Неделя физики для 5- 11 классов

Глоова Амина Курманбиевна

Готовое мероприятие, расписанное по 5 рабочим дням недели для ребят, начинающих знакомиться с физикой до  "асов" в этой области,одинадцатиклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nedelya_fiziki.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

«Неделя физики в школе»

(для учащихся 5 – 11 классов)

Учитель: Глоова А.К.

 Ответственные : учащиеся 9 класса

План проведения недели физики

(вывешивается на стенде объявлений)

Понедельник

  • Высказывания великих людей о физике

( вывешиваются на дверях кабинетов)

  • Выставка физических моделей, изготовленных :

а) учащимися –выпускниками прошлых лет;

б)учащимися 5- 11 классов;

в) модели из лабораторного практикума.

Вторник

  • Физические загадки, шарады, вопросы, кроссворды ( вывешиваются на дверях кабинетов)

  • Конкурс тематических газет  «О великих физиках»(для учащихся 7- 11 классов)

Среда

  • Некоторые страницы книги рекордов  Гиннеса

 ( вывешиваются на дверях кабинетов)

  • Праздник «Знакомство с физикой через игрушки»(для 5-7 классов) 

Четверг

  • Юмористические высказывания учеников на уроках физики ( вывешиваются на дверях кабинетов)

  • Конкурс эрудитов «Я знаю физику, а ты ?» (для учащихся 9-11 классов, родителей, педагогов)
  • Подведение итогов: а) на лучшую  газету.

б)на самого эрудированного по физике ученика школы

Желаем удачи! Участвуйте и побеждайте!

Высказывания известных людей  о физике

«Физика! Какая ёмкость слова!

Физика для нас не просто звук!

Физика – основа и опора

Всех без исключения наук!»     Марк Борн

 

«…поэзия почерпает слово свое из науки, возвеличивая в свою очередь науку…»     М.де Сервантес

«Он стал поэтом. Для занятий физикой у него было слишком мало воображения»     Д.Гильберт

«Радость видеть и понимать – есть самый прекрасный дар природы»    Альберт Эйнштейн

«Движение повсюду, движение везде:

И в воздухе птица, и рыба в  воде,

И в жизни нигде без движения нет,

И Солнце летит в хороводе планет.

Вот листья по воздуху долго кружат,

А камень падает быстрее стократ»           Галилео Галилей

«Все науки делятся на физику и коллекционирование марок»  

                                                                  Эдуард Резерфорд

 

«Сделал ,что мог , пусть другие сделают лучше»   И. Ньютон

и т. д.

Физические загадки.

7 класс

1.К дальним селам, городам   кто идет по проводам?

Светлое величество  это …(Электричество).

2.Разноцветный мост  встал на сто верст. (Радуга)

3.Я увидел свой портрет, отошел – портрета нет.(Изображение)

  1. Клубится , а не дым, ложится, а не снег.(Туман)

5.Очень строгий контролер  со стены глядит в упор.

Смотрит не моргает:  стоит только свет зажечь

Иль включить в розетку печь- все на ус мотает.(Счетчик).

8 класс

1.На стене висит тарелка, по тарелке ходит стрелка,

Эта стрелка наперед  нам погоду узнает. (Барометр)

2. Голубой платок, красный колобок- по платку катается, людям усмехается(Солнце)

3. Зимой – греет, весной –тлеет,

Летом – умирает, осенью – летает. (Снег)

4.Летит птица орел, несет в зубах огонь, Огневые стрелы пускает,

никто ее не поймает. (Молния)

5.День и ночь стоит на крыше этот чудо- постовой:

Что увидит, что услышит- всем поделится со мной. (Антенна)

Исторический.

7 класс В сочинениях какого ученого , жившего в IVв.д.н.э., появилось слово «физика»? (Древнегреческий философ Аристотель)

Кого из русских ученых называют «отцом русской авиации»?(Н.Е.Жуковского)

8 класс. О каком русском ученом великий поэт А.С.Пушкин  сказал , что он создал первый в России университет , что «он , лучше сказать , сам был первым  русским университетом «(о М.В. Ломоносове)

Кто из ученых ввел в физику понятие «электрический ток»? (Андре Мари Ампер)

Из книги рекордов Гиннеса    

Самая высокая температура

В 1994 г. в лаборатории физики плазмы Принстонского университета, шт. Нью-Джерси, США, была зафиксирована температура 510 000 000°С. В эксперименте использовалась дейтериево-тритиевая плазменная смесь.

Самая низкая температура

Температура 280 пК(2, 8 х 10-10 °К, или 280 триллионных градуса) была зафиксирована в эксперименте с использованием ядерного размагничивающего устройства, проведенном в Хельсинкском технологическом университете, Финляндия

Самое горячее пламя

Субнитрид углерода (C4N2) может при давлении в1 атм. гореть при температуре 4988°С

Самое маленькое отверстие

В июле 1992 г. в Мюнхенском университете, Германия, в поверхности, состоящей из молибдена дисульфида, были проделаны отверстия, диаметр которых соответствовал 3, 16х10-10 м(3, 16А).

Самый высокий критический ток в трубке

Ученые в Хехште, Германия, открыли, что сверхпроводящая керамическая трубка диаметром 11 см может выдержать при температуре 77°К ток силой 12 500 A.

Водород - самый распространенный элемент как во Вселенной(свыше 90%), так и в Солнечной системе (70, 68%). Железо - самый распространенный элемент на Земле (36% массы), а свободный азот (N2) – самый распространенный элемент земной атмосферы (78, 08% объема, или 75, 72%массы).

Самая низкая точка плавления/кипения

Гелий (Не) невозможно получить в твердом состоянии при атмосферном давлении. Условиями его получения являются температура-272, 375°С и минимальное давление 24 985 атм. Гелий также имеет самую низкую температуру кипения -268, 928°С.

Самая низкая точка плавления/кипения

Среди металлов самые низкие температуры плавления и кипения у ртути (Нg) -38, 829°С и -356, 62°С соответственно.

Самые редкие элементы

Лишь 0, 16 г астата (At) содержится в земной коре. Изотопа астат-215 (At 215) в этом количестве только 4, 5 нг.

Радон (Rn) - самый редкий элемент атмосферы. По объему она состоит из него лишь на 6х10-18 частей, что эквивалентно 2, 4 кг.

Самый высокий предел прочности на разрыв

У бора (В) предел прочности при растяжении составляет 5, 7ГПа (5, 7х109 Па).

Самый легкий и самый тяжелый газы

При нормальной температуре и давлении (0°С и 1атм.) самый легкий газ - это водород (Н) (0, 00008989 г/см3), а самый тяжелый - радон (Rn) (0, 01005 г/ см3).

Самый новый элемент

Самый тяжелый и самый новый элемент имеет номер112. Он был получен в феврале 1996 г. в лабораториях института Гезельшафт фюр Шверионенфоршунг, Дармштадт, Германия. Его атомный вес равен 277, а период распада составляет 1/240-миллионную долю секунды.

Самый пластичный элемент

1 г золота (Аи) можно растянуть в длину на 2, 4 км.

Самый твердый элемент

Аллотроп углерода (С) алмаз имеет твердость, по методу Кноопа, 8400. Число Кноопа одного из самых мягких минералов, гипса, равно 40

Точка плавления/кипения

Среди металлов самые высокие температуры плавления и кипения имеет вольфрам (W) -3414°С и 5847°С соответственно. Графит -форма углерода, при температуре 3704°С сразу переходящая в газообразноt состояние. Жидкий графит можно получить лишь при температурах, превышающих 4730°С , и давлении свыше 100 атм

Самые большие подводные лодки

Самыми большими подводными лодками являются российские субмарины класса Тайфун. Считается, что их подводное водоизмещение равно 26 500 т длина -171, 5м, а вооружение состоит из 20 ракетSS-N-20 с разделяющимися боеголовками дальностью 8300 км. В настоящее время на вооружении состоят 6 таких подводных лодок.

ЮМОР

«Осторожно, высокое напряжение!»

Профессор работал в лаборатории с одним своим студентом , и они не знали , под каким напряжением. 110 или 220 В находились клеммы, к которым они должны были подключить аппаратуру. Студент собрался сбегать за вольтметром , но профессор посоветовал ему определить напряжение на ощупь.

«Но ведь меня просто «дернет», и все!» - возразил студент. «Да, но если тут 110В, то вы отскочите и воскликнете просто : «О черт!» А если 220 В – выражение будет покрепче!»

Лирика в помощь физике

Легко законы Ома отвечать.

Ты удивишься, коль забудет кто-то.

Ведь очень просто навсегда понять,

Что ЭДС – сторонних тел работа.

Запомни, зафиксируй и поверь,

И отвечай спокойно, ясно, точно:

Сопротивление цепи- большое R,

А малое – так это r источника.

Считаешь ток от батарей или от ГЭС,

Чтоб был доволен твой преподаватель,

Ты смело ставь в числитель ЭДС,

А сумму всех сопротивлений – в знаменатель.

I=___E____

R+r

Вот бы нам таких учителей!!!

На столе у Нернста стояла пробирка с  органическим соединением- дифениламином, температура плавления которого 26ºС. Если  в11 часов утра препарат таял, Нернст вздыхал и говорил : «Против природы не попрешь». А потом уводил студентов заниматься греблей и плаванием.

Далекие потомки наши! Знайте,

Что если вы живете во Вселенной,

 Где каждая частица вещества

С другою слита жертвенной любовью,

Где человечеством преодолен

Закон необходимости и смерти-

То в этом мире есть и наша доля!                        Л.Н.Гумилев

-«Сила АХРимеда – это …»

-Вещества должны быть декретны.

-Абсолютный ноль температуры – это когда всё умерло.»

-Линзы выпуклые и впуклые.

-Зачем яблоко упало на Ньютона, а мы будем учить его законы?!

-Если смешать раствор медного  тупороса…

-При кипении образуется пузырьки, в которых плавают частички картошки, морковки, мяса.

-Поверхность Венеры – безжизненная пустыня… поверхность более гладкая, чем у Земли.

-Первый постулат СТО: все законы физики имеют одинаковые формулы во всех ИСО.

-Почему при продажи хрустальной посуды продавец обязательно постукивает стеклянной палочкой по всем предметам?

       Ответ: При постукивании хрусталь излучает звуковые волны, которые благотворно действуют на покупателя и позволяют продавцу повысить цену.

-Почему во время остановок железнодорожных поездов обходчики простукивают колёса вагонов?

Ответ: При ударах молотком колёса намагничиваются и сильнее притягиваются к рельсам. Поэтому поезда не сходят с рельсов.

-Почему железные решётки старинных английских замках оказываются намагниченными?

Ответ: Их  намагнитили древние строители замков, чтобы стрелы  от решёток отражались.

«Под словом «материя» понимаются видимые и невидимые на ощупь, запах и зрительность предметы.»

«Дж.Дж. Томсон доказал, что атом – это кекс, и в нём есть изюм, похожий на электроны.»

«Супруги Кюри открыли невидимый камень, дававший три излучения».

«Недостаток у электроэнергии один – за неё нужно много платить!»

-Процесс изменения объёма и давления газа при отсутствии теплообмена с окружающими телами называют диабетическим.

-Пусть шарик начинает движения под удары секундомера.

-Как аукнется, так и откликнется(распространение звука).

-Клин клином  вышибают(3-й закон Ньютона).

-Всякому терпению бывает конец (предел упругости).

-Где тонко, там и врется (предел прочности).

-Без труда и нет плода (механическая работа).

-Рыбак рыбака видит издалека (когерентность).

-На первом уроке по теме «Плотность вещества» учитель пишет на доске формулу         ρ=m/v.

Изумлённый возглас из класса: - Ой! Головастик!

-В стакан горячего чая положили кусочек сахара. Сахар растворился. Изменится ли при этом давление жидкости на дно стакана?

  • Не изменится. Если сахар растворился, то от него остался один вкус, а вкус давления не производит.

-Имеются  две грелки, в одной из которых находится горячая вода, а в другой – горячий песок. Напиши, какая грелка лучше отдаёт тепло окружающей среде.

  • Грелка с пИском.

-Метеориты бывают трех типов: каменные, железные и железобетонные.

-Имеются два чайника с кипятком: один блестящий, никелированный, другой покрыт  слоем сажи. Какой чайник быстрее остынет?

-Пожалуйста, уточните формулировку вопроса, он поставлен некорректно. Как закоптили чайник – снаружи или изнутри?

-Вы фотографируете своего друга. Что получается на снимке, если на объектив фотоаппарата сядет муха?

-(После некоторого  раздумья)  По – видимому, на снимке получится друг под мухой

Знакомство с физикой через игрушки

(для учащихся 5-7 классов)

Задачи:

  • ознакомить учащихся с новым предметом – физикой: предмет изучения, физические явления;
  • развивать  логическое мышление ;
  • воспитывать интерес к физике, желание познавать окружающий мир.

Оборудование: приборы для проведения опытов, высказывания ученых о физике ; картинки, иллюстрирующие физические явления; портреты ученых; рефераты старшеклассников.

  1. Мотивация (зачем необходимо изучать физику).
  • Связь физики с другими науками.
  • Физика на кухне (термос, микроволновая печь, кипятильник, мыльница – присоска, матрешка на самоваре и т.д.)
  • Физика и техника
  • Физика на производстве.
  1. История зарождения физики.
  2. Явления, изучаемые физикой (рассмотреть картинки с физическими явлениями).
  3. Проведение опытов (демонстрация и комментирование старшеклассников).

1 –й  Всех не сосчитать игрушек у детей:

Погремушек, неваляшек и мячей.

Скачет маленький цыпленок,

Едет танк, бежит слоненок.

Быстро дай ответ: в чем секрет?

Заводя ключом игрушку, должен знать,

Что при этом ты пружину должен сжать,

Механизм придет в движенье-

Вот и весь секрет, вот ответ.

2 –й .А теперь перед тобою звонкий мяч-

Ударяется о землю, мчится вскачь.

Отчего же этот мячик

Так красиво, быстро скачет?

3 –й .Быстро дай ответ: в чем секрет?

При ударе деформация  ясна.

Силу разовьет упругости она,

И энергия найдется,

Мяч при этом вверх взовьется,

Вот и весь секрет, вот ответ.

На игрушки ты внимательно смотри

И подумай, что у них там есть внутри.

Тот, кто ими обладает,

Он ведь с физикой играет.

Вот и весь секрет, вот ответ.

Заводные игрушки

4 –й  Очень давно, еще маленькими, мы полюбили эти игрушки: заводного мишку, зайку, курочку. А как лихо мчится этот паровозик(демонстрируем) .Почему движутся игрушки? Разберемся в этом, ознакомившись с устройством игрушки «Курочка Ряба». Механизм, при помощи которого происходит движение Курочки, состоит из основного вала и двух ведомых, пружины и зубчатого колеса(показываем). Сжатая пружина обладает потенциальной энергией. За счет потенциальной энергии тело  может совершать работу.

Опыт 1. Поместим пружину на металлический стержень от подъемного столика. Сожмем пружину и свяжем ее ниткой. Подожжем нитку- пружина взлетает высоко вверх. Пружина приобрела скорость, так как ее потенциальная энергия перешла в кинетическую .

Опыт 2. С наклонной плоскости пустим цилиндр, на пути которого находится шарик. Шарик тоже приходит в движение(объясняем явление).

Опыт 3. Демонстрируем и объясняем действие маятника Максвелла.

  • Вернемся к нашей игрушке. Потенциальная энергия пружины превращается в кинетическую энергию механизма, ножки Курочки приходят в движение.

Демонстрируем различные заводные игрушки.

Игрушки, основанные на различном положении центра тяжести

1 – й .Представьте  себе , что мы с вами в цирке. Идет обычное цирковое представление. Выступают акробаты, дрессировщики животных, ловко подбрасывают мячи жонглеры.

Очень интересное искусство – жонглирование. Правда , оно связано с большим трудом. Но есть и особые секреты, не овладев которыми трудно жонглировать. Эти секреты заключаются в законах физики, без которых жонглер не может быть находчивым и ловким.  Например, он должен знать, при каких условиях тело может опрокинуться или изменить направление полета.

Все это знали и на фабрике «Детской игрушки». Посмотрите, какую красивую неваляшку там сделали. А чтобы понять, почему она никогда не падает, обратимся к физике.

Опыт 1.Возьмем линейку и подвесим ее на нитке так, чтобы нитка свободно передвигалась. Будем менять положение петли, чтобы линейка пришла в равновесие . В этом случае говорят, что линейка подвешена в центре тяжести.

Опыт 2. Центр тяжести есть у любого тела: круга, треугольника и т.д.(показываем фигуры на нитках).

А теперь рассмотрим , при каких условиях тела находятся в равновесии. Для этого возьмем «этажерку» и проделаем опыт.

Опыт 3. Положение этажерки будем менять и заметим, что если вертикаль, проведенная из центра тяжести, пересекает площадь опоры, то это этажерка остается в равновесии. Устойчивое равновесие наблюдается при  самом низком положении центра тяжести.

Большой устойчивостью обладает тело, имеющее форму шарового сегмента, лежащего на своей выпуклой поверхности. Такое тело используется в устройстве распространенной игрушки- неваляшки. При всяком наклоне игрушки ее центр тяжести поднимается. Это вызывает самостоятельное движение игрушки к исходному положению наиболее устойчивого равновесия, при котором центр тяжести расположен ниже.

В игрушке «Катание с гор» санки могут катиться не только под гору , но и в гору.

 Из повседневных наблюдений у нас создается убеждение, что любое тело , попавшее на наклонную плоскость, под действием силы тяжести будет скатываться с горы . Только наличие большой силы трения может удержать тело на наклонной плоскости. (опыт). Поэтому нет ничего необычного в том, что тела катятся с горы. Но иногда возможно и самостоятельное движение в гору.

Пусть наклонная плоскость представляет собой два направляющих рельса, расположенных под углом друг к другу так, что при подъёме они расходятся(показываем прибор).Тело , имеющее вид двух сложенных основаниями конусов, будет подниматься по рельсам . Причина этого – опускание центра тяжести тела при его  движении. Тело будет двигаться к наиболее устойчивому своему  положению. Центр тяжести – это  точка тела, но исключительно большое значение она имеет при изготовлении игрушек.

Игрушки, действие которых основано на существовании архимедовой силы.

2 –й. Если вы не умеете плавать, вам на помощь придут надувные резиновые игрушки( показываем) .Эти игрушки обладают большой подъемной силой , потому что их вес намного меньше действующей на них со стороны воды выталкивающей силы.

В существовании выталкивающей силы легко убедится на опыте . Для этого прикрепим небольшой груз к резиновой тесьме. Измерим длину растянувшейся при этом резинке. Держа резинку за верхний конец, опустим груз в сосуд с водой. Объясним причину укорачивания тесьмы (Даем объяснение). Величина выталкивающей силы зависит от плотности жидкости.

Опустим в банку с водой яйцо – оно тонет . Будем подсыпать в воду соль . По мере увеличения солености воды яйцо всплывет. (опыт)

Законы плавания тел использованы в устройстве детской игрушки «водолаз». Вес «водолаза» подобран таким образом, что при заполнении полости игрушки водой ее вес становится больше выталкивающей силы, и «водолаз» погружается на дно, а при заполнении полости воздухом выталкивающая сила становится больше веса игрушки, и «водолаз» всплывает.

Можно игрушечного «водолаза» применять и по- другому , устроив «картезианского водолаза».

Для опыта обычно используют плавание перевернутой пробирки внутри цилиндра с водой, затянутого пленкой. Целесообразно вместо пробирки взять яркую фигурку игрушки- водолаза, предварительно залепив верхнее отверстие игрушки пластилином .

Если нажать пальцем на перепонку, воздух в сосуде сжимается и сильнее давит на воду, вследствие чего некоторое количество воды входит в нижнее отверстие игрушки. «Водолаз» становится тяжелее и опускается на дно. (опыт)

Демонстрирует игрушки(Мяч, надувные игрушки)

Звуковые игрушки

3 –й. Мы живем в мире звуков. Где бы мы ни находились, нас сопровождают разные звуки. Вот, например, еще совсем маленький ребенок , а уже гремит погремушкой. Это его первая игрушка, и она звуковая.

Посмотрите эту птичку. Если закрыть канал с одной стороны пальцем, а с другой стороны в него подуть, то звука не будет слышно. Если открыть отверстие , то раздаются веселые трели. Вы хотите узнать ,почему поет птичка? Проведем такой опыт.

Опыт 1. Если по камертону ударить молоточком, то камертон зазвучит. Поднесем к звучащему камертону маленький шарик, подвешенный на нити. Ветви камертона будут его периодически  отталкивать. Это показывает. Что ветви звучащего камертона колеблются . Как только прекращаются колебания камертона – исчезает звук. Следовательно, источником звука являются колеблющиеся тела.

В канале птички колеблется воздух , а в самой игрушке будет колебаться вода.

Опыт 2. Звуки бывают разной высоты(показываем свирель). Высота тона зависит от частоты колебаний . Чем в большее количество зубьев в единицу времени ударяется пластинка, тем выше звук.

 Теперь посмотрите другую игрушку – говорящую куклу. «Говорящие куклы умеют произносить «Мама». Причина звука – колебания воздуха внутри кожаной коробочки с отверстиями, которую помещают внутрь игрушки. При наклоне куклы грузик, находящийся в коробочке, падает, заставляя воздух в ней сжиматься и выходить в отверстия. Колебания воздуха при этом сопровождаются звуком.

 Причиной музыкальных звуков, издаваемых шарманкой , тоже являются колебания воздуха внутри нее. Чтобы звук был громче, ящик шарманки делают большим и полым.

 Опыт 3. Посмотрите, как тихо звучит камертон, снятый с резонаторного ящика. Если же поставить камертон на ящик, то его колебания через стенки ящика передаются воздуху в нем. Вследствие этого воздух тоже начнет колебаться и издавать звук. Если частоты колебаний камертона и воздушного столба одинаковы, то происходит усиление звука – резонанс. Теперь нам понятно, для чего у шарманки, гитары, пианино делают резонаторные ящики.

 Мы познакомились с некоторыми звуковыми игрушками. Думаю, что теперь вы сумеете объяснить принцип действия любых звуковых игрушек.

4 –й.  Опыт «Козлик не ест редьку , а ест травку»

К магнитной стрелке на подставке приклеить фигуру козлика. К полосовому магниту с одной стороны – пучок сухой травы. Подносим редьку – козлик отталкивается, а травку – притягивается.

Почему козлик не ест редьку?

1 –й. «Висящий в воздухе шарик»

На один загнутый вверх конец трубки кладем шарик, а в другой дуем. Шарик подпрыгивает и остается «висеть» в воздухе , опускаясь и поднимаясь. Шарик будет держаться так, пока хватит дыхания.

Это проявление закона Бернулли. В узких участках струи скорость потока растет, а давление уменьшается, и атмосферное давление не дает шарику возможности выйти из воздушной воронки и упасть.

2 –й.  Опыт «Стаканы и  свечка»

В стакан ставим зажженную свечу. На верхний край стакана кладем сложенные стопкой и намоченные в воде бумажные кольца. На эти прокладки ставим перевернутый стакан и прижимаем его к бумаге. Свеча гаснет. Берем верхний стакан, вместе с ним поднимается и нижний. После того как свеча погаснет, воздух в стакане охлаждается, давление его уменьшается и внешнее атмосферное давление прижимает стаканы друг к другу.

3 –й Вам надоело скучно жить,

И надоело всего бояться?

Тогда вам можем предложить

Делом полезным заняться.

Вы верите в мистику и всякую ерунду,

Боитесь вы грома, боитесь грозу,

Вам страшно, когда начинается дождь,

Но вы не отчаивайтесь,

Мы можем помочь!

Не стоит ходить к шаманам, магистрам,

Не стоит целителей вам навещать,

Вместе Совет наш прост- не нужно бояться,

А лучше физику начать изучать.

Физика – наука экспериментальная.

1). Едят козлики редьку или нет?

Опыт 1. «Козлик не ест редьку, а ест травку».

К магнитной стрелке на подставке приклеить фигуру козлика. К полосовому магниту с одной стороны приклеить изображение редьки, а с другой – пучок сухой травы. Подносим редьку – козлик отталкивается, а травку – притягивается.

 Почему козлик не ест редьку?

2). Откуда берутся пузырьки в воде?

Опыт 2. «Выход пузырьков из колбы в воду».

Колбу облить холодной водой и опустить горлышком в стакан с водой. Из колбы в воду выходят пузырьки воздуха.

3). Где легче учиться плавать – в реке или на море?

Опыт 3. «Плавание картошки в чистой воде и растворе соли»

  1. Наблюдаем ,как тонущий человек, взывая к помощи , поднимает руки вверх. Правильно ли он делает?

Опыт 4 «Тонущий человек»

К пузырьку из-под лекарства с помощью  проволоки с двух сторон прикрепить пластинки (руки).

Пузырек закрыть пробкой. Если «руки» опустить –он плавает, если поднять «руки» вверх – он тонет.

5).Луч света падает на ладонь. Создает ли он давление на руку?

Опыт 5. «Мельница».

6). Вовочку попросили привести примеры, доказывающие ,что при нагревании тела расширяются, а при охлаждении – сжимаются. Он ответил: «Летом жарко –поэтому дни длинные, а зимой холодно – короткие». Правильно ли это?

Опыт 6. «Нагрев металлического шарика».

7). Почему нельзя браться голыми руками за оголенные провода, находящиеся под напряжением? Проводит ли тело человека ток?

Опыт 7 . «Электрофорная машина».

К одному полюсу электрофорной машины привязать проводок. Ученик одной рукой берется за провод, а другой рукой касается кончика носа товарища.

8). Мы находимся на дне воздушного океана , но не ощущаем , как на нас давит атмосфера. Создает ли воздух давление?

Опыт 8. «Удивительное яйцо».

Вареное яйцо положить в горлышко молочной бутылки. Оно не проходит. Взять бумагу 8*8 см, сложить гармошкой, поджечь и кинуть в бутылку, Через 1-2 с положить яйцо . Оно войдет в бутылку.

5 Заключение.

 Современная физика может похвастаться множеством открытий , но это не предел людских возможностей.

Учите! Экспериментируйте! Открывайте!

КВН по физике ( для учащихся 7-8классов)

1). Что бы это значило? (Домашнее задание)

Отгадать изображенное на рисунке физическое явление.

2). Игра в слова (3 мин)

Записать в столбик на листке имена существительные , связанные с темой:

7 класс: «Первоначальные сведения о строении вещества»;

8 класс: «Тепловые явления»

(Пример: «сила» - деформация, динамометр, вектор..)

3). Ты –мне, я тебе. (Домашнее задание)

Каждая команда задает по три вопроса соперникам.

4). Отгадай название прибора.(Кто быстрее?)

Расположить названия городов так, чтобы из начальных  букв составилось название физического прибора, а затем найти его и объяснить , для чего он нужен.

7класс : Киев, Уфа, Минск, Звенигорск, Рига, Новосибирск, Алушта, Ереван. (Мензурка)

8 класс:Анапа, Рига, Москва, Тернополь, Макеевка, Ровно, Павлоград, Ереван, Енакиево.(Амперметр).

5). Физические загадки.

7 класс

1.К дальним селам, городам   кто идет по проводам?

Светлое величество  это …(Электричество).

2.Разноцветный мост  встал на сто верст. (Радуга)

3.Я увидел свой портрет, отошел – портрета нет.(Изображение)

  1. Клубится , а не дым, ложится, а не снег.(Туман)

5.Очень строгий контролер  со стены глядит в упор.

Смотрит не моргает:  стоит только свет зажечь

Иль включить в розетку печь- все на ус мотает.(Счетчик).

8 класс

1.На стене висит тарелка, по тарелке ходит стрелка,

Эта стрелка наперед  нам погоду узнает. (Барометр)

2. Голубой платок, красный колобок- по платку катается, людям усмехается(Солнце)

3. Зимой – греет, весной –тлеет,

Летом – умирает, осенью – летает. (Снег)

4.Летит птица орел, несет в зубах огонь, Огневые стрелы пускает,

никто ее не поймает. (Молния)

5.День и ночь стоит на крыше этот чудо- постовой:

Что увидит, что услышит- всем поделится со мной. (Антенна)

6). Шаги и термины (Для капитанов)

Ученик идет и при каждом шаге называет:

7 класс – физические величины;

8 класс – физические приборы.

Выигрывает тот , кто больше назовет.

7) . Исторический.

7 класс В сочинениях какого ученого , жившего в IVв.д.н.э., появилось слово «физика»? (Древнегреческий философ Аристотель)

Кого из русских ученых называют «отцом русской авиации»?(Н.Е.Жуковского)

8 класс. О каком русском ученом великий поэт А.С.Пушкин  сказал , что он создал первый в России университет , что «он , лучше сказать , сам был первым  русским университетом «(о М.В. Ломоносове)

Кто из ученых ввел в физику понятие «электрический ток»? (Андре Мари Ампер)

8)Песенно- литературный конкурс.

Команды по очереди поют или декламируют строки из песен и стихов, где говорится о движении.

(Пример:

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет,

Он летит себе в волнах на раздутых парусах.)

 Выигрывает та команда, после  выступления которой, наступит пауза.

9) Экспериментальный.

 На столе лежит различное оборудование , команды выбирают необходимое для проведения эксперимента .

7 класс . Определить плотность тела

8 класс .Определить сопротивление резистора.

10) Художественный.(Домашнее задание)

Разыграть мини – спектакль с применением законов физики.

11) Подведение итогов игры.

Игра «Счастливый  случай»

 (Интеллектуальная игра)

Правила аналогичны телеверсии игры.

План проведения игры

  1. Представление команд и жюри. В игре принимают участие сборные 9 и 10 классов.
  2. Гейм1. «Дальше- дальше».Задается по 30 вопросов каждой команде, отвечать надо сразу. За каждый правильный ответ -1 балл.
  3. Гейм 2. «Заморочки из бочки». Каждой команде по 2 вопроса. За правильный ответ – 3 балла.
  4. Гейм 3. «Темная лошадка». Один из учеников переодевается ,чтоб его не узнали и задает каждой команде по вопросу. За ответ – 3 балла.
  5. Конкурс капитанов. За правильные ответ команда получает 5 баллов.
  6. Гейм 4. «Гонка за лидером». За 3 минуты команда должна ответить на большее количество вопросов. За каждый правильный ответ – 1 балл.
  7. Подведение итогов. Награждение команд и активных учащихся.

Гейм 1. «Дальше= дальше»

9 класс

1.Самый твердый металл.(Хром)

2.Самый тугоплавкий металл. (Вольфрам)

3. Наиболее активный металл. (Фтор)

4.Жидкий металл.(Ртуть)

5.Жидкость жизни.(Вода)

6. Используют во время тушения пожаров в пенных огнетушителях(СО²)

7.Самый распространенный элемент на Земле.(Кислород)

8 Вещество , которое  может находится  сразу в 3 состояниях (Вода)

9.Прибор для измерения силы. (Динамометр, силомер)

10. Увеличение веса.(Перегрузка)

11.Единица измерения ускорения (м/с²)

12.Какой элемент убивает микроорганизмы?(Серебро)

13.Самый легкий элемент((Водород)

14. При взаимодействии с водой возгорается…(Натрий)

15. Связь между ионами.(Ионная)

16Вещество, замедляющее реакцию.(Ингибитор)

17 Нехватка витаминов в организме (Авитаминоз)

18 Взаимное притяжение тел (Всемирное тяготение)

19. Длина траектории (Путь)

20 .Сила, с которой Земля притягивает к себе все тела. (Сила тяжести)

21 Гравитационная постоянная (6,67 ·10 ---Н·м²/кг²)

22. Раздел биологии, изучающий  влияние радиации на живые организмы.(Радиобилогия)

23Одноклеточный организм и растение, и животное . (Эвглена зеленая)

24 Женская половая клетка (Яйцеклетка)

25. Посуда для хранения жидкости в лаборатории.(Пробирка)

26.Элементы I группы(Щелочные металлы)

27Соединения с хлором.(Хлориды)

28.Открыл закон сохранения массы вещества…(Ломоносов)

29 В центре атома находится …(Атом)

30 Число, которое пишется перед формулой.(Коэффициент)

10 класс

1.Число Авогадро (6,02 ·10 моль  )

2.Явление перемешивания газов, жидкостей  при беспорядочном движении молекул (Диффузия)

3.Атом, потерявший один электрон.(Положительно заряженный ион)

4.Единица измерения абсолютной температуры.(Кельвин)

5.Растяжение ,сжатие, изгиб.(Деформация)

6.Направленное движение заряженных частиц.(Ток)

7.Реакция,  где одно из веществ выпадает в осадок. (Необратимая)

8.Богиня цветов и весны. (Флора)

9. Кто составил периодическую таблицу?(Менделеев)

10.Что изучает ботаника? (Растения)

11.Какая симметрия тела у гидры? (Лучевая)

12К какому типу относится паук «черная вдова»?(Членистоногие)

13. Сила, с которой взаимодействуют неподвижные точечные электрические заряды.(Кулоновская)

14.Прибор для измерения силы тока (Амперметр)

15. Я и уголь, и алмаз, и графит, и карандаш. (Углерод)

16 Чем размножаются мхи? (Спорами)

17. Поваренная соль имеет кристаллическую решетку (Ионную)

18. Реакция, где взаимодействуют два сложных  вещества (Обмена)

19.При разложении перманганата калия образуется (Кислород)

20. Натрий – металл…(щелочной)

21. Количество вещества измеряется в… (молях)

22. Наименьшая неделимая частица (Атом)

23.Алмаз является аллотропным видоизменением …(углерода)

24.При взаимодействии аммиака с водой образуется …(аммиачная вода)

25.Соли серной кислоты(Сульфаты)

26. Высокое животное(Жираф)

27. Оксид ZnО является …(амфотерным)

28. Реакция с поглощением теплоты (Эндотермическая)

29. Организм, способный жить без кислорода.(Анаэроб)

30 Из оксида МgO при взаимодействии с водой образуется …(основание)

Гейм 2. «Заморочки из бочки»

9 класс

1.Французские биологи считают , что этот металл поможет медицине в борьбе с переутомлением. Опыты показывают, что в крови переутомленных людей содержится меньше металла. Нужно знать, что когда  человек часто и по любым причинам сердится, металл, который содержится в организме , «сгорает». Вот почему  у нервных, легко возбудимых людей нарушение работы сердечных мышц наблюдается чаще. Что это за металл?(Магний)

2.Хоть этот металл был получен еще в 1827 г., он до сих пор является ценностью. Организаторы Парижской выставки в 1855 г. Дали оригинальное название «серебро из глины». М.Г.Чернышевский , увидев ложку из этого металла, сказал: «Этому металлу суждено великое будущее!» А в романе «Что делать?» героиня Вера Павловна в четвертом сне видит картины далекого будущего и «повсюду…» .Что это за металл?(Алюминий)

10 класс

1. Это прозрачный газ без запаха. Как и все газы, его можно превратить в жидкость .В природе он образуется в результате разложения под землей или под водой остатков органических веществ растений и животных. Его можно встретить и в угольных шахтах. Там может скопиться такое количество газа, что он становится опасным : достаточно небольшой искры, чтоб газ начал реагировать с кислородом и произошел взрыв. Как называется газ? (Метан)

2.Явление адсорбции открыл академик Т.Е.Ловиц. Он же указал  и на возможность использования этих свойств вещества для практических целей, например, для очищения протухшей воды на кораблях , уксуса ит.д. В инструкциях к морской службе указывалось: «В далеких морских путешествиях с большой пользой используют это вещество, чтоб предотвратить повреждению воды, обпаливая бочки внутри». Оригинально явление адсорбции использовали в Англии, где с помощью этого вещества очищали воздух, который поступал в помещение парламента. Он находился на берегу Темзы, которая была загрязнена гнилыми остатками , отравляющими воздух. Назовите это вещество(Уголь)

Гейм 3. «Темная лошадка»

9 класс

 В течении многих лет это вещество вызывало страх у шахтеров. При зажигании лампы в шахте мгновенно происходил взрыв, Погибало много людей , но в темноте без света ничего нельзя было сделать. Владельцы шахт обратились к известному в то время химику Гемфи Деви, чтоб он им помог. После большого количества проделанных опытов и титанического труда он пришел к выводу, что взрывоопасная смесь этого вещества с воздухом горит в стеклянной трубке, но не горит в медной.

Тогда Деви сделал лампу, в которой пламя было ограждено медной сеткой. Это открытие так и называется «лампа Деви». Как называлось вещество, о котором идет речь?(Газ метан)

10 класс

Однажды Роберт Вуд направлялся домой из лаборатории. Дорога шла через американский квартал. Посреди дороги находилась большая лужа, а неподалеку стояли негры. Проходя мимо них ,Вуд на виду у всех плюнул в лужу, и незаметно бросил какое-то вещество. Произошел большой взрыв, большое пламя поднялось над водой. Люди испугались, стали кричать, молить о помощи: «…Этот человек плюнул огнем!! Сам сатана умеет это делать!»  Какое вещество упомянуто в рассказе?  (Натрий)

Конкурс капитанов «Правда ли это?»

Вопрос капитану 9 класса

 Обыкновенная змея…носит очки и меняет их много раз в течении жизни. У змеи глаза не закрыты темными подвижными веками , как у других животных ;над каждым глазом есть прозрачное веко, которое присоединяется , как стекло к очкам. Перед линькой такие очки становятся мутными, зрение змеи ухудшается, а во время линьки змея сбрасывает полностью всю кожу вместе с этими очками.

Потом вырастают новые веки – совсем чистые и прозрачные .Правда ли это?

Вопрос капитану 10 класс

Сколько глаз у пчел и шмелей ? Два? Нет, пять! Возьмите в руки увеличительное стекло и на панцире головы этих насекомых вы увидите еще три  совсем невидимых глаза. Они не выполняют самостоятельной функции, а помогают крылатым труженикам ориентироваться в пространстве и во времени. Три дополнительных глаза – рецепторы интенсивности осветления. С их помощью пчелы и шмели легко определяют время суток и возвращаются в свой улей в точное время. Правда ли это ?

Гейм 4. «Гонка за лидером»

9 класс

1. Объем одного моля при н.у. (22,4 л)

2. Радиоактивный металл, носящий название одного из планет (Нептуний)

3. Газ, используемый для сварки и резки металла(Кислород)

4.Бытовое название продукта разрушения железа под действием влажного воздуха (Ржавчина)

5.Энергетическое состояние электронов в атоме  или молекуле (Орбиталь)

6. Способ получения металлов (Металлотермия)

7. Вода в газообразном состоянии (Пар)

8. Самая крупная птица (Страус)

9. Самый электроотрицательный элемент (Фтор)

10. Способность атома притягивать электроны.  (Электроотрицательность)

11.Наименьшая неделимая частичка (Атом)

12. Количество вещества измеряется в …(молях)

13Частица с наименьшей массой (Электрон)

14. Раздел физики о движении (Механика)

15. Единица измерения давления. (Паскаль)

16. Вертикальный ряд сходных по свойствам элементов. (Группа)

17 Сколько нужно воды , чтобы напоить верблюда? (250 литров)

18Положительно заряженный электрод( Анод)

19.Явление нахождения тела в состоянии покоя.(Инерция)

20Кто создал законы движения?(Ньютон)

21. Вещество, в состав которого входит один элемент. (Простое)

22 Формула кремниевой кислоты (НSiO )

23. Горизонтальный ряд химических элементов. (Период)

24.При оплодотворении яйцеклетки образуется…(зигота)

25. Сколько агрегатных состояний имеет вода ? (Три)

26.Молярная масса измеряется в…(г/моль)

27 Вид связи в молекуле соляной кислоты (ковалентная полярная)

28.Что удерживает человека на Земле? ( Сила тяжести)

29. ???Самое высокое животное (Жираф)

30 Древнейшие растения на Земле ? (Лишайники)

10 класс

 1. Абсолютный ноль (-273 ºС)

2. Белый, красный, черный фосфор . Явление. (Аллотропия)

3. Раствор аммиака в воде. (Нашатырный спирт)

4. Явление изменения формы тела.(Деформация)

5. Что такое  «перпетуум мобиле»? (Вечный двигатель)

6. Единица измерения теплоты. (Джоуль)

7. Закон движения жидкостей по трубам. (Закон Бернулли)

8. Жидкий металл (Ртуть)

9.Какая связь в молекуле  брома ? (Ковалентная неполярная)

10. Энергия движения тела. (Кинетическая)

11.Как заряжены электроны в атоме (Отрицательно)

12. Самое большое млекопитающее. (Синий кит)

13. Соединение азота и водорода (Аммиак)

14. Самая большая скорость(Света)

15.Сколько электроном уровне у магния (Два)

16.Отрицательно заряженный электрод (Катод)

17. Корневая система у пшеницы (Мочковатая)

18 Какой корабль назван в честь моллюска ? (Наутилус)

19 Великий русский химик. (Ломоносов)

20.Вещество, ускоряющее реакцию (Катализатор)

21. Наука, изучающая вещества и их превращения (Химия)

22.Противогаз изобрел…(Зелинский)

23. Соли угольной кислоты.(Карбонаты)

24. Химия  соединений на основе углерода. (Органическая)

25. Природный газ (Метан)

26.Наука, изучающая клетку (Цитология)

27. Увеличительный прибор (Микроскоп, линза)

28. Сплав меди и цинка (Латунь)

29. В народе говорят : «Металл – и плуг в поле, и гвоздь в доме»(Железо)

30 Негашеная известь (Кальций гидроксид)

Конкурс эрудитов

(для 8-11 классов)

Надо: удлинитель, карточки с цифрами для жеребьевки, мяч, бочка с приборами для опытов, мензурка, барометр, амперметр, метроном, секундомер.

Ведущий. Трудно было человеку миллионы лет назад,

Он совсем не знал природы,

Слепо верил в чудеса,

Он всего, всего боялся.

И не знал, как объяснить

Бурю, гром, землетрясенье,

Трудно было ему жить.

И решил он, что ж бояться,

Лучше просто все узнать.

Самому во все вмешаться,

Людям правду рассказать.

Создал он земли науку,

Кратко «физикой» назвал.

Под названьем тем коротким

Он природу распознал.

Физика – основа техники, и ее знание необходимо каждому современному человеку. Изучение физики  дисциплинирует ум, развивает логическое мышление. Физики – очень любознательные люди. Их интересует, и что происходит вокруг нас, и почему, и как все происходит.

И сегодня мы попробуем выяснить, кто же у нас самый любознательный, самый эрудированный, самый- самый…

Борьба за право называться эрудитом проходит в 5 туров.

 

  • Задача первого тура(Вопрос- ответ )- отобрать из учеников, родителей, учителей команду из 15 -20 человек для второго тура.

  • Второй тур (загадки с подсказками) должен выявить 10 человек.

  • После третьего тура  (Заморочки из бочки) остается 5 человек.

  • Задание  четвертого тура – составить из названий городов название физического прибора. После него остаются 2 участника .

  • Для них  пятый тур - финальный конкурс (проделать опыт).

I тур . «Вопрос – ответ»

Итак, мы начинаем конкурс эрудитов. В первом туре проверяются знания, сообразительность, быстрота ответа. Я зачитываю вопрос. Игрок, готовый к ответу, поднимает руку. Члены жюри (представление жюри)  и мои помощницы строго следят за очередностью поднятых рук. Правильный ответ оценивается жетоном. Набравший три жетона ,переходит на скамейку участников 2-го тура. Ну что ж , поехали.

1.Кто сказал эти  знаменитые слова? (Ю.А.Гагарин)

2.О каком русском ученом великий поэт А.С. Пушкин сказал, что он создал первый в России университет, что «он, лучше сказать, сам был первым русским университетом».(М.В.Ломоносов)

3.Жидкость жизни (Вода).

4.Самый распространенный элемент на Земле. (Кислород)

5. Прибор для измерения силы.(динамометр)

6. Что остывает медленнее в одинаковых условиях – суп или чай? (Суп, если на его поверхности есть пленка жира, она препятствует испарению)

7.Единица измерения ускорения (м/с2)

8.Кого из русских ученых называют «отцом русской авиации»(Н.Е.Жуковского)

9.Жидкий металл (ртуть)

10.Вещество, которое может находиться сразу в трех состояниях (вода)

11.Какой элемент убивает микробы?(серебро)

12.Самый легкий элемент(водород)

13.Кто составил периодическую таблицу?(Менделеев)

14. Слышен ли звук в открытом космосе?(нет, отсутствует проводящая среда)

15.Наименьшая неделимая частица(атом)

16.Способ получения металлов (металлотермия)

17 Частица с наименьшей массой (электрон)

18.Единица измерения давления(паскаль)

19.Кто создал законы движения(Ньютон)

20.Раздел физики о движении (механика)

21.Самая крупная птица (страус)

22.Сколько нужно воды, чтобы напоить верблюда? (250 литров)

23.Вода в газообразном состоянии (пар)

24.Что такое «перпетуум мобиле»(вечный двигатель)

25.Единица измерения теплоты(джоуль)

26.Энергия движения тела (кинетическая)

27Самая большая скорость(света 300.000км/с)

28.Явление изменения формы тела (Деформация)

29.Сплав меди и цинка(латунь)

30.В народе говорят: «Металл- и плуг в поле, и гвоздь в доме» О каком металле речь?(железо)

31.Увеличительный прибор(микроскоп , линза)

32. Что удерживает человека на земле? (Сила тяжести)

33.Я и уголь, и алмаз, и графит, и карандаш. (углерод)

34.Прибор для измерения силы тока(амперметр)

35.Длина траектории (путь)

36.Ускорится или замедлится таяние снега в теплой комнате, если его накрыть шубой (замедлится, так как теплопроводность уменьшится)

37.Книги читают, а грамоты не знают(очки)

38. Я горячее храню и холодное храню,

Я и печь, и холодильник вам в дороге заменю (термос)

39 Идут, идут, а с места не сойдут.(часы)

40. Ты кричал- оно молчало,

 Ты молчал -оно кричало(эхо)

41. Длина траектории(путь)

42. Увеличение веса (Перегрузка)

43. Как можно быстро вдвое увеличить давление, производимое человеком на пол?

(встать на одну ногу)

44.На руках 10 пальцев. Сколько их на 10 руках?(100) 

45. Мой дед ложится спать в 8 часов вечера, а будильник заводит на 9 часов утра. Сколько спит дед?(1 час)

46. Почему в горах вода кипит при меньшей  температуре?(там ниже атмосферное давление)

47. Как изменился бы уровень воды в океане , если бы растаяли все плавающие

айсберги?(никак  не изменился, объем льда под водой равен объему вытесненной воды

48.Действует ли сила Архимеда на тело, плотно прижатое ко дну сосуда?(нет, т.к. снизу давления воды нет)

49. Когда килограммовая гиря легче: зимой или летом? (их массы одинаковы)

50. Как называется элемент, который нашли сначала на Солнце, а потом уже на Земле? (гелий)

51 Когда парусным судам удобнее входить в гавань – днем или ночью?(Ночью, с вечера ветер дует с моря, - оно медленнее прогревается за день и медленнее остывает ночью)

52. Можно ли уравновесить на одной доске муху и слона? (да, если рассмотреть правило рычага)

53. Кто выдвинул идею создания геликоптера – по-современному,  вертолета? (Леонардо да Винчи)

54 Самая легкая в мире древесина? ( дерево бальзы)

55. Кто в России изобрел трансформатор?(Яблочков П.Н.)

II тур . «Загадки с подсказками»

Ведущий . По подсказкам, которые постепенно будет давать ведущий, нужно отгадать задуманное. Рука, поднятая вверх, служит сигналом о вашей готовности к ответу. Загадок ровно10. Кто получает жетон, проходит в 3 тур.

Загадка 1. Речь идет об ученом. О ком именно?

Подсказки:

  1. Еще в студенческие годы он открыл, что период колебаний маятника не зависит от амплитуды.
  2. После окончания университета он занялся исследованиями в области механики и астрономии.
  3. Им открыт принцип относительности движения и закон инерции.
  4. Он открыл 4 спутника у Юпитера и фазы Венеры.
  5. Для изучения закономерностей свободного падения тел он использовал наклонную башню в городе Пиза.(итальянский ученый Галилео Галилей)

Загадка 2. Сейчас вам предстоит перебрать в памяти некоторые изобретения, но остановиться на одном из них .

Подсказки:

  1. Как орудие войны это изобретение упоминается в источниках XIII в., XVв., в конце XVIII и середине XXв.
  2. Данное изобретение используется и в мирных целях.
  3. Предполагается, что родина этого изобретения Китай.
  4. В Европе (XIII в.) его разновидность получила название – «летающий огонь», или «огненный волан», а в середине XX в. –имя милой девушки.
  5. Это изобретение- основной двигатель космических кораблей.(ракета)

Загадка 3.

И вновь речь – об ученом, теперь о человеке, фамилия которого знакома всем: и школьникам, и рабочим, и домохозяйкам, и артистам, и научным работникам. Кто он?

Подсказки:

  1. Инженер по образованию, он в 23 года защитил диссертацию на звание доктора философии.
  2. Его научные исследования посвящены электромагнетизму, физике кристаллов, оптике, молекулярной физике.
  3. Но ,главное его научное достижение относилось к совершенно неизвестной до тех пор области науки. Она-то и прославила его имя.
  4. Он лауреат первой Нобелевской премии по физике(1901год)
  5. Ему первому удалось увидеть строение части скелета живого человека.

Загадка 4.

Речь пойдет об одном живом объекте. Каком?

Подсказки:

  1. Этот объект может летать, но в основном плавает.
  2. Взлетная скорость его – 30 км/ч.
  3. Аэродинамические поверхности у него не активны.
  4. Он совершает пологий планирующий полет.
  5. Свой полет этот объект использует для защиты от хищников: акул, касаток и др.(летающая рыба)

Загадка 5

Она связана с черным ящиком. В ящике –физическое тело, с которым вы знакомы все. Что это за тело?

Подсказки:

  1. С помощью этого тела можно продемонстрировать закон Паскаля и упругости газов.
  2. Его можно использовать в науке: для исследования некоторых физических явлений.
  3. С ним дружат некоторые спортсмены.
  4. Оно имеет наименьшую площадь поверхности из всех геометрических  фигур того же объема.
  5. По нему плакала Таня.

Загадка 6.

О фамилии очень известного ученого.

Подсказки:

  1. Он – один из первых ученых, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки.
  2. Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия.
  3. Он –крупный изобретатель. Его изобретения широко известны.
  4. С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.
  5. По легенде, ему принадлежит возглас: «Эврика!», прозвучавший вслед за сделанным им открытием.(Архимед)

Загадка 7

В природе очень много веществ. Об одном из них пойдет сейчас речь. Что это за вещество?

Подсказки:

  1. Из этого вещества на 65% состоит организм взрослого человека.
  2. Со всеми тремя его агрегатными состояниями мы довольно часто встречаемся.
  3. Его можно использовать для уменьшения трения.
  4. Его используют в системах нагрева и охлаждения.
  5. Это вещество называют «соком жизни» на Земле.(вода)

Загадка 8

Она – об уникальном путешественнике .Кто он?

Подсказки:

  1. Претендентов на это путешествие было около 3 тысяч, однако выбор пал на него.
  2. Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку.
  3. Сын крестьянина, ученик ремесленного училища, рабочий, студент, курсант аэроклуба…
  4. Совершенное им прославило человеческий разум, его и его Родину.
  5. Ему принадлежит историческая фраза, сказанная перед началом дороги: «Поехали!» (Ю.А.Гагарин)

Загадка 9

Что это?         Подсказки:

  1. Сначала он плавал, потом стал и летать.
  2. Он многим, будучи их проводником, спас жизнь.
  3. Он не любит большую жару и сильную тряску.
  4. Он всегда целенаправлен
  5. Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом.(компас)

Загадка 10

И снова о человеке- легенде.

Подсказки:

  1. Он жил в 4 веке до нашей эры
  2. Он был воспитателем Александра Македонского.
  3. Его сочинения относятся ко всем областям знаний того времени: философии, астрономии, механике, теории звука, оптике, метереологии.
  4. В основе его физики лежали рассуждения и умозаключения.
  5. Его учение было канонизировано церквью, признано святым, неизменным и господствовало в науке около 1000 лет.(Аристотель)

Загадка11

Речь пойдет о живом существе. Кто оно?
Подсказки:

  1. Чувствительность его глаз  так велика, что при идеальных условиях видимости они могут увидеть ночью с вершины высокой горы свет горящей спички на расстоянии 80 км.
  2. Мощность , развиваемая его сердцем,=2,2 Вт.
  3. Его мозг за 0,05 с распознает объект, изображение которого зафиксировал глаз.
  4. За свою жизнь он съедает около40 тонн пищи.
  5. Это самое умное животное на Земле( человек)

III тур . «Заморочки из бочки»

Итак, в 3 тур прошли 10 человек. Вся физика основана на опытах, чем мы с вами сейчас и будем заниматься. У нас есть «бочка» с физическими приборами для опытов. Берем из бочки тот прибор, до которого дотронулся :проделываем  с ним опыт и комментируем. Выбывает тот , кто не смог  показать или объяснить опыт. Мои помощницы провели жеребьевку. Первым выходит…

  1. Стеклянная  изогнутая трубочка  (+  теннисный шарик).Дуем в трубочку сильно и долго- шарик держится над трубочкой и «танцует».Тема: Обтекание.
  2. Вертушка (+ лампочка с вилкой).Нагревается воздух над вертушкой, она медленно вращается.

          Тема: Конвекция.

  1. Банка с дырочками в стенках по бокам  (+вода и емкость для слива).Выливаясь из банки, вода приводит ее во вращение. Тема: Реактивное движение.
  2. Дощечка с торчащими острием и шляпками ,гвоздями.(+Баночка с рисом)Острием проваливаются, шляпками –нет.(Тема: Давление)
  3. Дощечка с 2 вбитыми гвоздями (+ монетка и спиртовка)Холодная монетка проскакивает между гвоздями, горячая –нет. Тема: Расширение тел.
  4. «Картезианский водолаз» Нажимаем – тонет, отпускаем – всплывает. Тема: Атмосферное давление воздуха.
  5. Два конуса основаниями вместе (+две дощечки с наклоном).Кладем аккуратно на дощечки, тело поднимается вверх. Тема: Центр тяжести.
  6. Качели  накручиваем вверх, отпускаем. Поднимается, опускается несколько раз. Тема: Переход  энергии из одного вида в другой.
  7. Вареное яйцо (+ бутылка из-под молока ,спички , бумага) Зажечь бумагу, бросить в бутылку, через 2-3 секунды положить яйцо носиком вниз. Оно «всосется» в бутылку. Тема: Безвоздушное пространство.
  8. Прищепка (+стакан, картон или открытка)На стакан открытку ,на ней прищепка. Открытку щелчком выбиваем , а прищепка остается на месте и падает в стакан. Тема: Инерция.

IV тур . «Составь слово»

В четвертый конкурс  вошли достойнейшие из достойных (   5  ) человек. Немного отдохнем от физики, займемся географией.  Ваша следующая задача – расположить название городов так, чтобы из начальных букв составилось название  физического прибора, а затем найти его и объяснить ,зачем он нужен.

  1. Киев, Уфа, Минск, Звенигород, Рига, Новосибирск, Алушта, Ереван,(8 мензурка)
  2. Анапа, Рига, Москва, Тернополь, Макеевка, Ровно, Павлоград, Ереван, Енакиево.

                                                                                                                              (9Амперметр)

  1. Ровно, Ереван, Анапа, Рига, Омск, Тула, Москва, Будапешт(8 Барометр)
  2. Минск, Москва, Норильск, Орел, Омск, Рига, Тверь, Ереван.( 8 Метроном)
  3. Рига, Уфа, Курск, Норильск, Ереван, Саратов, Екатеринбург, Москва , Омск, Душанбе.

( 10 Секундомер)

6.Рига,Тверь, Ереван, Енакиево, Тула, Ровно, Минск, Оренбург, Москва (9 Термометр)

7. Рига, Тверь, Ереван, Грозный, Гумилев, Омск, Ровно, Минск, Иркутск(9 Гигрометр)

V тур . «Финальный конкурс»

Она о домик тесный свой лишь почесалась головой,

и сразу – словно не жила,  сгорела, бедная дотла. О ком это ?(спичка)

Наш финальный конкурс очень  прост Участники соревнования должны зажечь спичку. У кого она будет гореть дольше, тот и выиграл. Время будет фиксироваться секундомером. (Секундомер включить после того, как спичка зажглась. Как вы думаете , нужно для этого тура знание физики?

Вам надоело скучно жить,

И надоело всего бояться?

Тогда вам можем предложить

Делом полезным заняться.

Вы верите в мистику и всякую ерунду,

Боитесь вы грома, боитесь грозу,

Вам страшно, когда начинается дождь,

Но вы не отчаивайтесь,

Мы можем помочь!

Не стоит ходить к шаманам, магистрам,

Не стоит целителей вам навещать,

Вместе: Совет наш прост- не нужно бояться,

А лучше физику изучать.

Для выяснения эффективности и  результативности проведенной недели физики проводится анкетирование учащихся, которым предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Принимали вы участие в неделе физики?
  2. Способствовала ли неделя повышению вашего интереса к физике?
  3. Хотите ли вы заниматься в физическом кружке?
  4. Появился ли интерес к профессиям, связанным с физикой?