Проект совместной работы с родителями «Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Кадырова Гульнара Нильевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_7.docx37.71 КБ

Предварительный просмотр:

Проект совместной работы с родителями

«Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Кадыровой Гульнары Нильевны

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

К. Паустовский

Пояснительная записка.

Воспитание гражданина начинается с любви к малой Родине - это к дому, семье, детскому саду, родному городу. Воспитание любви               к самому близкому - это основа из основ нравственно - патриотического воспитания, это первая и самая важная ступень. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом гражданином России и только потом - жителем планеты. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, привязанности, уважения, то на чем строится любое цивилизованное общество. Успех патриотического воспитания во многом зависит от родителей, от семьи, от атмосферы, которая царит в семье. Поэтому необходимо объединить усилия детского сада и семьи, чтобы достигнуть успеха. Если в дошкольном возрасте, который является важнейшим периодом становления личности, сформировано чувство патриотизма, то в школьный период становится возможным то, что Сухомлинский В. К. определил, как личное отношение к Родине, "желание, духовный порыву твердить достоинство страны, ее величие, честь, славу, могущество". Задача педагога - сделать детские впечатления осмысленными, научить отбирать из массы наблюдений главное.                                                                                                                                                      Дошкольная образовательная организация - первая организация, с которой вступает          в контакт семья, с целью воспитания и обучения  детей. Воспитатели имеют прекрасную возможность в организации совместной деятельности всех участников образовательных отношений-детей, родителей и педагогов детского сада. Любой родитель является воспитателем и нуждается в педагогической помощи в вопросах воспитания.  Для родителей не существует второстепенных вопросов, касающихся воспитания их детей, они хотят знать любые мелочи          о своих детях. Зачастую воспитатели видят больше    и узнают о чем-то раньше родителей, в силу того что проводят больше времени с детьми     и спешат поделиться этим с родителями, похвалить или дать совет. И здесь возникает необходимость прямого взаимодействия педагогов       и родителей, где ребенок является главным связующим звеном.

Для реализации своего проекта я решила привлечь родителей (законных представителей), чтобы повысить педагогическую компетентность  в воспитании будущих патриотов и достойных граждан своей страны, путем введения их в культурную традицию своей семьи, своего народа, своей национальности, своей Родины:

- родители становятся непосредственными участниками педагогического процесса,  что вызывает  у них  более живой интерес  к познанию самих себя и детей и как следствие:

- в процессе совместной деятельности родители быстрее приходят к осознанию особенностей их взаимоотношений с детьми, формируется  мотивация к их изменению, если это необходимо, поиску новых способов детско-родительских отношений;

- педагоги имеют возможность напрямую и систематически поддерживать родителей        в развитии гражданско-патриотических понятий            в области воспитания;

- проводимые мероприятия с родителями дают возможность установить психологический контакт с семьей ребенка и узнать  особенности его  развития и воспитания.

Актуальность:

В педагогической науке патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений. Но формирование патриотического сознания – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека. Началом формирования патриотической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре и быту своего народа.

Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своей природе, к дому, к улице, на которой он живёт, селу.

Для успешности работы с детьми по ознакомлению с малой Родиной, необходимо применить проектный метод. Эффективность проектной деятельности обусловлена положительной установкой участников проекта на совместную работу, осознанием ее целей; заинтересованностью родителей. Важна динамика преемственных связей                на каждой возрастной ступени, важен отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение.

Знания, приобретенные детьми в ходе реализации проекта, станут достоянием их личного опыта. Они будут получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми                                в процессе проектной деятельности. Содержание проекта может варьироваться                                       в от познавательного интереса дошкольников.

Проект ориентирован на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов. Это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к малой Родине.

Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ                                    и чувства патриотизма.

Тип проекта: долгосрочный, практико-ориентированный, открытый.

Сроки реализации: с 1 октября 2022г. по 30 апреля  2023г.

Участники проекта: воспитанники группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста с 6 до 8 лет,  их родители (законные представители), педагоги ДОУ.

Цель проекта:

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности семье, родному дому и городу, воспитание гражданина                     и патриота своей страны;

• воспитание любви к родному краю, городу, формирование представлений                          о достопримечательностях города Нижневартовск;

• воспитание чувства гордости, чувства ответственности за судьбу города Нижневартовск, желания трудиться на его благо, беречь  и умножать его богатства.

Задачи проекта:

- вовлекать родителей совместно с педагогами в деятельность, направленную на развитие у детей гражданско-патриотических ценностей;

- воспитывать у детей стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно - исследовательскую деятельность;

- воспитывать у  детей уважительное отношение к наследию и традициям других народов;

- воспитывать у детей основы патриотизма, уважение к культурному наследию                   и прошлому России, своей малой родины.

- воспитывать у  детей гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики;  

- развивать у  детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки людей, учить давать оценку своим поступкам и поступкам других;

- помочь детям осознавать себя и чувствовать частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;

- помочь родителям понять ценность истории своего народа, ее особую роль в воспитании будущего гражданина.

Формировать у детей:

- чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

- представление о России как о родной стране;

-умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать, делать выводы и умозаключения;

- стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры, игры народов Севера.

Этапы реализации проекта:

I этап -  подготовительный; срок реализации:   сентябрь 2022г.

Цель: определение целей и задач между педагогами и родителями (законными представителями) по созданию проекта;

II этап  - основной; сроки реализации: октябрь 2022 г. - февраль 2023г.

Цель: реализация поставленных задач взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса;

III этап -  заключительный; срок реализации:  апрель 2023г.

Цель: подведение итогов взаимодействия ДОУ и семьи в решении поставленных задач по гражданско-патриотическому воспитанию детей;

Критерии эффективности:

Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний педагога и всего коллектива дошкольного учреждения в решении определенных педагогических задач,       а внутри группы - единство действий всех детей.

Во-вторых, использование приемов, способствующих гражданско-патриотическому воспитанию старших дошкольников.

В-третьих, под системой гражданского воспитания понимается также взаимосвязь              и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.

В-четвертых, систему гражданско-патриотического воспитания следует усматривать         и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста                  и умственного созревания детей.

Условия реализации данного проекта

1. Определение участников проекта, их роль в достижении предполагаемых результатов;

2. Диагностический, исследовательский характер (наблюдение, беседы).

3. Изучение материалов по родному краю, городу Нижневартовск.

4. Сбор и систематизация информации.

5. Подбор и планирование материала, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

6. Составление перспективного плана работы по реализации проекта.

7. Включение данного проекта в локальный компонент рабочей программы.

8. Составление рекомендаций для педагогов и родителей по использованию современной художественной детской и методической литературы для воспитания любви к «малой Родине».

     Условия реализации данного проекта

- Заинтересованность родителей ,регулярность и систематичность работы.

- Непрерывная связь с детьми посредством коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы;

- компетентность педагогов  и родителей по теме реализации гражданско-патриотического воспитания дошкольников

 Подготовительный этап

Работа педагога:

-изучение научно-методической литературы по теме гражданско-патриотического  воспитания;

-разработка и подборка картотеки игр, заданий, художественной литературы                       и консультаций для родителей по теме.

Работа с родителями 

- анкетирование родителей группы с целью выявления заинтересованности   родителей данной темой; насколько родители считают важной  и необходимой тему гражданско патриотического  воспитания в ДОУ; насколько они сами компетентны в данном вопросе.

 -включение вопроса о гражданско-патриотическом воспитании детей в повестку родительского собрания в начале года;

-ознакомление с планом работы по патриотическому воспитанию посредством художественной литературы, просмотра исторических фильмов, презентаций приуроченных к различным историческим датам, с реализацией главных задач на учебный год:

1. Прививать любовь к Родине, родному городу, детскому саду, семье, родным людям.

2. Знакомить детей с русскими  народными сказками, сказками народов ханты и манси, традициями, обычаями, историческими датами.

3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада, родного города, своей страны.

4.Формировать у детей чувство сострадания, проявление заботы и внимания к родным       и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

5. Воспитывать  в детях , бережное отношение к природе края, к братьям наших меньшим, ко всему живому.

Анкета для родителей

«Гражданско-патриотическое воспитание в семье и в дошкольном учреждении»

1.Что вы понимаете под термином «гражданско-патриотическое воспитание»

- воспитание любви к Родине

- воспитание уважения к старшему поколению

- воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа

- знание истории своей страны

- все выше перечисленное.

2. Как Вы считаете, существует ли в современном обществе острая проблема патриотического воспитания детей?

-да;

-нет;

-затрудняюсь ответить

3. Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости гражданско- патриотического воспитания ребенка именно в дошкольном возрасте?

- да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей;

- мы все больше в этом убеждаемся;

- с этим утверждением мы не согласны.

4. Какую информацию по теме гражданско-патриотического воспитания Вы хотели бы получить?

- о православных праздниках;

- о традициях культуры малочисленных народов Севера (ханты и манси);

- о воспитании детей на примере патриотизма и героизма русского народа.

5. Воспитываете ли Вы у своих детей гражданские чувства? Каким образом?

- подаем пример в семье;

- читаем художественную  литературу;

- экскурсии по культурным достопримечательностям;

- смотрим исторические фильмы;

- читаем сказки бабушки Аннэ;

- все выше перечисленное.

6. Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка в будущем?

- справедливым, трудолюбивым, доброжелательным к окружающим;

- достойным гражданином своей страны;

- патриотом своей Родины, умеющим дать нравственную оценку своим поступкам.

7. Нуждаетесь ли вы в помощи в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников?

- да;

- нет.

                              Спасибо за сотрудничество!

Перспективный план взаимодействия с участниками проекта:

Октябрь

Работа с детьми

1. Беседа с детьми об истории своего города, своей семьи.

2.Педагогическая диагностика знаний детей о гражданско- патриотическом  воспитании.

3. Занятие по теме «Путешествие по России».

4. Беседа «День основания ВМФ»

5. Сюжетно ролевая игра « Мы будущие моряки»

6. Выставка фотографий «Я и мои родные»

Работа с родителями

1.Анкетирование родителей «Гражданско-патриотическое воспитание в семье и в дошкольном учреждении»

2.Родительское собрание «Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм»

3. Консультация «Досуг семьи и роль ребёнка в нём».

4. Привлечение родителей к сбору природного материала.

5.Выставка «Осенняя фантазия».

Ноябрь

Работа с детьми

1.Занятие по теме ««Мы вместе - значит, мы едины» ко дню народного единства.

2. Беседа «Любовь к Родине начинается с любви к, близким»

3.Сюжетно ролевая игра «Путешествие в прошлое»

4.Праздник «День матери»

Работа с родителями

1.Привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций (формирование нравственных ценностей).

2.Консультация «Растим патриота»

3.Памятка «Отношение детей к старшему поколению (бабушки и дедушки)»

4.Выставка работ: «Семейные традиции» Цель: Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, и привлечения к активной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.

Декабрь

Работа с детьми

1. НОД «День неизвестного солдата».

2. Беседа «Кремлевская стена, памятник неизвестному солдату»

3.Тематическая беседа «День рождения ХМАО»

4.Просмотр презентаций о нашем родном округе, его достопримечательностях, памятниках неизвестному солдату в городах России.

5. Беседа «Скоро, скоро Новый год»

Работа с родителями

1. Папка-передвижка «Мой край родной - моя Югра».

2.День открытых дверей. «Расскажи детям о своих любимых местах города, когда и почему вы их полюбили»

3.Совместная работа с детьми: Изготовление мемориала из любого материала, на выбор.

4. Проведение с родителями вечера народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки».

5.Югра встречает Новый год. Изготовление новогодней игрушки.

Январь

Работа с детьми

1.Беседа «Рождество»

2.Чтение и разучивание стихотворения «Святки» В. Берестов.

3.Просмотр презентаций «День снятия блокады Ленинграда», «Международный день жертв Холокоста»

4.Выставка рисунков «Блокадный хлеб»

Работа с родителями

1.Тематические выставки: «Дидактические игры по безопасности дорожного движения»

2. Привлечь родителей к знанию не только  веселых праздников, но и трагических дат, связанные с нашим народом, с историей нашей страны.

3. Домашнее задание: нарисовать с ребенком и  принести рисунок для выставки «порция хлеба которую давали во время блокады, ленинградцам»  знать и отвечать, на вопрос: что такое метроном?

Февраль

Работа с детьми

1. Беседа «Праздники февраля»

2.Занятие по теме «День защитника отечества» изготовление подарка для папы.

3. Просмотр презентации «Русские богатыри»

4.Совместное спортивное развлечение «Мой папа самый сильный»

Работа с родителями

1.Домашнее задание - ребенок должен знать имя папы и профессию, знать в каких родах войск он служил. Принести фотографию для коллажа, если папа служил в армии.

2.Совместный просмотр фильма «Офицеры»

3. Беседа «Есть такая профессия, Родину защищать»

4. Консультация «Папы всякие нужны, папы всякие важны».

Март

Работа с детьми

1.Беседа «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны!»,

«Первая женщина космонавт»

2.Просмотр презентации « День рождение родного города».

3.Чтение и обсуждение рассказа В.А.Осеева «Сыновья».

3.Занятие по теме «Чтение рассказа В.Ю.Драгунского «Рыцари» пересказ.

4. Открытое занятие «Что мы знаем о бережливости»

5.Выпуск поздравительной газеты «8 марта»

Работа с родителями

1. Консультация «Женщины России»

2.Совместная работа пап и детей в изготовлении подарка для любимой мамочки.

3. Познакомить родителей с различными видами речевых игр; совместно с родителями познакомить детей с некоторыми фактами из жизни русских знаменитостей, формировать у детей знания о разных женских профессиях , воспитывать уважение к членам своей семьи, к женщинам в целом к  их труду; воспитывать стремление помогать взрослым.

4. Домашнее задание - сочинить сказку, про свою семью.

Апрель

Работа с детьми

1. Беседа «1 апреля - день смеха» история праздника.

2. Беседа «Вороний день»

3. Рассказ «Первый полет в космос. Юрий Гагарин»

4. Занятие по теме «Рисуем космос»

5. Просмотр презентации «День космонавтики»

Работа с родителями

1.Консультации «День воинской славы России» «День вороны» «День земли» «День пожарной охраны»

2. Подвести родителей к частым беседам со своими детьми на различные  исторические  темы не только о  России, но не забывать и о родном крае.

3. Совместная работа с детьми по изготовлению кормушек «Ко дню, вороны» который отмечают малочисленные народы Севера, ханты и манси. Праздник пробуждения природы.

4. Экскурсия в городской краеведческий музей имени Т. Д. Шуваева. Цель: приобщение к культуре и истории русского быта.

5.Чтение сказок бабушки АННЭ

Май

1. Итоговое родительское собрание. Презентация проекта. Круглый стол. 

Цель: подведение итогов, обсуждение проекта, все ли остались довольны результатами, что могут предложить сами для совместной деятельности по вопросу воспитания будущего поколения.

Консультативные и информационные методы работы.

Методы и формы косвенной работы с родителями.

Название

Консультации для родителей

- «Воспитываем маленького патриота»

- «Знаю ли я свою малую родину?»

- «Игры, направленные на развитие нравственных ценностей дошкольников»

- «Художественная литература для чтения дома».

- «Учим  сами рассказывать и придумывать истории»

Стенгазета «Исторические даты в жизни нашей группы»

Рисунки, поделки, игры и задания к празднику или мероприятию, позволяющие родителям прослеживать работу по теме и поддерживать и закреплять ее дома.

Буклеты и памятки для родителей

«Литература для родителей и детей по гражданско-патриотическому воспитанию»

«Пришли мне друга верного»

«Истории  в стихах»

«Учим пословицы и стихи о родине, добре и зле»

«Учимся, играя»

Презентации для родителей

«Игра как средство нравственного  воспитания дошкольников»

«Сказки и традиции народов севера»

Фото отчеты о мероприятиях.

Фотовыставка «90 лет Югре» Дипломы победителей викторины «Мой край родной -моя Югра»

Фотовыставка чтецов «Джалиловские чтения»

Фото коллаж «Семейный праздник - новый год» «Памятник неизвестному солдату»

Фотовыставка «Человек и космос»

Фотовыставка «Мой папа- богатырь»

Выставка «Лучшая кормушка»

Третий этап работы: подведение итогов.

1.Совместное мероприятие «Родительское собрание. Круглый стол»

Цель: побудить родителей и детей к дальнейшей деятельности, вспомнить наиболее понравившиеся мероприятия, проанализировать уровень и объем полученных в ходе работы знаний,  как родителей, так и детей.

2. Анкетирование родителей на предмет удовлетворенности проведенной работой, необходимости дальнейшей работы по  гражданско-патриотическому воспитанию, или внести свои предложения.

3. Анализ результатов образовательного процесса строится на основе анкетирования родительской общественности:

Анкета  «Удовлетворенность родителей совместной работой в вопросе гражданско-патриотического воспитания»

1. Считаете ли Вы актуальными вопросы  гражданско-патриотического воспитания дошкольников?

- да;

- нет;

- затрудняюсь.

2. Удовлетворены ли Вы  совместной работой, или считаете  необходимым продолжать дальнейшую работу?

- да;

- частично;

- не удовлетворен.

3. Делится ли Ваш ребенок после совместных мероприятий положительными впечатлениями?

- да, всегда;

- иногда;

- нет.

4. Используете ли Вы в воспитании своего ребенка  литературу, о которой  узнали на  совместных встречах?

- часто;

- иногда;

- нет.

5. Свободно ли Вы обращаетесь за необходимой помощью к воспитателям?

- да;

- нет;

- в крайних случаях.

6. Участвуете ли Вы в мероприятиях, проводимых в ДОУ?

- участвую постоянно;

- участвовал 1-2 раза;

- не принимаю участия.

7. Какая форма работы была для Вас наиболее эффективной, интересной и насыщенной информационно?

- совместные встречи;

- консультация;

- открытые мероприятия;

- памятки и брошюры.

8. Изменилось ли Ваше мнение о необходимости гражданско-патриотического воспитания у дошкольников с начала года?

- да;

- нет.

Ваши предложения: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

                                    Спасибо за сотрудничество!

Анализ реализации педагогического проекта  показал:

Заключение

 Наш проект - начальная ступень в формировании  не только моральных ценностей, но и  патриотических чувств у дошкольников, а для родителей прекрасная возможность научиться взаимодействовать со своим ребенком, понимать его взгляды на мир, помогать формироваться важным социально-нравственным основам личности будущего гражданина.

  Каждому человеку нужно знать, кто он и откуда. Любовь к своему народу, к родной земле делает человека достойнее и сильнее. Чтобы наши дети росли успешными, деятельными, уверенными в себе людьми, нужно с самого раннего возраста прививать им чувство сопричастности к великой стране и великому народу.  

 Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою малую и большую Родину, нам надо дать им в доступной и занимательной форме знания о её прошлом и настоящем. И, конечно, показать всё то лучшее, чем по праву может гордиться любой житель России, чтобы найти отклик в отзывчивой детской душе.

    Таким образом, в дальнейшем можно запланировать организацию

совместного с родителями  проекта «Сила - в единстве» по изучению  многонациональности родного края, людях, профессиях которые востребованы в нашем крае, помогающий  в доступной для детей форме рассказать о самобытности и истории Севера. Наша дальнейшая задача - укреплять тот фундамент, на котором у детей будет, развиваться и расти чувство любви к своей малой Родине и к Отчизне в целом.

     Воспитатель                                                  Г.Н.Кадырова