Методическая копилка
На этой странице сайта я размещаю методические материалы по подготовке к ГИА, к внеклассным мерроприятиям
1. Итоговое сочинение 2020-2021
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательным привлечением примера(-ов) из литературного материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тематические направления итогового сочинения 2020-2021г
Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.
При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.
В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.
Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневниками публицистике.
Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, её места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.
Предварительный просмотр:
Время перемен
- Влияют ли культурные изменения в обществе на мировоззрение человека?
- Всегда ли перемены бывают к лучшему?
- Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
- Возможен ли прогресс без насилия?
- Жизнь в эпоху перемен – награда или проклятие?
- К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?
- Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?
- Как меняется человеческое мышление в эпоху инноваций?
- Когда человеку необходимы перемены?
- Может ли человек изменить мир?
- Нужны ли обществу перемены?
- Почему люди боятся перемен?
- Почему в Древнем Китае говорили: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен»?
- Сложно ли жить в эпоху перемен?
- Согласны ли вы с высказыванием А.П. Чехова: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека»?
Предварительный просмотр:
Забвению не подлежит
- Беспамятный человек - неблагодарный или невежественный?
- В чем заключается ценность исторического опыта?
- К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?
- Как связано забвение с утратой ценностей?
- Как вы понимаете выражение «искусство без срока давности»?
- Как вы понимаете высказывание Ф. Абрамова: «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»?
- Как ход истории влияет на судьбы людей?
- Какие личности остаются в истории?
- Какие события отечественной истории можно считать нашей национальной гордостью?
- Почему важно помнить прошлое?
- Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?
- Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом?
- Почему не стоит забывать историю своей страны?
- Почему тема войны не уходит из литературы?
- Всегда ли общество ценит своих героев?
- Какие исторические события влияют на судьбу человека?
- Как произведения искусства становятся бессмертными?
- Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?
- Согласны ли вы со словами: «Тысячи слов оставят меньший след, чем память об одном поступке» (Генрик Ибсен)?
- Согласны ли Вы со словами А.С. Пушкина: «Не может быть, чтобы со временем человеческое общество не поняло всю бессмысленность и жестокость войн»?
- Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?
- Способны ли исторические события объединить людей?
- Что не подлежит забвению?
- Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?
Предварительный просмотр:
Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
- Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?
- В чём плюсы и минусы интернета?
- Зачем человеку заглядывать в будущее?
- Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
- Какие ценности в приоритете у современного поколения?
- Какие ценности и убеждения связывают разные поколения?
- Кого из литературных героев Вы узнаёте в своих современниках?
- Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодежь?
- Можно ли говорить о деградации современного поколения?
- Можно ли назвать поколение Z потерянным?
- Можно ли утверждать, что современная молодёжь в чём-то ориентируется на поколения прошлых лет?
- Неизбежен ли конфликт ценностей и принципов разных поколений?
- Нужно ли читать книги в XXI веке?
- Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры?
- Почему конфликт «отцов» и «детей» неизбежен?
- Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
- Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?
- Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?
Предварительный просмотр:
Разговор с собой
- Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести?
- В чем заключается процесс самопознания?
- Всегда ли внутренний мир человека соответствует внешнему облику?
- К чему приводит душевный разлад?
- Каждый ли человек ищет смысл жизни?
- Поиски смысла жизни. Всегда ли они успешны?
- «Положительно прекрасный» человек – вымысел или реальность?
- Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)?
- Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?
- Чем опасно бессмысленное существование?
- Что влияет на формирование внутреннего мира человека?
- Что значит быть сами собой?
- Что значит быть совестливым человеком?
- Что значит идти путём самосовершенствования?
- Что происходит с человеком, который не хочет развиваться?
Предварительный просмотр:
Я и другие
- Важно ли в отношениях быть деликатными?
- Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми?
- Как окружение влияет на личность?
- Каким может быть путь к познанию самого себя?
- Какова роль любви в жизни человека?
- Каковы причины конфликтов между людьми?
- Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?
- Личность и общество: возможна ли гармония?
- Может ли человек жить вне общества?
- Можно ли быть независимым от общественного мнения?
- Он и она: в чём причины недопонимания?
- Нужно ли стремиться к познанию самого себя?
- Помогает ли любовь понять себя?
- Почему важно быть толерантным?
- Почему воспитанность важнее образованности?
- Почему люди не понимают друг друга?
- Почему общество не принимает некоторых людей?
- Почему талантливые люди часто страдают от одиночества в коллективе?
- Почему человеку важно уметь прощать?
- Согласны ли вы с высказыванием Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
- Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко – это значит забыть о себе»?
- Чем опасно равнодушие?
- Что важно изменить в самом себе, чтобы лучше понимать других?
- Что мешает человеку быть счастливым?
Предварительный просмотр:
Виды односоставных предложений
В таблице систематизирован материал об односоставных предложениях. Можно использовать при решении заданий типа в КИМ по русскому языку.
Типы предложений по наличию и характеру главных членов.
Двусоставные (есть и подлежащее, и сказуемое) | Односоставные (есть только или подлежащее, или сказуемое) |
Люблю отчизну я, но странною любовью. (М.Лермонтов) | Люблю грозу в начале мая. (Ф.Тютчев) |
Виды односоставных предложений
Назывные | Определённо-личные | Неопределённо-личные | Безличные |
Главный член – подлежащее, выраженное сущ-ным в имен. падеже. Могут распространяться только согласованными и несогласованными определениями; могут содержать указательные частицы вон, вот | Глаголы 1 и 2-го лица в ед. и мн.ч. изъявительного и повелительного наклонений. Подлежащее в таких предложениях легко восстанавливается путём введения, подстановки личных местоимений я, ты, мы, вы | Глаголы 3-го лица множ. числа наст. или будущего времени; прошед вр. мн.ч | Сказуемое в безличных предложениях не указывает и не может указывать на действующее лицо. Сказуемое выражается безличными глаголами, безличной формой личного глагола, словами нет, не было (не оказалось. Не удалось и др.), неопределённой формой глагола, неопределённой формой в сочетании с безличным вспомогательным глаголом; словами состояния; краткими страдательными причастиями в форме среднего рода со словом быть или без него |
Великолепная погода! Вот и река. !!! Если в предложении есть обстоятельство или дополнение, то одни учёные считают такие предложения двусоставными неполными (с опущенным вспомогательным глаголом), а другие – односоставными назывными. Сегодня жаркий день. У брата экзамен | Спешу домой (1-е л., изъявит. накл.) Спешим в школу (1-е л. изъявит. накл.) Спешите в школу! (2-е л. повелит. накл.) | По радио объявляют посадку. (3-е л. мн.ч.) По радио уже объявили посадку(мн.ч., прош. вр.) | Мне нездоровится (безличный глагол). Светает. (безличный глагол). Веет ветерком. (безличная форма личного глагола). Понаехало гостей. (безличная форма личного глагола ср. род., прош. вр.). Друзей нет. Эту дверь не открыть. Быть бычку на верёвочке. На озеро Ивану так и не пришлось съездить. Было жарко. Об экзаменах уже сообщено. |
Предварительный просмотр:
Синтаксические нормы.
Составитель: Носалева Т.Н.
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать все варианты ответа.
2. Определить вид предполагаемой ошибки.
3. Найти неверно построенное предложение.
ВИДЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК | ||
Вид ошибки | Пример с ошибкой | Правка |
Ошибки в употреблении падежных форм | ||
Неверное управление зависимыми словами | Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален количества вложенного в него труда. | Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален количеству вложенного в него труда. |
описывать о происшествии | Описывать происшествие | |
оплатить за билеты | Оплатить билеты | |
Участковый указал о том, что нужно соблюдать тишину в доме после двадцати трёх часов. | Участковый указал на то… | |
Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ употребляются только с дательным падежом (кому? чему?) | Вопреки обстоятельств Благодаря хорошей погоды | Вопреки обстоятельствам Благодаря хорошей погоде |
Предлог ПО значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с предложным падежом | По окончанию По прибытию По приезду По истечению срока | По окончании По приезде По прибытии По истечении срока |
Ошибки в употреблении двойных союзов при однородных членах | ||
Части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены. | Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей. | Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателей. |
Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами не только … но и если не…, то как…, так и | В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах. (нет союза не только…, а также) | В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах. |
Ошибки в употреблении однородных членов | ||
Ошибка в построении предложения с однородными членами | Раскольников придумал и восхищается своей теорией. Натянуть и выстрелить из лука непросто. | Раскольников придумал (кого? что?) свою теорию и восхищается (кем? чем?) ею. Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто |
Обобщающие слова при однородных членах. (Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово. ) | Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой. | Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя, Тургенева, Толстого. |
Пропуск предлога при однородных членах. | Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах. | Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах. |
Смешение родо-видовых понятий в ряду однородных членов. | В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты. | В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы. |
Ошибки в употреблении имён собственных | ||
Имена собственные (названия газет, журналов, фильмов, картин и т.д) употребляются в именительном падеже при наличии перед ними имени нарицательного. Если же нарицательное сущ-ное отсутствует, то имя собственное изменяется. | В картине «Спящем пастушке» Венецианов передал всю прелесть русской природы. | В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы. В картине «Спящий пастушок» (и.п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы. |
Построение в построении предложений с причастными оборотами | ||
Причастие должно быть согласовано с определяемым словом | Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшими в чемпионате. | Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавших в чемпионате. |
Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами. | Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающее туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами. | |
Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот. | Приехавшие делегаты на конференцию должны зарегистрироваться. | Делегаты, приехавшие на конференцию, должны зарегистрироваться. Приехавшие на конференцию делегаты должны зарегистрироваться. |
Нельзя употреблять как однородные причастный оборот и определительное придаточное | Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем. | Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомнилась всем. Девушка, которая сидела у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем. |
Построение сложноподчинённых предложений | ||
В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: кто+ед.ч.; все+мн.ч. и т.д. | Все, кто интересуется театром, знает имя Алексея Бахрушина. Все, кто интересуются театром, знает имя Алексея Бахрушина. | Все, кто интересуется театром, знают имя Алексея Бахрушина. |
Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения. | В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник – Дмухановский. | В письме говорилось, что в город, которым управляет Сквозник -Дмухановский, едет ревизор. |
Замена прямой речи косвенной | ||
В предложениях с косвенной речью в придаточной части употребляются только местоимения третьего лица | Некрасов писал, что «я лиру посвятил народу своему». | Некрасов писал, что он лиру посвятил народу своему. |
Ошибки в согласовании между подлежащим и сказуемым | ||
Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову | ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. | ООН (организация) объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. |
Сказуемое согласуется с главным словом сложного существительного | Кресло-качалка отремонтирована. | Кресло-качалка отремонтировано. |
Предварительный просмотр:
СПИСОК СЛОВ ПО ТЕМЕ
«СЛИТНОЕ, РАЗДЕЛЬНОЕ, ДЕФИСНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ»
А ТАКЖЕ, союз БОК О БОК, наречие БУДТО, союз, частица БУДЬ ТО В ВИДУ (иметь), сущ-ное В ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ПРОДОЛЖЕНИЕ, предлог В СВЯЗИ С, предлог В СВЯЗИ С ТЕМ ЧТО, союз В-ТРЕТЬИХ ВВЕРХ, наречие ВВЕРХУ, наречие ВВИДУ(=из-за), предлог ВМЕСТЕ С, предлог ВМЕСТО, предлог ВНАЧАЛЕ, наречие – В НАЧАЛЕ (чего?), сущ-ное с предл. ВПОСЛЕДСТВИИ, наречие ВО ВРЕМЯ (чего?), предлог - ВОВРЕМЯ, наречие ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО ВО-ПЕРВЫХ ВО-ВТОРЫХ ВСЛЕДСТВИЕ= из-за, предлог ВСЛЕДСТВИЕ ТОГО ЧТО, союз ВСЁ ЖЕ ВСЁ-ТАКИ, частица ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, союз ЗАТО=но, союз ЗАЧАСТУЮ, наречие ИЗ-ЗА, предлог ИЗ-ПОД, предлог ИТАК, союз КАК БУДТО, союз, частица КАК БЫ НА ПРОТЯЖЕНИИ, предлог НА РЕДКОСТЬ, наречие НАВСТРЕЧУ, предлог, наречие НАИЗУСТЬ, наречие НАЛЕВО, наречие НАПЕРЁД, наречие НАПОДОБИЕ НАПРАВО, наречие НАПРОТИВ, наречие, предлог НАСКВОЗЬ, наречие НАСКОЛЬКО, наречие НАСТОЛЬКО, наречие НАСЧЁТ, предлог НЕВЗИРАЯ НА, предлог НЕВЗИРАЯ НА ТО ЧТО, союз НЕ СМОТРЯ, деепричастие с частицей «не» НЕСМОТРЯ НА, предлог НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, союз НИ ПРИ ЧЁМ НИПОЧЁМ, наречие ОТКУДА, наречие ОТТУДА, наречие ПО ПРИЧИНЕ, предлог ПО-МОЕМУ ПО-НАД, предлог ПО-РАЗНОМУ, наречие ПО-ТОВАРИЩЕСКИ, наречие ПОВЕРХ, предлог, наречие ПОИСТИНЕ, наречие ПОНАЧАЛУ, наречие – ПО НАЧАЛУ (чему?), сущ-ное с предл. ПОСКОЛЬКУ, наречие ПОТОМУ, наречие ПОЧЕМУ, наречие ПОЭТОМУ, наречие СБОКУ, наречие СНАЧАЛА, наречие – С НАЧАЛА (чего?), сущ-ное с предл. ТАКЖЕ=и, союз ТАК ЖЕ, КАК … ТАК КАК, союз ТАК ЧТО, союз ТО ЕСТЬ, союз ТОЖЕ=и, союз ТО ЖЕ самое, местоимение с частицей ТОТЧАС, наречие – ТОТ ЧАС (какой час?) – местоимение + сущ-ное ЧТОБЫ, союз – ЧТО БЫ, местоимение с частицей |
ЗАДАНИЕ- ПРАКТИКУМ.
№1.В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1) (ПО)ЧЕМУ, глядя на один портрет, мы (НА)ДОЛГО засматриваемся, любуясь изображением, и равнодушно скользим быстрым взглядом по другому?
2) Даже после смерти Баха в ТОМ(ЖЕ) магистрате его педагогическая деятельность, ТАК(ЖЕ), как и композиторская, не получила должной оценки.
3) Многие произведения Левитана проникнуты грустью, может быть, (ПО)ТОМУ, что природа в изображении художника КАК(БУДТО) находится в дисгармонии с жизнью человека.
4) КОЕ(ГДЕ) (В)ДАЛИ желтеет поспевающая рожь.
№2. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) (В)ТЕЧЕНИЕ своей длинной жизни Микеланджело был близким другом принцев и римских пап, а ТАК(ЖЕ) многих кардиналов, живописцев, поэтов. 2) Боттичелли обращается к извечным мотивам народной сказки, а ТАК(ЖЕ) к мифическим образам, созданным народной фантазией и (ПО)ЭТОМУ общезначимым. 3) Роспись Сикстинской капеллы грандиозна (ИЗ)ЗА своих размеров и (В)СВЯЗИ с величием образов. 4) (ЗА)ЧАСТУЮ главная мысль художественного текста понятна не сразу, ТАК(ЧТО) в трактовке образов, сюжетов, характеров следует избегать поспешности.
№3. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно? 1) Исходя из предопределённости можно (НА)ПЕРЁД оправдать любой поступок человека, СКОЛЬ(БЫ) отталкивающим или преступным он нам ни казался. 2) (В)ТЕЧЕНИЕ двадцати лет изъездил я Россию по всем направлениям, но ВСЁ(ЖЕ) лучшего места, чем отчий край, не нашёл. 3) Поэт тоскует по гармонии, ТАК(КАК) она недоступна для него, и именно (ПО)ТОМУ, что в его душе гордыня борется с желанием, примирения. 4) И КАК(БЫ) ни маскировалось зло, добрый, чистый душой человек способен его почувствовать, распознать, а ТАК(ЖЕ) пресечь.
№4. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (И)ТАК, подытожим всё сказанное: лес — наш целитель, наше богатство и, (НА)КОНЕЦ, лучший наряд земли.
2) Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд решал многое.
3) Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.
4) (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ)ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы.
№5. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) Батюшков обладал живым историческим чувством: его поэтического прикосновения было достаточно, ЧТО(БЫ) прошлое зазвучало, КАК(БУДТО) пришло в движение. 2) (НЕ)СМОТРЯ на своё тщедушное сложение, а может быть, именно (В)СЛЕДСТВИЕ этого, доктор питал к цирковым зрелищам острую любовь. 3) Одни студенты не заканчивали обучения в институте (В)СЛЕДСТВИЕ нехватки средств, другие - (ПО)ПРИЧИНЕ слабого здоровья. 4) Героям Достоевского Петербург видится (ПО)РАЗНОМУ: кому-то -празднично и весело, кому-то - серо и безысходно ИЗ(ЗА) отсутствия жизненной перспективы.
№6. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) Первые несколько лет, прожитых в Вене, стали для Бетховена (ПО)ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность. 2) Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, способность работать - громадная, (ПРИ)ТОМ пищей для её ума были (КАК)БУДТО все предметы. 3) (ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио. 4) Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.
№7. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания. 2) (В)ДОЛЬ обрыва, ПО(НАД) пропастью, по самому краю, я коней своих нагайкою стегаю. 3) Призвание поэта - творить для вечности, (ПО)ЭТОМУ он «сам свой высший суд», ПО)СКОЛЬКУ лишь немногим дано оценить его творения. 4) (НЕ)СМОТРЯ на то что большинство стихотворений Жуковского является переводными, в них мы ВСЁ(ТАКИ) видим русский пейзаж.
№8. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) Трудно сказать (ПО)ЧЕМУ, но мне приснился ТОТ(ЖЕ) сон, что и вчера. 2) В саду музыка была не слышна, (ЗА)ТО пахло сиренью, и этот запах, казалось, будет всегда, ЧТО(БЫ) ни произошло. 3) Литература связана с культурой не только своей страны, но и других стран, а ТАК(ЖЕ) с древней культурой, (ПО)ЭТОМУ на страницах книг встречаются и герои разных стран, и мифологические герои. 4) Хозяйка вышла (НА)ВСТРЕЧУ гостям и (В)ТЕЧЕНИЕ вечера ни разу не покинула их.
№9. В каком варианте ответа оба выделенных слова пишутся слитно? 1) ПРИ(ЧЁМ) тут Серёжа? (КАК)БУДТО никто, кроме него, не мог взять книгу! 2) Известны варианты картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», в ТО(ЖЕ) время лучший вариант хранится в Эрмитаже и (ПО)ТОМУ называется эрмитажной картиной. 3) (В)СЛЕДСТВИЕ высокого содержания окислов железа марсианские пески отличаются красным цветом, (ПРИ)ЧЁМ размер песчинок, их составляющих, очень мал. 4) Студентка выбрала эту тему реферата, ЧТО(БЫ) лучше узнать историю знаменитого собора, и (В)ТЕЧЕНИЕ месяца прилежно изучала найденные в библиотеке материалы.
№10. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) (В)ВИДУ скорого окончания плавания настроение команды улучшилось, ТАК(ЧТО) последние дни путешествия пролетели незаметно. 2) Наполеон по своему долгому опыту войны хорошо знал, что значило сражение, не выигранное (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ восьми часов, (ПО)ЭТОМУ в исходе дела не сомневался. 3) (С)ПРАВА, совсем близко, сверкнула молния, и, точно отразившись в зеркале, она (ТОТ)ЧАС же вспыхнула вдали. 4) (В)ТЕЧЕНИЕ целого утра запах травы и влажных камней проникал в мою комнату (В)МЕСТЕ с голосами птиц.
№11. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) ЧТО(БЫ) отец ни делал (В)ТЕЧЕНИЕ дня, всё это он делал по своему твёрдому убеждению в том, что человек сам должен выполнять всю работу по дому. 2) Коротко да ясно, (ПО)ТОМУ и прекрасно, ЗА(ТО) нехорошо, коль пространно и скучно. 3) На меня, как и на брата, смотрели снисходительно: ЧТО(БЫ) я ни делал, мне ТО(ЖЕ) всё прощалось. 4) От выступления докладчика и ОТ(ТОГО), что будет сказано в прениях, можно ждать много интересного, (ПО)ЭТОМУ мы и заняли места в первом ряду.
№12. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) ЧТО(БЫ) ни обещал прогноз погоды, (ПО)ВЕРХ пиджака Беликов всегда надевал пальто. 2) (И)ТАК, вывод ясен: ЧТО(БЫ) ни случилось, необходимо собраться с силами и не терять присутствия духа. 3) Известно, что некоторые частушки, будучи (В)НАЧАЛЕ шестистрочными, были преобразованы в четырёхстрочные, (ПО)ТОМУ что эта форма оказалась для частушки наиболее приемлемой. 4) ЧТО(БЫ) научиться плавать, выполняй движения ТАК(ЖЕ), как инструктор.
№13. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) Эксперимент был проведён удачно, ПРИ(ЧЁМ) впервые, (ПО)ЭТОМУ все были очень довольны. 2) (В)НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, морозными, (ЗА)ТО дни стоят тёплые, безветренные. 3) Баржа двигалась вниз (ПО)ТЕЧЕНИЮ, но (НА)СТОЛЬКО медленно, что казалась неподвижной. 4) Пелагея была человеком (НА)РЕДКОСТЬ открытым, добрым; (ЗА)ТО её и любили в деревне.
№14. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) Снег уже местами (НА)СТОЛЬКО осел, что по насту можно проехать ТАК(ЖЕ), как по твёрдой грунтовой дороге. 2) Марьяна улыбалась редко, ЗА(ТО) её улыбка всегда поражала, (ПО)ТОМУ что была невероятно искренней. 3) Отцветает черёмуха, ЗА(ТО) зацвела бузина, а вслед за нею ТАК(ЖЕ), как и ландыши, забелели цветы земляники. 4) На следующее утро я проснулся ОТ(ТОГО) непонятного звука, что слышал вчера, и (ПО)ЭТОМУ быстро вскочил с кровати.
№15. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) ЧТО(БЫ) ни утверждали современные критики, для немецких романтиков, ТАК(ЖЕ) как и для Жуковского, характерно отождествление поэзии и религии. 2) В Татьяне говорят оскорблённые чувства, (ПО)ЭТОМУ она отвергает Онегина (ЗА)ТО, что он не сумел вовремя разглядеть всю глубину её души. 3) Родина для Блока связана с образом жены, возлюбленной, суженой, но в ТО(ЖЕ) время это и неукротимая цыганка, (ПО)ЭТОМУ образ России в поэзии Блока столь многогранен. 4) Предсказав развитие тоталитаризма в мире, Замятин предвидел ТАК(ЖЕ) и то, что лучшая часть человечества никогда не смирится с попранием человеческого естества, (ПО)ТОМУ что человек по своей природе свободолюбив.
№16. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) Гуров не спал (В)ТЕЧЕНИЕ целой ночи и ЗА(ТЕМ) весь день провёл с головной болью. 2) «Я здесь, ЧТО(БЫ) остановить тебя (НА)КРАЮ бездны и удержать от преступления», - сказал Николай. 3) Поезд (В)СКОРЕ тронулся, и всё (НА)ДОЛГО потонуло в перестуке колёс. 4) В мае пришло письмо из редакции, и не успел я ответить, как (В)СЛЕД ЗА(ТЕМ) первым письмом пришло второе.
№17. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно? 1) (В)ТЕЧЕНИЕ всей жизни мы много читаем, но ВСЁ(ЖЕ) у каждого из нас есть любимые книги. 2) Отец ТО(ЖЕ) целый день налаживал косу, ЧТО(БЫ) утром на заре выйти в поле. 3) ЧТО(БЫ) ни случилось, нам надо было попасть домой (ЗА)СВЕТЛО. 4) В полной темноте, с потушенными огнями флотилия продвигалась (В)ДОЛЬ самого берега, ПО(ТОМУ) что вокруг были мины.
№18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) Надо было (ВО)ВРЕМЯ собрать малину и (В)НАЧАЛЕ августа вырезать сухие кусты. 2) Очень хотелось, ЧТО(БЫ) всё шло по плану, (ПО)ТОМУ что от этого зависело многое. 3) Мы устали (ДО)ТОГО, что уже (СО)ВСЕМ не могли идти. 4) Артём был согласен (СО)ВСЕМ, что говорил отец, Костя, (НА)ПРОТИВ, никогда с ним не соглашался.
№19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) (В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, клубы огня над которым крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, увеличиваясь в размерах. 2) (НЕ)СМОТРЯ на любовь к городским пейзажам, мы ВСЁ(ТАКИ) не остались равнодушными к красотам природы на Валдае. 3) И(ТАК), все мои блестящие надежды рушились, и (В)МЕСТО весёлой московской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой. 4) Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.
№20. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) Значение многозначного слова конкретизируется в тексте, (ПРИ)ЧЁМ некоторые слова только в определённом тексте могут обозначать одно и ТО(ЖЕ) понятие. 2) В ТО(ЖЕ) время Ломоносов обращает внимание на сейсмические процессы, предполагая ТАК(ЖЕ) существование длительных волнообразных движений земной поверхности. 3) Вернер должен был настоять на том, ЧТО(БЫ) дело обошлось как можно секретнее, (ПО)ТОМУ что я не был расположен испортить навсегда свою репутацию в здешнем мире. 4) (В)ТЕЧЕНИЕ всей ночи шёл густой снег - (НА)УТРО пришлось расчищать сугробы во дворе.
№21. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) (НА)ПРОТЯЖЕНИИ нескольких лет под Петербургом действовала стекольная фабрика, ПРИ(ЧЁМ) станки для изготовления стекляруса и бисера проектировались самим Ломоносовым. 2) Замечательно ПРИ(ЭТОМ), что ни одно дело, начатое Ломоносовым, БУДЬ(ТО) составление русской грамматики, физико-химические исследования, управление стекольной фабрикой или географические проекты, не делалось им против воли или просто равнодушно. 3) В воскресенье, а ТАК(ЖЕ) в праздничные дни Верди добирался пешком в родную деревушку, (ЧТО)БЫ играть на органе. 4) Творчество Верди относится (ПО)ПРЕИМУЩЕСТВУ к оперному жанру, в ТО(ЖЕ) время его перу принадлежит «Реквием», посвященный памяти писателя Мандзони.
№22. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) ЧТО(БЫ) не видеть происходящего, я закрыл глаза, однако в ТО(ЖЕ) мгновение в ушах затрещала канонада. 2) ЧТО(БЫ) ни говорили дилетанты, к пониманию классической музыки надо быть подготовленным, (ПО)ТОМУ что не так просто освоить сложное искусство. 3) Отец не смел спросить, в чём дело, и в ТО(ЖЕ) время не понимал, (ОТ)ЧЕГО дом стал таким пустынным. 4) Великий шёлковый путь начинался в Китае, (ЗА)ТЕМ шёл через Среднюю Азию, Персию, Ближний Восток, а (ОТ)ТУДА в Европу.
№23. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно? 1) Юный Чайковский значительно преуспел в фортепианной технике, (ТАК)ЧТО (В)ПОСЛЕДСТВИИ в консерватории он был освобождён от занятий по фортепиано. 2) Многие ещё не умеют мечтать и (ПО)ЭТОМУ никак не могут стать (В)РОВЕНЬ со временем. 3) Паустовскому пришлось быть (ПРИ)ТОМ, когда Федин начал писать свой роман «Необыкновенное лето», и (ПО)ТОМУ его свидетельства звучат столь убедительно. 4) Герои Тургенева уже (В)НАЧАЛЕ произведения часто характеризуются прямо и однозначно, (ТАК)ЧТО у читателя сразу складываются их устойчивые образы.
№24. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) ЧТО(БЫ) ни утверждали критики, стихи Фета необычайно мелодичны, (ПО)ЭТОМУ многие из них легли в основу романсов. 2) (В)ОТЛИЧИЕ от других представителей либерального лагеря, Павел Петрович всегда твёрд в отстаивании своих принципов, и (ПО)ТОМУ он смело противостоит Базарову. 3) В разные концы планеты попадают керамические изделия из Гжели, ЧТО(БЫ) украшать быт людей, а ТАК(ЖЕ) воспитывать чувство прекрасного. 4) Я рассказал Ивану Петровичу всё, что случилось, и пожелал узнать его мнение (НА)СЧЁТ предопределения, (ТАК)КАК это было очень важно.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | ||
Верные ответы | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 4 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | |
Предварительный просмотр:
Готовимся к ГИА. Задание №5. Орфограммы-гласные корне
Виды орфограмм-гласных в корне | |||
Проверяемые ударением: | Непроверяемые ударением: | Чередующиеся: | |
носить - нОша | бАтАльон | а//о, е//и, а(я)// ин(им): загар – сгорать блистает – блестит занять - занимать | |
Чередующиеся гласные | |||
Условия выбора гласных | Корень | Примеры | |
1. Выбор зависит от ударения | -гар – гор- : без ударения О | угар, подгореть, загоревший Исключение: изгарь | |
-клон – без ударения О | кланяется, поклон, наклонился | ||
зар – зор- без ударения А | зарево, зорька Исключение: зоревать | ||
твор – твар – без ударения О | творец | ||
Плав- плов под ударением и без ударения пишется о и а | плавательный, поплавок Исключения: пловец, пловчиха, плывуны | ||
2. От согласной, стоящей после корня | - лаг – лож- | слагаемое, сложение | |
- скак – скоч- | скакать, выскочить Исключение: скачок, скачу | ||
- раст- ращ- рос-- | растение, выращенный, росли Исключение: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль | ||
3. От суффикса -А- после корня | бер – бир-- -дер – дир-- -мер – мир-- -пер – пир-- -тер – тир-- -блест – блист- -жег – жиг- - -стел – стил-- -чет – чит-- | выберешь – выбираешь выдернуть – выдираешь замер – замирать запер – запирать вытер – вытирать блестящий – блистательный выжег – выжигать постелить – постилать вычет – вычитать Исключения: сочетать, сочетание, чета | |
-кос – кас-- | коснуться – касание | ||
-а(я) – им- -а(я) – ин - | поднять – поднимать начать – начинать | ||
4. От лексического значения | -мак – мок- мак- (погружать в жидкость) мок-(пропускать жидкость) | обмакнуть перо непромокаемый плащ | |
равн – ровн- равн (одинаковый) -ровн- (прямой, гладкий) | уравнение заровнять Исключения: уровень, ровесник |
Буквы О-Ё после шипящих в корне
В корне пишется | |
Ё | О |
Если есть с чередование с Е в однокоренных словах: чёрный - чернеть |
шоссе, шоколад |
Буквы И-Ы после Ц в корне
В корне пишется | |
Ы | И |
В словах–исключениях: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыкнуть, цыц | В остальных словах: цирк, панцирь, циклон, цифра |
Предварительный просмотр:
Кроссворд «Буква И после Ц»
По горизонтали:
- Ходьба, прогулка для укрепления здоровья или для отдыха.
- Случай, происшествие неприятного характера; недоразумение.
- Повторное проявление чего-л. (обычно негативного, нежелательного).
- Болезнетворная бактерия.
- Лицо, обратившееся за медицинской помощью или находящееся под медицинским наблюдением.
- Действие, выступление кого-либо, предпринимаемое для достижения какой-либо цели.
- Весеннее луковичное декоративное растение с белыми и жёлтыми душистыми цветками.
- Лекарственный препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов - возбудителей инфекционных заболеваний, а также из продуктов их жизнедеятельности.
- Совокупность научных знаний о болезнях, их лечении и предупреждении.
- Первые буквы имени и отчества или имени и фамилии, реже имени, отчества и фамилии.
- Смесь сахарной пудры с обжаренными и измельчёнными миндальными орехами
- Публичная распродажа, при которой покупателем становится тот, кто предлагает более высокую цену; место такой распродажи.
- Доспех в виде рубахи из плотно входящих одно в другое мелких металлических колец или пластин, защищавший в древности и в средние века бойца от поражения холодным оружием.
- Химический элемент, металл серебристо-белого цвета, входящий в состав известняков, мрамора.
- Обострённое самолюбие, чрезмерное самомнение.
Предварительный просмотр:
Кроссворд «Гласные после Ж»
По горизонтали:
- Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, состязаниях, выставках.
- Крупное жвачное млекопитающее животное отряда парнокопытных с очень длинной шеей и длинными ногами и шкурой пятнистой окраски.
- Субтропическое плодовое дерево (фиговое дерево, смоковница).
- Узкие, плотно облегающие брюки из джинсовой ткани.
- Исполняющий в порядке очереди какие-л. служебные или общественные обязанности.
- Болотная перелётная птица отряда голенастых, с длинными ногами, шеей и клювом.
- Тот, кто совершает поездку на поезде, пароходе, самолёте.
- У украинцев и поляков: старинная верхняя мужская одежда; род полукафтана.
- Нечто внушающее страх, отвращение; пугало (первоначально - горящая сера или смола, уготованная в аду грешникам).
- Периодическое издание в виде книжки; отдельная книжка этого издания.
- Суп; овощи, нарезанные тонкими ломтиками (для супа, салата).
- У горских народов Кавказа и казаков России: искусный и отважный наездник, удалец.
- Сквозной узор, рисунок из переплетённых нитей, тонких прутьев и т.п.
- Приспособление в виде каркаса, обтянутого тканью, бумагой и т.п. для рассеивания света светильника, электрической лампы.