Система оценивания образовательных достижений

Бубеева Саяна Ринчиновна

Цели оценочной деятельности направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya._9.docx22.04 КБ
Файл bezotmetochnoe_obuchenie.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

                      Оценка метапредметных результатов

         Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

         Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

        Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:

  •  решение задач творческого и поискового характера;
  •  учебное проектирование;
  •  итоговые проверочные работы;
  •  комплексные работы на межпредметной основе;
  •  мониторинг сформированности основных учебных умений.

Оценка предметных результатов

       Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

        Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в классном журнале. 

        Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных  результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

        Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

        В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.  Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, родному языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.    Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.

                                          Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Виды контроля:

Стартовый, текущий, итоговый и промежуточный.

Периодичность контроля

Планируемые результаты

стартовый

текущий

промежуточный

итоговый

личностные

Сентябрь  

-

1 раз в полгода  

Май  

межпредметные

Сентябрь  

-

1 раз в полгода  

Май  

предметные

Сентябрь

с 2 класса  

1 раз в четверть

 1 раз в полгода  

Май  

Формы контроля и учета достижений обучающихся

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

- устный опрос

- письменная

- самостоятельная работа

-  диктанты

-  контрольное списывание

-  тестовые задания

- графическая работа

- изложение

- доклад

- творческая работа

 - посещение уроков по программам наблюдения

- диагностическая  контрольная работа

- диктанты

- изложение

- контроль техники чтения

- анализ динамики текущей успеваемости

- участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- творческий отчет

- портфолио

- анализ психолого-педагогических исследований

- участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- творческий отчет

  Формы представления образовательных результатов:

  • табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к  выставлению отметок);
  • тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);
  • устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
  • портфолио;
  • результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.

Критериями оценивания являются:

  1. Соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
  2. Динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

                 



Предварительный просмотр:

Безотметочное обучение

       Содержательный контроль и оценка предусматривает выявление индивидуальной динамики усвоения ребенком знаний и умений по учебным предметам и не допускает сравнения его с другими детьми.

       Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

стартовая диагностика;

текущее оценивание;

итоговое оценивание.

      Стартовая диагностика (на входе) в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассника к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей, которые необходимо учитывать в текущем оценивании.

      В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные, методы (наблюдения, самооценка, и самоанализ и др.) и объективизированные методы, основанные, как правило на анализе письменных ответов и работ учащихся.

        Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения, а также мера осознанности каждым обучающимся особенностей его собственного процесса обучения. При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом, проводимой, например, в форме портфолио, презентаций, выставок и т.п.) используется дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов, например сформированности вычислительных умений, выразительности чтения, умения слушать товарища, формулировать и задавать вопрос, выдвигать предположение и т.д.), а также самоанализ и самооценка обучающихся.

Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.

         Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе и может проводиться в форме:

накопительной оценки (обобщенного результата) целенаправленного сбора данных;

 итоговой демонстрации общей подготовки;

комбинации этих форм.

Итоговое оценивание наиболее целесообразно проводить в форме накопительной оценки. 

        Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио (портфель достижений) учащегося, понимаемое как синтез всей накопленной за четыре года обучения информации об учебных достижениях школьника, демонстрирующее  его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

 При этом материалы портфолио должны допускать проведение независимой внешней оценки, например, при проведении аттестации педагогов. В портфолио учеников начальной школы, которое используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы:

        Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий. Обязательной составляющей портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

      Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями

Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности. При их оценке целесообразно основываться на описанных выше особенностях новой системы оценки.

         Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;

• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

             

 

         Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении:

      «Лесенка»-  ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;

    «Волшебная линеечка»- на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если   нет, то чертит свой крестик ниже или выше; 

«Светофор»-  оценивание  выполнения  заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.

       Допускается словесное оценивание- устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!»,   если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.

       Охарактеризуем приемы педагогической технологии, используемые при безотметочном обучении в 1 классе.

       Взаимообучение. Постановка ребенка в позицию учителя позволяет создать условия для развития у него теоретической позиции: ведь обучая другого, он должен будет выделить способ выполнения той или иной деятельности  и структурировать его, найти адекватные варианты передачи его своим ученикам. В этом случае школьник получает возможность освоить не только исполнительскую, но и контрольно-оценочную часть совместного действия.

    Тетрадь продвижения. Лучше использовать такие тетради при анализе однотипных заданий, чтобы иметь возможность увидеть степень продвижения учеников. Такие тетради продвижения помогают:

 При четких критериях отметки можно наглядно видеть, какая тема усвоена ребенком  не в полной мере.

      Папка достижений готовится ребенком для родителей в конце года. В нее можно вложить лучшие работы по разным направлениям: рисунки, образцы каллиграфического письма, успешные контрольные задания. Ученик может сам написать немного о том, что дал ему первый год школьной жизни.

     Характеристика на ребенка, которая адресована прежде всего самому ученику. В ней указываются  положительные личностные качества первоклассника, его успехи в учебе, достижения в разных сферах деятельности. Заканчивается характеристика пожеланиями на следующий учебный год. Характеристика зачитывается публично, дополняется одноклассниками, а затем вкладывается в папку достижений.

      Оценка – не отметка.Учитель оценивает работу школьников словами, интонацией: жестом, мимикой, а дети оценивают одноклассников цветными полосками.

       Знакомство детей с критериями. На уроках необходимо обсудить проблему оценки. Полезно, чтобы каждый ученик сам оценил свою работу и сравнил свою оценку с учительской, чтобы школьники оценивали работы друг друга.

      Своя «валюта»позволяет решить проблему оценивания кратких ответов с места, удачных реплик и вопросов. Подкрепить успех нужно! Например, за удачный ответ ученик получает красный кружок. Накопив пять кружков, учитель дает ему большой кружок, накопив пять больших кружков – учитель делает запись в дневник, папку достижений. Этот прием вводится на некоторое время , если требуется расшевелить пассивный класс. По мере формирования привычки активно работать учитель уходит от этого приема.

        Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных  результатов отслеживается с помощью «листов учебных достижений».   Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов.   При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняется после проведения самостоятельных и контрольных работ. Рассчитаны на четверть.

 

Взаимодействие участников образовательного процесса

в процессе безотметочного обучения

На родительских собраниях учителя знакомят родителей учащихся с особенностями оценивания в 1-х классах школы, приводят аргументы против отметок, называют преимущества безотметочной системы обучения. Для информирования родителей о результатах обучения и развития учащихся в конце каждой четверти учитель проводит родительские собрания и индивидуальные консультации.

     При переходе учащегося в другую школу учитель вкладывает в личное дело «Листок достижения», заверенный печатью образовательного учреждения.

     Между    учителями,    учащимися,    родителями    учащихся    и администрацией школы в рамках безотметочного обучения устанавливаются отношения равноправного сотрудничества. Каждый из участников такого сотрудничества имеет право прежде всего на самооценку своей деятельности, на свое особое аргументированное мнение по поводу оценки одного субъекта деятельности другим.

Особенности контрольно-оценочной деятельности

учащихся 1-х классов

     Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «листов учебных достижений».

Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняется после проведения самостоятельных и контрольных работ. Рассчитаны на триместр.

 

Способы формирования оценочной деятельности

на уроках математики в 1 классе.

    В современных социально-экономических условиях, перед школой стоит задача - вырастить самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных быстро и эффективно найти своё место в обществе. Для этого целью обучения должно стать не только вооружение учащихся той или иной суммой знаний, школа должна научить их самостоятельно ориентироваться в научной и другой информации, т. е. школа должна учить мыслить на основе полученных знаний, знания должны служить развитию личности, а не быть самоцелью в обучении.

       Система оценки не может сейчас ограничиваться только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по предмету. Она должна ставить более важную социальную задачу: развить у школьников умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания – незнания».

        К примеру Г. Цукерман пишет, что «действие оценки – это есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостаёт» [9]. Оценка, в первую очередь, должна быть рефлексивной и прогностической. Со способности рефлексировать, т.е. различать: «это я уже знаю и умею», «а это я ещё совсем не знаю, надо узнать» - начинается учебная самостоятельность, переход от чисто исполнительского поведения к подлинному самосовершенствованию человека, умеющего учиться и учащегося всю жизнь. Учебное действие оценки – это действие самого ученика. Начиная с 1-го класса учителю и учащимся необходимо сосредоточить свои усилия на формировании самоконтроля и самооценки как основы для постановки будущих учебных задач. Необходимо вооружить детей такими умениями, как [8]:

     Например, совместно с детьми на уроке изобретается специальная шкала – «волшебная линеечка» - и определяются параметры (критерии), по которым можно оценивать любое действие. К примеру, на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если   нет, то чертит свой крестик ниже или выше.

Используется также прием «лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно [2].

С помощью этих инструментов учащиеся пробуют оценивать, прежде всего, себя и свои действия. После самооценки ученика обязательно следует оценка учителя по тем же критериям. Ребёнок видит, что не всегда оценки разных людей могут совпадать. Он осуществляет пооперационный корректирующий контроль действий, выясняя, почему не совпали оценки.

      Для формирования оценочных действий у младших школьников можно использовать следующие приёмы и задания:

1. Прогностическая оценка – оценка своих возможностей для решения той или иной задачи.

2. «Проверь себя» - задания на сопоставление своих действий и результата с образцом;

3. «Найди ошибку» - задания на обнаружение ошибок, их причин и способов устранения и т.д.

Практическая реализация подобных приемов, может быть рассмотрена на примере фрагмента урока математики в первом классе.

Предлагаем детям начать урок с самостоятельной работы. В неё включены задания, с которыми могут справиться все учащиеся или большинство из них с целью создания ситуации успеха, а так же задания на новый способ действия.

Найдите значения выражений [1]:

6-5   7+2    8- 6  6+3    10-4    3+7    9 – 3      10-8      7+6


      При проверке дети называют ответы и выясняют, какой случай вызвал затруднение и почему. Значение выражения 7+6 нашли не все, ответы получились разными. «Почему?». «Чем это выражение отличается от остальных?» С таким случаем ещё не встречались, не знаем способа действий.

В этот момент и возникает учебная задача (УЗ) – научиться вычислять значение таких выражений. При постановке УЗ имеет место контроль, приводящий к отказу от старого способа действия в новых условиях – рефлексивный контроль. Далее идёт поиск решения УЗ. Слушаем рассуждение тех, кто решил. Важно в ситуации поиска услышать и зафиксировать на доске все детские версии, опробовать их и определить, какие оказались ложными, а какие помогли открыть новый способ действия. В процессе такой работы идёт формирование взаимоконтроля и взаимооценки участников совместного поиска.

       Еще одним примером реализации приема формирования оценочных действий в первом классе является использование «кувшинчиков». В начале урока учитель раздает ученикам вырезанные из картона фигурки кувшина, предлагая каждому отметить на кувшине горизонтальной линией уровень знаний по данной теме. Скорее всего, горизонтальная линия будет нарисована в самом низу. В конце урока процедура повторяется. Вторая горизонтальная линия будет выше первой (либо кувшин «заполнится» знанием наполовину, либо до конца), помогая ученику осознать, насколько хорошо он овладел темой урока, и что осталось неусвоенным.

Яркий и красочный пример формирования оценочных действий, который хорошо запоминается ребенку, - использование интерактивных средств, в частности, интерактивная приставка Mimio. Например, в конце урока на интерактивной доске появляется изображение снеговика. Учитель предлагает каждому ребенку по очереди повесить либо снежинку на снеговика (если он усвоил материал – его знание «окрепло»), либо капельку (если тема не усвоена, снеговик тает). В это время учитель наблюдает за выбором и делает выводы для себя, кто из детей нуждается в помощи.

     Для стимулирования оценочной деятельности на уроке можно использовать метод «цветных исправлений»: после выполнения самостоятельной работы дети сдают учителю тетрадки на проверку. Учитель просматривает, но не отмечает ошибки. Затем он предлагает детям взять свои тетради и самим найти и исправить ошибки другим цветом. Затем работы вновь собираются и анализируются. Первоклассникам можно давать три попытки внести цветные исправления.

       Дифференцированными критериями оценки по математике в начале обучения могут служить сохранение высоты и ширины цифр и их элементов, соблюдение наклона и расстояния между ними, аккуратность выполнения работы и соответствие исправлений принятым нормам. На основе этих критериев учащимся предлагается самостоятельно заполнить таблицу, в которой фиксируются результаты выполнения домашних или классных работ, а соблюдение критериев фиксируется соответствующими квадратами разных цветов. Для ребенка оценочная таблица является стимулом к совершенствованию навыков.

   Конечно, применение всех описанных форм оценивания в условиях безотметочного обучения требует высочайшего педагогического профессионализма от учителей, и, самое главное, искренней веры в саму идею безотметочного обучения - пути к гуманизации российского образования.Организуя безотметочное обучение первоклассников, мы ориентируемся в основные результаты образования на конец 1 класса, сформулированные А. Б. Воронцовым.

    Таким образом, при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту основной акцент в деятельности детей должен делаться не на продвижении в предметном материале, а на осмыслении и освоении норм и способов сотрудничества, форм оценивания, укладов школьной жизни, способов общения, с помощью которых ученики на следующем этапе будут активно усваивать предметное содержание.