Анализы ВПР в 4 классе
Всероссийские проверочные работы - это итоговые контрольные работы с стандартизированными заданиями,которые проверяют знания школьников по предметам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_vpr_matem-2016g.docx | 28.16 КБ |
analiz_vpr_okr.mir_2016g.docx | 29.06 КБ |
analizvpr_russ.yaz_2016g_1.docx | 34.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ ВПР по математике в 4 классе.
МБОУ « Баянгольская средняя общеобразовательная школа»
Дата проведения: 17 мая 2016г
Основной целью проверочной работы была проверка и оценка способности выпускников начальной школы использовать полученные вычислительные навыки, операции с числами, умение решать задачи, оперировать на практике с числами и величинами.
Всего ученики выполнили 11 заданий, на выполнение которых отводилось 45 минут.
В классе 15чащихся.
Работу выполняли 15 человек.
Максимальный балл, который можно получить за всю работу – 18 баллов.
Минимальный – 0-5 баллов
Написали работу:
- на «5» - 5 чел.
- на «4» - 5 чел.
- на «3» - 5 чел.
- на «2» -
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0 - 5 | 6 - 9 | 10 - 12 | 13 - 18 |
Работа по математике содержала 11 заданий на применение математического знания для решения практических задач, на логическое рассуждение, умение работать с информацией, представленной в разных формах. Также в работу включены задания на развитие геометрических представлений, на пространственное воображение, алгоритмическое мышление.
В заданиях 1, 2, 7 проверялось умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями.
Задание 1 проверяло умение выполнять сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1). .
Задание 2 проверяло умение вычислять значение числового выражения, соблюдая при этом порядок действий. С заданием 1,2 учащиеся класса справились (100%) ,дети хорошо выполнили арифметические действия с числами и числовыми выражениями. Задание 7 проверялось умение выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000). С этим заданием справились 12 учащихся (80%), 3 учащиеся допустили ошибки при соблюдении порядка действий, при вычислении и получили 0 баллов(20%).
Выполнение заданий 3 и 8 предполагало использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений. Так, задания 3 и 8 проверяли умение решать арифметическим способом (в одно-два действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью. Процент 86% выполнения задания, свидетельствует о хорошем владении учащимися умением решать задачи арифметическим способом. 13 учащихся решили задачу верно и получили максимальное количество баллов ( по 2 балла). 1 учащийся ход рассуждения задачи верное, но при вычислении допустил ошибку, получил 1 балл (6,6)..Другой просто не смог решить задачу, в итоге 0 баллов. Процент выполнения №3 93,2%. В 8 задании 10 учащихся набрали по 2 балла - 66,6 баллов, 5 учащихся 0 баллов. Здесь дети допустили ошибки при выборе действия задачи, отсюда неправильное решение задачи.
Задание 4 выявляло умение читать, записывать и сравнивать величины (время), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними.
11 учащихся справились с заданием и получили по 1 баллу, 4 учащихся по 0 баллов. Здесь 3 учащиеся допустили ошибки при использовании основных единиц измерения величин и соотношении между ними. 1 учащийся не приступил к выполнению задания.
Умение исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры проверялось заданием 5. Пункт 1 задания предполагало вычисление периметра прямоугольника и квадрата, площади прямоугольника и квадрата. С заданием 5.1 все справились. Пункт 2 задания связан с построением геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника. 8 учащихся верно выполнили задание, а семеро учащихся сделали задание неверно.
В задании 6.1 и 6.2 проверялось умение работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами, анализировать и интерпретировать данные. Задание предполагало чтение и анализ несложных готовых таблиц. Высокий процент выполнения заданий (13 уч-ся) говорит о том, что у учащихся хорошо развито умение читать и анализировать готовые несложные таблицы. Двоим трудно было читать таблицы (сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм).
Овладение основами логического и алгоритмического мышления контролировалось заданиями 9 и 11. Задание 9 связано с интерпретацией информации (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). С заданием 9.1 половина учащихся справилась набрав по 1 баллу, другая половина не справилась с заданием. Учащиеся не смогли интерпретировать информацию, дать ответы на два вопроса (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Уровень овладения основами пространственного воображения выявлялся в задании 10. Оно предполагало описание взаимного расположения предметов в пространственной плоскости. С этим заданием справились всего 6 учащихся по (2 балла), один учащийся набрал 1 балл., 8 учащихся не смогли описать расположение предметов в пространственной плоскости. Задание 11 требовало умения решать текстовые задачи в три-четыре действия. Это задание в проверочной работе для учащихся 4 класса был самым трудным. С ним справились только двое. Остальные сделали ошибки при выборе действий, при решении задачи, некоторые не поняли саму задачу.
Анализ результатов выполнения ВПР
Результаты проверочной работы по математике показали, что учащиеся четвертого класса хорошо справились с заданиями.. Успешно выполнены учащимися класса задание 1 (выполнение устного сложения, вычитания, умножения и деления однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100), задание 2(умение вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок), задание 3(умение решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, задание5.1 (умение вычислять периметр прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата),задание 6.1 и 6.2 (умение читать несложные готовые таблицы (сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм)., задание 7 (умение выполнять действия с многозначными числами ( 4 арифметических действий на однозначные, двузначные числа).
Но часть учащихся класса все же испытывают трудности при выполнении следующих заданий:
- задание 5.2 связан с построением геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника.
-задание 9.2, в котором проверялось умение интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
- задание 11 наиболее сложным для учащихся 4-го класса оказалось задание, направленное на проверку умения решать текстовые задачи в три-четыре действия.
С учетом полученных результатов даны следующие рекомендации:
Следует в работу включить некоторые пункты:
Обратить внимание на задачи, с построением геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника., на текстовые задачи, на умение интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы), на выполнение действия, связанные с использованием основных единиц измерения величин (длина, вес), а также задания на развитие логического мышления.
Предварительный просмотр:
Анализ ВПР по окружающему миру в 4 классе.
МБОУ «Баянгольская средняя общеобразовательная школа»
Дата проведения:19мая2016г
ВПР по окружающему миру позволяет оценить уровень общеобразовательной подготовки в соответствии с требованиями ФГОС.
Всего учащимся предстояло сделать 10 заданий, на выполнение которых отводится 45 минут. Максимальный балл, который можно получить за всю работу – 30 баллов.
В классе 15 учащихся.
Работу выполняли: 15учащихся. Максимальный балл, который можно получить за всю работу – 30 баллов.
Минимальный – 0-7 баллов
Написали работу:
- на «5» - 1 чел.
- на «4» - 10 чел.
- на «3» - 4 чел.
- на «2» - 0 чел.
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0 - 7 | 8 - 16 | 17 - 24 | 25-30 |
Максимальный балл по классу – 25 баллов
Задание 1 .
Проверяет овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.); использование различных способов анализа, передачи информации в соответствии с познавательными задачами; в том числе умение анализировать изображения, узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; использовать знаковосимволические средства для решения задач.
В задании дан рисунок, на котором нужно указать стрелкой любой предмет, изготовленный из какого-либо материала. Максимальный балл за задание – 2 балла. С заданием 1 справились 11 учащихся и набрали по 2 балла ( указали по1 детали из каждого материала) , 3- по 1 баллу (ошибки учащихся в том, что они указали предметы из одного материала) и 1 не справился ( ни один предмет верно не указано).
Задание 2.
Рассчитано на умение использовать различные способы анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами. Проверяло освоение доступных способов изучения природы, умение использовать знаковосимволические средства для решения задач; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.
Во втором задании была представлена таблица. Изучив её, необходимо было выбрать верные утверждения. Максимальный балл за правильно выполненное задание – 2 балла . Несмотря на то, что в курсе окружающего мира практически не ставится таких задач, с заданием справились все. 5 учащихся набрали по 2 балла, остальные 10 по 1 баллу( не написана необходимая цифра, или не указана название объекта).
Задание 3.
Проверяло овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.); овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам. Использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе.
Третье задание состояло из трёх блоков. Первый блок рассчитан на географические познания. На карте нужно было указать материки, природные зоны. Максимальный балл – 2 балла. С заданием справились 9учащихся – 2 балла, 2 учащихся по 1 баллу, 4 учащихся по 0 баллов( неправильно указаны материки, природные зоны).
Во втором блоке нужно было подписать название животных, растений. С заданием справились 14учащихся, одна учащаяся ошиблась при подписке животных и растений.
В третьем блоке нужно было определить место обитания животных и произрастания растений, представленных в предыдущем блоке. Максимальный балл за это задание – 3 балла. 6 учащихся набрали максимальное количество -3 балла, двое по 2 балла, 4 по 1 баллу, 3 по 0 баллов( путаются при написании животных в природных зонах.).
Задание 4 .
Проверяло освоение элементарных норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде. Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. За правильно выполненное задание можно было получить 1 балл. В задании дано изображение человека. Стрелками нужно было показать части тела. Четверо с заданием не справились ( допустили ошибки при определении кишечника и в правильном нахождении внутренних органов), остальные 11справились с заданием.
Задание 5 .
Проверяло овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений действительности; умение анализировать изображения. Узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; использовать знаковосимволические средства, в том числе модели, для решения задач.
В задании дано изображение человека. Стрелками нужно было показать чести тела. Были допущены некоторые неточности в определении голени и ошибки в правильном нахождении внутренних органов. Максимальный балл за задание – 2 балла. 11учащихся набрали по2балла ( все части тела подписаны верно), 4 учащихся по 1 баллу( указаны только 2 части). Набрала 0 баллов – одна учащаяся ( одна часть тела указана верно).
Задание 6 .
Проверяло освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, измерение, опыт); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Вычленять содержащиеся в тексте основные события. Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака; проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование.
Задание вызвало большие затруднения. Состояло из трёх блоков. В задании описан проведённый опыт. В первом блоке нужно было правильно определить условия, благодаря которым стало возможным проведение данного опыта. Набрали по одному баллу 12учащихся. Трое учащихся не взялись за выполнение задания, в итоге 0 баллов.
Во втором блоке требовалось сформулировать вывод на основе проведённого опыта. Детям трудно было описывать эксперимент. Некоторые не сумели грамотно изложить свои мысли, другие писали не то, что требовалось. В результате лишь 4 учащихся набрали по одному баллу. У11учащихся неверно отражены различия в его условиях ( в одной воронке песок, в другой глина),
Третий блок требовал описать опыт и давал за правильный ответ 2 балла. Ошибка некоторых состояла в том, что в качестве ответа учащиеся переписывали тот текст, который был дан изначально. Некоторые не смогли определить правильно условия, при которых получится провести требуемый опыт. Справились с заданием двое , получив по 2 балла ( хорошо описан эксперимент, правильно даны различия и сходства), 3 по 1 баллу.( верно отражены только различия). Опыт проведен не до конца, допущены ошибки и не заработали баллы – 10 человек.
Задание 7 .
Проверяло освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Использовать знаковосимволические средства, в том числе модели, для решения задач.
В задании представлены знаки. Нужно было определить, где данные знаки могут встречаться и какие правила они отражают.
Знаки определили верно и набрали по 2 балла 10 человек . Один к выполнению задания не приступил. 4 человек показали знания правил, которые отражают знаки и набрали по 1 баллу. Один не справился с заданием .
Задание 8 .
Проверяло овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (социальных); осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах.
Сложность этого задания состояла также в неумении строить речевое высказывание. Максимальное количество баллов за это задание – 3 балла .
8К1. Максимум заработали 12 человек (правильно определена профессия), 3 – допустили ошибки)
8К2 Максимальный балл набрали 10 человек.( пояснено правильно, какую работу выполняют представители данной профессии), у5 нет пояснения – 0 баллов.
8К3 Максимальный балл получили 5 учащихся (даны уместные объяснения того, чем работа людей выбранной профессии полезна обществу), остальные 10 - 0 баллов ( приведены рассуждения общего характера, не связанные с общественной значимостью конкретной профессии).
Задание 9 .
Проверяло сформированность уважительного отношения к России, своей семье, культуре нашей страны, её современной жизни; готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
Задание также вызвало затруднения в построении речевого высказывания. Многие не смогли грамотно аргументировать свою точку зрения., какую же роль семья играет в жизни человека. Трое набрали по2 балла, 4 по 1 баллу, 8- 0 баллов.
Задание 10 .
Проверяло сформированность уважительного отношения к родному краю; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; описывать достопримечательности столицы и родного края.
10.1 и10.2 Все справились с заданиями. Правильно указаны названия региона и главный город.
10.3.К 1 Указание реки, озера,моря. 12 учащихся по 1 баллу, 3 по 0 баллов
10.3К2 Название памятников истории и культуры региона.10учащихся по 1баллу, 5учащихся по 0 баллов.
10.3К3 Рассказ о памятнике истории и культуры. 1 по 2 балла,1 по 1 баллу, 13учащихся по 0 баллов.
Анализ результатов проверочной работы по окружающему миру показал хороший уровень усвоения образовательной программы учащимися 4 класса. Но были
затруднения при выполнении задания 6 , где учащиеся должны были провести опыт и на основе проведённого опыта сделать выводы. Большинству детей такое задание было сложным.
На основании анализа результатов ВПР по окружающему миру даны следующие рекомендации:
- Усилить внимание формированию следующих умений обучающихся: использовать различные способы анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами; освоение доступных способов изучения природы, использование знаковосимволических средств для решения задач; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.
- В системе использовать задания, предусматривающие проведение несложных наблюдений в окружающей среде и проведение опытов, используя простейшее лабораторное оборудование, а так же выполнение заданий, побуждающих создавать и преобразовывать модели и схемы опытов для решения поставленных задач.
- В рабочей программе по окружающему миру уделить большее количество времени на формирование страноведческих и краеведческих знаний, а так же умений обучающихся: назвать регион проживания, главный город региона, указывать достопримечательности региона, животный и растительный мир региона.
- Предусмотреть в рабочей программе по окружающему миру проведение контрольных работ, близких к текстам ВПР, с целью определения направлений коррекционной работы с обучающимися по освоению программы по окружающему миру.
Предварительный просмотр:
Анализ ВПР по русскому языку в 4 классе.
МБОУ « Баянгольская средняя общеобразовательная школа»
Дата проведения 11и 13 мая 2016 г.
ВПР по русскому языку позволяет оценить уровень общеобразовательной подготовки в соответствии с требованиями ФГОС.
Всего учащимся предстояло выполнить 16 заданий по русскому языку. Основным заданием в первой части проверочной работы стал диктант. Во второй части проверялось умение работать с текстом и знание системы языка.
На выполнение каждой из частей отводится 45 минут.
В классе 15 учащихся.
Работу выполняли: 1 часть – 15 учащихся, 2 часть – 15 учащихся
Итого: проанализировано 15 работ.
Максимальный балл, который можно получить за всю работу – 43 балла. Максимальныый балл по классу - 40 баллов
минимальный балл – 22балла
Написали работу:
- на «5» - 3 чел.
- на «4» - 7 чел.
- на «3» - 5 чел.
• на «2» - 0 чел
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0 - 13 | 14 - 24 | 25 - 34 | 35 - 43 |
ЗУН:
- Успеваемость – 100 %
- Качество –67%
Первая часть по русскому языку была в форме диктанта, вторая часть содержала 13 заданий, десять из них - по тексту, приведённому в варианте работы. Задания были на проверку знания школьников в области синтаксиса, морфологии, орфоэпии и пунктуации. Каждая из частей проверочных работ рассчитана на один урок (45 минут).
Вариант проверочной работы состоит из двух частей, которые выполняются в разные дни и различаются по содержанию и количеству заданий.
Первая часть
Задания первой части направлены на выявление уровня владения обучающимися базовыми предметными правописными и учебно-языковыми синтаксическими и морфологическими умениями, а также логическими, общеучебными универсальными действиями.
Задание 1. Диктант
Первое задание проверяет традиционное базовое умение обучающихся правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. С первым заданием учащиеся класса успешно справились. У учащихся хорошо сформированы навыки аудирования (адекватное восприятие звучащей речи, понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте) как одного из видов речевой деятельности.
Анализ диктанта.
Написали диктант без ошибок–6 учащихся, не более 2 ошибок -6 учащихся, 3-4 ошибки -3 учащихся. Наиболее типичными ошибками при написании диктанта были:
- Безударная проверяемая гласная в корне ( ходили, колючий, домой)
- 2 чел.
- Непроверяемые гласные и согласные (малина) – 2чел.
- Проверяемые согласные в корне слова(лес, еж, ловко, клубком) – 1 чел.
- Мягкий знак (Ь) показатель мягкости согласных (зверьком, маленькое)
- 3 чел.
- Раздельное написание предлогов ( в лес, за малиной, из комочков)
- 2чел
- Гласные и согласные в приставках (поставили, задвигался, свернулся) -
- 2чел.
- Буквы е-о после шипящих в корне слова (черный) -1чел.
- Большая буква в именах собственных ( Оля и Миша) -2чел.
- Точка в конце предложения - 2 чел.
- Падежные окончания имен существительных (малиной, кустом, рубашку, гостем)- 2чел.
Задание 2 и 3
Второе и третье задания предполагают знание основных языковых единиц. Эти задания нацелены на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми опознавательными умениями.
Задание 2 проверяет умение распознавать и подчеркивать однородные члены в предложении (учебно-языковое синтаксическое опознавательное умение)
Набрали максимальный балл за это задание - 9 учащихся, 1-2 балла набрали 6 учащихся.
Задание 3 п. 1 проверяет умение распознавать и графически обозначать главные члены предложения. 9 учащихся получили максимальный балл. Правильно выписали и подчеркнули главные члены предложения. Не справились с заданием - 6 учащихся, они неверно определили главные члены предложения.
Задание 3 п. 2 проверяет умение распознавать изученные части речи в предложении (учебно-языковое морфологическое опознавательное умение).
Все справились с этим заданием. У 8 учащихся верно определены все части речи в предложении, у 7 уч-ся допущено по 1-2 ошибке. Отсюда, можно сделать вывод, что дети умеют определять части речи в предложении.
Вторая часть
Задание 4
Четвёртое задание во второй части направлено на проверку умения распознавать правильную орфоэпическую норму.
По четвертому заданию – максимальное количество баллов набрали 6 учащихся (2 балла), 7 учащихся по 1 баллу ( верно поставлено ударение только в трех словах) и 2 учащихся набрали по 0 баллов( верно поставлено ударение только в одном или двух словах).
Задание 5
Проверяло умение классифицировать согласные звуки в результате частичного фонетического анализа (учебно - языковые опознавательные и классификационные умения, вместе с тем – 4 задание способствует и проверке коммуникативных универсальных учебных действий).
Все 14 учащихся справились с заданием, одна только учащиеся неправильно выписала слово.
Задание 6
В задании 6 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации и владения изучающим видом чтения (общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия) проверяются предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
В основном учащиеся справились с заданием 6. 9уч-ся получили по 2 балла. Правильно и полно определена основная мысль текста, в тексте употреблены слова в свойственном им значении. 2 ученика получили по1баллу, есть небольшие недочеты в построении и словоупотреблении.
У 4 учащихся определена основная мысль верно, но недостаточно полно, в построении предложения и словоупотребления допущены более двух недочетов.
Задание 7
Задание проверяет предметное коммуникативное умение составлять план прочитанного текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления; вместе с тем задание направлено и на выявление уровня владения общеучебными универсальными учебными действиями: адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости и соблюдать в плане последовательность содержания текста..
Трое учащихся получили - по 3 балла, 5 учащихся - по 2 балла, 7 учащихся - по 1 баллу. Все справились с заданием. Дети, которые получили максимальное количество баллов, правильно и последовательно умеют составлять план прочитанного текста в письменной форме, 5 учащихся допустили один или два недочета в построении словосочетаний или предложений ( пунктов плана), у 7учащихся нарушена последовательность содержания текста.
Задание 8
Предполагает адекватное понимание и анализ обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации (общеучебные и логические универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме (правописные умения); одновременно с этим умение задавать вопрос показывает и уровень владения обучающимися коммуникативными универсальными учебными действиями, а умение преобразовывать воспринятую информацию в речевое высказывание – уровень владения общеучебными универсальными действиями. .
С восьмым заданием справились, кроме одного учащегося.
4 учащихся справились с заданием, правильно заданы вопросы по тексту и получили максимальное количество баллов, 10 учащихся – по 1 баллу. У них допущены не более двух орфографических и пунктуационных ошибок. 1 учащийся не справился с заданием, ответ дан не в форме вопроса.
Задание 9
Выявляет и уровень учебно-языкового опознавательного умения обучающихся распознавать значение конкретного слова, используя указанный в задании контекст, и уровень предметного коммуникативного умения адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
С заданием 9 учащиеся справились хорошо, все получили по 1 баллу.
Задание 10
В задании 10 одновременно проверяется и учебно-языковое умение подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы), и предметное коммуникативное умение, заключающееся в понимании обучающимися уместного употребления близких по значению слов в собственной речи, и коммуникативное универсальное учебное действие, связанное с возможной эквивалентной заменой слов с целью эффективного речевого общения.
Здесь ошибкой у 2 учащихся стал подбор не синонимов, а однокоренных слов, остальные 13справились с заданием.
Задание11
Позволяет выявить уровень учебно-языкового умения классифицировать слова по составу. Задание направлено на выявление уровня владения логическими универсальными учебными действиями: анализ структуры слова, преобразование структурной схемы слова в слово.
Похожих заданий в учебнике по русскому языку встречается достаточно, справились 12учащихся, но 3-м трудно было их выполнять.
Задание 12
Проверяет уровень учебно-языкового умения классифицировать части речи и распознавать их грамматические признаки. Задание направлено на анализ грамматических признаков имен существительных
С заданием 12.1 справились 13 учащихся, 2 не справились. Не смогли выписать имена существительные в той форме, в которой они были употреблены в предложении. В задании 12.2 максимальное количество баллов набрали 7 учащихся, а 8 учащихся по 1 баллу, т.е допущены ошибки при определении морфологического признака имени существительного.
Задание 13
Проверяет уровень учебно-языкового умения классифицировать части речи и распознавать их грамматические признаки. Задание направлено на анализ грамматический признаков имен прилагательных.
Типичной ошибкой 13.1 задания стало определение грамматических признаков не имён прилагательных, как требуется, а имён существительных, с которыми они связаны. У 2 учащихся 0 баллов, остальные справились с заданием. 13.2 у 4 учащихся неправильно указаны морфологические признаки имени прилагательного.
Задание 14и15
Проверяет уровень учебно-языкового умения классифицировать части. С заданием 14.1 справились 14учащихся, 1 учащихся не справился( не указаны морфологические признаки местоимения). В задании 14.2. у 7 учащихся по 2 балла, они хорошо выполнили задание, 7 – по одному баллу ( правильно выписаны и указаны только одно местоимение), 1 учащихся- 0 баллов
( все признаки указаны неправильно).
С заданием 15.1 все, кроме одного учащегося справились. Все правильно выписали формы глагола. В задании 15.2 4 учащихся получили по 2 балла, 9 учащихся по 1 баллу,2 учащихся по 0 баллов( морфологические формы и признаки указаны неверно).
Задание 16
Задание 16 предполагало знание обучающимися норм речевого этикета, умение выражать просьбу, благодарность или отказ, исходя из анализа заданной речевой ситуации (предметное коммуникативное умение, логические универсальные учебные действия) в письменной форме (правописные умения); задание также нацелено на выявление уровня владения обучающимися национально культурными нормами речевого поведения (коммуникативные универсальные учебные действия).
Задание 16.1 5 учащихся справились с заданием, сформулированная просьба соответствует заданной речевой ситуации, у 10 учащихся просьба не сформулирована, в предложениях отсутствуют вежливые слова.
16.2 допущены орфографические и пунктуационные ошибки.
Анализ результатов выполнения ВПР позволил выделить несколько недостатков в подготовке выпускников начальной школы по русскому языку.
Результаты проверочной работы по русскому языку показали, что часть учащихся 4 класса все еще испытывают трудности при определении главных членов предложения и графическом оформлении предложения (задание3.1), при определении темы и делении текста на смысловые части, составлении плана текста, формулировании вопросов по содержанию текста и ответов на них( задание 6,7), при выявлении уровня учебно-языкового умения классифицировать слова по составу(задание11), при выписывании из текста имен прилагательных с именами существительными (13.2) и определении норм речевого этикета, умении выражать просьбу, благодарность или отказ, исходя из анализа заданной речевой ситуации ( задание 16.1).
Учащиеся, получившие отметку «5» - 20%, в целом продемонстрировали очень хорошее владение материалом. Все задания проверочной работы выполнены на высоком уровне освоения программного материала в соответствии с ФГОС. Хорошее владение материалом продемонстрировали ученики, получившие отметку «4» - 46.6%. Обучающиеся, получившие отметку «3»- 33,4%, показали нестабильное владение материалом. Проблемными оказались задания, связанные с умением распознавать главные члены предложения и графическое оформление, при определении основной мысли текста, при выявлении уровня учебно-языкового умения классифицировать слова по составу и умением выражать просьбу, благодарность или отказ, исходя из анализа заданной речевой ситуации.
С учетом полученных результатов даны следующие рекомендации:
1. Необходимо отрабатывать навыки таких умений, как:
- умение распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении, адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления;
- умение составлять план прочитанного текста (адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости) в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления;
-умение строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме по содержанию прочитанного текста;
- умение распознавать грамматические признаки имени прилагательного;
- умение распознавать грамматические признаки личных местоимений; - умение распознавать глаголы в предложении, распознавать грамматические признаки глагола.
2. Ежедневно включать в проведение урока задания на отработку данных умений.
3. Усилить работу по распознаванию различных частей речи в предложении.
4. Выстроить работу на уроках развития речи по составлению и записи текстов, направленных на знание норм речевого этикета с учетом орфографических и пунктуационных правил русского языка.
5. Продумать перечень (подборку) творческих заданий по данной теме.
6. Совершенствовать работу с текстом на уроках литературного чтения, русского языка в плане определения основной мысли текста, построения последовательного плана, развития коммуникативных УУД.