ОГЭ И ЕГЭ

Носалева Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:

1.В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется НН?

1)кожа_ый мяч, исписа_ый листок, подоко_ик;

2)маринова_ые грибы, стари_ая гравюра, ветре_ое утро;

3)пута_ые мысли, квалифицирова_ый рабочий, печё_ый картофель;

4)обеде_ое время, нежда_ый гость, безветре_ая ночь.

 

2.В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется НН?

1)пламе_ая речь, зелё_ый плод, зако_ое требование;

2)кова_ая решётка, избра_ые произведения, ра_яя молодость;

3)балова_ый ребёнок, дорога пусты_а, избра_ики народа;

4) полома_ый автомобиль, лома_ый грош, исти_ый гуманизм.

 

3.В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Н?

1)журавли_ый крик, обветре_ые лица, гружё_ые составы;

2)серебря_ая повеска, яблоко зелен_о, плетё_ая корзина;

3)гружё_ая лесом баржа, тушё_ые овощи; льня_ое полотно;

4)глиня_ая изба, печё_ая картошка, запечё_ое в тесте яблоко.

 

4.В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Н?

1)масля_ые краски, писа_ая красавица, солё_ые огурцы;

2)голуби_ое воркование, беспричи_ый страх, ране_ый солдат;

3)си_ие облака, стекля_е двери, наруч_ые часы;

4)передача не законче_а, жестя_ые коробки, телефо_ый аппарат.

 

5.В каком предложении на месте пропуска пишется Н?

1)Над столом горела привеше_ая к потолку небольшая лампа.

2)В сетке купе лежала соломе_ая шляпа с цветами и ягодами.

3)Произведение было написа_о мастером.

4)На двор станции влетела, гремя о камни, запылё_ая тройка.

 

6. В каком предложении во всех словах на месте пропусков пишется НН?

1)Кова_ые сапоги гулко стучали по мощё_ой булыжником мостовой.

2)Нижние ряды Гости_ого двора были заполнены оживлё_ыми посетителями.

3)Студё_ая вода струилась по каме_ым плитам.

4)Непогода отступила, и под солнцем стари_ое север_ое село было прекрасно.

7. Укажите номер ответа, в котором указаны все цифры, на месте которых в предложении пишется НН.

На столе стояли солё(1)ые огурцы, реза(2)ая кусочками рыба и гусь запечё(3)ый в духовке в серебря(4)ой кастрюле.

1) 1,3;           2) 2,3,4;         3) 1,2,3,4;         4) 2,3.

 8. Укажите номер ответа, в котором указаны все цифры, на месте которых в предложении пишется НН.

Неожида(1)о вернулся из города отец с печаль(2)ой надуше(3)ой дамой, и матушка стала вдруг необыкнове(4)о оживлё(5)ой.

1) 3,4,5;        2) 1,2,4,5;        3) 1,3,4,5;        4) 1,3,4.

 9.Укажите номер ответа, в котором указаны все цифры, на месте которых в предложении пишется Н.

Медле(1)о похолодела Оленька, широко раскрыла очарователь(2)ые глаза, оттенё(3)ые пепель(4)ыми кругами, схватила свечу и выбежала в сени.

1) 1,2,4;             2) 2,4;               3) 1,2,3,4;         4) 2,3,4.



Предварительный просмотр:

Синтаксический анализ текста

Упражнения на отработку задания №2 ОГЭ по русскому языку

Задание 1 

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст

(1)Наклонились вниз на длинном стебельке белоснежные фарфоровые кольца с резными краями. (2)Кажется, что неизвестный мастер придал такую необычную форму речному жемчугу. (3)К концу лета они превратятся в оранжево-красные бусинки. (4)Словно из далеких стран попали в лес драгоценные камни.

(5)Ландыш представляется мне символом леса.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

1) Кольца наклонились вниз (предложение 1)

2) Мастер придал (предложение 2)

3) Превратятся в бусинки (предложение 3)

4) Камни попали (предложение 4)

5) Ландыш представляется символом (предложение 5)

Задание 2 

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 

(1)Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. (2)Последний луч солнца ещё касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. (3)Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. (4)На западе ещё тлеет зорька, в зарослях волчьих ягод кричит выпь. (5)Вот и озеро.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

1) Закат пылает, золотит (предложение 1)

2) Луч солнца касается (предложение 2)

3) Мыши заглядывают (предложение 3)

4) Тлеет, кричит (предложение 4)

5) Озеро (предложение 5)

Задание 3

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 

(1)В охотничью пору на Урале мы уходили в горы и бродили там, как настоящие дикари. (2)Солнечный закат в горах удивительно хорош. (3)Тени нарастают, и на нас начинает надвигаться ночная мгла. (4)Затихший воздух чутко держит каждый шорох. (5)Переживаешь тревожное настроение, которое будит воображение.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

1) Мы бродили (предложение 1)

2) Закат хорош (предложение 2)

3) Мгла начинает надвигаться (предложение 3)

4) Держит шорох (предложение 4)

5) Будит воображение (предложение 5)

Задание 4

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 

(1)Часами он бродил после бури по берегу и спасал, кого ещё можно спасти. (2)Он радовался, видя, как рыба, брошенная в воду, уплывала, весело махнув хвостом. (3)Он радовался каждый раз, когда полууснувшие рыбы, плававшие в воде боком или брюшком, в конце концов оживали. (4)Подбирая на берегу большую рыбу, Ихтиандр нёс её к воде. (5)Рыба трепетала в его руках, а он смеялся и уговаривал её не биться и потерпеть ещё немного.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

1) Он бродил (предложение 1)

2) Рыба уплывала (предложение 2)

3) Он радовался (предложение 3)

4) Ихтиандр нес её (предложение 4)

5) Он уговаривал не биться и потерпеть (предложение 5)

Задание 5

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 

(1) Вот зазвенел сушняк, захрустел снег. (2)Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси. (3)В поисках пищи приходится шагать им по глубокому снегу в юго-восточном направлении. (4)Трудно искать пищу зимой!

(5)Весна, но золотисто-красное солнышко придет в тайгу только в апреле.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

1) Снег захрустел (предложение 1)

2) Это пробираются (предложение 2)

3) Им приходится (предложение 3)

4) Трудно (предложение 4)

5) Весна (предложение 5)

Задание 6

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 

(1) Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. (2)Мягко-серебристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

(3)Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. (4)Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. 5)Еще в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

1) Полна тайн (предложение 1)

2) Свет проникает освещает (предложение 2)

3) Дремлет (предложение 3)

4) Шорохи луч не беспокоят (предложение 4)

5) Медведь объелся (предложение 5)

Задание 7

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 

(1) Заметив, что пароход не остановился, а продолжает прежний курс, матрос немного успокоился и пришёл в себя. (2)Прежде всего он поспешил скинуть робу, мешавшую плыть. (3)Перевернувшись несколько раз и отплёвываясь от солоновато-горькой волны, матрос в три приёма стянул тяжёлый от воды пиджак. (4)Пиджак, раскинув рукава, плыл некоторое время за матросом, не желая расстаться с хозяином и норовя обвиться вокруг его ног. (5) Вдруг он услышал нежный всплеск вёсел и немного погодя увидел почти чёрный силуэт шаланды.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

1) Матрос пришёл (предложение 1)

2) Он поспешил скинуть (предложение 2)

3) Стянул в три приема (предложение 3)

4) Пиджак плыл (предложение 4)

5) Он услышал (предложение 5)

Задание №8

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 

(1) В нашей стране встречаются разные виды рябины, и обитает она во всех зонах.

(2)Особенно удивительная рябина домашняя, которая растёт в Крыму. (3)Листья у неё похожи на листья обыкновенной рябины, плоды же по форме и величине вполне сравнимы с плодами дикой груши или яблони. (4)Созревая в октябре, они обретают зеленую окраску, а потом буреют. (5)По сахаристости они приближаются к плодам дикого винограда.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

1) Виды рябины встречаются (предложение 1)

2) Которая растёт (предложение 2)

3) Плоды сравнимы (предложение 3)

4) Они обретают окраску (предложение 4)

5) Приближаются (предложение 5)

Задание №9

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 

(1) Русская берёза! (2)Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. (3)Наблюдая в лесу, я понял, что берёза — это воистину крестьянское дерево. (4) Всматриваясь в берёзовый лес, в узловатые его стволы, вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки, сноровисто делающие любую тяжелую работу. (5) Смотришь на берёзу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармошки, юность, детство — и в душе любовно обнимаешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

1) Русская береза (предложение 1)

2) Ни одно из деревьев не вмещает (предложение 2)

3) Берёза — дерево (предложение 3)

4) Вспоминаешь (предложение 4)

5) Обнимаешь дерево (предложение 5)

Задание №10

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 

(1) Летнее, июльское утро! (2) Еще свежо, но уже чувствуется близость жары. (3) Вас обдает накопившимся теплым запахом ночи. (4) Небо темнеет по краям, колючим зноем пышет неподвижный воздух. (5) Вдали стеной стоит дубовый лес, и блестит, и алеет на солнце.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

1) Утро (предложение 1)

2) Свежо (предложение 2)

3) Вас обдаёт (предложение 3)

4) Небо пышет (предложение 4)

5) Лес стоит (предложение 5)

Задание №11

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 

(1) Под самым обрывом таится источник. (2) Дубовый куст жадно раскинул над водою свои лапчатые сучья. (3) Большие серебристые пузыри, колыхаясь, поднимаются со дна, покрытого мелким бархатным мохом. (4) Проходит час, другой… (5) Вот уже и стало жарко.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

1) Источник таится (предложение 1)

2) Куст раскинул сучья (предложение 2)

3) Колыхаясь (предложение 3)

4) Час проходит (предложение 4)

5) Стало жарко (предложение 5)

Задание №12

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 

(1) Встретились и подружились в царскосельском лицее два мальчика: Саша Пушкин и Ваня Пущин. (2) Они выросли. (3)Годы лицея остались позади. (4)А верность лицейской дружбе Пущин и Пушкин смогли пронести до последнего вздоха. (5) Дружба — это дар, ниспосланный свыше.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

1) Два мальчика встретились (и) подружились (предложение 1)

2) Они выросли (предложение 2)

3) Годы лицея остались (предложение 3)

4) Верность смогли пронести (предложение 4)

5) Дружба — дар (предложение 5)

Задание №13

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 

(1) Ночью туман сгустился так, что в десяти шагах ничего не было видно, словно все потонуло в молоке. (2)Судно остановилось у большого ледяного поля, и все, кроме вахтенных, спокойно спали. (3)Утром туман начал слегка расползаться. (4)Он постепенно исчезал, уносимый на юг, и ледяные поля зашуршали и тоже пришли в движение. (5)Впереди открылся свободный проход, и судно поплыло на северо-восток, но медленно, чтобы не столкнуться с льдинами и чтобы вовремя остановиться или повернуть в сторону.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

1) Ничего не было видно (предложение 1)

2) Судно остановилось (предложение 2)

3) Туман начал (предложение 3)

4) Поля зашуршали (и) пришли в движение (предложение 4)

5) Не столкнуться (и) остановиться (предложение 5)

Задание  № 14

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 

(1)Милосердие определяется характером человека и его воспитанием. (2) Вот почему важно с младенчества вкладывать в сознание ребенка понимание милосердия и сострадания. (3) Как известно, дети копируют поведение взрослых. (4)Та модель поведения, которую они встречают каждый день, обычно и становится основой их собственных отношений с людьми. (5)Поэтому научить ребенка любить без примера сострадательного отношения к другим невозможно.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

1) Милосердие определяется характером (предложение 1)

2) Вкладывать понимание (предложение 2)

3) Дети копируют (предложение 3)

4) Модель становится основой (предложение 4)

5) Научить любить (предложение 5)

Задание  № 15

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 

(1) А в четырех километрах от Тимашевска, в хуторе Ольховском, сохранен маленький домик, откуда мать провожала своих сыновей на фронт. (2)В это окно смотрели ее полные надежды и страха глаза, к этой калитке подходил почтальон с «похоронками»... (3)До конца жизни Епистиния Федоровна не уставала до боли в глазах вглядываться в даль дорог. (4)Ждала сыновей. (5) Ждала до последнего своего часа.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

1) Домик сохранён (предложение 1)

2) Подходил с похоронками (предложение 2)

3) Епистиния Федоровна не уставала (предложение 3)

4) Ждала (предложение 4)

5) До последнего часа (предложение 5)

Задание  № 16

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 

(1) В психологии считается, что взрослый человек в состоянии зaпомнить от двaдцaти тысяч слов до стa. (2)Однако, существуют люди, которые имеют феноменaльную пaмять. (3)Например, Алексaндр Мaкедонский, который помнил именa абсолютно всех своих воинов. (4)Или академик Абрам Иоффе, который нaизусть знaл всю тaблицу логaрифмов. (5)Великому Моцaрту достaточно было один раз прослушать музыкaльное произведение, чтобы потом исполнить его самому и зaписaть нa бумaге.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

1) Считается (предложение 1)

2) Люди имеют (предложение 2)

3) Александр Македонский помнил (предложение 3)

4) Абрам Иоффе знaл (предложение 4)

5) Исполнить и записать (предложение 5)

Задание № 17

  Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 

(1) Всего не перечислишь, что дает — «дарит» Волга людям. (2)Но разве мы любим ее только за то, что можем многое от нее взять? (3)Ничем не измерить той красоты, которую она щедро разливает вокруг себя и всем без разбору. (4)Вот «побежал» катерок, поплыл трехпалубный теплоход, многочисленные баржи снуют туда-сюда... (5)Я могу бесконечно любоваться родной рекой.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

1) Не перечислишь (предложение 1)

2) Можем взять (предложение 2)

3) Ничем не измерить (предложение 3)

4) Катерок побежал, поплыл (предложение 4)

5) Могу любоваться (предложение 5)

Задание  № 18

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 

(1) Трудно найти того, кто не слышал о Дмитрии Ивановиче Менделееве. (2)Чаще всего эта фамилия ассоциируется с химией, хотя его область научной деятельности гораздо шире. (3)Дмитрий Иванович был отличным педагогом, экономистом, геологом и приборостроителем. (4)Этот неординарный ученый − первый разработчик стратостата. (5) Менделеев был одним из основателей Русского химического общества и неоднократно избирался его президентом.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

1) Кто не слышал (предложение 1)

2) Ассоциируется с химией (предложение 2)

3) Дмитрий Иванович был педагогом, экономистом, геологом и приборостроителем. (предложение 3)

4) Учёный − первый (предложение 4)

5) Менделеев был одним из основателей (предложение 5)



Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Директор МБОУ «Полдневская СОШ»

______________/Тимофеева Е.А./

Приказ №38/а от 31.08.2017

                                                                         

Программа

психолого-педагогического сопровождения ГИА

Лучшие уроки дают экзамены

Славомир Врублевский

Цели: 

формирование психологической готовности к ГИА учащихся, родителей, учителей и обеспечение психолого-педагогических условий для успешного прохождения государственной итоговой аттестации.

Задачи:

  • психолого-педагогическая поддержка учащихся, педагогов и родителей в период подготовки и проведения государственной итоговой аттестации;
  • обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля учащихся, повышение уверенности в себе, в своих силах;
  • понижение уровня тревожности у всех участников образовательного процесса.

Ожидаемые результаты:

  • психологическая готовность  (сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность) всех участников образовательного процесса к государственной итоговой аттестации;

Программа направлена на организацию регулярной работы с учащимися 9-11 классов, их родителями, учителями по психологической подготовке к ГИА. Необходимость начинать подготовку задолго до времени наступления выпускного класса обусловлена следующим.

  • Учащиеся 9-х классов, сдающие экзамены (ОГЭ), также нуждаются в психологической подготовке к этому ответственному этапу.
  • Формирование некоторых навыков и развитие психических процессов (памяти, внимания, логического мышления, саморегуляции) требует длительного времени.
  • В 11 классе учащиеся испытывают особенные нагрузки и дефицит времени, поэтому решение некоторых задач необходимо перераспределить на более свободное время, чтобы удалить лишние стрессогенные факторы. В последний же год обучения более важно решение тактических задач и оказание оперативной помощи учащимся, испытывающим предэкзаменационный стресс.
  • Распределенная во времени подготовка не только способствует большей организованности учащихся, но и позволяет получить более целостную картину психологической готовности учащихся к ЕГЭ и прогнозировать развитие образовательной ситуации.
  • Предметную подготовку к сдаче ЕГЭ и подготовку учащихся к контролю в форме тестирования целесообразно осуществлять задолго до 11 класса всеми педагогами для выработки соответствующей базы знаний, умений и практического опыта. Заблаговременная работа также дает возможность перераспределить дополнительную нагрузку, связанную с подготовкой к ЕГЭ, в том числе и на тех учителей, у которых нет выпускников или сдающих  предмет по выбору.
  • Профориентационную работу, чтобы она была результативной и помогала учащимся уверенно выбирать профессии и, как следствие, вузы и экзамены по выбору, необходимо начинать заранее и осуществлять регулярно.

Необходимые педагогические условия.

  • Регулярное и оперативное информационное обеспечение подготовки к ЕГЭ всех его участников через индивидуальные и групповые, реальные и виртуальные консультации, родительские собрания, классные часы, факультативные занятия, школьный сайт, «памятки» и рекомендации, использование доступных способов и средств организации обратной связи.
  • Мониторинг качества подготовки учащихся к ЕГЭ и коррекция работы всех школьных служб с целью повышения ее эффективности.
  • Психолого-педагогическое обеспечение процесса подготовки к ЕГЭ:
  • - оказание профессиональной психолого-педагогической помощи учащимся при выборе ими способов  и стратегии подготовки к ЕГЭ;
  • - диагностика и учет субъективных факторов и уровня психологической готовности учащихся к ЕГЭ;
  • - методическое обеспечение подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ на учебных занятиях, учитывающее специфику процедуры ЕГЭ и тестирования.
  • Организационное обеспечение процесса подготовки к ЕГЭ:
  • - оперативное реагирование школьных служб на возникающие трудности и проблемы учащихся при подготовке  к ЕГЭ;
  • - включение всего педагогического коллектива в решение задач подготовки учащихся к ЕГЭ;
  • - взаимодействие всех школьных служб и родителей для помощи учащимся по подготовке к ЕГЭ.

 

Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению:

  • диагностика психологической готовности учащихся к ЕГЭ/ОГЭ (9–11 классы);
  • меры по снижению воздействий факторов стресса и тревожности учащихся (9, 11 классы);
  • формирование эффективных моделей поведения на экзамене (9, 11 классы);
  • информационная подготовка учащихся, учителей, родителей к экзаменационным процедурам (9, 11 класс);
  • профессиональная ориентация учащихся (9–11 классы)
  • психолого-педагогическое и методическое сопровождение подготовки к сдаче ЕГЭ/ОГЭ, включая совершенствование общеучебных навыков и познавательных способностей  (9, 11 классы).
  • мониторинг качества психологической подготовки к ЕГЭ (9, 10, 11 классы)

Функции субъектов образовательного процесса в реализации программы психолого-педагогического сопровождения

Администрация школы

нормативно-правовое обеспечение процесса, планирование системы работы по психологической подготовке к ЕГЭ, распределение текущих задач, регулярный контроль, организация обратной связи с учащимися и родителями по проблемам подготовки к ЕГЭ, осуществление  мер по профилактике синдрома хронической усталости и профессионального выгорания у учителей.

Классный руководитель

осуществление диагностики (особенностей психических процессов учащихся, профессионального выбора, психологической готовности учащихся к ЕГЭ);.

индивидуальная работа с учащимися, координация связанной с индивидуальной психологической подготовкой выпускника к ЕГЭ работы всех служб и субъектов,

Заместитель директора по УВР

организация и проведение конференций, проблемных семинаров, обучение учителей и помощь в решении сложных вопросов, разработка и осуществление мониторинга качества процесса психологической подготовки учащихся к ЕГЭ, организация и проведение репетиционных тестовых испытаний.

Учителя-предметники

индивидуальные и групповые консультации, направленные на помощь учащимся в определении образовательной траектории; психолого-педагогическое сопровождение образовательной траектории; педагогическое и методическое сопровождение подготовки к ЕГЭ (пропедевтическое приучение к тестовой форме контроля, выявление наиболее трудных заданий КИМов   и обучение их решению, диагностика уровня обученности учащихся, сформированности у них общеучебных умений и навыков, обучение эффективным способам учебной работы), организация и проведение факультативных занятий.

Модель психологической готовности учащихся к ЕГЭ

Познавательный компонент психологической готовности

Сформированность учебной деятельности, навыков самоорганизации.

Трудности связаны с недостаточным объемом знаний и  степенью их усвоения и систематизации,  недостаточным развитием общеучебных навыков.

Необходимые качества и навыки:

высокая мобильность, переключаемость, хорошая организация деятельности и устойчивая работоспособность, высокий уровень концентрации и произвольности внимания, четкость мышления и сформированный план действий

Умения работать с различной информацией, что предполагает наличие высокого уровня внимания, развитой логики и памяти. Внимание крайне важно при выполнении письменных заданий, особенно в тестовой форме. Логика помогает не только связанно выражать мысли в вопросах, требующих развернутого ответа, но и может помочь в случае затруднений при выборе тестовых ответов (выбрать наиболее вероятный ответ, если не знаешь правильного). Память в большей степени помогает в подготовке к экзамену, когда ребенок усваивает материал

Личностный компонент психологической готовности

Наличие у выпускника личностно-смысловой позиции, позволяющей осознанно выстроить стратегию деятельности на экзамене.

Трудности связаны с недостаточным представлением о самой процедуре экзамена, отсутствием поддержки со стороны взрослых, самостоятельности, что может приводить к повышенному уровню тревожности, наличию предрассудков о ЕГЭ, неадекватной самооценке

Представлен интроверсией, организованностью и эмоциональной стабильностью. Интроверсия рассматривается как способность сосредоточенно и самостоятельно работать с материалом (в условиях ЕГЭ поддержки и помощи от окружающих ждать не приходится). Организованность помогает планировать свое время, действия на экзамене, выбирать индивидуальную стратегию решения заданий, снижает вероятность ошибок, помогает сделать больше заданий, что повышает вероятность успеха. Эмоциональная стабильность – ключевая черта, помогающая спокойно работать на ЕГЭ

Процессуальный компонент психологической готовности

Знакомство с процедурой проведения ЕГЭ, навыки работы с тестами, владение способами снижения тревоги, управления своим эмоциональным состоянием (саморегуляция, релаксация)

Знания о процедуре ЕГЭ. Поскольку ЕГЭ отличается от традиционного экзамена тем, каким образом нужно заполнять бланки, самой процедурой организации времени и типом заданий (тест, вопросы с кратким ответом, открытые вопросы-эссе). Незнание процедуры может повышать тревожность ребенка в несколько раз

Необходимые навыки для подготовки к ЕГЭ

Показатели

Навыки  качества

Особенности

Знание о процедуре ЕГЭ        

Представление об этапах проведения экзамена, о требованиях к заполнению бланков и правах школьника.

Снижает тревожность ребенка, помогает больше внимания уделять решению задач и принятию решений: «осведомлен, значит, вооружен».

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок знает, какая процедура его ожидает (средний уровень влияния).

Внимание        

Умение концентрироваться на задаче при работе с цифрами и текстами.

Помогает правильно понимать задания, избегать ошибок и описок при написании решений и ответов на бланках, учитывать всю необходимую информацию.

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок внимателен (высокий уровень влияния).

Логика        

Умение стоить логически связанные ответы и рассуждения, понимать логические связи в заданиях.        

Помогает правильно понять задания, связанно и логично излагать ответы, рассуждения, находить наиболее логичные ответы в тестах, если не уверен в правильности выбора.

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок умеет логически мыслить (высокий уровень влияния).

Память        

Способность запоминать материал, полученную информацию, необходимую для сдачи экзамена.

Помогает сосредоточиться на задании, вспомнить усвоенный материал и не отвлекаться на переспрашивание.

Однозначной связи с успешностью не установлено.

Интроверсия        

Самостоятельная работа с заданиями, собранность, надежда только на свои силы, навыки самостоятельной работы с письменной информацией.

Письменная форма ответов более привычна и помогает лучше ответить на вопрос (есть время подумать, правильно сформулировать ответ) по сравнению с устной формой.

В ситуации ЕГЭ, когда вокруг незнакомые люди, помощь и поддержка оказываться не будет. Можно рассчитывать только на себя. Отвлекаться на других людей и знакомиться с ними в надежде на помощь – нет времени и возможности.

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок умеет собранно и самостоятельно работать с информацией и письменно излагать ответы (высокий уровень влияния).

Организованность        

Умение четко планировать свое время, расставлять приоритеты, успешно распределять усилия, все делать вовремя.        

Помогает распределить время так, чтобы решить как можно больше заданий, уложиться во временные рамки, успеть перепроверить ответы, чтобы снизить вероятность описок.

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок выбирает верные стратегии планирования времени (средний уровень влияния).

Эмоциональная стабильность        

Уравновешенность, умение управлять своими эмоциями, уверенность в своих силах.        

Тревожность может негативно сказываться на результатах экзамена, потому что волнение может привести к тому, что школьник забывает знакомый материал, становится менее внимательным и т.д. Больше времени уходит на то, чтобы справиться с эмоциями.

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок умеет справляться с волнением, или экзамен не вызывает у него тревоги, т.е. он уверен в себе, своих способностях. Уровень влияния зависит от предмета: на математике волнение сказывается более негативно, чем на экзамене по русскому языку.

План работы по психолого-педагогическому сопровождению ЕГЭ

Содержание деятельности

Вид     деятельности

Форма проведения

Сроки

Ответственные

9 класс.

Совершенствование учебных навыков учащихся и подготовка к экзаменам (ОГЭ)

Профориентация и помощь в определении индивидуальной образовательной траектории

Диагностика «Выявление уровня сформированности профессиональных интересов»

Анкетирование выпускников, родителей, педагогов.

Выпускники: уровень умственного развития, учебной успешности.

Родители: анкетирование «Проф. интересы ваших детей»

Октябрь, март

Классные руководители, заместитель директора по УВР

Вводное занятие

  «Готовимся к государственной итоговой аттестации»

Семинар, родительское собрание

Сентябрь

Заместитель директора по УВР

Развитие общих умственных и творческих способностей,  долговременной и оперативной памяти, внимания, мышления, волевого регулирования, учебной рефлексии

Изучение эффективных приемов организации работы

«Память и приемы запоминания»

Тренинги

Ноябрь

Классные руководители, учителя предметники

Формирование и систематизация базовых знаний и учебных умений

Контроль качества и результативности образовательного процесса

Текущая и промежуточная аттестация

В течение года

Учителя предметники

Обучение работе с тестами

Методическая работа

«Методы работы с текстом»

 Подготовка и проведение предметных семинаров

По плану работы

 

 

Учителя , заместитель директора по УВР, руководители МО

Повышение учебной мотивации

Занятия

«Качества успешного человека»

«Как добиться успеха в жизни»

Занятие комбинированного типа

Ноябрь

Классные руководители, учителя предметники

Развитие адекватной самооценки, позитивного мышления

Овладение приемами саморегуляции:

«Как справиться со стрессом»

«Приемы волевой мобилизации»

«Способы релаксации и снятия напряжения»

Индивидуальные психологические консультации тревожных учащихся.

По результатам тестирования

Классные руководители

Психологическая поддержка в период подготовки к ГИА

Рекомендации по психологическому сопровождению процесса ОГЭ

Производственное совещание, родительское собрание

Апрель

Классные руководители, заместитель директора по УВР

Анализ результатов и выработка предложений по подготовке к ЕГЭ

Анализ возникших  психологических проблем

при  подготовке и проведении ЕГЭ и определение путей работы по психологическому сопровождению учащихся последующих лет.

Май

Заместитель директора по УВР

Планируемые результаты: психологическая готовность к сдаче ГИА, готовность к выбору профиля подготовки, развитие способностей, учебной рефлексии и умения учиться.

  1. 10 класс.
  2. Формирование системы основных  базовых знаний и умений, навыков саморегуляции и самоуправления деятельностью

Помощь в профессиональном самоопределении и выборе будущей

Вторичная диагностика «Выявление уровня сформированности профессиональных интересов»

 Анкетирование выпускников, родителей, педагогов

Выпускники: выбор дальнейшего пути профессионального самоопределения, учебная успешность

Родительское собрание

Октябрь-март

Классные руководители, учителя предметники, заместитель директора по УВР

Помощь в разработке индивидуальной образовательной траектории, планировании своего образовательного пути и поиске возможных способов его реализации

Контроль качества и результативности образовательного процесса

Текущая и промежуточная аттестация,

индивидуальные и групповые беседы, консультации

В течение года

Педагог-психолог, классные руководители, заместитель директора по УВР

Формирование у учащихся базовых и специальных знаний, развитие общеучебных умений, освоение эффективных способов учебной деятельности (анализа, систематизации учебного материала, перекодирования его в разные формы, использование мнемонических приемов и т.д.)

Анализ результатов диагностик, контрольных и проверочных работ.

Психологическое просвещение через групповые консультации:

«Общие психологические закономерности ответа на экзамене»

« Как лучше всего запоминать материал»

В течение года

Учителя предметники

Развитие общих и индивидуальных способностей, внимания, мышления, памяти, самостоятельности, волевой саморегуляци

Овладение приемами саморегуляции

Занятия

«Как справиться со стрессом»

«Приемы волевой мобилизации»

«Способы релаксации и снятия напряжения»

По плану классного руководителя

Классные руководители, учителя предметники

Включение в предметную подготовку «сложных случаев» и заданий КИМов, по изучаемым темам, формирование способов действий в подобных ситуациях, упражнения в решении заданий по изучаемым темам в форме тестов (по образцу заданий КИМов)

Методическая работа

Подготовка и проведение предметных семинаров по ЕГЭ

По плану работы

 

 

Учителя предметники

Развитие учебной рефлексии и навыков самообразования

Диагностика

«Определение уровня сформированности рефлексии, готовности к самообразованию»

Индивидуальные психологические консультации учащихся.

Портфолио ученика

Февраль

Педагог-психолог, классные руководители, учителя предметники

Диагностика психологической готовности учащихся к ЕГЭ по существенным показателям

Анализ результатов реализации программы психолого-педагогического сопровождения подготовки к ЕГЭ, итоговой аттестации

Анализ возникших  психологических проблем

при  подготовке и проведении ЕГЭ и определение путей работы по психологическому сопровождению учащихся последующих лет.

Май

Заместитель директора по УВР

Планируемые результаты: осознание учащимися себя активными субъектами  учения и субъектами ориентирования в мире профессий и специальностей, готовыми к осуществлению профессионального выбора.

  1. 11 класс.
  2. Формирование психологической готовности  к ЕГЭ

Текущая регулярная диагностика психологической готовности учащихся к ЕГЭ

Диагностика

« Выявление уровня психологической готовности к ЕГЭ»

«Выбор предметов ЕГЭ»

 Анкетирование выпускников, родителей, педагогов

Родительское собрание «Что такое ЕГЭ»

Октябрь

Классные руководители, заместитель директора по УВР

Меры по снижению тревожности и воздействия факторов стресса у учащихся

Диагностика

« Выявление уровня тревожности выпускников»

Индивидуальные психологические консультации тревожных учащихся;

учащихся, находящихся на индивидуальном обучении;

учащихся с низкой самооценкой;

демонстративных учащихся.

В течение года

Классные руководители, учителя предметники

Помощь в выработке эффективной стратегии поведения на экзамене

Психологические рекомендации

Памятки родителям, учащимся, учителям.

 Подготовка и проведение предметных семинаров по ЕГЭ, комбинированные занятия

По плану работы

 

 

Классные руководители, учителя предметники

Формирование информационного компонента готовности учащихся, учителей, родителей к экзаменационным процедурам

Информационно-просвятительская работа

Индивидуальные консультации родителей по возникшим проблемам, связанным со сдачей экзаменов.

1. Подготовка методических рекомендаций участникам ЕГЭ:
•  Психологические рекомендации организаторам ЕГЭ
•  Практические советы родителям «Как помочь детям подготовиться к ЕГЭ»
•  Советы учащимся для успешного выполнения тестирования
•  Советы классным руководителям
 

Январь - май

Классные руководители, заместитель директора по УВР

2. Подготовка и проведение психологических практикумов
Семинар "Психологическое сопровождение ЕГЭ"

Ноябрь

Классные руководители, заместитель директора по УВР

3. Подготовка и проведение родительских собраний

«Советы родителям: как помочь детям подготовиться к ЕГЭ»

Декабрь

Классные руководители, заместитель директора по УВР

4. Групповые консультации на родительских собраниях «Волнуйтесь спокойно – у вашего ребенка экзамены».

В течение года

Классные руководители, заместитель директора по УВР

5.Выступление на собрании учащихся и их родителей «Как помочь своему ребенку при подготовке и во время итоговой аттестации»

Апрель-май

 Классные руководители, заместитель директора по УВР

Психолого-педагогическое и методическое сопровождение в ходе ЕГЭ

Индивидуальное и групповое консультирование

Производственное совещание с рекомендациями по психологическому сопровождению процесса подготовки к ЕГЭ в школе.

Апрель

Заместитель директора по УВР

Планируемые результаты: психологическая готовность к ЕГЭ учащихся и других субъектов образовательного процесса

Планируемые общие результаты:

  • психологическая и информационная готовность учащихся, их родителей и учителей к ЕГЭ, снижение уровня тревожности;
  • создание психологически комфортной личностно-развивающей образовательной среды, благоприятно влияющей на подготовку выпускников к ЕГЭ.

Психологическая готовность к ЕГЭ - внутренне активное состояние, проявляющееся в обоснованной собственным опытом уверенности в своих силах и достаточности знаний; способности обнаруживать проблемы и самостоятельно справляться с возникающими задачами; регулировать свое состояние и деятельность в период подготовки и сдачи экзамена.

Психологическая готовность выпускника  к ЕГЭ включает:

  • чувство уверенности в своих силах и в завтрашнем дне, преодоление комплексов «отличника», «неудачника», «жертвы»;
  • снижение тревожности и эмоциональная стабильность;
  • способность к самоанализу и рефлексии;
  • сформированность навыков саморегуляции в стрессовой ситуации;
  • осознание и принятие учащимся своих возможностей;
  • осознание им своей реальной цели в виде ясного и адекватного индивидуальным возможностям образа желательного результата ЕГЭ;
  • направленная на успешную подготовку к ЕГЭ мобилизация всех внутренних ресурсов и познавательных способностей;
  • выработка и принятие учащимся наиболее верной  личностной стратегии подготовки и поведения на экзамене, соответствующей его индивидуальности;
  • достаточная информированность о процедуре и особенностях ЕГЭ;
  • достаточный опыт решения разнообразных практических задач, необходимо связанных с особенностями самой процедуры  сдачи ЕГЭ;
  • сформированные общеучебные умения и навыки работы с информацией;
  • особенности памяти, внимания, мышления, способствующие успешной подготовке и сдаче ЕГЭ;
  • система отношений (к ситуации экзамена, к себе как субъекту учебной деятельности и профессионального выбора, к деятельности учения), способствующих эффективному преодолению возникающих трудностей;
  • навыки внутренней мобилизации, самоорганизации;
  • внутренняя положительная мотивация на регулярную самоподготовку и самоорганизацию.

Психологическая готовность к ЕГЭ  педагогов включает:

- информированность о процедуре ЕГЭ и изменениях в спецификации экзамена, о  современных методах обучения и подготовки школьников к работе с КИМами;

- осознание своих педагогических, дидактических, методических, психологических возможностей для эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ;

- осознание вариативности стратегий и тактик групповой и индивидуальной помощи учащимся;

- внутреннее принятие индивидуальных особенностей учащихся как данности, из которой необходимо исходить (от этого будет зависеть выбор методов и средств обучения, выбор стратегии и тактики подготовки учащихся с различными психологическими особенностями и затруднениями);

- способность гибко перестраивать свою работу, менять привычные способы преподавания с целью формирования у учащихся необходимого опыта работы с КИМами и решения других практических задач, связанных с ЕГЭ;

- ориентация на роль организатора, управляющего самостоятельной деятельностью ученика (в противоположность ролям информатора, опекуна, контролера).

Психологическая готовность к ЕГЭ  родителей включает:

- информированность о процедуре, требованиях и нормах ЕГЭ;

- знания особенностей, способностей, возможностей своего ребенка и реалистического отношения к ним;

- устойчиво-положительного отношения к нему, проявляющегося в позиции поддержки, заботе о его физическом и психологическом благополучии, в помощи выпускнику в осознании своих целей, организации его режима дня, выборе наиболее правильных стратегий подготовки к ЕГЭ и непосредственно на экзамене;

- умения регулировать свое состояние и демонстрировать ребенку уверенное поведение в сложных ситуациях.

План  реализации

Программы   психолого-педагогического   сопровождения ЕГЭ

на 2017-2018 учебный год

Содержание работы

Сроки

 Информирование участников образовательного процесса по вопросам подготовки к ЕГЭ и ГИА.

Формирование пакета рекомендаций для учителей-предметников по вопросам подготовки к ЕГЭ и ГИА.

Создание информационного стенда «Подготовка к экзаменам» для обучающихся и их родителей.

Диагностика уровня тревожности обучающихся 9,11 классов.

Сентябрь

 Диагностика уровня стрессоустойчивости обучающихся 9,11 классов.

Изучение личностных качеств, диагностика ведущего типа восприятия выпускников.

Индивидуальная работа по результатам диагностики.

Посещение уроков в 9,11 классах.

Октябрь

 Тренинговая программа

«Психологическая подготовка к экзаменационным испытаниям»

1.формирование положительного отношения к ГИА;

2.развитие памяти, внимания, самоорганизации и самоконтроля;

3.формирование психологической устойчивости к стрессам, снятие психоэмоционального напряжения.

Ноябрь

Проведение родительских собраний в 9,11 классах «Как помочь ребенку подготовиться к экзаменам?»

Разработка памяток для выпускников по организации учебного труда и самостоятельной работы.

Декабрь

Индивидуальные консультации по запросу.

Посещение уроков в 9, 11 классах.

Семинар: «Способы запоминания информации на этапе подготовки к ГИА и во время тренировочных испытаний».

Январь

Лекционное занятие: «Как готовиться к экзаменам

Серия классных часов в 9,11-х классах «Готовься к экзаменам».

Индивидуальная диагностика по запросу.

Семинар: «Тактика психологической поддержки выпускников на этапе подготовки к ГИА и во время тренировочных испытаний».

Февраль

Родительское собрание в 9-х классах «Как помочь ребенку успешно сдать экзамены?»

Работа с классными руководителями выпускных классов по созданию психологического комфорта в классе в предэкзаменационный и экзаменационный период

Март

Индивидуальная диагностика по запросам.

Тренинговое занятие по коррекции тревожности и «Как бороться со стрессом»

Информационная конференция

«Как помочь ребенку сдать экзамены»

(презентация, размещенная на сайте школы)

Апрель

Тренинговое занятие: «Поведение на экзамене».

Индивидуальные консультации по запросам

Май

  1. Сопровождение учащихся

             

                  Содержание деятельности

   

    Форма проведения

     

   Сроки

  1. Вводное занятие

           «Готовимся к итоговой аттестации»

занятие комбинированного типа

октябрь

  1. Развитие мотивации на успешную сдачу экзамена
  • Качества успешного человека
  • Как добиться успеха в жизни.

занятие комбинированного типа

ноябрь

  1. Изучение эффективных приемов организации работы
  • Память и приемы запоминания
  • Методы работы с текстом.

тренинг

тренинг

декабрь-январь

  1. Овладение приемами саморегуляции
  • Как справиться со стрессом.
  • Приемы волевой мобилизации
  • Способы релаксации и снятия напряжения

тренинг

тренинг

тренинг

февраль-март

  1. Заключительное занятие

          «Успешная сдача экзамена»

занятие комбинированного типа

апрель-май

  1. Сопровождение педагогов

                 Содержание деятельности

   Форма проведения

        Сроки

1. Лекция: «Стресс в работе учителя»

лекция

ноябрь

2. Занятие – практикум «Обучение методам релаксации» (игровая форма)

практикум

февраль

3. Обсуждение диагностики учащихся и рекомендации по методам работы

беседа

март

4. Психологические рекомендации

Памятки учителям.

занятие комбинированного типа

май

  1. Сопровождение родителей

                 Содержание деятельности

   Форма проведения

        Сроки

1. Лекции: «Что такое ЕГЭ»,

«Как помочь ребенку сдать ЕГЭ»

лекция

октябрь – декабрь

2. Диагностика «Стрессовое состояние»

диагностическая консультация

февраль

3. Лекция  «Как помочь ребенку справиться со стрессом»

занятие комбинированного типа

март

4. Психологические рекомендации

Памятки родителям.

занятие комбинированного типа

апрель-май

ПРИЛОЖЕНИЯ К  ПРОГРАММЕ

Приложение №1 «Группы риска»

Приложение №2 – Серия занятий «Готовимся к ГИА»

Приложение №3 - Диагностический мониторинг психологической готовности к ГИА и ЕГЭ

Приложение №4 - Сценарный план классных часов по теме  «Экзамены. Умей владеть собой»

Пропедевтический курс «Путь к успеху» (15 часов)

Кл.час «ГИА – это не страшно»

Советы   и рекомендации родителям

Советы и рекомендации выпускникам

Презентации:

Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования  в процессе подготовки к ГИА - Ст.преподаватель кафедры психологии ГОУ ДПО НИРО  Еременко Наталья Александровна

Психологические особенности подготовки школьников к   ОГЭ и ЕГЭ


Роль родителейв психологическом сопровождении ЕГЭ

Как преодолеть экзаменационный стресс?

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Нас  ждут экзамены – кл. час для 9 и 11 класса

Методы саморегуляции


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеклассное мероприятие для выпускников 9 и 11 классов Нас ждут экзамены... Цель: психологическая подготовка выпускников к экзаменам и знакомство с эффективными способами подготовки Носалева Т.Н.- заместитель директора по УВР МКОУ «Полдневская СОШ»

Слайд 2

Жизнь – это вечный экзамен, Да жаль, расписания нет. И в жизни мы часто тянем Невыученный билет. И вспоминаем старательно, задумчиво в пол глядим, Но некому подсказать нам: Мы с жизнью один на один

Слайд 3

Экзамены –это ответственный период в жизни любого человека и от их результатов во многом зависит будущее. Давайте поговорим о проблемах и трудностях экзаменационного периода, попытаемся найти возможные пути их преодоления. Продумаем своё поведение и состояние перед экзаменом, ведь на экзамене происходит не только проверка знаний, но и проверка сил личности, мобилизация умственных и душевных сил. Экзамен – сложная стрессовая ситуация и очень важно не теряться в экстремальной ситуации.

Слайд 4

Поиграем Вам надо выбрать соответствие и описать ситуацию. Экзамен – это… 1. Праздник 2. Смелый поступок 3. Тяжёлая работа 4. Борьба 5. Экстремальная ситуация 6. Ничего особенного 7. Будущая независимость 8. Предстоящая свобода

Слайд 5

Экзамен. Успешность его сдачи. Факторы, влияющие на успех Уровень знаний Эмоцион.способность выдержать экзамен Умение преодолевать трудности

Слайд 6

" Эмоции - это ветер, который надувает паруса. Он может привести корабль в движение, а может потопить его" Вольтер Учись на экзамене владеть своими эмоциями

Слайд 7

Закончи предложение Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах, то…. Когда я волнуюсь, то… Когда я не могу собраться с мыслями, то… Когда я прихожу на консультацию… Когда я готовлюсь к экзаменам…

Слайд 8

Как подготовиться психологически? Не терять головы и не ставить перед собой сверхзадач. Начинать готовиться к экзаменам заранее. Сначала повторить то, что даётся легко, затем перейти к более сложному Настроить себя на то, что экзамен – необходимость и сдавать его всё равно придётся .

Слайд 9

Как поддержать работоспособность Чередовать умственный и физический труд Беречь от переутомления глаза, давать им отдых Научиться быстро переключаться с одного вида умственной работы на другой Минимум телевизионных передач Минимум работы на компьютере Знать свои слабые стороны и пытаться их искоренять (н-р, лень…) Знать свои сильные стороны и умение их использовать на благо себе( выносливость, навыки составления плана, зрительная память, слуховая) После каждого часа работы делать зарядку Организовать своё рабочее место так, чтобы никто и ничто не отвлекало во время работы

Слайд 10

При хорошей зрительной памяти 1. Подчёркивать опорные (ключевые места) 2. Фиксировать их на маленьких карточках 3.Составить план 4.Составить опорную схему или таблицу 5. Закрыть глаза и мысленно воспроизвести то, что запоминалось 6. На карточки крупно , разными цветами выписать основные понятия или формулы, развесить их по стенам, чтобы они всегда были перед глазами

Слайд 11

Если память слуховая Читайте вслух Начитайте трудный материал на аудио- кассету и периодически прослушивайте При чтении и прослушивании чётко проговаривать слова с небольшими паузами. Приучить себя пересказывать вслух, но не заучивайте наизусть Можно попытаться зарифмовать трудное в небольшие стихотворения или присказки

Слайд 12

Важное условие успеха- надежда на себя, уверенность в себе Совет и поддержка товарищей тоже необходимы

Слайд 13

Питание Четырёхразовое, богатое витаминами Предпочтение молочным продуктам, овощам, фруктам Включить в питание белок (мясо и рыбу) Не питаться всухомятку и на скорую руку Улучшает память морковь с растительным маслом Каждый день половинку репчатого лука (улучшает снабжение мозга кислородом) Пить травяные чаи Лимон освежает мысли за счёт витамина С Капуста снимает нервозность Банан поддержит хорошее настроение

Слайд 14

Советы психолога Перед экзаменом следует хорошо выспаться, собраться с мыслями Будьте одеты и причёсаны соответственно случаю Входите в аудиторию спокойно. Не паникуйте, будьте уверены, что у вас всё получится

Слайд 15

Советы психолога Просмотрите вопросы и начните с тех, в ответах на которые вы не сомневаетесь Когда приступаете к новому заданию, сосредоточьтесь на нём и временно забудьте о предыдущем Обязательно оставьте время для проверки своей работы

Слайд 16

Если экзамен сдан успешно Похвалите себя за положительные действия и качества Если вы "завалили " экзамен 1. Задумайтесь, почему это произошло 2. Скажите себе: «Отрицательный результат – это тоже определённый опыт, из которого надо извлечь урок» 3. Хорошенько разозлитесь на себя и с удвоенной силой беритесь за изучение материала

Слайд 17

Желаю всем успешной сдачи экзаменов