Взаимодействие с родителями обучающихся
Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи- источник и важный механизм их развития. Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
в 1 классе
«Урок родительства
(практическое занятие)»
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ№5!
Н.Н.Гараева
- Каждый ребенок приходит на Землю со своей миссией. Что же делаем? Мы с рождения навязываем свои установки.
Игра «Связанный ребенок»
(пригласить одного родителя и выполнять с ним действия)
- Мы говорим ребенку: не бегай, не прыгай, не упади. (тем самым связываем ему ноги)
- Не трогай то, не трогай это (связываем руки)
- Не слушай, это не для твоих ушей (закрываем уши)
- Не кричи, не разговаривай громко (завязываем рот)
- Не смотри, это не для твоих глаз ( завязываем глаза)
- Давайте спросим ребенка:
-Как Вы себя чувствуете?
- Да вы скажете, что как же без запретов, да это невозможно, но запретов не должно быть очень много. А то что запрещено, должно быть беспрекословным и вы должны знать, что следует запрещать:
- то, что приносит вред здоровью ребенку и окружающим (н.п. нельзя бегать с ножом и объяснить, почему следует запрещать)
- то, что может привести к порче вещей, в которые вложен труд людей (н.п. не царапай стол …)
- то, что противоречит нравственным нормам (нельзя читать чужие письма, брать чужие вещи …)
- И конечно воспитание должно быть последовательным.
- Давайте проведем эксперимент. Я скажу слово «дети», а вы назовете слова, которые у вас ассоциируются с этим понятием. (игрушки, смех, радость …)
- Прочитайте слова, которые ассоциируются у детей со словом «родители»: ругаются, кричат и запрещают, долго работают, говорят, чтобы не мешали, разбираются и сорятся, заботятся, зарабатывают деньги, покупают вещи.
- Я думаю, что следует задуматься!
Сегодня я предлагаю Вам оценить свои отношения с ребенком и узнать, каких детей воспитываем мы. Надеюсь предложенная презентация Вам поможет переоценить некоторые моменты в Вашем воспитании.
О стилях семейного воспитания и роль ребенка в семье
Стиль семейного воспитания
Это способы воздействия взрослых на детей, которые в наибольшей степени оказывают влияние на психическое развитие ребенка и развитие его личности: отношение родителей к ребенку, характер контроля за его действиями, способы предъявления требований, формы поощрения и наказания.
Авторитарные родители
- Требуют беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения традициям и авторитетам.
- Если сочетается с холодностью, вызывает стремление к самоутверждению, агрессивность, конфликтность, трудности с адаптацией.
- Если относятся с теплотой, но контролируют каждый шаг, вырастают зависимые, нерешительные, необщительные, инфантильные, эгоцентричные дети.
Демократические родители
- Предоставляют детям определенную самостоятельность, относятся с теплотой и уважением
- Дети социально адаптированны, независимы, активны, творчески развиты, способны к сотрудничеству с другими детьми.
Ошибки воспитания - роли ребенка в семье
Ведь и меня «гоняли» и даже били в детстве, а человеком сделали!...
Кумир семьи
- Ребенок вызывает восхищение, как бы не вел себя.
- Обращаются только умильным тоном.
- Любые прихоти сразу выполняются.
- В такой атмосфере вырастает изнеженным, капризным, эгоцентричным.
Мамино сокровище
- Похоже на роль кумира семьи, но в данном случае ребенок не общий, а чей - то личный кумир.
- Ребенку мучительно «разрываться» между несколькими старшими, вести себя по-разному.
- В семье присутствует острое соперничество, могут образовываться «коалиции».
Паинька
- Ребенок внешне примерный, послушный, от него ждут в первую очередь соблюдения приличий.
- За это он старшими вознаграждается.
- Никому нет дела в семье, какова внутренняя жизнь ребенка.
- Часто ребенок, образцовый дома, неожиданно совершает противоправные поступки.
Болезненный ребенок
- Ребенок долго болел, выздоровел, но в семье продолжают считать его слабым и болезненным.
- Взрослому легче обращаться с ним, как с больным, чем искать новые формы контакта.
Ужасный ребенок
- Ребенок воспринимается в семье как субъект, создающий лишь хлопоты и напряженные ситуации.
- Все призывают его к порядку бесконечными выговорами и наказаниями, что является неэффективными способами.
- Часто взрослые используют это, чтобы самоустраниться от заботы о ребенке.
Козел отпущения
- Взрослые разряжают на нем свою агрессивность.
- Ребенок превращается в «забитого»: он начинает бояться наказания за любое свое высказывание или поступок.
- Чувствует, что всем мешает и вызывает только раздражение.
- Может закрепиться и в роли «хитреца».
Золушка
- Аномальная детская роль прислуги в доме.
- Все лучшее, включая поощрения, принадлежит другим детям либо взрослым.
- Ребенок вырастает неуверенным в себе, завистливым и несамостоятельным
В нормальной семье
Кумир семьи. Ужасный ребенок. Паинька. Хитрец. Выходит из роли, становится самим собой. Может быть и мучителем, и путающимся под ногами, но спустя пару часов он снова кумир семьи.
Ребенок никогда не бывает
в нормальной семье ...
- Козлом
отпущения
- Золушкой
- Забитым
Анкета «Принцип воспитания»
- Могу - 3 балла
- Могу, но не всегда - 2 балла
- Не могу - 1 балл
- Можете ли вы:
- 1. В любой момент оставить все свои дела и заняться с ребенком?
- 2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
- 3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
- 4. Извиниться в случае, если вы были не правы?
- 5. Овладеть собой, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
- 6. Поставить себя на место ребенка?
- 7. Поверить хотя бы на минуту, что вы фея или прекрасный принц?
- 8. Рассказать что-то не очень хорошее из своего детства
- 9. Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить?
- 10. Пообещать исполнить желание за хорошее поведение?
- 11. Выделить один день, когда все дозволено и самим не вмешиваться?
- 12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил или обидел кого-нибудь?
Ваши результаты:
- От 30 баллов до 39 баллов - вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.
- От 16 до 30 баллов - ваш метод воспитания - кнут и пряник.
- Менее 16 баллов - у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.
Тест «Как Вы общаетесь с детьми?»
- 1. Сколько раз тебе повторять!
- 2. Посоветуй, мне пожалуйста…
- 3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а)…
- 4. И в кого ты такой уродился?
- 5. Какие у тебя замечательные друзья!
- 6. Ну, и на кого ты похож(а)?
- 7. Вот я в твое время…
- 8. Ты моя опора и помощник(ца)…
- 9. Ну, что за друзья у тебя?
- 10. О чем ты только думаешь?
- 11. Какая ты у меня умница!
- 12. А ты как считаешь, сынок (доченька)?
- 13. У всех дети как дети. А ты?!
- 14. Какой ты у меня сообразительный(ая)!
Баллы для оценки фраз теста
- 1 фраза - 2 балла
- 2 фраза - 1 балл
- 3 фраза - 1 балл
- 4 фраза - 1 балл
- 5 фраза - 1 балл
- 6 фраза - 2 балла
- 7 фраза - 2 балла
- 8 фраза - 1 балл
- 9 фраза - 2 балла
- 10 фраза - 2 балла
- 11 фраза - 1 балл
- 12 фраза - 1 балл
- 13 фраза - 2 балла
- 14 фраза - 1 балл
Результаты теста
- 7 - 8 баллов - вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
- 9 - 10 баллов - вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
- 11-12 баллов - вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие Вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.
Памятка - совет родителям «Азбука воспитания»
- 1. Никогда не говорите ребенку, что не будете его любить.
- 2. Не будьте безразличным.
- 3. В воспитании не должно быть слишком много строгости.
- 4. Не балуйте детей.
- 5. Не навязывайте своему ребенку какую - то определенную роль.
- 6. Хорошее воспитание не зависит от количества денег.
- 7. Не стройте «наполеоновские» планы.
- 8. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
- 9. Воспитание и общение с ребенком не должно быть зависеть от вашего настроения.
- 10. Уделяйте время своему ребенку каждый день, будьте открыты для общения с ребенком.
Рецепт счастья
И. Беляевой
- Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кого встретите на своем пути.
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Администрация школы проводит опрос о работе образовательного учреждения. Ваше мнение важно для нас.
Внимательно прочитайте утверждения и оцените степень Вашего согласия с ними по шкале:
(да; не совсем/ частично; не знаю; нет) и отметьте любым значком (V , +, О)
Класс, в котором обучается Ваш ребенок _____________
ФИО (Ваша)_____________________________________ _______________________________________(по желанию)
Утверждение | Степень удовлетворенности | ||||
да | Не совсем/ частично | Не знаю | нет | ||
1. Организация школьного быта | |||||
Удовлетворены ли вы организацией школьного быта: | |||||
Санитарно-гигиеническим состоянием школьных помещений? | |||||
Материально-техническим оснащением? | |||||
Обеспечением безопасности нахождения вашего ребенка в школе? | |||||
2. Удовлетворены ли вы организацией учебно-воспитательного процесса? | |||||
Качеством преподавания | |||||
Ваш ребенок перегружен учебными занятиями? | |||||
Ваш ребенок перегружен домашними заданиями? | |||||
Администрация создает условия для проявления и развития способностей обучающихся? (спорт, интеллектуальные мероприятия, проектная деятельность, художественно-эстетические направления) | |||||
3.Удовлетворены ли вы организацией воспитательного процесса и дополнительного образования? | |||||
Содержанием и качеством проводимых мероприятий: содержание способствует формированию мировоззрения, культуры, достойного поведения Вашего ребенка? | |||||
Подготовкой Вашего ребенка к самостоятельной жизни? | |||||
В школе заботятся о физическом развитии и здоровье Вашего ребенка? | |||||
В школе достаточно продуманы меры безопасности Вашего ребенка? | |||||
4.Удовлетворены ли вы психологическим климатом? | |||||
Психологическим климатом в классе, где обучается Ваш ребенок? | |||||
Отношением педагогов к Вашему ребенку? | |||||
Вашими отношениями с педагогами? | |||||
Вашими отношениями с администрацией? | |||||
Вашими отношениями с классным руководителем? | |||||
5. Удовлетворены ли вы организацией питания? | |||||
Нравится ли Вам оснащение и обслуживание школьной столовой? | |||||
Вкусная ли еда в столовой? | |||||
6. Используете ли Вы возможности сайта «госуслуги»? | |||||
7. Пользуетесь ли Вы Электронным дневником? | |||||
8. Каким образом Вы получаете информацию от классного руководителя? | Дневник | Через email | По телефону | viber | Приглашение в гимназию |
Ваши предложения и комментарии по работе образовательного учреждения
дополнительно:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Спасибо!
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Администрация школы проводит опрос о работе образовательной организации. Нам важно Ваше мнение.
Класс, в котором обучается Ваш ребенок _____
- Общие сведения:
Удовлетворены ли Вы собственной информированностью о деятельности школы? | не удовлетворен; | |
частично удовлетворен | ||
полностью удовлетворен |
- Укажите по каким направлениям деятельности школы Вы владеете информацией (не владеете, владеете частично):
Направления | Информация | ||
Не владеете информацией | Владеете частично | Владеете информацией | |
Цели и задачи образовательной организации | |||
Реализуемые образовательные программы | |||
Дополнительные образовательные услуги | |||
Режим работы школы | |||
Организация питания | |||
Государственная итоговая аттестация учащихся | |||
Федеральный государственный образовательный стандарт |
3.
Основным источником информации для Вас является (отметьте цифрами 1,2,3 в порядке значимости для Вас) | Сайт школы | |
Информационные стенды | ||
Информация от классного руководителя, заместителей директора, директора |
4.
Принимаете ли Вы участие в деятельности школы? (отметьте) | являюсь членом родительского комитета | |
являюсь членом управляющего совета | ||
участвую периодически | ||
не участвую |
5.В какой степени Вы удовлетворены качеством организации образования по следующим критериям:
не удовлетворен | частично удовлетворен | полностью удовлетворен | |
Качеством преподавания | |||
Качеством образования, в частности подготовкой учащихся к государственной итоговой аттестации | |||
Спектром дополнительных образовательных услуг | |||
Оснащённостью современным оборудованием | |||
Психологическим климатом в классе, где обучается Ваш ребенок? | |||
Отношением педагогов к Вашему ребенку? | |||
Вашими отношениями с педагогами? | |||
Вашими отношениями с администрацией? | |||
Вашими отношениями с классным руководителем? | |||
Состоянием воспитательной и профилактической работы | |||
Организацией питания | |||
Соблюдением санитарно-гигиенических условий | |||
Обеспечением безопасных условий образовательного процесса |
6. Осуществление обратной связи
да | нет | ||||
Заходите ли Вы в Электронный дневник | |||||
Вкладка оценок в бумажный дневник | По телефону | Личное посещение | Через email | ||
Получение информации об успеваемости от классного руководителя |
Ваши комментарии о качестве работы школы и предложения по его совершенствованию _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей первоклассников
1. Ф.И.О. ребёнка________________________________________________________________________
Дата рождения (число, месяц, год) ________________________________________________________
Домашний адрес (регистрация) ___________________________________________________________
Домашний адрес (фактическое проживание) ________________________________________________
Домашний телефон _____________________________________________________________________
2. Ф.И.О. матери ________________________________________________________________________
Место работы, занимаемая должность _______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Образование (подчеркнуть)
Высшее
Средне специальное
Среднее
Основное общее
Нет образования
Телефон: рабочий ___________________ сотовый __________________________________________
3. Ф.И.О. отца ___________________________________________________________________________
Место работы, занимаемая должность ____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Образование (подчеркнуть)
Высшее
Средне специальное
Среднее
Основное общее
Нет образования
Телефон: рабочий ___________________ сотовый __________________________________________
4. Состав семьи(полная, неполная), сколько человек в семье ____________________________________
5. Другие дети в семье: нет, есть (сколько, возраст, пол, имя, где учатся школа, детский сад)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Кто играет ведущую роль в воспитании ребенка? (мать, отец, бабушка, дедушка, др.)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Тип наказания: осуждение, лишение удовольствий, физическое воздействие, иное (иногда или систематически) _____________________________________________________________
8.Тип поощрения: словесное, подарок, другое ________________________________________
9.Посещал ли ребёнок детсад: ДА\НЕТ
С какого возраста ________ до какого возраста________________
Реакция на ясли или детсад: испугался, переживал, проявлял интерес, не отпускал маму
10. Ваш ребёнок идёт в первый класс:
Знает ли он буквы? ДА\НЕТ
Знает ли он цифры? ДА\НЕТ
Умеет читать: по буквам, по слогам, слоги и целыми словами, целыми словами, бегло
Умеет считать: до _______; складывать в пределах 5, 10, 20; вычитать в пределах 5, 10, 20
Решает простые задачи: ДА\НЕТ
Пересказывает сказки: ДА\НЕТ, дословно, своими словами, эпизоды
11. Состояние здоровья Вашего ребенка
Ваш ребенок: праворукий, леворукий (подчеркнуть)
аллергические реакции (указать на что)____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Психологический портрет ребёнка:
На что Вы хотели бы обратить наше внимание?
Положительные черты характера______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отрицательные черты характера____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Увлечения, занятия, склонности Вашего ребенка_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13.Постарайтесь назвать три любимых занятия ребёнка________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
14. Есть ли у Вашего ребёнка друзья? Приходят ли они к нему домой?________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
15. Какие игры предпочитает ребёнок: подвижные, настольные, индивидуальные, коллективные и др._____________________________________________________________________________
16. Есть ли у ребенка своя комната? __________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. Какие навыки самообслуживания развиты у ребенка (уборка игрушек, постели и др., помощь по дому)
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
18. Дополнительное образование ребенка, в чем его потребность
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
19. Традиции семьи:______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Спасибо!
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Администрация школы проводит опрос о работе образовательного учреждения. Ваше мнение важно для нас.
Внимательно прочитайте утверждения и оцените степень Вашего согласия с ними по шкале:
(да; не совсем/ частично; не знаю; нет) и отметьте любым значком (V , +, О)
Класс, в котором обучается Ваш ребенок _____________
ФИО (Ваша)_____________________________________ _______________________________________(по желанию)
Утверждение | Степень удовлетворенности | ||||
да | Не совсем/ частично | Не знаю | нет | ||
1. Организация школьного быта | |||||
Удовлетворены ли вы организацией школьного быта: | |||||
Санитарно-гигиеническим состоянием школьных помещений? | |||||
Материально-техническим оснащением? | |||||
Обеспечением безопасности нахождения вашего ребенка в школе? | |||||
2. Удовлетворены ли вы организацией учебно-воспитательного процесса? | |||||
Качеством преподавания | |||||
Ваш ребенок перегружен учебными занятиями? | |||||
Ваш ребенок перегружен домашними заданиями? | |||||
Администрация создает условия для проявления и развития способностей обучающихся? (спорт, интеллектуальные мероприятия, проектная деятельность, художественно-эстетические направления) | |||||
3.Удовлетворены ли вы организацией воспитательного процесса и дополнительного образования? | |||||
Содержанием и качеством проводимых мероприятий: содержание способствует формированию мировоззрения, культуры, достойного поведения Вашего ребенка? | |||||
Подготовкой Вашего ребенка к самостоятельной жизни? | |||||
В школе заботятся о физическом развитии и здоровье Вашего ребенка? | |||||
В школе достаточно продуманы меры безопасности Вашего ребенка? | |||||
4.Удовлетворены ли вы психологическим климатом? | |||||
Психологическим климатом в классе, где обучается Ваш ребенок? | |||||
Отношением педагогов к Вашему ребенку? | |||||
Вашими отношениями с педагогами? | |||||
Вашими отношениями с администрацией? | |||||
Вашими отношениями с классным руководителем? | |||||
5. Удовлетворены ли вы организацией питания? | |||||
Нравится ли Вам оснащение и обслуживание школьной столовой? | |||||
Вкусная ли еда в столовой? | |||||
6. Используете ли Вы возможности сайта «госуслуги»? | |||||
7. Пользуетесь ли Вы Электронным дневником? | |||||
8. Каким образом Вы получаете информацию от классного руководителя? | Дневник | Через email | По телефону | viber | Приглашение в гимназию |
Ваши предложения и комментарии по работе образовательного учреждения
дополнительно:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Спасибо!
Предварительный просмотр:
Выступление на родительском собрании
в д/с №46 г. Нижневартовска
учитель начальных классов
МБОУ «СШ№ 5»
Гараева НН.
Тема: ”Школьная готовность первоклассников”
1. Презентация “О школе”:
(слайд1) «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
(слайд2) Каким должен быть выпускник начальной школы?
- Любознательный, активный
и заинтересованный в познании окружающей среды
- Владеющий основами умения
учиться
- Уважающий и принимающий
ценности семьи и общества;
- Выполняющий правила здорового
и безопасного образа жизни
- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки в семье и обществе
- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение .
(слайд3)
Каждый маленький человечек идет в школу с надеждой, что все у него будет хорошо. Учительница будет добрая, одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на 5.
Если ваш малыш активно посещает детский сад, любознателен, с удовольствием участвует во всех делах садика, в семье вы занимаетесь с ребенком, то надежды вашего ребенка обязательно сбудутся.
(слайд4)
Из чего же состоит психологическая готовность?
* Личностно-социальная готовность
* Интеллектуальная готовность
* Мотивационная готовность
* Эмоционально-волевая готовность
Каждую готовность мы рассмотрим.
(слайд5)
Психологически не готовый к школе ребёнок:
* Не может сосредоточиться на занятиях, часто отвлекается
* Тяготеет к шаблонным действиям и решениям, т.е. может выполнять только по аналогии
* Испытывает сложности в общении
* Не может включиться в общий режим работы класса
* Не инициативен на занятиях
(слайд6)
Психологически готовый к школе ребенок
* Готов к общению и взаимодействию
* Имеет запас знаний, понимает основные закономерности
* Есть желание идти в школу, вызванное адекватными причинами
(учебными мотивами).
* Умеет управлять своими эмоциями и поведением
(слайд7)
Что же тогда такое психологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать?
Психологическая готовность это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в классе
Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно:
(слайд8)
в играх
(слайд9)
в труде
(слайд10)
в общении со взрослыми и сверстниками
(слайд11)
в процессе формирования традиционных школьных навыков (письма, счет, чтения)
(слайд12)
Личностно-социальная готовность
- Умеет ли ребенок общаться с детьми.
- Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут дети
- Чувствует ли принятые в обществе нормы общения
- Готов ли учитывать интересы остальных детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение
- Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями.
У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.
(слайд13)
Интеллектуальная готовность
- Умение думать, анализировать, делать выводы.
- Развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что-то на доступные темы, в том числе и сведения о себе.
- Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика.
Умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки, которым можно научить. Не подавляйте исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.
(слайд14)
Мотивационная готовность
- Познавательный интерес, желание узнавать что то новое.
- Сформированность положительного отношения к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе
Рассказывать о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках, устроить малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность и упорство: занятия в кружках и секциях.
(слайд15)
Эмоционально - волевая готовность к школе
- Адекватная самооценка и положительный образ себя.
- Умение сосредоточиться, управление эмоциями.
- Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.
Формированию этих качеств поможет игра!!!
Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д.
Также необходимо приучать ребенка к смене деятельности, режиму дня.
Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать. Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему.
(слайд16)
Школа – это естественный этап в жизни ребенка.
А помощь родителей выражается– в понимании ребенка, в умении направить его и поддержать.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Родительское собрание №1
У нас в семье
первоклассник.
Гараева Н.Н.
учитель начальных классов
МБОУ «СШ№5»
Нижневартовск
Уважаемые родители!
Я рада приветствовать Вас на первом родительском собрании. Прежде всего, разрешите сказать Вам слова благодарности за оказанное доверие нашему учебному заведению и в частности мне, как первому учителю Ваших детей.
С первых минут знакомства, ваши дети стали и моими детьми. Радости и огорчения у нас теперь общие. Жить нам теперь предстоит вместе долгих 4 года, а общаться надеюсь гораздо дольше.
Поэтому предлагаю, как и нашим детям, отправиться в путешествие в страну знаний на нашем большом корабле. Дополнить нашу команду нужными и важными на корабле людьми, вами наши дорогие папы и мамы.
Передавая наш корабль из рук в руки, мы познакомимся, друг с другом и скажем несколько слов о своей семье или напутственные слова нашей команде.
Начнём, наверное, с меня. « Меня зовут _____.В школе работаю с ____. года. Учитель высшей категории, очень люблю детей и верю в то, что каждого ребёнка можно сравнить с зеркалом. Ребёнок отражает любовь, а не начинает любить первым. Дарите детям свою любовь, и они её вам обязательно вернут. ЗНАКОМСТВО
( корабль переходит к родителям, если они не готовы к речи, пусть просто называют себя и передают корабль)
Уважаемые мамы и папы спасибо за искренние и тёплые слова. Две с лишним недели мы общались с вами решая возникающие проблемы и просто делясь своими переживаниями, но несомненно за такой короткий срок мы не смогли решить их все. Наш корабль встречал преграды на своё пути, которые с успехом помогли решить наши родители:
- приобретение рабочих прописных тетрадей
- за поздравление детей с днём рождения,
- поблагодарить активных участников конкурса «Золотая осень» 1 поделка будет награждена почётной грамотой. Но много преград, которые стоят на нашем пути их предстоит решить нашему родительскому комитет. Прошу подумать до конца собрания о выдвижении кандидатур.
Уважаемые родители хочется ввести в нашем классе свои традиции.
У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Я предлагаю, опускать после собраний в корзину свои впечатления и «чувства», которые волнуют вас, они же могут волновать и других родителей нашего класса. Это позволит выявить проблемы и трудности, возникающие в семьях, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания или стать темой следующего собрания.
- В продолжении разговора о чувствах мне хочется поделиться с вами замечательным рецептом счастья.
- Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кого встретите на своем пути.
Надеюсь, данный рецепт, всколыхнёт ваши чувства, которые я выделила, а они найдут отклик в сердцах наших детей, родителей и учителей.
Ведь поступление в школу для ребёнка – это стресс. Очень много нового и непривычного видит он в школе. Особенность сегодняшних детей, пришедших в первый класс, - быстрая утомляемость. На первом уроке они откровенно зевают, на третьем – лежат на партах. Чем мы, взрослые, можем помочь ребёнку?
Сразу после поступления ребёнка в школу мы навязываем ребёнку столько новых правил, что чувствовать он себя должен именно так.
Игра «Связанный ребёнок».
(пригласить одного родителя и выполнять с ним действия)
- Мы говорим ребенку: не бегай, не прыгай, не упади. (тем самым связываем ему ноги)
- Не трогай то, не трогай это (связываем руки)
- Не слушай, это не для твоих ушей (закрываем уши)
- Не кричи, не разговаривай громко (завязываем рот)
- Не смотри, это не для твоих глаз ( завязываем глаза)
- Давайте спросим ребенка:
-Как Вы себя чувствуете?
- Да вы скажете, что как же без запретов, да это невозможно, но запретов не должно быть очень много. А то что запрещено, должно быть беспрекословным и вы должны знать, что следует запрещать:
- то, что приносит вред здоровью ребенку и окружающим (н.п. нельзя бегать с ножом и объяснить, почему следует запрещать)
- то, что может привести к порче вещей, в которые вложен труд людей (н.п. не царапай стол …)
- то, что противоречит нравственным нормам (нельзя читать чужие письма, брать чужие вещи …)
- И конечно воспитание должно быть последовательным.
Прежде всего, стоит помнить о старых и надёжных способах поддержания первоклассника. Это соблюдение режима дня: сон не менее 10 часов в сутки, обязательно полноценное питание, физические упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30 минут в день. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребёнка длительные (до двух часов) прогулки на воздухе – не прогулка по магазинам, а прогулка в парке. С раннего утра настраивайте ребёнка на доброе отношение ко всему. Скажите: «Доброе утро», - и собирайтесь в школу без суеты.
1. Ребёнок хочет учиться. Родителям следует стараться подкреплять интерес к учению знаниями, прочными навыками и умениями в учебной работе, иначе интерес угаснет.
2. Этот возраст благоприятен для усвоения моральных норм. Воспитывайте добрые и полезные привычки в своих детях в этом возрасте.
3. Ребёнок добивается признания со стороны взрослого. Используйте этот период для воспитания основных качеств личности.
4. Ребёнок добивается признания среди сверстников. Отрабатывайте это желание интересуйтесь не только делами своего первоклассника, но и его друзей, поддержите стремление к успеху в учебной деятельности.
Сейчас вы можете наблюдать, изменяя в поведении своих детей, не пугайтесь, это проходит адаптация к школе и в 1 классе она может длиться от 2 недель до 2 месяцев. Надеюсь, что следующее собрание мы проведём со школьным психологом совместно и посвятим его результатам адаптации наших первоклассников.
Памятка для родителей первоклассника поможет вам в организации учебного процесса.
Памятка для родителей
первоклассников
1. Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель – ваш первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет. Замечания о работе учителя высказывайте в школе, на собрании. Нельзя этого делать в присутствии детей.
2. Обязательно посещайте все занятия и собрания для родителей. Если не сможете, сообщите об этом учителю лично или запиской через ребенка.
3. Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребенка (спрашивайте: «Что ты сегодня узнал нового?» вместо традиционного «Какую сегодня получил оценку?»). Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей ребенка.
4. Регулярно контролируйте выполнение домашнего задания и оказывайте, если сможете, разумную помощь в их выполнении. Помощь и контроль не должны быть муштрой. Главное – возбуждать интерес к учению.
5. Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребенка на то, чтобы он умел доказывать правильность выполнения задания, приводить свои примеры. Чаще спрашивайте: «Почему?» «Докажи», «А можно ли по-другому?».
6. Содействуйте тому, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, школе.
7. Старайтесь выслушать рассказы ребенка до конца. Поделиться своими переживаниями – естественная потребность детей.
8. Обязательно оказывайте посильную помощь школе (классу).
Только контакт родителей, ребенка и учителя даёт положительный результат в его обучении и воспитании. Многое зависит от родителей. Если вы заинтересованы в будущем своего ребенка, то должны в первую очередь интересоваться успехами или неудачами своего ребенка в школе, быть активными участниками педагогического процесса.
А теперь протяните мне руку помощи. Запишите на бумажных ладошках детей и опустите в корзину чувств, чтобы вы хотели организовать в классе. Может вы могли бы мне посоветовать, как строить общение с вашим ребёнком, потому что вы, как родители, знаете его больше. Может быть, вы посоветуете, как бороться с какими-то вредными привычками наших учеников. Может, вы предложите какие-то формы работы, направленные на объединение класса.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Для собрания родителям о ментальной арифметике
Человек начинает развиваться с первых дней своей жизни, но если изначально ему хватает тех знаний и навыков, которые предлагают родители, то с возрастом появляется потребность в профессиональном педагогическом участии, когда потенциал ребенка может быть не просто правильно оценен, но и направлен в нужное русло. Именно поэтому сегодня мы поговорим о ментальной арифметике.
Ментальная арифметика – одна из наиболее молодых, стремительно развивающихся и перспективных методик детского образования. Благодаря ей можно развить умственные, в первую очередь математические способности ребенка, так, что любая арифметическая задача превратится для него в быстрый и простой процесс вычисления (кстати, здесь вы узнаете, как быстро научиться считать в уме (1*). Причем сделать это можно даже в домашних условиях. Однако сегодня ведутся ожесточенные споры на тему того, что такое ментальная арифметика – просто инновационная идея, способная принести хороший доход, или очень полезная методика для обучения?
Далее мы вкратце расскажем об истории ментальной арифметики, поговорим о том, зачем она нужна детям, рассмотрим ее цели и результаты, которые она приносит, а также осветим основные способы, посредством которых осуществляется обучение. Представленная информация позволит определить плюсы и минусы ментальной арифметики и будет полезна для детей и родителей, заботящихся об умственном развитии своего ребенка.
Краткая история
Методика под интересным названием «ментальная арифметика» была разработана турецким исследователем Халитом Шеном. Ее основой послужил древний абакус – созданные еще 5 тыс. лет назад в Китае счеты, позже модифицированные японцами и ныне известные, как обычный калькулятор. Но, несмотря на востребованность последнего в наши дни, ученые сочли, что устройство абакуса гораздо полезнее для развития детей. Так счеты стали применяться в процессе обучения и послужили причиной появления особой методики, которая сейчас известна, как ментальная арифметика или менар.
Старт обучения менару состоялся в 1993 г. На сегодняшний день функционирует около пяти тысяч образовательных центров, обучающих устному счету, в 50 государствах. Наибольшее распространение метод получил в странах Ближнего Востока, Китае, Таиланде, Австралии, Канаде, Австрии и США. Кроме того, постепенно появляются специализированные организации в Киргизии, Казахстане и России, например, в Астане и Москве, где для детей и родителей ментальная арифметика стала настоящим открытием.
Зачем ментальная арифметика детям?
Согласно общеизвестному мнению, правое полушарие человеческого мозгаответственно за образное мышление, восприятие и творчество, а левое – за логическое мышление. Кода человек работает левой рукой, он активизирует работу правого полушария, а когда правой – левого. Таким образом, гармоничная и одновременная работа двух полушарий создает идеальные условия для развития ребенка.
Задача менара – сделать так, чтобы мозг принимал участие в образовательном процессе полностью. А достигается это посредством выполнения математических операций с использованием абакуса обеими руками. В результате ментальная арифметика способствует освоению способности к быстрому счету и развитию аналитических навыков. Сравнивая абакус с калькулятором, можно сделать вывод, что второй расслабляет мозговую активность, а абакус, напротив, тренирует и оттачивает деятельность мозга. По схожим причинам также актуальны и популярны методики, обучающие устному счету в домашних условиях, такие, к примеру, как наш специальный курс.
А что касается возраста, когда лучше всего начинать обучение менару, то рекомендуется делать это в период с 4-х до 12-ти лет (в некоторых случаях – до 16-ти), когда мозг находится в состоянии самого активного развития. Исходя из того же посыла, в это время эксперты советуют прививать детям базовые навыки, развивать мышление, изучать иностранные языки, учиться игре на музыкальных инструментах, осваивать боевые искусства и заниматься другими видами деятельности.
Но давайте продолжим разговор о менаре.
Суть ментальной арифметики
Вся программа по освоению ментальной арифметики построена на двух этапах. Первый этап включает в себя овладение техникой счета на косточках с одновременным применением обеих рук, благодаря чему в процесс включаются правое и левое полушария. Так достигается максимально быстрое выполнение и усвоение действий. Используя в работе абакус, ребенок учится совершенно свободно выполнять арифметические операции (сложение, вычитание, деление и умножение, вычисление квадратного и кубического корня).
Второй этап предполагает переход учеников у счету в уме, т.е. к ментальному счету. Постепенно проходя занятия, ребенок отходит от привязки к абакусу, тем самым стимулируя также и свое воображение. Левым полушарием воспринимаются цифры, а правым – образ косточек абакуса. На этом и построено обучение проведению умственных расчетов – в воображении ребенка появляются счеты, на которых он мысленно проделывает требуемые вычисления. В процессе работы с воображаемым абакусом мозг воспринимает числа в виде картинок, а выполнение математических операций ассоциируется с тем, как на счетах двигаются косточки.
Обучение ментальной арифметике – это очень увлекательный и интересный процесс, по достоинству оцененный сотнями тысяч людей, но плюсы и минусы для себя вы, конечно же, должны определять сами. Но чтобы сделать это вам было проще, мы скажем еще несколько слов, о том, на что направлен менар и какие приносит результаты.
Цели и результаты ментальной арифметики
Основными целями этой уникальной методики можно назвать концентрацию внимания, развитие воображения и логического мышления, наблюдательности, слуха, творческого мышления и фотографической памяти. Если для овладения менаром был применен профессиональный подход и поставленные задачи были достигнуты, ребенок учится выполнять и простые и сложные математические задачи в уме. Он становится способен, к примеру, за несколько секунд складывать десятизначные числа, умножать сотни и тысячи и осуществлять другие арифметические действия быстрее, чем это делает калькулятор.
А благодаря тому, что как образовательная программа, менар касается не только области математики, но и других сфер, ребенок становится в принципе умнее и увереннее в себе, а также учится эффективно и без ущерба для результата заниматься разными делами в одно и то же время. Надеемся, что теперь определить для себя плюсы и минусы ментальной арифметики вы сможете без особых затруднений.
Теперь же давайте поговорим о том, где можно научиться ментальной арифметике.
Школы ментальной арифметики
К сожалению или к счастью, но сегодня обучение ментальной арифметике проводится хоть и во многих странах мира, но только в специализированных образовательных центрах. Обучение в них длится, как правило, два-три года. Кроме этапов освоения методики, существует также десять ступеней, каждая из которых проходится учениками за 2-3 месяца. Несмотря на то, что в каждом центре есть свои программы, действуют и общие для всех правила.
Группы учеников формируют, исходя из их возраста. Есть три базовых вида групп – это junior, kids и kinder. Занятия проводятся опытными высококвалифицированными педагогами-психологами, прошедшими надлежащую подготовку и аттестацию.
В дополнение к центрам по обучению ментальной арифметике можно встретить и школы, где готовятся специалисты соответствующего профиля. В большинстве случаев преподавателями менара являются люди, имеющие педагогическое и психологическое образование и опыт работы. Важно это по той простой причине, что внимание уделяется не просто уровню преподавания математических знаний и навыков работы с древними счетами, но и методам, которыми пользуются педагоги, ведь всегда должны учитываться психологические особенности развития детей.
В школах по подготовке специалистов по ментальной арифметике постоянно проводятся тренинги и семинары, позволяющие повышать квалификацию, поддерживать высокий уровень профессионализма, отслеживать динамику образовательных процессов и статистику преподавателей и их подопечных. После прохождения обучения будущие учителя проходят экзамены, успешная сдача которых позволяет получить нужные для работы документы (свидетельства, сертификаты, дипломы и т.д.).
Кто-то, конечно, может огорчиться, узнав, что обучить свое любимое чадо менару можно только, отправив его в соответствующее учебное заведение, но на самом деле это не повод расстраиваться. Для детей и родителей есть и другая новость – при желании можно найти учебники и пособия по обучению ментальной арифметике, а это значит, что овладеть ей вполне реально и в домашних условиях.
Обучающие материалы по ментальной арифметике
Сегодня многими обучающими центрами создаются авторские методики по обучению менару, которые выстраиваются с основой на психологические, возрастные и когнитивные особенности детей. Благодаря этому обеспечиваются положительные результаты и эффективность. Эти методики понятным и простым языком излагаются в обучающих материалах.
Всего же существует несколько категорий обучающих материалов. Во-первых, это пособия, предназначенные для преподавателей, включающие в себя пояснения к учебникам, видеоматериалы и методическую литературу. Пособия регулярно обновляются и снабжаются различными вспомогательными сборниками.
А во-вторых, это учебники по ментальной арифметике, обычно представленные двумя вариантами – теоретическим и практическим. Из теоретического учебника ребенок может узнать правила и познакомиться с приемами вычислений на абакусе и всяческими операциями с косточками этих счетов. В практических же учебниках предлагаются упражнения, позволяющие закрепить полученные знания и отточить новые навыки. Все учебники имеют деление по возрастным категориям.
Найти учебники по ментальной арифметике вы можете на просторах интернета, в специализированных онлайн-точках продаж и, конечно же, в традиционных книжных магазинах. Также заметим, что помимо менара для детей и родителей, желающих обучить их считать в уме и вообще приобщить к математике, будет крайне полезно пройти и наш курс по устному счету. К тому же и ходить никуда не надо – сидите себе за компьютером и обучайтесь в домашних условиях.
Ну и напоследок – несколько слов о том, как отзываются люди о ментальной арифметике. Возможно, это поможет вам более четко определить для себя плюсы и минусы менара и решить, стоит ли заниматься этим.
Немного об отзывах
Невзирая на то, что ментальная арифметика является довольно новой программой обучения устному счету, за немногочисленные годы своего существования она успела снискать большую популярность и показать превосходные результаты. Отзывы детей и их родителей говорят о том, что она очень даже полезна и эффективна. Взять во внимание нужно и то, что менар может быть успешно внедрен и в традиционные образовательные программы, став для ребенка дополнительным инструментом освоения арифметических навыков.
Всего несколько часов в неделю приносят отличные результаты уже по прошествии пары-тройки месяцев. Многие родители говорят о том, что у их детей значительно улучшилась память, мышление стало более креативным, повысились способности к сосредоточению. Дети, изучающие ментальную арифметику, более уверены в школе, быстрее делают уроки, становятся более внимательными и наблюдательными, получают на обычных уроках больше положительных оценок.
Из всего этого можно сделать вывод, что менар стал не просто новым способом освоить навыки вычисления, но и результативной методикой для всестороннего развития личности ребенка. Потенциал, активизирующийся при занятиях ментальной арифметикой, способствует формированию успешной и здоровой натуры, имеющей надежный фундамент для вступления во взрослую жизнь.