Методические разработки и программы

Кадырова Гульнара Нильевна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

    УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  №56   «СЕВЕРЯНОЧКА»

Описание: герб дс северяночка

Конспект открытого занятия

 по экологии «Берегите природу!»

группы общеразвивающей направленности

для детей дошкольного возраста с 4 до 5 лет «А»

Составил  воспитатель: Кадырова Г.Н.

г. Нижневартовск

2021г.

Конспект занятия по экологии в средней группе «Берегите природу!»

Цель: - формирование у детей основ экологической культуры.

Задачи:

•Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе,  формировать у детей желание знать правила поведения в лесу и выполнять их; закрепить знания детей об элементарных правилах безопасности в лесу; закрепить знания детей о лесе; развивать представления о том, как действия людей вредят природе; Закрепить названия цветов-первоцветов: одуванчик, подснежник, мать-и-мачеха, сон-трава.

•Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, внимание, память, мышление ; связанную речь, развивать мелкую моторику рук.

•Воспитательные: воспитывать бережное отношение и ответственность за окружающую природу; воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки; вызвать радость и удовлетворение от того, что сумели помочь лесу;

Интеграция образовательных областей:  «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная.

Методыпрактический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Приёмы:-

 погружение в игровую ситуацию;                                                                                        

групповая, коллективная работа;                                                                                                                         эмоциональная модуляция;                                                                                                                 физминутка,

создание проблемной ситуации.

Предварительная работа:

- прогулки.                                                                                    

- уборка территории детского сада вместе с родителями и воспитателями.                                                                                                              - чтение стихов и рассказов о природе,

-рассматривание иллюстраций леса, природы.          

 - беседы о жизни животных и растений в лесу и правилах поведения в природе;                                                                                                                        - проведение дидактических игр («Кто где живёт» , «Кто лишний», «Хорошо или плохо», «Найди отличия») и подвижных игр

- игровые экологические ситуации  по правилам общения с животными;                                            

-просмотр мультфильма «Десять заповедей тетушки Совы»

(правила поведения в лесу)

-Игра «Четвертый лишний» на закрепления названия цветов-первоцветов.      

Индивидуальная работа:  продолжать учить Камилу, Тамерлана отвечать на вопросы, проговаривая ответ четко, громко.                                                                                               

Материалы и оборудование: экологические знаки, психогимнастика «Как растут деревья»,  «мусор»: коробочки от сока, фантики от конфет, пустые пакетики от чипсов, пустые бутылочки из-под йогуртов, напитков, перчатки, мешок для мусора,  солнышко, макеты подснежников, одуванчиков, сон-травы

                                        Ход занятия:

Дети входят в группу.

Воспитатель: - Ребята, давайте поздороваемся.

Проводится игра «Здравствуйте!»

Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!

Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок!

Здравствуйте, зубки! Щелк, щелк, щелк!

Здравствуй, мой носик, бип, бип, бип!                                                    Здравствуйте, ребята! Всем привет! 

 Воспитатель:- Дети, к нам в гости прилетала птичка и в клюве принесла письмо, давайте его прочитаем.

Внимание! Внимание! Срочно!!! У нас в лесу случилась большая беда!

Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда!

Помогите! Помогите!»

Воспитатель:

Да, ребята, что-то случилось серьезное в лесу.

Давайте, поможем спасти животных и растений!

Кто-то нарушал правила поведения в лесу.

А вы знаете правила поведения в лесу?

Воспитатель подводит детей к знакам-

 правилам поведения  в лесу.

Дети: Да, знаем. В лесу нельзя шуметь, нельзя ломать деревья, нельзя разорять муравейники, нельзя забирать из леса домой животных, нельзя разжигать костры, нельзя оставлять мусор и др.

Воспитатель: Молодцы! Если вы знаете правила, то можем идти на помощь лесу.

Предлагаю взять в лес рюкзак и взять только самое необходимое для помощи лесным жителям.

Дети подходят к столу, где располагаются разные предметы.

Дети предлагают свои варианты.

Выбирают пакеты для мусора.

Дети продолжают отбирать предметы:

мяч, игрушка, перчатки одноразовые.

Дети берут с собой перчатки.

  Рюкзак собран, еще раз уточняем, что нам пригодится в походе.

 -Нам надо быстро отправиться в лес.

Я предлагаю полететь на волшебном «ковре-самолёте».

Разворачиваю «ковёр», а там дырки в виде цветов-первоцветов.

 Ой, ребята, его прогрызли мыши. Помогите починить ковёр.

( на подносе лежат цветы мать-и-мачеха, подснежник, одуванчик, подснежники). Дети накладывают и определяют, те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра).

- Назовите цветы-первоцветы, которые вам понадобились

- Дети: цветы мать-и-мачеха, подснежник, одуванчик, подснежники

- Теперь садимся на ковер и повторяем волшебные слова:

           Наш ковёр по небу мчится:

           Что же с нами приключится?

            Унесет нас до небес,

           Попадём на нём мы в лес!

Воспитатель:

Вот мы с вами очутились в лесу.

Здравствуй, лес, прекрасный лес!

Полон сказок и чудес!

Воспитатель: Ну, ребята, вперёд! Пойдёмте по тропинке.

Почему мы вошли в лес осторожно, по тропинке?

(Чтобы не нарушить жизнь птиц и животных, не наступить на насекомых, не помять цветов).

Выходят на полянку, где разбросан мусор.

Воспитатель: Что за лес? Ой, как грустно, ой, как скучно и темно.

Не слышно пения птиц. Посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть в лесу?

Дети: Пакетов, бумаги, бутылок…

Воспитатель: Одним словом - мусора.

Воспитатель: Правильно. Что же делать, как помочь лесу?

Давайте уберем весь мусор на полянке.

И тогда наш лес и все его жители будут очень рады.

(Очищают лес от мусора).

Воспитатель: Скажите дети,  можно ли оставлять мусор в лесу?

Дети: Нельзя в лесу оставлять мусор.

 Включается запись звуков леса.

 - Ребята, вы слышите, кажется, мы смогли помочь лесу!

 Что вы слышите? (ответы детей).

 Воспитатель. Как вы думаете, зачем нужны деревья?

 (Ответы детей: Они очищают воздух. Под ними есть норы животных, они там живут. На деревьях строят гнезда птицы.)

Давайте представим с вами, что мы с вами стали маленьким деревцами и сделаем с вами физминутку:                                                                                      - Ветер дут нам в лицо (махать ладошками к себе)

-Закачалось деревцо (руки подняты, покачивание туловища из стороны в сторону)

-Ветерок все тише-тише (плавно опустить руки)

-Деревцо все выше-выше (поднять руки и тянуться вверх)

-Много времени необходимо, что бы дерево выросло и стало большим. К сожалению, люди не берегут деревья и срубают их топором.

Их становится все меньше и меньше.

-Воспитатель:-Дети, а вы заметили ,что у нас в лесу опять стало тихо

- Ребята, лес опять грустит, и птички не поют.

-Как вы думаете, почему так произошло?

Да, похоже у нас ещё одна проблема в нашем лесу — птицы улетают отсюда, не хотят здесь жить и растить своё потомство, так как люди очень часто ведут себя нехорошо, забирают их домой.

Если в лес пришли гулять,

Свежим воздухом дышать.

Здесь не нужно всех ловить.

Топать, бегать, палкой бить.

-Воспитатель:-Ребята, посмотрите из гнезда выпали птенчики, давайте их вернем в гнездо(коллективная работа-аппликация)

Молодцы, помогли птенцам,

Нам пора идти дальше.

Воспитатель: Вот мы и пришли на полянку. Посмотрите, как красиво! Можно ли  рвать цветы? Почему?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если все сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Воспитатель: Если рвать цветы. То не будет насекомых. Им нечего будет есть.

(Включается запись звуков леса).

Воспитатель: ребята, вы слышите, кажется, мы смогли помочь лесу! Что вы слышите?

Дети: Птицы песенки запели.

Воспитатель: Надо природу беречь!

Ребята, мы с вами молодцы.

 Посмотрите, как в лесу стало светло.

Воспитатель находит коробочку.

-Посмотрите, ребята, какая коробочка, наверное, птичка нам оставила.

Открывают коробку, в ней медали «Юный эколог»

Дети получают медали.

Воспитатель: Давайте все вместе встанем в круг и возьмёмся за руки.

А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,

И друг другу на прощанье мы подарим обещанье:

БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!

А теперь, нам пора возвращаться в детский сад!



Предварительный просмотр:

Конспект занятия для средней группы по гражданско-патриотическому воспитанию «Дом, в котором я живу»

Цель:Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

-продолжать формировать у детей представления о России как о родной стране;

-формировать уважительное отношение к государственным символам;

-воспитывать у детей любовь к родине,

-формировать гражданско-патриотические чувства.

-продолжать учить отвечать на вопросы взрослого;

-расширять словарный запас за счет имен существительных ( мама,папа,сестра,брат,бабушка,дедушка,родители,дом,страна,город,Родина)и имен прилагательных(родная, родной)

-развивать внимание и память-узнавать на картинах флаги гербы

-развивать умение соблюдать правила игры;

-развивать память, сообразительность, находчивость.

Словарная работа: родная, родная сторона, Родина, Россия, Нижневартовск.

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд»

Материалы:

-Карта мира, глобус;

-изображение президента РФ, гербов и флагов;

-наглядно-дидактические пособия;

-фотографии с видами города, страны;

-слайды с достопримечательностями;

-ауди записи

Предварительная работа:

-беседа о российской символике;

-чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине;

-рассматривание фотографий города;

-рассматривание иллюстраций и выполнение работ по раскрашиванию герба города Нижневартовска.

Ход:

Физминутка:

-Добрый день, мой милый друг!

-Посмотри-ка ты вокруг!

-Здесь есть ты!

-Здесь есть я!

-Будем вместе мы друзья!

Дети после физминутки садятся на стульчики полукругом.

-Посмотрите дети, к нам в гости пришла кукла Катя(кукла одета в национальный костюм).Она хочет нам раскрыть свою тайну .Вы хотите узнать ее? Но для начала нам надо вспомнить одно знакомое слово. А слово это «родная». Что может быть родным?

-мама, родная страна, родная земля

-Дети, наша гостья предлагает нам поиграть в игру « Подбери слово» Нужно подобрать к словам «родная», «родной» подходящие слова. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным.

-Ответы детей: папа, мама, сестра, брат, дедушка, бабушка, детский сад, страна, город.

-Замечательно подобрали. А сейчас послушаем, как это слово звучать это стихотворение в стихотворении. Воспитатель читает стихотворение.

                               Много мам живет на свете

                        Всей душой их любят дети!

                           Только мама есть одна,

                            Всех дороже мне она!

                            Кто она? Отвечу я-

                             Родная мамочка моя!

-Какая мамочка?-Родная-Давайте еще раз скажем нежно и ласково:-родная мамочка!

-По разному может звучать одно и тоже слово.

- «Родная сторона» как вы думаете, что это?

- «Родная сторона»- это место, где мы родились, где мы живем.

-Такое место по другому называется-Родина.

Воспитатель читает стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовем?»

                             Что мы Родиной зовем?

                              Дом, где мы с тобой живем,

                               И березки, вдоль которых

                               Рядом с мамой мы идем,

                               Что мы родиной зовем?

                                Поле с тонким колоском,

                                Наши праздники и песни

                                Теплый вечер за окном.

                                Что мы Родиной зовем?

                                 Все, что в сердце бережем,

                                 И под небом синим-синим

                                 Флаг России над Кремлем.

Ауди запись «С чего начинается Родина»

-Кто из вас знает как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия)

-Да, наша Родина-Россия!

-Посмотрите ребята на карту. Покажите мне, пожалуйста, где расположена наша Россия(выходит ребенок и показывает)

-Ребята, как называется столица нашей Родины (Москва)

-Как зовут президента нашей страны (Владимир Путин)

-Назовите государственные символы России(герб, флаг, гимн)

-А теперь давайте немного отдохнем.

Физминутка:

В нашей стране горы высокие,

Реки глубокие,

Степи широкие,

Леса большие,

А мы- ребята вот такие!

-Давайте все вместе еще раз подойдем к карте и посмотрим, как огромна наша страна, как обширны ее пределы.

-Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. В России не одна тысяча городов, их очень много. Все это наша с вами большая Родина! Давайте послушаем с вами песню про нашу страну.

Ауди запись «Широка страна моя родная».

-Ребята ,а какие пословицы стихотворения вы знаете о Родине?

Дети:

Одна у человека мать, одна и Родина.

Родина превыше всего.

Нет в мире краше Родины нашей.

Родной край- сердцу рай.

Всякому мила родная сторона.

Всюду хорошо, а дома лучше.

                            Есть своя родная земля

                             У ручья и у журавля.

                            И у нас с тобой есть она-

                          И земля родная она.

             Что такое Родина?

             Это облака,

             Садик с огородиком,

             Поле и река…

-А еще в народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Как вы думаете, что это значит ( ответы детей)

-Есть место в нашей стране ,где мы родились и выросли, где живут наши родители и друзья, где находится наш дом родной-это наш город, это наш родной край, это наша малая Родина.

-У каждого из нас есть малая Родина. Как называется город, в котором мы живем?(Нижневартовск)

-Место, где находится наш город, называется Ханты-Мансийский Автономный округ-Югра. Многие наши поэты, художники, писатели, посвятили Нижневартовску свои стихи, картины.

-Давайте посмотрим, какие памятные места есть в нашем городе.

Просмотр слайдов с видами города.

-О любви к Родине сложили не мало мудрых пословиц: «Русский человек без Родины не живет», «Родная сторона-мать родная, чужая сторона-мачеха». Случается так, что окажется человек в чужой стране, как говорили в старину-на чужбине, и сначала кажется все ему новым, интересным: и люди, и обычаи, и природа. Но пройдет немного времени, и затоскует сердце, запросится домой, на родную сторонушку.

Итог занятия:

-Чем мы сегодня с вами занимались? Что вам больше всего понравилось?(ответы детей)

-Почему вы любите свою малую Родину?(ответы детей)

-Почему в народе говорят: «На чужой сторонушке рад своей воронушке»?(ответы детей)

-Что нужно делать, чтобы наша Родина с годами становилась все краше?

-Дорогие ребята! Любите свою Родину. Старайтесь больше узнать о ее людях и истории, берегите природу, храните ее обычаи и традиции.

 



Предварительный просмотр:

1. Вступление.

С экономикой сталкивается любой человек – рабочий он или фермер, математик или певец, ученик или дошкольник. Экономика – это отношения между людьми, которые у них складываются, когда они создают товар, другие его просто продают, третьи покупают. В основе этого слова стоит «экос», что на древнегреческом языке означает «дом». А буквальный его перевод  - «искусство ведения домашнего хозяйства». С того, что нас окружает, с домашних дел и забот начинается наша экономическая жизнь. Экономика вызывает интерес прежде всего потому, что она дает ответы на жизненно важные вопросы, имеет дело с такими проблемами, которые касаются всех людей без исключения.

В «Декларации прав ребенка» записано, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет. Ребенок должен получить образование, которое соответствовало бы его общему культурному развитию и развитию сознания, моральной и социальной ответственности члена общества. Благодаря образованию социальный опыт передается от поколения к поколению, и каждое последующее поколение становится образованнее предыдущего. Современная социально-экономическая ситуация в стране требует от семьи и ДОУ приобщения малышей к миру экономических ценностей. В последнее десятилетие отечественная наука и практика обратили особое внимание на роль экономики в формировании личности, на взаимосвязь экономического образования с трудовым и нравственным воспитанием.

Почему мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста? Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его этому не учат. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются в ней. Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества. Не все семьи имеют возможность систематически заниматься воспитанием детей. Помочь ребенку найти себя, развивать свои способности, пополнить знания о жизни современного общества, а главное вести себя в соответствии с этими знаниями, т. е. формировать экономическую культуру, может работа в дошкольном учреждении по формированию основ экономической культуры дошкольников.

Образовательная деятельность по экономике в ДОУ предполагает работу с детьми старшего дошкольного возраста, направлена на осуществление следующих задач:

помочь ребенку научиться понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

уважать людей, умеющих хорошо трудиться, честно зарабатывать деньги;

  • осознать взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги», то, что стоимость продукта зависит от его качества;
  • способствовать становлению авторитета качеств человека-хозяина (бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие, щедрость, благородство и т. д.);
  • приобретать способы и формы разумного поведения, умение адекватно действовать в реальных жизненных ситуациях. Развивать разумные потребности.

Сегодня мы представляем вашему вниманию примерное занятие для дошкольников по знакомству с миром экономики. Предлагаем вам объединиться в команды и взять на себя роль детей.

2. Игра-занятие

«Путешествие в мир экономики»

Цель: вызвать у детей интерес к миру экономики, познакомить их с потребностями людей; обогатить словарь детей экономическими категориями: экономика, потребности людей.

Используемый материал: кукла домовенок Кузя, воздушный шар с корзиной, предметы (продукты, фляжка, одеяло, сотовый телефон, фонарик, свечка), предметные картинки с изображением вещей, необходимых для путешествия в жаркие и холодные страны.

Ход игры:

- Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие. Посетим удивительный мир – мир экономики. Как вы думаете, что обозначает это слово «экономика»? (Экономить, копить). Говоря об экономике, люди чаще всего связывают это понятие с торговлей. На самом деле, мир экономики гораздо шире и разнообразнее. Отправляемся в страну экономики? С помощью какого транспорта можно путешествовать? (Автобус, машина, самолет, поезд, пароход). Ребята, я совсем забыла, у нас есть воздушный шар и мы... (За ширмой раздается голос).

- Подождите! Меня забыли! (Появляется домовенок Кузя):

Кузя: Все, не могу больше один вести хозяйство, как попрошу помощников мне помочь, так говорят, что они еще маленькие, а как путешествовать, так они большие и самостоятельные.

- Подожди, ты кто такой?

Кузя: Здравствуйте всем, живем в одной группе, а вы меня не знаете? Кто помогает порядок в группе наводить, когда вы уходите домой? Кто стережет, бережет здесь все, когда вы спите? Это я – домовенок Кузя. Познакомимся?

Дружно с места не вставайте

И все хором отвечайте,

Как кого сейчас зовут...

(Дети хором называют свои имена).

Кузя: Всех запомнил, я парень смышленый. Возьмите меня с собой в путешествие, я вам пригожусь. У меня даже есть свой девиз: «Ничто не дается даром». Как вы его понимаете? Да, ребята, вы правы, действительно, для того чтобы что-то получилось, нужно много трудиться. Все-то вы знаете. Ну что, возьмете меня с собой?

- Полезай, Кузя, к нам в корзину воздушного шара.

Кузя: Я не вижу, что вы собрались в дальнюю дорогу (заглядывает в корзину и удивляется). Что необходимо взять с собой в воздушное путешествие? (Карту, пищу, воду). Ну, что начинаем готовиться. Может ли человек долго обходиться без пищи? Взяли ли вы с собой еду? Эх вы, путешественники, что бы вы без меня делали? У меня вот припасы есть – не пропадем (достает продукты, кладет в корзину). Может ли человек обойтись без воды? Родниковую водицу-то вы с собой взяли? (Нет). Говорил же я вам, что пригожусь, есть у меня и водица (достает фляжку с водой). А воздух человеку нужен? Не забыли вы его с собой взять?

- Кузя, что за шутки? Воздух вокруг нас.

Кузя: Пошутил я. Откуда человек берет тепло? (от солнца, от батареи, одеяла, грелки, огня, плиты, горячей воды). Значит, человеку нужно и тепло (кладет одеяло в корзину). Ребята, вы знаете, что кроты живут без света, он им не нужен. Они очень хорошо видят в темноте. Нужен ли свет человеку? (В темноте плохо видно, ничего нельзя найти).

Проводится игра «Не оступись». Дети с завязанными глазами должны пройти по узкой дорожке, не оступившись. В конце игры они кладут фонарик  и свечку в корзину воздушного шара.

Кузя: Путешествие – путешествием, но вдруг нам понадобится помощь, пока мы будем лететь. Как сообщить нам об этом на землю?

- Конечно, надо подумать об этом заранее. Мы возьмем сотовый телефон. Спасибо, что ты помог нам собраться в дорогу. А как дети усвоили сегодня, что необходимо человеку, мы проверим. Что необходимо человеку, в чем он постоянно нуждается? Правильно, одним словом это называется «потребности человека».

Дети делятся на 2 подгруппы, каждая из которых готовится в путешествие: в жаркие страны (Африка) и в холодные (Антарктида). Детям разрешается взять с собой только те вещи, которые обладают признаками, необходимыми для их использования в условиях, в которые они попадут. «Вещи», изображенные на картинках, лежат на одном столе, так, чтобы их можно было рассмотреть одновременно. Позднее подгруппы проверяют друг друга, объясняя обнаруженные ошибки.

3. Педагогам предлагается познакомиться с загадками экономического содержания и отгадать их.

Загадки экономического содержания

Больше денежек давай,

И товар – твой, покупай!

                            (аукцион)

Раздаются звуки гонга –

Здесь идет аукцион.

Человек ведет продажу.

Назови-ка, кто же он?

                            (аукционист)

Я есть особый институт,

Где деньги строгий счет ведут,

Кредиты фирмам представляют,

Финансами там управляют.

Вклады ваши разместят,

Их очень строго разместят.

                               (банк)

Это то, что изготовляет человек для продажи.

                                                          (товар)

Это умение вести домашнее хозяйство.

                                                 (экономика)

Это человек, который руководит другими работниками, определяет, как лучше и правильнее организовать дело.

                                                                                              ( менеджер)

4. Педагогам предлагается вспомнить пословицы, связанные с деньгами, экономикой и т.д.

Пословицы экономического содержания

Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

Денежка без ног, а весь свет обойдет.

Гроша нет за душой.

Деньги – гости: то нет, то горсти.

Бережливость – не скупость.

Блюди хлеб про еду, а копейку про беду.

Запас человека не портит.

Пушинка к пушинке – и выйдет перинка.

Мука не мука, а бережливость – наука.

5. Заключение.

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений. Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества, значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных областей, в которую ребенок включается с детских лет.

Воспитателям предлагается для изучения и применения в образовательной деятельности с детьми методический материал по ознакомлению детей с миром экономики.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 "Северяночка"

Конспект проведения практической работы с педагогами

по основам обучения детей финансовой грамотности.

Круглый стол "Советы Гнома Эконома"

Воспитатели: Зубова Е.В.

Кадырова Г.Н.

Нижневартовск 2020



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 56 «Северяночка»

герб дс северяночка

Деловая игра для педагогов ДОУ

по финансовой грамотности

«Финансовый ринг»

                                                  Составили воспитатели: Волик Т.Л.

Кадырова Г.Н.

г. Нижневартовск

Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области финансовой грамотности.

Задачи:

1. Формирование разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам.

2. Пробуждение интереса к финансовой грамотности

3. Сплочение коллектива участников

4. Развитие практических умений быстрого и правильного нахождения и принятия решений в ходе игры.

Подготовительный этап: на доске вывешивается поле, состоящее из 7 секторов различного цвета. Участники делятся на две команды.

Правила игры:

Игра состоит из семи этапов.

Вводное слово ведущего: Вопросы финансов затрагивают все сферы жизни современного человека, а финансовая грамотность стала необходимым жизненным навыком, как умение читать и писать.

Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием, строить долгосрочные планы и добиваться успеха.

Исследования уровня финансовой грамотности населения России, проведенного в 2008 г показали, что у 60% лиц отсутствие знаний и навыков в сфере финансовой грамотности, либо оценили их как неудовлетворительные. Эта же категория лиц показала наиболее неудовлетворительные знания в части понимания своих прав как потребителей финансовых услуг. Лица с низким и средним доходом наиболее склонны к принятию необоснованных решений, при этом неверные решения относительно использования личного бюджета наиболее болезненно сказываются на их жизненном уровне. Поэтому Министерством финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком был запущен проект, целью которого является - повышение финансовой грамотности российских граждан, содействие формированию у населения разумного финансового поведения, обоснованных решений, ответственного отношения к личным финансам.

РАЗМИНКА

НАЛОГИ

ЦЕННЫЕ БУМАГИ

ЗАШИФРОВАННАЯ ПОСЛОВИЦА

ЭКОНОМИКА В СКАЗКАХ

ВАЛЮТА СТРАН МИРА

РЕКЛАМНЫЙ АГЕНТ

Ход игры: Ведущий: Приветствие участников, объяснение правил игры.

РАЗМИНКА:

1. Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар).

2. Мотоцикл экономит время, а велосипед что экономит? (деньги).

3. Чтобы партнёров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры).

4. Учреждение, в котором хранят деньги (банк).

5. Он в нашем доме считает электроэнергию (счётчик).

6. Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог).

7. Деньги, которые люди получают за свой труд (зарплата).

8. За сметану, хлеб и сыр, в кассе чек пробил (кассир).  

9. Информация о товаре (реклама).

10. Что такое бартер? (обмен).

11. Место, где продают товар по строго фиксированным ценам (магазин).

12. Любой предмет, который можно купить или продать (товар).

13. Мебель, хлеб и огурцы продают нам (продавцы).

14. В ч м измеряется цена товара? (в деньгах)

15. Мебель купили, одежду, посуду, Брали для этого в банке мы (ссуду)

16. Место торговли, где можно торговаться (рынок).

17. И врачу и акробату выдают за труд (зарплату).

18. Как называются иностранные деньги? (валюта).

19. На товаре быть должна обязательно - (цена).

20. То, что продаётся или покупается (товар).

21. Кто посоветовал Буратино закопать свои деньги на Поле Чудес?

22. Какой товар приобрела на базаре Муха-Цокотуха на найденную денежку?

Сектор «Налоги»

Определите, какие налоги относятся к федеральным (Ф, какие - к региональным (Р, а какие – к местным (М)

Налог на добавленную стоимость (НДС); - Ф

Земельный налог- М

Налог на игорный бизнес - Р

Акцизный налог - Ф

Налог на доходы физических лиц - Ф

Налог на имущество организаций - Р

Налог на имущество физических лиц - М

Налог на прибыль предприятий - Ф

Налог на добычу полезных ископаемых - Ф

Транспортный налог - Р

Водный налог - Ф

Государственная пошлина - Ф

Налог на игорный бизнес - Р

Сектор «Ценные бумаги»

Знакомство педагогов с понятиями и определениями  «Ценные бумаги»

1. Листинг А. - это стартовый капитал компании, с которого она начинает свою коммерческую деятельность

2. Фондовый рынок Б. – это платежи за пользование компанией твоими деньгами

3. Купонные выплаты В. – это пакет акций (доля в уставном капитале, позволяющий владельцу пакета блокировать решения общего собрания акционеров в случае, если они для него невыгодны

4. Привилегированные акции Г. - это ценная бумага, которая удостоверяет долговое обязательство компании перед владельцем и предусматривает погашение обозначенной в ней суммы в оговоренные сроки, а также выплату предусмотренных купонных платежей

5. Облигация Д. – это сегмент финансового рынка, на котором происходит купля-продажа ценных бумаг.

6. Уставной капитал Е. - это особая процедура отбора акций, которые могут быть допущены к продаже на бирже

7. Обыкновенные акции Ж. - это акции, ограничивающие права своих владельцев на участие в голосовании на общем собрании акционеров, но дающие своим владельцам гарантию выплат дивидендов

8. Блокирующий пакет акций З. - это акции, удостоверяющие право своих владельцев на участие в общем собрании акционеров, в голосовании по принимаемым ими решениям, на долю чистой прибыли.

Сектор «Зашифрованная пословица»

Педагоги отгадывают пословицы по картинке и объясняют их смысл.

«Денег куры не клюют», «Деньги лопатой гребут», «Деньги на ветер бросать», «Копейка рубль бережёт», «Деньги любят счет», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Сектор «Экономика в сказках»

1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).

2.Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Колосок).

3. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах).

4. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)

5. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок).

6. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой).

7. Герои какой сказки, благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)

8. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (Вершки и корешки).

9. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Царевна-лягушка).

Сектор «Валюта стран мира»

Биткойн (виртуальная валюта, криптовалюта)

Доллар (США)

Евро (страны зоны евро)

Фунт Стерлингов (Великобритания)

Иена (Япония)

Юань (Китай)

Рубль (Россия)  

Шекель (Израиль)

Рупия (Индия)

Тугрик (Монголия)

Франк (Швейцария)

Сектор «Рекламный агент»

Молочный завод решил расширить ассортимент своей продукции. К лету они планируют начать выпуск двух новых сортов мороженого МОЛОЧНОЕ и ШОКОЛАДНОЕ. Придумайте слоган к рекламе мороженого.

Что характерно для хорошей рекламы: КРАТКОСТЬ, ОБРАЗНОСТЬ, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ.

Рефлексия:

Педагогам предлагается ответить на вопрос: Как вы представляете, какой должен быть финансово-грамотный человек?  

Спасибо за игру! До новых встреч!



Предварительный просмотр:

Конспект открытой НОД по финансовой грамотности в средней группе «В гости к Мухе-Цокотухе»

«В гости к Мухе-Цокотухе»

Цель: формирование элементарных представлений о финансовой грамотности

Задачи: Образовательные: формировать элементарные представления о понятии монета, банкнота, кошелек, деньги, продавец, покупки, магазин.                                                               Развивающие: развивать зрительную память, мелкую моторику                                            Воспитательные: воспитывать бережное отношение к деньгам, доброжелательное отношение друг к другу                                                                                                                                           Материалы: картинки с изображением монет и банкнот; раскраски, маркеры, 4 кошелька разного цвета; разноцветные монеты; подарок; атрибуты для с/р игры «Магазин», «Супермаркет».

Ход занятия

Воспитатель: : Ребята, сегодня у нас с вами гости. Давайте поздороваемся с ними! (вместе). Доброе утро!                                                                                                                                                  Дети становятся в круг                                                                                                                             Ладошки просыпайтесь                                                                                                              Похлопайте скорей!                                                                                                                            Ножки просыпайтесь,                                                                                                                               Спляшите веселей!,                                                                                                                                       Ушки мы разбудим,                                                                                                                                               Лобик разотрем,                                                                                                                                         Носиком пошмыгаем! ( повторяют 2 раза)                                                                                                  I Вводная часть

1. Сюрпризный момент                                                                                                                          Внезапно раздается жужжание мухи. Воспитатель обращает внимание на звук и на то, кому он может принадлежать.                                                                                                                                              (на экран выводится Муха-Цокотуха)

Воспитатель: Ребята , кто это? ( Муха-Цокотуха) А давайте с вами повторим как Муха-Цокотуха жужжит ( дети повторяют жужжание )

М. Ц. Я Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо. Пока в гости к вам я шла, на дороге денежку нашла. А пришла к вам неспроста, День Рождения у меня. В магазин я убегаю, большой тортик покупаю. Приглашаю вас друзья, но на праздник опаздывать нельзя.

Проблемная ситуация

Воспитатель: Ребята! Нас пригласили на День Рождения. А на чем мы можем с вами добраться до Мухи-Цокотухи? (ответы детей) А скажите мне,  мы можем с вами до нее добраться одни, без взрослых? ( ответы детей) Но просто так мы не можем туда пойти, нам нужны подарки. А где мы их купим?                                                                                                                                                   Дети: В магазине.

Воспитатель: Ребята, для того, чтобы нам узнать что нам нужно для приобретения подарка, вы должны отгадать загадку:                                                                                                                                    Что звенит там в кошельке?                                                                                                                            Что мы прячем в кулаке,                                                                                                                                Если в магазин придем                                                                                                                                     Чтобы купить чего-то в дом (деньги)                                                                                                     Воспитатель: Правильно. А какие бывают деньги?                                                                                    Деньги бывают металлические – монетки (показывает картинки)                                                                          - Ребята, какие признаки монет вы можете назвать, какие они?                                                                  Дети: Круглые, металлические, звенят…

(Можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).

Воспитатель: Ребята, а какими еще бывают деньги? (ответы детей)

Да, верно, еще бывают бумажные деньги (купюры, их называют банкнотами. Воспитатель демонстрирует банкноты разного достоинства.

А какие они?

Дети: Бумажные, прямоугольные, шуршат.

(На столе лежат в тарелочках монетки и купюры).

Воспитатель: У меня нет денег. А у вас есть?

Дети: нет.

Воспитатель: А где же мы их возьмем?

Дети: их можно заработать.

Воспитатель: Нам нужно с вами выполнить все задания, за каждое задание мы с вами будем получать монеты, на них мы и купим подарок для Мухи-Цокотухи. Но сначала нам надо размять свои пальчики.

II Основная часть

1. Пальчиковая гимнастика «Будем денежки считать»

1, 2, 3, 4, 5 – будем денежки считать

(сжимаем и разжимаем пальцы)

1 и 2 – оплатим дом (отгибаем от мизинца)

Дом, в котором мы живем.

3 монетка – одежду купить,

На 4 монетку – купим есть и пить,

Ну а 5 пока спрячем на донышке кошелька.

2. Д\И «Отыщи монеты» (за столом)

А задание такое: на картинке спрятаны монетки.

Задача детей отыскать монетки обвести их или раскрасить. После того как дети находят все монетки, воспитатель отдает монету за выполненное задание.

Воспитатель: А сколько монет вы нашли? Ответы детей)

Ребята, мы большие молодцы! Отыскали все монетки.

Провести самоконтроль. По выполнении задания каждый ребенок получает по монетке и затем складывают в общий кошелек.

3. Д\И «Разложи монетки по кошелькам»

Уголок сенсорики.

На столе лежат четыре кошелька (красного, синего, зелёного, жёлтого цвета) и разноцветные монеты. Ваша задача разложить все монетки в нужные кошелечки.

(После того как дети сложили все монетки по кошелькам, воспитатель раздает  монеты)

Воспитатель: Ребята вы такие молодцы! Вы справились с заданием. И за это, вы получаете еще  монетки.

Воспитатель: Дети, кто знает, как называется человек, который продает в магазине?

Дети: Продавец!

Воспитатель: Ребята, когда мы приходим в магазин, то сначала выбираем, что хотим купить, потом приготавливаем деньги и только потом продавец нам дает товар.

Как называют крупный магазин, в котором продаются и продукты, и игрушки, и обувь? (супермаркет).

Правильно, ребята и мы с вами отправляемся в супермаркет.

4. Физминутка «Покупаем продукты»

Сумку в руки мы берем (наклоняются и берут воображаемую сумку)

В магазин с тобой идем (шагают на месте)

В магазине же на полках (поднимают руки вверх)

Не шарфы и не футболки (вертят головой)

Вкусно пахнет здесь всегда (дыхательное упражнение)

В доме вкусная еда («дом» над головой)

5. Д/и: «Супермаркет»

Воспитатель: Ребята перед нами супермаркет, а в нём разные отделы.

Для каждого продукта есть свой, специальный отдел.

Дети берут карточки с изображением продуктов и раскладывают в тележки соответствующего отдела.

Воспитатель: Молодцы, ребята. И с этим заданием справились. Вот вам еще монеты..

Воспитатель: Ребята, о у нас осталось совсем мало времени, бежим вместе в магазин и купим для нашей именинницы подарок.

Воспитатель: меня зовут продавец — Елена. Вы, пришли за подарками?

Дети: да.

Воспитатель: Тогда давайте менять деньги на подарки, вы мне деньги, а я вам подарок.

(Дети обменивают у продавца деньги на подарок и отправляется к Мухе -Цокотухе на День Рождения)

Воспитатель: Ребята у нас есть подарок. Пойдем скорей к нашей Мухе-Цокотухе.

Дети вместе с воспитателем приходят в уголок, где их ждет Муха-Цокотуха

Воспитатель: Муха-Цокотуха, мы тебя поздравляем с Днём Рождения! Ребята, давайте дружно поздравим Муху-Цокотуху.

Дети кричат: С Днём Рождения.

МЦ: Спасибо большое вам, за поздравления и подарки