Дополнительные образовательные программы

Кадырова Гульнара Нильевна

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

дополнительной платной образовательной услуги

 «Проведение занятий по развитию

творческих способностей у детей: «Леголандия»

на 2024-2025 учебный год

       

Воспитатель

Кадырова Г.Н.

г. Нижневартовск, 2024 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Целевой раздел.

1.

Пояснительная записка

3

1.1.1

Цели и задачи Программы

4

1.1.2

Принципы и подходы к формированию Программы

5

1.2

Планируемые результаты

5

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

5

1.3

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

6

1.4

Характеристика особенностей развития детей

7

  1. Содержательный раздел

2.1

Описание образовательной деятельности по развитию творческих способностей у детей

8

2.2

Содержание деятельности и формы работы

8

2.3

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

9

  1. Организационный раздел

3.1

Организация развивающей предметно-пространственной среды

10

3.2

Кадровые условия реализации Программы

10

3.3

Материально-техническое обеспечение Программы

10

3.4

Планирование образовательной деятельности

11

3.4.1

Учебный план

11

3.4.2

Расписание непосредственно образовательной деятельности

11

3.4.3

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию творческих способностей

11

3.5

Перечень литературных источников

14


I.Целевой раздел

1.Пояснительная записка

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание -моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.

Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.

Представленная Программа разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей.

Программа рассчитана на 1 год обучения с детьми 5-7 лет. Работа по легоконструированию проводится в рамках дополнительного образования.

Тематика дополнительного образования по легоконструированию рассчитана на период с сентября по май. Периодичность занятий: по 30 минут (два раза в неделю). Занятия проводятся с одной подгруппой детей до 10 человек.

Актуальность

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. Легоконструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

Легоконструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.

Новизна

Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность легоконструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Программа «Проведение занятий по развитию познавательных способностей у детей» разработана на основании:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями) «Об образовании в Российской Федерации».

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о Концепции дополнительного образования детей.

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648 -20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

- Программа развития МАДОУ на 2018-2025гг.

Срок реализации Программы – 1 год.

Программа разработана на основе типовых (примерных, авторских) программ:

Комарова Л.Г. Строим из LEGO.

Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO.

Лиштван З.В. Конструирование.

Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование.

  1. Цели и задачи Программы

Цель программы: развитие первоначальных конструкторских умений и задач на основе легоконструирования.

Основные задачи:

1.Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское творчество;

2.Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности. 

3.Обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;

4.Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

5.Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;

                                                                                                                                                                            1.1.2.  Принципы и подходы к формированию Программы

Принцип творчества и успеха. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной личности, мотивирует ребенка на дальнейшую работу.

Принцип возрастной адекватности. Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития дошкольников.

Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действийподдержки инициативы детей.

Принцип социального партнерства «педагог – воспитанник – семья», предполагает тесное сотрудничество педагога с родителями обучающегося.

Принцип систематичности: обучение, однажды начавшись, должно продолжаться в определенном режиме и ритме до достижения заданного результата.

Принцип комплексно–тематического построения образовательного процесса, основанный на интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определенное время (как правило, неделю) становится объединяющей.

  1. Планируемые результаты

Целевые ориентиры на этапе освоения Программы

- Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в конструктивной деятельности. Стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.

- Может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым.

- Любит самостоятельно заниматься конструированием.

- В соответствии с темой создает постройку, владеет техническими умениями в конструировании, освоил способы замещения форм, придания постройке устойчивости, прочности.

- Проявляет элементы творчества, придумывает сюжетные композиции.

- Может самостоятельно поставить цель, обдумать путь к её достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели.

- Умеет сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ.

По окончании 1 года обучения:

- Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.

- Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

- Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

- Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца.

- Итогом реализации программы является выставки детских работ в детском саду для родителей, сотрудников, воспитанников ДОУ, составление фотоальбома лучших работ.

1.3.  Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

Для того чтобы добиться эффективного баланса между индивидуальными интересами и потребностями детей, с одной стороны, и образовательными задачами, которые ставит перед собой педагог, с другой стороны, нужно, как минимум, знать, каковы эти интересы и потребности, и как они изменяются со временем. У педагогов, работающих с детьми, должны быть ясные представления об индивидуальных особенностях каждого ребенка, специфическом характере развития каждого из них.

Программа ориентирована на ребенка и нацелена на индивидуальное раскрытие и развитие каждого ребенка.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.  

Инструментарий для педагогической диагностики - диагностические карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

• игровой деятельности;

• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

• художественной деятельности;

• физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с подгруппой, группой детей.

В ходе образовательной деятельности программа предполагает создание диагностических ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Основные используемые методы педагогической диагностики:

- наблюдение за ребенком,

- беседы.

Карта диагностического наблюдения для старшего дошкольного возраста

Фамилия, имя ребенка

Умение правильно конструировать поделку по инструкциям педагога с последующим достраиванием 

Умение правильно конструировать поделку по схеме 

Умение правильно конструировать

поделку по образцу

Умение правильно

конструировать поделку по замыслу

Умение детей моделировать объекты по иллюстрациям и рисункам 

Начало года ( нг)

        

                                            Конец года(кг)

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

1

2

3

4

Высокий уровень: ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

Средний уровень: ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;

Низкий уровень: ребенок не может выполнить все предложенные задания, только с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания

  1. Характеристика особенностей развития детей

Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность в возрасте 5 -7 лет можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения). Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже можно использовать графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления. В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета, оригинального использования деталей, развивается речь, что особенно актуально для детей с ее нарушениями. 

На этапе завершения программы занятия носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.


II.  Содержательный раздел

2.1.  Описание образовательной деятельности по развитию

творческих способностей у детей

     

           Программа по легоконструированию рассчитана на материал в объёме 96 часов по 2 занятия в неделю, длительностью 30 минут.

        Занятия проводятся в кабинете дополнительного образования два раза в неделю по 30 мин: во второй половине дня. Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста (5-7 лет).

Каждое занятие состоит из нескольких частей.

Вводная часть:

Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между детьми.

Основная часть:

Цель основной части занятия -  развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться.

Завершающая часть:

Целью заключительной части занятия является создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятиях.

Оптимальное количество детей – 10 человек. Занятия носят познавательный характер.

2.2. Содержание деятельности и формы работы

Дополнительный образовательный процесс направлен на развитие ребенка в пяти образовательных областях.

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

-                 Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

-                 Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-                 Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;

-                 Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

-                 Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает:

-             Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- Формирование познавательных действий, становление сознания;

- Развитие воображения и творческой активности;

- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает:

- Владение речью как средством общения и культуры;

- Обогащение активного словаря;

- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- Развитие речевого творчества;

Художественно-эстетическое развитие предполагает:

- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного), мира природы;

- Становление эстетического отношения к окружающему миру;

- Формирование элементарных представлений о видах искусства;

- Реализацию самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

- двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

- Способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму;

- Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

                                                                                                                         

Виды детской деятельности

Формы работы

Двигательная

игровые упражнения;

Игровая

сюжетные игры; развивающие игры; дидактические игры;

режиссерские игры.

Изобразительная

мастерская по изготовлению продуктов детского творчества;                                                                                                                             реализация проектов

Коммуникативная

беседа; ситуативный разговор; составление и отгадывание загадок; сюжетные игры; общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Самообслуживание и элементарный труд (в помещении и на улице)

совместные действия;  дежурство; поручение; задания.

Познавательно-исследовательская

решение проблемных ситуаций;  проектирование решения проблемы; моделирование;  реализация проекта;  познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий); исследования объектов окружающего мира; посещение гостей;

Конструирование

конструирование из различного материала: конструкторы, модули. конструирование по образцу; конструирование по модели; конструирование по условиям; конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам; конструирование по замыслу; конструирование по теме.

2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Ведущие цели взаимодействия с семьей - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Сотрудничество с родителями

  1. Консультация для родителей «Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста»
  2. Консультация для родителей «Легоконструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»
  3. Рекомендации и индивидуальные беседы по возникшим трудностям и вопросам по игре с конструктором
  4. Совместная выставка воспитанников и родителей «Мы играем в  лего»
  5. Совместное занятие с родителями: «Новогоднее чудо»

В течение года

III. Организационный раздел

3.1   Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

 

Методические: информационный материал, конспекты, фотоальбомы с изделиями воспитанников, схемы, методические разработки, демонстрационный материал, раздаточный материал.

Необходимое оборудование

  • - Наборы «LEGO»
  • инструкционные карты сборки изделий;
  • образцами изделий; схемы

Процесс обучения построен на принципах: “от простого к сложному”, учёта возрастных особенностей детей, доступности материала, развивающего обучения. На первых занятиях используется метод репродуктивного обучения. На этом этапе дети выполняют поделки точно по образцу и объяснению. Затем, в течение дальнейшего курса обучения, постепенно усложняя технику легоконструирования подключается методы проблемного изложения, частично-поисковый метод. Широко применяются игровые приёмы – “обыгрываются” свои поделки, сочиняются сказки по поводу игрушек и т.п.

Все учебные задания кроме формирования навыков и знаний по легоконструированию направлены на общее развитие ребёнка.  У детей формируется осознание необходимости думать и понимать, а не просто повторять определённые движения. Выполняя практические задания, дети развивают у себя произвольные движения, которые необходимы для успешного обучения в школе. Обучение детей практическим приёмам неразрывно связано с ознакомлением с теоретическими сведениями.

                           3.2. Кадровые условия реализации Программы

Сведения о педагоге:

ФИО: Кадырова Гульнара Нильевна

Образование – средне- специальное

Квалификационная категория: - первая квалификационная категория

3.3. Материально-техническое обеспечение Программы.

Материально-техническое обеспечение программы соответствует:

1) требованиям, определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

2) требованиям, определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;

3) требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

4) оснащенности помещения развивающей предметно-пространственной средой;

5) требованиям к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

3.4. Планирование образовательной деятельности

3.4.1   Учебный план

п/п

Наименование услуги

Форма проведения

Кол-во детей

длительность занятия (минуты)

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в месяц

Количество занятий в год

Проведение занятий по развитию творческих способностей у детей по программе

групповая

10

30

2

8

96

3.4.2 Расписание непосредственно образовательной деятельности

Наименование занятий

День недели

Время и место проведения

Исполнитель

Проведение занятий по развитию творческих способностей у детей

Вторник

Четверг

Понедельник

Среда

1,3 неделя

      17.00-17.30

     

2,4 неделя

   17.00-17.30

   

Воспитатель  первой квалификационной категории

3.4.3 Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности

по развитию творческих способностей у детей

 анятия

Тема

Количество часов

Кол-во занятий

Количество минут

Сентябрь

1.

Знакомство с конструктором. Спонтанная игра

1

30

2.

Исследователи цвета Lego-деталей. Скрепление Lego- деталей. Сборка прямой змейки.

1

30

3.

Исследователи кирпичиков. Игра « Разноцветные башни»

1

30

4.

Исследователи кирпичиков. Игра «Волшебные формочки»

1

30

5.

Исследователи кирпичиков. Игра « Что спрятано?»

1

30

6.

Исследователи кирпичиков. Игра « Волшебный цвет»

1.

30

7.

Исследователи кирпичиков. Игра « Фантазеры»

1

30

8.

ОКТЯБРЬ

9.

Знакомство с конструктором. Спонтанная игра детей.

          1

30

10

Исследователи цвета Lego – деталей. Скрепление Lego – деталей. Сборка прямой змейки.

          1

30

11

Конструируем заборчики: одного и двух цветов

          1

30

12

Конструируем домик с окном

          1

30

13

Конструирование по замыслу: домик и заборчик. Выставка работ

          1

30

14

Свободная игровая деятельность детей. Строим город. Обыгрывание построек.

          1

30

15

Учимся читать схему. Конструируем по схеме: домик

          1

30

16

Конструируем мебель: стол, стул

          1

30

НОЯБРЬ

17

Конструируем мебель: диван, кровать

          1

30

18

Свободная игровая деятельность детей. Обыгрывание построек.

          1

30

19

Моделирование домашних животных: кошка, собака, лошадка

          1

30

20

Моделирование домашних животных: цыпленок, курица

          1

30

21

Объединение построек домик и домашние животные. Обыгрывание построек. Выставка работ

          1

30

22

Обыгрывание построек

          1

30

23

Конструирование легкового автомобиля

          1

30

24

Учимся читать схему. Конструирование легкового автомобиля по схеме

          1

30

                                                   ДЕКАБРЬ

25

Конструирование грузового автомобиля

          1

30

26

Строим гараж для машин. Обыгрывание построек. Выставка работ

          1

30

27

Моделируем деревья по схеме : елочка, березка, сосна

          1

30

28

Моделируем деревья по схеме : елочка, березка, сосна

          1

30

29

Моделируем новогоднюю елочку. Делаем новогоднюю игрушку

          1

30

30

Делаем новогоднюю игрушку. Выставка работ

          1

30

31

Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора

          1

30

32

Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора

          1

30

                                                 ЯНВАРЬ

33

Свободная игровая деятельность детей. Обыгрывание построек

          1

30

34

Конструирование фигуры человека. Мальчик

          1

30

35

Конструирование фигуры человека. Девочка.

          1

30

36

Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора

          1

30

37

Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора

          1

30

38

Подготовка к конкурсу. Конструируем персонажей сказки

         

30

39

Подготовка к конкурсу. Конструируем персонажей сказки

          1

30

40

 Конструируем персонажей сказки.

                                                        ФЕВРАЛЬ

41

Подготовка к конкурсу. Конструируем персонажей сказки

          1

30

42

Конструирование пирамиды одного цвета

          1

30

43

 Конструирование пирамиды двух цветов

          1

30

44

Учимся строить объемный домик

          1

30

45

Конкурс по лего - конструированию

          1

30

46

Конкурс по лего - конструированию

          1

30

47

Подарок для мамы. Моделируем цветок. Выставка работ

          1

30

48

Свободная игровая деятельность детей

          1

30

                                                              МАРТ

49

Развивающие игры с использованием конструктора

          1

30

50

Зоопарк. Моделируем диких животных

          1

30

51

Зоопарк. Моделируем диких животных по схеме. Строим вольеры для животных

          1

30

52

Набор «Большой зоопарк». Сборка. Обыгрывание построек.

          1

30

53

Набор «Большой зоопарк». Обыгрывание построек.

          1

30

54

Конструируем нужные вещи: ваза

          1

30

55

Конструируем нужные вещи: подсвечник

          1

30

56

Конструируем нужные вещи: колокольчик. Выставка работ

          1

30

АПРЕЛЬ

57

Конструирование самолета

          1

30

58

Конструирование самолета по схеме

          1

30

59

Конструирование вертолета

          1

30

60

Конструирование военной техники: машина

          1

30

61

Конструирование военной техники: танк

          1

30

62

Конструирование военной техники. Выставка работ

          1

30

63

Конструирование «Мой любимый детский сад»

          1

30

64

Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора

          1

30

МАЙ

65

Конструирование «Мой любимый детский сад». Обыгрывание построек.

          1

30

66

Конструирование по замыслу детей

          1

30

67

Конструирование по замыслу детей

          1

30

68

Выставка работ

          1

30

69

Развивающие игры с использованием конструктора

          1

30

70

Развивающие игры с использованием конструктора

          1

30

71

Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора

          1

30

72

Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора

          1

30

                                                Июнь

73

Создание модели « Карусель»

         1

30

74

Обыгрывание постройки

         1

30

75

Создание модели «Тачка»

          1

30

76

Обыгрывание постройки

1

30

77

Создание модели «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»

1

30

78

Обыгрывание постройки

1

30

79

Создание модели «Подъемный кран»

1

30

80

Обыгрывание постройки

1

30

                                              Июль

81

Создание модели «Машинка»

1

30

82

Обыгрывание постройки

1

30

83

Создание постройки «Катапульта»

1

30

84

Обыгрывание постройки

1

30

85

Создание постройки «Обезьянка»

1

30

86

Обыгрывание постройки

1

30

87

Создание постройки «Новая собака Димы»

1

30

88

Обыгрывание постройки

1

30

                                          Август

89

Создание постройки « Птицы»

1

30

90

Обыгрывание постройки

1

30

91

Создание постройки «Голодный аллигатор»

1

30

92

Обыгрывание постройки

1

30

93

Создание постройки «Мой любимый дворик»

1

30

94

Обыгрывание постройки

1

30

95

Создание постройки « Самолет»

1

30

96

Обыгрывание постройки

1

30

Всего:

96

48 ч


3.5. Перечень литературных источников.

  1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
  2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
  3. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
  4. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
  5. Фешина Е.В. « Легоконструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.

 



Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Целевой раздел

1.

Пояснительная записка

3

1.1.1

Цели и задачи Программы

5

1.1.2

Принципы и подходы к формированию Программы

5

1.2

Планируемые результаты

6

1.3

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

7

1.4

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

7

1.5

Характеристики особенностей развития детей

8

  1. Содержательный раздел

2.1

Описание образовательной деятельности по развитию познавательных способностей у детей

9

2.2

Содержание деятельности и формы работы

10

2.3

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

10

  1. Организационный раздел

3.1

Организация развивающей предметно-развивающей среды

12

3.2

Кадровые условия реализации Программы

12

3.3

Материально-техническое обеспечение Программы

12

3.4

Планирование образовательной деятельности

13

3.4.1

Учебный план

13

3.4.2

Расписание непосредственно образовательной деятельности

13

3.4.3

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию творческих способностей

14

4.

Перечень литературных источников

17

I.    Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.

Детскоеэкспериментирование как форма деятельности используется в практике

недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Программа «Юный исследователь» подготовлена для дополнительного образования  ребят, проявляющих особые способности к исследовательской деятельности, повышенный познавательный интерес, стремящихся к самостоятельным открытиям.

Содержание программы превышает требования базисной образовательной программы в образовательной  области «Познавательного развития».

Познавательно-исследовательская практика ребенка – занятие самостоятельное и нередко разворачивается за пределами непосредственного внимания педагога. Самостоятельно добывая знания, каждый ребенок должен быть уверен в том, что все новое, им найденное, будет востребовано, интересно для друзей и взрослых.

При всех положительных аргументах, детская познавательно-исследовательская практика  не способна решать  весь круг задач исследовательского обучения. Проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений и навыков. И ребенка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки.

В исследовательской деятельности совместно с педагогом или другим взрослым, дети овладевают такими понятиями, как  явление, причина, следствие, событие, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и другие.  Без умения владеть этими понятиями затрудняется и формирование абстрактного мышления. А овладеть им можно только при исследовании живых фактов и явлений,  того, что видишь своими глазами.

Для этого надо учить ребенка переходить от конкретного предмета и отдельного факта к абстрактному обобщению.

           Преемственность с другими образовательными областями, на различных образовательных ступенях.

Содержание программы перекликается  с другими образовательными областями, возрастная преемственность обеспечивается посредством учета содержания познавательно-исследовательской деятельности детей, организуемой педагогами  в средней и старшей группах, а также за счет подготовки детей старшей группы  к участию в работе кружка  в следующем учебном году, когда они перейдут в подготовительную группу.

Новизна данной программы в том, что обучение организовано  по законам проведения научных исследований, строится оно как самостоятельный творческий поиск. В программе есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. Ведущей является – практическая деятельность детей, прямое участие в экспериментах, фиксации и презентации результата.

Содержание парциальной программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

  1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
  3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  5. сотрудничество ДОУ с семьей;
  6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в художественно-эстетической деятельности;
  8. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  9. учет этнокультурной ситуации развития детей.

Представленная парциальная программа по развитию деятельности детей дошкольного возраста обеспечивает преемственность с примерными основными образовательными программами начального образования.

Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога по развитию экспериментальной деятельности детей.

Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:

  • Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
  • Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 июля 2021 г. № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2020 г. N 2"Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 « Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека среды обитания»                                                                                                                                              Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Программа «Проведение занятий по развитию познавательных способностей у детей» разработана на основании:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями) «Об образовании в Российской Федерации».

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о Концепции дополнительного образования детей.

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

- Программа развития МАДОУ на 2018-2025гг.

Срок реализации Программы – 1 год.

Программаразработана на основе типовых (примерных, авторских) программ

  1. Цельи задачи Программы

Цель:Развитие познавательных способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста  в процессе опытно-экспериментальной деятельности с объектами окружающей среды.

Задачи.

1. Сформировать у  детей способность обнаруживать и обозначать  проблему.

2. Сформировать умение   выдвигать гипотезы, строить предположения относительно выявленной проблемы.

3.Упражнять в нахождении различных способов решения проблемы, проверки гипотезы.

4.Сформировать умение использовать различные способы поиска информации: строить вопросы  различного типа (основополагающие, проблемные, уточняющие), задавать их взрослым и сверстникам, обращаться к иллюстрированным изданиям, познавательным передачам.

5. Упражнять в умении планировать ход проведения эксперимента, исследования для проверки своей гипотезы.

6. Упражнять в умении проводить презентацию результатов своей деятельности.

  1. Принципы и подходы к формированию Программы
  • Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);
  • Принцип последовательности. От простого к сложному. Познавательные задачи предъявляются детям в определенной последовательности. В начале предлагаются простые задачи, в которых следствие непосредственно возникает из причины. После установления общей закономерности явления необходимо подвести их к пониманию более сложных связей и отношений, ставить задачи, требующие установлению цепных связей.
  • Принцип систематичности. Систематическое использование приемов поисковой деятельности приводит к тому, что она становится способом самостоятельной деятельности детей.
  • Принцип доступности и безопасности (использование доступного и безопасного материала детям). Эксперимент должен отвечать условиям:

- максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними;

- безотказность конструкции и приборов, однозначность получения результатов;

- показ только существенных сторон явления или процесса.

  •  Принцип наглядности. Схемы, рисунки, модели, алгоритмы, используются как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования их активности в процессе познания окружающего мира.
  • Принцип самостоятельности. Под влиянием поисковой деятельности у детей развивается элемент самостоятельного творческого мышления. Радость самостоятельных открытий раскрывает интерес к природе.
  • Принцип индивидуальности. Осуществляется индивидуальный подход к детям.
  • Принцип сотрудничества. Личное ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (на равных, как партнеров, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
  • Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
  • Принцип общедоступности;
  • Принцип преемственность;
  • Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
  • Принцип свободы выбора;
  • Принцип успешности;
  • Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.
  • Принцип системности.

Настоящая программа является одним из гибких вариантов, который позволяет детям проходить основное обучение в среде своих сверстников, имеющих  различный уровень интеллектуального развития, но при этом получать систематическую возможность и доступ для развития своих индивидуальных способностей, то есть у педагога имеется возможность индивидуализировать обучение как можно шире.

  1. Планируемые результаты

По окончании 1 года обучения учащиеся должны знать:

  1. Дети владеют знаниями об окружающем мире, физических явлениях и свойствах неживой и живой природы.
  2. Дети умеют проводить доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать умозаключения; анализировать и фиксировать результаты опытно-экспериментальной деятельности.
  3. У детей сформирован опыт выполнения правил техники безопасности при пользовании приборами-помощниками во время проведении экспериментов.
  4. У детей развита связная речь, словарь обогащён специальной терминологией.
  5. Родители компетентны в вопросах организации экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Итоговая оценка должна быть комплексной, учитывающей качество исполнения работы, активность работы ребенка на протяжении обучения.

Формы подведения итогов:

  • педагогическое наблюдение;
  • анкетирование родителей;
  • родительское собрание;
  • открытый показ НОД;
  • круглый стол;
  • фиксирование результатов опытов.

1.3. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Программа способствует:

  • формированию предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитию умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формированию умения применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитию желания пользоваться специальной терминологией, ведение

конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;

  • развитию способности выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.

1.4 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

Педагогическое обследование детей 6-7-го года жизни по выявлению уровня сформированности навыков и умений по познавательно - исследовательской деятельности в рамках реализации программы «Юный исследователь»

Цель: Выявить уровень развития познавательно – исследовательских способностей дошкольников. Проследить динамику достижений каждого ребенка.

Показатели:

Умеет задавать вопросы.

Умеет ставить проблему, выявляет ее.

Умеет выдвигать гипотезы.

Умеет давать определение понятиям.

Умеет классифицировать.

Умеет наблюдать.

Умеет проводить эксперименты.

Умеет рассуждать, делать заключения.

Критерии:

3 балла - умения и навыки сформированы

2 балла – частично, с помощью взрослого

1балл - умения и навыки не сформированы

Результаты:

Навыки сформированы – 20-24

Частично сформированы – 14-19

Не сформированы - 8-13

Диагностическая карта кружка «юный исследователь» 

Дата _________________ Воспитатель

№ п/п

Ф. И. ребенка

Умеет задавать вопросы

Умеет ставить проблему, выявляет ее.

Умеет выдвигать гипотезы

Умеет давать определение понятиям

Умеет классифицировать

Умеет наблюдать

Умеет проводить эксперименты

Умеет делать заключения

Баллы

Средний балл

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

итог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый контроль. В конце каждого учебного года проводится итоговое занятие, на котором анализируется работа кружка за текущий год, планируется деятельность на следующий учебный год.

  1. Характеристика особенностей развития детей

У детей дошкольного возраста с 6 до 7 лет  проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами же делают необходимые выводы. В таких случаях роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и выполнением правил безопасности. Безусловно, по .сравнению с обычными опытами доля таких экспериментов в детском саду невелика, но они доставляют ребятам огромную радость.

Детям седьмого года жизни доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез (простейших с точки зрения взрослого, но достаточно сложных для них), проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится. Семилетки способны делать выводы о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.

Однако сказанное не может быть отнесено ко всем детям. Среди них имеются значительные различия, и рядом с ребенком, владеющим высокой культурой экспериментирования, может находиться ровесник, который по уровню развития близок к средней группе. В таком случае нужно терпеливо обучать ребенка навыкам экспериментирования и не считать, что он должен владеть ими только потому, что достиг того или иного возраста. Степень овладения навыками определяется не возрастом, а условиями, в которых воспитывался человек, а также индивидуальными особенностями ребенка.


II. Содержательный раздел

2.1.  Описание образовательной деятельности по развитию

познавательных способностей у детей

Содержание данной программы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:

непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» по формированию целостной картины мира с применением опытов по определенной теме (НОД);

совместная деятельность взрослого и детей: опыты, трудовая и игровая деятельность и др.;

свободная самостоятельная деятельность детей. Основной формой детской экспериментальной деятельности являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.

Занятия проводятся в кабинете дополнительного образования два раза в неделю по 30 мин: во второй половине дня.

  Программа в объеме  96 занятий, из них – 2  занятий отводится на теоретический курс, 94  занятия – на практическую часть.

Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую структуру проведения:

постановка, формирование проблемы (познавательная задача);

выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

проверка гипотез;

подведение итогов, вывод;

фиксация результатов (если это необходимо);

вопросы детей.

Организация работы по экспериментированию предполагает:

Центр детского экспериментирования должен быть оснащён разнообразными природными материалами, предназначенными для проведения разных исследований: глина, земля, песок, камни, ракушки, семена растений, а так же сахар, соль, маслянистые жидкости, пищевые красители.

Для проведения опытов по выявлению некоторых физических свойств   предметов (магнетизм, звук и т.д.) необходимо иметь набор металлических предметов, магниты, деревянные реечки, пластмассовые предметы, колокольчики, стеклянные призмы (примерно 5 штук на подгруппу детей), маленькие зеркала. Весь этот материал используется непосредственно для проведения опытов, поэтому он должен быть в количестве из расчёта на одного ребёнка.

Для наблюдения за живыми объектами можно поместить аквариум с рыбками, большую стеклянную вазу для наблюдения за ростом корней у веток тополя, а так же небольшой прозрачный стакан за наблюдением корневой системы лука.

В качестве демонстрационного материала центр необходимо постепенно пополнять различными коллекциями. Например: коллекция полезных ископаемых, коллекция речных и морских камней, коллекция ракушек, причём в ней могут быть и морские, и речные, и океанические ракушки. Коллекция коры деревьев, коллекция засушенных плодов (шиповник, рябина, черёмуха и т.д.), коллекция перьев (которые предварительно нужно подержать над паром), коллекция сухих листьев, мхов. Весь коллекционный материал собирается вместе с детьми и их родителями.

Для демонстрации некоторых природных явлений и процессов изготавливаются различные макеты. Например, макет строения земной коры, макет для демонстрации образования почвенного слоя, макет солнечной системы, макет действия вулкана и т.д.

Для фиксирования наблюдений, опытов, исследований воспитателю нужно оформить дневник наблюдений, который заполняется детьми с помощью воспитателя.

2.2. Содержание деятельности и формы работы

Направление деятельности

Содержание деятельности (формы работы)

сроки

Информационно-методическое обеспечение

1.Изучение литературы

2.Составление плана работы дополнительной образовательной деятельности.

3.Оформление картотеки схем

В течение  года

Работа с детьми

  1. «Игры-эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка – манипуляция с определенным предметом на основе сюжета.
  2. «Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.
  3. Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников – основное действие – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».
  4. Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).
  5. «Игра-этюд» – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с педагогом.
  6.  Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.

Согласно плану работы кружка

2.3Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Ведущие цели взаимодействия группы с семьей — создание в группе необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, повышение компетентности родителей в области воспитания.

 Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность. Поэтому основной целью работы с родителями является вовлечение их в процесс развития познавательных интересов детей дошкольного возраста.

Сотрудничество с родителями

Сентябрь. Консультация «Рекомендации для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

Октябрь .Серия несложных опытов для детей старшего дошкольного возраста

Ноябрь .Открытый показ НОД с использованием экспериментирования «Царица вода»

Декабрь. Консультация «Что сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?»

Январь. Картотека опытов и экспериментов в домашних условиях

Февраль.  «Техника безопасности во время - проведения опытов экспериментов»

Март. Папка - передвижка «Занимательные опыты и эксперименты для старших дошкольников»

Апрель Памятка «Как отвечать на детские вопросы»

Май Картотека «Занимательные опыты на кухне»

Июнь. Консультация «Как организовать и провести простейшие эксперименты»

Июль. Изготовление и пополнение лэпбука «Почва»

Август. Памятка «Как смотреть познавательное видео  и программы»


III. Организационный раздел

3.1  Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Материалы для организации детского экспериментирования в группе:

  1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной формы и разного объема (стаканы, ковшики, миски, бутылочки)
  1. Мерные ложки
  2. Сита и воронки разного объема из разного материала
  3. Резиновые груши разного объема
  4. Резиновые и пластиковые перчатки
  5. Пипетки с закругленными концами, пластиковые шприцы без игл
  6. Резиновые и пластиковые трубочки, соломки для коктейля
  7. Пищевые красители, растворимые продукты (соль, сахар)
  8. Взбивалка, деревянная лопатка, шпатели, палочки для мороженого
  9. Природный материал (земля, песок, вода, семена растения, шишки, орешки, засушенные листья, цветы)
  10. Бросовый материал (кожа, поролон, пенопласт, коробки, формы для изготовления льда, контейнер для яиц, пластиковые упаковки от конфет)
  11. Технические материалы (гайки, болты в контейнерах)
  12. Увеличительные стекла, микроскоп, пробирки
  13. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник
  14. Часы механические, песочные
  15. Свеча и подсвечник
  16. Бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры
  17. Клеенчатые фартуки, нарукавники, щетка, совок
  18. Карточки для самостоятельного проведения опытов, схемы для фиксации результатов

Техническое оснащение занятий предусматривает наличие телевизора и ноутбука для просмотра презентаций по теме занятия, фотоаппарат для фотографирования детских проделанных экспериментов.

3.2. Кадровые условия реализации Программы

Сведения о педагоге:

ФИО :Кадырова Г.Н.  

Образование –средне-специальное

Квалификационная категория: - первая квалификационная категория

3.3. Материально-техническое обеспечение Программы

Учебный кабинет площадью и освещенностью в соответствии с нормами СанПиН (площадь кабинета не менее 2 кв. м. начел. В учебном помещении должна применятся система общего освещения, которое должно быть равномерным, светильники должны располагаться в виде сплошных или прерывистых линий параллельно линии зрения работающих.).

Хранить материалы и оборудование согласно правилам

3.4. Планирование образовательной деятельности

3.4.1Учебный план

п/п

Наименование услуги

Форма проведения

Кол-во детей

длительность занятия (минуты)

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в месяц

Количество занятий в год

Проведение занятий по развитию познавательных способностей у детей по программе

групповая

8-10

30

2

8

96

3.4.2 Расписание непосредственно образовательной деятельности

Наименование занятий

День недели

Время и место проведения

Исполнитель

Проведение занятий по развитию познавательных способностей у детей

Вторник

Четверг  

Понедельник

Пятница

1,3 неделя

      17.00-17.30

      17.00-17.30

2,4 неделя

   17.00-17.30

17.00-17.30

Воспитатель  

 1квалификационной категории

Тематическое планирование образовательной деятельности

по развитию познавательных способностей у детей

п/п

 

Наименование раздела

Количество

занятий

 

Формы проведения

1.

Экспериментирование с песком и глиной

8

Обследование, практическая деятельность

2.

Экспериментирование с воздухом

8

Практическая деятельность

3.

Человек

8

Практическая деятельность

4.

Экспериментирование с водой

8

Практическая деятельность

5.

Экспериментирование с предметами: «Мир бумаги»

8

Обследование, практическая деятельность

6.

Экспериментирование с предметами: «Мир ткани»

8

Практическая деятельность

7.

Экспериментирование с магнитом

8

Обследование, практическая деятельность, наблюдение за опытом взрослого

8.

Экспериментирование с деревом

8

Обследование, практическая деятельность

9.

Экспериментирование с почвой

8

Обследование, практическая деятельность

10.

Экспериментирование с камнями

8

Обследование, практическая деятельность

11.

Экспериментирование «В мире электричества»

8

Обследование, практическая деятельность

12.

Экспериментирование «в мире цвета и света»

8

Обследование, практическая деятельность

Итого:

96

3.4.3 Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию познавательных способностей у детей

п/п

Дата

Тема занятия

Задачи

1.

сентябрь

«Песочная страна»

«Песчаный конус»

«Глина, какая она»

«Песок и глина-наши помощники»

Закрепить знания детей о свойствах песка

Помочь определить, может ли песок двигаться.

Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная)

Формировать умения делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту; понятие о том, что песок и глина полезные ископаемые.

2

октябрь

«Этот удивительный воздух»

«Парусные гонки»

«Вдох и выдох»

«В воде есть воздух»

Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании.

Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

Дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде.

3.

ноябрь

«Проверим слух»

«Наши помощники – глаза»

«Взаимосвязь органов вкуса и запаха»

«Я и мое тело»

Познакомить детей с органом слуха – ухом, как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны уши, как надо заботиться об ушах.

Познакомить детей с органом зрения как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны глаза, как надо заботиться о глазах. Помочь определить, для чего человеку нужны глаза.

Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Закрепить знания детей по самосбережению здоровья и жизненного оптимизма

(ортобиотике) через прочувствованный и осмысленный опыт работы со своим телом.

4.

декабрь

«Пар – это тоже вода»

«С водой и без воды»

«Замораживаем воду»

«Вода не имеет формы»

Дать детям понятие о том, что пар - это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.

Познакомить с некоторыми свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)

Дать детям понятие о том, что снег - это замерзшая вода.

Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда.

5.

январь

«Разные, разные ткани»

«Как принцесса Ниточка семью одевала»

«Бумажная страна»

«Как сделать бумагу своими руками»

Закрепить знания детей о происхождении тканей, показать зависимость видов тканей и видов одежды (что шьют из драпа, ситца, болоньи, льна, шёлка); показать свойства тканей (способность пропускать воздух (возможность стирать, гладить, мять).

Помочь детям самостоятельно определить некоторые свойства         ткани.

Учить подбирать ткань для одежды разных видов.

Познакомить с понятием «ателье и заказ».

Формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.

Расширить представление детей о свойствах бумаги способах ее изготовления.

6.

февраль

«Парящий самолет»

«Притягивает-не притягивает»

«Как достать скрепку из воды, не замочив рук»

«Рисует магнит или нет»

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Познакомить с физическим явлением «магнетизм».

Изучить влияние магнетизма на разные предметы.

Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе.

Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве.

7.

март

 «Волшебное электричество»

 

 

«Как работает термометр»

 

 

 

«Сами монтеры»

 

 

 «Извержение вулкана»

Обобщать знания детей об электричестве, познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.

Познакомить с работой термометра, формировать знания правил безопасного поведения при проведении опытов.

Познакомить детей со свойством натяжной нити; проводимостью звука по нитке в различных предметах: пластиковых стаканчиков, спичечных коробках.

Познакомить с работой простого телефона; развивать навыки проведения лабораторных работ; закрепить умение работать с прозрачной посудой; закрепить умение работать с предметами, соблюдая меры безопасности.

Познакомить детей с природным явлением - вулканом.

8.

апрель

«Тонет-не тонет»

«Посадим деревце»

 «Есть ли у растения органы дыхания»

 «Почему осенью опадают листья с деревьев»

Знакомство со свойствами коры дерева.

Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему.

Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги.

9.

май

«Почва-живая земля»

«Путешествие внутрь грядки»

«Домашняя засуха»

«Маленькие огородники»

Вызвать у детей познавательный интерес к почве и ее значение в жизни растений и человека.

Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как выращивать растения на огороде.

Учить ухаживать за растениями. Обобщить представления детей о необходимости света, тепла и влаги для роста и развития растений.

Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.

Установить связь: растение-земля, растение-вода, растение-человек.

10

июнь

Знакомство с камнями        

                                 Живы камни            

                                             Замерзшая вода двигает камни

Опыт по знакомству со свойствами почв ы:имеет разный состав

Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть их свойства. Дать представление о том, что    

камни  бывают речными, морскими и т. д.

                                                                                                         Познакомить с камнями происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми

Узнать как замерзшая вода двигает камни

 Подвести к пониманию детей того, что почва имеет неоднородный состав

11

июль

Как увидеть и услышать электричество                                

                                                     

Электроприборы

                                    Выяснение причины роста зеленых растений океана на глубине до ста метров

Установление способности растения к поиску света.

Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии; развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей.

Развивать способности ребенка обращаться элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток.

Выяснить, почему зеленые растения, растущие в океане, не живут глубже ста метров

Установить, как растение ищет свет

12

август

Откуда радуга берется?

Опыт: « Волшебный круг»

Свет вокруг нас

Из каких цветов состоит солнечный луч

Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе.

Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы

Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение.

Узнать, из каких цветов действительно состоит солнечный луч

 

 

4. Перечень литературныхисточников

  1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

  1. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.
  2. Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М.1999.
  3. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. – 72с.

  1. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.

  1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.

  1. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста»

  1. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.

  1. Рыжова Н. «Игры с водой и песком»
  2. Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной»