Дополнительные услуги
Деятельность и документация вокального кружка "Весёлая нотка"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
№Список воспитанников,
получающих дополнительную образовательную услугу (на бесплатной основе)
художественной направленности
по дополнительной общеобразовательной программе «Весёлая нотка»
2021-2022 уч. год
МАДОУ «Березка», ул. Ленинградская, д. 55
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | № группы | Сертификат | Примечание |
1. | Горбунова Виктория Валерьевна | №23 | 8607725347 | 07.07.2016 г.р. |
2. | Ладонюк Мирослава Ярославовна | №23 | 8607124495 | 06.06.2016 г.р. |
3. | Тумма Алиса Анатольевна | №23 | 8607800386 | 25.06.2016 г.р. |
4. | Савинцева Елизавета Алкександровна | №23 | 8607755710 | 22.03.2016 г.р. |
5. | Зырянова Ксения Николаевна | №23 | 8607277687 | 29.07.2016 г.р. |
6. | Бурмус Юлия Сергеевна | №21 | 8607014215 | 05.03.2016 г.р. гг.р.г.р.г.р.29.07.2016 г.р. |
7. | Тихонов Артемий Станиславович | №21 | 8607231135 | 29.07.2016 г.р. |
8. | Челомбицкая Марьяна Викторовна | №21 | 8607845103 | 26.09.2016 г.р. |
9. | Черкасов Роман Андреевич | №21 | 8607035701 | 31.08.2016 г.р. |
10 | Чикильдина София Андреевна | №21 | 8607002063 | 12.09.2016 г.р. |
11 | Ахмедов Чамса Шамильевич | №23 | 8607354295 | 10.04.2016 г.р. |
12 | Мамаев Исабек Ибрагимович | №23 | 8607284470 | 22.08.2016 г.р. |
13 | Кондрова Кира Александровна | №23 | 8607105962 | 27.02.2016 г.р. |
Расписание
занятий по дополнительной образовательной программе
«Весёлая нотка»
Ф.И.О. педагога | Понедельник |
Кунтаева Лилия Равкатовна | 16.00-16.25 |
Годовой календарный учебный график
занятий по дополнительной образовательной программе
«Весёлая нотка»
Учебный период | Количество учебных недель | Объем программы | Продолжительность каникул | Мониторинг |
01.09.2021 – 31.05.2022 | 36 | 1/4/36 | 28.12.2021 – 10.01.2022 | Диагностика проводится в начале и конце года |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Когалыма
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Берёзка»
Принята на заседании педагогического совета от «30» августа 2022 года | Утверждаю: Заведующий МАДОУ «Берёзка» ____________И.С.Шамсутдинова № ____ от « »_______ |
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Звонкий каблучок»
направленность - художественная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель: Кунтаева Лилия Равкатовна, музыкальный руководитель г.Когалым, 2022 |
Содержание
Пояснительная записка | 1 |
Учебный план по годам обучения | 2 |
Цель и задачи 1-го года обучения | 3 |
Учебно-тематический план 1-го года обучения | 4 |
Содержание программы 1-го года обучения | 5 |
Требования к уровню подготовки обучающихся 1-го года обучения | 6 |
Цель и задачи 2-го года обучения | 7 |
Учебно-тематический план 2-го года обучения | 8 |
Содержание программы 2-го года обучения | 9 |
Требования к уровню подготовки обучающихся 2-го года обучения | 10 |
11 | |
Методическое обеспечение | 12 |
Материально-техническое обеспечение программы | 13 |
Нормативно-правовое обеспечение | 14 |
Список литературы | 15 |
Пояснительная записка
В современном обществе проблемы здоровья становятся все острее и острее, несмотря на стремительное развитие науки и медицины. Причин этому множество. Главное не столько знать о них, сколько попытаться устранить или минимизировать их влияние.
Первое, с чем мы сталкиваемся – это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, проводимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы, задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальнейших проблем нашего времени.
Здоровье является естественной, абсолютной ценностью. Это основа жизни человека, необходимое условие полноты реализации человеком своих жизненных смыслов. [7].
Танцевально-игровая гимнастика «Са-Фи-Данс» позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического, и, в целом, психического развития детей.
Актуальность обозначенной проблемы, в необходимости физического развития, а также укрепления здоровья, подтверждается Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ) и «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (от 17 октября 2013 г. № 1155 г.).
В законе «Об образовании в Российской Федерации» (статья 95) отмечается, что дошкольное образование направленно на развитие физических качеств, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Для реализации задач физического воспитания необходимо соблюдать условия, которые отвечают требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13: здоровьесберегающая развивающая среда.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО), указана значимость физического развития детей, укрепление их здоровья. В образовательную область «Физическое развитие» по ФГОС ДО, включается приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). [13].
Во ФГОС ДО прописаны требования к результатам освоения Программы – это целевые ориентиры:
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
- Имеет начальные представления о ЗОЖ.
- Воспринимает ЗОЖ как ценность.
Эти целевые ориентиры по «Физическому развитию», обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства в Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-ПиН 2.4.1.3049-13 (Указом Президента Российской Федерации от 19.03.2013 №211) определяют Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы.
Направленность программы – художественная. Содержание способствует развитию художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к искусству танца, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира хореографии, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.
Вид программы – модифицированная.
За основу выбраны программы:
- программа «Ритмика и танец» Овчиникова Е.В.
- программа «Са-Фи-Данс» Кадочникова А.В.
Из данных программ взяты главные разделы: танцевально-ритмическая гимнастика, игропластика, основы классического, народного и современного танца, а также постановочная деятельность.
Новизна данной программы заключается в интеграции таких направлений, как ритмика, музыка, пластика, сценическое движение. Содержание тем адаптировано для дошкольного возраста.
Актуальность данной общеобразовательной программы носит интегрированный характер, выполняя главную задачу предмета – освоение обучающимися практических умений, Старший дошкольный возраст является благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки [4]. Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. Наиболее интенсивное увеличение наблюдается в показателях координации движений, гибкости, функции равновесия. Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Как известно, эффективность этого процесса в значительной степени обеспечивают двигательно-координационные способности, которые одновременно оказывают существенное влияние и на умственное развитие ребенка [8].
От чего же зависит здоровье ребенка? Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% от условий внешней среды, т. е, экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью обучающихся использовать и совершенствовать полученные знания и навыки по программе «Ритмика и танец» во время концертной деятельности студии театра моды.
Цель программы: развитие ловкости и координационных способностей, двигательного спектра и танцевального творчества детей старшего дошкольного возраста, посредством ритмики.
Задачи:
Образовательные: помогать ребенку овладевать танцевально-игровой деятельностью: формировать умения связывать танцевальные движения с ритмом музыки; формировать умения согласовывать движения с текстом и музыкой; систематизировать умения менять движения в связи с изменениями динамики звучания музыки; формировать представление о возможностях пластики для передачи различных эмоциональных состояний.
Развивающие: развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности; развивать двигательные качества и умения (двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки); развивать умение ориентироваться в пространстве
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к танцам, музыке; воспитывать эстетические качества детей
Игровые: развитие творческого самовыражения; воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощённости в движениях
Оздоровительные: способствовать профилактике плоскостопия; способствовать формированию правильной осанки; способствовать оптимизации рост и развития опорно-двигательного аппарата; способствовать развитию функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной системы организма.
Отличительные особенности программы «Ритмика и танец» выявляются в организации практических занятий с воспитанниками, где акцент ставится на результат творческой деятельности в процессе создания концертных номеров.
Количество детей в группе: 10 – 12 человек.
Срок реализации программы – 2 года.
Календарный учебный график учреждения:
Этапы образовательного процесса | 1-ый год обучения | 2-ой и последующий годы обучения |
Комплектование учебных групп | Допустимо до 30.09 | До 09.09 |
Начало учебного года | Не позднее 01.10 | 10.09 |
Продолжительность учебного года | 36 учебных недель | 36 учебных недель |
Конец учебного года | 24.05 | 24.05 |
Летние каникулы | 25.05-09.09 | 25.05-09.09 |
Календарный учебный график по предмету
Год обучения | Сен | Окт | Нояб | Дек | Янв | Фев | Мар | Апр | Май |
1-ый | 3 | 5 | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 | 5 | 3 |
2-ой | 3 | 5 | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 | 5 | 3 |
Считают благоприятным временем развития координационных способностей возраст от 5 до 7 лет. На шестом году жизни ребёнок физически крепнет, становиться более подвижным, успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений при ходьбе, беге, прыжках. Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений. Для дошкольного возраста упражнения, выполненные с музыкальным сопровождением, являются основными, базовыми при овладевании двигательной культурой.
При подборе упражнений, а далее занятий необходимо учитывать возрастные нагрузки.
Возрастные нагрузки.
5-6 лет.
Возрастные особенности детей позволяют усложнить материал. Психологические особенности позволяют ребенку лучше координировать свои действия с партнером, у детей возрастает способность к сочинению, фантазии, комбинации различных движений. Поэтому основным направлением в работе с детьми старшего возраста становится взаимодействие нескольких персонажей, комбинации нескольких движений и перестроений. Задачей педагога является формирование способов отношений с несколькими персонажами, развитие умений понимать их, передавать один и тот же образ в разных настроениях, в разном характере, формировать способы комбинации различных танцевальных движений и перестроений. Детям предлагаются более сложные композиции, яркие, контрастные музыкальные произведения для восприятия и передачи музыкального образа, предлагаются более сложные схемы перестроений, комбинации танцевальных движений.
6 – 7 лет.
Возрастные особенности детей позволяют осваивать сложные по координации движения, понимать сложные перестроения, чувствовать партнера и взаимодействовать друг с другом, при этом контролировать качество исполнение движения. Психологические особенности позволяют самостоятельно придумывать новые образы, интерпретировать знакомые образы, передавать их взаимодействие. Дети подготовительной группы способны к самостоятельному сочинению небольших танцевальных композиций с перестроением и комбинацией танцевальных движений. Задачей педагога на данном этапе остается формирование способов отношений между партнерами, восприятия и передачи музыкальных образов с оттенками их настроения и характера, образно-пластического взаимодействия между несколькими партнерами. На данном этапе педагог создает детям как можно больше условий для самостоятельного творчества.
Таким образом, современная ритмическая гимнастика - это самостоятельный вид гимнастики с характерной методикой и правилами организации занятий. Правильное построение комплексов ритмической гимнастики для детей разного возраста позволяет всесторонне воздействовать на детский организм. В старшем дошкольном возрасте у ребенка происходит изменения всех систем организма, этот возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. В этом возрасте происходит “закладка фундамента” для развития координационных способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию.
Режим, учебная нагрузка и предполагаемое количество обучающихся:
Первый год обучения – занятия проводятся по группам (10-12 человек) один раза в неделю по 25 минут.
Второй год обучения – занятия проводятся по группам (10человек) один раза в неделю по 30 минут.
Форма организации обучения – групповая (учебное занятие с преобладанием фронтальной работы).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта;
- только сформированные координационные способности — необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями;
- координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил;
∙ ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
∙ ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
∙ у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
∙ ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения на занятиях;
∙ ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, музыки, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Целевые ориентиры на этапе завершения обучения по программе «Ритмика и танец»:
- овладение умениями правильно выполнять простейшие танцевально-ритмические упражнения;
- развитие чувства ритма, музыкального слуха.
Педагогическая диагностика знаний и умений обучающихся
В период реализации дополнительной общеобразовательной программы «Ритмика и танец» проводится диагностикауровня освоения содержания учебного материала обучающимися.
Критерии диагностики
В ходе диагностики у обучающихся отслеживаются следующие побуждения, знания, представления, умения:
- Овладение теоретическими навыками: различать понятия «ритмика» и «танец», а также знать начальную терминологию хореографического искусства (линия, круг, диагональ, поклон-приветствие, галоп, подскоки, прыжки и т.д.).
2. Танцевально-ритмические движения:
- умение ритмично двигаться под музыку;
- умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание;
- умение ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения;
- умение переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу;
- умение менять движения в соответствии с музыкальными фразами;
- умение исполнять танцевальные движения (поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке, приставной шаг с приседанием, с продвижением вперёд, кружении, приседание с выставлением ноги вперёд).
3. Развитие танцевально-игрового творчества:
- умение работать в коллективе и в паре;
- умение передавать образы (зверей, птиц, растений) в танце, игре;
- составление образов в танцевальной композиции.
Критерии определения уровня усвоения программы обучающимися
Высокий уровень: побуждения устойчивые; знания и представления четкие, содержательные, системные; практические упражнения выполняет самостоятельно.
Средний уровень: побуждения не устойчивые; знания и представления четкие, краткие; практические упражнения выполняет с помощью взрослого.
Низкий уровень: побуждения ситуативные; знания и представления отрывочные, фрагментарные; практические упражнения выполняет в общей деятельности с помощью взрослого.
Личностные достижения обучающихся характеризуются проявлением:
- инициативности,
- сообразительности,
- осознанности,
- нравственных, эстетических, познавательных чувств;
- опоры на собственный опыт,
- доброжелательности.
Формы подведения итогов. Результаты работы танцевальной деятельности оцениваются в разных формах:
• тематических и комплексных занятиях;
• открытых занятий для родителей;
• итоговых занятий;
• различных праздников и концертов.
По итогам реализации программы обучающиеся разучивают простейшие танцевальные комбинации и осваивают несложные хореографические миниатюры, которые в конце года выставляются на отчетном концерте.
Форма подведения итогов реализации программы: отчетный концерт.
Учебный план по годам обучения
№ п/п | Тема, раздел | 1-ый год | 2-ой год | Итого |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 |
2 | Игрогимнастика | 4 | 3 | 7 |
3 | Игротанцы | 4 | 4 | 8 |
4 | Танцевально-ритмическая гимнастика | 5 | 4 | 9 |
5 | Игропластика | 4 | 3 | 7 |
6 | Пальчиковая гимнастика | 2 | 2 | 4 |
7 | Танцевально-ритмические движения | 4 | 4 | 8 |
8 | Игровой самомассаж | 1 | 1 | 2 |
9 | Танцевально-ритмические этюды | 5 | 5 | 10 |
10 | Музыкально-подвижные игры | 3 | 2 | 5 |
11 | Игры-путешествия | 2 | 2 | 4 |
12 | Ритмические упражнения на координацию движений | 4 | 4 | 8 |
13 | Креативная гимнастика | 4 | 4 | 8 |
14 | Постановка и отработка концертных номеров | 5 | 5 | 10 |
15 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 |
Всего: | 49 | 45 | 94 |
Цель и задачи 1-го года обучения
Цель: приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.
Задачи:
- познакомить детей со спецификой танцевального искусства;
- развить музыкальный слух и чувство ритма;
- воспитать культуру поведения и общения на занятиях и на сцене.
Учебно-тематический план
1-го года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2. | Игрогимнастика | 4 | 4 | |
3. | Игротанцы | 4 | 1 | 3 |
4. | Танцевально-ритмическая гимнастика | 5 | 5 | |
5. | Игропластика | 4 | 4 | |
6. | Пальчиковая гимнастика | 2 | 2 | |
7. | Игровой самомассаж | 1 | 1 | |
8. | Музыкально-подвижные игры | 3 | 3 | |
9. | Игры - путешествия | 2 | 2 | |
10. | Креативная гимнастика | 4 | 4 | |
11. | Постановка и отработка концертных номеров | 5 | 1 | 4 |
12. | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Всего: | 36 | 3 | 33 |
Требования к уровню подготовки обучающихс 1-го года обучения:
В конце первого года обучения воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
Знать:
- понятия «ритмика», «танец», «приветствие», «поклон»;
- правильную технику выполнения танцевальных шагов, движений.
Уметь:
- работать в коллективе;
- ориентироваться в пространстве;
- строиться в шеренгу, круг, линию.
Цель и задачи 2-го года обучения:
Цель: сформировать творческие способности обучающихся посредством танцевального искусства.
Задачи:
- обучать и совершенствовать музыкально-двигательные навыки;
- развить и закрепить музыкально-ритмическую координацию, музыкально-двигательную память;
- воспитать стремление к чёткому, правильному, красивому выполнению задания.
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации /контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | Игра-тренинг | |
2. | Игрогимнастика | 3 | 3 | Зачётное занятие | |
3. | Игротанцы | 4 | 1 | 3 | Зачётное занятие |
4. | Танцевально-ритмическая гимнастика | 4 | 1 | 3 | Зачётное занятие |
5. | Игропластика | 3 | 3 | Зачётное занятие | |
6. | Танцевально-ритмические движения | 4 | 1 | 3 | Зачётное занятие |
7. | Танцевально-ритмические этюды | 5 | 5 | Зачётное занятие | |
8. | Музыкально-подвижные игры | 2 | 2 | Зачётное занятие | |
9. | Ритмические упражнения на координацию движений | 4 | 1 | 3 | Зачётное занятие |
10. | Постановка и отработка концертных номеров | 5 | 1 | 4 | Зачётное занятие |
11. | Итоговое занятие | 1 | 1 | Концерт-ное выступле-ние | |
Всего: | 36 | 6 | 30 |
Требования к уровню подготовки обучающихся 2-го года обучения:
В конце 2-го года обучения воспитанники овладеют следующими знаниями, умениями и навыками:
Будут знать:
- название движений, алгоритм их исполнения;
- порядок выполнения изученных танцевальных комбинаций;
Будут уметь:
- ориентироваться в зале и на сцене;
- строиться в шеренгу, круг и линию, выполнять простейшие построения и перестроения;
- работать в коллективе и в паре;
- передавать простейшие образы (зверей, птиц, растений, фигуры и т.д.) в танце.
Будут владеть: техникой простейших танцевальных элементов в паре (хлопки с партнёром, повороты под рукой и т.д.).
Методическое обеспечение
В образовательном процессе используются следующие типы занятий:
- комбинированное изучение (усвоение нового материала: объяснение, показ и практическая деятельность);
- закрепление и совершенствование приобретённых знаний и навыков.
Формы и методы
Для успешного достижения основных целей и задач данной программы предусматривается применение групповых форм обучения. Групповые занятия проводятся по группам не более 12человек. Для более полного и глубокого усвоения учебного материала детьми применяются разнообразные методы обучения.
- словесный метод – рассказ, беседа;
- наглядный метод – показ, демонстрация;
- метод наблюдения (прямое, косвенное), самонаблюдение;
- метод подражания;
- игровой метод.
Материально-техническое оснащение
1. Кабинет, оборудованный зеркалами.
2. Коврики или большой ковёр.
3. Аппаратура для музыкального сопровождения.
4. Видеоаппаратура.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 24.12.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 14.07.2022).
4. Постановление Правительства РФ от 21.02.2022 № 225 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций».
5. Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован 31.08.2020 № 59599).
6. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел ―Квалификационные характеристики должностей работников образования‖» (зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2010 № 18638) (ред. от 31.05.2011).
7. Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2015 № 36204) (ред. от 13.05.2019).
8. Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
9. Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» (ред. от 07.04.2017).
10. Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (ред. от 23.12.2020).
11. Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
12. Приказ Департамента образования и науки Ханты-мансийского автононого округа-Югры.
13. Приказ УО Администрации города Когалыма 14. Приказ МАДОУ «Березка» от 13.02.2023г. за № 30 «О создании рабочей группы по приведению ООП МАДОУ «Березка» в соответсвие с ФГОС ДО и ФОП ДО»
Список литературы:
- Анищенкова, Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенкова. - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ", 2005. - 798 c;
- Алямовская В.Г. Как воспитывать здорового ребёнка. - М.,2015;
- Барышникова Т. Азбука хореографии. Внимание: дети. М. – 2000г.;
- Брюсов, В. Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам / В. Брюсов. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 142 c.;
- Брюсов, В. Я. Основы стиховедения. Общее введение. Метрика и ритмика / В.Я. Брюсов. - М.: Красанд, 2015. - 138 c
- Бриске И.Э. «Ритмика и танец», Челябинск –2003г
- Бодраченко И.В. Музыкальные игры в детском саду для детей 3-7 лет.-М.: Айрис – пресс, 2009. – 144с.
- Васильева Т.К. Секрет танца – С-П.: Диамант, 2007г.
- Г. Вихарева «Играем с малышами», Санкт – Петербург «Композитор» 2007г;
- Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 352 c.
- Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. - М.: Книга по Требованию, 2008. - 272 c.
- Гаспаров, М. Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика / М.Л. Гаспаров. - М.: Наука, 2016. - 320 c.
- Гаспаров, М. Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика / М.Л. Гаспаров. - М.: Наука, 2005. - 488 c.
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - Москва «Сфера», 2008
Приложение 1
Характеристика возрастных особенностей.
Тип | Реагирующая способность | Характеристика |
1тип | Слуховая и зрительная | Повторное реагирование на внезапно появляющиеся сигналы или на изменение окружающей ситуации через: а) свободный бег, дополнительный заданиями, на внезапные остановки, возобновление и изменение передвижений, выполнение поворотов, преодоление препятствии (линий и невысоких предметов); б) бег из усложненных стартовых положений (лежа на спине, на животе стоя спиной к направлению движения, стоя на одном или двух коленях, из приседа, седа и тому подобное); в) интенсивность движения, ее изменения: ходьба обычная — бег быстрый, бег медленный — бег ускоренный; г) упражнения с короткой и длинной скалкой (вбегать и выбегать). |
2 тип | Способность к равновесию: а) статическая б) динамическая | а) методические приемы: удлинение времени сохранения позы, временное исключение зрительного самоконтроля, уменьшение площади опоры, включение предварительных и сопутствующих движений, введение противодействий б) адаптация к различным внешним условиям, подвижные и спортивные игры, в которых резко меняется направление движения |
3 тип | Дифференцированная способность | Методические приемы: включение зрительного анализатора, задание на точность, «сближаемые» и «контрастные» задания (прыжки на максимальную длину, равную половине максимального результата, броски с ближних дистанций и дальних и т. п.) |
4 тип | Дифференцирование временных интервалов | Выполнение движений в медленном, среднем и быстром темпе: 1. Коллективный подсчет от одного до десяти, под звуки метронома, установленного на частоту 60 и 120 ударов в минуту. 2. Выполнение общеразвивающих упражнений в медленном и быстром темпе (наклон на один счет и затем на четыре счета и тому подобное). 3. Ходьба на месте в медленном темпе с постепенным переходом на быстрый (по 8 шагов в каждом темпе). 4. Прыжки на месте на одной и двух ногах (8 прыжков — быстро, 8 –медленно) и другие. |
5 тип | Ритмическая способность. | Физические упражнения, выполняемые в различных временных и пространственных соотношениях, танцы, танцевальные шаги. Попеременное выполнение упражнений под музыку и без музыкального сопровождения (метод ритмической активности). Большое значение имеют упражнения, которые дети выполняют сообща или держась за руки, и их движения четко согласуются с музыкой (ритмическая ходьба, фигурное марширование, несложные перестроения, марш, вальс, и др. движения). |
6 тип | Способность к переключению | Проектирование оптимальной программы действий: контроль, корректировка и перестройка двигательной реакции в соответствии ситуации. Например, единоборство, борьба и спортивные игры |
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Звонкий каблучок» по виду является модифицированной, по направленности – художественной.
Возраст обучающихся от 5 до 7 лет.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения.
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся средствами хореографического искусства.
Задачи: обучение детей простейшим практическим навыкам в области танцевального искусства; развитие танцевальной выразительности, умения ориентироваться в пространстве в процессе разводки танцевального рисунка; воспитание партнёрских отношений между детьми в постановках, создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Содержание программы: «Упражнения ритмической гимнастики», «Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений», «Танцевальные этюды, игры, танцы», «Постановка эстрадных номеров».
Формы реализации программы: групповые занятия.
Целевые ориентиры:
В результате освоения программы обучающиеся научатся:
- чувствовать ритм; слышать и понимать музыку; выполнять простейшие ритмические рисунки; красиво и правильно исполнять танцевальные элементы;
- смогут выражать в пластике состояние образа, переданное в музыкальном произведении; ориентироваться в пространстве на основе круговых и линейных рисунков; исполнять движения в парах; в группах; держаться правильно на сценической площадке.
У детей появится умение вести себя в группе во время движения, будут сформированы чувство такта и культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Когалыма
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Берёзка»
Принята на заседании педагогического совета от «30» августа 2022 года | Утверждаю: Заведующий МАДОУ «Берёзка» ____________И.С.Шамсутдинова № ____ от « »_______ |
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юные артисты»
направленность – художественно-эстетическая
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
составитель: Кунтаева Лилия Равкатовна, музыкальный руководитель г.Когалым, 2023 |
Пояснительная записка
В основу настоящей программы положена программа Т.С.Григорьевой «Маленький актёр» и программа М.Д.Маханевой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду».
Направленность программы: художественно-эстетическая
Актуальность:
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкально-театральном искусстве как синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности.
В формировании духовно развитой личности, в усовершенствовании человеческих чувств, в понимании явлений жизни и природы грандиозную роль играет – искусство.
Знакомство с искусством формирует свой эстетический идеал, помогает соотносить культуру разных эпох и народностей, а также совершенствует эстетический вкус. В условиях ДОУ наиболее эффективным является введение ребёнка в мир искусства через театральную деятельность, базирующуюся на игре. А игра, как мы знаем, является ведущей деятельностью для ребёнка на данном этапе.
Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.
Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Отличительные особенности программы
Отличительными особенностями данной программы является её практическая направленность, реализуемая через участие детей в различных формах театрализованной деятельности, а также использование современных информационно-коммуникативных технологий в образовательном, воспитательном и развивающем процессах.
Адресат программы:
старший дошкольный и подготовительный к школе возраст (5-6, 6-7 лет)
В возрасте 5-6 лет ребенок обладает существенными возможностями для проявления себя в театральном творчестве. Происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности ребенка, повышается работоспособность нервной системы, появляется способность активного мышления. Становится достаточно развитой речь, дети свободно высказывают свои суждения о содержании художественного произведения. Формируется система оценок, восприятие становится целенаправленным.
Общий и художественный кругозор, наличие достаточного багажа представлений о жизненных явлениях, определенный запас впечатлений от произведений литературы, изобразительного искусства, от праздников и развлечений способствует развитию детской фантазии, творческого воображения. Всё это положительно сказывается на творческих проявлениях детей.
Дополнительные кружковые занятия с детьми позволяют расширить возможности всестороннего развития детей, укрепления их физического и психического здоровья.
Срок реализации: 2 года
На полное освоение программы требуется 72 часа
Форма обучения – очная
Особенности организации образовательного процесса
Набор детей в кружок – свободный. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 10-15 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в первый год обучения – 36, второй год – 36. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность 30 минут.
Педагогическая целесообразность
Программа соответствует фундаментальным основам возрастной психологии и дошкольной педагогики; реализует культурно - исторический, деятельностный, личностно-ориентированный подходы к развитию ребенка.
Практическая значимость.
Участвуя в театрализованных занятиях, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, звуки, краски. Театрально – игровая деятельность способствует нравственно – эстетическому воспитанию детей, развивает интерес к литературе, увеличивает словарный запас, разговорную речь, обогащает детей новыми знаниями, умениями, впечатлениями. С переходом в школу, ребёнок сталкивается трудностями - эмоциональной адаптацией. Театральная же игра эмоционально раскрепощает ребёнка, снимается его «зажатость».
Ведущие теоретические идеи.
Ведущая идея данной программы — создание современной практико-ориентированной высокохудожественной образовательной среды, позволяющей эффективно реализовывать театрально-музыкальную деятельность детей.
При этом осуществляются следующие подходы: развивающий; системно-деятельностный; личностно – ориентированный.
Цель дополнительной общеразвивающей программы: приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность.
Задачи:
1. Образовательные:
- Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др).
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Рубцовск.
- Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
- Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.
- Учить импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок
2.Развивающие:
- Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях;
- Развивать память, внимание, воображение, фантазию;
- Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;
- Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;
- Развивать желание выступать перед родителями.
Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей, с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ), организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.
- Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
- Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.
3. Воспитательные:
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.
- Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала;
- Воспитание коммуникативных способностей детей
Принципы:
Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.
Формы работы с детьми - индивидуальные и групповые, теоретические и практические:
• объяснение;
• чтение воспитателя;
• беседы;
• просмотр презентаций и видео;
• разучивание произведений устного народного творчества;
• обсуждение;
• наблюдения;
• словесные, пальчиковые и подвижные игры;
• пантомимические этюды и упражнения;
• артикуляционная и дыхательная гимнастика;
• импровизация;
• инсценировки и драматизация.
Методы организации образовательного процесса:
- словесный (объяснения, вопросы, указания, образные сюжетные рассказы);
- наглядный (показ упражнений, использование пособий, имитация, зрительные ориентиры и т.д.);
- практический (повторение упражнений, проведение в игровой форме);
- уподобления характеру художественного образа (моторно-двигательного, мимического, вокального, словесного, тактильного, интонационного);
Основные направления программы (структура занятий):
1.Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:
Что такое театр, театральное искусство;
Какие представления бывают в театре;
Кто такие актеры;
Какие превращения происходят на сцене;
Как вести себя в театре.
2.Эмоционально-образное развитие. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4.Основы коллективной творческой деятельности. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
5. Навыки кукловождения. Работа над сценками, спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» и «От этюдов к спектаклю»
( обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев, разучивание песен; создание эскизов и декораций).
К работе над спектаклем широко привлекаются родители
Интеграция образовательных областей:
1.Социально-коммуникативное развитие.
Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. Воспитывается организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Формируются такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Развиваются волевые качества. Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев. Они «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя его характер, учатся оценивать поступки героев художественного произведения.
2.Познавательное развитие.
Углубляются знания детей о театре как о виде искусства, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, расширяется кругозор, что служит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
3.Речевое развитие.
Развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Происходит развитие всех сторон речи. Активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги. Через знакомство с художественными произведениями различных жанров происходит приобщение детей к словесному искусству, развитие литературной речи.
4.Художественно-эстетическое развитие.
Развивается эмоциональная восприимчивость, эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
В процессе совместного с детьми изготовления атрибутов, различных видов кукольных театров, элементов костюмов к выбранной для разыгрывания сказке у детей происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству.
5. Физическое развитие. Через повышение двигательной активности, создание благприятного эмоционального климата и здоровьесберегающие технологии укрепление физического здоровья детей.
Здоровьесберегающие технологии
• дыхательная гимнастика
• артикуляционная гимнастика.
• пальчиковые игры со словами,
• физкультминутки, динамические паузы.
Прогнозируемые результаты:
1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.
2. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.
3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.
4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.
5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.
6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.
7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников студии в самом различном качестве.
Планируемые результаты к концу первого года обучения:
Ребёнок должен знать:
- некоторые виды театров;
- некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;
- устройство театра (зрительный зал, фойе, гардероб);
- театральные профессии (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер)
Должен уметь:
- уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов;
- уметь подобрать рифму к заданному слову;
- разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;
- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией
Планируемые результаты к концу второго года обучения:
Ребёнок должен знать:
- все основные виды театров;
- основные приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;
- основные жанры театрального искусства;
- иметь представление о некоторых театральных терминах (амплуа, аншлаг, антракт, бис и т.д.)
Должен уметь:
- ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке;
- уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки;
- уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера;
- уметь запоминать заданные режиссером мизансцены;
- на сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия; владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;
- уметь строить диалог с партнером на заданную тему;
- уметь сочинить рассказ от имени героя;
- уметь составлять диалог между сказочными героями;
- знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов;
- разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;
- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, и аудиторией.
Формы подведения итогов реализации программы
Формой подведения промежуточных и заключительных итогов реализации программы являются выступления детей на праздниках и досугах внутри ДОУ и участие детей в ежегодном городском музыкально-театральном фестивале «Музы и дети».
Механизм оценивания образовательных результатов.
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
Диагностика проводится на основе творческих заданий.
1.Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4. Навыки кукловождения.
Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.
Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.
5.Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.
Характеристика уровней знаний и умений
театрализованной деятельности
Высокий уровень (18-21 баллов).
Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание.
Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.
Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень (11-17 баллов).
Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения.
Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения.
Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя.
Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа. Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности.
С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета.
Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень (7-10 баллов).
Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра.
Знает правила поведения в театре.
Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета.
Пересказывает произведение только с помощью руководителя.
Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.
Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем.
Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.
Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.
Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы
Психолого-педагогические условия
- Уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
- Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- Поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- Защита детей от всех форм физического и психического насилия;
Тематический план к рабочей программе «Весёлая карусель»
1-й год обучения
Месяц | Раздел | Тема | Теория | Практика | Всего занятий |
сентябрь | 1.Вводное занятие «Волшебный мир театра» 2.Что такое балет? | 1.Введение в искусство 2.Виды театров 3,4. Волшебный мир балета | 0,25 0,25 0,25 0,25 | 0,75 0,75 0,75 0,75 | 1 1 1 1 |
октябрь | Театр на кавролине | 1. «Три медведя» 2. Осень в лесу 3. «Репка» 4. Осень в деревне | 0,25 0,25 0,25 0,25 | 0,75 0,75 0,75 0,75 | 1 1 1 1 |
ноябрь | Пальчиковый театр Настольный театр | 1. «Теремок» 2.Осень в лесу 3. Сказка «Волшебная дудочка» 4. Сказка «Волк и 7 козлят» | 0,25 0,25 0,25 0,25 | 0,75 0,75 0,75 0,75 | 1 1 1 1 |
декабрь | Варежковый театр | 1. Сказка «Варежка» 2. Зима в лесу 3. Ёлочка 4. Новый год | 0,25 0,25 0,25 0,25 | 0,75 0,75 0,75 0,75 | 1 1 1 1 |
январь | Театр матрёшки. | 1.Весёлая Коляда 2.Колобок 3. Весёлые матрёшки 4. Волшебный сундучок | 0,25 0,25 0,25 0,25 | 0,75 0,75 0,75 0,75 | 1 1 1 1 |
февраль | Театр маски | 1. Кто в доме главный 2. Наша дружная семья 3.Бабушка-забавушка 4.Весёлое представление | 0,25 0,25 0,25 0,25 | 0,75 0,75 0,75 0,75 | 1 1 1 1 |
март | Театр игрушки | 1. «Кто сказал «мяу»?» 2. На пруду 3. На птичьем дворе 4. Весна в лесу | 0,25 0,25 0,25 0,25 | 0,75 0,75 0,75 0,75 | 1 1 1 1 |
апрель | Музыкально-драматический театр | Постановка сказки к городскому фестивалю «Музы и дети» | - | 4 | 4 |
май | Музыкально-драматический театр | Сводные репетиции старших и подг.групп и показ сказки к городскому фестивалю «Музы и дети» Диагностика. | - | 4 | 4 |
Итог | 9 | 27 | 36 |
Тематический план к рабочей программе «Весёлая карусель»
2-й год обучения
Месяц | Раздел | Тема | Теория | Практика | Всего занятий |
сентябрь | Волшебный мир театра» Что такое опера? | 1. «Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать» 2. Играем в профессии (актер, режиссер, художник, композитор, костюмер) 3. «Волшебный мир театра - опера» 4. «Сказка в опере» | 0,25 0,25 0,25 0,25 | 0,75 0,75 0,75 0,75 | 1 1 1 1 |
октябрь | Знакомство с конусным театром | 1. Сказка своими руками 2. «Сказки Осени» Драматизация сказки «Осенняя История» 3.Музыка ветра, листвы и травы 4. «Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем» | 0,25 0,25 0,25 0,25 | 0,75 0,75 0,75 0,75 | 1 1 1 1 |
ноябрь | Театр на магнитах, трафаретные куклы | 1.Спешим в театр 2.Куклы на магнитах 3.Учимся быть артистами. Эмоции. 4.Учимся быть артистами. пантомима | 0,25 0,25 0,25 0,25 | 0,75 0,75 0,75 0,75 | 1 1 1 1 |
декабрь | Театр настольный | 1. «Одну простую сказку хочу вам показать…» 2. «Сделаем сами своими руками» 3. Такое разное настроение 4.Инсценирование сказки «Новогодняя сказка» | 0,25 0,25 0,25 0,25 | 0,5 0,75 0,75 0,75 | 1 1 1 1 |
январь | Театр Би-ба-бо | 1.Сказки из сундучка 2.«Учимся быть артистами» 3.Сказка «Рождественская елочка» 4.Мы любим театр-викторина | 0,25 0,25 0,25 0,25 | 0,75 0,75 0,75 0,75 | 1 1 1 1 |
февраль | Театр маски | 1.Попробуем измениться (мимика, жест, голос) 2. «Изменю себя, друзья, догадайтесь, кто же я?» 3.Творческое задание: «Рассказываем и показываем знакомые сказки» 4.Инсценирование Сценки« Как звери маму поздравляли» | 0,25 0,25 0,25 0,25 | 0,75 0,75 0,75 0,75 | 1 1 1 1 |
март | Театр ростовых кукол | 1.Сказка «Весна в лесу» 2. Играем с Каркушей 3.Мы – матрёшки 4. Инсценирование сказки «Полёт в космос» | 0,25 0,25 0,25 0,25 | 0,75 0,75 0,75 0.75 | 1 1 1 1 |
апрель | Музыкально-драматический театр | Постановка сказки к городскому фестивалю «Музы и дети» | - | 4 | 4 |
май | Музыкально-драматический театр | Сводные репетиции старших и подг.групп и показ сказки к городскому фестивалю «Музы и дети» Диагностика. | - | 4 | 4 |
Итого | 9 | 27 | 36 |
Материально-техническое обеспечение реализации программы
1.Театральная ширма
2.Разные виды кукольных театров:
- пальчиковый
- настольный
- конусный
- би-ба-бо (перчаточный)
- магнитный
- масочный
- варежковый
- ростовой
- театр матрёшки
- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)
3. Ноутбук, колонки, музыкальный центр;
4. Проектор, презентации
5. Костюмерная
6. Декорации
7. Атрибуты к играм и инсценировкам
8. Музыкальные инструменты
Информационное обеспечение программы
Интернет-ресурсы:
NSPORTAL
Портал Маам
Портал Мультиурок
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное музыкально-педагогическое образование.
Дидактическое обеспечение реализации программы: схемы, плакаты, дидактические игры, репертуарные сборники, видео-, аудиофонд, картотеки артикуляционных, дыхательных, речевых, театральных игр и упражнений
Методическое обеспечение программы:
1.Григорьева Т.С. Программа «Маленький актёр» для детей 5-7 лет.- М., Сфера, 2012.
2.ГончароваО.В. Театральная палитра. Программа художественно-эстетического воспитания.- М., Сфера, 2010.
3.Гавришева Л.Б. Музыка, игра – театр!- С.-П., «Детство-Пресс», 2004
4.Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки - СПб, Детство-Пресс, 2009
5.Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в театрализованной деятельности. - М., Сфера,2010
6.Каплунова И., Новоскольцева И.. Праздник каждый день.- Санкт-Петербург, 2008
7. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. - М., ЦГЛ, 2003
8. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. –
М., сфера, 2010
9. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду.- М., Сфера, 2009
10. Насауленко С.Г. Музыкальные игры и новые песни -Колокольчик №38-2007
11. . Пименов В.А. Театр на ладошках.- ВГУ, 1998
12. Погребинская М.М. Музыкальные скороговорки/ СПб, «Композитор», 2007
13. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М., Владос, 2001
14. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. С.-П., «Союз», 2001
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599
3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
4. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р.
5. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.
6. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Приложение. Примеры оценочного материала.
Творческое задание № 1
Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.
Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям.
Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.
Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.
Ход проведения.
1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого
изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.
2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.
Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)
3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры.
4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
5. Показ сказки зрителям.
Творческое задание № 2
Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»
Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.
Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать.
Давать характеристики главных и второстепенных героев.
Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю.
Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь.
Проявлять активность в деятельности.
Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.
Ход проведения.
1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему.
Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.
2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.
3. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).
4. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.
5. Показ спектакля малышам.
Творческое задание № 3
Сочинение сценария и разыгрывание сказки
Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.
Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец.
Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки.
Проявлять согласованность своих действий с партнерами.
Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации.
Ход проведения.
1. Руководитель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.
2. Руководитель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя).
Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.
• Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).
• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?
Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия
берется за основу.
3. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
4. Показ спектакля гостям.