Учебные приемы на уроках географии, направленные на повышение познавательной активности учеников.

Старченко Марина Геннадьевна

Учебные приемы на уроках географии,

направленные на повышение

познавательной активности учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povyshenie_aktivatsii_shkolnikov_na_urokah_geografii.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебные приемы на уроках географии,

направленные на повышение

познавательной активности учеников.

Определение особенностей индивидуального стиля учебной деятельности ученика, несомненно, важнейшая составляющая арсенала средств учителя, однако, одна эта информация, не подкрепленная достаточным количеством дидактического материала, не способна обеспечить развивающий потенциал образовательной среды и оптимальный уровень дифференциации и индивидуализации учебного процесса. Даже если учитель будет знать, на что у данного ученика он будет опираться и что у него надо развивать, то это еще не будет ответом на вопрос – с помощью каких именно приемов учебной работы это надо делать?

Я хочу поделиться своим опытом и предложить приемы для повышения успеха в обучении.

1. Практическая групповая работа на единую цель.

Изучение материалов учебного модуля «Австралия» в курсе изучения материков и океанов. «Путешествие по Австралии».

1 группа. Геоморфологи.

Геоморфология – наука о рельефе. Она изучает историю развития, происхождение, возраст, формы рельефа. Данные геоморфологии используют при поиске полезных ископаемых.

Что лежит в основе материка?

Главные черты рельефа. Основные формы рельефа.

Какими породами сложена поверхность материка?

Полезные ископаемые, их размещение.

2 группа. Гидрологи.

Гидрология – наука, занимающаяся изучением природных вод; составляет прогноз будущего состояния вод, решает вопросы их разумного использования.

Чем объяснить, что в Австралии мало рек, озер?

Почему велика территория внутреннего стока?

Что такое «крики»?

Охарактеризуйте речную систему Муррей –Дарлинг.

3 группа. Зоогеографы.

Зоогеография изучает распространение животных по земному шару, закономерности их размещения.

В Австралии водятся животные, давно вымершие на других материках. Чем это можно объяснить?

Расскажите о наиболее типичных представителях животного мира Австралии.

4 группа. Экологи.

Что такое экология?

Как влияет деятельность людей на природу Австралии?

Что можно сделать для спасения уникальной природы?

2. Анализ художественного или стихотворного текста с позиции специалиста географа.

Пример 1.

… «Подъем был едва заметен. Около 11 часов утра пришлось обогнуть небольшое озеро… Над этим озером поднимались в гору льяносы – обширные, поросшие злаковыми растениями пространства, где пасся скот индейцев. Вскоре отряд наткнулся на болото, тянувшееся к югу и северу. Дорога становилась круче и каменистее; камни шумным каскадом скатывались из-под мулов… Дальше дорога стала не только трудной, но и даже опасной. Подъемы сделались более крутыми, пропасти угрожающе глубокими, тропинки по их краю становились все уже и уже. Здесь трава еще боролась с камнями, но уже чувствовалась победа минерального царства над растительным.» (Ж.Верн «Дети капитана Гранта»),

Ответ: В отрывке описана высотная поясность в Андах.

Пример 2.

Ветер с моря дул,

Нагонял беду.

И сказал ты мне:

Больше не приду!

- В какое время суток он это сказал? (Днем, т.к. бриз дует в дневное время с моря на сушу).

3 . Выполнение заданий в тестовой форме.

«И в шутку, и всерьез»

  1. Параллели и меридианы можно увидеть на:

Горных склонах

Рыболовных судах

Картах

В страшном сне

2. Так на западе США называют скотоводческие фермы:

Пончо

Ранчо

Санчо

Панчо

3. В горбе верблюда хранятся запасы:

Воды

Жира

Пепси

Горючего

4.  Зебра имеет разные полосы на шкуре, потому что:

Она помесь от белой и черной лошади

Это модный прикид

Это хорошая маскировочная окраска

Испачкалась

5. Сколько часов в сутки спят ленивцы?

3

До 10

От 15 до 18

В зависимости от количества уроков.

4. Цифровой диктант в устной форме.

1. К внутренним водам относятся  моря, реки, озера, ледники, болота и искусственные воды.

2. Распределение речной сети зависит от рельефа и климатических условий.

3. Большинство рек Африки относится к бассейну Индийского океана.

4. Самая полноводная река Африки – Замбези.

5. Водопад Виктория был открыт английским путешественником Ливингстоном.

6. Вторая река Африки – Нигер, полноводна круглый год и дважды пересекает экватор.

7. В Африке много озер ледникового происхождения, крупнейшее из них – Танганьика.

8. Чад – озеро, имеющее свои размеры в зависимости от времени года.

9. Подсчеты ученых показали, что запасы подземных вод в центральной части Сахары незначительны.

Ответ: 010010010 (да -1, нет – 0)

5. Буквенный диктант.

Записывать только первые буквы слов. По первым буквам можно прочесть фамилию путешественника, давшего название Тихому океану.

1. Самый глубокий желоб на земле в Тихом океане. (Марианский).

2. Глыбы льда в океане. (Айсберг).

3. Водная оболочка Земли. (Гидросфера).

  1. Материк, омываемый четырьмя океанами. (Евразия).

5. Твердое состояние воды. (Лед).

6. Холодное течение у восточных берегов Северной Америки. (Лабрадорское).

  1. Самое мелкое море на Земле. (Азовское).
  2. Остров у восточных берегов Северной Америки в Атлантическом океане и порода собак. (Ньюфаундленд).

Ответ: Магеллан.

6. Числовой диктант.

1. К числу материков прибавьте число океанов.

2. Число всех океанов раздели на количество материков, омываемых всеми океанами.

3. От количества букв в слове, обозначающем гигантскую глыбу льда в океане, вычесть количество слогов в фамилии мореплавателя, назвавшего океан Тихим.

4. Количество букв «К» в фамилии мореплавателя, трижды совершившего кругосветное путешествие умножить на число материков, омывающихся тремя океанами.

5. Количество букв в названии самого крупного морского млекопитающего сложить с числом океанов, омывающих Антарктиду.

7. Перевод с русского на русский.

Такие упражнения хорошо использовать в качестве паузы между двумя письменными видами учебной работы.

  1. Сбился с азимута среди голосемянных. (Заблудился в трех соснах).
  2. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит).
  3. Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не может скрыться в направлении растительного сообщества. (Работа – не волк, в лес не убежит).

8. Определение усвоенного понятия по смыслу.

1. Эта величина обычно измеряется в м/с - … (скорость ветра)

2. Степень нагретости воздуха, определяемая при помощи термометра - … (Температура)

3. Линии, соединяющие точки с одинаковой температурой воздуха на географических картах - … (изотермы)

  1. Сравнение двух близких по смыслу понятий.

Что общего между тундрой и пустыней?

Что общего в экономике двух стран?

Сравните циклоны и антициклоны.

Назовите различия между паводком и половодьем.

10.Смысловая ошибка в тематическом тексте.

Рассказ бывалого моряка.

«По небу плыли белые кучевые облака, но вдруг полил сильный дождь. Громадная волна – цунами – т поднимала нас, то бросала в бездну. Вскоре море успокоилось. Наш вахтенный сообщил, что корабль следует по своему курсу, приближаясь к Антарктиде. Ночью яркая Полярная звезда была ориентиром. Увидев остров, мы решили выйти на берег и набрать пресной воды; но не успели сделать несколько шагов, как увидели белого медведя. Высадившись в другом месте, мы направились к лесу, в котором нашли родник и набрали пресной воды».

11.Найти «лишнего».

Верхнее, Мичиган, Виннипег, Эри, Онтарио. (Виннипег не входит в систему Великих озер)

Нигер, Замбези, Игуасу, Конго, Сенегал. (Игуасу в Южной Америке, остальные реки – в Африке)

Ганг, Замбези, Инд, Янцзы, Меконг. (Янцзы впадает в море Тихого океана, остальные – Индийского)

Миссисипи, Ниагара, Ориноко, Колорадо, Огайо. (Ориноко в Южной Америке, остальные – в Северной)

12.«Починить цепочку».

Задание на определение и восстановление линейной логической связи между написанными в определенном порядке словами или действиями.

Тема: «Внутренние воды»

  1. Уменьшилось количество планктона.
  2. На берегу Байкала построили два целлюлозно-бумажных комбината.
  3. Уменьшилось количество хищной рыбы, питающейся рыбой, которая ест планктон.
  4. Ухудшилось качество воды.
  5. Резко снизились уловы рыбы в озере.
  6. Уменьшилось количество рыбы, питающейся планктоном.

Ответ: 2 – 4 – 1 – 6 – 3 – 5.

13.Назвать одним словом.

«Определи страну».

В этой стране действует древнейшая в мире конституция.

Открыт первый в мире заповедник, прославленный своими гейзерами и разнообразием животного мира.

Оскар Уайльд говорил о данном государстве: Молодость – самая старая традиция этой страны, этой традиции уже 300 лет.  (США).

14.Решение смысловых пропорций.

Мадагаскар – остров, Африка - … (материк)

Евразия омывается четырьмя океанами, Африка - …

Евразия – первый по площади материк, Африка - …

Россия – рубль, Египет - …

Египет – хлопок, Марокко - …

Верблюд – пустыня, зебра - …

Мелкое – Чад, глубокое - …

15.Решение смысловых уравнений с двумя неизвестными.

--------- на Земле 6, а океанов -----

--------- измеряется анемометром, а глубина моря -------

--------- лес вытянут полоской вдоль реки, а роща -------

--------- планетарный климатический фактор, а рельеф местности ------

16.«Да –нет».

Эта точка расположена на материке? Да.

На нем две части света? Нет.

Материк в северном полушарии? Нет.

Пересекает экватор? Нет.

Эта точка имеет особенности, позволяющие выделить ее из числа остальных? Да.

Эта точка – Южный полюс.

17.«Слепой текст».

На территории Египта находится ------- канал, который соединяет -------- море ------- океана с -------- морем --------- океана.

18.. Решение задач с географическим содержанием.

1. Земля проходит путь по орбите со скоростью 30 км/ч. Какой путь она прошла за время урока?

2. У подножия горы Народной нормальное атмосферное давление. Какое давление испытывает геолог на ее вершине?

3. Рассчитайте падение и уклон реки Волги.

4. Исследователи поднялись в воздух на воздушном шаре на высоту 1,5 км. Термометр показал 0 градусов. Какая температура на земле?

19. Преобразование объекта.

Как изменится климат Южной Америки, если Анды будут не на западе материка, а на востоке?

  1. Составление меню на один день из дикорастущих трав определенной местности.

Средняя полоса России.

Завтрак:

Печеные корневища рогоза широколистного

Салат из молодых побегов Иван-чая

Чай из листьев черной смородины

Обед:

Суп из щавеля с крапивой

Грибы жареные

Салат из листьев сныти обыкновенной

Чай из зверобоя продырявленного

Ужин:

Винегрет из листьев и черешков сныти обыкновенной, одуванчика, подорожника.

Печеные корни лопуха большого

Настой из шиповника.

  1. Выдвижение гипотезы.

Природа западного и восточного побережий Африканских побережий океанов в тропических широтах различна. В этих широтах вероятнее увидеть пустынную местность. На восточном побережье океана так и есть, но на западном распространены саванны, то есть факты не укладываются в общие знания. Как это можно объяснить? Случайность это или закономерность?

Алгоритм выдвижения гипотезы.

  1. Формулируем возможные причины и выбираем наиболее реальную.

На природу влияют пассаты.

Рельеф.

Течения.

  1. Формулируем гипотезу.

На побережьях, вблизи которых проходят теплые течения, выпадают осадки и располагается более пышная растительность; там, где проходят холодные течения, - сухо и пустынно.

  1. Доказываем гипотезу.

Находим подтверждение нашим предположениям. Используем атласы с тематическими картами Африки – климатической и природных зон. На западном побережье Африки, где проходят холодные течения, расположены пустыни – Сахара и Намиб. На восточном побережье, вдоль которого проходит теплое Мозамбикское течение, - саванны.

  1. Доказываем всеобщий характер гипотезы.

Анализируем подобные районы на других материках. Гипотеза подтверждается примерами на картах Северной и Южной Америки, Австралии, Евразии.

  1. Составление диктанта.

«Океаны»

  1. Третья буква в названии предмета круглой формы, на котором нарисованы материки и океаны. (О)
  2. Первая буква в названии растения с колючками, растущего в пустыне (К)
  3. Первая буква в названии самого большого материка. (Е)
  4. Первая буква в названии части света, открытой Колумбом (А)
  5. Вторая буква в названии самого холодного материка (Н)

                                                                 (океан)

  1. Сбор, оформление и описание коллекций.
  1. Горные породы своей местности.
  2. Марки географической тематики.
  3. Национальные костюмы (в рисунках)

  1. Нахождение информации по проблемному вопросу.

Почему над морями и океанами суточная амплитуда колебаний температур составляет 1-2, а над пустынями достигает 30 градусов?

Известно, что полярники не заботятся о запасах пресной воды. Они используют лед, который образуется из морской горько-соленой воды. Почему вода становится пресной, если она образуется из растаявшего морского льда?

  1. Подготовка публичного выступления по теме.

«Мое турагенство».

  1. Название турфирмы.
  2. Способы доставки туристов.
  3. Продолжительность туров.
  4. Описание маршрутов.
  5. Места ночлегов.
  6. Оборудование и снаряжение.
  7. Стоимость.

26.Самостоятельное исследование в форме наблюдения.

Провести наблюдения за погодой в течение 7 -15 дней.

27.Написание и оформление отчета об экскурсии.

28. Географическое описание вымышленной страны.

29. Собрать и оформить тематический сборник.

1. Пословицы, поговорки, стихи, песни какой-либо страны.

2. Произведений о погоде.

30. «Мозговой штурм».

Прием учебной работы, требующий высокого уровня управленческих навыков от учителя и достаточного уровня коммуникативных и организационных общеучебных навыков от учащихся. Наиболее эффективен при выдвижении гипотез и предположений. Обязателен «договор на берегу»: некий свод правил для предотвращения превращения уроков в беспорядочную перепалку, а учителя – в смотрителя за порядком.

Правила участия в «мозговом штурме».

  1. Формулируйте свои мысли точно, но кратко.
  2. Стремитесь решить проблему, а не демонстрировать знания.
  3. Мозговая атак требует полного раскрепощения воображения.
  4. Запрещаются критические замечания и промежуточные оценки – это мешает формулировать новые идеи.
  5. Чем больше выдвинуто предположений, тем более вероятно, что действительно появятся новые, ценные идеи.
  6. приветствуются все дополнения и уточнения.
  7. Разрешается задавать вопросы, если они не содержат оценки высказываний предыдущих ораторов.

31. Разделение на группы.

Пример: Определите, к какой группе обитателей океана относятся перечисленные организмы:

  1. дельфины.
  2. медузы.
  3. осьминоги
  4. диатомеи.
  5. морские звезды
  6. красные водоросли
  7. рыбы
  8. черепахи морские
  9. бурые водоросли.

А) планктон;

Б) нектон;

В) бентос.

32. Решить развивающий канон – «прочитать» его решение устно.

Пример 1.

Евразия

Мыс Рока

Австралия

Стип-Пойнт

Африка

?

Ответ: Мыс Альмади, самая западная точка Африки.

 Пример 2.

Россия

Москва

Египет

?

Франция

Париж

Ответ: Каир (все города – столицы).

Пример 3.

анемометр

?

скорость ветра

атм. давление

м/сек

мм рт. столба

Ответ: барометр.

33. Восстановление смысла чисел.

Пример:

6 – число материков на Земле;

1606 – год открытия Австралии;

40 000 – длина экватора;

1 – число спутников Земли;

8848 – высочайшая вершина Земли.

34.Корректурная проба.

Это задание развивает концентрацию и устойчивость внимания.

«Инструментарий географа».

Ращньчавекббарометримнулжыкартаьргвдпроэхолотаукыоманероидекбфвогфлюгерскпжбьнаквалангьистермометрвонщавмерльазимутлпвкеилллкыва

35. Анализ информации, представленной в виде таблицы, схемы, диаграммы, карты.

Умение разворачивать информацию эффективно отрабатывается при выполнении заданий такого вида:

  • решить развивающие каноны с проговариванием;
  • прочитать схему, рисунок, таблицу;
  • решить головоломку, ребус, словесную пропорцию и объяснить решение;
  • «прочитать» систему понятий или интеллект-карту;
  • рассказать о происходящем событии по телефону;
  • «озвучить» опорный конспект.

Пример анализа информации по таблице:

Определить среднюю годовую температуру воздуха и годовую амплитуду температуры воздуха.

Объект

Температура по месяцам, С

Среднегодовая температура

Среднегодовая амплитуда

Асуан

Москва

Суджа

Пример 2. Задание по рисунку или фотографии. Определить название природного явления. Если содержание рисунка позволяет, следует определить, какова примерная количественная характеристика этого явления.

36. Задание на развитие концентрации и устойчивости внимания.

На доске под номерами написаны названия стран, учащиеся читают их несколько раз, затем надпись закрывается, а учитель задает вопросы, ответы на которые учащиеся записывают в тетради. Задание востребует, кроме предметных знаний, мобилизацию психофизиологических ресурсов ученика, а они могут очень сильно различаться у разных детей, поэтому возможно выставление только положительных отметок.

  1. Чад  (2) Сомали  (3) Нигер  (4) Намибия  (5) Сенегал

Вопросы:

Под каким номером записана страна со столицей Могадишо?

Номер страны, являющейся конечным пунктом авторалли «Париж – Дакар».

Номера стран, имеющих выход в океаны.

Сумма номеров стран, названных по названиям рек.

Номер страны, названной по названию полуострова.

37. Составление кроссворда, чайнворда по заданной теме.

38. Решение кроссворда, сканворда и т. п.

Пример:

12 имен известных путешественников, бороздивших воды океанов, запрятаны среди массива букв. Разыщите их. Слова вписаны по вертикали, горизонтали и диагонали, по одной линии. Могут располагаться в прямом и обратном направлениях, а также пересекаться.

х

г

л

е

в

н

о

к

у

к

о

к

н

р

д

е

а

р

у

е

х

л

и

р

о

р

е

д

в

о

н

с

е

в

р

б

и

б

е

л

з

с

е

д

к

и

х

н

н

а

р

с

в

о

у

п

к

ж

т

н

л

г

с

д

з

б

я

г

а

м

у

р

н

р

у

т

д

з

о

а

х

н

г

н

б

и

о

е

т

л

о

р

м

а

л

а

с

р

з

х

у

т

в

а

н

г

в

а

р

с

н

к

и

й

о

ш

а

д

и

р

н

а

г

е

и

л

и

г

н

н

и

р

о

к

а

и

м

е

л

т

х

й

а

е

р

е

н

п

д

у

р

а

л

р

о

г

р

з

с

й

б

ф

ш

т

е

е

е

л

л

б

т

у

р

е

к

и

т

х

с

н

б

о

а

х

а

р

м

х

а

л

к

г

н

р

е

е

а

н

и

к

и

т

и

н

и

о

к

э

у

з

39. «Магический квадрат».

Найти слова, которые даны, из оставшихся букв сложить термин и дать его определение.

п

у

и

с

т

о

й

о

л

о

а

м

е

с

к

р

т

ь

у

в

у

с

к

р

а

Найдите 4 термина: исток, устье, русло, пойма. Из остальных букв сложите пятое слово – рукав.

40. Постановка и запись вопросов к тексту параграфа.

41. Написание реферата по определенной теме.

Памятка для ученика «Как работать над рефератом».

  1. Выбери тему реферата. Согласуй тему с учителем.
  2. Сформулируй цель написания реферата. При одной и ой же теме цели могут разниться. Чем более обобщенная тема выбрана, тем легче найти целый «веер» разных целей.
  3. Составь примерный план реферата. В нем обязательно должны быть минимум три части – раздела:
  • вступление (где будет описана исследуемая проблема, цель написания реферата, причина выбора такой темы)
  • основная часть
  • заключение (где будут сформулированы выводы, собственная позиция по проблеме, предложены способы решения проблем).
  1. Собери информацию по теме. Не забудь про список используемой литературы.
  2. Используя собранную информацию, произведи корректировку плана. Систематизируй свои записи по разделам и главам. Пиши так, чтобы было комфортно читать твой труд – научные термины и сложные понятия объясняй, делая сноски внизу страницы. Описывая законы, гипотезы, обязательно ссылайся на источник информации, приводи фамилию и инициалы ученого. Ссылки на иллюстрации должны быть точными, содержать указание на номер и название.
  3. Создай на отдельном листе список используемой литературы:
  • автор (Ф. И. О.), название книги, издательство, город, год издания;
  • автор (Ф. И. О.), название статьи, журнал, издательство, город, номер и год издания;
  • адреса сайтов в Интернете
  1. Оформи титульный лист.
  2. Собери реферат, используя папку – скоросшиватель.

42. Презентация профессий.

Рассказать о целях и задачах профессии, исторических этапах ее развития, способах деятельности, востребованных этой профессией, описать систему знаний, требующихся для осуществления профессиональной деятельности в настоящее время, указать, где эти знания и навыки можно приобрести.

Пример: метеоролог, гидролог, картограф, геолог, геодезист, синоптик, почвовед, этнограф, гляциолог, геоморфолог, эколог.

43. Эксперимент по заданному алгоритму.

Пример: Из школьного курса географии тебе известно, как образуется ветер. Попробуй найти доказательство причин его образования.

Требуется: наблюдательность, солнечный день, костер, воздушный шарик, нитка, батарея центрального отопления, полоски бумаги.

Выполнение:

  1. Найди подтверждение тому, что теплый воздух поднимается вверх. В безветренную погоду внимательно присмотрись к дыму от костра, он поднимается вертикально вверх. Нагретый огнем воздух легче, чем холодный – окружающий его. Вот дым и устремляется вверх, как наполненный гелием воздушный шар.
  2. Найди подтверждение тому, что воздух расширяется. Измерь ниткой воздушный шарик и оставь его на несколько минут под горячими лучами солнца. Спустя некоторое время вновь измерь шарик – и ты заметишь, что он раздулся. Воздух в шарике сохранил свой вес, но теперь он занимает больший объем. Нагретый воздух не только поднимается вверх, но и расширяется.

44.Составление заданий для викторины, интеллектуальной игры.

45. Активизация модальностей.

Если ученику необходимо запомнить за короткое время большое количество терминов одной темы можно использовать следующий способ запоминания: нарезать одинаковые по размеру кусочки бумаги, написать термин на одной стороне, а определение на другой. Затем сложить листки терминами вверх. Брать по одному листку, читая вслух термин, не переворачивая лист проговаривать определение, повернуть листок и проверить. Если правильно, отложить листок в правую сторону, неправильно  - в левую. Затем работать только с левой стопкой, до тех пор, пока все карточки не переместятся вправо.

46. Предсказание погоды.

Пример 1. ( от «предсказателя» к погоде):

  1. В муравейнике заметно оживление, все входы открыты …
  2. Белые кувшинки не раскрывают своих цветов и не всплывают над водой …
  3. Раньше обычного закрывают свои цветки одуванчики и ноготки …
  4. Кузнечики стрекочут, комары и мошки вьются роями …
  5. Ласточки и стрижи низко летают над землей…
  6. Куры и воробьи купаются в пыли …
  7. Дождевые черви вечером выползают из земли …

Пример 2. (от погоды к «предсказателю»):

  1. Какое кровососущее существо, обитающее в заболоченных пресных озерах, лежит на дне перед ясной теплой погодой и старается вылезти из воды перед ненастьем? (пиявка).
  2. Какое домашнее животное усиленно роет почву или катается по земле перед дождем, а перед большими холодами сворачивается калачиком и спокойно лежит? (собака).
  3. Какие насекомые вечером вьются и пляшут роем в лучахзаходящего солнца, предвещая назавтра хорошую погоду, обычно не кусая при этом? (комары).

47. Подготовка и участие в тематической интеллектуальной игре с географическим содержанием.

48. Подготовка и проведение урока географии по определенной теме. (В день Самоуправления).

49. Нахождение соответствия фактов и понятий.

Пример: найти среди названий поясов и климатов такое, которое соответствует такой реалии: половодье наступает летом, реки не замерзают.

  1. экваториальный пояс, умеренный пояс, морской климат;
  2. субэкваториальный, тропический и субтропический пояса, муссонный климат;
  3. тропический пояс, континентальный климат;
  4. субтропический пояс, средиземноморский климат.

50. Пантомима.

Пример:

  1. штиль, бриз, ураган;
  2. океан, река, родник;

3.   тундра, степь, пустыня.

Немного о домашнем задании.

 По моему мнению, заинтересовать ребенка на уроке все-таки проще, чем при выполнении домашнего задания. В своей практике я стараюсь разнообразить формы и приемы выполнения домашних работ, сделать это занятие более интересным для школьником, что , конечно, играет не последнюю роль в успешности обучения и усвоении знаний. Вот несколько таких форм.

  1. Перевод «с русского на русский». Читаем выделенные на уроке сложные предложения текста и переписываем их другими словами.
  2. Составляем суждения по тексту параграфа.
  3. Конкурс шпаргалок.
  4. Создание таблицы, используя текст параграфа.
  5. Составление плана изучения темы.
  6. Поиск информации по проблемному вопросу
  7. Решение или составление кроссворда.
  8. Сочинение от имени… (реки, города и т.д.)
  9. Создание листовки, рекламы.
  10. Составление числового или буквенного диктанта.
  11. Собирание, оформление и описание коллекции.
  12. Составление отчета об экскурсии.
  13. Составление заданий для викторины, интеллектуальной игры.
  14. Подготовка и проведение урока географии.

Перечисленные мной методы – далеко не полный список возможностей современного учителя. Использование видеоматериалов, компьютерных технологий все больше расширяют эти возможности. В качестве конкретного примера своей работы я предлагаю разработку урока в 8 классе по теме «Урал».