Контрольные работы и диктанты

Носалева Татьяна Николаевна

                                                                                                                                              Итоговый диктант - 5 класс

Грабёж среди белого дня

Во дворе стоит глубокая миска с мутной водой. В неё хозяйка бросает корки хлеба для кур.

Щенок Фунтик подошёл к миске и вытащил из воды съедобную корку. Молодой жирный петух сердито посмотрел на Фунтика. Петух не мог поверить в этот грабёж. Его глаза наливаются кровью. Петух разъярился. Он растопырил лапы, бросился на Фунтика и клюнул его в голову. Раздался крепкий стук, и щенок с ужасным воплем бросился под дом.

Петух захлопал крыльями, клюнул корку и отбросил её. Ему не нравился запах корки.

(82 слова)

Грамматическое задание

1. Выполнить морфемный разбор слов: выпускает (1 вариант), просидела (2 вариант);
2. Выделите грамматическую основу 1 вариант - в 1 предложении 2 абзаца, 2 вариант - в 6 предложении 2 абзаца, над всеми словами укажите части речи;
3. Выпишите из текста сложное предложение, начертите его схему.


 

Весна

Небо над головой весеннее. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.

Над влажной землёй кружатся3, взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» - журчат весёлые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Поиграй с нами, река».

Идёт весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, тёплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает3 землю. Тихий шорох и лёгкий звенящий шум проносятся над рекой. Это ломается лёд. Солнце забирается в трещины, в них вспыхивают голубые, зелёные, жёлтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются.

(По В.Бианки) (99 слов)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: кружатся (1 вариант), согревает (2 вариант);;
2. Морфемный разбор слов: забирается, проснись, гонит (1 вариант); расходятся, поиграй, бегут (2 вариант);
3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения: В полях бегут шумные и говорливые ручейки. (1 вариант) Над влажной землёй кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки. (2 вариант).

 

 

                                                                                 Диктант по теме "Имя существительное"

Жара заставила нас зайти в рощу. Я бросился под высокий куст орешника. Над ним молодой клён красиво раскинул свои лёгкие ветки. В лесу стояла тишь, и было слышно только, как над цветком ромашки жужжит пчела. Доносился приглушённый голос кукушки и редкий стук дятла. Хотелось подольше задержаться в этом чудесном месте.

Иван сел на толстый ствол упавшей берёзы, сквозь листву по его щеке скользнул луч солнца. Я лег на спину и начал любоваться мирной игрой листьев на далёком светлом небе.

 

Вдруг поднялся ветер. Он шумел в кроне высоких берёз и раскачивал их длинные ветви. Птицы затихли, а насекомые попрятались в траву. Пора возвращаться домой.

 

 

                                                                           Диктант по разделу "Вспоминаем, повторяем, изучаем"

 

Много забот летом у белок. Нужно выкормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов. В голодные годы в лесу бывает мало орехов и шишек. Тогда белки пускаются в далекие и опасные путешествия. Смело переплывают они широкие реки, перебегают поля, забегают в селения и города.

Никому в лесу не делают вреда миролюбивые веселые белки. С вершины на вершину друг за дружкой гоняются они по деревьям. Весело, радостно играют у старой сосны проказницы белки.

(По И. Соколову - Микитову) (76 слов)

Грамматическое задание

1. Озаглавьте текст.
2. Выпишите из текста по одному словосочетанию «сущ. + прил.» и «гл. + сущ.»
3. В слове «забегают» графически объясните орфограмму в корне, подберите проверочное слово.
4. Подчеркните грамматическую основу в 5 - ом предложении («Смело переплывают…»).
5. Произведите морфемный разбор слова «маленьких» и фонетический разбор «селения».

 

 
                                                                                                      Входной контроль _ 5 класс

Мы идём по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Под деревьями прохладно. Тишина в лесу.

В этой местности живут пушистые белки. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъём ведёт в гору. Там конец нашего пути. (78 слов)

Грамматическое задание

Вариант 1 (2)

1) Озаглавьте текст.
2) Разберите слова по составу:
Входим, пушистые, ветки. (1 вариант)
Сверкает, редкий, дорожке (2 вариант)
3) Фонетический разбор:
Белки (1 вариант)
Ветку (2 вариант)
4) Выпишите 4 слова с проверяемыми гласными и согласными буквами в корне слова.

 

 

                                                                                                   6 класс

                                                                                     "Правописание приставок"       

Поздней осенью выпадает первый снег. Он преображает всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых прибрежных зарослей.

Как прекрасна белоствольная берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что ты их не узнаёшь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. Всюду виднеются следы лесных зверей. По шелухе шишек можно отыскать белку.

В предзимние дни дома не сидится. Люди всех возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

«Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди. (107 слов)

 

 
 
 
 
                                                                                                                "Имя существительное"

Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зелёных яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.

Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев. Первая пчёлка зазвенела в тёплом воздухе притихшего утра. За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчёлы равнодушны к беззаботной попрыгунье. У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.

Всё больше оживляются ульи. У края дороги растёт подсолнух. Он привлекает к себе пчёл, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов мёда.



Дополнительные задания

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слова:

1 вариант – на улей;

2 вариант –(к) попрыгунье.

3) Произведите морфемный анализ слова:

1 вариант – лучик;

2 вариант – пчёлка.

4) Произведите синтаксический разбор

1 (1 вариант) и 2 (2 вариант) предложений.

5) Среди предложений последнего абзаца выпишите существительное общего рода (в начальной форме).