Взаимодействие со школьным психологом и логопедом

Гараева  Наталья Николаевна

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение создает специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшее формы познавательной деятельности коллективного труда. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий. Отклонение в развитии речи не могут не сказаться на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими и нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения и письма, а вследствие этого и других школьных навыков и знаний. Как реакция на дефект изменяются черты характера - появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка. Вследствие этого возникает острая необходимость в совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога.

Поэтому целью совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста является разработка технологий коррекции и развития полноценной речевой деятельности в совокупности с развитием высших психических функций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Н.С.Франко

за 2020-2021 учебный год

  1. Готовность к школьному обучению

        С целью оказания психологической помощи учителям, родителям и учащимся была проведана диагностика готовности к школьному обучению. Для исследования была использована «Экспресс-диагностика готовности к школе» Вахортовой Е.К. (М., «Генезис» 1998г.»), содержащая 11 субтестов и  позволяющая оценить: фонематический слух, уровень развития речи детей, словарный запас, наглядно-образное и основы логического мышления, произвольность поведения, пространственное ориентирование, начальные математические навыки, знание геометрических фигур, навыки чтения, а также определить общий уровень подготовки детей к школе в баллах и в процентном выражении.

В результате проведенного исследования получены следующие данные:

В целом по параллели первых классов высокий уровень готовности имеют 18ч. /18%, хороший уровень у 43ч./44%, средний уровень  показали 25ч./24% и низкий уровень выявлен у 11 учащихся/12% .

К обучению в школе абсолютно готовы 85 первоклассников,  что составляет  86 %: эти дети достаточно легко идут на контакт, положительно мотивированы на учебу, с заданиями справляются хорошо, общая осведомленность в норме.

        Условно готовы к школе 11 человек (12%):  это дети с низкой школьной подготовкой. Родителям рекомендуется заниматься с детьми по развитию логического мышления, обобщения, поиска закономерностей, развивать мелкую моторику руки. Учителям – больше внимания уделять данным учащимся, использовать дифференцированный подход в обучении, применять мотивацию достижения, похвалу.

Не готовы к школе 1 человек (1 %). С родителями этой  девочки в ближайшее время будут проведена консультация, даны конкретные рекомендации.

Также выявлено три одаренных ребенка, достаточно легко набравших максимальное количество баллов.

        

Сводная таблица  результатов исследования готовности первоклассников к школе

Класс

Кол-во учащихся

протестированных

Высокий уровень

Хороший уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Не готов

27

6ч./22%

14ч./52%

6ч./22%

1ч./4%

0

1 Б

25

4ч./16%

13ч./52%

7ч./28%

1ч./4%

0

1 В

23

6ч./26%

8ч./35%

7ч./30%

2ч./9%

0

В среднем по параллели

97

18%

(18 чел.)

44%

(43 чел.)

25%

(24 чел.)

12%

(11 чел.)

0

Таким образом, проведенная диагностическая работа позволила сделать выводы о сформированном уровне готовности детей к школе, выявить детей с низким уровнем подготовки  для последующей консультативной и коррекционной помощи, а также выявить одаренных детей и детей не готовых на сегодняшний день к обучению.  По результатам исследований проведены консультации с классными руководителями. Итоги диагностического обследования озвучены на родительских собраниях, родителям даны рекомендации.

2. Адаптация к школьному обучению

Для исследования социально-психологической адаптации учащихся 1-х классов к школе была использована «Методика изучения социально-психологической адаптации детей к школе» З.М. Александровской М., 1983 г.

Данная методика основывается на анализе деятельности ребенка в школе и вскрывает учебный и поведенческий аспект.

1-е классы        

        Первый класс - один из важных периодов в жизни школьника, и от того, как пройдет его адаптация к школе, во многом будет зависеть не только успешность обучения, но и его психическое развитие. Чтобы своевременно выявить учащихся, не усваивающих школьных норм поведения, с низкой эффективностью учебной деятельности, эмоционально             неблагополучных и учащихся, имеющих проблемы в социальных контактах, для последующей консультативной и  психо-коррекционной помощи было проведено 2 диагностических             среза. Первый - в начале октября, второй         - в конце ноября, что дало возможность проследить адаптацию первоклассников в динамике.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

1 А    - 25ч.

1 Б    - 28ч.

1 В      - 24ч.

по параллели

77ч.

1 срез

2 срез

1 срез

2 срез

1 срез

2 срез

1 срез

2 срез

Зона адаптации учащихся

24 ч./96 %

25ч./100%

25 ч./ 90 %

28ч./100%

13 ч./55 %

19ч./76%

62 ч./81%

72 ч./93 %

Зона неполной адаптации

1 ч./4 %

0

2 ч./8 %

0

7 ч./30 %

2ч./8%

10 ч./13 %

2 ч./3 %

Зона дезадаптации учащихся

0

0

1 ч./2 %

0

4ч./16%

3ч./12%

5 ч./6 %

3 ч./4 %

Итак, в целом по параллели 1 классов по результатам второго среза  72 ч. из 77 благополучно адаптировались, это составляет 93%. Это учащиеся, которые в школе чувствуют себя уверенно, спокойно, уравновешенно и даже комфортно. 2 ч./3 % не полностью адаптировались, 3 ч./4 % пока находятся в зоне дезадаптации.

Выводы:

  1. На сегодняшний момент у 72 учащихся из 99 в целом по параллели первых классов выявлен высокий и хороший уровень адаптации, это составляет 93 %.  Эти учащиеся хорошо осознают требования учителя, и могут соответствовать им; умеют устанавливать межличностные отношения с педагогами и одноклассниками; имеют навыки совместной (коллективной) и самостоятельной деятельности.  2 ч. / 3 % не полностью адаптировались.
  2. Выявлены учащиеся (3 ч. / 4 %), которые продолжают оставаться в зоне дезадаптации.  Проблемы этих детей не только в слабой школьной готовности, низком усвоении знаний, но и поведенческого характера: неумение строить конструктивные взаимоотношения с одноклассниками и учителем, неумение вести себя на перемене и на уроках, не усваивание школьных норм поведения. Надо заметить, что у не у всех ребят отмечается улучшение в адаптации по баллам по сравнению с первым срезом.



Предварительный просмотр:

Отчет о проведении профилактического мероприятия

«Единый день профилактики»

с учащимися 3-Б класса

 Кл. руководитель: Гараева Н.Н.

№ п\п

Дата проведение

Мероприятие

Тема мероприятия

Количество участников

1.  

21.10.2022

Классный час с просмотром видеоматериала  «Общее дело»

Профилактика употребление алкоголя. «Скрытые вопросы. Опасное погружение»

29 учеников

2. 

28.10.2022

Классный час с элементом игры  просмотром видеоматериала 

«Мои личные границы и  неприкосновенность». Техника безопасности во время осенних каникул. Инструктажи

29 учеников

3.

11.11.2022

Информирование посредством мессенджера viber

«Права и обязанности родителей (законных представителей)»

28 родителей

4. 

18.11.2022

Профилактическая акция «Неделя памяти жертв ДТП»

«Мы за безопасную дорогу», Интерактивное занятие «Школа светофорных наук»

29 учеников

18.11.2022

Родительское собрание

Включение в повестки родительских собраний вопросов профилактики совершения преступлений в отношении несовершеннолетних, в том числе по профилактике преступлений против половой неприкосновенности

25 родителя

  1.  

25.11.2022

Профилактическая акция «Безопасные электроприборы» по профилактике пожаров в следствии использования электрических нагревательных приборов

«Оградим себя от пожара»

29 учеников

  1.  

02.12.2022

Профилактическая акция «Тонкий лед» по профилактике безопасного нахождения на водных объектах в период становления льда

«Осторожно, тонкий лёд!»

29 учеников

8.

05.12.2022

Классный час. Беседа с просмотром видеоматериала  и предоставления памяток обучающимся

«Как не стать жертвой преступных посягательств. Навыки безопасного поведения. Соблюдение закона о ночном времени»

29 учеников

  1.  

12.12.2022

Профилактическая акция «Зима прекрасна, когда безопасна»

«Безопасная горка», «Актированный день», «Первая доврачебная помощь про обморожениях и переохлаждении».

29 учеников

 



Предварительный просмотр:

План проведения цикла профилактических мероприятий с несовершеннолетними и их родителями (законными представителями)

с учащимися 3-Б класса

 Кл. руководитель: Гараева Н.Н.

№ п\п

Дата проведение

Мероприятие

Тема мероприятия

Количество участников

1

14.09.2022

Родительское собрание

Включение в повестки родительских собраний вопросов профилактики совершения преступлений в отношении несовершеннолетних, в том числе по профилактике преступлений против половой неприкосновенности

28 семей

2.

04.10.2022

Всероссийский урок  «Основ безопасности жизнедеятельности»

«Безопасность на улицах и дорогах города. Профилактика травматизма»

29 учеников

3. 

06.10.2022

Информирование посредством мессенджера viber

«Об ответственности за совершение противоправных деяний, в том числе против половой неприкосновенности несовершеннолетних»

29 учеников

4.

07.10.2022

Классный час. Беседа с просмотром видеоматериала  и предоставления памяток обучающимся

«Как не стать жертвой преступных посягательств. Навыки безопасного поведения. Соблюдение закона о ночном времени»

29 учеников

5. 

13.10.2022

Информирование посредством мессенджера viber с предоставление видеоматериала и памятки

Рекомендации психолога «Жестокость в семье»

  1. емей

6.

14.10.2022

Классный час с просмотром видеоматериала и предоставления памяток обучающимся 

«Стратегии деятельности в угрожающей ситуации»

  1. чеников

7. 

21.10.2022

Классный час  с просмотром обучающего мультипликационного фильма «Азбука здоровья»

«Личная гигиена –залог здоровья»

  1. учеников

8. 

24.10.2022

Внеурочное занятие «Разговор о важном»

Традиционные семейные ценности

29 учеников

  1.  

28.10.2022

Классный час с элементом игры  просмотром видеоматериала 

«Мои личные границы и  неприкосновенность». Техника безопасности во время осенних каникул. Инструктажи

29 учеников

31.10.2022

Внеурочное занятие «Разговор о важном»

День народного единства

29 учеников

07.11.2022

Классный час

«Семья, и семейные ценности»

29 учеников

08.11.2022

Информирование посредством мессенджера viber

Рекомендации психолога «О важности формирования семейных ценностей у детей и подростков»

28 семей

12.11.2022

Информирование посредством мессенджера viber

«Права и обязанности родителей (законных представителей)»

28 семей

14.11.2022

Внеурочное занятие «Разговор о важном»

«Мы разные, но мы вместе»

29 учеников

16.11.2022

Международный день, посвящённый терпимости. Перформанс, флешмоб

Игровая программа «Час толерантности» 1-3 классы;

 

29 учеников