Внеклассные мероприятия

Глоова Амина Курманбиевна

Разработки внеклассных мероприятий

 

Внеклассное интегрированное мероприятие «ТУРНИР ЗНАТОКОВ»

При проведении мероприятия в игровой форме обобщаются и систематизируются знания учащихся 10 – 11 классов по математике и физике, развивается познавательный интерес к изучению учебных предметов и развивается умение осуществлять взаимосотрудничество.

 

Внеклассное мероприятие "Самый умный физик"

В работе представлена интеллектуальная игра «Самый умный физик», которая проводится ежегодно среди учащихся 10-ых классов общеобразовательных школ. Каждый год игра приурочена к какой-нибудь знаменательной дате в области физики и технике, чем и объясняется тематика вопросов игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turnir_znatokov.doc93.5 КБ
Microsoft Office document icon suf-2011.doc87.5 КБ
Office presentation icon suf-2011.ppt2.54 МБ

Предварительный просмотр:

Республика Татарстан г. Казань

Кировский район

МБОУ «СОШ № 135 с углубленным изучением отдельных предметов»

ВНЕКЛАССНОЕ
ИНТЕГРИРОВАННОЕ
МЕРОПРИЯТИЕ

«ТУРНИР

ЗНАТОКОВ»,

приуроченное к 100 – летию

Н.Н.Боголюбова

Учитель физики: Широкова И.Б.

Цель: в игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся 10 –  

          11 классов по математике и физике, развить познавательный интерес к

          изучению учебных предметов и развить умение осуществлять

          взаимосотрудничество.

План проведения мероприятия:

- Представление команд: команда 11 классов – «Гравитоны», команда 10

   класса – «Уникум»;

- 1 конкурс  «Приветствие»: команды дают юмористическую характеристику

   команды и каждого члена команды как знатока математики и физики;

- 2 конкурс  «Разминка»: ведущий задает 3 вопроса по математике и 3  

  вопроса  по физике каждой команде (вопросы подготовлены заранее и  

  записаны на   карточках);

- 3 конкурс «Знаешь ли ты формулу?»: каждой команде нужно вспомнить и

  охарактеризовать физическую и математическую формулы;

- 4 конкурс  «Пантомима»: команде нужно изобразить прибор (амперметр,

   вольтметр, секундомер, транспортир), а команда соперников должна

   угадать, что это за прибор;

- 5 конкурс «Черный ящик»: по описанию, которое зачитывает ведущий,

   нужно угадать, что в ящике ;

- 6 конкурс «Домашнее задание»: команды в простой и доступной форме

  объясняют законы физики;

- Подведение итогов: со счетом 42:33 победила команда 10-го класса

  «Уникум».

Команда 11-ых классов «Гравитоны», занявшая 2-ое место в турнире

Конкурс «Домашнее задание»

Команда – победитель турнира знатоков «Уникум»



Предварительный просмотр:

1.    Как направлена мгновенная скорость при движении по окружности?

А.  от центра окружности     Б. по касательной к окружности    

В.  к центру окружности

2.    Где год длится дольше, на Марсе или на Сатурне?

А.  на Марсе          Б. одинаково          В. на Сатурне  

3.    С какой скоростью движется Земля вокруг Солнца?

А.   30 м/с           Б. 30 км/с          В. 1200 км/мин           Г. 900 км/ч

4.     Какой физический закон лежит в основе реактивного движения?

А.  1 закон Ньютона                                 Б. 2 закон Ньютона          

В.  Закон сохранения импульса            Г. закон сохранения энергии

  1. Какова форма траектории тела, движущегося со скоростью

        10 км/с вокруг Земли?

А. окружность              Б. эллипс                В. при такой скорости тело

     покинет орбиту Земли, и полетит в космическое пространство

6.  Кто впервые назвал Вселенную космосом?

А. Гагарин          Б. Архимед         В. Эйнштейн        Г. Пифагор

7.     Как нужно изменить расстояние между телами, чтобы сила их взаимного притяжения увеличилась в 4 раза?

А.  увеличить в 2 раза                       Б.  уменьшить в 2 раза    

В.  увеличить в 4 раза                       Г.  уменьшить в 4 раза

8. Человек, стоящий на лодке, начинает идти от носа лодки к корме. Что произойдет с лодкой ?

А. лодка поплывет в сторону, противоположную направлению

     движения человека                  

Б. лодка останется на месте                               В. утонет

9.  Какая из стрелок показывает направление центростремительного ускорения в точке А?                                                

А. 1                 Б.  2                  В. 3                Г. 4                                                1

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                 2           А             А          3

                                                                                                                              4

                                                                                                                       

  1. Какую скорость получит модель ракеты m = 300 г, и массой пороха в ней 100 г, а газы вырываются из сопла со скоростью 100 м/с?

А. 10 м/с              Б. 33 м/с                 В. 300 м/с                Г. 33 км/с

  1. Физическая величина, равная произведению массы тела на скорость его движения?

А. мощность          Б. энергия          В. ускорение            Г. импульс

  1.  Ускорение свободного падения на Земле равно

А. 8,9 м/с²          Б. 9,8 м/с²         В. 12 м/с²           Г. 26 м/с²

13. 4.Когда был запущен первый ИСЗ?

А. 1949г           Б. 1957г           В. 1961г             Г. 1973г

14. С какой высоты свободно падает сосулька, если расстояние до земли она преодолела за 4 с?    (g = 10 м/с²)      

А. 30 м               Б. 80 м                  В. 100 м             Г. 120 м

15. Больно ли космонавту при ударе в невесомости?

А. не будет больно, т.к. в невесомости   космонавт легче перышка

Б. будет больно, но не так больно как при ударе на земле      

В. не будет больно, т.к. космонавт в гермошлеме

Г. будет больно, и в невесомости можно набить шишку

16. Кто первый рассчитал скорость, которой должно обладать тело,    

      чтобы преодолеть земное притяжение?

А. Мюнхгаузен      Б. Ньютон       В. Циолковский     Г. Королев

17. В настоящее время средняя высота орбиты полета МКС составляет 342,9 км. Какова скорость вращения МКС, если экваториальный радиус Земли 6378 км, а период обращения станции вокруг Земли 92 мин?

А. 7,6 км/с             Б. 459 км/с           В. 343 км/с              Г. 343 м/с

18. В каком году совершила космический полет первая женщина Валентина Терешкова?

А. 1957г           Б. 1961г           В. 1963г             Г. 1973г

Дополнительные вопросы 1 тура

1. Тело движется равномерно по окружности. Как изменится его центростремительное ускорение при увеличении скорости равномерного движения в 2 раза и уменьшении радиуса окружности в 4 раза?

А  увеличится в 2 раза         Б. увеличится в 8 раз

В. увеличится в 16 раз         Г. не изменится

Д. уменьшится в 2 раза       Д. уменьшится в 8 раз

2. Ученый, открывший закон всемирного тяготения:

А. Архимед          Б. Евклид            В. Демокрит           Г. Ньютон

 

3. В космосе побывали граждане более 30 государств мира. Но только три страны имеют возможность самостоятельно осуществлять пилотируемые полеты: Россия, США и …

А. Япония             Б. Китай               В.   Англия                   Г. Канада

4. В 1965 году первым летчиком-космонавтом, вышедшим в открытый космос, стал Алексей Леонов. На какое максимальное расстояние удалился Леонов от корабля?

А. 2,5 м               Б. 3,55 м              В.  5,35 м               Г. 7,35 м

5. На какую максимальную высоту поднимется тело, брошенное вертикально вверх со скоростью 40 м/с?

А. 20 м           Б. 60 м               В.  80 м             Г. 100 м      

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

6

2

1

4

6

3

1

5

5

6

6

9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

6

2

1

4

6

3

1

5

5

6

6

9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

6

2

1

4

6

3

1

5

5

6

6

9

Здравствуйте, дорогие участники игры и болельщики наших участников!

Здравствуйте, мои коллеги – учителя физики!

Я учитель физики школы № 67 Ирина Борисовна и я рада приветствовать вас на очередной интеллектуальной игре «Самый умный физик - 2011» среди учеников 10-ых классов школ Кировского района города Казани.

Прошу участников игры занять места за партами.

Сегодняшняя игра посвящена КОСМОСУ, так как 2011 год объявлен годом космонавтики. 12 апреля 2011 года исполняется 50 лет первого полета человека в космос! Этим человеком стал летчик – космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.

Идея использования ракет для космических полетов была выдвинута в начале 20 века русским ученым, изобретателем и учителем Константином  Эдуардовичем Циолковским. Циолковский разработал теорию движения ракет, вывел формулу для расчета их скорости, был первым, кто предложил использовать многоступенчатые ракеты.

Полвека спустя идея Циолковского была развита и реализована советскими учеными под руководством Сергея Павловича Королева.

На сегодняшний  день всего совершено более 250 пилотируемых орбитальных полетов, общее количество космонавтов, совершивших полеты в космос, составляет более 460 из 30 государств мира. При освоении космоса погибли 18 космонавтов.

Максимальное расстояние, на которое удалялся человек от своей родной планеты, порядка 380 тыс. км. – расстояние до Луны. Поэтому большая часть вопросов нашей игры посвящена космической (астрономической) тематике.

Несколько слов о правилах игры.

В игре три тура.

В 1-ом туре участвуют все игроки, отвечая на вопросы из общей физики (18 обязательных ответов). По итогам 1-го тура выявляются 6 лидеров. Если 6 участников-лидеров не выявляются, то задаются дополнительные вопросы.

Во 2-ом туре участвуют 6 игроков, которые должны ответить в течение 1 минуты на максимальное количество вопросов, дав максимальное количество правильных ответов (за правильный ответ-1 балл). Каждый игрок отвечает на вопросы определенной темы физики, которую выбирает сам. По итогам 2-го тура выявляется 3 лидера, которые и проходят в заключительный 3 тур.  Если 3 участника-лидера не выявляются, то дается дополнительное задание.

В 3-ем туре участвуют 3 игрока. Из этих трех игроков и выявляется самый умный физик. 3 тур — экспериментальный. Каждый участник 3-го тура, просмотрев демонстрацию физического опыта, должен ответить на заданный вопрос как можно точнее. По количеству набранных баллов (максимальное количество баллов за один правильный ответ — 5 баллов) определяется лидер всей игры.

Подсчитывать количество правильных ответов, определять насколько полно, четко и правильно сформулированы ответы игроков будет наше жюри, членами которого являются

  1. учитель физики школы №  151 Тамара Ивановна
  2. учитель физики школы №  57 Наталья Егоровна
  3. учитель физики школы №  152 Елена Викторовна
  4. учитель физики школы №  135 Виктор Анатольевич
  5. учитель физики школы №  137 Людмила Юрьевна
  6. учитель физики школы №  50 Татьяна Михайловна.

Победителем игры в 2009 и 2010 годах становились ученики 137 школы. Посмотрим: повториться ли успех школы № 137 в этом году!!!

Итак, мы начинаем.

 

1 тур- «Вопросы общей физики» (3 листа по 6 вопросов у участников на столе).

1.    Как направлена мгновенная скорость при движении по окружности?

А.  от центра окружности     Б. по касательной к окружности    В.  к центру окружности

2.    Где год длится дольше, на Марсе или на Сатурне?

А.  на Марсе          Б. одинаково          В. на Сатурне 

3.    С какой скоростью движется Земля вокруг Солнца?

А.   30 м/с           Б. 30 км/с          В. 1200 км/мин           Г. 900 км/ч

4.     Какой физический закон лежит в основе реактивного движения?

А.  1 закон Ньютона                                 Б. 2 закон Ньютона          

В.  Закон сохранения импульса            Г. закон сохранения энергии

5. Какова форма траектории тела, движущегося со скоростью

        10 км/с вокруг Земли?

А. окружность              Б. эллипс                В. при такой скорости тело

     покинет орбиту Земли, и полетит в космическое пространство

6.  Кто впервые назвал Вселенную космосом?

А. Гагарин          Б. Архимед         В. Эйнштейн        Г. Пифагор

7.     Как нужно изменить расстояние между телами, чтобы сила их взаимного притяжения увеличилась в 4 раза?

А.  увеличить в 2 раза                       Б.  уменьшить в 2 раза   

В.  увеличить в 4 раза                       Г.  уменьшить в 4 раза

8. Человек, стоящий на лодке, начинает идти от носа лодки к корме. Что произойдет с лодкой ?

А. лодка поплывет в сторону, противоположную направлению

     движения человека                  

Б. лодка останется на месте                               В. утонет

9.  Какая из стрелок показывает направление центростремительного ускорения в точке А?                                                

А. 1                 Б.  2                  В. 3                Г. 4                             1

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                              2           А             А          3

                                                                                                           4

                                                                                                                       

10. Какую скорость получит модель ракеты m = 300 г, и массой пороха в ней 100 г, а газы вырываются из сопла со скоростью 100 м/с?

А. 10 м/с              Б. 33 м/с                 В. 300 м/с                Г. 33 км/с

11. Физическая величина, равная произведению массы тела на скорость его движения?

А. мощность          Б. энергия          В. ускорение            Г. импульс

 12. Ускорение свободного падения на Земле равно

А. 8,9 м/с²          Б. 9,8 м/с²         В. 12 м/с²           Г. 26 м/с²

13. 4.Когда был запущен первый ИСЗ?

А. 1949г           Б. 1957г           В. 1961г             Г. 1973г

14. С какой высоты свободно падает сосулька, если расстояние до земли она преодолела за 4 с?    (g = 10 м/с²)      

А. 30 м               Б. 80 м                  В. 100 м             Г. 120 м

15. Больно ли космонавту при ударе в невесомости?

А. не будет больно, т.к. в невесомости   космонавт легче перышка

Б. будет больно, но не так больно как при ударе на земле      

В. не будет больно, т.к. космонавт в гермошлеме

Г. будет больно, и в невесомости можно набить шишку

16. Кто первый рассчитал скорость, которой должно обладать тело,    

      чтобы преодолеть земное притяжение?

А. Мюнхгаузен      Б. Ньютон       В. Циолковский     Г. Королев

17. В настоящее время средняя высота орбиты полета МКС составляет 342,9 км. Какова скорость вращения МКС, если экваториальный радиус Земли 6378 км, а период обращения станции вокруг Земли 92 мин?

А. 7,6 км/с             Б. 459 км/с           В. 343 км/с              Г. 343 м/с

18. В каком году совершила космический полет первая женщина Валентина Терешкова?

А. 1957г           Б. 1961г           В. 1963г             Г. 1973г

Дополнительные вопросы 1 тура

1. Тело движется равномерно по окружности. Как изменится его центростремительное ускорение при увеличении скорости равномерного движения в 2 раза и уменьшении радиуса окружности в 4 раза?

А  увеличится в 2 раза         Б. увеличится в 8 раз

В. увеличится в 16 раз         Г. не изменится

Д. уменьшится в 2 раза       Д. уменьшится в 8 раз

2. Ученый, открывший закон всемирного тяготения:

А. Архимед          Б. Евклид            В. Демокрит           Г. Ньютон 

3. В космосе побывали граждане более 30 государств мира. Но только три страны имеют возможность самостоятельно осуществлять пилотируемые полеты: Россия, США и …

А. Япония             Б. Китай               В.   Англия                   Г. Канада

4. В 1965 году первым летчиком-космонавтом, вышедшим в открытый космос, стал Алексей Леонов. На какое максимальное расстояние удалился Леонов от корабля?

А. 2,5 м               Б. 3,55 м              В.  5,35 м               Г. 7,35 м

5. На какую максимальную высоту поднимется тело, брошенное вертикально вверх со скоростью 40 м/с?

А. 20 м           Б. 60 м               В.  80 м             Г. 100 м    

Задание для очередности участия во 2-ом туре (слайд 16,17,18)

Дополнительное задание 2 тура: «ПОРЕШАЕМ ЗАДАЧУ»

Какое количество теплоты отдает стакан кипятка (250 см³), остывая до температуры 14°C?

Решение:

Q=cm(t1-t2)                      m=ρV=1000кг/м³·0,00025м³=025кг

Q=0,25кг·4200Дж/(кгºC)·(100ºC - 14ºC)== 90300 Дж = 90,3 кДж

Задание для очередности участия во 3-ьем туре (написать как можно больше физических явлений или отгадать загадки).

3-ий тур «Экспериментальный»  

  1. Опыт «На взлете»
  2. Опыт «Полет монеты и бумажки»
  3. Опыт «Резкий удар»
  4. Опыт «Мыльный пузырь»
  5. Опыт «Ведерко с водой»
  6. Опыт «Загадка воздушного шарика»

Подведение итогов. Слово жюри. Награждение.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальная игра-2011 САМЫЙ УМНЫЙ ФИЗИК

Слайд 2

50 лет первого полета человека в космос 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин Герой Советского Союза «Восток-1»

Слайд 3

Циолковский Константин Эдуардович

Слайд 4

Королев Сергей Павлович

Слайд 10

1. Как направлена мгновенная скорость при движении по окружности ? А. от центра окружности Б. по касательной к окружности В. к центру окружности 2. Где год длится дольше, на Марсе или на Сатурне? А . на Марсе Б . одинаково В . на Сатурне 3. С какой скоростью движется Земля вокруг Солнца? А. 30 м/с Б. 30 км/с В. 1200 км/мин Г. 900 км/ч 4. Какой физический закон лежит в основе реактивного движения? А. 1 закон Ньютона Б. 2 закон Ньютона В. Закон сохранения импульса Г. закон сохранения энергии Какова форма траектории тела, движущегося со скоростью 10 км/с вокруг Земли? А. окружность Б. эллипс В. при такой скорости тело покинет орбиту Земли, и полетит в космическое пространство 6. Кто впервые назвал Вселенную космосом? А . Гагарин Б . Архимед В . Эйнштейн Г . Пифагор 7. Как нужно изменить расстояние между телами, чтобы сила их взаимного притяжения увеличилась в 4 раза ? А . увеличить в 2 раза Б . уменьшить в 2 раза В . увеличить в 4 раза Г . уменьшить в 4 раза

Слайд 11

8. Человек, стоящий на лодке, начинает идти от носа лодки к корме. Что произойдет с лодкой ? А. лодка поплывет в сторону, противоположную направлению движения человека Б. лодка останется на месте В. утонет 9. Какая из стрелок показывает направление центростремительного ускорения в точке А? 1 А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4 2 3 4 Какую скорость получит модель ракеты m = 300 г, и массой пороха в ней 100 г, а газы вырываются из сопла со скоростью 100 м/с? А. 10 м/с Б. 33 м/с В. 300 м/с Г. 33 км/с Физическая величина, равная произведению массы тела на скорость его движения? А. мощность Б. энергия В. ускорение Г. импульс Ускорение свободного падения на Земле равно А. 8,9 м/с ² Б. 9,8 м/с ² В. 12 м/с ² Г. 26 м/с ²

Слайд 12

13. Когда был запущен первый ИСЗ? А . 1949г Б . 1957г В . 1961г Г . 1973г 14. С какой высоты свободно падает сосулька, если расстояние до земли она преодолела за 4 с? ( g = 10 м/с ² ) А. 30 м Б. 80 м В. 100 м Г. 120 м 15. Больно ли космонавту при ударе в невесомости? А. не будет больно, т.к. в невесомости космонавт легче перышка Б. будет больно, но не так больно как при ударе на земле В. не будет больно, т.к. космонавт в гермошлеме Г. будет больно, и в невесомости можно набить шишку 16. Кто первый рассчитал скорость, которой должно обладать тело, чтобы преодолеть земное притяжение? А . Мюнхгаузен Б . Ньютон В . Циолковский Г . Королев 17. В настоящее время средняя высота орбиты полета МКС составляет 342,9 км. Какова скорость вращения МКС, если экваториальный радиус Земли 6378 км, а период обращения станции вокруг Земли 92 мин? А. 7,6 км/с Б. 459 км/с В. 343 км/с Г. 343 м/с

Слайд 13

18. В каком году совершила космический полет первая женщина Валентина Терешкова ? А . 19 57 г Б . 19 61 г В . 196 3 г Г . 1973г

Слайд 14

Дополнительные вопросы 1 тура 1. Тело движется равномерно по окружности. Как изменится его центростремительное ускорение при увеличении скорости равномерного движения в 2 раза и уменьшении радиуса окружности в 4 раза? А увеличится в 2 раза Б . увеличится в 8 раз В . увеличится в 16 раз Г . не изменится Д. уменьшится в 2 раза Д. уменьшится в 8 раз 2. Ученый, открывший закон всемирного тяготения: А. Архимед Б. Евклид В. Демокрит Г. Ньютон 3. В космосе побывали граждане более 30 государств мира. Но только три страны имеют возможность самостоятельно осуществлять пилотируемые полеты: Россия, США и … А . Япония Б . Китай В . Англия Г . Канада 4. В 1965 году первым летчиком-космонавтом, вышедшим в открытый космос, стал Алексей Леонов. На какое максимальное расстояние удалился Леонов от корабля ? А . 2,5 м Б . 3,55 м В . 5,35 м Г . 7,35 м 5. На какую максимальную высоту поднимется тело, брошенное вертикально вверх со скоростью 40 м/с ? А . 20 м Б . 60 м В . 80 м Г . 100 м

Слайд 15

Э Ю Я Щ Ъ Ь Ы Ц Ч Ш У Ф Х Р С Т Н О П К Л М Ж З И Г Д Е А Б В 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 1 4 7 4 2 4 5 4

Слайд 16

4 5 4 2 4 7 4 1 М О Л Е К У Л А 6 2 1 4 6 3 1 5 5 6 6 9

Слайд 17

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ь Ы Э Ю Я 6 2 1 4 6 3 1 5 5 6 6 9 Р Е А К Т И В Н О С Т Ь

Слайд 18

УЧЕНЫЕ - ФИЗИКИ СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ ПРИБОРЫ ЭЛЕКТР0 МАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ секрет

Слайд 19

УЧЕНЫЕ - ФИЗИКИ 1. Древнегреческий ученый, первый создавший учебник физики ? 2. Итальянский ученый, впервые измеривший атмосферное давление ? 3.Ученый, на своей голове испытавший действие падающего яблока ? 4. Какого ученого называют отцом авиации? 5. Древнегреческий ученый, который со словами «Эврика! Эврика!» купался в ванной ? 6. В какой стране жил и работал ученый Ленц? 7. Ученый, создавший планетарную модель атома ? 8. Древнегреческий ученый, первым высказавшийся, что все вещества состоят их мельчайших частиц. 9. Ученый, доказавший, что нас окружают не только тела, но и поля ? 10. Какой древнегреческий ученый в 3 веке открыл закон прямолинейного распространения света? 11. Ученый, во сне увиде вший таблицу химических элементов ? 12. Ученый, закон которого объясняет шарообразную форму мыльных пузырей.

Слайд 20

13. Ученый, в честь которого названа единица измерения энергии. 14. Немецкий ученый, установивший зависимость силы тока от напряжения и сопротивления. 15. Кто впервые обнаружил взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки? 16. Изобретатель радио. 17. В честь какого ученого названа единица частоты колебаний? 18. Первый русский академик, изучавший вместе с профессором Рихманом атмосферное электричество. 19. Ученый, рассчитавший величину электрического заряда электрона. 20. В честь какого ученого названа единица измерения абсолютной температуры? 21. Ученый, имя которого носит закон о силе упругости, возникающей при деформации?

Слайд 21

СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ Как распространяется свет в однородной прозрачной среде? Разноцветная дуга в небе после дождя в солнечную погоду. Сколько фокусов у всякой линзы? Явление, происходящее при переходе света из одной среды в другую? Экран телевизора – это холодный или горячий источник света? Сколько цветов в радуге? Собирающая линза человеческого глаза. Естественный источник света для Земли. Какой буквой обозначается угол падения луча? Оптический прибор для изучения мельчайших частиц. Лупа – это собирающая или рассеивающая линза?

Слайд 22

12. Единица измерения оптической силы линзы. 13. Какое изображение дает рассеивающая линза? 14. Является ли источником света Луна? 15. Как называется расстояние от оптического центра до фокуса линзы? 16. Видимое излучение. 17. Чему равен угол отражения, если угол падения луча 30 °? 18. Какие затмения происходят чаще: солнечные или лунные? 19. Очки с рассеивающими линзами необходимы при дальнозоркости или близорукости? 20. Чему равн а скорость света в вакууме? 21. Возможно ли наблюдать радугу на Луне?

Слайд 23

ЭЛЕКТР ОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ Сколько видов зарядов существует в природе? Прибор, определяющий заряжено тело или нет. Вещества, не проводящие электричество. Каков знак заряда электрона? Существует ли магнитное поле у Луны? Атом, потерявший один или несколько электронов. Направленное движение заряженных частиц. Сколько полюсов у источника тока? Электрический разряд в атмосфере? Как взаимодействуют одноименные заряды? Ка ко й магнитный полюс на северном географическом полюсе Земли ? Какое действие электрического тока н аблюдается в электрической лампе? Ученый, теоретически обосновавший существование электромагнитных волн ?

Слайд 24

14. Устройство, название которого на греческом языке означает «создатель»? 15. Единица измерения электрического заряда. 16. Составная центральная часть атома. 17. Устройство для размыкания электрической цепи в случае короткого замыкания . 18. Источником какого тока – постоянного или переменного – является гальванический элемент? 19. Что означает в переводе слова «электрон», «электричество»? 20. Ученый, изучавший живое электричество на лягушках. 21. Аппарат для разговора по проводам при помощи электрической энергии. 22. Обладает ли магнитными свойствами такой металл, как золото? 23. Радиоволна – поперечная или продольная?

Слайд 25

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ Тело, размерами которого можно пренебречь в данных условиях. Изменение взаимного расположения тел с течением времени. Чем обладают тела, способные совершить работу? Движение, при котором не меняется скорость. Какая физическая величина характеризует инертность тел? В ремя, за которое совершается одно полное колебание? Источник звука, испускающий единственную частоту, так называемый «чистый тон»? Чему равно ускорение свободного падения Луны ? Траектория, описываемая стрелкой часов. Движение, при котором не меняется ускорение. Чему равен вес тела массой 50 кг? Колебания, частоты которых больше 20 кГц?

Слайд 26

1 3 . Физическая величина, характеризующая быстроту выполнения работы. 1 4 . Какой энергией обладают движущиеся тела? 1 5 . Дает ли выигрыш в силе неподвижный блок? 1 6 . Отношение пройденного пути ко времени прохождения. 1 7 . Сила, препятствующая движению тел. 1 8 . Чему равна втора я космическая скорость? 1 9 . Движение, при котором все точки тела движутся одинаково. 20 . Раздел механики, изучающий условия покоя тел. 2 1 . Ученый, сформулировавший три закона классической механики. 2 2 . Параметр среды, влияющий на скорость звука? 23. Время обращения Земли вокруг Солнца? 24. С какой скоростью вращается Земля вокруг своей оси? 25. Какой ученый создал геоцентрическую систему мировоззрения?

Слайд 27

ПРИБОРЫ Прибор для измерения времени? Прибор для определения расстояния? Прибор, впервые сконструированный Галилеем? Прибор для определения плотности жидкости? Прибор, изобретенный в 1714 году Фаренгейтом? Каким прибором измеряют вес тела? Прибор, определяющий расположение частей света? Каким прибором измеряют мощность? Прибор, преобразующий звуковые колебания в электрические? Прибор для измерения атмосферного давления? Каким прибором измеряется объем жидкости? Прибор, фиксирующий электромагнитные колебания? Прибор для обнаружения электрического тока?

Слайд 28

14. Динамометр, определяющий мускульную силу? 15. Прибор, с помощью которого сделал свое открытие Броун? 16. Прибор, измеряющий работу электрического тока? 17. Прибор для измерения массы тела? 18. Прибор, определяющий давление, больше или меньше атмосферного? 19. Прибор для определения влажности воздуха? 20. Прибор, измеряющий силу тока? 21. Прибор для измерения электрического сопротивления? 22. Прибор для измерения скорости движения? 23. Прибор, изменяющий силу тока в цепи? 24. Прибор для измерения напряжения тока? 25. Прибор, определяющий степень электризации?

Слайд 29

КОСМОС 1. Польский ученый, который создал теорию о вращении Земли и заложил основы современной астрономии ? Ученый, внесший большой вклад в научную и техническую разработку космических полетов ? Какими часами следует измерять время в условиях невесомости: маятниковыми, пружинными или песочными? Кого называют отцом космонавтики? Каково примерно расстояние от Земли до Солнца? Как называется наша Галактика? Ученый, впервые спроектировавший ракету для межпланетных сообщений ? Какая звезда: желтая или белая имеет большую температуру?

Слайд 30

9. Чудо – птица, алый хвост, полетела в стаю звезд. Что это? 10. Кому из летчиков - космонавтов принадлежит фраза «Поехали!»? 11. Самая большая планета Сс? 12. Что легче: улететь с Земли на Луну или с Луны на Землю? 13. Планета Сс, названная в честь богини любви? 14. Действует ли сила тяжести в состоянии невесомости? 15. Можно ли сварить вкрутую яйцо на Марсе? 16. Кто первым ступил на поверхность Луны? 17. Ученый, открывший 4 спутника Юпитера? 18. Способ общения между космонавтами во время полета? 19. Красная планета Сс? 20. Каков примерно радиус Земли? 21. Группа звезд на небе? 22. Самый распространенный газ во Вселенной? 23. Одно из малых тел Сс? 24. Линия, разделяющая светлую и темную стороны Луны? 25. Какой буквой названа самая яркая звезда созвездия?

Слайд 31

Дополнительное задание 2 тура Какое количество теплоты отдает стакан кипятка (250 см³), остывая до температуры 14° C ? Решение: Q = cm ( t 1- t 2) m = ρ V =1000кг/м³·0,00025м³=025кг Q =0,25кг·4200Дж/(кгº C )·(100º C - 14º C )== 90300 Дж = 90,3 кДж

Слайд 32

ОПЫТ № 6 ОПЫТ № 5 ОПЫТ № 4 ОПЫТ № 3 ОПЫТ № 2 ОПЫТ № 1

Слайд 33

Опыт № 1 «На взлете» Что является причиной движения шарика? Движение шарика является реактивным, основанным на законе сохранения импульса. Струи воздуха, вырываемые из шарика с одной скоростью, придают скорость шарику, имеющую направление противоположное направлению скорости воздуха. Чем больше скорость вырываемого воздуха, тем больше скорость полета шарика.

Слайд 34

Опыт № 2 «Полет монеты и бумажки» Почему в первом опыте бумажка отстает от монеты, а во втором они падают одновременно? На характер движения влияют в основном две силы: сила тяжести mg и сопротивление воздуха, зависящее от формы и размеров тела и физических свойств среды, в которой движется среда. Из 2 закона Ньютона a=g-Fₒ/m . Ускорение падающего тела зависит от массы: чем больше масса, тем больше ускорение его движения. Поэтому ускорение монеты больше. Во втором случае Fₒ действует только на монету, а сила тяжести сообщает одинаковое ускорение, в следствии чего монета и бумажка упадут одновременно.

Слайд 35

Опыт № 3 «РЕЗКИЙ УДАР» Почему шарик увеличивается в объеме с каждым выдохом человека и в конечном итоге шарик лопнул? Вдуваемая порция воздуха увеличивает внутреннее давление газа, в результате чего шар и увеличивается в объеме. При максимальном внутреннем давлении воздуха резина шарика разрывается и шарик лопается.

Слайд 36

Опыт № 4 «МЫЛЬНЫЙ ПУЗЫРЬ» Почему мыльный пузырь некоторое время поднимается вверх, а потом опускается? Воздух, вдуваемый человеком в мыльный пузырь, теплый и его плотность меньше плотности окружающего воздуха. Поэтому мыльный пузырь сначала поднимается. Через некоторое время воздух в пузыре охлаждается, его плотность станет больше и пузырь начнет снижаться.

Слайд 37

Опыт № 5 «ВЕДЕРКО С ВОДОЙ» Почему вода не выливается из опрокинутого вверх дном ведерка? Указанный случай – проявление инерции, правда вращать ведро надо достаточно быстро. Расчеты показывают, что для радиуса вращения R =70 см достаточно круговой скорости 2,6 м/с, что соответствует частоте вращения руки – полтора оборота в секунду. Вода не выливается из вращающегося ведра вследствие своей инерции.

Слайд 38

Опыт № 6 «Загадка воздушного шарика» Почему воздушный шар, потертый о шерсть, притягивается к поверхности ? При трении шара о шерсть из-за движения свободных электронов происходит процесс электризации, в результате чего на поверхности шара и шерсти накапливается электрический заряд. Наэлектризованное тело способно притягивать к себе различные тела: пушинки, ворсинки меха, кусочки бумаги и т.д. и притягиваться само к той или иной поверхности.

Слайд 39

поздравляем победителя игры "САМЫЙ УМНЫЙ ФИЗИК - 2011"!!!