1.3. Организация коррекционно-развивающей работы с воспитанниками
Аналитический отчет воспитателя Биликти Анджела Вячеславовны по организации коррекционно - развивающей работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.3.docx | 405.04 КБ |
Предварительный просмотр:
- Организация коррекционно-развивающей работы с воспитанниками
Аналитический отчет воспитателя Биликти Анджела Вячеславовны по организации коррекционно - развивающей работе
Стараюсь проводить коррекционную работу с детьми по развитию речи детей. Для этого я беру консультации у кожуунного логопеда. Для повышения профессионального мастерства и для работы с детьми в дальнейшем посещаю КМО воспитателей, семинары и консультации УО, изучаю Интернет-ресурсы.
К словесным методам коррекционной работы по развитию речи моих воспитанников я применяю рассказ, беседу, работу с книгой, метод пересказа, метод рассказывания (сочинения). Также использую картотеку игр развивающих внимание и слуховое восприятие, силу голоса и темп речи, речевое дыхание, способствующие развитию понимаемой речи, формирующие правильное звукопроизношение.
Во взаимосвязи со словесными активно используются наглядные методы, подразделяющиеся на методы иллюстраций (показ иллюстративных пособий) и методы демонстраций (опыты, эксперименты).
На каждых занятиях используем разные виды физминуток, артикуляционные и пальчиковые гимнастики.
Провожу артикуляционную гимнастику (с элементами дыхательной (воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом), и голосовой способствует корректному звукообразованию, поддержанию нормального уровня громкости, плавности и выразительности словарного ряда). Использую для этого картинки-символы.
Пальчиковая гимнастика и игры специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений рук и поэтому, вне занятий предлагаю детям собирать мозаику, работать с конструктором, собирать рассыпанные мелкие предметы.
Вызываю у своих детей интерес к словесным упражнениям помогает дух соревновательности. Например, можно задать детям вопросы: «Кто больше придумает слов? », «Кто точнее скажет слово? », «Кто быстрее ответит на вопрос? », «Кто больше заметит частей предмета? » и т. п.
Таким образом, можно сказать, что проводимая мною коррекционная работа будет эффективной для развития речи моих воспитанников.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение д/с «Белек» с. Белдир-Арыг
(средняя группа)
Воспитатель:
Биликти А.В
Семинар-практикум для родителей
«Пальчиками играем — речь развиваем»
Тема: «Пальчиками играем – речь развиваем»
Цель: Создание условий для повышения педагогической грамотности родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.
Задачи:
Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ. Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка.
Предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
Предварительная работа:
Подбор пособий, игр, литературы по теме.
Оформление наглядных материалов и практических рекомендаций для родителей.
Оформление брошюры для родителей «Поиграем, малыши!»
Оборудование: интерактивная доска; брошюра с подбором пальчиковых игр; настольные игры способствующие развитию мелкой моторики.
Ход семинара:
I. Приветствие родителей.
В начале мероприятия предлагаем родителям «вернуться в детство»: «Наверное, каждый из вас хорошо помнит свое детство. И, глядя на своих детей, мы часто думаем о том, как хорошо было в нашем детстве… И конфеты были слаще, и мороженое вкусней… Предлагаю вам не надолго окунуться в прекрасный и волшебный мир детства…».
Упражнение «Путешествие в детство»
(Родителям предлагается прослушать фрагмент песни «Волшебная страна», видеоролик «Дети играют»
II. Разминка пальцев
А сейчас мы в нашей волшебной стране детства поиграем пальчиками.
«Снежок» (Просмотр изображения «Дети лепят снежки», с текстовым сопровождением.)
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого.
Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)
Раз — подбросим. (Подбрасывают воображаемый снежок, смотрят вверх.)
Два — поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок.)
Три — уроним. (Встают, роняют воображаемый снежок.)
И. сломаем. (Топают.)
«Мы во двор пошли гулять» (Просмотр изображения «Во дворе», с текстовым сопровождением.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному.)
Мы во двор пошли гулять. («Идут» по столу указательным и средним пальчиками.)
Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.)
Птичек крошками кормили, («Крошат хлебушек» всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)
А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.)
Н. Нищева.
«Елочка» (Просмотр изображение «Новогодний утренник».
Перед нами елочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев — «верхушка» елочки.)
Шишечки, иголочки, (Сжатые кулачки, потом растопыренные пальчики.)
Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, «фонарики» - вниз.)
Зайчики и свечки, («Ушки» из указательных и средних пальчиков, потом — сложенные вместе ладони.)
Звезды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены, потом указательные и средние пальцы стоят на столе.)
Н. Нищева.
Далее родителям предлагается помочь собрать бусы
Игра «Кто быстрее» (Музыкальное сопровождение – «Усатый нянь».)
«Немного теории»
Уважаемые родители!
Сегодня мы с вами поговорим о значении развития мелкой моторики рук в развитии детской речи. Когда-то известный педагог В. А.Сухомлинский говорил: «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. На сегодняшнем семинаре мы поговорим о традиционных и нетрадиционных формах развития мелкой моторики, какие виды работы над совершенствованием мелкой моторики все мы используем в своей практике. Рука настолько связана с нашим мышлением, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все то, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражение через руку. Жест, как слово, может возвысить человека, успокоить, приласкать, подтвердить слова, сделать их более весомыми.
Давайте отвлечёмся немного и проведём небольшой эксперимент: сожмите руки в кулак, а теперь выкиньте по одному пальчику из кулака. Как свободно даётся вам это упражнение? И чуть по сложнее: выставили ладошки, соедините по два пальца: безымянный с мизинцем, а указательный с средним пальцами; безымянный с средним, а остальные врозь.
Вы когда-нибудь задумывались о том, где находится область, отвечающая за способность разговаривать? Зона Брока расположена в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария у людей, пишущих правой рукой. У левшей же все наоборот. Этот участок коры, управляет мышцами лица, языка, глотки и челюстей. При поражении центра Брока наблюдается моторная (двигательная) афазия. Больные не могут читать и писать, но понимают речь. Зона Вернике отвечает за понимание информации. Основная его функция - преобразование звуков речи в нейронные коды слов, которые активируют соответствующие образы или понятия. Повреждения этой области влияют на способность человека воспринимать звуки речи как лингвистически значимые. Расположена в заднем отделе верхней височной извилины доминантного (для правшей - в основном левого) полушария мозга.
Развивать ручки малыша можно с самого рождения. Сжимая крошечными пальчиками наши сильные пальцы, захватывая и удерживая погремушки или стараясь поймать свои собственные ножки, он уже находится в процессе развития.
Основные виды занятия с ребенком
1. Массаж —ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.
2. Фасолевые ванны — в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки.Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.
3. Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.
4. Мозаика — игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.
5. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры — этим весёлым занятиям посвящены многие книги.
6. Шнуровки – сейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования ботинок.
7. Игры с пуговицами и бусинами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин.
8. Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие — дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.
9. Рисуйте. Держание карандашей и кисточек в руках - отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру.
10. Вырезайте из бумаги разные фигурки. Начните с простых – круг, квадрат или треугольник, потом можете вырезать сложные картинки.
11. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия – заплетание косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.
12. На прогулке стройте из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки.
13. Позовите ребенка помочь вам по хозяйству – лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод – отличная альтернатива играм.
Используйте творческий подход, занимаясь со своим ребенком все занятия сопровождайте сказками, придумываемыми по ходу действий. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект.
Рефлексия
Выберете на столе кирпичик, который Вам больше подойдет и приклейте на домик.
Красный – «Я получил (а) много полезной информации о развитии речи и мелкой моторики, буду использовать ее в воспитании своего ребенка»;
Желтый – «Было интересно, может быть я чем-то воспользуюсь»;
Коричневый – «Бесполезная трата времени, я ничего нового не взял (а) для себя».