Уроки развития речи
Материалы к урокам развития речи по русскому языку в 5-8 классах: конспекты уроков, презентации, статьи. Здесь опубликован или будет опубликован материал по таким темам, как описание внешности человека, описание памятника архитектуры, описание памятника человеку, сочинение-рассуждение, рассказ, очерк, тема, основная мысль и т.д
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_zhivotnogo.pptx | 550.02 КБ |
stili_rechi_5_klass.ppt.pps | 915 КБ |
publitsisticheskiy_stil.ppt.pps | 378.5 КБ |
opisanie_vneshnosti_cheloveka.ppt.pps | 2.93 МБ |
podgotovka_k_sochineniyu_opyat_dvoyka.ppt | 1.23 МБ |
rr_sochinenie_po_kartine_konchalovskogo_siren_a_korzine.pptx | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КАКИЕ ТИПЫ РЕЧИ ВЫ ЗНАЕТЕ? Рассуждение Описание Повествование КАКОЙ ТИП РЕЧИ НАЗЫВАЕТСЯ ОПИСАНИЕМ? Словесное изображение какого – либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков. КАКОВА ЦЕЛЬ ОПИСАНИЯ? Описать предмет, явление так, чтоб читатель (слушатель) увидел предмет описания, представил его в своем сознании
КАКОВА КОМПОЗИЦИЯ ОПИСАНИЯ? 1. Общее представление о предмете 2. Описание отдельных признаков предмета 3. Авторская оценка 4. В ывод , заключение
В каких ситуациях мы можем говорить о животных, читать или слушать? Тексты каких стилей могут описывать животное? Художественный, публицистический, научный, разговорный
Прочитаем текст Петух был такой красивый и смелый. На шее огненное ожерелье. Спина серая в мелких белых пестринках , а в пышном хвосте длинные серпообразные сине-черные перья. Он выступал вперед широкой отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапу с загнутыми острыми шпорам». (По Н.Носову .) Понравилось ли вам описание? Легко ли будет художнику нарисовать такого петуха? Почему? Каким образом автору удалось нарисовать запоминающийся образ? Какие детали выделяет автор? Какие эпитеты он использует?
Найдите лексические ошибки У нас в деревне есть рыжий кот Василий. Он среднего роста, как все коты. На лбу у него серое пятно, которое захватывает и одно ухо. Ходит Василий не спеша, потому что он старый. Ляжет на землю и греется на солнышке. Любит он, когда гладят его по волосам,- выгнется, выпустит ногти из лап и мурлычет благодарно. И не любит Василий, когда его тревожат или на лицо сядет муха. Тогда он злится. Но нет, чтобы смахнуть муху ногой, не хочется ему двигаться. Так и лежит, пока терпение не лопнет. Тогда он садится и начинает ловить мух. Как поймает, зажмёт лапу и долго так держит муху, а потом выпустит её или скушает .
Проверь себя: У нас в деревне есть рыжий кот Василий. Он среднего роста , как все коты. На лбу у него серое пятно, которое захватывает и одно ухо. Ходит Василий не спеша, потому что он старый. Ляжет на землю и греется на солнышке. Любит он, когда гладят его по волосам ,- выгнется, выпустит ногти из лап и мурлычет благодарно. И не любит Василий, когда его тревожат или на лицо сядет муха. Тогда он злится. Но нет, чтобы смахнуть муху ногой, не хочется ему двигаться. Так и лежит, пока терпение не лопнет. Тогда он садится и начинает ловить мух. Как поймает, зажмёт лапу и долго так держит муху, а потом выпустит её или скушает .
Прочитайте слова. Как меняется значение слов? Почему? Собака – собачка, собачонка. Кошка – кошечка. Рыжий – рыженький. Хвост – хвостик. Лапы – лапочки, лапки.
Задание Составьте со словами ласковый, добрый, умные словосочетание прил. + сущ. Ласковый взгляд Добрый взгляд Умные глаза
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ 1.Вступление . Как появился у меня четвероногий друг 2.Основная часть Мой четвероногий друг Описание а) кличка; б) порода; в)голова, морда (глаза, уши, нос); г) туловище (размер, шерсть); д ) лапы; е) хвост; ж) характер 3. Заключение. За что я люблю своего четвероногого друга
Домашнее задание Написать и оформить сочинение «Мой четвероногий друг» или «Мой домашний любимец»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прочитайте и сравните тексты 1. С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием. Небо то всё заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз. 2. В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днём 15-17 градусов. 3. Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло. О чём говорится в текстах – об одном и том же или о разном? Как говорится – одинаково или по-разному? Где может быть использовано каждое высказывание?
Наши высказывания зависят от того, ГДЕ мы говорим, С КЕМ и ЗАЧЕМ , то есть от речевой ситуации С кем говорим? Где? С какой целью? С одним человеком Со многими людьми В официальной обстановке В неофициальной обстановке общение сообщение воздействие
Как вы понимаете выражение ОФИЦИАЛЬНАЯ и НЕОФИЦИАЛЬНАЯ обстановка? Сгруппируйте примеры официальная обстановка неофициальная обстановка дома На работе В школе на уроке В школе на перемене В музее На прогулке в лесу В магазине В гостях На собрании В поликлинике
Как вы понимаете слова ОБЩЕНИЕ, СООБЩЕНИЕ, ВОЗДЕЙСТВИЕ? общение сообщение воздействие Отвечать урок здороваться Делать замечание нарушителю дисциплины Делиться летними впечатлениями с товарищами Делать доклад Объяснять задачу однокласснику Приглашать ребят в поход Обсуждать маршрут Рассказывать сказку
Речь разговорная книжная Используется в непринуждённых беседах со знакомыми людьми обычно в домашней (неофициальной) обстановке Обращена ко многим людям. Она используется в книгах, газетах, на радио, телевидении, в официальных беседах и выступлениях
Перед вами два текста. Обозначьте речевую ситуацию для каждого из них и укажите, к разговорной или книжной речи они относятся 1. Футболист ударил по мячу. Ударил, значит, его нога оказала определённое воздействие на мяч, и скорость мяча увеличилась. 2. Серёжа накатывает мяч на Ваньку, и тот – бац! – неожиданно бьёт с ходу. Мяч со свистом летит в ворота.
Разговорный стиль Используется в беседах со знакомыми людьми Задача речи – общение Высказывание обычно бывает непринуждённым, живым, свободным Характерные особенности: разговорные слова и выражения, суффиксы очк, еньк, ик, к, оват, еват, побудительные, вопросительные и восклицательные предложения, неполные предложения
Прочитайте тексты. Охарактеризуйте речевые ситуации. Выделите высказывание разговорного стиля. Докажите, что это текст разговорного стиля. 1. – Это ребятишки по чужим садам озоруют, -объяснила Ольге молочница. – Такой народ пошёл… хулиганы. Я ночью просыпаюсь, и чудится мне, что по двору шныряет кто-то, шмыгает. Однако бог миловал – ничего не украли. Пошмыгали, пошмыгали и ушли. 2. Рассвело. Пропел деревянный рог пастуха. Из-за куста акации, стараясь не греметь пустыми вёдрами, выскочило пятеро мальчуганов, и они бросились к колодцу. Обливая холодной водой босые ноги, мальчишки мчались во двор, опрокидывали вёдра в дубовую кадку и, не задерживаясь, неслись обратно к колодцу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока Повторить понятия «стиль речи», «тема текста», «основная мысль» Познакомиться с публицистическим стилем речи, показать его особенности Учить отличать публицистический стиль речи от художественного и научного стилей
Повторение изученного Что такое текст? Это несколько предложений, объединённых по смыслу и грамматически Как называется наименьшая единица текста? Абзац Укажите средства связи предложений в тексте. Синонимы, союзы, лексические повторы, наречия, однокоренные слова
Работа с текстом На улицах городов Швеции видно много людей с характерной южной внешностью. В состав населения страны входят шведы, финны, лопари (саами), немцы, поляки, боснийцы, хорваты, турки, курды, греки. Такая ситуация сложилась в результате политики открытых границ. Она была вызвана не только демократическими взглядами шведов по отношению к иммигрантам, но и неблагоприятной демографией, старением собственного населения и нехваткой рабочей силы. (По журналу «Я познаю мир») Выделите средства связи предложений
Проверим себя Лексические повторы: Швеция – шведы Местоименная замена: политика – она Синонимическая замена: Швеции - страны
Какие вы знаете стили речи? (Стили речи: разговорный, научный, официально-деловой, художественный) Как вы думаете, к какому стилю речи относится данный текст? (Это публицистический стиль. Основная задача составителя текста – убедить читателя в необходимости толерантности, терпимости по отношению к другим народам, ведь народы нуждаются друг в друге)
Какие типы речи вы знаете? (Повествование, описание, рассуждение) К какому типу речи относится данный текст? (Это рассуждение. В тексте объясняется, почему в северной стране много людей с характерной южной внешностью)
Словарная работа Иммигрант (лат. Immigrans – вселяющийся). Иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное место жительства Эмигрант (франц. Emigrant – переселяющийся). Тот. Кто вынужденно или добровольно переселяется из своей страны в другую по политическим, экономическим или другим причинам. Демография (греч. Demos – народ, grapho – пишу). Общественная наука, изучающая население и закономерности его развития (воспроизводство, изменение численного состава, переселение и т.д.)
Работа с текстом Петр I побывал в Нидерландах в 1697 году. Несколько недель он инкогнито (не раскрывая своего имени) работал плотником на судоверфи в городе Заандам. Домик, в котором жил Петр, сохранился до наших дней. В нем всего две комнатки. Наверное, особенно тесно было великану Петру на традиционной голландской кровати. Это постель в крохотной нише с дверцами. Настоящий шкаф! Спали на такой кровати сидя. Чтобы уместиться на ней, русскому царю приходилось складываться чуть ли не вдвое.
Десять кораблей увозили купленное оружие, корабельные принадлежности и инструменты. А на выучку к голландским мастерам ехала русская молодежь. Когда в Нидерландах снова возник интерес к русским? В 1813 году. И неспроста. Ведь русские войска освободили страну от французского господства. Еще теснее стала дружба между государствами после того, как сестра русского царя Александра I Анна Павловна вышла замуж за наследника престола принца Вильгельма. В подарок ей король Нидерландов преподнес домик Петра в Заандаме.
К какому стилю речи относится данный текст? (Это публицистический текст. Его задача – убедить читателя в плодотворности дружеских отношений между народами)
Поработаем устно с учебником Упражнение №59 Что утверждает Исократ? Надо жить в мире с другими народами Какие средства использует Исократ, чтобы его речь была убедительной? Эпитеты (величайшее значение, справедливый мирный договор) Использует формы глаголов, которые не предусматривают другой позиции (не придумать, утверждаю)
Вывод Публицистический стиль несет в себе ряд характерных особенностей: В одном тексте могут сочетаться книжные и разговорные слова ( инкогнито, принадлежность, престол, комнатка, домик, неспроста ) В тексте используются восклицания и вопросы(« Настоящий шкаф! », « Когда в Нидерландах снова возник интерес к русским? »)
Расчленение предложений, оформление отдельных частей предложения как самостоятельных предложений (« Чтобы было теплее », « И не спроста ») Инверсия (непрямой порядок слов), например, употребление подлежащего после сказуемого (« А на выучку к голландским мастерам приехала русская молодежь », « Еще теснее стала дружба между государствами после того… »)
Домашнее задание Повторить стили речи, основные признаки публицистического стиля Упражнение 61
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ответьте на вопросы: Какие типы текста вы знаете? Повествование, описание, рассуждение Чем они отличаются друг от друга? В повествовании мы рассказываем о каких-то событиях, в описании – описываем, а в рассуждении – доказываем тезис Что можно описывать? Картину, природу, человека, животное, предметы, интерьер
Вы знаете названия этих картин и художников, их создавших? Вы видите произведения живописи. Каковы их жанры? Как называется описание внешности человека? Как называется описание природы? Как называется описание неживой природы?
Ответьте на вопросы: Чем отличается портрет литературный и портрет художественный? Литературный и художественный портрет описывают внешность человека, но разными средствами
Работа с учебником Прочтём, что такое портрет. Стр. 35, №76 Для чего литературный портрет вводится в художественное произведение? Чтобы дать нам представление о внешности героя и указать на его внутренние черты Какие же элементы могут входить в портретную зарисовку? Черты лица, фигура, поза, мимика, жесты, одежда
Послушайте, как выглядел герой одной повести, которую вы читали Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами. Какие элементы внешней характеристики использовал Короленко? Мы узнали о цвете волос, глаз, об одежде мальчика Только ли представление о внешнем облике героя может дать его портрет? Можем ли мы узнать что-то о его жизни? Какие изобразительно-выразительные средства здесь использованы? Как автор относится к своему герою?
Работа с учебником Прочитайте отрывок из повести А. С. Пушкина «Дубровский» (упр. №81 – 2) Чем остался недоволен Троекуров? Каким требованиям должно отвечать деловое описание внешности человека? Тексты каких стилей мы создаём в таких случаях?
Творческая работа Представьте, что потерялся мальчик. Дежурный милиционер попросил описать внешность мальчика. Составьте нужное описание, использовав полезные, с вашей точки зрения, сведения из сообщённых о мальчике и добавив недостающие Он маленький. У него светлые кудрявые волосы, озорные глаза. На нём надеты белые носки, брюки и новый свитер. Он есть мороженое «эскимо». Когда он говорит, то немного картавит букву «р».
Самая «говорящая» деталь на лице человека – это глаза Бесцветные, быстрые, блестящие, искромётные, открытые, лучистые, заспанные, озорные, правдивые, голубовато-серые, скорбные, удивлённые, изучающие, васильковые, ясные, гневные, беспокойные, беззаботные, большие, внимательные, добрые. Вот ряд слов, используемых в речи при описании глаз. Выпишите из них те, которые характеризуют не сами глаза, а взгляд. Запишите их, согласуя со словом «взгляд».
Лицо Перед вами ряд определений к слову «лицо». Выпишите из них те, которые позволяют отразить состояние человека Круглое, худощавое, грустное, грустное, побелевшее, багровое, краснощёкое, заспанное, испуганное, серьёзное, волевое, сосредоточенное, открытое, доброе, обиженное, порозовевшее, кумачовое, хмурое, злое, виноватое .
Домашнее задание Напишите две миниатюры, описав внешность кого-то из знакомых В минуту радости, огорчения, гнева За каким-нибудь занятием, работой Чтобы текст был законченным, во вступлении кратко расскажите о том, чем вызвано состояние героя.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ф. П. Решетников- народный художник СССР, академик, лауреат Государственных премий СССР.
«За мир!»
«За уроками»
«Нарушитель»
«Достали языка»
«Прибыл на каникулы»
Толковый словарь И. С. Ожегова: Интерьер – это внутреннее пространство помещения, а также его устройство, убранство. Оформление интерьера, уютный интерьер.
Толковый словарь И. С. Ожегова: Колорит – соотношение красок по тону, насыщенности цвета. Яркий колорит – тусклый колорит.
Поговорим о главном герое: Переживает ли он за двойку? Откуда мы узнаем об этом? Можете ли вы , внимательно рассмотрев фрагмент, предположить, почему мальчик получил двойку? О чем говорит его «бывалый» портфель? Кто рад приходу мальчика из школы? Собака радуется, ластится, преданно смотрит в глаза, зовет гулять, уперлась лапами в грудь, любимая собачка
С виноватым видом, видавший виды портфель, верный дру__, с радос ? ным визгом, пальто на вырост, преданный взгля__, порозовевш__ щеки, виля_т хвостом, хохолок на макушк_.
Мама и младший брат Мама: 1. Взгляд мамы 2. Надежды мамы 3. Что ждет от сына? Брат: 1. Выражение лица 2. О чем думает?
Расскажите о маме мальчика. Откуда мы узнаем, что она очень расстроена? Как ведет себя братишка? Почему он смеется? Мама расстроена, огорчена, смотрит с укоризной, в отчаяньи опустилась на стул, руки уронила на колени Братишка: катается на велосипеде Смотрит и ехидно подсмеивается
Старшая сестра Как смотрит? Как выглядит? Что делает? Сравните сестру с братом-двоечником.
А вот и сестра- отличница. Как она относится к очередной двойке брата? Опрятный вид, аккуратна, книги и тетради лежат ровной стопкой. Смотрит осуждающе, Сердито, с укоризной
Описание главного героя картины 1. Внешность. Лицо: круглое, румяное, раскрасневшееся от мороза, пухлые губы, живые, немного грустные глаза. Светлая голова с хохолком на макушке. Оттопыренные уши, белобрысые волосы. 2. Одежда. Видавшее виды зимнее пальто с рыжим лисьим воротником; темно-серые брюки; черные ботинки.
Описание главного героя картины Поза. Словно застыл на пороге комнаты; Не может двинуться с места; Стоит, опустив голову , ни на кого не глядя; 4. Состояние. Стыдно смотреть в глаза матери, совестно перед старшей сестрой, досадно, что младший братишка смеется над ним; Лицо грустное, виноватое, глаза опущены, брови сдвинуты, кажется, что он вот-вот расплачется. 5. Портфель. Видавший виды, «бывалый» портфель, небрежно перевязан веревкой, из него торчат блестящие коньки – причина двойки.
Построить предложения из предложенных слов: Держит, руках, портфель, в, потертый, мальчик, рваный. Него, сестра, с осуждением, на, смотрит. Велосипеде, на, смеется, братишка, маленький, братом, над. С, смотрит, осуждением, мама, переживает, очень, сына, за. Речь, хорошую, слушать, и, хорошо.
Описание сестры и матери Мать. Поза: сидит на стуле, сложив руки на коленях. Она с немым упреком смотрит на сына. Одежда : на ней розовая блузка, темная юбка и красный передник, который сразу привлекает наше внимание, так как остальные тона блёклые. Этим ярким теплым цветом художник хотел подчеркнуть своё любовное отношение и сочувствие к матери героя. Сестра. Поза: Она возмущена поведением брата. Всем своим видом сестра выражает осуждение, неодобрение. Ей непонятно, как можно так, спустя рукава, относиться к учебе.
Пословицы: Сделал дело – гуляй смело. С умным разговаривать, что меду напиться. Хорошая книга, да чтец плох. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Не учась и лаптя не сплетешь.
Основная мысль картины Невесело приносить домой двойки
План сочинения Вступление Основная часть. 1. Главный герой (внешность, поза, портфель). 2. Собака – верный друг мальчика. 3. Осуждающий взгляд матери 4. Отношение старшей сестры к ситуации 5. Отношение младшего брата к ситуации III. Мое отношение к картине.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: 1 . дать понятие натюрморта; 2. научить видеть картину, отбирать рабочий материал; 3. продолжить эстетическое воспитание учащихся; 4. расширить словарный запас учащихся.
Рябинкий « Букет сирени» Эдуард Панов « Сирень»
Николай Поликарпов «Сирень» Михаил Врубель « The Lilacs »
Пётр Петрович Кончаловский – художник, создавший большое количество натюрмортов с изображением цветов. Его картины, портреты, натюрморты полны жизненной силы, правдивости. . «Я пишу цветы, как музыкант играет гаммы».
Кончаловский великолепно знал и любил цветы, особенно сирень. Ей посвящено несколько работ. Это «Сирень в стеклянной банке», «Сирень в стакане»,
Почему живописцы сирени верны? Потому, что оттенков на каждого хватит. Если молоды вы, если вы влюблены - Вам сирень теплотой розоватою платит. Если вы аскетичны , суровы чуть-чуть, Синь холодная веток вас к жизни пробудит. Если чувства кипят, и волнуется грудь, Хлопья белой сирени румянец остудят. С. Красиков
Легенда о сирени. Молодой Пан, бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался её нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой , но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая её успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень. Вот что гласит древнегреческая легенда.
Хорошо на весеннем просторе По откосу сбежать наугад, Окунуться в душистое море, Захлебнувшее дремлющий сад. Сколько белых и тёмно-лиловых Вдоль ограды кустов разрослось. Ветку тронешь – дождём лепестковым Осыпается мокрая гроздь. В лёгкой капельке, свежей и чистой, Отразился сверкающий день, И в саду каждой веткой росистой Торжествующе пахнет сирень. В.Рождественский.
«Сирень в корзине»
Натюрморт – это один из жанров живописи (от франц. « натюр » - природа, « морт » - мёртвый) . Картина с изображением так называемой мёртвой природы (цветов, фруктов, битой дичи и т. п.) в определённом сочетании.
Натюрморт
Натюрморт
1.Как художник показал, что сирень свежая, только что срезанная? 2.Какого цвета, каких оттенков эта сирень? 3.Бледно – розовая , тёмно – красная, белоснежная, лиловая, фиолетовая,голубоватая , серебристая… Продолжите этот ряд. Вспомните те слова, с помощью которых можно описать грозди сирени, её свежесть, запах. 4.Художнику важно передать своё впечатление от срезанных веток. Как это отражается на манере письма П.П.Кончаловского ? Тщательно ли он выписывает лепестки и листочки сирени?
5.Почувствовали ли вы восхищение художника природой? 6.В чём выражается его любовь к ней? 7.Об одной из картин художник сказал: «В этом букете всё живёт, цветёт и радуется.» Как вы думаете, к какому натюрморту относятся эти слова? А может быть, к нескольким? Поясните свою мысль.
Материалы к сочинению. Пахнуло весной, богатый букет сирени, благоухает свежестью, удивительным цветочным ароматом, веточки сирени залиты утренним солнцем, изумрудные листочки, оттеняют, каждый лепесточек выделен талантливой рукой художника, восхищение, щедрая, богатая природа, прелесть.
План. I П.Кончаловский – мастер изображения цветов. II Чудесный букет сирени. 1. Цвет. 2. Гроздья. 3. Листья. 4. Букет. III «В букете всё живёт, цветёт и радуется» ( П.Кончаловский ).
« В цветах есть всё, что существует в природе, только в более утончённых и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в лесной чаще».