Технологическая карта.
Технологическая карта занятия
Ф.И.О Шишкова Анна Леонидовна.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Тема занятия: «Вода -источник жизни»
Возрастная группа: Старшая группа.
Цель занятия Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома. Формировать знания детей о значении воды в жизни всех живых существ.
Задачи занятия: Образовательные: Сформировать представление о воде и способах ее сохранения.
Развивающие: Развивать речь, внимание, наблюдательность, умение экспериментировать, формировать привычку бережного и разумного использования воды.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к воде.
Воспитывать понимание, что чистая вода это-ценный дар природы.
Дополнительные задачи: Учить проводить исследования
Добиваться результатов
Обобщать результаты опытов.
Словарная работа: Вода, пресная, соленая и др.
- Планируемый результат занятия: Дети проявляют познавательную активность в совместной деятельности со взрослыми и в самостоятельной деятельности. Интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, задают вопросы взрослому, любят экспериментировать. Умеют работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, умеют сравнивать предметы, выделяя характерные детали. Самостоятельно строят высказывания, эмоционально рассказывают об интересных фактах, делают простейшие выводы.
- Подготовительная работа:— знакомство с картами-схемами «Свойства воды»;
— беседы: «Кому нужна вода?», «Пресная и солёная вода», «Как беречь воду? и др.
— использование художественной литературы: загадки о природных явлениях, связанных с водой; пословицы, поговорки, устойчивые выражения о воде.
Материалы и оборудование: «Волшебная палочка», сундучок, конверты с заданиями, шапочки волшебников, карточки – символы, обозначающие свойства воды, дидактическая игра «Кому нужна вода» с набором картинок, набор животных (животные обитающие в водной среде, насекомые, птицы, дикие и домашние животные, стаканчики с грязной и чистой водой, воронки, вата.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно – мотивационный этап | Формировать интерес и эмоционально-положительное отношение к работе на занятии | - приветствие;-рассматривание картинок «кому нужна вода»-загадки, пословицы, поговорки связанные с водой. Ребята, сегодня мы отправимся в удивительный мир знаний. Узнаем много нового и интересного. А поможет нам в этом Знайка, который приготовил для нас задания, они лежат в этом замечательном сундучке. У Знайки есть волшебная лаборатория, где происходят чудеса с водой, песком, воздухом. | Беседа, методический метод, наглядный метод, эмоционально- психологический настрой.
| -Отгадывание загадок связанных с водой. -Дают обобщающие знания того, что вода может: бежать, течь, литься, капать, бушевать, журчать. -Проявляют неподдельный интерес к происходящему, осознают необходимость рассказать о своих знаниях, о воде.
| Дети настроены на общение. Заинтересованность детей во взаимоотношении с воспитателем.
|
2. | Основной этап |
| ||||
2.1. | Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме. | Ребята, в конверте остались ещё вот такие интересные картинки - это «заколдованные» капельки воды и нам необходимо их расколдовать. Педагог показывает детям карточки –символы. Педагог: Настало время делать чудеса. Вам надо очистить воду, вылечить реку. Из грязной превратить в чистую. Если мы это сделаем, то докажем, что мы – настоящие волшебники. Педагог: Ребята, у вас на столах вода из реки. В одном стаканчике – из чистой реки, до того, как там побывали люди, а во втором из грязной реки, после того, как люди загрязнили реку. Сравните воду в двух стаканах. Чем она отличается. Дети: В одном стакане вода чистая, а в другом грязная. Педагог: В какой воде могут жить водные животные и растения, а в какой нет? Дети: Водные животные и растения могут жить в чистой воде, а в грязной не могут. Педагог: Правильно ребята, всем нужна чистая вода, от загрязнения воды страдает все живое. В реках и озерах растениям и животным живется не так хорошо, как раньше. Загрязненная вода вредна и для здоровья человека потому, что мы с вами пьем пресную воду, которую берут в основном из рек. грязную воду можно очистить с помощью фильтров. Мы сейчас с вами будем очищать грязную воду, чтобы река опять стала чистой. Дети через фильтр сливают грязную воду в пустой стакан. Педагог: Посмотрите, очистилась ли у вас вода? Какая она?
| Беседа, наблюдение. Наглядный метод, метод моделирования.
| Дети вместе с педагогом переходят к столу, на котором стоит сундучок с заданиями. Выполняют первое задание Знайки. Дети проходят в лабораторию. Садятся за столы, где стоят стаканы: один – с грязной водой, другой – с чистой водой, вата, воронка, пустой стакан на каждого ребенка -Дети сравнивают её с водой «из чистой реки».
| Дети выдвигают версии… (Мы будем говорить о воде) выражают свои мысли и желания.
|
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о видеосюжете о воде. | Подготовка к работе с помощью гимнастики для показа сюжета на экране. «Дорогие ребята, предлагаю вашему вниманию видеописьмо». Дети переходят в зону для просмотра видеописьма. На экране сюжет, река просит детей о помощи: «Помогите, мне тяжело стало нести свои воды. Я очень люблю, когда ко мне приходят добрые люди, но не все такие, есть те, которые не знают, как вести себя, все бросают в меня: пакеты, бутылки, банки, моют машины. Я погибаю» Педагог: Настало время делать чудеса. Вам надо очистить воду, вылечить реку. Из грязной превратить в чистую. Если мы это сделаем, то докажем, что мы – настоящие волшебники.
| Информативно-рецептивный, словесный, наглядные. | Выполнение гимнастики для глаз перед просмотром видеосюжета. Просмотр информационного сюжета о воде. | Развитие познаватель-ных процессов: внимание, память, наглядно-образного и логического мышления, воображение. |
2.3. | Этап практического решения проблемы | Овладение действиями, способами решения проблемы | -Предлагает поиграть. -Проводит инструктаж по технике безопасности. -проведение гимнастики для глаз. -гимнастики для работы с мелкими деталями. -Проведение динамических упражнение для бодрого состояния. | Наглядный, словесный, игровой | Усвоение информации. Выполнение гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики и динамических упражнений. | Развитие крупной и мелкой моторики, глазных анализаторов. Снятие усталости и напряжения.
|
3. | Заключительный этап | Обобщить знания по теме занятия - беседа о том, чему научились на занятии. | Педагог: Теперь, ребята, давайте возьмемся за руки, улыбнёмся друг другу. Вы доказали, что настоящие волшебники. Все задания Знайки выполнили. А на память вам от нашего героя волшебные капельки, которые будут поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. Вот и закончилась игра, возвращаться нам пора и вновь поможет нам в этом волшебная палочка. Педагог берет волшебную палочку и говорит: Чики – чики – чикалочка. Помоги мне, волшебная палочка. Вокруг себя повернитесь. В ребят снова превратитесь. Вот мы и превратились снова в ребят. Педагог: - Чем сегодня занимались? - Что делают капельки воды в природе? - Как помогли речке? - Как нужно относиться к воде? - Что вам понравилось больше всего? Какие чувства вы испытали, когда помогли реке?
| методы: словесный, художествен-ное слово. - обобщающая беседа; -рассказы детей формы работы: - группой индивидуально | - Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы. -опытническо-исследовательской деятельности.
| -Закрепление полученных знаний детьми, подведение итога образователь-ной деятельности. Воспроизводят: признаки и свойства воды. Понимают: значение воды в жизни человека, животных, растений. Применяют: навыки - Все задания Знайки выполнены. |