Секция Волейбол
в секцию могут посещать все желающие студенты ГАПОУ "Агинский педагогический колледж им Б.Ринчино", а также сборная по волейболу колледжа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПОДАЧАМ В ВОЛЕЙБОЛЕ | 1.22 МБ |
Методика обучения технике волейбола | 29.46 КБ |
Методическое руководство по разделу «Волейбол» для студентов СПО | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Методика обучения технике волейбола
Начинаем с планирования
Эффективность занятий волейболом во многом зависит от грамотного планирования. Центральное место здесь занимает содержание технической и тактической подготовки волейболистов.
Для правильного построения всей учебной работы первостепенное значение имеет последовательность изучения программного материала по принципу «от простого к сложному». Планируя работу, педагог должен учитывать существующие условия, в частности состояние материально-технической базы школы, а также уровень физической подготовленности учеников. Исходя из этого, он определяет допустимую нагрузку при выполнении упражнений на занятиях при изучении технико-тактического материала.
Практически это делается так: составляется поурочный план в виде таблицы, в левой части которой по вертикали вписывается содержание учебного материала, а по горизонтали – номера уроков. Дидактические этапы освоения различных двигательных действий обозначаются буквами: О – обучение, З – закрепление, С – совершенствование, х – повторение ранее изученных и заданий и выполненных упражнений.
Следует учесть, что на каждом уроке дети не только изучают какое-то новое действие, но и закрепляют ранее изученный материал, совершенствуют полученные навыки. Таким образом, определенный объем умений и навыков по разделу программы по волейболу усваивается в течение всего курса обучения.
Кроме изучения различных технико-тактических действий и совершенствования навыков, надо также уделить время физической подготовке – общей и специальной: эта оздоровительная направленность должна прослеживаться на каждом уроке. На каждом занятии следует часть времени отводить развитию двигательных качеств учеников.
Стойки и передвижения
Стойки и передвижения – базовая составляющая техники игры в волейбол, и от степени овладения ими зависит успешность различных действий.
Стойками принято называть наиболее рациональные положения волейболиста для выполнения различных перемещений, технических приемов и тактических действий во время игры.
Основные исходные положения зависят от различных моментов игры:
– при выполнении второй передачи – высокая стойка;
– при приеме мяча с подачи – средняя стойка;
– при приеме силовой подачи или после нападающего удара – низкая стойка.
Передвижения включают ходьбу, бег, перемещения приставными шагами в стороны, спиной вперед, остановку в шаге, двойным шагом, в скачке.
Важно научить сочетать различные способы передвижения с остановками и принятием той или иной стойки, а также уметь выбирать способы перемещения в зависимости от игровой обстановки. Изучение различных стоек и передвижений следует проводить в первую очередь. После ознакомления с исходными стартовыми положениями занимающиеся учатся применять их при перемещении в различных направлениях, постоянно увеличивая расстояние и скорость передвижения.
Техника выполнения
При выполнении любой стойки следует помнить, что ноги должны быть полусогнуты, стопы располагаются на ширине плеч, одна нога впереди другой, туловище наклонено вперед, руки согнуты в локтях, взгляд направлен вперед.
Возможные ошибки
1. Ноги выпрямлены или чрезмерно согнуты в коленях.
2. Руки опущены.
3. Чрезмерный наклон туловища вперед.
4. Неустойчивые положения перед приемом мяча.
Подводящие упражнения
1. Бег:
а) обычный;
б) приставными шагами в сторону;
в) спиной вперед;
г) бег с высоким подниманием бедра; с захлестыванием голени назад.
2. Прыжки с продвижением вперед:
а) отталкиваясь ногами поочередно;
б) отталкиваясь ногами одновременно;
в) в приседе.
3. Ходьба и прыжки в приседе и полуприседе.
4. Бег по заданию, выполняемый по звуковым или зрительным сигналам:
а) с изменениями направления бега или с ускорениями;
б) с остановками различными способами.
5. Старты из различных исходных положений и стоек.
6. Челночный бег:
а) обычный;
б) приставными шагами;
в) различными способами (сочетания).
7. Упражнения с мячом для развития ловкости.
Передача мяча двумя руками сверху
Одним из главных технических приемов игры в волейбол является верхняя передача мяча.
Техника выполнения
И.п. – ноги на ширине плеч, туловище слегка наклонено вперед, руки согнуты в локтях, кисти перед лицом, пальцы разведены и образуют «ковш», локти направлены вперед-в стороны.
Передача начинается с последовательного разгибания ног, туловища, рук; заключительным движением кистей мячу придается необходимое направление полета.
Для того чтобы хорошо выполнять передачу двумя руками сверху, учащиеся должны:
– уметь быстро перемещаться и принимать исходное положение;
– помнить, как правильно располагать кисти перед лицом («ковш»);
– при передаче касаться мяча фалангами пальцев;
– перед выполнением передачи туловище разворачивать в том же направлении;
– при выполнении передачи руки, туловище и ноги разгибать одновременно, а мяч сопровождать руками до полного их выпрямления.
Возможные ошибки
1. Мяч отбивается ладонями, а не пальцами.
2. Большие пальцы рук направлены вперед.
3. Мяч принимается слишком напряженными или расслабленными пальцами. При приеме мяча пальцы слишком напряжены или расслаблены.
4. Отсутствие согласованности в движениях рук, туловища, ног.
5. Кисти не сопровождают мяч.
6. Нет выхода под мяч, ученики передают мяч прямыми руками на слишком большом расстоянии.
Подводящие упражнения
1. Обхватить мяч (имитация положения кистей на мяче).
2. Поднять мяч с пола, сохраняя положение кистей на мяче.
3. Выполнить низкий дриблинг мяча в пол (10–20 см) двумя руками на месте.
4. Выполнить верхнюю передачу мяча в стену на минимальном расстоянии (5–10 см).
5. Выполнить верхнюю передачу мяча в стену без зрительного контроля.
6. Выполнить верхнюю передачу мяча над собой на минимальную высоту (5–10 см).
7. Выполнить верхнюю передачу мяча над собой на близком расстоянии от стены (5–20 см):
а) перемещаясь вдоль нее;
б) опускаясь в присед и вставая;
в) без зрительного контроля.
8. Подбросить мяч, поймать в положении верхней передачи:
а) после одного отскока от пола;
б) без отскока;
в) после перемещения.
9. Передача мяча на различные расстояния: 1 м, 3 м и т.д.
10. Бросить мяч в стену, выполнить верхнюю передачу:
а) над собой;
б) в стену.
11. Выполнить верхнюю передачу над собой с перемещением различными способами.
12. Выполнить верхнюю передачу от игрока к игроку.
13. Подбросить мяч, выполнить верхнюю передачу за голову.
14. Стоя спиной к стене, подбросить мяч, выполнить верхнюю передачу за голову в стену, повернуться и поймать мяч.
Прием мяча двумя руками снизу
Данный прием используется при приеме подач, нападающих ударов и низко летящих мячей.
Техника выполнения
И.п. – ноги на ширине плеч согнуты в коленях, ступни параллельны, руки выпрямлены, предплечья приближены друг к другу, туловище наклонено вперед. Передача выполняется за счет выпрямления ног, туловища и рук вперед-вверх навстречу мячу.
Для обеспечения качественного приема мяча двумя руками снизу занимающиеся должны:
– уметь принимать положение готовности;
– перед приемом мяча правильно располагать руки: предплечья суппинированы и находятся на одном уровне, кисти соединены;
– быстро перемещаться вперед, назад, в стороны и после перемещения принимать исходное положение лицом по направлению мяча (на прием к партнеру); при приеме мяча справа руки натянуты, правое плечо выше левого, лучевые кости находятся в наклоне в сторону передачи.
Возможные ошибки
1. Несвоевременный выход под мяч.
2. Неправильные положение и движения рук:
а) руки расположены несимметрично;
б) предплечья не суппинированы и недостаточно сведены;
в) руки согнуты в локтях.
3. Отсутствует согласованность в движениях рук, туловища и ног.
Подводящие упражнения
1. Сочетание положения обеих рук и основной стойки, учитель (тренер) давит на предплечья.
2. Подбросить мяч, после отскока от пола подставить под него сложенные руки, после вертикального отскока от рук поймать мяч.
3. С точного броска учителя вернуть мяч с нижней передачи.
4. Бросить мяч в стену, подставить под него руки, направляя его в стену, затем поймать.
5. Двукратное и многократное выполнение нижней передачи:
а) над собой;
б) в стену.
6. Выполнить нижнюю передачу с неточного набрасывания учителя (тренера). Мяч набрасывается:
а) впереди или через игрока;
б) слева или справа от игрока.
7. Нижняя передача от игрока к игроку.
8. Нижняя передача над собой с перемещением:
а) вперед или назад;
б) в сторону.
При изучении нижней передачи вначале внимание необходимо сосредоточить на положении рук и их работе, а затем на выходе игрока под мяч.
Нижняя прямая подача мяча
Подача нужна не только для введения мяча в игру – она является грозным атакующим средством. Поскольку с нее начинаются все игровые эпизоды, от умения правильно выполнить ее и тактически реализовать зависит ход игры.
Техника выполнения
И.п. – лицом к стене, ноги полусогнуты, одна нога впереди, туловище наклонено вперед, мяч удерживается левой рукой. Подбросить мяч на 0,4–0,6 м, правую руку при этом отвести назад. Удар по мячу производится напряженной ладонью выпрямленной руки ниже пояса, при этом тяжесть тела переносится на впереди стоящую ногу; после удара сделать шаг в сторону площадки.
При обучении нижней прямой подаче учащиеся должны иметь в виду следующее:
– от правильно принятого исходного положения зависит результат подачи;
– мяч нужно подбрасывать вертикально вверх на небольшую высоту.
Возможные ошибки
1. Неправильное исходное положение (туловище выпрямлено, ноги прямые).
2. Мяч подброшен слишком близко к туловищу, слишком далеко или слишком высоко от него.
3. Удар по мячу выполнен рукой, согнутой в локтевом суставе.
4. Кисть бьющей руки слишком расслаблена.
Подводящие упражнения
1. Положение подбрасывающей руки без мяча и с мячом.
2. Положение бьющей руки для замаха и с имитацией замаха.
3. Имитация подбрасывания мяча (без удара).
4. Удар бьющей рукой по ладони подбрасывающей руки.
5. Удар бьющей рукой по мячу, находящемуся неподвижно в другой руке.
6. Имитация подбрасывания и подача в целом.
7. Нижняя подача с близкого расстояния в стену.
8. Нижняя подача с близкого расстояния партнеру.
9. Нижняя подача через сетку с близкого расстояния.
10. Нижняя подача через сетку с места подачи.
Верхняя подача мяча
Техника выполнения
1. Перед подачей нога, разноименная с бьющей рукой, находится впереди на расстоянии 0,5–1,5 ступни.
2. Рука с мячом перед подбрасыванием располагается выше пояса и слегка согнута.
3. Положение бьющей руки в замахе должно быть следующее: кисть выше головы, локоть выше плеча.
4. Подбрасывание выполняется вертикально на расстоянии 0,5–2 ступни перед носком правой ноги.
5. Замах начинается с отведения плеча, туловище отклоняется незначительно, рука отводится мягко, без рывка.
6. Удар начинается с движения мяча вперед.
7. Рука при ударе выпрямляется в локтевом суставе.
8. Удар по мячу наносится основанием напряженной ладони или кулаком.
9. После подачи масса тела переносится на стоящую впереди ногу, рука показывает направление вылета мяча.
Возможные ошибки
Подготовительная фаза
1. Корпус излишне развернут влево (вправо).
2. Стопы развернуты в стороны.
3. Подбрасывание выполнено неточно (слишком высоко, слишком низко или с вращением).
4. Плечо не отведено.
5. Рука в замахе зафиксирована слишком низко, слишком далеко или «завалена» за голову.
6. Кисть развернута наружу либо «завалена» влево или назад.
Рабочая фаза
1. Рука согнута в локтевом суставе или располагается слишком свободно.
2. Кисть расслаблена.
3. Удар по мячу выполнен неточно.
Завершающая фаза
1. Корпус «завален» влево.
2. Правое бедро (нога) выставлено слишком далеко вперед.
3. Предплечье уходит влево.
Подводящие упражнения
1. Положение подбрасывающей руки без мяча и с мячом.
2. Имитация подбрасывания мяча (без удара).
3. Удар бьющей рукой по тыльной стороне ладони подбрасывающей руки.
4. Удар бьющей рукой по мячу, находящемуся неподвижно в другой руке.
5. Имитация подбрасывания и подачи в целом.
6. Верхняя подача с близкого расстояния в стену или партнеру.
7. Верхняя подача через сетку с близкого расстояния.
8. Верхняя подача через сетку с места подачи.
Нападающие удары
Нападающие удары можно классифицировать следующим образом:
а) по направлению удара:
– по ходу разбега;
– с переводом;
б) по высоте передач:
– с высокой передачи;
– со средней передачи;
– с низкой передачи;
в) по месту отталкивания:
– с передней линии;
– со второй линии.
г) обманные.
Примечание. Перед изучением нападающего удара в прыжке с разбега игроки с плохо развитой координацией движений предварительно осваивают верхнюю передачу одной рукой в прыжке и обманный удар.
Наибольшая сложность при освоении нападающего удара состоит в том, что игрок должен точно рассчитать свои действия в соответствии с высотой и направлением полета мяча и произвести удар по мячу в высшей точке прыжка.
Большинство ошибок при изучении нападающего удара происходит из-за неумения своевременно выйти на мяч: игрок прыгает слишком рано или запаздывает с прыжком, в результате мяч оказывается сзади него, далеко впереди или в стороне. Такие недостатки затрудняют освоение данного приема и надолго затягивают формирование соответствующего двигательного навыка. Поэтому при обучении не надо торопиться переходить от верхней передачи в прыжке через сетку (атака верхней передачи) к нападающему удару: лучше сначала как следует закрепить навык точного выхода на мяч.
После освоения нападающего удара полезно периодически возвращаться к верхней передаче через сетку, чтобы проконтролировать скорость и точность выхода.
Прямой нападающий удар
Техника выполнения
1. Разбег обычно выполняется с 2–3 шагов.
2. Для разбега с 3 шагов движения начинают с шага одноименной с бьющей рукой ноги, а с 2 шагов – с разноименной.
3. В начале разбега корпус наклонен вперед, руки опущены вниз.
4. Первый шаг должен быть коротким: он обеспечивает скорость разбега за счет выведения общего центра тяжести вперед за опору.
5. При разбеге в 3 шага сделать 2 шага, выполнить напрыгивание на обе ноги, правую ногу поставить на пятку перекатом, затем приставить к ней левую.
6. Во время прыжка в начале напрыгивания отвести руки назад-в стороны, а при отталкивании согласованно с ним выполнить мах вперед-вверх, описывая дуги.
7. Замах начинается с отведения плеча, корпус отклоняется незначительно, рука фиксируется в положении замаха.
8. Положение бьющей руки в замахе должно быть следующее: кисть над плечевым суставом выше головы, локоть выше плеча.
9. Левая рука в момент замаха занимает положение противовеса: не ниже головы, напротив левого плечевого сустава.
10. Удар начинается с движения плеча вперед.
11. Рука при ударе выпрямляется в локтевом суставе.
12. Удар по мячу наносится в высшей точке напряженной ладонью, кисть принимает форму сферы, пальцы вместе, большой палец отведен в сторону.
13. После удара корпус сгибается вперед, подчиняясь направлению удара.
14. Бьющая рука показывает направление вылета мяча или опускается вниз.
Возможные ошибки
Разбег
1. Недостаточная длина или низкая скорость разбега либо количество шагов не соответствует расстоянию.
2. Размахивание руками или их скрещивание при разбеге.
Подготовительная фаза
1. Нет вращения рук, высокое вращение рук или вращение прямых рук.
2. Напрыгивание на две ноги происходит одновременно или на носки.
3. Слабая остановка правой ногой или левая нога приставлена поздно.
4. Вялое или слишком высокое напрыгивание.
5. Слишком высокий прыжок или прыжок выполнен в неполную силу.
6. Прыжок не сопровождается движением рук или слишком медленный мах руками.
7. Рука не зафиксирована в замахе или «завалена» влево.
8. Слишком низкое расположение предплечья или локтя.
9. Кисть не закреплена при замахе или развернута.
10. Пальцы разведены или не отведен большой палец.
Рабочая фаза
1. При ударе локоть не выставлен вверх или согнута рука.
2. Слабая работа предплечья или кисти.
3. После удара рука отведена слишком далеко назад или влево.
4. Слишком медленное движение руки при ударе.
5. Удар выполнен слишком поздно или слишком резко направлен вниз.
6. При имитации самого удара нет имитации замаха.
7. При имитации удара опущен вниз локоть, заброшена кисть или расслаблены пальцы.
8. Имитирующий удар выполнен слишком низко или слишком резко.
9. Удар выполнен прямо со второй линии при недостаточно высоком прыжке.
10. Нападающий удар выполнен не по плану или без учета игровой обстановки.
Завершающая фаза
1. Локоть бьющей руки опускается быстрее кисти.
2. Приземление выполнено на одну ногу или очень жесткое.
3. Игрок не готов к следующим действиям.
Подводящие упражнения
Обучение разбегу и прыжку
1. Прыжок на месте со взмахом рук.
2. Напрыгивание с одного шага и прыжок с отведением и взмахом рук.
3. Разбег с 1–2 шагов, имитация верхней передачи в прыжке.
4. Разбег с 1–2 шагов, верхняя передача мяча в держателе или с поддержкой партнера.
5. Разбег с 1–2 шагов, верхняя передача мяча в прыжке:
а) в стену или через сетку;
б) с низкого подбрасывания в «темп»;
в) с высокого подбрасывания партнера;
г) с низкого подбрасывания партнера.
Обучение ударному движению
1. Правая рука в положении замаха, левая рука впереди на уровне лица. Смена рук с поворотом корпуса вокруг вертикальной оси.
2. Взмах руками и постановка руки в замах:
а) на месте;
б) в прыжке.
3. Из положения замаха выполнить нападающий удар:
а) по тыльной стороне кисти выставленной вперед-вверх левой руки;
б) по мячу в левой руке;
в) без мяча с опусканием руки;
г) в пол, в стену с руки;
д) в пол, в стену после подбрасывания.
Обучение нападающему удару с разбега в прыжке
1. Разбег с 1–2 шагов, нападающий удар по мячу в держателе или с поддержкой партнера:
а) в пол;
б) через сетку.
2. Имитация нападающего удара в прыжке с разбега с 1–2 шагов, затем нападающий удар по мячу:
а) с низкого набрасывания партнера в «темп»;
б) с высокого набрасывания партнером;
в) с собственного набрасывания.
3. Нападающий удар с подачи учителя или партнера.
Блокирование
Блокирование можно классифицировать:
а) по количеству участвующих игроков:
– одиночное;
– групповое (двойное и тройное);
б) по месту отталкивания:
– на месте;
– после перемещения;
в) по тактической направленности:
– зонное;
– ловящее.
Техника выполнения
1. Игрок располагается близко от сетки, но не далее чем за 30 см перед противником, ноги слегка согнуты в коленях.
2. Руки согнуты в локтях ладонями вперед.
3. Перемещение осуществляется приставными или скрестными шагами и заканчивается напрыгиванием с последующим отталкиванием двумя ногами.
4. Руки сопровождают прыжок, как при нападающем ударе, но со значительно меньшей амплитудой и больше согнуты в локтях.
5. После отталкивания руки выносятся вверх-вперед кратчайшим путем. Расстояние между руками и сеткой должно быть минимальным, чтобы препятствовать прохождению мяча между предплечьем и сеткой. Жесткость блока обеспечивается напряженным движением кистей и пальцев рук вперед-вверх.
6. В момент прыжка и при блокировании корпус следует держать вертикально, голову ровно, живот слегка втянуть.
7. Выбор места отталкивания определяется характером разбега нападающих соперников: блокирующий игрок занимает позицию на воображаемой линии, продолжающей разбег нападающего.
8. Выбор времени отталкивания зависит от высоты передачи мяча для нападающего удара: чем выше передача, тем позже происходит отталкивание.
9. После блокирования руки опускаются не сразу, а еще некоторое время удерживаются вверху.
10. После приземления игрок готов к следующим действиям.
Возможные ошибки
Подготовка и перемещение
1. Игрок находится слишком далеко или слишком близко от сетки.
2. Игрок находится слишком далеко от вертикального места атаки.
3. Слабый контроль за действиями связующего игрока команды-соперника.
4. Ноги согнуты недостаточно, ступни поставлены узко.
5. Слишком поздний или слишком ранний старт.
6. Низкая скорость перемещения.
7. Опущены руки перед прыжком.
Подготовительная фаза
1. Вялое напрыгивание или напрыгивание на носки.
2. При напрыгивании ноги согнуты недостаточно.
3. Слишком поздний или слишком ранний прыжок.
4. Прыжок в неверном направлении – в длину (на сетку) или в сторону.
Рабочая фаза
1. Руки вынесены из-за головы.
2. В момент постановки руки расслаблены.
3. Руки согнуты в локтях.
4. Широкая или узкая постановка рук.
5. Недостаточно подтянуты плечи.
6. Голова или кисти запрокинуты назад.
7. Мяч накрыт кистями рук в момент удара.
8. Кисти расслаблены.
9. Большие пальцы впереди
10. Пальцы узко раздвинуты или расслаблены.
11. Руки не развернуты в шестую зону.
12. Игрок смотрит на мяч в момент удара.
13. Основной блокирующий игрок не пристраивается к остальным членам команды (образуется брешь в защите)
14. Игроки перекрывают друг друга.
Завершающая фаза
1. Высокая стойка после перемещения.
2. Узко поставлены ноги после перемещения.
3. Жесткое приземление
4. Игрок не готов к следующим действиям.
Подводящие упражнения
1. В стойке готовности распрямить руки в локтевых суставах, сохраняя между кистями расстояние чуть меньше диаметра мяча.
2. То же, но стоя у стены с ударами об нее ладонями.
3. В стойке готовности распрямить руки в локтевых суставах, выполнить прыжок вверх-вперед. Замах не делать; движение рук осуществляется по кратчайшему пути.
4. Упражнение в парах. Игроки стоят лицом друг к другу. Первый номер занимает исходное положение, как в п. 2. Второй номер давит ему на предплечье толчковыми движениями, а его партнер пытается удержать напряженные руки в стойке готовности.
5. Выполнить одиночное блокирование в прыжке:
а) у стены
б) у сетки.
6. Блокирование нападающего удара по мячу, установленному в держателе.
7. Блокирование наброшенного мяча над сеткой несколько левее или правее блокирующего игрока (сделать приставной шаг и сблокировать мяч).
8. Упражнение в парах. Первый игрок выполняет нападающий удар через сетку с собственного подбрасывания, а второй – блокирование в прыжке.
9. То же, что в п. 7, но нападающий удар выполняется из зоны 4 с передачи для удара игроком из зоны 3.
10. Блокирование нападающих ударов, посланных из других зон, а также ударов с разных по высоте, скорости и траектории передач.
Примечание. Быстрое перемещение к месту блокирования – одна из составляющих эффективного индивидуального блокирования.
Другая составляющая блокирования – своевременная постановка рук на пути мяча, направленного со стороны соперника. Это зависит, прежде всего, от умений просчитать ситуацию, правильно воспринимать и оценивать положение нападающего и мяча относительно сетки и т.д., которые развивают с помощью специальных упражнений. Встречается и такое мнение, что блокирование необходимо осваивать только после овладения нападающими ударами, но оно на самом деле ошибочно. По мере изучения подводящих упражнений для нападающих ударов применяются подводящие упражнения для блокирования.
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Забайкальского края
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Агинский педагогический колледж им. Базара Ринчино»
Методическое руководство по разделу «Волейбол»
для студентов СПО
Выполнил: Ламажапов Элбек Октябрьевич
преподаватель физической культуры
Агинское
2020.
ВВЕДЕНИЕ.
Волейбол - это спортивная игра, и цель игры - направить мяч над сеткой для приземления его на стороне соперника и предотвратить такую же попытку соперника. Для этого команда имеет 3 удара мяча. В настоящее время действует правило «каждый розыгрыш - очко».
Современный волейбол – атлетичная игра. Существуют различные ее версии (виды), чтобы показать ее многогранность, в т.ч. и пляжный волейбол.
Волейболисты должны обладать очень многими физическими качествами - хорошей прыгучестью, силой, координацией, выносливостью, быстротой, а также природными физическими данными. Игрокам в настоящее время присуща узкая специализация: пасующий, диагональный, нападающий первого темпа, доигровщик, либеро. Большое количество выполняемых прыжков, ударов, блоков, падений, красивые розыгрыши мяча
определяют оздоровительное, воспитательное значение этой игры и поддерживают ее зрелищность.
Волейбол как спортивная игра появился в 1895-1896г.г., когда преподаватель физической культуры колледжа в городе Холиоке (США) Вильям Морган предложил новую игру: перебрасывать наполненную воздухом камеру через сетку. Игра пришлась по душе и получила название «волейбол» (летающий мяч). В нашей стране игра начала развиваться в 1921-1922г.г., а с 1938 года проводится ежегодное первенство среди клубных команд. В 1964 году волейбол впервые включен в программу Олимпиад. На тех, 17-ых Олимпийских Играх в Токио, наша мужская команда стала первой, женская — второй, уступив лишь хозяйкам.
Международная Федерация волейбола - ФИВБ - объединяет более 160 стран и более 150 млн. регулярно занимающихся этой игрой. Высокая напряженность волейбольных поединков, эстетическая красота и атлетичность по достоинству оцениваются зрителями.
1.Рекомендованные упражнения.
Рекомендованные упражнения являются достаточно простыми и эффективными, позволяющими за короткий срок добиться стабильных двигательных навыков. Терминология упрощена для лучшего восприятия студентами.
Более сложные упражнения, применяемые в основном на занятиях в спортивной секции «Волейбол», в данном методическом руководстве не рассматриваются и не предлагаются.
1.1.Специальная разминка.
Выполняется перед основной частью занятий. В нее включаются упражнения как без мяча, так и с мячом, в том числе и с баскетбольным.
Упражнение 1.
Круговые, волнообразные, растирающие движения кистей друг друга.
Упражнение 2.
Исходное положение (и.п.) - упор лежа на пальцах. Держать!
Упражнение 3.
И.п.- в парах, стоя лицом друг к другу, упереться в мяч на уровне груди, положение кистей на мяче - «волейбольное».
-немного «потолкать» друг друга,
-сгибание и разгибание рук с сопротивлением партнера.
Упражнение 4.
И.п. – в парах, четверках, стоя напротив друг друга на боковых линиях площадки.
-броски мяча правой, левой рукой. Включать в работу поворот туловища и отведение плеча.
Упражнение 5.
И.п. – то же.
-броски мяча двумя руками из-за головы после прогибания назад,
-то же с отскоком мяча от пола,
-броски мяча из-за головы по высокой (под потолок) траектории.
Упражнение 6.
И.п. – то же, стоя на расстоянии три - пять метров.
-выполнять баскетбольные передачи двумя руками от груди
- выполнять баскетбольные передачи двумя руками от груди по высокой траектории,
- выполнять баскетбольные передачи двумя руками от груди, придавая мячу вращение вперед, назад.
1.2.Упражнения для изучения, закрепления и совершенствования передачи двумя руками сверху и снизу.
Техника выполнения данных передач, конечно, разная. Однако общая схема формирования двигательного навыка едина. Ниже приводятся опробованные упражнения для этих передач.
- Имитация положения рук, кистей в передаче двумя сверху или снизу. Имитация выполнения передачи. Обратить внимание на правильность.
- В парах.1-ый набрасывает мяч по удобной траектории, а 2-ой выполняет передачу. Накидывать надо удобно!
- В парах.1-ый ударяет мяч об пол так, чтобы он отскочил по высокой траектории, а 2-ой выполняет передачу. Главное - своевременный «выход» к мячу.
- 1-ый накидывает не совсем точно, а 2-ой выполняет передачу. Главное - своевременный «выход» к мячу.
- 1-ый накидывает 10 раз подряд быстро, 2-й выполняет передачу.
- Себе подкинуть - высоко-высоко, передать. Главное включать ноги, согласованность усилий, «потянуться».
- В парах - передачи на небольшом и среднем расстоянии (3-5м) Главное – своевременный «выход» к мячу, не пропускать мяч за голову, должна быть траектория полета мяча.
- В парах – передачи с 1-й промежуточной передачей себе.
- Передачи от стены, стоя на расстоянии 3-4м.
- В парах – передачи через сетку.
- Передачи над собой 10-15-20 раз.
- Передачи, увеличивая расстояние до 9-10м.
- Передачи над собой
- не выходя из баскетбольного круга
- не делая более 1 шага (выпада) в сторону
- не сходя с места
14. В двух шеренгах по 5-6 человек, стоя на разных сторонах площадки. Занимающиеся одной шеренги, стоя на трехметровой линии, подкидывают мяч себе и отдают передачу в: 3-ий, 6-ой, 9-ый метр площадки. Упражнение развивает чувство мяча и площадки.
1.3. Нижняя прямая подача
Техника выполнения: выполняющий стоит лицом к сетке. Левая нога впереди. Левой рукой мяч плавно подбрасывается вверх до 0.5 м. Одновременно выполняется замах правой рукой назад - вниз. При снижении мяча маховым движением прямой правой руки выполняется ударное движение. Тяжесть тела переносится на впередистоящую (левую) ногу. После удара рука вытягивается в направлении движения (полета) мяча.
Распространенные ошибки и их причины.
1.Не попадает по мячу
- неправильное подбрасывание мяча.
- отсутствие зрительного контроля.
- кисть не напряжена.
2. Мяч не долетает до сетки
- кисть расслаблена.
- медленный удар по мячу.
- нет переноса тяжести тела вперед при ударе.
3.Мяч не попадает в площадку
- неправильное (неточное) подбрасывание
- рука не вытягивается в направлении полета мяча
Упражнения для изучения, закрепления и совершенствования техники
- Принятие исходного положения для подачи + имитация подачи.
- Подбрасывание мяча левой рукой.
- Подбрасывание левой и замах правой (мяч падает на пол)
- Подбрасывание левой и выполнение удара правой.
- Подача в стену, 3-4м.
- Подача через сетку с 3-4м, увеличивая расстояние.
- Выполнение подачи из-за лицевой линии.
- Подача в левую и правую половины площадки.
- Подача по зонам на точность.
2. Примерные вопросы для контрольных работ по разделу «Волейбол».
Правила соревнований изучаются в ходе учебных занятий как теоретическая «пятиминутка», а также непосредственно на учебных играх. Ближе к окончанию раздела «Волейбол» проводится контрольная работа по правилам соревнований. Ниже на некоторые вопросы приводятся ответы с комментариями.
- Сколько касаний имеет команда, чтобы направить мяч на сторону соперника?
- Мяч после удара противника коснулся рук одного блокирующего. Сколько касаний имеет команда, что бы направить мяч на сторону соперника? При ответе на этот вопрос учитывайте п.4.4.1. Правил «касание на блоке не считается за касание команды…» следовательно…
- Мяч после удара противника коснулся рук двух блокирующих. Сколько касаний имеет команда, что бы направить мяч на сторону соперника.
- Каких частей тела может касаться мяч? см.п.9.2.1. «мяч может касаться любой части тела»
- Какие требования существуют к удару (касанию) мяча? см.п.9.2. «характеристики удара» (мяч должен быть ударен, а не схвачен и (или) брошен)
- Можно ли касаться мяча более одного раза последовательно (подряд) или одновременно различными частями тела? см. п. 9.2.3. «Мяч может касаться различных частей тела, только если соприкосновение происходит одновременно». Исключение см.п.9.2.3.1 (при блокировании) и пункт 9.2.3.2 (при первом ударе команды)
- Каков состав команды в волейболе? Сколько человек должно участвовать в игре?
- Опишите позиции игроков на площадке до подачи и после подачи. Учитывайте что: поз.1- задний правый, поз. 2 передний правый, поз.3- передний центральный, поз.4-передний левый, поз.5- задний левый, поз.6- задний центральный.
- Опишите, как должна происходить замена игроков.
- Какие существуют ограничения замены? см.п.15.6 правил соревнований
- Когда мяч считается в площадке? см.п.8.3. «…когда он касается ее поверхности, включая ограничительные линии»
- В каких случаях мяч может касаться сетки?
- Что такое подача? Какие к ней существуют требования? (хотя бы 4 шт)
- Что такое атакующий удар? см.п.13.1.1 «все действия, в результате которых мяч направляется на сторону соперника, исключая подачу и блок, считаются атакующими ударами»
- В каких случаях может атаковать игрок задней линии
- Что такое блокирование?
- Что такое состоявшийся блок и коллективный блок?
- Что такое тайм аут? Его продолжительность.
- Кто такой игрок «либеро»?
- Каковы разрешенные действия «либеро»?
- Каковы запрещенные действия «либеро»?
- Каков размер игровой площадки. Название линий на площадке,
- Для чего служит волейбольная антенна?
- Входят или не входят линии в размер площадки? Если мяч коснулся 1 мм линии, то он «в площадке» или «аут»
3. Контрольные нормативы (тесты)
3.1. Обоснование контрольных нормативов (тестов)
В качестве критериев подготовленности студентов выступают показатели, основанные на использовании двигательной активности, и, как результата, овладение определенным уровнем двигательных навыков в волейболе.
Предлагается пользоваться упражнениями и требованиями варианта, где предъявляются более высокие (по сравнению со школьными) требования к уровню овладения техническими действиями в волейболе. Тем самым,
- ставятся посильные цели перед каждым студентом, одновременно не допуская падения интереса вследствие легко выполнимых нормативов (тестов),
- позволяет добиваться именно факторы сдвига в уровне овладения техническими действиями в волейболе.
Это оправдано, в том числе и в следствии увеличения времени учебного индивидуального плана на раздел волейбол.
Приложения №1
Контроль усвоения учебного материала
по разделу «Волейбол».
1. Основным способом приема и передачи мяча в волейболе является …
а) нижняя передача мяча двумя руками;
б) нижняя передача одной рукой;
в) верхняя передача двумя руками.
2. Верхняя передача мяча выполняется приемом мяча …
а) на все пальцы обеих рук;
б) на три пальца и ладони рук;
в) на ладони;
г) на большой и указательный пальцы обеих рук.
3. При приеме мяча двумя руками снизу не рекомендуется принимать мяч …
а) на сомкнутые предплечья;
б) на раскрытые ладони;
в) на сомкнутые кулаки.
4. Обязательным условием правильного выполнения верхней передачи мяча является …
а) прием игроком стойки волейболиста;
б) своевременный выход игрока под мяч и выбор исходного положения;
в) своевременное сгибание и разгибание ног.
5. При верхней передаче мяча на большое расстояние передача заканчивается …
а) коротким движением рук и полным выпрямлением ног;
б) полусогнутыми руками;
в) полным выпрямлением рук и ног.
6. При приеме мяча сверху соприкосновение пальцев с мячом должно происходить на …
а) уровне верхней части лица в 15-20 см от него;
б) расстоянии 30-40 см выше головы;
в) уровне груди;
7. Что не является ошибкой при приеме мяча сверху?
а) Прием на выставленные вперед большие пальцы рук.
б) Прием на кисти рук, поставленные параллельно друг другу.
в) Прием на все пальцы рук.
8. Какой способ приема мяча следует применить, если подача сильная и мяч немного не долетает до игрока?
а) Сверху двумя руками.
б) Снизу двумя руками.
в) Одной рукой снизу.
9. Часто при неправильном приеме мяча сверху происходит растяжение мышц (связок) большого пальца руки. Что нельзя делать при оказании первой доврачебной помощи?
а) Охлаждать поврежденный сустав.
б) Согревать поврежденный сустав.
в) Обратиться к врачу.
10. Есть ли ошибка в постановке пальцев при приеме мяча сверху (рис. 1)?
а) Ошибки нет.
б) Ошибка есть.
11. Какой подачи не существует?
а) Одной рукой снизу.
б) Двумя руками снизу.
в) Верхней прямой.
г) Верхней боковой.
12. Выпрыгивание на блок выполняется толчком вверх …
а) одной ногой;
б) обеими ногами.
13. Укажите правильное исходное положение рук при блокировании (рис. 2).
а) 1;
б) 2.
14. Напишите, какие действия или термины относятся к волейболу: 1) очко, 2) гол, 3) зона, 4) пенальти, 5) подсечка, 6) переход, 7) блок, 8) вне игры, 9) партия, 10) штрафной удар.
а) 1, 3, 7, 9;
б) 1, 2, 5, 7, 10;
в) 2, 4, 5, 6, 8.
15. Волейбольная площадка условно делится на зоны. На какой из площадок правильно обозначены зоны (рис. 3)?
а) 1;
б) 2;
в) 3.
16. Укажите правильное направление перехода из зоны в зону при получении права на подачу (рис. 4).
а) 1;
б) 2;
в) 3.
17. На крупных соревнованиях по волейболу игра проводится из …
а) двух партий;
б) трех партий;
в) пяти партий.
18. До скольких очков ведется счет в решающей (3-й или 5-й) партии?
а) До 15 очков.
б) До 20 очков.
в) До 25 очков.
19. Допускается ли команда волейболистов до участия в соревнованиях, если в ее составе 5 человек?
а) Допускается.
б) Не допускается.
в) Допускается с согласия команды соперника.
20. Сколько еще касаний мяча может сделать принимающая подачу команда, если прием мяча с подачи считать первым касанием?
а) Одно.
б) Два.
в) Три.
21. Если после разрешения судьи на подачу, подающий игрок подбросил мяч и не произвел по нему удар, то …
а) подача считается проигранной;
б) подача повторяется этим же игроком;
в) подача повторяется другим игроком этой же команды.
22. Если при подаче мяч коснулся сетки и перелетел на сторону соперника, то …
а) подача повторяется;
б) игра продолжается;
в) подача считается проигранной.
23. Если при подаче мяча подающий игрок наступает на разметку задней линии площадки или переходит ее, то …
а) подача повторяется;
б) подача считается проигранной;
в) игра продолжается.
24. Сколько игроков-волейболистов могут одновременно находиться на волейбольной площадке во время проведения соревнований?
а) Шесть.
б) Десять.
в) Двенадцать.
25. Какой жест судьи означает удаление игрока с площадки (рис. 5)?
26. Какой жест судьи означает «спорный мяч» (рис. 6)?
27. Игроки каких зон могут принимать участие в групповом блоке (ставить групповой блок)?
а) 1, 2, 3;
б) 2, 3, 4;
в) 3, 4, 5.
28. Специальная разминка волейболиста включает в себя …
а) беговые упражнения;
б) упражнения с мячом;
в) силовые упражнения.
29. При каком счете может закончиться игра в первой партии?
а) 15:13;
б) 25:26;
в) 27:29.
30. Стойка волейболиста помогает игроку …
а) быстро переместиться «под мяч»;
б) следить за полетом мяча;
в) выполнить нападающий удар.
Правильные ответы:
Номер вопроса | Вариант ответа | Номер вопроса | Вариант ответа | Номер вопроса | Вариант ответа |
1. | В | 11. | Б | 21. | А |
2. | А | 12. | Б | 22. | Б |
3. | Б | 13. | А | 23. | Б |
4. | Б | 14. | А | 24. | В |
5. | В | 15. | В | 25. | А |
6. | А | 16. | А | 26. | Б |
7. | В | 17. | В | 27. | Б |
8. | Б | 18. | А | 28. | Б |
9. | Б | 19. | Б | 29. | В |
10. | А | 20. | Б | 30. | А |
Литература
1. Барбар Л.Виера, Бонни Джил Фергюсон. Волейбол. Шаги к успеху.(Пер. с англ.).- М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель».-2004.
2. Голомазов В.А., Ковалев В.Д., Медников А.Г.Волейбол в школе.- М: Просвещение.-1976.
3. Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. Волейбол в школе. М: Просвещение.-1989.
4. Физическая культура☹(учеб.пособие для образоват. учреждений сред. проф. образования / Н.В.Решетников и др.).-7-е изд., испр .- М: Академия,2008
5. Баскетбол. Волейбол. Ручной мяч. (Методическое руководство для студентов факультета физического воспитания.) - Казань.-1981
6.Официальные правила волейбола. 2005-2008 гг.