс,2003.
  6. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги. – Москва.: З.А.О. Издательство Эксмо,1997.
  7. Р. Туфкрео, М. Кудейко. Коллекция идей. Театрализованная и художественная деятельность в детском саду и начальной школе - Линка- Пресс. Москва, 2004г.