3.5. Диссеминация педагогического опыта
Исследовательская деятельность учащихся - процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов. Целью такого взаимодействия является создание условий для развития исследовательских способностей младшего школьника в учебно-воспитательном процессе через организацию исследования, что явилось объектом моей исследовательской работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №43»
Формирование исследовательских умений обучающихся в процессе освоения программы «Я - исследователь»
Курникова Светлана Михайловна,
Учитель начальных классов
г. Нижневартовск, 2019
Содержание
Список использованных источников 14
Введение
Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи – «отход от ориентации на «среднего» ученика, повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к особенностям раскрытия, развития их способностей в процессе образования». Общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. В связи с решением проблем современного образования педагогами осуществляется поиск содержания, новых форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности самоактуализации, саморазвития и самореализации личности учащегося.
Организация исследовательской деятельности школьников является одной из современных инновационных педагогических технологий, направленных на развитие творческого потенциала и способностей личности, формирование у школьников умений и навыков исследовательской работы, воспитание самостоятельности и социальной активности. Исследовательская деятельность учащихся так или иначе вошла в практику многих образовательных учреждений страны.
Исследовательская деятельность учащихся - процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов. Целью такого взаимодействия является создание условий для развития исследовательских способностей младшего школьника в учебно-воспитательном процессе через организацию исследования, что явилось объектом моей исследовательской работы.
Эффективной реализации поставленной цели содействовало решение следующих задач:
- проанализировать и изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме;
- приобщить младших школьников к самостоятельной исследовательской деятельности, творческому процессу, формировать интерес к познанию мира и открытию нового, привлекать детей к поиску и работе с самыми различными источниками и средствами;
- развивать исследовательскую, творческую и поисковую активность детей.
В учебном плане внеурочной деятельности нашей школы есть курс «Я – исследователь». Данная программа разработана на основе авторского курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект. Исследуем, доказываем, создаём». Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Реализация программы «Я - исследователь» способствует развитию ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
Цель :
- формирование и развитие первоначальных исследовательских и коммуникативных умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных навыков сотрудничества).
Задачи :
- развитие мотивации к процессу получения знаний;
- ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований.
- формирование умений осуществлять учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;
- развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся;
- развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
- воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу.
Актуальность проблемы развития учебно-исследовательских умений младших школьников обусловлена следующими положениями:
- направленность современного образования на формирование личности, обладающей такими качествами как самостоятельность, активность, умение творчески подходить к решению возникающих проблем;
- формирование исследовательских умений, исследовательской культуры необходимо начинать еще в начальной школе, так как именно в этот период закладываются многие качества личности, от которых зависит успешность человека в будущем. Исследовательская деятельность является естественной потребностью для ребенка младшего возраста, нужно лишь вооружить его необходимыми умениями для ее реализации.
- именно в младшем возрасте легче всего включить ребенка в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Развитие познавательного интереса и готовности к открытию нового влечет за собой развитие самостоятельности и активности в процесс познания. А самостоятельность, возникшая из внутренней мотивации, сформирует потребность подходить к любой научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.
Одним из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос. Задача же учителя – в системе использовать на уроках все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что необходимым условием для развития исследовательской позиции, образного творческого воображения является систематическое усложнение учебной задачи в условиях ограничения детей во времени.
Основная часть
Организация учебного исследования частично решается в рамках программ развивающего обучения для начальной школы. Идея развивающего обучения была выдвинута в начале XX в. выдающимся русским психологом Л.С. Выготским. Им было обосновано положение об обучении, идущем впереди развития и ведущем развитие за собой. В современных школах наиболее распространенными являются программы развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, «Школа 2000….» (Е.В. и Р.Н. Бунеевы), Вахрушев, А.А. Леонтьев и др.), «Школа 2100…» (Л.Г. Петерсон). В программах и концепции курсов, в методических разработках подчеркивается, что для достижения цели максимального развития ребенка необходимо строить ход урока в виде поиска нового знания, то есть проводить исследование.
Л. Занков говорит о создании на уроке условий для проявления познавательной самостоятельной деятельности ученика. По Л.В. Занкову, каждое задание должно побуждать к мыслительным действиям, побуждать наблюдать, сравнивать, выяснять закономерности, делать выводы; включать самостоятельность и творчество, позволяющие проводить коллективное и индивидуальное исследование.
В развивающей системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова исследовательская деятельность также занимает одно из главнейших мест в учебной деятельности детей. В данной системе позиция ребенка рассматривается как позиция полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы: Целеполагание, планирование, реализацию цели и анализ результата. Учитель не только сообщает детям выводы науки, но и по возможности ведет учеников по пути открытия, вводит в ситуацию поиска - квазиисследования.
Изложенные выше позиции рассматриваются как основа формирования исследовательских умений младших школьников.
Самое решающее звено этой новации — учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Зачем это учителю, а ученику? Учебное исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебное исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
- целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
- самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
- представлению результатов своей деятельности и хода работы;
- презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
- поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
- практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
- выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
- проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Для работы с обучающимися я использую рабочие тетради «Учусь создавать проект». В данные пособия вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности. Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомится проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией. Тетради помогут расширить кругозор детей и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта. Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет маленьким проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
3. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
4. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
5. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
Для сопровождения проекта или исследования я использую тетрадь Савенкова А. И. "Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников"
Данное пособие помогает включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях. Оно позволяет не только обучать наблюдению и экспериментировать, но и содержит полный ряд исследовательской деятельности от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Это необычная тетрадь. Она для тех, кто хочет научиться добывать знания самостоятельно. В ней содержатся материалы, способные помочь в проведении собственных исследований. Тетрадь ставит своей целью сформировать первоначальные навыки в проведении собственных исследований, развить дух творчества и поиска. Рабочая тетрадь адресована школьникам 2-4 классов. Ее могут использовать педагоги во внеурочной и внеклассной работе, а также родители для развития творческих способностей детей.
Программа рассчитана на 34 часа аудиторных занятия в неделю и самостоятельную деятельность обучающихся по проекту и исследованию.
Основные разделы программы.
Предлагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся состоит из трех разделов:
- тренинг исследовательских способностей;
- самостоятельная исследовательская практика;
- мониторинг исследовательской деятельности учащихся.
Тренинг исследовательских способностей.
В ходе этого тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска.
К ним относятся знания, умения и навыки: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи.
Самостоятельная исследовательская практика
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот раздел выступает в качестве основного, центрального. Занятия в его рамках выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
Мониторинг включает в себя мероприятия, необходимые для управления процессом исследовательского обучения. Peбёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела | Сроки | Количество часов |
1 | Тренинг исследовательских способностей | 1 полугодие | 15 ч |
2 | Самостоятельная исследовательская практика; | 3 – 4 четверть | 15 ч |
3 | Мониторинг исследовательской деятельности учащихся. | 4 четверть | 4 ч |
Всего | 34 ч |
Педагогические условия формирования исследовательских
умений младших школьников:
1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Индивидуальный подход позволяет учитывать способности, возможности, интересы, темп работы каждого учащегося, регулировать помощь, оказываемую в процессе учебного исследования.
2. Мотивированность исследовательской деятельности учащихся.
Мотивационность учебно-исследовательской деятельности реализуется за счет создания ситуации затруднения в процессе обучения и во внеурочной деятельности, осознание учащимися необходимости потребности в новых знаниях, расширение круга интересов учащихся. Важно помнить, что задачи исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над исследованием — мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в исследовательскую деятельность мотивационные механизмы. Я использую мультфильмы, видео, и т.д.
3. Обеспечение целенаправленности и систематичности процесса развития исследовательских умений младших школьников.
Формирование исследовательских умений предполагает специальную организацию всего учебного процесса: обучение должно быть проблемным, содержать элементы исследовательского поиска, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Поскольку проведение исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Они осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяются общее технологическое умение в процессе работы над исследованием. Для этого используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.
4. Гуманистическая позиция и профессиональная деятельность педагога-организатора исследовательской деятельности по созданию продуктивной образовательной среды.
Успех любой деятельности, в том числе и исследовательской, зависит от правильной ее организации. Здесь важно правило «триединства» - сотрудничество учителя, ученика и родителя.
Ознакомившись с алгоритмом работы над исследованием, предложенным А.В. Леонтович (выбор области исследования – определение цели, задач исследования - формулирование гипотез - определение методов исследования - оформление исследования - представление исследовательской работы), нами были выделены наиболее значимые оргмоменты:
выбор темы исследования, на самом деле интересной для ученика и совпадающей с кругом интересов учителя (ПРИЛОЖЕНИЕ 1);
достаточное осознание учеником сути проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен учителем безукоризненно правильно (ПРИЛОЖЕНИЕ 2);
организация хода работы над раскрытием хода исследования. В этом процессе особенно важны взаимная ответственность и взаимопомощь учителя и ученика (ПРИЛОЖЕНИЕ 3);
правильный выбор методов исследования (ПРИЛОЖЕНИЕ 4);
оформление исследовательской работы должно показать умение обучающихся самостоятельно проводить исследования (ПРИЛОЖЕНИЕ 5);
важным этапом является защита исследовательской работы (ПРИЛОЖЕНИЕ 6);
взаимное инициирование саморазвития (как ученика, так и учителя) через совместный поиск неизвестного в различных сферах сотрудничества (интеллектуальной, коммуникативной, творческой);
раскрытие проблемы, в первую очередь, должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке (к тому же последнее - совершенно не обязательно, а если получится, приятно и не более того).
Рассматривая вопрос об оценивании результатов исследовательской деятельности, многие придерживаются такого мнения: не должно быть бального выражения оценки, в силу причин:
одно из условий организации исследовательской деятельности - создание ситуации психологического комфорта, в котором дети чувствуют себя успешными, признанными; отметка создает психологический дискомфорт учащегося, жестким образом указывая на неуспешность ребенка;
в начальной школе дети лишь учатся проводить исследования, любое их достижение уже является движением вперед, поэтому оно должно быть оценено позитивно;
исследовательская работа - желание самого участника достичь нового знания, расширить свой кругозор или достичь другой какой-то цели. Следовательно, никто другой так, как он. Не сможет почувствовать, увидеть, оценить значимость своего труда;
согласно идеям гуманистической педагогики, ребенок, его личность, его качества являются ценностью высшего порядка. Ребенка можно сравнивать лишь с ним самим, отслеживая рост его возможностей.
Но подобные положения вовсе не означают абсолютную бесконтрольность исследовательской деятельности. Обычно учащиеся, другие участники события (классной, школьной конференции) могут высказывать оценочные суждения, имеющую форму пожелания, совета.
Уровни развития исследовательских умений младших школьников
Для оценивания уровня сформированности исследовательских умений учащихся необходимо наличие определенных критериев:
- Практическая готовность учащегося - это основной критерий оценки уровня развития исследовательских умений.
- Мотивация учащегося по отношению к исследовательской деятельности
- Проявление креативности учащихся в осуществлении исследовательской деятельности.
- Проявление самостоятельности учащихся при осуществлении исследовательской деятельности.
Уровни развития исследовательских умений: исходный, начальный, продуктивный и креативный. Уровни развития умений можно определить вместе с учениками. В таблице №1(ПРИЛОЖЕНИЕ 7) представлены критерии оценки уровней развития исследовательских умений школьников.
В качестве ведущих методов обучения используются проблемные, игровые, исследовательские, эвристические методы.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий: типовые занятия (объяснения и практические работы), уроки-лаборатории, групповые исследования, игры-исследования, творческие проекты.
Конечный результат: ученик, владеющий навыками учебных исследований.
Практический выход: проведение классной научно - практической конференции «Шаг в науку».
Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет выпускнику быть готовым к восприятию новой ситуации, а также самому ставить перед собой новые цели и задачи. Летчик может стать высококлассным пилотом, только совершая реальные полеты в небе, исследователь может стать высококлассным исследователем, только проводя реальные исследования. Чем раньше мы станем прививать ученикам исследовательские навыки, тем быстрее они станут приобщаться к миру познания и творчества.
Заключение
Планируемые результаты:
Первый уровень результатов (2 класс) предполагает приобретение второклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов (3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Формирование исследовательской позиции учащихся - задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».
Результатом работы над исследованиями являются успешные выступления на школьной конференции «Шаг в науку», участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям: интеллектуальные конкурсы «ЭМУ», «Кенгуру», «Русский медвежонок», «ЧИП», школьные мероприятия, фестиваль «Признание», выставки, конференции. Планируем представить лучшие работы на городском уровне. Этот успех - общий! Это ведь здорово, когда ребенок чувствует себя способным, самостоятельным и в мыслях, и в действиях.
Список использованных источников
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.
- Обухов, А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? /А.С. Обухов // Исследовательская работа школьников.- 2003г. №4.18-23с
- Развитие исследовательской деятельности учащихся.// Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272 с.
- Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей /А.В. Левонтович//. - М.: МГДД(Ю)Т, 2002. - 110 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.
- Матюшкин А.М. Психологические предпосылки творческого мышления /А.М. Матюшкин // Мир психологии. – 2001._ №1 (25). – С.138.
- Савенков А.И. Маленький исследователь: Как научить младшего школьника приобретать знания. – Академия Развития, 2002, - С.208
- Развитие исследовательских умений. /под. Ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011.
- Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. Программа, занятия, работы учащихся. - Волгоград: Учитель, 2009. – С.138.
Приложение 1
Как выбрать тему исследования?
Каковы способы выбора темы?
- из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, вопросов
- из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.:
- из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности)
Проблема исследования
Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит найти проблему?
Как выявлять проблемы
Увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить. Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Можно предложить подумать и записать проблемы, которые волнуют или интересуют ребенка.
Вопросы в помощь при выборе темы:
Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что интересует ребенка в данный момент, какая проблема волнует больше других. Для уточнения можно провести анкету:
1. Что мне интересно больше всего?
2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?
3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?
6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Возможными являются и результаты исследования школьным психологом интересов и склонностей детей.
Какими могут быть темы исследования?
Все темы можно условно объединить в три группы:
Фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
Экспериментальные, эмпирические - темы, предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
Теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.
В ходе проведения экспериментальной работы было выделено несколько важных общих положений, назовем их правилами выбора темы:
* Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, нести в себе познавательный заряд.
* Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. (Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась взрослым, не дает должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, «добровольно-обязательное мероприятие.).
*Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения работа теряет смысл.
На первый взгляд может показаться. Что это правило противоречит первому. На самом деле идеальная для каждого ребенка в данный момент его развития тема исследования - результат, находящийся на грани между первым и вторым правилом. Искусство педагога при проведении данной работы в том и состоит, чтобы подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим выбором.
Пример: Изучение формы Земли.
* Увлечь других может лишь тот, кто увлечен сам. Эта мысль всем хорошо известна и доказательств не требует. О ней не следует забывать при разработке тематики детских исследований. Тема, как отмечено выше, зависит в первую очередь от интересов ребенка, но, двигаясь навстречу им, следует держаться ближе к той сфере, где вы сами чувствуете себя одаренным.
* Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.
Оригинальность в данном случае надо понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека - сверхчувствительности к проблемам. Это способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные объекты отличает истинного творца от творчески не развитого человека.
Пример: «Как защитить деревья в городе» , 2 класс. Интересна сама постановка проблемы: мальчик рассматривал дерево нетрадиционно. Ведь принято считать, что деревья спасают города от многих экологических бед. Но ребенок сумел увидеть другой аспект проблемы, подчеркнув самой темой своего исследования, что и сами «спасители» нуждаются в нашей защите.
*Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте,т. е. долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у младших школьника ограничена. Часто дети не доводят дело до конца. Выполнить задание «на одном дыхании» практически очень сложно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
* Не затягивать время выполнения. Большинство детей, за исключением одаренных, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, не надо затягивать время. Действовать следует быстро, пока интерес не угас.
Приложение 2
Планирование исследования
На этом этапе работы необходимо составить план, который представляет собой более подробное изложение вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал. Для того, чтобы составить план, надо ответить на вопросы:
- Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?
- Какие инструменты или методы можно использовать, а затем выстроить их по порядку?
- Что необходимо сделать, с кем и к какому сроку?
- Какие источники информации необходимо изучить?
- Какие способы сбора информации можно использовать (спросить у других людей, пронаблюдать, прочитать, провести эксперимент)?
- В какой форме или каким способом можно представить результаты работы?
- Как распределить обязанности между членами команды? (при групповом исследовании)
Приложение 3
Этапы работы
№ | Этапы работы над исследованием | Содержание работы на данном этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1 | Подготови-тельный | Определение темы и целей исследования, определение времени работы | Обсуждают предмет исследования с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели. | Знакомит со смыслом исследовательского подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей исследования. Наблюдает за деятельностью учащихся. |
2 | Планирование | Определение источников информации. Определение способов сбора и анализа информации. Определение способа представления результатов (формы исследования). Распределение задач (обязанностей) между членами команды при групповом исследовании. | Определяют структуру исследовательской работы: вырабатывают план действий, выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха исследовательской деятельности. | Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за деятельностью учащихся. |
3 | Исследование | Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма». Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдение, эксперименты и т.п. | Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся. |
4 | Формулиро-вание результатов и/или выводов | Анализ информации. Формулирование выводов. | Выполняют исследование, анализируют информацию. Оформляют работу. | Консультирует учащихся. |
5 | Защита исследования. | Подготовка доклада: обоснование процесса исследования, представление полученных результатов. Возможные формы отчёта: устный отчёт с демонстрацией материала, письменный отчёт. | Участвуют в коллективном самоанализе и самооценке деятельности. | Слушает, задаёт целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. |
6 | Оценка результатов и процесса исследовательской деятельности | Анализ выполнения исследования, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин. | Участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок деятельности. | Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения исследовательской работы. |
Индивидуальная карта «Мои достижения»
Название проекта | |||
Техника исполнения | |||
Самостоятельность | |||
Сложность | |||
Моё настроение | |||
Применение |
Методические рекомендации к заполнению индивидуальной карты:
Графа «Название работы»
Напиши название своего проекта (исследования)
Графа «Техника исполнения»
Какую форму исполнения проекта ты выбрал?
Презентация, поделка, книжка-малышка, рисунок, оригами, мозаика, квиллинг и т.д.
Графа «Самостоятельность»
Самостоятельно ли ты выполнил свой проект?
На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоей самостоятельности. Работал ли ты в паре, помогали ли взрослые?.
Графа «Сложность»
Насколько сложной оказалась работа над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует сложности выполненной работы.
Графа «Мое настроение»
С каким настроением ты работал над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоему настроению.
Графа «Применение»
Как ты представляешь «работу» своего проекта в дальнейшем. Как его можно использовать (на уроке, демонстрация, украшение, дидактический материал и т.д.)
Приложение 4
Выбор методов исследования
Для проверки гипотезы используют методы наблюдения и эксперимента.
Наблюдение – древнейший общенаучный метод познания. Оно включается во все виды деятельности и позволяет получить некоторую первичную информацию об объектах окружающего мира. Для того, чтобы проводить наблюдение, необходимо развивать такое качество, как наблюдательность, которую можно охарактеризовать как деятельность, направленную на анализ изучаемого, факта, события с целью выявления определённой закономерности. Этот метод относится в науке к числу наиболее употребимых. Термин «наблюдение» имеет несколько значений.
1. Наблюдение – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. (Энцикл. словарь)
2. Наблюдение – восприятие и запоминание личностью окружающего мира. (Википедия)
3. Наблюдение – метод исследования, основанный на работе органов чувств.
4. Наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие реальных объектов.
Но встречается и общее определение: наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие внешнего мира с целью отыскания смысла в явлениях.
Следует различать обыденное наблюдение (то есть непроизвольная деятельность человека, связанная с получением информации о внешнем мире) и научное наблюдение. Научное наблюдение отличается от обыденного по нескольким параметрам:
• Целенаправленностью (внимание наблюдателя должно фиксироваться только на интересующих объектах);
• Активностью (наблюдатель должен активно искать, выделять нужные ему моменты в наблюдаемом явлении, привлекая для этого свои знания и опыт, используя различные технические средства наблюдения);
• Планомерностью (наблюдение должно проводиться строго по плану, составленному исходя из задачи исследования);
• Систематичностью (все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках);
• Наличие элементов контроля (информация, полученная путём наблюдения должна поддаваться контролю на обоснованность).
Виды наблюдения:
• Неструктурированное (отсутствует детальный план, определён только объект)
• Структурированное (наблюдение по плану)
• Полевое (наблюдение в естественной обстановке)
• Лабораторное (наблюдение, при котором объект находится в искусственно созданных условиях)
• Открытое (наблюдение протекает в условиях осознанного факта присутствия исследователя, при этом исследователь своим присутствием не должен менять привычную обстановку)
• Скрытое (наблюдение ведётся с применением технических средств или визуально с такой позиции, когда присутствие наблюдателя не обнаруживается)
• Непрерывное (исследование контролируемого процесса ведётся от начала до конца)
• Непосредственное (при котором между объектом и исследователем имеются прямые отношения. Это наблюдение с помощью органов чувств).
• Опосредованное или косвенное (дополняет непосредственное наблюдение. Оно проводится с помощью тех или иных технических средств).
Получить качественную информацию помогает тщательная процедура планирования.
Выделяются следующие этапы планирования наблюдения:
1. Определение задачи и цели (для чего? с какой целью?)
2. Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?)
3. Выбор способа (вида) наблюдения (как наблюдать?)
4. Выбор способов регистрации наблюдения (как вести записи?)
5. Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?)
Когда все обстоятельства продуманы, составляется план наблюдения.
№
п/п Объект наблюдения Цель наблюдения Время
наблюдения Продолжи-
тельность наблюдения Предполагаемый результат
1 Листья деревьев (тополь)
у дороги Определить количество пыли на листовых пластинах 12 ч дня Июль-август Определить разницу содержания пыли в г/м² в точках с антропогенной нагрузкой и природных ландшафтах для заполнения экопаспорта
2 Листья деревьев (тополь)
в 125 м от дороги 12 ч дня Июль-август
В методике наблюдения одним из самых важных вопросов является регистрация (запись) наблюдаемых объектов. Основное требование к фиксации данных в том, чтобы запись велась на месте наблюдения ив момент совершения наблюдаемых событий. Универсального способа записи не существует и зачастую зависит от вида наблюдения. Предлагаются следующие варианты записи:
• кратковременная запись, проводимая на месте наблюдения
• дневник
• карточки, которые служат для регистрации информации
• протокол наблюдения
• видео-фото-кино, звукозапись
Недостатки метода:
• возможность вмешательства исследователя в наблюдаемые события;
• однократность исследуемой ситуации;
• результаты наблюдения зачастую зависят от наблюдателя;
• методу доступны лишь внешние проявления процесса, ведь наблюдать можно лишь то, что поддаётся восприятию органов чувств.
Достоинство метода:
• наблюдение является весьма важным методом эмпирического познания, обеспечивающим сбор обширной информации об окружающем мире. Как показывает история, при правильном использовании этого метода, он является весьма плодотворным.
Научный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научно-обоснованную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы. В отличие от наблюдения, эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия его проведения.
1. Эксперимент (лат. «experimentum») – проба, опыт.
2. Опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез. (Большая советская энциклопедия)
3. Опыт. Попытка сделать, предпринять что-нибудь. (Ожегов)
Выделяют два вида экспериментов:
1. Лабораторный. Проводится в специально подготовленных условиях – лаборатории, где объект вычленяется из сложной системы взаимосвязей. Основные достоинства метода – активная позиция исследователя, придающая такому эксперименту следующие положительные черты:
- оперативность: исследователь не ждёт проявления необходимых фактов, а сам создаёт ситуацию, условия, которые вызывают изучаемый процесс;
- повторяемость;
- высокая точность благодаря использованию современной измерительной аппаратуры.
Получаемые в результате лабораторные данные должны проверяться в естественных условиях.
2. Естественный. По принципу организации он похож на наблюдение, но отличается от него активной позицией исследователя. Исследователь незаметно для испытуемых организует их деятельность таким образом, чтобы проявились необходимые особенности и качества. Либо экспериментатор, находясь в естественных условиях, наблюдает исходное состояние объекта, его развитие и исчезновение. При этом объект может быть подвергнут определённому воздействию со стороны экспериментатора.
В зависимости от характера проблем, решаемых в ходе экспериментов, последние обычно подразделяются на:
- исследовательские
- проверочные
Исследовательские эксперименты дают возможность обнаружить у объекта новые, неизвестные свойства. Результатом такого эксперимента могут быть выводы, не вытекающие из имеющихся знаний об объекте исследования.
Проверочные эксперименты служат для проверки, подтверждения тех или иных теоретических построений.
Исходя из методики проведения и получаемых результатов, эксперименты можно разделить на:
- качественные
- количественные.
Качественные эксперименты носят поисковый характер и не приводят к получению каких-либо количественных соотношений. Они позволяют лишь выявить действия тех или иных факторов на изучаемое явление.
Количественные эксперименты направлены на установление точных количественных зависимостей в исследуемом явлении. В реальной практике экспериментального исследования оба указанных типа экспериментов реализуются, как правило, в виде последовательных этапов развития познания.
Подготовка проведения эксперимента:
1. Выбор числа экспериментальных объектов (обязательно наличие контрольного объекта).
2. Определение продолжительности эксперимента.
3. Выбор конкретной методики изучения, то есть действия в процессе изучения.
4. Продумывание форм записи результатов эксперимента. Эксперимент требует ведения протокола, в котором с помощью текста, символов, схем заносятся факты экспериментальной деятельности
5. План эксперимента может быть зафиксирован в виде рабочей таблицы:
№ Наблюдаемые объекты Цель и время эксперимента Изменение условий для наблюдаемого объекта Результат
эксперимента
Этапы проведения эксперимента:
1. Подготовка эксперимента. Перед началом исследования необходимо составить рабочий план, где будут рассмотрены действия по подготовке и проведению эксперимента. С учётом специфики творческого процесса такой план должен предусмотреть:
• базу, на которой будет производиться исследование
• необходимый для проведения эксперимента инструментарий
2. Собственно проведение (технологический этап). Делается качественный и количественный анализ результатов исследования.
3. Аналитический, рефлексивный этап. Анализ полученных результатов (насколько они позволяют подтвердить выдвинутую в начале исследования гипотезу или опровергнуть). Важным элементом анализа результатов эксперимента является умение исследователя разрабатывать научно-практические рекомендации.
4. Оформление результатов эксперимента.
Приложение 5
Оформление продукта исследовательской деятельности
Оформление результатов исследования – один из самых трудоёмких этапов работы. Оно должно показать умение обучающихся самостоятельно проводить исследования с применением современных методик, анализировать полученные результаты, сравнивать их с литературными данными, делать правильные и обоснованные выводы, а также уметь правильно оформлять свою работу. Исследовательская работа обучающегося имеет научный стиль изложения, который имеет свои особенности:
• Строгая логичность – все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте
• Точность – достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики
• Объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности
• Ясность – умение писать доступно и доходчиво
• Краткость – умение избежать ненужных повторов и «словесного мусора».
Работа должна быть построена не произвольно, а по определённой структуре, которая является общепринятой:
• титульный лист
• оглавление
• введение
• основная часть
• заключение
• список литературы
• приложения
Титульный лист
Он является первой страницей и заполняется по образцу.
• Наименование образовательного учреждения (верхнее поле)
• Название работы (среднее поле без слова «тема»), название пишется без кавычек и должно отражать проблему, заявленную в нём, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа «обо всём и ни о чём».
• Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет.
• Ещё ниже, ближе к правому краю, указываются фамилия, имя обучающегося в именительном падеже, номер ОУ, класс, Ф.И.О. научного руководителя и его должность.
• В нижнем поле по центру указывается город и год выполнения работы (без слова «год»). Выбор размера и вида шрифта для титульного листа не имеет значения (приложение 4)
Оглавление
Следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы.
Оглавление………………..3
Введение…………………..4
Основная часть……………5
Заключение………………..6
Литература………………...7
Приложения……………….8
В оглавлении приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки и оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать их или давать в другой формулировке. Все заголовки начинаются с прописной буквы, точку в конце заголовка не ставят. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером в правом столбце оглавления.
Введение
Это важная составная часть каждой работы, и следует тщательно проработать в нём каждую строку. Именно во введении отражается роль научного руководителя. Во введении представляется обоснование работы. Введение обычно отражает следующую логику рассмотрения текста:
• актуальность темы работы – почему важно исследовать эту тему; чем она значима для текущего момента, для современной ситуации;
• постановка проблемы – в чем выражается какое-либо противоречие, обозначается отсутствие какой-либо информации и одновременно потребность в ней;
• разработанность исследуемой проблемы – то есть обзор литературы по данному вопросу;
• цель – то, что предполагается получить по окончании работы, итоговый результат исследовательской деятельности. Формулировка цели вызывает наибольшие затруднения для учащихся, это один из наиболее сложных моментов разработки плана действий и оформления работы.
• основные задачи отражают последовательность достижения цели; то есть задачи – это то, что необходимо сделать, чтобы получить намеченный результат (проанализировать литературу, сопоставить, измерить, сравнить, оценить, …). Целей не может быть много – классическим считается наличие одной или двух целей. К каждой цели должно быть представлено не менее трех задач.
• методы решения основных задач – те способы деятельности, которыми будет пользоваться учащийся, чтобы разрешить поставленные задачи и получить намеченный результат. Количество используемых методов в ученических работах обычно также невелико – от одного до трех.
Основная часть
Она может содержать 2-3 главы, в которых рассматриваются ведущие вопросы темы. Глава 1 обычно содержит итоги анализа литературы по теме исследования, её теоретическое обоснование; главы 2-3 описывают практические этапы работы, анализ полученных данных, выявление определённых закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента или исследования. В конце каждой главы пишутся выводы. Принципиальным требованием к основной части является доказательность, последовательность, отсутствие лишнего, необязательного и загромождающего текст материала. Основная часть может сопровождаться иллюстративным материалом: рисунками, фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами. Все материалы, не являющиеся важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения.
Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания деятелей науки и культуры, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.
Заключение
Основная цель – показать, что поставленная перед работой цель достигнута, то есть основной результат действительно получен. Основной результат должен быть соотнесён с заявленной во введении целью работы. Этот основной результат должен быть чётко сформулирован. В заключении приводятся также интересные следствия из результатов работы, указываются области их применения и другие важные выводы.
Литература
Список литературы завершает работу. Он отражает только ту литературу, которую изучил и использовал автор непосредственно в процессе исследовательской работы (не менее 3-5 источников). Наиболее удобен в исследовательской работе алфавитный способ группировки литературных источников. Сведения о книгах должны включать следующие необходимые элементы: фамилию, инициалы автора; заглавие; город, в котором издана книга; издательство; год издания; объём страниц. Каждая книга, статья записываются с красной строки.
Приложение
Это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для полного освещения темы. Оно размещается после списка литературы. К приложениям относят:
• копии документов, инструкции
• схемы, графики, диаграммы, таблицы
• бланки опросов, тестов и систематизированный материал по ним
• иллюстративный материал
Каждое приложение нумеруется (без знака №) в правом верхнем углу и должно иметь тематический заголовок по середине строки, оформляется на отдельном листе. В тексте должна быть ссылка на каждое приложение.
Приложение 6
Защита исследовательской работы
Собраны все сведения, сведены все необходимые расчёты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Причём все предложенные мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны. Поэтому учёные говорят, что результаты исследования надо не просто доказывать – их надо защищать. Для этого потребуется:
- дать определение основным понятиям, используемым в исследовании;
- выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы;
- ранжировать основные идеи исследования;
- выработать суждения и умозаключения;
- сделать выводы по результатам исследования;
- указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта;
- подготовить текст выступления;
- приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия;
- подготовиться к ответам на вопросы;
- на выступление отводится 5-7 мин.+ 1-2 мин.
Принципы и правила написания защитной речи:
Текст должен быть кратким, по определенной схеме:
1. почему избрана эта тема;
2. какой была цель исследования;
3. какие ставились задачи;
4. какие гипотезы проверялись;
5. какие использовались методы и средства исследования;
6. каким был план исследования;
7. какие результаты были получены;
8. какие выводы сделаны по итогам исследования;
9. что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении (рекомендации)
Защита исследовательской работы:
1. Важно вызвать интерес у аудитории с самого начала выступления:
- приведение примера, интересной цитаты, образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, с истории, случая, задания проблемы или оригинального вопроса
2. Кратко обозначить актуальность выбранной темы, проблему, задачи исследования. Отметить предмет и объект исследования.
3. Очень кратко, но обстоятельно представить содержание исследовательской работы:
- рассказать о методах и средствах, плане исследования;
-необходимо остановиться на разных подходах к изучению данной проблемы, проанализировать различные точки зрения;
- подчеркнуть, в чем состоит новизна работы.
4. Изложение основных результатов исследования в разных формах:
- демонстрация опытов, видеофильм, реклама, диалог исторических или литературных персонажей, иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, инсценировка, отчет исследовательской экспедиции, экскурсия, телерадиопередача, стендовый доклад
5. При изложении можно использовать:
- схемы, чертежи, графики, таблицы, слайды.
6. Изложение основных выводов по результатам исследования:
главное - создать кульминацию выступления, предложите слушателям поразмышлять над проблемой, показать возможные варианты дальнейших исследований.
7. Речь должна быть ясной, грамматически правильной, уверенной, выразительной.
8. В конце своего выступления необходимо поблагодарить слушателей за внимание.
9. Быть готовым ответить на вопросы членов комиссии или слушателей.
Не бойтесь вопросов – они позволяют увидеть новые направления для дальнейшего исследования. А главное - к вашей работе проявлен интерес! Это здорово!
Приложение 7
Исходный уровень. Обладает следующими характеристиками: низкий уровень проявления интереса к ведению учебной исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, об использовании умений учебной исследовательской деятельности. При выполнении любой самостоятельной работы опора на помощь учителя либо родителей на любом этапе исследования. Ученик редко проявляет оригинальный подход к осуществлению исследования, не высказывает идей, предложений по работе.
Начальный уровень. Характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью находить проблему с помощью учителя, предлагать различные варианты решения проблем. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные, кратковременные исследования по заданию, совершая действия самостоятельно, по аналогии с коллективным выполнением такого же задания или с участием взрослых на определённых этапах, вызывающих затруднение. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы.
Продуктивный уровень обладает следующими характеристиками: наличествуют устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (или с небольшой группой) исследование. Учащийся имеет знания и умения осуществлять учебное исследование (умение самостоятельно определить тему, возможность постановки цели и задач исследования с помощью педагога или самостоятельно, умение работать с источниками информации); демонстрирует реализацию оригинального подхода к решению проблемы, умение представлять результат своей деятельности.
Креативный уровень можно определить следующим образом: очевиден постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить решение поставленных задач, высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности.
№ блока | Критерии | Уровень развития | |||
Исходный | Начальный | Продуктивный | Креативный | ||
1 | Умения, связанные с осуществлением исследования (поисковые): - умение выбирать тему исследования; - умение видеть проблему и поставить цель исследования (Зачем я это делаю? Что хочу узнать?; -умение ставить задачи исследования (Что я должен сделать, чтоб достичь цели?); - умение. Связанные с выбором и применением доступных методов исследования; |
|
|
|
|
2. | Умения работать с информацией (информационные): - умения находить источники информации, пользоваться ими; умения работать с текстом; - Умения выделять главное в вопринимаемом тексте, в своем тексте; умение выделять смысловые части текста: абзацы, главы, параграфы; - умение работать с определениями, понятиями, терминами; - умение устанавливать логику изложения (умение составлять план текста своей исследовательской работы); - умения кратко излагать, конспектировать, применять цитаты, офорлять ссылки; -- умения составлять доказательство, использовать аргументы, факты; - умения, связанные с составлением вступления и заключения; формулированнем вывода. |
|
|
|
|
3. | Умения организовать свою работу (организационные): - умение организовать свое рабочее местол; - умение планировать работу; - умения, связанные с организацией работы в школьной и детской библиотеке, компьютерном зале; |
|
|
|
|
4. | Умения представить результаты своей работы: - умение использовать различные формы представления результатов; - умения задавать вопросы и отвечать на них; - умения учитывать требования к докладу, к речи докладчика; |
|
|
|
|
5. | Умения, связанные с оценочной деятельностью (оценочные): - умение оценивать свою работу, определить ее достоинства и недостатки; - умения оценивать работу, представленную другим исследователем; - умение формулировать оценочные суждения, обосновывать свою оценку; - умение формулировать рекомендации, отзывы. |
|
|
|
|
Предварительный просмотр:
ПЛАН РАБОТЫ
педагога - наставника Курниковой С.М.
с молодым специалистом МБОУ «СШ №43» Шиликовой И.А.
на 2015-2016 учебный год
Цели:
- выявление уровня профессиональной компетентности и методической подготовки вновь прибывшего учителя;
- оказание практической помощи молодому специалисту в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства.
Задачи:
- выявить педагогические проблемы начинающего специалиста в учебном процессе и выбрать соответствующую форму организации работы наставника.
- способствовать:
- формированию индивидуального стиля творческой деятельности учителя;
- овладению новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания учащихся;
- формированию у педагога потребности в непрерывном самообразовании.
Содержание | Сроки | Форма работы |
1 | 2 | 3 |
Знакомство учителя с традициями школы, педагогическим коллективом, с классом, в котором учитель будет преподавать. | август-сентябрь | Собеседование |
Изучение нормативно-правовой базы: - ФЗ «Об образовании». - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка Российской Федерации». - Конвенция ООН о правах ребёнка. Концепция проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" - ФГОС: Начальное общее образование - Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения - Новые санитарно-эпидемиологические требования. - Положение о классном родительском собрании. - Положение о классном родительском комитете. - Инструкция по ведению классных журналов. - Паспорт кабинета начальных классов. - Должностные инструкции учителя начальных классов. - Программы для начальной школы по учебным предметам. В 2 частях. - Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе - Положение о едином орфографическом режиме . 1-4 классы. - Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. | сентябрь | Тематические консультации |
Правила оформления школьной документации, классных журналов (порядок выставления оценок по итогам четверти; цифровые отчеты по итогам четверти, структура КТП, ведение мониторинга) | сентябрь | Тематические консультации |
Разработка тематических поурочных планов. | октябрь | Практикум |
Выбор темы самообразования. Подборка методической литературы. | октябрь | Собеседование по изученной методической литературе |
Организация работы с родителями и ведение документации. | октябрь | Инструктаж |
Анализ урока. Виды анализа. | ноябрь | Индивидуальная беседа |
Посещение уроков опытных учителей с целью наблюдения по предложенной схеме с последующим анализом. | в течение учебного года | Наблюдение |
Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников. | декабрь | Индивидуальная беседа, практикум |
Проектная деятельность в начальной школе | в течение учебного года | Работа в составе творческой группы |
Посещение уроков, внеклассных занятий молодого специалиста. Посещение учителем открытых уроков других учителей | в течение учебного года по графику | Взаимопосещение |
Работа с тетрадями учащихся. Выполнение единых требований по орфографическому режиму. | январь | Практическое занятие |
«Портфолио» учителя. | февраль | Консультация |
Знакомство с новыми педагогическими технологиями | в течение учебного года | Самостоятельно, заседания МО |
Работа с родителями (содержание, формы и методы работы) . | март | Групповая |
Анализ уровня необходимой профессиональной помощи учителю в его профессиональном становлении (оценка эффективности и результативности работы с молодым специалистом в течение года) | май | Заседание методического совета |