Картотеки

Вебер Ольга Александровна

Мирилки

ИГРЫ-МИРИЛКИ

 

Если бы я был тобой

Такая игра-мирилка подойдет больше детям старшего дошкольного возраста. Предложите поссорившимся ребятам поменяться местами и представить себя на месте друга. Задача детей - не отстаивать собственную правоту, выдавая свои действия за желаемое поведение друга, а полностью повторить то, что делал товарищ, и попытаться объяснить такое поведение. Скорее всего, дети быстро найдут компромисс, так как посмотрят на себя со стороны.

Ты такой…

Когда ссоришься с другом, кажется, что он такой плохой, что никогда больше с ним водиться не надо. А ведь в каждом человеке есть положительные стороны. Научите ребенка говорить комплименты. Посадите двух поссорившихся друг напротив друга, сами расположитесь рядом. Возьмите какую-нибудь игрушку и со словами: «Ты такой добрый», – отдайте ее ребенку, который сидит рядом. Теперь его очередь сказать комплимент соседу и передать игрушку. В такой игре-мирилке дети постепенно поймут, что хороших черт у друга гораздо больше, чем плохих, и ссора забудется.

Я исполню твое желание

Эта игра-мирилка для настоящих друзей. Как бывает: поссорились, на душе остался осадок, так и хочется подойти и сказать: «Не обижайся, хочешь, я сделаю что-нибудь для тебя». Часто гордость не позволяет нам подойти первому. Сделаем это в игре! Найдите дома какую-нибудь шляпу и сделайте мантию. Наденьте их на одного из «бывших» друзей, пусть он сейчас будет волшебником. Магическим голосом ребенок произносит: «Я исполню твое любое желание». Второй участник игры говорит, что бы хотел, только заранее договоритесь просить то, что можно исполнить. В основном дети загадывают шуточные желания. Такая игра учит ребят прислушиваться к друзьям.

Рисуем ссору

Такая игра подходит замкнутым деткам, которые стесняются обговаривать сложные жизненные ситуации, а мириться все же надо. Предложите поссорившимся нарисовать то, что произошло, а потом сравните картинки. Наверняка дети будут рассматривать рисунки друг друга и вступят в диалог.

Миримся мизинцами

В такое играли все. Вспомним незатейливые стишки или придумаем их сами.

Мирись, мирись, мирись

И больше не дерись.

А если будешь драться,

Я буду ругаться.

Но ругаться нам нельзя,

Ведь мы с тобой друзья.

Пальчик, пальчик - выручай!

Помирить нас обещай!

Мизинчик с мизинчиком обнимитесь!

Саша с Катей (вставляете свои имена) помиритесь!

Дай скорей мизинчик свой.

Зацепи его за мой.

Раз, два, три, четыре, пять -

Мы друзья с тобой опять!

Такие игры-мирилки нужны порой не только детям, но и взрослым. Это же так просто – миримся мизинцами и забываем все проблемы. Вы же тоже ссоритесь с малышом? Так миритесь с ним подобным образом.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

Детский сад № 10

 

 

 

 

 

 

 

 

image

 

 

 

 

Картотека коммуникативных игр для детей 4-5 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

Вебер Ольга Александровна

 

 

 

 

Город Оренбург 2024г.

Игра «Измени голос»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.

 Дети приветствуют друг друга от имени любого, придуманного ими сказочного персонажа (лисы, зайца, волка), надевают (по желанию) костюмы и рассказывают, на кого они стали похожи. Педагог помогает им изобразить выбранных героев через выразительные движения, мимику, голос.

Игра «Где мы были, мы не скажем»

Цель. Развивать внимание, память, образное мышление детей.

 Водящий, которого выбирают дети, уходит за дверь, а оставшиеся ребята вместе с педагогом договариваются, кого или что они будут изображать. Затем входит водящий и говорит: «Расскажите, где вы были, что вы делали?» Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем» (если они договорились изображать действие) или «Кого видели, покажем» (если они изображают животное) т.д. В процессе игры педагог помогает детям найти наиболее характерные особенности животных или предметов и выразительно их передать.

Игра «Воображаемое путешествие»

Цель. Развивать воображение, фантазию, память детей; умение общаться в предлагаемых

обстоятельствах.

 Педагог. Сейчас мы отправимся в путешествие. Я буду описывать место, где мы окажемся, а вы должны представить, увидеть его мысленно и делать то, что вам подскажет воображение. Итак, возьмите со стульчиков воображаемые рюкзаки, наденьте их, выйдите на середину комнаты. Перед вами поляна, полная полевых цветов и ягод. Рвите цветы для букетов. Собирайте ягоды. Но сначала определите для себя, какой это цветок или ягода, потому что я могу спросить у вас: «Что это?» Учтите, все ягоды растут в траве, а значит, их, не сразу можно увидеть — траву нужно осторожно раздвигать руками. Теперь мы идем дальше по дороге к лесу. Здесь течет ручей, через который перекинута доска. Идите по доске. Мы вошли в лес, где много грибов и ягод,— осмотритесь. Теперь мы отдохнем и перекусим. Достаньте из рюкзаков завтраки, которые вам дала в дорогу мама, и перекусите. А я буду угадывать, что вы «едите».

Игра «Дедушка Молчок»

Цель. Развивать выразительность жестов, мимики, голоса.

 Дети сидят в творческом полукруге. Проводится игра «Дедушка Молчок».

 Педагог. Сегодня к нам в гости придет дедушка Молчок. Когда он появляется, становится тихо.

 Дедушка очень добрый, он любит детей и знает много интересных игр.

 Чики-чики-чики-чок,

 Здравствуй, дедушка Молчок!

 Где ты? Мы хотим играть,

 Много нового узнать.

 Где ты, добрый старичок?

 Тишина... Пришел Молчок. Не спугни его смотри,

 Тс-с-с, ничего не говори.

 Педагог просит детей очень тихо, на цыпочках, поискать дедушку, жестом призывая к соблюдению тишины. Далее педагог «находит» дедушку (надевает бороду и шапку) и действует от его имени: здоровается, говорит, что очень спешил к ребятам, потому что любит играть. Предлагает детям поиграть в игру «Узнай, кто говорит от другого имени». С помощью считалки выбирают водящего. Педагог от имени дедушки читает текст. Ребенок, на которого указывает Молчок, отвечает на вопрос, изменив голос. Водящий угадывает, кто из детей говорит от другого имени.

 Сидит кукушка на суку,

 И слышится в ответ...

 «Ку-ку», — отвечает ребенок, на которого указывает дедушка Молчок.

 А вот котеночек в углу, Мяукает он так... (Мяу! Мяу!)

 Щенок прогавкает в ответ,

 Услышим вот что мы вослед... (Гав! Гав!)

 Корова тоже не смолчит,

 А вслед нам громко замычит... (Му-у!)

 А петушок, встретив зарю, Нам пропоет... (Ку-ка-ре-ку!)

 Паровоз, набравши ход, Тоже весело поет... (У-у-у!)

 Если праздник, детвора Весело кричит... (Ура! Ура!)

Игра «Тень»

Цель. Учить детей согласовывать свои действия с другими детьми.

 Дети разбиваются на пары. Один ребенок в паре — это человек, он «ходит по лесу»: собирает грибы, ягоды, ловит бабочек и т. д. Другой ребенок — его тень. Повторяя движения человека, тень должна действовать в том же ритме и выражать то же самочувствие. Педагог объясняет детям значения слов «темп» и «ритм»:! «Темп —это скорость: быстро, медленно, совсем медленно. Ритм — это равномерное повторение определенных звуков: раз-два, тук- тук». Затем условия игры меняются. Один ребенок в паре — мышка, лягушка, зайчик, медведь, лиса, петушок, ежик (по вы-1-бору педагога), другой ребенок —его тень. Во время игры дети меняются ролями, а педагог подсказывает им, показывает! походку зверей.

Игра «Узнай по носу»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность.

 Водящий уходит за занавес. Участники игры поочередно, чуть приоткрывая занавес, показывают ему руку, ногу, волосы, нос и т. д. Если водящий узнает товарища сразу, то получает фант. Игра повторяется несколько раз, водящие меняются.

Игра «Зеркало»

Цель. Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) по мимике.

 Педагог. Представьте, что вы готовитесь к спектаклю и гримируетесь перед зеркалом. Что такое грим? Это подкрашивание лица, искусство придания лицу (с помощью специальных красок, наклеивания усов, бороды и т. п.) внешности, необходимой актеру для данной роли. Встаньте парами лицом друг к другу. Один из вас артист, а другой — зеркало. «Зеркало» внимательно следит за движениями артиста и повторяет их зеркально. Старайтесь предугадать любой жест, любую мимику. Что может делать артист? (Надевать парик, маску; укладывать волосы, класть на лицо тон, подводить брови, красить ресницы и губы; улыбаться, смеяться, плакать, грустить и т. д.) Движения должны быть плавными и неторопливыми. Не смейтесь при этом! Когда у вас бывает радостное настроение? Какие настроения вы знаете?

Игра «Испорченный телефон»

Цель. Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) по мимике.

 Все участники игры, кроме водящего и одного из ребят, закрывают глаза —«спят». Водящий показывает ребенку, не закрывшему глаза, какую-либо эмоцию. Ребенок, «разбудив» другого участника игры, передает увиденную эмоцию так, как он ее понял, без слов. Второй участник передает свою версию увиденного третьему игроку и так до последнего игрока.

 После игры педагог беседует с детьми о том, какие эмоции они изображали; по каким признакам они узнали именно эмоции.

Игра «Сам себе режиссер»

Цель. Дать детям возможность самостоятельно сочинить сценку про животных.

 Педагог объясняет детям: «Режиссер — это руководитель, организатор номера или спектакля, или циркового выступления артистов». Один ребенок (по желанию) берет на себя роль режиссера. Он набирает артистов, придумывает сценку, использует реквизиты, костюмы. Остальные ребята, не занятые в сценке, придумывают свои сценки.

Игра «Угадай, кто я»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, память.

 Игра проходит веселее, когда в ней принимает участие много ребят. С помощью считалки выбирают водящего. Ему завязывают глаза. Дети берутся за руки и встают в круг вокруг водящего. Водящий хлопает в ладоши, а дети двигаются по кругу. Водящий хлопает еще раз — и круг замирает. Теперь водящий должен указать на какого-либо игрока и попытаться угадать, кто он. Если ему удается сделать это с первой попытки, то игрок, угаданный им, становится водящим. Если же водящий с первой попытки не угадал, кто перед ним, он имеет право дотронуться до этого игрока и попробовать угадать второй раз. В случае правильной догадки водящим становится ребенок, которого опознали. Если же водящий так и не смог правильно догадаться, он водит по второму кругу.

 Вариант игры. Можно ввести правило, по которому водящий может попросить игрока что-либо произнести, например, изобразить животное: прогавкать или мяукнуть. Если водящий не узнал игрока, он водит еще раз.

Игра «Горячий картофель»

Цель. Развивать быстроту реакции, координацию движений.

 Традиционно в игре используется настоящий картофель, но его можно заменить теннисным мячиком или волейбольным мячом.

 Дети садятся в круг, водящий находится в центре. Он бросает «картошку» кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. Дети перебрасывают «картошку» друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться (как будто это настоящая горячая картошка). Вдруг ведущий произносит: «Горячий картофель!» Игрок, у которого оказалась в руках «горячая картошка», выбывает из игры. Когда в кругу остается один ребенок, игра прекращается, и этот игрок считается победившим.

Игра «Кто из нас самый наблюдательный?»

Цель. Развивать наблюдательность, память.

 Эту игру любят все дети и охотно играют в нее. Выбирают водящего, который внимательно осматривает играющих: их одежду, обувь, кто где сидит или стоит, запоминает позы игроков. Водящий выходит из комнаты. Ребята меняются местами; изменяют позы, переобуваются; обмениваются кофточками, сумочками, ленточками, платочками, шарфиками. Входит водящий и ищет изменения. Чем больше изменений он находит, тем лучше, тем он наблюдательнее.

Игра «Представьте себе»

Цель. Развивать имитационные способности.

 -Солнце нужно всем! Цветам, бабочкам, муравьям, лягушкам. А кому еще нужно солнце? (Дети перечисляют.)

 Сейчас вы придумаете, в кого превратитесь, и под музыку изобразите того или то, что загадали, а я попытаюсь отгадать.

 Включается грамзапись, дети имитируют движения задуманного персонажа. Это могут быть цветы, насекомые, животные, птицы, деревья и т.д. Педагог отгадывает, уточняет.

 — Солнышко скрылось за тучку, пошел дождь. Скорее под зонт!

Игра «Ласковое слово»

Цель. Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

 Педагог собирает детей в хоровод со словами:

 В хоровод, в хоровод

 Здесь собрался народ!

 Раз, два, три — начинаешь ты!

 Вслед за этим педагог надевает на себя колпачок и ласково обращаем к рядом стоящему ребенку.

 Например:

 — Сашенька, доброе утро!

 Педагог уточняет, какие добрые и ласковые слова мы можем произносить, обращаясь к своим друзьям (Здравствуйте, как я рад(а) тебя видеть; какой красивый у тебя бантик; у тебя красивое платье и т.д.). После этого дети снова идут по кругу с песенкой. Педагог передает колпачок следующему ребенку, который должен, в свою очередь, ласково обратиться к стоящему с ним рядом малышу, и т.д.

Игра «Продолжи фразу и покажи»

Цель. Развивать логику, творческие способности; развивать имитационные навыки.

 -Если холодно на улице, что вы надеваете? (Шубу, шапку, варежки...)

 -Если вам подарят маленького котенка, что вы сделаете? (Погладим его, приласкаем).

 -Если вы останетесь в лесу одни, что вы будете делать? (Громко кричать «Ау!».)

 -Если мама отдыхает, как вы будете себя вести? (Ходить на цыпочках, не шуметь...)

 -Если плачет ваш друг, что делать? (Утешить, погладить, заглянуть в глаза...).

 -Если вам на глаза попались спички? (Ответы детей, которые педагог обобщает выводом: спички детям не игрушка!)

 

Игра «Доктор Айболит» (К. Чуковский)

Цель. Развивать логику, творческие способности; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; развивать имитационные навыки, артикуляционный аппарат

 Добрый доктор Айболит! И жучок, и паучок,

 Он под деревом сидит. И медведица!

 Приходи к нему лечиться, Всех излечит, исцелит

 И корова, и волчица, Добрый доктор Айболит!

 Роль доктора берет на себя педагог. На нем белый халат, шапочка, в кармане трубка. Дети выбирают куклы пальчикового театра и подходят к доктору Айболиту. Голосом выбранного персонажа просят полечить лапку, носик, животик...

 По ходу игры педагог (Айболит) задает вопросы, побуждая детей живо и эмоционально включаться в игру.

 В конце дети устраивают концерт для доктора Айболита (игра «Оркестр»)

 

Игра «Бродячий цирк»

Цель. Развивать фантазию и способность к импровизации; побуждать детей к участию в театрализованной игре, поощрять творческую инициативу; расширять знания детей о цирке, обогащать словарный запас; воспитывать доброжелательные партнерские отношения.

 Под ритмичную музыку (цирковой туш) педагог читает стихотворение, дети идут по кругу и приветственно машут рукой:

 Для радости ребячьей приехал цирк бродячий.

 В поющем и звенящем, в нем всё как в настоящем:

 Гимнаст летит, и скачет конь, лисица прыгает в огонь,

 Собачки учатся считать, выходят пони их катать.

 Мартышка к зеркалу спешит, и клоун публику смешит.

 Педагог объявляет номера:

 — Первый номер нашей программы «Канатоходцы»! Воспитатель кладет на пол ленту. Под музыкальное сопровождение дети, подняв руки в стороны, проходят по ленте, представляя, что это канат, натянутый в воздухе. — Второй номер нашей программы — «Знаменитые силачи». Мальчики поднимают воображаемые гири, штанги. — Третий номер нашей программы — «Ученые собачки» под руководством знаменитой дрессировщицы... (Педагог называет имя девочки.) Дети-собачки садятся на корточки, дрессировщик дает задания: танцуют; решают задачки по картинкам; прыгают через кольцо; поют. Антракт. (Раздаём угощение)

Игра «Угадай, чей голосок»

Цель. Учить детей интонационно и выразительно произносить предложенную фразу.

 Дети встают в шеренгу. К ним спиной встает водящий. Педагог молча указывает на любого ребенка, тот

 произносит фразу: «Скок-скок-скок-скок, угадай, чей голосок!» Если водящий угадал, он встает в общую

 шеренгу. Водящим становится тот, голос которого угадали. Игра проводится несколько раз. Дети меняют

 интонации и тембр голоса.

Игра с воображаемыми предметами

Цель. Развивать воображение и фантазию; побуждать детей к участию в общем театральном

действии.

 1.Педагог вместе с детьми произносит слова знакомого стихотворения «Мой веселый звонкий мяч», и все ударяют воображаемым мячом об пол.

 2.Педагог бросает воображаемый мяч каждому ребенку, ребенок «ловит» мяч и «бросает» его обратно педагогу.

 3.Дети встают в круг и передают друг другу воображаемый предмет. Игру начинает и комментирует педагог.

 -----Посмотрите, у меня в руках большой мяч. Возьми его, Саша (Педагог передает «мяч» рядом стоящему ребенку).

 —Ой, у тебя он стал маленький. Передавай его Насте.

 —Настя, в твоих руках маленький мячик превратился в ежика. Его колючки колкие, смотри, не уколись и не урони ежа. Передай ежика Пете.

 -----Петя, твой ежик превратился в большой воздушный шар. Держи его крепче за ниточку, чтобы не улетел.

 Дальше импровизировать можно в зависимости от количества детей (шарик превратился в горячий блин, блин- в клубок ниток, нитки – в маленького котенка, его можно осторожно погладить, котенок превратился в румяного колобка).

Игра с воображаемым объектом

Цель. Формировать навыки работы с воображаемыми предметами;

воспитывать гуманное отношение к животным.

 Дети в кругу. Педагог складывает ладони перед собой: Ребята, посмотрите, у меня в руках

 маленький котенок. Он совсем слабый и беспомощный. Я каждому из вас дам его подержать, а вы его

 погладьте, приласкайте, только осторожно и скажите ему добрые слова.

 Педагог передает воображаемого котенка. Наводящими вопросами помогает детям найти нужные

 слова и движения.

Игра «И я тоже!»

Цель. Совершенствовать внимание, наблюдательность.

 Педагог говорит, что он делает, а дети по сигналу громко отвечают: «И я тоже!»: Утром я встаю... (И я тоже!) Умываюсь...

 Чищу зубы... Надеваю чистую одежду... Завтракаю... Выхожу на улицу... Сажусь в грязную лужу...»

 Педагог. Кто это у нас поросенок, кто любит поваляться в лужах? Можно только пожалеть его мамочку. Давайте попробуем еще раз! Я люблю смотреть спектакль. (И я тоже!) Я в зале не разговариваю... Я самый аккуратный... Я на улице гуляю... Всех ребят я обижаю...

 Педагог. Это кто же здесь у нас такой смелый —обижает ребят? Ребят обижать нехорошо! Но думаю, что сейчас никто не ошибется. Я люблю веселую музыку... (И я тоже!) Я танцую вместе с друзьями... (И я тоже!) А теперь покажите, как вы умеете танцевать.

 Звучит музыка. Дети танцуют.

 

Игра «Веселые обезьянки»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.

 Педагог. Представьте, что вы все обезьянки и сидите в клетке в зоопарке. Одного из вас мы

 выбираем на роль посетителя зоопарка. Он будет стоять в центре, и делать различные движения и

 жесты. «Обезьянки» передразнивают посетителя, точно повторяют его жесты и движения. С помощью

 считалки выбирают «посетителя»:

 Над лучами, над водой

 Хлынул дождик проливной.

 А потом повисло

 В небе коромысло.

 Ребятишек радует

 Золотая радуга.

 (М. Лопыгина. Радуга)

 «Посетители» в течение игры меняются несколько раз.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ПОСВЯЩЕННЫЕ ДОБРУ И ДОБРОТЕ.

 

Учись доброму — плохое на ум не пойдёт.

Про доброе дело говори смело.

Жизнь дана на добрые дела.

Худо жить без ласкового слова.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Добрые слова дороже богатства.

В ком добра нет, в том и правды мало.

Не ищи красоты, ищи доброты.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Сумел провиниться, сумей и повиниться.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Делай добро и жди добра.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Мир строит, а война разрушает

Жизнь дана на добрые дела.

Добра не смыслишь — так худа не делай.

Доброго чти, а злого не жалей.

Доброе дело два века живёт.

Добрые дела и после смерти живут.

Следовать добру — взбираться на гору, следовать злу — скользить в пропасть.

Не делай другим того, что себе не желаешь.

Тёплое слово и в мороз согревает.

Плохо тому, кто добра не творит никому.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mirilki.docx14.47 КБ
Файл kom_razvitie_igry_kartoteka.docx153.16 КБ
Файл poslovitsy_i_pogovorki_o_dobrote.docx13.35 КБ
Файл lekartsvennye_rasteniya.docx2.58 МБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ-МИРИЛКИ

 

Если бы я был тобой

Такая игра-мирилка подойдет больше детям старшего дошкольного возраста. Предложите поссорившимся ребятам поменяться местами и представить себя на месте друга. Задача детей - не отстаивать собственную правоту, выдавая свои действия за желаемое поведение друга, а полностью повторить то, что делал товарищ, и попытаться объяснить такое поведение. Скорее всего, дети быстро найдут компромисс, так как посмотрят на себя со стороны.

Ты такой…

Когда ссоришься с другом, кажется, что он такой плохой, что никогда больше с ним водиться не надо. А ведь в каждом человеке есть положительные стороны. Научите ребенка говорить комплименты. Посадите двух поссорившихся друг напротив друга, сами расположитесь рядом. Возьмите какую-нибудь игрушку и со словами: «Ты такой добрый», – отдайте ее ребенку, который сидит рядом. Теперь его очередь сказать комплимент соседу и передать игрушку. В такой игре-мирилке дети постепенно поймут, что хороших черт у друга гораздо больше, чем плохих, и ссора забудется.

Я исполню твое желание

Эта игра-мирилка для настоящих друзей. Как бывает: поссорились, на душе остался осадок, так и хочется подойти и сказать: «Не обижайся, хочешь, я сделаю что-нибудь для тебя». Часто гордость не позволяет нам подойти первому. Сделаем это в игре! Найдите дома какую-нибудь шляпу и сделайте мантию. Наденьте их на одного из «бывших» друзей, пусть он сейчас будет волшебником. Магическим голосом ребенок произносит: «Я исполню твое любое желание». Второй участник игры говорит, что бы хотел, только заранее договоритесь просить то, что можно исполнить. В основном дети загадывают шуточные желания. Такая игра учит ребят прислушиваться к друзьям.

Рисуем ссору

Такая игра подходит замкнутым деткам, которые стесняются обговаривать сложные жизненные ситуации, а мириться все же надо. Предложите поссорившимся нарисовать то, что произошло, а потом сравните картинки. Наверняка дети будут рассматривать рисунки друг друга и вступят в диалог.

Миримся мизинцами

В такое играли все. Вспомним незатейливые стишки или придумаем их сами.

Мирись, мирись, мирись

И больше не дерись.

А если будешь драться,

Я буду ругаться.

Но ругаться нам нельзя,

Ведь мы с тобой друзья.

Пальчик, пальчик - выручай!

Помирить нас обещай!

Мизинчик с мизинчиком обнимитесь!

Саша с Катей (вставляете свои имена) помиритесь!

Дай скорей мизинчик свой.

Зацепи его за мой.

Раз, два, три, четыре, пять -

Мы друзья с тобой опять!

Такие игры-мирилки нужны порой не только детям, но и взрослым. Это же так просто – миримся мизинцами и забываем все проблемы. Вы же тоже ссоритесь с малышом? Так миритесь с ним подобным образом.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

Детский сад № 10

Картотека коммуникативных игр для детей 4-5 лет.

Воспитатель

Вебер Ольга Александровна

Город Оренбург 2024г.

Игра «Измени голос»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.

 Дети приветствуют друг друга от имени любого, придуманного ими сказочного персонажа (лисы, зайца, волка), надевают (по желанию) костюмы и рассказывают, на кого они стали похожи. Педагог помогает им изобразить выбранных героев через выразительные движения, мимику, голос.

Игра «Где мы были, мы не скажем»

Цель. Развивать внимание, память, образное мышление детей.

 Водящий, которого выбирают дети, уходит за дверь, а оставшиеся ребята вместе с педагогом договариваются, кого или что они будут изображать. Затем входит водящий и говорит: «Расскажите, где вы были, что вы делали?» Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем» (если они договорились изображать действие) или «Кого видели, покажем» (если они изображают животное) т.д. В процессе игры педагог помогает детям найти наиболее характерные особенности животных или предметов и выразительно их передать.

Игра «Воображаемое путешествие»

Цель. Развивать воображение, фантазию, память детей; умение общаться в предлагаемых

обстоятельствах.

 Педагог. Сейчас мы отправимся в путешествие. Я буду описывать место, где мы окажемся, а вы должны представить, увидеть его мысленно и делать то, что вам подскажет воображение. Итак, возьмите со стульчиков воображаемые рюкзаки, наденьте их, выйдите на середину комнаты. Перед вами поляна, полная полевых цветов и ягод. Рвите цветы для букетов. Собирайте ягоды. Но сначала определите для себя, какой это цветок или ягода, потому что я могу спросить у вас: «Что это?» Учтите, все ягоды растут в траве, а значит, их, не сразу можно увидеть — траву нужно осторожно раздвигать руками. Теперь мы идем дальше по дороге к лесу. Здесь течет ручей, через который перекинута доска. Идите по доске. Мы вошли в лес, где много грибов и ягод,— осмотритесь. Теперь мы отдохнем и перекусим. Достаньте из рюкзаков завтраки, которые вам дала в дорогу мама, и перекусите. А я буду угадывать, что вы «едите».

Игра «Дедушка Молчок»

Цель. Развивать выразительность жестов, мимики, голоса.

 Дети сидят в творческом полукруге. Проводится игра «Дедушка Молчок».

 Педагог. Сегодня к нам в гости придет дедушка Молчок. Когда он появляется, становится тихо.

 Дедушка очень добрый, он любит детей и знает много интересных игр.

 Чики-чики-чики-чок,

 Здравствуй, дедушка Молчок!

 Где ты? Мы хотим играть,

 Много нового узнать.

 Где ты, добрый старичок?

 Тишина... Пришел Молчок. Не спугни его смотри,

 Тс-с-с, ничего не говори.

 Педагог просит детей очень тихо, на цыпочках, поискать дедушку, жестом призывая к соблюдению тишины. Далее педагог «находит» дедушку (надевает бороду и шапку) и действует от его имени: здоровается, говорит, что очень спешил к ребятам, потому что любит играть. Предлагает детям поиграть в игру «Узнай, кто говорит от другого имени». С помощью считалки выбирают водящего. Педагог от имени дедушки читает текст. Ребенок, на которого указывает Молчок, отвечает на вопрос, изменив голос. Водящий угадывает, кто из детей говорит от другого имени.

 Сидит кукушка на суку,

 И слышится в ответ...

 «Ку-ку», — отвечает ребенок, на которого указывает дедушка Молчок.

 А вот котеночек в углу, Мяукает он так... (Мяу! Мяу!)

 Щенок прогавкает в ответ,

 Услышим вот что мы вослед... (Гав! Гав!)

 Корова тоже не смолчит,

 А вслед нам громко замычит... (Му-у!)

 А петушок, встретив зарю, Нам пропоет... (Ку-ка-ре-ку!)

 Паровоз, набравши ход, Тоже весело поет... (У-у-у!)

 Если праздник, детвора Весело кричит... (Ура! Ура!)

Игра «Тень»

Цель. Учить детей согласовывать свои действия с другими детьми.

 Дети разбиваются на пары. Один ребенок в паре — это человек, он «ходит по лесу»: собирает грибы, ягоды, ловит бабочек и т. д. Другой ребенок — его тень. Повторяя движения человека, тень должна действовать в том же ритме и выражать то же самочувствие. Педагог объясняет детям значения слов «темп» и «ритм»:! «Темп —это скорость: быстро, медленно, совсем медленно. Ритм — это равномерное повторение определенных звуков: раз-два, тук- тук». Затем условия игры меняются. Один ребенок в паре — мышка, лягушка, зайчик, медведь, лиса, петушок, ежик (по вы-1-бору педагога), другой ребенок —его тень. Во время игры дети меняются ролями, а педагог подсказывает им, показывает! походку зверей.

Игра «Узнай по носу»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность.

 Водящий уходит за занавес. Участники игры поочередно, чуть приоткрывая занавес, показывают ему руку, ногу, волосы, нос и т. д. Если водящий узнает товарища сразу, то получает фант. Игра повторяется несколько раз, водящие меняются.

Игра «Зеркало»

Цель. Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) по мимике.

 Педагог. Представьте, что вы готовитесь к спектаклю и гримируетесь перед зеркалом. Что такое грим? Это подкрашивание лица, искусство придания лицу (с помощью специальных красок, наклеивания усов, бороды и т. п.) внешности, необходимой актеру для данной роли. Встаньте парами лицом друг к другу. Один из вас артист, а другой — зеркало. «Зеркало» внимательно следит за движениями артиста и повторяет их зеркально. Старайтесь предугадать любой жест, любую мимику. Что может делать артист? (Надевать парик, маску; укладывать волосы, класть на лицо тон, подводить брови, красить ресницы и губы; улыбаться, смеяться, плакать, грустить и т. д.) Движения должны быть плавными и неторопливыми. Не смейтесь при этом! Когда у вас бывает радостное настроение? Какие настроения вы знаете?

Игра «Испорченный телефон»

Цель. Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) по мимике.

 Все участники игры, кроме водящего и одного из ребят, закрывают глаза —«спят». Водящий показывает ребенку, не закрывшему глаза, какую-либо эмоцию. Ребенок, «разбудив» другого участника игры, передает увиденную эмоцию так, как он ее понял, без слов. Второй участник передает свою версию увиденного третьему игроку и так до последнего игрока.

 После игры педагог беседует с детьми о том, какие эмоции они изображали; по каким признакам они узнали именно эмоции.

Игра «Сам себе режиссер»

Цель. Дать детям возможность самостоятельно сочинить сценку про животных.

 Педагог объясняет детям: «Режиссер — это руководитель, организатор номера или спектакля, или циркового выступления артистов». Один ребенок (по желанию) берет на себя роль режиссера. Он набирает артистов, придумывает сценку, использует реквизиты, костюмы. Остальные ребята, не занятые в сценке, придумывают свои сценки.

Игра «Угадай, кто я»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, память.

 Игра проходит веселее, когда в ней принимает участие много ребят. С помощью считалки выбирают водящего. Ему завязывают глаза. Дети берутся за руки и встают в круг вокруг водящего. Водящий хлопает в ладоши, а дети двигаются по кругу. Водящий хлопает еще раз — и круг замирает. Теперь водящий должен указать на какого-либо игрока и попытаться угадать, кто он. Если ему удается сделать это с первой попытки, то игрок, угаданный им, становится водящим. Если же водящий с первой попытки не угадал, кто перед ним, он имеет право дотронуться до этого игрока и попробовать угадать второй раз. В случае правильной догадки водящим становится ребенок, которого опознали. Если же водящий так и не смог правильно догадаться, он водит по второму кругу.

 Вариант игры. Можно ввести правило, по которому водящий может попросить игрока что-либо произнести, например, изобразить животное: прогавкать или мяукнуть. Если водящий не узнал игрока, он водит еще раз.

Игра «Горячий картофель»

Цель. Развивать быстроту реакции, координацию движений.

 Традиционно в игре используется настоящий картофель, но его можно заменить теннисным мячиком или волейбольным мячом.

 Дети садятся в круг, водящий находится в центре. Он бросает «картошку» кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. Дети перебрасывают «картошку» друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться (как будто это настоящая горячая картошка). Вдруг ведущий произносит: «Горячий картофель!» Игрок, у которого оказалась в руках «горячая картошка», выбывает из игры. Когда в кругу остается один ребенок, игра прекращается, и этот игрок считается победившим.

Игра «Кто из нас самый наблюдательный?»

Цель. Развивать наблюдательность, память.

 Эту игру любят все дети и охотно играют в нее. Выбирают водящего, который внимательно осматривает играющих: их одежду, обувь, кто где сидит или стоит, запоминает позы игроков. Водящий выходит из комнаты. Ребята меняются местами; изменяют позы, переобуваются; обмениваются кофточками, сумочками, ленточками, платочками, шарфиками. Входит водящий и ищет изменения. Чем больше изменений он находит, тем лучше, тем он наблюдательнее.

Игра «Представьте себе»

Цель. Развивать имитационные способности.

 -Солнце нужно всем! Цветам, бабочкам, муравьям, лягушкам. А кому еще нужно солнце? (Дети перечисляют.)

 Сейчас вы придумаете, в кого превратитесь, и под музыку изобразите того или то, что загадали, а я попытаюсь отгадать.

 Включается грамзапись, дети имитируют движения задуманного персонажа. Это могут быть цветы, насекомые, животные, птицы, деревья и т.д. Педагог отгадывает, уточняет.

 — Солнышко скрылось за тучку, пошел дождь. Скорее под зонт!

Игра «Ласковое слово»

Цель. Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

 Педагог собирает детей в хоровод со словами:

 В хоровод, в хоровод

 Здесь собрался народ!

 Раз, два, три — начинаешь ты!

 Вслед за этим педагог надевает на себя колпачок и ласково обращаем к рядом стоящему ребенку.

 Например:

 — Сашенька, доброе утро!

 Педагог уточняет, какие добрые и ласковые слова мы можем произносить, обращаясь к своим друзьям (Здравствуйте, как я рад(а) тебя видеть; какой красивый у тебя бантик; у тебя красивое платье и т.д.). После этого дети снова идут по кругу с песенкой. Педагог передает колпачок следующему ребенку, который должен, в свою очередь, ласково обратиться к стоящему с ним рядом малышу, и т.д.

Игра «Продолжи фразу и покажи»

Цель. Развивать логику, творческие способности; развивать имитационные навыки.

 -Если холодно на улице, что вы надеваете? (Шубу, шапку, варежки...)

 -Если вам подарят маленького котенка, что вы сделаете? (Погладим его, приласкаем).

 -Если вы останетесь в лесу одни, что вы будете делать? (Громко кричать «Ау!».)

 -Если мама отдыхает, как вы будете себя вести? (Ходить на цыпочках, не шуметь...)

 -Если плачет ваш друг, что делать? (Утешить, погладить, заглянуть в глаза...).

 -Если вам на глаза попались спички? (Ответы детей, которые педагог обобщает выводом: спички детям не игрушка!)

 

Игра «Доктор Айболит» (К. Чуковский)

Цель. Развивать логику, творческие способности; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; развивать имитационные навыки, артикуляционный аппарат

 Добрый доктор Айболит! И жучок, и паучок,

 Он под деревом сидит. И медведица!

 Приходи к нему лечиться, Всех излечит, исцелит

 И корова, и волчица, Добрый доктор Айболит!

 Роль доктора берет на себя педагог. На нем белый халат, шапочка, в кармане трубка. Дети выбирают куклы пальчикового театра и подходят к доктору Айболиту. Голосом выбранного персонажа просят полечить лапку, носик, животик...

 По ходу игры педагог (Айболит) задает вопросы, побуждая детей живо и эмоционально включаться в игру.

 В конце дети устраивают концерт для доктора Айболита (игра «Оркестр»)

 

Игра «Бродячий цирк»

Цель. Развивать фантазию и способность к импровизации; побуждать детей к участию в театрализованной игре, поощрять творческую инициативу; расширять знания детей о цирке, обогащать словарный запас; воспитывать доброжелательные партнерские отношения.

 Под ритмичную музыку (цирковой туш) педагог читает стихотворение, дети идут по кругу и приветственно машут рукой:

 Для радости ребячьей приехал цирк бродячий.

 В поющем и звенящем, в нем всё как в настоящем:

 Гимнаст летит, и скачет конь, лисица прыгает в огонь,

 Собачки учатся считать, выходят пони их катать.

 Мартышка к зеркалу спешит, и клоун публику смешит.

 Педагог объявляет номера:

 — Первый номер нашей программы «Канатоходцы»! Воспитатель кладет на пол ленту. Под музыкальное сопровождение дети, подняв руки в стороны, проходят по ленте, представляя, что это канат, натянутый в воздухе. — Второй номер нашей программы — «Знаменитые силачи». Мальчики поднимают воображаемые гири, штанги. — Третий номер нашей программы — «Ученые собачки» под руководством знаменитой дрессировщицы... (Педагог называет имя девочки.) Дети-собачки садятся на корточки, дрессировщик дает задания: танцуют; решают задачки по картинкам; прыгают через кольцо; поют. Антракт. (Раздаём угощение)

Игра «Угадай, чей голосок»

Цель. Учить детей интонационно и выразительно произносить предложенную фразу.

 Дети встают в шеренгу. К ним спиной встает водящий. Педагог молча указывает на любого ребенка, тот

 произносит фразу: «Скок-скок-скок-скок, угадай, чей голосок!» Если водящий угадал, он встает в общую

 шеренгу. Водящим становится тот, голос которого угадали. Игра проводится несколько раз. Дети меняют

 интонации и тембр голоса.

Игра с воображаемыми предметами

Цель. Развивать воображение и фантазию; побуждать детей к участию в общем театральном

действии.

 1.Педагог вместе с детьми произносит слова знакомого стихотворения «Мой веселый звонкий мяч», и все ударяют воображаемым мячом об пол.

 2.Педагог бросает воображаемый мяч каждому ребенку, ребенок «ловит» мяч и «бросает» его обратно педагогу.

 3.Дети встают в круг и передают друг другу воображаемый предмет. Игру начинает и комментирует педагог.

 -----Посмотрите, у меня в руках большой мяч. Возьми его, Саша (Педагог передает «мяч» рядом стоящему ребенку).

 —Ой, у тебя он стал маленький. Передавай его Насте.

 —Настя, в твоих руках маленький мячик превратился в ежика. Его колючки колкие, смотри, не уколись и не урони ежа. Передай ежика Пете.

 -----Петя, твой ежик превратился в большой воздушный шар. Держи его крепче за ниточку, чтобы не улетел.

 Дальше импровизировать можно в зависимости от количества детей (шарик превратился в горячий блин, блин- в клубок ниток, нитки – в маленького котенка, его можно осторожно погладить, котенок превратился в румяного колобка).

Игра с воображаемым объектом

Цель. Формировать навыки работы с воображаемыми предметами;

воспитывать гуманное отношение к животным.

 Дети в кругу. Педагог складывает ладони перед собой: Ребята, посмотрите, у меня в руках

 маленький котенок. Он совсем слабый и беспомощный. Я каждому из вас дам его подержать, а вы его

 погладьте, приласкайте, только осторожно и скажите ему добрые слова.

 Педагог передает воображаемого котенка. Наводящими вопросами помогает детям найти нужные

 слова и движения.

Игра «И я тоже!»

Цель. Совершенствовать внимание, наблюдательность.

 Педагог говорит, что он делает, а дети по сигналу громко отвечают: «И я тоже!»: Утром я встаю... (И я тоже!) Умываюсь...

 Чищу зубы... Надеваю чистую одежду... Завтракаю... Выхожу на улицу... Сажусь в грязную лужу...»

 Педагог. Кто это у нас поросенок, кто любит поваляться в лужах? Можно только пожалеть его мамочку. Давайте попробуем еще раз! Я люблю смотреть спектакль. (И я тоже!) Я в зале не разговариваю... Я самый аккуратный... Я на улице гуляю... Всех ребят я обижаю...

 Педагог. Это кто же здесь у нас такой смелый —обижает ребят? Ребят обижать нехорошо! Но думаю, что сейчас никто не ошибется. Я люблю веселую музыку... (И я тоже!) Я танцую вместе с друзьями... (И я тоже!) А теперь покажите, как вы умеете танцевать.

 Звучит музыка. Дети танцуют.

Игра «Веселые обезьянки»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.

 Педагог. Представьте, что вы все обезьянки и сидите в клетке в зоопарке. Одного из вас мы

 выбираем на роль посетителя зоопарка. Он будет стоять в центре, и делать различные движения и

 жесты. «Обезьянки» передразнивают посетителя, точно повторяют его жесты и движения. С помощью

 считалки выбирают «посетителя»:

 Над лучами, над водой

 Хлынул дождик проливной.

 А потом повисло

 В небе коромысло.

 Ребятишек радует

 Золотая радуга.

 (М. Лопыгина. Радуга)

 «Посетители» в течение игры меняются несколько раз.

 



Предварительный просмотр:

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ПОСВЯЩЕННЫЕ ДОБРУ И ДОБРОТЕ.

 

Учись доброму — плохое на ум не пойдёт.

Про доброе дело говори смело.

Жизнь дана на добрые дела.

Худо жить без ласкового слова.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Добрые слова дороже богатства.

В ком добра нет, в том и правды мало.

Не ищи красоты, ищи доброты.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Сумел провиниться, сумей и повиниться.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Делай добро и жди добра.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Мир строит, а война разрушает

Жизнь дана на добрые дела.

Добра не смыслишь — так худа не делай.

Доброго чти, а злого не жалей.

Доброе дело два века живёт.

Добрые дела и после смерти живут.

Следовать добру — взбираться на гору, следовать злу — скользить в пропасть.

Не делай другим того, что себе не желаешь.

Тёплое слово и в мороз согревает.

Плохо тому, кто добра не творит никому.


Предварительный просмотр: