Дополнительные услуги

Кунтаева Лилия Равкатовна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

№Список воспитанников,

получающих дополнительную образовательную услугу (на бесплатной основе)

художественной направленности

по дополнительной общеобразовательной программе «Весёлая нотка»

2021-2022 уч. год

МАДОУ «Березка», ул. Ленинградская, д. 55

п/п

Ф.И.О. ребенка

№ группы

Сертификат

Примечание

1.

Горбунова Виктория Валерьевна

№23

8607725347

07.07.2016 г.р.

2.

Ладонюк Мирослава Ярославовна

№23

8607124495

06.06.2016 г.р.

3.

Тумма Алиса Анатольевна

№23

8607800386

25.06.2016 г.р.

4.

Савинцева Елизавета Алкександровна

№23

8607755710

22.03.2016 г.р.

5.

Зырянова Ксения Николаевна

№23

8607277687

29.07.2016 г.р.

6.

Бурмус Юлия Сергеевна

№21

8607014215

05.03.2016 г.р.

гг.р.г.р.г.р.29.07.2016 г.р.

7.

Тихонов Артемий Станиславович

№21

8607231135

29.07.2016 г.р.

8.

Челомбицкая Марьяна Викторовна

№21

8607845103

26.09.2016 г.р.

9.

Черкасов Роман Андреевич

№21

8607035701

31.08.2016 г.р.

10

Чикильдина София Андреевна

№21

8607002063

12.09.2016 г.р.

11

Ахмедов Чамса Шамильевич

№23

8607354295

10.04.2016 г.р.

12

Мамаев Исабек Ибрагимович

№23

8607284470

22.08.2016 г.р.

13

Кондрова Кира Александровна

№23

8607105962

27.02.2016 г.р.

Расписание

занятий по  дополнительной образовательной программе

«Весёлая нотка»

Ф.И.О.

педагога

Понедельник

Кунтаева Лилия Равкатовна

16.00-16.25

Годовой календарный учебный график

занятий по  дополнительной образовательной программе

«Весёлая нотка»

Учебный период

Количество учебных недель

Объем программы

Продолжительность каникул

Мониторинг

01.09.2021 – 31.05.2022

36

1/4/36

28.12.2021 – 10.01.2022

Диагностика проводится в начале и конце года



Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Когалыма

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Берёзка»

Принята на заседании

педагогического совета

от «30» августа 2022 года

Утверждаю:

Заведующий  МАДОУ «Берёзка»

____________И.С.Шамсутдинова

№ ____ от «      »_______

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Звонкий каблучок»

направленность - художественная

Уровень: стартовый

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

Составитель:

Кунтаева Лилия Равкатовна,

музыкальный руководитель

г.Когалым, 2022

Содержание

Пояснительная записка

1

Учебный план по годам обучения

2

Цель и задачи 1-го года обучения

3

Учебно-тематический план 1-го года обучения

4

Содержание программы 1-го года обучения

5

Требования к уровню подготовки обучающихся 1-го года обучения

6

Цель и задачи 2-го года обучения

7

Учебно-тематический план 2-го года обучения

8

Содержание программы 2-го года обучения

9

Требования к уровню подготовки обучающихся 2-го года обучения

10

11

Методическое обеспечение

12

Материально-техническое обеспечение программы

13

Нормативно-правовое обеспечение                                                        

14

Список литературы

15

Пояснительная записка

В современном обществе проблемы здоровья становятся все острее и острее, несмотря на стремительное развитие науки и медицины. Причин этому множество. Главное не столько знать о них, сколько попытаться устранить или минимизировать их влияние.

Первое, с чем мы сталкиваемся – это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, проводимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы, задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальнейших проблем нашего времени.

Здоровье является естественной, абсолютной ценностью. Это основа жизни человека, необходимое условие полноты реализации человеком своих жизненных смыслов. [7].

Танцевально-игровая гимнастика «Са-Фи-Данс» позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического, и, в целом, психического развития детей.  

Актуальность обозначенной проблемы, в необходимости физического развития, а также укрепления здоровья, подтверждается Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ) и «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (от 17 октября 2013 г. № 1155 г.).

В законе «Об образовании в Российской Федерации» (статья 95) отмечается, что дошкольное образование направленно на развитие физических качеств, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Для реализации задач физического воспитания необходимо соблюдать условия, которые отвечают требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13: здоровьесберегающая развивающая среда.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО), указана значимость физического развития детей, укрепление их здоровья. В образовательную область «Физическое развитие» по ФГОС ДО, включается приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). [13].

Во ФГОС ДО прописаны требования к результатам освоения Программы – это целевые ориентиры:

  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
  • Имеет начальные представления о ЗОЖ.
  • Воспринимает ЗОЖ как ценность.

Эти целевые ориентиры по «Физическому развитию», обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства в Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-ПиН 2.4.1.3049-13 (Указом Президента Российской Федерации от 19.03.2013 №211) определяют Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы.

Направленность программы – художественная. Содержание способствует развитию художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к искусству танца, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира хореографии, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.

Вид программы – модифицированная.

За основу выбраны программы:

- программа «Ритмика и танец» Овчиникова Е.В.

- программа «Са-Фи-Данс» Кадочникова А.В.

Из данных программ взяты главные разделы: танцевально-ритмическая гимнастика, игропластика, основы классического, народного и современного танца, а также постановочная деятельность.

Новизна данной программы заключается в интеграции таких направлений, как ритмика, музыка, пластика, сценическое движение. Содержание тем адаптировано для дошкольного возраста.

Актуальность данной общеобразовательной программы носит интегрированный характер, выполняя главную задачу предмета – освоение обучающимися практических умений, Старший дошкольный возраст является благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки [4]. Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. Наиболее интенсивное увеличение наблюдается в показателях координации движений, гибкости, функции равновесия. Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Как известно, эффективность этого процесса в значительной степени обеспечивают двигательно-координационные способности, которые одновременно оказывают существенное влияние и на умственное развитие ребенка [8].

От чего же зависит здоровье ребенка? Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% от условий внешней среды, т. е, экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью обучающихся использовать и совершенствовать полученные знания и навыки по программе «Ритмика и танец» во время концертной деятельности студии театра моды.

Цель программы: развитие ловкости и координационных способностей, двигательного спектра и танцевального творчества детей старшего дошкольного возраста, посредством ритмики.

Задачи:

Образовательные: помогать ребенку овладевать танцевально-игровой деятельностью: формировать умения связывать танцевальные движения с ритмом    музыки; формировать умения согласовывать движения с текстом и музыкой; систематизировать умения менять движения в связи с изменениями динамики звучания музыки; формировать представление о возможностях пластики для передачи различных эмоциональных состояний.

Развивающие: развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности; развивать двигательные качества и умения (двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки); развивать умение ориентироваться в пространстве

 Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к танцам, музыке; воспитывать эстетические качества детей

Игровые: развитие творческого самовыражения; воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощённости в движениях

Оздоровительные: способствовать профилактике плоскостопия; способствовать формированию правильной осанки; способствовать оптимизации рост и развития опорно-двигательного аппарата; способствовать развитию функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной системы организма.  

Отличительные особенности программы «Ритмика и танец» выявляются в организации практических занятий с воспитанниками, где акцент ставится на результат творческой деятельности в процессе создания концертных номеров.

Количество детей в группе: 10 – 12 человек.

Срок реализации программы – 2 года.

Календарный учебный график учреждения:

Этапы образовательного процесса

1-ый год обучения

2-ой и последующий годы обучения

Комплектование учебных групп

Допустимо до 30.09

До 09.09

Начало учебного года

Не позднее 01.10

10.09

Продолжительность учебного года

36 учебных недель

36 учебных недель

Конец учебного года

24.05

24.05

Летние каникулы

25.05-09.09

25.05-09.09

Календарный учебный график по предмету

Год обучения

Сен

Окт

Нояб

Дек

Янв

Фев

Мар

Апр

Май

1-ый

3

5

4

5

3

4

4

5

3

2-ой

3

5

4

5

3

4

4

5

3

Считают благоприятным временем развития координационных способностей возраст от 5 до 7 лет. На шестом году жизни ребёнок физически крепнет, становиться более подвижным, успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений при ходьбе, беге, прыжках. Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений. Для дошкольного возраста упражнения, выполненные с музыкальным сопровождением, являются основными, базовыми при овладевании двигательной культурой.

При подборе упражнений, а далее занятий необходимо учитывать возрастные нагрузки.

Возрастные нагрузки.

5-6 лет.

Возрастные особенности детей позволяют усложнить материал. Психологические особенности позволяют ребенку лучше координировать свои действия с партнером, у детей возрастает способность к сочинению, фантазии, комбинации различных движений. Поэтому основным направлением в работе с детьми старшего возраста становится взаимодействие нескольких персонажей, комбинации нескольких движений и перестроений. Задачей педагога является формирование способов отношений с несколькими персонажами, развитие умений понимать их, передавать один и тот же образ в разных настроениях, в разном характере, формировать способы комбинации различных танцевальных движений и перестроений. Детям предлагаются более сложные композиции, яркие, контрастные музыкальные произведения для восприятия и передачи музыкального образа, предлагаются более сложные схемы перестроений, комбинации танцевальных движений.

6 – 7 лет.

Возрастные особенности детей позволяют осваивать сложные по координации движения, понимать сложные перестроения, чувствовать партнера и взаимодействовать друг с другом, при этом контролировать качество исполнение движения. Психологические особенности позволяют самостоятельно придумывать новые образы, интерпретировать знакомые образы, передавать их взаимодействие. Дети подготовительной группы способны к самостоятельному сочинению небольших танцевальных композиций с перестроением и комбинацией танцевальных движений. Задачей педагога на данном этапе остается формирование способов отношений между партнерами, восприятия и передачи музыкальных образов с оттенками их настроения и характера, образно-пластического взаимодействия между несколькими партнерами. На данном этапе педагог создает детям как можно больше условий для самостоятельного творчества.

Таким образом, современная ритмическая гимнастика - это самостоятельный вид гимнастики с характерной методикой и правилами организации занятий. Правильное построение комплексов ритмической гимнастики для детей разного возраста позволяет всесторонне воздействовать на детский организм. В старшем дошкольном возрасте у ребенка происходит изменения всех систем организма, этот возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. В этом возрасте происходит “закладка фундамента” для развития координационных способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию.

Режим, учебная нагрузка и предполагаемое количество обучающихся:

Первый год обучения – занятия проводятся по группам (10-12 человек) один раза в неделю по 25 минут.

Второй год обучения – занятия проводятся по группам (10человек) один раза в неделю по 30 минут.

Форма организации обучения – групповая (учебное занятие с преобладанием фронтальной работы).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта;
  • только сформированные координационные способности — необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями;
  • координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил;

 ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

 ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,  у ребенка складываются предпосылки грамотности;

 у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

 ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения на занятиях;

 ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, музыки, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры на этапе завершения обучения по программе «Ритмика и танец»:

- овладение умениями правильно выполнять простейшие танцевально-ритмические упражнения;

- развитие чувства ритма, музыкального слуха.

Педагогическая диагностика знаний и умений обучающихся

В период реализации дополнительной общеобразовательной программы «Ритмика и танец» проводится диагностикауровня освоения содержания учебного материала обучающимися.

Критерии диагностики

В ходе диагностики у обучающихся отслеживаются следующие побуждения, знания, представления, умения:

  1. Овладение теоретическими навыками: различать понятия «ритмика» и «танец», а также знать начальную терминологию хореографического искусства (линия, круг, диагональ, поклон-приветствие, галоп, подскоки, прыжки и т.д.).

2. Танцевально-ритмические движения:

- умение ритмично двигаться под музыку;

- умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание;

- умение ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения;

- умение переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу;

- умение менять движения в соответствии с музыкальными фразами;

- умение исполнять танцевальные движения (поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке, приставной шаг с приседанием, с продвижением вперёд, кружении, приседание с выставлением ноги вперёд).

3. Развитие танцевально-игрового творчества:

- умение работать в коллективе и в паре;

- умение передавать образы (зверей, птиц, растений) в танце, игре;

- составление образов в танцевальной композиции.

Критерии определения уровня усвоения программы обучающимися

Высокий уровень: побуждения устойчивые; знания и представления четкие, содержательные, системные; практические упражнения выполняет  самостоятельно.

Средний уровень: побуждения не устойчивые; знания и представления четкие, краткие; практические упражнения выполняет с помощью взрослого.

Низкий уровень: побуждения ситуативные; знания и представления отрывочные, фрагментарные; практические упражнения выполняет в общей деятельности с помощью взрослого.

Личностные достижения обучающихся характеризуются проявлением:  

- инициативности,

- сообразительности,

- осознанности,

- нравственных, эстетических, познавательных чувств;

- опоры на собственный опыт,  

- доброжелательности.

Формы подведения итогов. Результаты работы танцевальной деятельности оцениваются в разных формах:

• тематических и комплексных занятиях;

• открытых занятий для родителей;

• итоговых занятий;

• различных праздников и концертов.

По итогам реализации программы обучающиеся разучивают простейшие танцевальные комбинации и осваивают несложные хореографические миниатюры, которые в конце года выставляются на отчетном концерте.

Форма подведения итогов реализации программы: отчетный концерт.

Учебный план по годам обучения

№ п/п  

Тема, раздел

1-ый год

2-ой год

Итого

1

Вводное занятие

1

1

2

2

Игрогимнастика

4

3

7

3

Игротанцы

4

4

8

4

Танцевально-ритмическая гимнастика

5

4

9

5

Игропластика

4

3

7

6

Пальчиковая гимнастика

2

2

4

7

Танцевально-ритмические движения

4

4

8

8

Игровой самомассаж

1

1

2

9

Танцевально-ритмические этюды

5

5

10

10

Музыкально-подвижные игры

3

2

5

11

Игры-путешествия

2

2

4

12

Ритмические упражнения на координацию движений

4

4

8

13

Креативная гимнастика

4

4

8

14

Постановка и отработка концертных номеров

5

5

10

15

Итоговое занятие

1

1

2

Всего:

49

45

94

Цель и задачи 1-го года обучения

Цель: приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.

Задачи:

- познакомить детей со спецификой танцевального искусства;

- развить музыкальный слух и чувство ритма;

- воспитать культуру поведения и общения на занятиях и на сцене.

Учебно-тематический план

1-го года обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Игрогимнастика

4

4

3.

Игротанцы

4

1

3

4.

Танцевально-ритмическая гимнастика

5

5

5.

Игропластика

4

4

6.

Пальчиковая гимнастика

2

2

7.

Игровой самомассаж

1

1

8.

Музыкально-подвижные игры

3

3

9.

Игры - путешествия

2

2

10.

Креативная гимнастика

4

4

11.

Постановка и отработка концертных номеров

5

1

4

12.

Итоговое занятие

1

1

Всего:

36

3

33

Требования к уровню подготовки обучающихс 1-го года обучения:

В конце первого года обучения воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

Знать:

- понятия «ритмика», «танец», «приветствие», «поклон»;

- правильную технику выполнения танцевальных шагов, движений.

Уметь:

- работать в коллективе;

- ориентироваться в пространстве;

- строиться в шеренгу, круг, линию.

Цель и задачи 2-го года обучения:

Цель: сформировать творческие способности обучающихся посредством танцевального искусства.

Задачи:

- обучать и совершенствовать музыкально-двигательные навыки;

- развить и закрепить музыкально-ритмическую координацию, музыкально-двигательную память;

- воспитать стремление к чёткому, правильному, красивому выполнению задания.

Учебно-тематический план 2-го года обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации

/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

Игра-тренинг

2.

Игрогимнастика

3

3

Зачётное занятие

3.

Игротанцы

4

1

3

Зачётное занятие

4.

Танцевально-ритмическая гимнастика

4

1

3

Зачётное занятие

5.

Игропластика

3

3

Зачётное занятие

6.

Танцевально-ритмические движения

4

1

3

Зачётное занятие

7.

Танцевально-ритмические этюды

5

5

Зачётное занятие

8.

Музыкально-подвижные игры

2

2

Зачётное занятие

9.

Ритмические упражнения на координацию движений

4

1

3

Зачётное занятие

10.

Постановка и отработка концертных номеров

5

1

4

Зачётное занятие

11.

Итоговое занятие

1

1

Концерт-ное выступле-ние

Всего:

36

6

30

Требования к уровню подготовки обучающихся 2-го года обучения:

В конце 2-го года обучения воспитанники овладеют следующими знаниями, умениями и навыками:

Будут знать:

- название движений, алгоритм их исполнения;

- порядок выполнения изученных танцевальных комбинаций;

Будут уметь:

- ориентироваться в зале и на сцене;

- строиться в шеренгу, круг и линию, выполнять простейшие построения и перестроения;

- работать в коллективе и в паре;

-  передавать простейшие образы (зверей, птиц, растений, фигуры и т.д.) в танце.

Будут владеть: техникой простейших танцевальных элементов в паре (хлопки с партнёром, повороты под рукой и т.д.).

Методическое обеспечение

В образовательном процессе используются следующие типы занятий:

- комбинированное изучение (усвоение нового материала: объяснение, показ и практическая деятельность);

- закрепление и совершенствование  приобретённых знаний и навыков.

Формы и методы

Для успешного достижения основных целей и задач данной программы предусматривается применение групповых форм обучения. Групповые занятия проводятся по группам не более 12человек. Для более полного и глубокого усвоения учебного материала детьми применяются разнообразные методы обучения.

- словесный метод – рассказ, беседа;

- наглядный метод – показ, демонстрация;

- метод наблюдения (прямое, косвенное), самонаблюдение;

- метод подражания;

- игровой метод.

Материально-техническое оснащение

1. Кабинет, оборудованный зеркалами.

2. Коврики или большой ковёр.

3. Аппаратура для музыкального сопровождения.

4. Видеоаппаратура.

Нормативно-правовое обеспечение программы

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 24.12.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 14.07.2022).

4. Постановление Правительства РФ от 21.02.2022 № 225 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций».

5. Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован 31.08.2020 № 59599).

6. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел ―Квалификационные характеристики должностей работников образования‖» (зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2010 № 18638) (ред. от 31.05.2011).

7. Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2015 № 36204) (ред. от 13.05.2019).

8. Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

9. Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» (ред. от 07.04.2017).

10. Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (ред. от 23.12.2020).

11. Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

12. Приказ Департамента образования и науки Ханты-мансийского автононого округа-Югры.

13. Приказ УО Администрации города Когалыма 14. Приказ МАДОУ «Березка» от 13.02.2023г. за № 30 «О создании рабочей группы по приведению ООП МАДОУ «Березка» в соответсвие с ФГОС ДО и ФОП ДО»

Список литературы:

  1. Анищенкова, Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенкова. - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ", 2005. - 798 c;
  2. Алямовская В.Г. Как воспитывать здорового ребёнка. - М.,2015;
  3. Барышникова Т. Азбука хореографии. Внимание: дети. М. – 2000г.;
  4. Брюсов, В. Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам / В. Брюсов. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 142 c.;
  5. Брюсов, В. Я. Основы стиховедения. Общее введение. Метрика и ритмика / В.Я. Брюсов. - М.: Красанд, 2015. - 138 c
  6. Бриске И.Э. «Ритмика и танец», Челябинск –2003г
  7. Бодраченко И.В. Музыкальные игры в детском саду для детей 3-7 лет.-М.: Айрис – пресс, 2009. – 144с.
  8. Васильева Т.К. Секрет танца – С-П.: Диамант, 2007г.
  9. Г. Вихарева «Играем с малышами», Санкт – Петербург «Композитор» 2007г;
  10. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 352 c.
  11. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. - М.: Книга по Требованию, 2008. - 272 c.
  12. Гаспаров, М. Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика / М.Л. Гаспаров. - М.: Наука, 2016. - 320 c.
  13. Гаспаров, М. Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика / М.Л. Гаспаров. - М.: Наука, 2005. - 488 c.
  14. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - Москва «Сфера», 2008

Приложение 1

Характеристика возрастных особенностей.

Тип

Реагирующая способность

Характеристика

1тип

Слуховая и зрительная

Повторное реагирование на внезапно появляющиеся сигналы или на изменение окружающей ситуации через: а) свободный бег, дополнительный заданиями, на внезапные остановки, возобновление и изменение передвижений, выполнение поворотов, преодоление препятствии (линий и невысоких предметов);

б) бег из усложненных стартовых положений (лежа на спине, на животе стоя спиной к направлению движения, стоя на одном или двух коленях, из приседа, седа и тому подобное);

в) интенсивность движения, ее изменения: ходьба обычная — бег быстрый, бег медленный — бег ускоренный; г) упражнения с короткой и длинной скалкой (вбегать и выбегать).

2 тип

Способность к равновесию:

а) статическая        

б) динамическая  

 а) методические приемы: удлинение времени сохранения позы, временное исключение зрительного самоконтроля, уменьшение площади опоры, включение предварительных и сопутствующих движений, введение противодействий

б) адаптация к различным внешним условиям, подвижные и спортивные игры, в которых резко меняется направление движения

3 тип

Дифференцированная способность

Методические приемы: включение зрительного анализатора, задание на точность, «сближаемые» и «контрастные» задания (прыжки на максимальную длину, равную половине максимального результата, броски с ближних дистанций и дальних и т. п.)

4 тип

Дифференцирование временных интервалов

Выполнение движений в медленном, среднем и быстром темпе: 1. Коллективный подсчет от одного до десяти, под звуки метронома, установленного на частоту 60 и 120 ударов в минуту. 2. Выполнение общеразвивающих упражнений в медленном и быстром темпе (наклон на один счет и затем на четыре счета и тому подобное). 3. Ходьба на месте в медленном темпе с постепенным переходом на быстрый (по 8 шагов в каждом темпе). 4. Прыжки на месте на одной и двух ногах (8 прыжков — быстро, 8 –медленно) и другие.

5 тип

Ритмическая способность.

Физические упражнения, выполняемые в различных временных и пространственных соотношениях, танцы, танцевальные шаги. Попеременное выполнение упражнений под музыку и без музыкального сопровождения (метод ритмической активности). Большое значение имеют упражнения, которые дети выполняют сообща или держась за руки, и их движения четко согласуются с музыкой (ритмическая ходьба, фигурное марширование, несложные перестроения, марш, вальс, и др. движения).

6 тип

Способность к переключению

Проектирование оптимальной программы действий: контроль, корректировка и перестройка двигательной реакции в соответствии ситуации. Например, единоборство, борьба и спортивные игры

Аннотация

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа  «Звонкий каблучок» по виду является модифицированной, по направленности – художественной.

Возраст обучающихся от 5 до 7 лет.

Данная программа рассчитана на 2 года обучения.

Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся средствами хореографического искусства.

Задачи: обучение детей простейшим практическим навыкам в области танцевального искусства; развитие танцевальной выразительности, умения ориентироваться в пространстве в процессе разводки танцевального рисунка; воспитание партнёрских отношений между детьми в постановках, создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.

Содержание программы: «Упражнения ритмической гимнастики», «Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений», «Танцевальные этюды, игры, танцы», «Постановка эстрадных номеров».

Формы реализации программы: групповые занятия.

Целевые ориентиры:

В результате освоения программы обучающиеся научатся:

- чувствовать ритм; слышать и понимать музыку; выполнять простейшие ритмические рисунки; красиво и правильно исполнять танцевальные элементы;

-  смогут выражать в пластике состояние образа, переданное в музыкальном произведении; ориентироваться в пространстве на основе круговых и линейных рисунков; исполнять движения в парах; в группах; держаться правильно на сценической площадке.

               У детей появится умение вести себя в группе во время движения, будут сформированы чувство такта и культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми.



Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Когалыма

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Берёзка»

Принята на заседании

педагогического совета

от «30» августа 2022 года

Утверждаю:

Заведующий  МАДОУ «Берёзка»

____________И.С.Шамсутдинова

№ ____ от «      »_______

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Юные артисты»

направленность – художественно-эстетическая

Уровень: стартовый

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

                        составитель:

Кунтаева Лилия Равкатовна,

музыкальный руководитель

г.Когалым, 2023

Пояснительная записка

В основу настоящей программы положена программа Т.С.Григорьевой «Маленький актёр» и  программа  М.Д.Маханевой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду». 

Направленность программы: художественно-эстетическая

Актуальность:

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкально-театральном искусстве как синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности.

       В  формировании духовно развитой личности, в усовершенствовании человеческих чувств, в понимании явлений жизни и природы грандиозную роль играет – искусство.

Знакомство с искусством формирует свой эстетический идеал, помогает соотносить культуру разных эпох и народностей, а также совершенствует эстетический вкус. В условиях ДОУ наиболее эффективным является введение ребёнка в мир искусства через театральную деятельность, базирующуюся на игре. А игра, как мы знаем, является ведущей деятельностью для ребёнка на данном этапе.

Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.

Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.                 Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Отличительные особенности программы

Отличительными особенностями данной программы является её практическая направленность, реализуемая через участие детей в различных формах театрализованной деятельности, а также использование современных информационно-коммуникативных технологий в образовательном, воспитательном и развивающем  процессах.

Адресат программы:

 старший дошкольный и подготовительный к школе возраст (5-6, 6-7 лет)

В возрасте 5-6 лет ребенок обладает существенными возможностями для проявления себя в театральном творчестве. Происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности ребенка, повышается работоспособность нервной системы, появляется способность активного мышления. Становится достаточно развитой речь, дети свободно высказывают свои суждения о содержании художественного произведения. Формируется система оценок, восприятие становится целенаправленным.

Общий и художественный кругозор, наличие достаточного багажа представлений о жизненных явлениях, определенный запас впечатлений от произведений литературы, изобразительного искусства, от праздников и развлечений способствует развитию детской фантазии, творческого воображения. Всё это положительно сказывается на творческих проявлениях детей.

Дополнительные кружковые занятия с детьми позволяют расширить возможности всестороннего развития детей, укрепления их физического и психического здоровья.

Срок реализации: 2 года

На полное освоение программы требуется 72 часа

Форма обучения – очная

Особенности организации образовательного процесса

Набор детей в кружок – свободный. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 10-15 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий 

Общее количество часов в первый год обучения – 36, второй год – 36. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность 30 минут.

Педагогическая целесообразность

Программа соответствует фундаментальным основам возрастной психологии и дошкольной педагогики; реализует культурно - исторический, деятельностный, личностно-ориентированный подходы к развитию ребенка.

Практическая значимость.

Участвуя в театрализованных занятиях, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, звуки, краски. Театрально – игровая деятельность способствует нравственно – эстетическому воспитанию детей, развивает интерес к литературе, увеличивает словарный запас, разговорную речь, обогащает детей новыми знаниями, умениями, впечатлениями.          С переходом в школу, ребёнок сталкивается трудностями - эмоциональной адаптацией. Театральная же игра эмоционально раскрепощает ребёнка, снимается его «зажатость».

Ведущие теоретические идеи.

Ведущая идея данной программы — создание современной практико-ориентированной высокохудожественной образовательной среды, позволяющей эффективно реализовывать театрально-музыкальную деятельность детей.

При этом осуществляются  следующие подходы: развивающий; системно-деятельностный; личностно – ориентированный.

Цель дополнительной общеразвивающей  программы: приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность.

Задачи: 

1. Образовательные: 

- Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др).

- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Рубцовск.

- Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.

- Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.

- Учить импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок

 2.Развивающие: 

- Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях;

- Развивать память, внимание, воображение, фантазию;

- Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;

-  Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;

- Развивать желание выступать перед родителями.

Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей, с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ), организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.

- Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.

- Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.

 3. Воспитательные: 

- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.

- Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала;

- Воспитание коммуникативных способностей детей

Принципы:

Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности  ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.

Формы работы с детьми - индивидуальные и групповые, теоретические  и практические:

• объяснение;

• чтение воспитателя;

• беседы;

• просмотр презентаций и видео;

• разучивание произведений устного народного творчества;

• обсуждение;

• наблюдения;

• словесные, пальчиковые и подвижные игры;

• пантомимические этюды и упражнения;

• артикуляционная и дыхательная гимнастика;

• импровизация;

• инсценировки и драматизация.

Методы организации образовательного процесса:

- словесный (объяснения, вопросы, указания, образные сюжетные рассказы);

- наглядный (показ упражнений, использование пособий, имитация, зрительные ориентиры и т.д.);

- практический  (повторение упражнений, проведение в игровой форме);

 - уподобления характеру художественного образа (моторно-двигательного, мимического, вокального, словесного, тактильного, интонационного);

Основные направления программы (структура занятий):

1.Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:

Что такое театр, театральное искусство;

Какие представления бывают в театре;

Кто такие актеры;

Какие превращения происходят на сцене;

Как вести себя в театре.

2.Эмоционально-образное развитие. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

3.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

4.Основы коллективной творческой деятельности. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения  фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

5. Навыки кукловождения. Работа над сценками, спектаклем. Базируется на  сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой»  и «От этюдов к спектаклю»

( обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев, разучивание песен; создание эскизов и декораций).

К работе над спектаклем широко привлекаются родители

Интеграция образовательных областей:

1.Социально-коммуникативное развитие.

Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. Воспитывается  организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Формируются такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Развиваются волевые качества. Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев. Они «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя его характер, учатся оценивать поступки героев художественного произведения.

2.Познавательное развитие. 

Углубляются знания детей о театре как о виде искусства, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, расширяется кругозор, что служит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.

3.Речевое развитие. 

Развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Происходит развитие всех сторон речи. Активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги.  Через знакомство с художественными произведениями различных жанров происходит приобщение детей к словесному искусству, развитие литературной речи.  

 4.Художественно-эстетическое развитие.

 Развивается эмоциональная восприимчивость, эмоциональный  отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.

В процессе совместного с детьми изготовления атрибутов, различных видов кукольных театров, элементов костюмов к выбранной для разыгрывания сказке у детей происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству.  

5. Физическое развитие. Через повышение двигательной активности, создание благприятного эмоционального климата  и здоровьесберегающие технологии укрепление физического здоровья детей.

Здоровьесберегающие технологии

• дыхательная гимнастика

• артикуляционная гимнастика.

• пальчиковые игры со словами,

• физкультминутки, динамические паузы.

Прогнозируемые результаты:

1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.

2. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.

3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.

4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.

5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.

6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.

7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников студии в самом различном качестве.

Планируемые результаты к концу первого года обучения:

Ребёнок должен знать:

- некоторые виды театров;

- некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;

- устройство театра (зрительный зал, фойе, гардероб);

- театральные профессии (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер)

Должен уметь:

- уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов;

- уметь подобрать рифму к заданному слову;

- разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;

- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

 - выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией

Планируемые результаты к концу второго года обучения:

Ребёнок должен знать:

 - все основные виды театров;

- основные  приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;

-  основные жанры театрального искусства;

- иметь представление о некоторых театральных терминах (амплуа, аншлаг, антракт, бис и т.д.)

Должен уметь:

- ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке;

- уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки;

- уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера;

- уметь запоминать заданные режиссером мизансцены;

- на сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия;             владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

- уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;

- уметь строить диалог с партнером на заданную тему;

- уметь сочинить рассказ от имени героя;

- уметь составлять диалог между сказочными героями;

- знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов;

- разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием   кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;

- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;  

- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, и  аудиторией. 

Формы подведения итогов реализации программы

Формой подведения промежуточных и заключительных итогов реализации программы являются выступления детей на праздниках и досугах внутри ДОУ и участие детей в ежегодном городском музыкально-театральном фестивале «Музы и дети».

Механизм оценивания образовательных результатов.

Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.

Диагностика проводится на основе творческих заданий.

1.Основы театральной культуры.

Высокий уровень –  3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.

Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.    

2. Речевая культура.

Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.

Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.

3. Эмоционально-образное развитие.

Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.

Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.

4. Навыки кукловождения.

Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.

Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.

5.Основы коллективной творческой деятельности.

Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.

Характеристика уровней знаний и умений

театрализованной деятельности

Высокий уровень (18-21 баллов).

Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание.

Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.

Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.

Средний уровень (11-17 баллов).

Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения.

Дает словесные характеристики  персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения.

Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя.

Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа.  Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности.

С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета.

Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

      Низкий уровень (7-10 баллов).

      Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра.

Знает правила поведения в театре.

Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета.

Пересказывает произведение только с помощью руководителя.

Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.

Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем.

Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.

Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.

Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы

Психолого-педагогические условия

Уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

- Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

- Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

- Поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

- Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

- Возможность выбора детьми материалов,  видов активности, участников совместной деятельности и общения;

- Защита детей от всех форм физического и психического насилия;

Тематический план к рабочей программе  «Весёлая карусель»

1-й год обучения

Месяц

Раздел

Тема

Теория

Практика

Всего занятий

сентябрь

1.Вводное занятие «Волшебный мир театра»

2.Что такое балет?

1.Введение в искусство

2.Виды театров

3,4. Волшебный мир балета

0,25

0,25

0,25

0,25

0,75

0,75

0,75

0,75

1

1

1

1

октябрь

Театр на кавролине

1. «Три медведя»

2. Осень в лесу

3. «Репка»

4. Осень в деревне

0,25

0,25

0,25

0,25

0,75

0,75

0,75

0,75

1

1

1

1

ноябрь

Пальчиковый театр

Настольный театр

1. «Теремок»

2.Осень в лесу

3. Сказка «Волшебная дудочка»

4. Сказка «Волк и 7 козлят»

0,25

0,25

0,25

0,25

0,75

0,75

0,75

0,75

1

1

1

1

декабрь

Варежковый театр

1. Сказка «Варежка»

2. Зима в лесу

3. Ёлочка

4. Новый год

0,25

0,25

0,25

0,25

0,75

0,75

0,75

0,75

1

1

1

1

январь

Театр матрёшки.

1.Весёлая Коляда

2.Колобок

3. Весёлые матрёшки

4. Волшебный сундучок

0,25

0,25

0,25

0,25

0,75

0,75

0,75

0,75

1

1

1

1

февраль

Театр маски

1. Кто в доме главный

2. Наша дружная семья

3.Бабушка-забавушка

 4.Весёлое представление

0,25

0,25

0,25

0,25

0,75

0,75

0,75

0,75

1

1

1

1

март

Театр игрушки

1. «Кто сказал «мяу»?»

2. На пруду

3. На птичьем дворе

4. Весна в лесу

0,25

0,25

0,25

0,25

0,75

0,75

0,75

0,75

1

1

1

1

апрель

Музыкально-драматический театр

Постановка сказки к городскому фестивалю «Музы и дети»

-

4

4

май

Музыкально-драматический театр

Сводные репетиции старших и подг.групп и показ сказки к городскому фестивалю «Музы и дети»

Диагностика.

-

4

4

Итог

9

27

36

Тематический план к рабочей программе  «Весёлая карусель»

2-й год обучения

Месяц

Раздел

Тема

Теория

Практика

Всего занятий

сентябрь

 Волшебный мир театра»

Что такое опера?

1. «Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать»

2. Играем в профессии (актер, режиссер, художник, композитор, костюмер)

3. «Волшебный мир театра - опера»

4. «Сказка в опере»

0,25

0,25

0,25

0,25

0,75

0,75

0,75

0,75

1

1

1

1

октябрь

Знакомство с конусным театром

1. Сказка своими руками

2. «Сказки Осени» Драматизация сказки

 «Осенняя История»

3.Музыка ветра, листвы и травы

4. «Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем»

0,25

0,25

0,25

0,25

0,75

0,75

0,75

 0,75

1

1

1

1

ноябрь

Театр на магнитах, трафаретные куклы

1.Спешим в театр

2.Куклы на магнитах

3.Учимся быть артистами. Эмоции.

4.Учимся быть артистами. пантомима

0,25

0,25

0,25

0,25

0,75

0,75

0,75

0,75

1

1

1

1

декабрь

Театр

настольный

1. «Одну простую сказку хочу вам показать…»

2. «Сделаем сами своими руками»

3. Такое разное настроение

4.Инсценирование сказки «Новогодняя сказка»  

0,25

0,25

0,25

0,25

0,5

0,75

0,75

0,75

1

1

1

1

январь

Театр Би-ба-бо

1.Сказки из сундучка

2.«Учимся быть артистами»

3.Сказка «Рождественская елочка»

4.Мы любим театр-викторина

0,25

0,25

0,25

0,25

0,75

0,75

0,75

0,75

1

1

1

1

февраль

Театр маски

1.Попробуем измениться (мимика, жест, голос)

 2. «Изменю себя, друзья, догадайтесь, кто же я?»

3.Творческое задание: «Рассказываем и показываем знакомые сказки»

4.Инсценирование Сценки« Как звери  маму поздравляли»

0,25

0,25

0,25

0,25

0,75

0,75

0,75

0,75

1

1

1

1

март

Театр ростовых кукол

1.Сказка «Весна в лесу»

2. Играем с Каркушей

3.Мы – матрёшки

4. Инсценирование сказки «Полёт в космос»

0,25

0,25

0,25

0,25

0,75

0,75

0,75

0.75

1

1

1

1

апрель

Музыкально-драматический театр

Постановка сказки к городскому фестивалю «Музы и дети»

-

4

4

май

Музыкально-драматический театр

Сводные репетиции старших и подг.групп и показ сказки к городскому фестивалю «Музы и дети»

Диагностика.

-

4

4

Итого

9

27

36

Материально-техническое обеспечение реализации программы

1.Театральная ширма

2.Разные виды кукольных театров:

- пальчиковый

- настольный

- конусный

- би-ба-бо (перчаточный)

- магнитный

- масочный

- варежковый

- ростовой

- театр матрёшки

- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)

3. Ноутбук, колонки, музыкальный центр;

4. Проектор, презентации

5. Костюмерная

6. Декорации

7. Атрибуты к играм и инсценировкам

8. Музыкальные инструменты

Информационное обеспечение программы

Интернет-ресурсы:

NSPORTAL

Портал Маам

Портал Мультиурок

Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное музыкально-педагогическое образование.

Дидактическое обеспечение реализации программы: схемы, плакаты, дидактические игры, репертуарные сборники,  видео-, аудиофонд, картотеки артикуляционных, дыхательных, речевых, театральных  игр и упражнений

Методическое обеспечение программы:

1.Григорьева Т.С. Программа «Маленький актёр» для детей 5-7 лет.- М., Сфера, 2012.

2.ГончароваО.В. Театральная палитра. Программа художественно-эстетического воспитания.- М., Сфера, 2010.

3.Гавришева Л.Б. Музыка, игра – театр!- С.-П., «Детство-Пресс», 2004

4.Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки - СПб, Детство-Пресс, 2009

5.Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в театрализованной деятельности. - М., Сфера,2010

6.Каплунова И., Новоскольцева И.. Праздник каждый день.- Санкт-Петербург, 2008

7. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. - М., ЦГЛ, 2003

8. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. –

М., сфера, 2010

9. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду.- М., Сфера, 2009

10. Насауленко С.Г. Музыкальные игры и новые песни -Колокольчик №38-2007

11. . Пименов В.А. Театр на ладошках.- ВГУ, 1998

12. Погребинская М.М. Музыкальные скороговорки/ СПб, «Композитор», 2007

13. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М., Владос, 2001

14. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. С.-П., «Союз», 2001

Нормативные правовые акты

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599

3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.

4. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р.

5. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.

6. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Приложение. Примеры оценочного материала.

  Творческое задание № 1

Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.

Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям.

Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.

Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.

 Ход проведения.

1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого

изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.

 2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.

Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)

 3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры.

4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.

5. Показ сказки зрителям.

 Творческое задание № 2

Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»

Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.

Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать.

Давать характеристики главных и второстепенных героев.

Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю.

Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь.

Проявлять активность в деятельности.

Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.

      Ход проведения.

1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему.

Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.

2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.

3. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).

4. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.

5. Показ спектакля малышам.

                        Творческое задание № 3

Сочинение сценария и разыгрывание сказки

Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.

Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец.

 Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки.

Проявлять согласованность своих действий с партнерами.

Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации.

Ход проведения.

1. Руководитель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.

2. Руководитель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя).

Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.

      • Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).

      • Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?

      Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия

берется за основу.

3. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.

4. Показ спектакля гостям.