Моя педагогическая деятельность
Самоанализ педагогической деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_pedagogicheskaya_deyatelnost.docx | 381.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Моя педагогическая деятельность
Сегодня в обществе происходят большие изменения, которые коснулись и системы образования. В нашей стране происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья.
В 2011-2012 учебном году учителя начальных классов нашей школы перешли к реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС). В основе ФГОС нового поколения лежит системно - деятельностный подход, главной целью которого является развитие личности обучающегося и его учебно- познавательной деятельности.
В рамках системно - деятельностного подхода учащиеся моего класса овладевают универсальными учебными действиями, которыми умеют решать любые задачи.
Моей приоритетной целью является не передача определенного багажа теоретических знаний, не выработка необходимых практических навыков обучающихся, а формирование и развитие способностей ученика, который самостоятельно очерчивает учебную проблему, формулирует алгоритм ее решения, контролирует процесс и оценивает полученный результат.
Поэтому я ставлю перед собой задачу − научить мыслить школьников, то есть вооружить таким важным умением, как умением учиться. Это значит, что при изучении содержания любого предмета важно не формировать готовые факты, не навешивать новые знания, а создавать условия, при которых ученики с помощью своих одноклассников и учителя разворачивали бы учебный материал, прогнозировали направление его развития, формировали ту учебную задачу, которую им надо решить, то есть учились постоянно мыслить. Из пассивного потребителя знаний мои ученики становятся активными субъектами образовательной деятельности. Они учатся самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, то есть они являются живыми участниками образовательного процесса.
Динамическое развитие научно-технического потенциала общества, нарастание объема информации в системе предметного знания сопровождается быстрым обесцениванием представлений и практических умений, приобретенных в процессе обучения. Начинает обнаруживаться недостаточная эффективность модели информационного обучения, где критерием является способность воспроизвести учебный материал в той форме, в которой он предъявлялся учителем (заучивание понятий, правил, законов, примеров их практического применения и способов решения типовых задач).
Поэтому появилась необходимость в методах, максимально стимулирующих самостоятельность и нешаблонность мышления ученика.
Для реализации этой цели я использую разнообразные проблемные и игровые задания, в ходе решения которых обучающиеся творчески применяют свои знания и определяют, каких навыков им не хватает. В начале урока я ставлю перед учениками проблему, чтобы они в результате самостоятельного поиска решения поставленной задачи сделали для себя открытие. В ходе урока я вижу необходимость подведения обучающихся к самостоятельному добыванию и усвоению знаний, планирую индивидуальные, групповые и парные формы организации деятельности обучающихся. Своим ученикам я предоставляю возможность вариативного выполнения задания, при этом обучающиеся свободно выражают свои мысли перед классом, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать свое мнение, выявляют спорные вопросы и обсуждают их в группах. В результате, на уроке я лишь направляю школьников и даю им рекомендации.
Домашнее задание, по моему мнению, должно вызывать необходимость поиска и обработки дополнительного материала на заданную тему и самостоятельного выбора необходимых информационных ресурсов и интернет-ресурсов.
1.1.Методическое обеспечение.
С 2012 года работаю по УМК «Школа России». Отличительной чертой учебно- методического комплекта «Школа России» является его ориентированность на духовно- нравственное развитие и воспитание школьника, что исключительно важно в наше время. Поэтому содержание УМК «Школа России» полностью соответствует целевым установкам, заложенным в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Программа ―Школа России‖ считается традиционной, и большинство детей осваивают еѐ без каких-либо проблем. Материал учебников этого комплекта изложен в доступной форме для учеников с различными индивидуальными способностями. Работая по УМК «Школа России» я приобщаю своих детей к творчеству, воспитываю в каждом ребенке самостоятельную личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющих находить эффективные способы решения проблем, осуществляющих поиск нужной информации, критически мыслящих вступать в дискуссию и коммуникацию.
Мною разработаны рабочие программы по предметам. Рабочие программы сформированы на научно – методических основах, реализующих принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющих организовать целенаправленную работу по формированию у детей важнейших компонентов учебной деятельности. Программы составлены с учетом национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, концепции учебно-методического комплекса «Школа России». В программах используются межпредметные связи с целью формирования общей картины мира и возможности применять знания в различных ситуациях. Важными компонентами программ являются контроль и оценивание деятельности учащихся.
Современное учебно-методическое сопровождение программ – это совокупность ряда ресурсов.
В своей работе я использую учебники, учебные пособия, рабочие тетради по предметам, поурочные разработки, тематический контроль по предметам, электронные приложения к учебникам, детские энциклопедии, аудиоматериалы.
1.2.Педагогические (образовательные) технологии, используемые в профессиональной деятельности.
Одной из своих главных задач я считаю повышение педагогического мастерства путѐм освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания. Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, я использую следующие современные образовательные технологии: информационно-коммуникативные, проектные, технология дифференцированного обучения, технология проблемного обучения, игровые и здоровьесберегающие технологии.
1.Информационно-коммуникативая технология.
В мире, который становится всѐ более зависимым от информационных технологий, учителя и школьники должны быть знакомы с ними. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребѐнку разобраться в потоке информации, воспринять еѐ, запомнить.
УМК «Школа России» по все предметам предлагает электронное приложение, которое включает в себя игры, анимации, упражнения, проверочные работы, задания на развитие речи. Электронное приложение помогает мне более эффективно организовать работу на уроке. Разнообразные виды заданий, разные по степени сложности развивают познавательные и творческие способности каждого обучаемого.
Кроме этого использую тесты, кроссворды, схемы, таблицы, с которыми учащиеся работают непосредственно на компьютере.
Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов.
2.Технология проблемного обучения
Актуальность технологии проблемного обучения определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.
Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с
правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения, легко и доступно.
В качестве примера приведу фрагмент урока русского языка с использованием элемента проблемного обучения.
Урок русского языка по теме «Непроизносимые согласные».
На доске записано слово вестник.
Учитель:
− Прочитайте это слово орфографически, орфоэпически. (Вестник,[в,э?сн,ик].)
− Что вас удивило? (Буква т в слове пишется, а при чтении звук [т] не произносится.)
− Какой вопрос у вас возникает? (Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится ? Как узнать или проверить, надо ли в слове писать букву , обозначающую согласный звук, если мы его не слышим?)
Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока. Термин
«непроизносимые согласные», как и вообще все термины и факты, учитель может сообщить в готовом виде. Я всегда даю возможность своим ученикам предложить собственные названия, а затем сравнить их с научными терминами. В данном случае учащихся можно приблизить к правильному названию:
- Звук НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, поэтому называется…
3.Технология дифференцированного обучения.
Одним из основных направлений современного обучения является индивидуализация, где основой является дифференцированный подход в обучении. Именно дифференциация обучения предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. С 2009года я работаю над методической проблемой
«Дифференцированный подход на уроках русского языка с целью повышения уровня развития речи младших школьников». Выбор этой проблемы стало низкий уровень связной речи учащихся по русскому языку. Применение разноуровневых заданий, выполнение проверочных и письменных работ способствовало повышению и развитию связной , монологической речи . На уроках русского языка были использованы различные способы дифференциации: по уровню творчества, трудности, объему; по степени самостоятельности учащихся, по характеру помощи, по форме учебных действий. Применение выше перечисленных видов дифференциаций помогло повысить связную
речь учащихся. Результатом этой работы стало мое участие в районной научно- методической конференции педагогов.
4.Игровые технологии
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, я учу детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.
Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.
5.Здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии могут применяться как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека.
Наша задача сегодня – научить ребенка различным приѐмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой именно эту цель: как сделать урок здоровьесберегающим?. Активно используя здоровьесберегающие технологии (общешкольная утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, прогулки и игры на свежем воздухе и т. д. и т.п.)
Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщѐнные выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.
Например:
«Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка»
Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоѐме вода не может быть чистой, еѐ надо кипятить.
Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.
Массаж пальцев, подготовка их к письменной работе. Показываю массаж пальцев, сопровождая его словами:
Домик
Раз, два, три, четыре, пять. (Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца.)Вышли пальчики гулять. (Ритмично разжимаем все пальцы вместе.) Раз, два, три, четыре, пять. (Поочередно сжимаем широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.)В домик спрятались опять. (Возвращаемся в исходное положение.)
Применение здоровьесберегающей технологии в учебной деятельности помогло снизить пропуски уроков по болезни , дети с большим интересом посещают занятия по внеурочной деятельности «Здоровейка».
Использование современных обучающих технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе мы используем инновационные технологии.
1.3.Результативность используемых технологий
Применяя современные образовательные технологии я достигла следующих результатов.
Информационно-коммуникационные технологии
- уроки и внеклассные мероприятия проводятся с использованием информационно- коммуникационных технологий ( ИКТ );
- развиваются навыки работы в Интернете;
- участвуют в дистанционных конкурсах;
- положительная динамика общей успеваемости и качества знаний, рост уровня мотивации.
В классе создана медиатека: компьютерные презентации, видеоролики, электронные словари, наглядные материалы.
Технология проблемного обучения
- развитие проблемного мышления учащихся;
- учатся задавать и ставить вопросы;
- учатся выявлять проблему, отсекать второстепенное, увидеть главное.
Технология дифференцированного обучения.
- повышение самооценки учащихся;
- развитие мотивации к изучению предмета.
Игровые технологи.
- выполнение игровых тренингов и упражнений;
- заполнение игровых анкет, вопросников, тестов,;
- проведение соревнований, конкурсов, эстафет, интерактивных игр.
- Здоровьесберегающие технологии.
- оздоровительные мероприятия;
- физкультминутки;
- пропаганда ЗОЖ
- консультации, беседы;
- выставки, распространение буклетов.
- Пропусков учебных занятий, пропущенных учащимися по болезни стало меньше. Здоровьесберегающую технологию мы также применяем во внеурочной деятельности.
1.4. Сформированность универсальных учебных действий
Анализ
результатов второго (промежуточного) диагностического обследования учащихся 3-х классов МБОУ «Баянгольская СОШ».
Цель данного мониторинга: своевременно определить возможные проблемы, повысить учебную мотивацию учащихся, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации; выработать стратегию и тактику обучения с учетом индивидуальных возможностей каждого третьеклассника, обеспечить решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся.
В обследовании приняли участие:
№ | класс | Всего учащихся | Отсутствуют (причины) | Принимали участие в обследовании | |
учащиеся | Учителя | ||||
3 «а» | 15 | 2 – по болезни | 13 | Раднаева М. А. | |
3 «б» | 15 | 2 - по болезни | 13 | Бубеева С. Р. | |
итого | 30 | 4 | 26 | 2 |
В рамках мониторинга проведены:
Педагогическая диагностика познавательных УУД;
Диагностика регулятивных, личностных и коммуникативных УУД. Сформированность универсальных учебных действий у учащихся 3 – х классов
класс | Ф.И.О. учителя | Личностные УУД (кол-во уч-ся) | Метапредметные УУД | ||||||||||||||||
Регулятивные УУД (Кол-во уч-ся) | Коммун икативн ые УУД (Кол-во уч-ся) | Познавательные УУД (кол-во уч-ся) | |||||||||||||||||
самооценка | мотивация | ||||||||||||||||||
Лесенка Кол-во - % | тест Марлоу- Крауна | Тулуз-Пьерон | Социом етрия | Русский язык Л. Я. Ясюкова | Математика Л. Я. Ясюкова | ||||||||||||||
за в | ад ек в | за н | Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | ||
3 | Раднае | 0 | 11 | 2- | 1- | 9- | 3- | 1- | 7- | 5- | 1-8 | 7- | 5- | 0 | 6- | 7- | 1-8 | 12- | 0 |
а | ваМ.А | - 85 | 15 | 8 | 69 | 23 | 8 | 54 | 3 8 | 54 | 38 | 45 | 54 | 92 | |||||
3 | Бубеев | 1- | 10 | 2- | 0 | 6- | 7- | 2- | 10 | 1- | 2- | 5- | 6- | 1- | 7- | 5- | 4- | 8- | 1- |
б | а С.Р | 8 | - | 15 | 46 | 54 | 15 | - | 8 | 15 | 38 | 45 | 8 | 54 | 38 | 31 | 61 | 8 | |
77 | 77 |
Итого: кол-во- (%) | 1-4 | 2 1- 8 1 | 4- 15 | 1-4 | 1 5- 5 8 | 10- 38 | 3- 12 | 17 - 65 | 6- 2 3 | 3- 12 | 12- 46 | 11- 42 | 1- 4 | 13- 50 | 12- 46 | 5- 19 | 20- 77 | 1-4 |
Педагогическая диагностика построена на содержании учебных предметов и выявляет не уровень знаний школьника, а уровень его языкового и математического развития. Позволяет выявить качество усвоения учащимися учебного материала, и прежде всего, умение детей применять свои знания в новой ситуации, сопоставлять текст задания с возможными вариантами его решения, выбирать правильный ответ, выполняя при этом мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
№ | Класс | РУССКИЙ ЯЗЫК | МАТЕМАТИКА | ||||
Н | С | В | Н | С | В | ||
3 «а» | 0% | 45% | 54% | 8% | 92% | 0% | |
3 «б» | 8% | 54% | 38% | 31% | 61% | 8% | |
итого | 4% | 50% | 46% | 19% | 77% | 4% |
Русский язык
При исследовании уровня сформированности познавательных УУД по русскому языку показали:
Высокий уровень -46 % учащихся Средний уровень -50 % учащихся Низкий уровень -4 % учащихся
Анализ выполнения отдельных заданий позволил установить следующее: Выделение сущностного признака (субтест 2) у 46 % учащихся 3 класса развито на высоком уровне, у 50% учащихся – на среднем уровне, однако у 4% учащихся низкий уровень. Установление категориальной принадлежности (субтест 4) у 12% учащихся на высоком уровне, у 55%учащихся – на среднем уровне, у 33 % учащихся на низком уроне, что говорит о том, что у детей мышление в отдельных операциях может функционировать как понятийное, но в целом оно еще бессистемно. Осознание закономерных связей между явлениями (субтест 3) у 8% учащихся на высоком уровне, у 62% учащихся на среднем уровне, у 30% учащихся на низком уровне, что говорит о том , что ребенок, зная правила и формулы, не умеет их использовать для решения задач, не видит область применения, затрудняется в переносе интеллектуальных навыков в аналогичные, а тем более в трансформированные ситуации, не может преобразовать используемые им алгоритмы, объяснить или доказать правильность выбранного способа действий и полученного результата.
Математика
Анализ результатов мониторинга позволил сделать вывод, что с заданиями по математике (субтест 6) учащиеся третьего класса выполнили на высоком уровне -4 % учащихся, среднем уровне -77 % учащихся, низком уровне -19% учащихся, что говорит о том, что начальный уровень развития абстрактного мышления находится на стадии развития.
Уровень развития пространственного мышления был измерен с помощью 7 и 8 субтестов Амтхауэра. Пространственное мышление хотя и базируется на образном зрительном интеллекте (визуальном мышлении), но представляет собой качественно новую ступень в его развитии. И учащиеся 3 классов справились с этими субтестами на высоком уровне 4% учащихся, на среднем – 69%, на низком – 23%. Это говорит о том, что пространственное мышление, которое позволяет сравнивать, идентифицировать объекты вне зависимости от угла зрения, под которым они рассматриваются, производить мысленные перемещения, вращения, комбинирования, замещения, слияния и расчленения,
конструировать, создавать искусственные объекты с требуемыми внутренними и внешними свойствами у наших детей развивается в норме.
Рекомендации: Обратить внимание на подобные задания в учебниках математики. Применять на уроках упражнения на пространственное и абстрактное мышление.
Результаты диагностики регулятивных , личностных и коммуникативных УУД
Личностные УУД
Методика «Лесенка», предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как оценивает себя сам, как по его мнению, оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. При обследовании был использован групповой вариант методики, который позволяет оперативно выявить уровень самооценки.
Но следует обратить особое внимание на детей, которые показали заниженную самооценку (4%).
Пути решения: консультация родителей учителем, психологом; давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом; поощрять за результат, проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.
Для детей, имеющие адекватную самооценку, поддерживать и развивать приобретѐнные положительные личностные качества, организовывать деятельность на помощь другим людям, развитие эмпатии.
Диаграмма 1
15 | ||
4 |
По результатам оценки мотивации одобрения (Диаграмма 2), 38% имеют высокую мотивацию одобрения. У детей в наличии познавательный мотив, желание наиболее успешно выполнять все школьные требования. Учащиеся стараются чѐтко выполнять указания учителя, присутствует положительное отношение детей к урокам. Они благополучно чувствуют себя в школе, умеют выстраивать взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Ведущая деятельность — учебная.
У 58 % учащихся возможно наличие некоторых проблем в усвоении правил и норм поведения. В целом дети посещают школу с удовольствием, им нравится учиться, но могут возникнуть трудности в учебной деятельности из-за низкого уровня мотивации и нежелания выполнять определенные задания учителя. Такие дети могут проявлять низкую концентрацию внимания, часто отвлекаться. Для того, чтобы начать заниматься, для них необходимо присутствие взрослого в позиции учителя, то есть если учитель к ним лично не обратился, им лично не сказал, что надо делать, эти дети могут и не начать выполнять задание. Однако после помощи или просто эмоциональной поддержки учителя они могут начать действовать самостоятельно.
У 4 % учащихся в школе могут преобладать отрицательные эмоции и плохое настроение. Такие дети чаще всего на уроках отказывается выполнять задания учителя, заняты посторонними делами, отвлекают соседей по парте. Возможны проблемы в поведении, несоблюдение школьных норм и нарушение школьных правил. У таких детей возникают проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, возможно отрицательное отношение к учителю.
Рекомендации: Привлекать для работы с детьми, с низкой мотивацией, школьного психолога. Проводить беседы с учащимися и их родителями. Использовать в своей работе новые формы, методы и средства обучения.
Диаграмма 2
Регулятивные УУД
Регулятивные УУД нами проверялись с помощью теста Тулуз-Пьерона. При оценке результатов учитывались два фактора: точности и быстроты. Анализируя данную можно сделать следующие выводы:
(Диаграмма 3) Общее количество сделанных заданий дает представление о динамике умственной деятельности ребенка. У 23% учащихся – высокий уровень саморегуляциии, у 65% - средний уровень, у 12% - низкий уровень. Процент правильно сделанных к общему числу заданий говорит нам об удовлетворительном уровне саморегуляции и произвольности, присущих ребенку.
Внимательное наблюдение за поведением ребенка в классе позволит отметить также наличие или дефицит произвольности: вы можете заметить, способен ли он откладывать на некоторое время свои непосредственные желания и четко выполнять инструкции взрослого.
Диаграмма 3
Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии- антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Анализируя результаты диагностики, мы видим, что у 42% учащихся 3 классов высокий уровень сформированности коммуникативных УУД, этот показатель говорит о том, что в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются
необходимой и достаточной информацией, умеют выразить своѐ мнение, легко сотрудничают с учителем, дисциплинированы, находят компромисс в спорной ситуации. 46% детей находятся на среднем уровне, это говорит о том, что обучающиеся, давая указания, отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти, поэтому у них достигается частичное взаимопонимание.
Низкий показатель коммуникативных действий показали 12% учащихся 3-х классов. Чаще у таких детей высокая двигательная активность, неусидчивость.
Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).
Низкий показатель коммуникативных действий показали 12% учащихся 3-х классов. Чаще у таких детей высокая двигательная активность, неусидчивость.
Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).
Диаграмма 4
Рекомендации:
Поддержка и развитие коммуникативных навыков, положительное одобрение со стороны взрослого; Организовывать на уроке и во внеурочное время совместные виды деятельности (в паре, в группе), давать посильные поручения; Проводить мероприятия с родителями.
Анализ проведѐнной диагностики показал, что, в целом, у учащихся 3б класса на промежуточном этапе обучения уровень сформированности УУД находится на среднем уровне, наблюдается положительная динамика.
Чтобы повысить уровень сформированности универсальных учебных действий надо продолжить работу в данном направлении в соответствии с выявленными проблемами.
Для развития личностных УУД:
- проявлять заинтересованность деятельностью каждого ребенка;
- создать благоприятный психологический климат в классе, на уроках создавать ситуацию успеха;
- стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;
- осуществлять учебную деятельность с учѐтом зоны ближайшего развития учащихся.
Для развития регулятивных УУД:
1. формировать произвольность учебной деятельности через постановку цели, составление плана, обращение к алгоритмам выполнения учебных действий, привлечению учащихся к проектно-исследовательской деятельности;
Для формирования познавательных УУД:
- привлекать учащихся к работе с разными источниками информации, развивать основные мыслительные операции, умения устанавливать логические связи, используя для этого задания проблемно-поискового характера;
- творческий подход к построению урока.
Для развития коммуникативных навыков:
1. формировать навыки позитивного общения, используя групповые формы работы на уроках, одобрять на положительный результат.
Позитивная динамика качества знаний за последние три года
Учебные годы | Класс | Качество знаний % | Успеваемость % |
2012-2013г | 1б | 57% | 100% |
2013-2014г | 2б | 58% | 100% |
2014-2015г | 3б | 60% | 100% |
1.5.Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность организуется после уроков для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Современное образование предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая школы создавать условия, способствующие сохранению
и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. С каждым годом растет заболеваемость обучающихся, особенно в начальных классах. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, ожирение.
Принимая в расчѐт динамику состояния здоровья обучающихся в нашей школе, на заседании методического совета было принято решение по проектированию комплексной программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
«Здоровейка» для обучающихся 1-4 классов. И для его реализации мной была разработана программа по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» для 1-4 классов.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 6 часов в неделю: 3-4 класс -204 часа в год.
Вашему вниманию фрагмент программы «Здоровейка» .
Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
«Здоровейка» состоит из 7 разделов:
- «Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
- «Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;
- «Моѐ здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
- «Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
- «Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма;
- «Я и моѐ ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
- «Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивая взаимное
влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
«Здоровейка», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
«Здоровейка» состоит из четырѐх частей:
- 1 класс «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
- 2 класс «Если хочешь быть здоров»: культура питания и этикет, понятиеоб иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
- 3 класс «По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях.
4 класс «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.
Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы
В течении 4 лет мной реализуется эта программа. В результате реализации программы по внеурочной деятельности «Здоровейка» у детей формируются навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья.
1.6.Воспитательная работа
Сегодня каждый творчески работающий учитель не мыслит результативности работы без содружества с детским коллективом. Без обучения детей навыкам коллективной работы, развития их творческих инициатив. В первом классе главной целью было сплочение коллектива. Главной задачей значилось формирование нравственных норм, и умений.
Воспитательная работа в данном классе велась по шести направлениям:
- интеллектуальное развитие
- формирование нравственности
- воспитание эстетического отношения к действительности
- воспитание патриотизма
- освоение навыков трудовой деятельности
- воспитание здорового образа жизни.
В связи с этим определена цель воспитательного процесса: формирование творческой личности, обладающей и проявляющей интеллектуальную, этическую и педагогическую культуру человека, создание условий для развития и самореализации личности. Определились следующие воспитательные задачи:
- Создание условий для развития гармоничной личности, творческой атмосферы для развития способностей детей;
- Воспитание гражданина любящего свою родину, ведущего здоровый образ жизни, дорожащего своей семьѐй и окружающей природой, социально-адаптированного, знающего свои права и обязанности;
-Повышение воспитательного характера обучения и образовательного эффекта воспитания;
- Воспитание трудолюбия на уроках и во внеурочное время;
- Культивирование гуманных отношений между учащимися;
- Воспитание сознательного отношения к учѐбе;
- Воспитание эстетического отношения к действительности;
- Формирование нравственности.
Для сплочения детского коллектива проводились следующие классные часы:
«Учимся общению», «Дружба начинается с улыбки» и др. Большой интерес у детей вызывают этические беседы «Стоит ли смеяться?», «Правда и ложь». Большое внимание уделяю спортивно-оздоровительным мероприятиям. Вместе с коллегами в течение года проводим Дни здоровья, Зарнички, «Весѐлые старты». Дети очень любят играть в подвижные игры. Учащиеся активно занимаются в различных кружках. Мальчики класса посещают спортивную секцию борьбы и шахматный кружок, а девочки занимаются в
образцовом хореографическом ансамбле «Жаргаланта». Особое внимание уделяю воспитанию здорового образа жизни. В течение нескольких лет провожу цикл классных часов и уроков на данную тематику: «Лесная аптека», «Огонь – друг, огонь – враг»,
«Здоровье сгубишь – новое не купишь», «Губительная сигарета», «Овощи, ягоды, фрукты
- полезные продукты» и др. Огромное внимание уделяю патриотическому воспитанию. С этой целью провожу экскурсии в школьный музей.
Учащиеся активно принимают участие во многих школьных мероприятиях: конкурсах ,субботниках, смотрах художественной самодеятельности и др. Например: конкурс рисунков и сочинений, посвященный 100-летнему юбилею Баянгольской средней школы, к 70-летию Победы в Вов и.т.д.
Для сплочения детского коллектива в классе проводятся игры, участие в различных конкурсах, выставках, викторинах. Сочетаются индивидуальные и групповые формы работы. 100% детей активно участвуют в школьных и классных мероприятиях: «День Знаний», «Золотая осень», «Хлеб-всему голова», «Здравствуй, праздник Новый год»,
«Сагаалганай найр наадан», Смотр строя и песни и военно-спортивная игра «Зарничка», Праздник мам, День смеха, Выпускной вечер « В добрый путь!».
В результате сформировался хороший творческий коллектив. Каждым учеником в классе ведѐтся портфолио. Цель: проследить индивидуальный прогресс учащегося, вне сравнения с достижениями других учеников.
Семья является средой формирования личности ребѐнка, поэтому установление партнѐрских отношений с семьѐй, активное взаимодействие в рамках реализации образовательных идей являются для меня первоочередными задачами. Уверена, что с первых минут знакомства учитель и родители должны найти взаимопонимание.
Знакомство с семьѐй начинаю, как правило, с посещения семьи. Цель данных посещений, узнать в каких условиях воспитывается ребѐнок, личным местом, где он выполняет домашние задания. С каждой семьѐй я обязательно провожу индивидуальные беседы, во время которых выясняю особенности ребѐнка, его интересы, состояние здоровья, отношение к школе, знакомлюсь с укладом каждой семьи. Выделяю наиболее активных (они входят обычно в родительский комитет). Родители принимают активное участие в подготовке и проведении совместных праздников, конкурсов, бесед, открытых классных часов, принимают активное участие в ремонте классной комнаты и школы.
В своей практике широко использую не только родительские собрания, но и круглые столы. Выступаю на родительских собраниях (Темы: «Выполнение домашнего задания»,
«Дети и деньги», «Нравственное воспитание»). Провожу беседы по темам «Родители – первые учителя детей», «Гиперактивные дети», «Детская агрессивность и еѐ причины»,
«Кризисы взросления младшего школьника» и др. В течение года провожу индивидуальные беседы, консультации по предметам.
Любое наше совместное дело – яркое событие в жизни коллектива, обязательно запоминается своей необычностью, сотворчеством. Дети и родители любят общие дела за то, что они дарят радость, вызывают эмоциональные переживания.
Такая совместная работа приносит чувство удовлетворения и ещѐ раз доказывает правильность моей профессиональной позиции: взаимодействие всех участников образовательного процесса – сильнейший фактор общего развития личности ребѐнка.
Использую разные формы работы с родителями.
- Родительские собрания – не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации: организационно - тематические; собрание – праздник «Поймѐм друг друга»; проблемные; деловая игра «Как научить ребѐнка быть внимательным?»; консультации (по вопросам учѐбы и воспитания «Сила и слабость родительских правил)
- Родительский всеобуч
- Привлечение родителей к организации экскурсий, праздников, походов.
Совместные традиционные мероприятии: День матери, Новый год, 8 марта, День Защитника Отечества, Прощание с Азбукой, Прощание с первым классом, Выпускной вечер и другие.
Динамика уровня воспитанности, здоровья, социализации учащихся класса.
Многие учащиеся класса умеют объединять одноклассников своими идеями, интересами. Огромное внимание уделяю созданию органов самоуправления. Класс разделен на группы, дети сами распределяют обязанности, самостоятельно оформляют классный уголок, выпускают стенгазеты. В течение всего учебного года работает группа взаимопомощи для организации дополнительных занятий со слабоуспевающими детьми, в классе работает актив класса , каждый учащийся имеет поручение.
В течение года анализирую состояние эффективности воспитательного процесса:
- развитие личности учащихся;
- формирование классного коллектива;
- наличие у учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в классе.
В течение года запланирована и проводится диагностика: «Определение межличностных отношений в классе», «Умеем ли мы дружить?», «Выявление круга интересов» и т.д.
В начале учебного года провожу анкетирование по вопросам:
- любимый предмет
- какими качествами должен обладать учитель?
- Какими качествами должен обладать ученик? И т.д.
- Также провожу исследования уровня воспитанности по следующим показателям: любознательность, прилежание, трудолюбие, отношение к себе и т.д.