Технологическая карта.

Шишкова Анна Леонидовна

Технологическая карта занятия

 

Ф.И.О Шишкова Анна Леонидовна.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.

 

Тема занятия: «Вода -источник жизни»

Возрастная группа: Старшая группа.

Цель занятия Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома. Формировать знания детей о значении воды в жизни всех живых существ.

 

Задачи занятия: Образовательные: Сформировать представление о воде и способах ее сохранения.                                                        

                               Развивающие: Развивать речь, внимание, наблюдательность, умение экспериментировать, формировать привычку бережного и разумного использования воды.

                               Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к воде.

                                                                Воспитывать понимание, что чистая вода это-ценный дар природы.

Дополнительные задачи: Учить проводить исследования

                                               Добиваться результатов

                                               Обобщать результаты опытов.

 

Словарная работа: Вода, пресная, соленая и др.

  • Планируемый результат занятия: Дети проявляют познавательную активность в совместной деятельности со взрослыми и в самостоятельной деятельности. Интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, задают вопросы взрослому, любят экспериментировать. Умеют работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, умеют сравнивать предметы, выделяя характерные детали. Самостоятельно строят высказывания, эмоционально рассказывают об интересных фактах, делают простейшие выводы.
     
  • Подготовительная работа:— знакомство с картами-схемами «Свойства воды»;

— беседы: «Кому нужна вода?», «Пресная и солёная вода», «Как беречь воду? и др.

— использование художественной литературы: загадки о природных явлениях, связанных с водой; пословицы, поговорки, устойчивые выражения о воде.

Материалы и оборудование: «Волшебная палочка», сундучок, конверты с заданиями, шапочки волшебников, карточки – символы, обозначающие свойства воды, дидактическая игра «Кому нужна вода» с набором картинок, набор животных (животные обитающие в водной среде, насекомые, птицы, дикие и домашние животные, стаканчики с грязной и чистой водой, воронки, вата.

 

 

 

 

 

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Формировать интерес и эмоционально-положительное отношение к работе на занятии

- приветствие;-рассматривание картинок «кому нужна вода»-загадки, пословицы, поговорки связанные с водой.

Ребята, сегодня мы отправимся в удивительный мир знаний. Узнаем много нового и интересного. А поможет нам в этом Знайка, который приготовил для нас задания, они лежат в этом замечательном сундучке. У Знайки есть волшебная лаборатория, где происходят чудеса с водой, песком, воздухом.

Беседа, методический метод, наглядный  метод, эмоционально- психологический настрой.

 

-Отгадывание загадок связанных с водой.

-Дают обобщающие знания того, что вода может: бежать, течь, литься, капать, бушевать, журчать.

-Проявляют неподдельный интерес к происходящему, осознают необходимость рассказать о своих знаниях, о воде.

 

Дети настроены на общение. Заинтересованность детей во взаимоотношении с воспитателем.

 

2.

Основной этап

 

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме.

Ребята, в конверте остались ещё вот такие интересные картинки - это «заколдованные» капельки воды и нам необходимо их расколдовать. Педагог показывает детям карточки –символы.

Педагог: Настало время делать чудеса. Вам надо очистить воду, вылечить реку. Из грязной превратить в чистую. Если мы это сделаем, то докажем, что мы – настоящие волшебники.

Педагог: Ребята, у вас на столах вода из реки. В одном стаканчике – из чистой реки, до того, как там побывали люди, а во втором из грязной реки, после того, как люди загрязнили реку. Сравните воду в двух стаканах. Чем она отличается.

Дети: В одном стакане вода чистая, а в другом грязная.

Педагог: В какой воде могут жить водные животные и растения, а в какой нет?

Дети: Водные животные и растения могут жить в чистой воде, а в грязной не могут.

Педагог: Правильно ребята, всем нужна чистая вода, от загрязнения воды страдает все живое. В реках и озерах растениям и животным живется не так хорошо, как раньше. Загрязненная вода вредна и для здоровья человека потому, что мы с вами пьем пресную воду, которую берут в основном из рек. грязную воду можно очистить с помощью фильтров. Мы сейчас с вами будем очищать грязную воду, чтобы река опять стала чистой.

Дети через фильтр сливают грязную воду в пустой стакан.

Педагог: Посмотрите, очистилась ли у вас вода? Какая она?

 

Беседа, наблюдение.

Наглядный метод, метод моделирования.

 

 

 

 

Дети вместе с педагогом переходят к столу, на котором стоит сундучок с заданиями.

Выполняют первое задание Знайки.

Дети проходят в лабораторию. Садятся за столы, где стоят стаканы: один – с грязной водой, другой – с чистой водой, вата, воронка, пустой стакан на каждого ребенка

-Дети сравнивают её с водой «из чистой реки».

 

Дети выдвигают версии…  (Мы будем говорить о воде) выражают свои мысли и желания.

 

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о видеосюжете о воде.

Подготовка к работе с помощью гимнастики для

показа сюжета на экране.

 «Дорогие ребята, предлагаю вашему вниманию видеописьмо».

Дети переходят в зону для просмотра видеописьма.

На экране сюжет, река просит детей о помощи: «Помогите, мне тяжело стало нести свои воды. Я очень люблю, когда ко мне приходят добрые люди, но не все такие, есть те, которые не знают, как вести себя, все бросают в меня: пакеты, бутылки, банки, моют машины. Я погибаю»

Педагог: Настало время делать чудеса. Вам надо очистить воду, вылечить реку. Из грязной превратить в чистую. Если мы это сделаем, то докажем, что мы – настоящие волшебники.

 

Информативно-рецептивный, словесный, наглядные.

Выполнение гимнастики для глаз перед просмотром видеосюжета. Просмотр информационного сюжета о воде.

Развитие познаватель-ных процессов: внимание, память, наглядно-образного и логического мышления, воображение.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

-Предлагает поиграть.

-Проводит инструктаж по технике безопасности.

-проведение гимнастики для глаз.

 -гимнастики для работы с мелкими деталями.

-Проведение динамических упражнение для бодрого состояния.

Наглядный, словесный, игровой

Усвоение информации. Выполнение гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики и динамических упражнений.

Развитие крупной и мелкой моторики, глазных анализаторов. Снятие усталости и напряжения.

 

3.

Заключительный этап

Обобщить знания по теме занятия - беседа о том, чему научились на занятии.

Педагог: Теперь, ребята, давайте возьмемся за руки, улыбнёмся друг другу. Вы доказали, что настоящие волшебники. Все задания Знайки выполнили. А на память вам от нашего героя волшебные капельки, которые будут поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

Вот и закончилась игра, возвращаться нам пора и вновь поможет нам в этом волшебная палочка. Педагог берет волшебную палочку и говорит:

Чики – чики – чикалочка.

Помоги мне, волшебная палочка.

Вокруг себя повернитесь.

В ребят снова превратитесь.

Вот мы и превратились снова в ребят.

Педагог:

- Чем сегодня занимались?

- Что делают капельки воды в природе?

- Как помогли речке?

- Как нужно относиться к воде?

- Что вам понравилось больше всего?

Какие чувства вы испытали, когда помогли реке?

 

 

 

 

методы: словесный, художествен-ное слово.

- обобщающая беседа;

-рассказы детей

формы работы:

- группой

индивидуально

- Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы.

-опытническо-исследовательской деятельности.

 

-Закрепление полученных знаний детьми, подведение итога образователь-ной деятельности.

Воспроизводят: признаки и свойства воды.

Понимают:   значение воды в жизни человека, животных, растений.

Применяют: навыки

- Все задания Знайки выполнены.