Проектная работа по биологии ученицы 9 класса "Роль витаминов в жизни человека"
- Название проекта: Роль витаминов в жизни человека
- Руководитель проекта: Старченко Марина Геннадьевна
- Автор проекта: Дьяченко Дарья Михайловна
- Учебная дисциплина: биология
- Тип проекта: исследовательский
- Цели проекта: узнать о влиянии витаминов на жизнь и здоровье человека
- Задачи проекта:
- Познакомиться с группой витаминов.
- Изучить влияние витаминов на здоровье человека.
- Выяснить, какие бывают витамины и в каких продуктах содержатся.
- Провести социологические исследования, касающиеся правил здорового питания.
8. Вопрос проекта: какое влияние оказывают витамины на жизнь и здоровье людей?
9. Краткое содержание проекта: Каждый человек хочет быть здоровым. Один из важнейших элементов здоровья - это питание. Витамины играют важнейшую роль в продлении здоровой жизни, заменить их ничем нельзя. При отсутствии витаминов или их недостатке нарушается здоровье.
В те времена, когда люди не знали о существовании витаминов, возникали многие заболевания. В настоящее время виды и влияние витаминов на жизнь и здоровье людей изучены. Каждый из них уникален, обладает собственными свойствами и влиянием на организм. О некоторых из них я расскажу в своей работе.
10. Результат проекта (продукт): выполненная лабораторная работа (социологический опрос и анализ его результатов) и компьютерная презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 555.8 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 1.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение………………………………….................…….................3
Глава 1. Влияние витаминов на здоровье человека……................5
Глава 2. Классификация витаминов.................................................7
2.1. Природные витамины...……………………………..................7
2.2 Синтетические витамины............................................................9
Глава 3. Потребность человека в витаминах..................................12
Глава 4. Практическая часть. Социологический опрос.................15
Заключение…………………….……................................................18
Список литературы и материально-технических ресурсов...........19
Приложение........................................................................................20
Введение
Тема моего проекта «Роль витаминов в жизни человека».
Проблема проекта: как влияют витамины на жизнь и здоровье людей? На этот вопрос мне предстоит ответить в ходе моей работы.
Цель проекта: узнать о влиянии витаминов на жизнь и здоровье человека
Задачи проекта: - Познакомиться с группой витаминов.
- Изучить влияние витаминов на здоровье человека.
-Выяснить, какие бывают витамины и в каких продуктах содержатся.
- Провести социологические исследования, касающиеся правил здорового питания.
Методы исследования: сбор и анализ информации, анкетирование, опрос, работа со статистическими данными.
План работы над проектом
Этапы | Виды деятельности | Планируемая дата исполнения |
Подготовка | Выбор темы учебного проекта и тем исследований | сентябрь |
Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы | сентябрь | |
Планирование | Формулировка задач, которые следует решить | сентябрь |
Выбор средств и методов решения задач | сентябрь | |
Определение последовательности и сроков работ | сентябрь | |
Процес проектирования | Самостоятельная работа | сентябрь-декабрь |
Оформление презентации, приложений | январь | |
Итог | Достигнутый результат | февраль-март |
Оформление проекта | февраль-март | |
Защита | апрель |
После выбора темы мы с моим преподавателем выбрали вопросы для более глубокого изучения, составили план работы над ними. Главным источником информации для исследования стали интернет-ресурсы, для выполнения практической части я разработала анкету.
В результате мною были изучены особенности влияния витаминов на жизнь и здоровье человека, изучила способы сохранения ее здоровья.
Как продукт своего проекта я представлю выполненный анализ социологического опроса и компьютерную презентацию.
Глава 1. Влияние витаминов на здоровье человека
Любой человек желает быть здоровым. Ведь именно здоровье - это то богатство, которое не купишь ни за какие деньги. Человек сам разрушает или же укрепляет то, что дано ему природой.
Питание - это важный элемент. Пища, которую мы едим, состоит из различных веществ, которые необходимы для нормальной работы всех наших органов, способствуют исцелению и укреплению организма. Витамины являются жизненно важными компонентами наряду с жирами, белками и углеводами. Все жизненные процессы, протекающие в организме, происходят при непосредственном участии витаминов.
Поддержание иммунитета - одна из важнейших задач витаминов. Именно благодаря витаминам нам организм становится устойчив к болезням. Витамины являются частью нашей пищи. Однако, совсем не многие знают о том, откуда берутся витамины, в каких продуктах какой витамин содержится, для чего он необходим, а так же когда и как его принимать их и в каком количестве. Без витаминов нормальная работа организма невозможна, важнейшую роль они играют и в продлении полноценной, здоровой жизни. Если в рационе недостаточно витаминов, то организм больше подвержен заболеваниям.(1)
Было время, когда люди, не зная о существовании витаминов, не могли определить возникновение различных заболеваний. Не малое удивление было вызвано тем, что при достаточном, но однообразном рационе питания у людей появлялись болезни. Как правило, мореплавателей и путешественников поражала цинга. У них выпадали зубы, появлялись кровоподтеки на лице, сыпь, кровоточили десны, выпадали зубы, они чувствовали слабость, а также иногда возникали и кровоизлияния, бывало даже смертельные. В давние времени дети страдали заболеванием – рахитом, при котором непрочными становились кости. Основная пища на Востоке – это рис. Наиболее распространенным заболеванием было «бери-бери», симптомами которого были боли в ногах и руках, изменение чувствительности, ослабление мышц, а также и возникновение паралича. В тех районах, где люди питались кукурузой, наблюдалось такое заболевание как пеллагра – воспаленная шелушащаяся кожа, психические расстройства. Выраженный дефицит витаминов, авитаминоз, - истинная причина всех этих болезней.
Лишь только в XX веке были определены структура и значение витаминов, но, исходя из жизненного опыта, люди стали противодействовать авитаминозу задолго до этого. На востоке в Северной Америке на берег острова Ньюфаундленд в 1535 году были вынуждены высадиться участники экспедиции Жака Картье. Из ста членов экипажа двадцать пять погибли от цинги за время плавания через Атлантику, остальные же тяжело болели. Спасение на береге им принес индеец, который напоил умирающих отваром хвои. Именно так и узнали европейцы о действии витамина С (аскорбиновая кислота). Джеймс Линд, врач британского флота, сделал вывод, что апельсины и лимоны могут предотвращать цингу, а Канехеро Такаки, японский врач, установил, что болезнь «бери-бери» поражает экипажи тех судов, в рацион у которых входит в основном полированный рис. Выходом стало добавление в рацион овощей, мяса и рыбы. Стоит сказать, что витамины в состав клеток и тканей, которые образуют кости, мышцы, внутренние органы, кожу, не входят. Сами по себе они не являются источниками энергии, не заменяют пищу. Также витамины собой не могут заменить и такие питательные вещества как белки. Но при этом поддержание жизни без всех необходимых витаминов является невозможным. Витамины регулируют обменные процессы, то есть они являются биокатализаторами.
Именно через систему ферментов и гормонов витамины влияют на обмен веществ. Ферменты, в свою очередь, являются веществами белковой природы, которые находятся в живых клетках и могут запускать химические реакции в организме у человека. Ферменты ускоряют процессы химических реакций, здесь витамины и служат помощниками. Тем самым витамины являются необходимыми для биологически активных соединений – синтез гормонов, которые регулируют различные функции в организме. Для регулирования нашего обмена веществ и поддержания нас в хорошей форме витамины – это необходимые элементы таких систем как ферментная и гормональная.
Глава 2. Классификация витаминов
2.1. Природные витамины
Существуют витамины: А, В, С, Е, D и другие. Витамины классифицируются на две группы:
1. Витамины, растворимые в воде: витамины группы В (В1, В6, В12 и так далее) и витамин С.
2. Витамины, которые растворяются в жирах: А, D, Е, К.
Водорастворимые витамины следует принимать ежедневно, так как они не накапливаются в организме, жирорастворимые витамины могут накапливаться в жировой ткани и печени.
Остановимся немного на каждом из них. (2)
- Витамин А. Хорошо знакомый нам ретинол, Рис 1. суточная потребность которого 1 мг, просто необходим для поддержания общей молодости организма. Кожа, волосы, ногти, цвет глаз – это лишь внешние цели для витамина А. В тонусе остаются сосуды и нервные окончания, увеличивается сопротивляемость организма окислительными процессам, ведь данный витамин является одним из мощнейших антиоксидантов. Поддерживая оптимальное содержание ретинола в организме, можно избежать таких неприятностей, как шелушение кожи, снижение четкости зрения и тусклость кожных покровов, а также ломкость ногтей и волос. Рис 1. Ретинол
- Витамин D. Употребление всего 0,01 мг данного вещества в сутки обеспечивает представительницам прекрасного пола красивую осанку, ровные зубки и острые ноготки, ведь именно витамин D (Рис 2) является неотъемлемым компонентом для формирования скелета, зубов. Он помогает сохранять красоту волос, буквально заставляет правильно функционировать железы внутренней секреции, такие как щитовидная железа и яичники, нормализуя тем самым гормональный уровень женщины. Это в свою очередь вносит огромный вклад в самочувствие женщины в самые сложные для нее периоды – ПМС, менопауза, беременность, нарушения цикла и т.д. Иногда витамин D назначается дополнительная мера стабилизации женских гормон, тех, что отвечают за женственность и способность к оплодотворению. Рис 2. Применение витамина D
- Витамин Е.(Рис 3) Еще более мощный антиоксидант, крайне важный для организма женщины. Он отвечает за транспортировку кислорода, снабжая все органы и системы необходимым для жизни питанием, а также участвуя в процессах обновления клеток и укрепления их сопротивляемости окислению. Суточное употребление витамина Е в количестве 0,0005 мг помогает сохранить молодость клеток, что сразу видно по состоянию кожи, волос и ногтей, по чистоте радужки глаза, а также по общему самочувствию. Множество серьезных заболеваний, в том числе имеющих воспалительный характер, могут просто не коснуться вас, если витамин Е в организме будет в норме. Без него, резко падает способность организма к самозащите, ухудшается мозговая активность, повышается риск развития многочисленных заболеваний, заметно ухудшается состояние кожи. Серьезно страдает при недостатке витамина Е и работа мышц. Рис. 3 Применение витамина Е
- Витамин С. Что было бы с нашей кожей и сосудами, если бы ни это вещество! К тому же нельзя было бы поручиться за собственный иммунитет и настроение, если бы аскорбиновой кислоты было бы в недостатке в нашем организме, а ведь ее следует употреблять ежедневно в размере 75 мг. За счет быстрого усваивания и малого срока хранения в продуктах, его нестабильности при нагревании, витамин С следует употреблять постоянно, и именно поэтому его так часто дают детям дополнительно в качестве профилактики простудных заболеваний. Кстати, устойчивость наших зубов и красота десен также зависит от оптимального содержания в организме витамина С. Рис 4.
Рис 4. Содержание витамина С
- Витамин В1. Неотъемлемый участник в углеводно-белково-жировом обмене, функционировании нервной системы, печени и сердца. Без сомнений, данное вещество можно назвать спасателем наших нервов и защитником чистоты нашей крови, а это в свою очередь здоровый цвет лица и спокойный рассудок – две важные черты прекрасной леди! Так что не забывайте включить в суточное употребление от 2 до 2,5 мг тиамина (витамина В1). Рис. 5
Рис.5 Содержание витамина В1.
2.2 Синтетические витамины
Существуют ещё и синтетические витамины. Натуральные – витамины, которые люди получают с пищей, солнечным светом. Синтетическими витаминами называют те, которые производятся путем химического синтеза. Они являются фармакологическими средствами и продаются в аптеках.(3)
Впервые синтетический витамин был произведен в начале 20 века ученым К. Функом. Это был витамин В1. Впоследствии были синтезированы и другие. Изначально их прием рекомендовали только людям, проживающим или работающим в определенных условиях, повышающих риск развития недостатка или дефицита витаминов (подводники, шахтеры, моряки, полярные исследователи, космонавты).
В дальнейшем, с публикацией и распространением различных статей и книг, выдвигающих теории о роли витаминов в лечении всевозможных заболеваний, возросла и популярность синтетических витаминов среди масс населения.
Убежденность в безоговорочной пользе и безопасности искусственного происхождения подкреплялась деятельностью рекламных кампаний и растущим производством большого числа витаминно-минеральных комплексов и пищевых добавок. Так как они не относятся к лекарственным препаратам, для разрешения на их производство не требуется проведения многочисленных клинических исследований, а при выпуске они могут регистрироваться как БАД – биологически активные добавки. Эти факторы способствуют бесконтрольному и неграмотному потреблению всевозможных витаминных комплексов, которые могут не только не оказывать положительного воздействия на организм, но и вызывать побочные эффекты.
На первый взгляд витамины не могут принести вреда для человека, так как не являются лекарствами. Но они являются важным компонентом в нормальном функционировании человеческого организма, и их недостаток или переизбыток сказывается на здоровье. Поэтому не следует самостоятельно принимать те или иные добавки или витаминные комплексы. Прежде всего, нужно обратиться к врачу и провести необходимые исследования. Тогда вы будете знать, какие именно вещества вам нужны. Также стоит обращать внимание на производителя и приобретать продукцию только проверенной марки, имеющей большой опыт и престиж на рынке фармакологической продукции.
Витамины группы B, A, кальций, калий, магний, цинк разрушает алкоголь. Витамины A, E, C, селен разрушает никотин. Кофеин разрушает
витамины B и PP и снижает содержание калия, железа, цинка. Антибиотики разрушают витамины группы B, кальций, магний, железо. Снотворные средства препятствуют усвоению витаминов B12, A, E, D, снижают уровень кальция. Аспирин уменьшает содержание калия и кальция, витаминов A, C и группы B.
Витамины играют важнейшую роль в полноценной жизни. Витамины являются жизненно необходимыми соединениями, т.е. без них невозможна нормальная работа организма. Заменить их ничем нельзя. При отсутствии витаминов или их недостатке в рационе обязательно развивается определенное, причем часто повторяющееся, заболевание или нарушается здоровье в целом.
Отличие между синтетическими (искусственными) витаминами и натуральными: Чтобы мы оставались здоровыми, все витамины должны работать вместе. Например, синтетический витамин С - это только аскорбиновая кислота и ничего больше. Натуральный витамин С, извлеченный из плодов шиповника, содержит целый комплекс витаминов С, а также биофлавоноиды (витамин Р). Поэтому натуральный витамин С гораздо более эффективен. Натуральный витамин Е может включать в себя все существующие в природе токоферолы, однако, в производстве синтетического витамина используется только вариант с альфа-токоферолом, поэтому натуральный более эффективен, чем его синтетический аналог. Синтетические витамины, часто вызывают токсические реакции. Натуральные витамины, даже в больших количествах, никаких побочных реакций не вызывают.
Глава 3. Потребность человека в витаминах
Я решила отразить суточную потребность человека в основных витаминах в виде таблицы, чтобы нагляднее продемонстрировать разницу в разных возрастных категориях. (4)
Рис .7
Рис.7 Суточная потребность в витаминах
Давно известно, что у практически здоровых людей суточная потребность в витаминах зависит от интенсивности физической и умственной деятельности, нервно-психического напряжения, от внешних факторов (климатических и других условий). У заболевшего человека, беременных и кормящих женщин эта потребность значительно повышается. (5,6)
Прием витаминов необходим в следующих случаях:
1. при лечении гипо- и авитаминозов (после проведения соответствующей диагностики их назначает лечащий врач);
2. при лечении различных заболеваний (обычно их рекомендует и/или назначает лечащий врач);
3. для повышения адаптационных возможностей организма в дозах, превышающих суточную потребность в 2-3 раза (как правило, речь идет о монопрепаратах, которые назначаются лечащим врачом);
4. с целью профилактики гиповитаминозов (особенно в зимне-весеннее время года; как правило, витамины "назначаются" и выбираются самостоятельно или после консультации с фармацевтическим работником).
В последние годы некоторые наши соотечественники, "чрезмерно увлекшись" здоровым образом жизни, правильным питанием, поддержанием стройности фигуры, красотой ногтей, кожи и т. д., одновременно потребляют разнообразные продукты питания, обогащенные витаминами (чаще всего А, В, С, Е, D, фолиевой кислотой, липоевой кислотой), биологически активные добавки к пище, нередко содержащие помимо других веществ все те же витамины, и витамины и/или витаминно-минеральные комплексы.
Известно, что при избыточном поступлении витаминов в организм человека развивается гипервитаминоз. Наиболее это характерно для жирорастворимых витаминов A, D, Е.
Так, при длительном применении витамина А в высоких дозах (более 50 000 ЕД) наблюдаются сонливость, повышение внутриглазного давления, головная боль, тошнота, рвота; нарушения зрения (отечность желтого пятна на сетчатой оболочке); светобоязнь, геморрагии, нарушение функции печени и почек; судороги; сильные боли в животе, костях, суставах; возможны выпадение волос, ломкость ногтей, паралич, явления дерматита. В острых случаях - головная боль, сонливость, тошнота, рвота, светобоязнь, судороги, возможен паралич. У детей может быть повышение давления спинномозговой жидкости, а у детей грудного возраста может развиться гидроцефалия и выпячивание родничка.
Неконтролируемое потребление витамина D (более 1000 ME на 1 кг веса тела) приводит к гиперкальциемии и гиперкальциурии. Суточная доза этого витамина 3000-4000 ME у новорожденных приводит к кальцификации мягких тканей и стенок сосудов, клапанов сердца и др. Передозировка витамина D нарушает транспорт калия и магния, что сопровождается ухудшением сократительной деятельности сердца, развитием очагов микронекроза и появлением аритмий. Из-за повышенной проницаемости мембран лизосом увеличивается выход лизосомальных ферментов, повреждающих внутриклеточные структуры паренхиматозных органов (печени, почек и др.). Пациенты страдают от потери аппетита, тошноты, головной боли, нарушений сна, общей слабости, запоров, полиурии; становятся раздражительными. Увеличивается содержание кальция в крови и моче.
Большие дозы витамина Е оказывают токсическое действие на нейтрофилы, тромбоциты, эпителий кишечника, клетки печени и почек; угнетают активность витамин-К-зависимой карбоксилазы. Передозировка витамином Е проявляется креатинурией, диареей, болями в эпигастрии, снижением работоспособности, а также сепсисом, некротизирующим энтероколитом, гепатомегалией, гипербилирубинемией, тромбоцитопенией, симптомами почечной недостаточности, кровоизлиянием в сетчатую оболочку глаз или мозга, асцитом.
При приеме витамина С более 1 г/сут. возникают: гемолиз эритроцитов и появление телец Гейнца в эритроцитах у новорожденных, что связано с прооксидантным эффектом дегидроаскорбиновой кислоты, образующейся в больших количествах; гипергликемия и глюкозурия; диспептические расстройства (срыгивание, рвота и др.); геморрагии вследствие снижения агрегации тромбоцитов; прерывание беременности (результат повышенного синтеза эстрогенов); мочекаменная болезнь (оксалурия); повышение возбудимости ЦНС.
Применение В6 по 50 мг и более в сутки вызывает нарушение обмена белков, углеводов и липидов; дегенеративные изменения в центральной нервной системе (периферическая невропатия, которая проявляется гипер- и парестезией, мышечной слабостью) и паренхиматозных органах.
Завышенные дозы никотиновой кислоты вызывают диспептические явления (диарею, анорексию, рвоту); ульцерацию слизистой оболочки желудка; нарушение функции печени; гипергликемию, гиперурикемию, мерцательную аритмию.
В связи с этим, можно распределить продукты для суточного потребления, зная, где они содержатся. (Рис.8)
Рис. 8 Содержание калорий в продуктах питания.
Глава 4. Практическая часть. Социологический опрос
Я провела среди учеников анкетирование «Социологическое исследование, касающиеся соблюдению правил здорового питания» Приложение 1
Анализ результатов анкетирования. Для того чтобы выяснить, как питаются учащиеся нашей школы и как они в целом относятся к своему здоровью я провела анкетирование среди учащихся 9 классов МКОУ «Гончаровская СОШ». Было опрошено 40 человек. Текст анкеты представлен в приложении. В результате анализа ответов школьников на вопросы анкеты были сделаны выводы, которые отражены в диаграмме на
Рис. 9.
Рис. 9. Особенности питания учащихся 9 классов
Анализируя данные рис. 1, можно сделать вывод о том, что питание 70% школьников по некоторым причинам нельзя назвать полноценным. Большинство учащихся 9 классов должны изменить свой режим дня и прислушаться к рекомендациям по правильному питанию, чтобы пополнить свой рацион другими нужными для организма веществами. Так же следует отметить, что 10 % учащихся нужно как можно быстрее изменить и режим, и рацион питания. Только 20 % школьников 8,9 классов полноценно питаются и сознательно относятся к собственному здоровью. По результатам анкетирования я сделал вывод, что в 9 классе ребята несознательно относятся к собственному здоровью. Многим из них нужно прислушаться к рекомендациям по правильному питанию.
В заключение проведенного анкетирования мною были предложены ребятам простые
способы здорового и правильного питания:
1. Соблюдай режим питания! Питание в определенные часы улучшает работу органов пищеварения.
2. Питайся разнообразно! Разнообразие питательных веществ и витаминов обеспечивает сбалансированное поступление в твой организм необходимых веществ.
3. Тщательно пережевывай пищу! Пережевывание подготавливает пищу для прохождения по желудочно-кишечному тракту. Измельчённая пища легче переваривается.
4. Не переедай! С избытком пищи не справляется пищеварительная система; пища подвергается брожению и гниению, организм отравляется.
5. Не спеши во время еды! Продолжительность трапезы должна составлять не менее 20 минут при одном блюде и 30–40 – при двух. Так достигается насыщение без переедания.
Заключение
Витамины разносторонне и существенно влияют на всю деятельность организма. При этом дозы витаминов, необходимых человеку, ничтожно малы по сравнению с другими составными органическими частями пищи (белками, жирами, углеводами) и выражаются в миллиграммах, а некоторых витаминов в микрограммах или гаммах (1/1000 доля миллиграмма).Синтез некоторых витаминов осуществляется микрофлорой кишечника, однако он незначителен и не может покрыть потребности человека в них.
Это подтверждается тем, что при отсутствии определенного витамина в пище у человека развивается соответствующий авитаминоз, хотя ничтожно маленькие количества его и синтезируются в кишечнике.В некоторых случаях витамины образуются в организме человека в процессе обмена веществ из близких по химическому составу органических веществ, называемых провитаминами. Так, каротин, содержащийся главным образом в растительных продуктах, в организме переходит в витамин А. Благодаря фотосинтезу содержащийся в коже человека эргостерин под воздействием ультрафиолетовых лучей солнца (или искусственного облучения) превращается в витамин D.В настоящее время представление о значении витаминов для человека изменилось. Если раньше считали, что они только предохраняют человека от тяжелых, иногда смертельных заболеваний, то теперь известно, что роль витаминов в организме человека значительно шире и существеннее.
Список литературы и материально-технических ресурсов
1. Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика: Справ. Издание. – М.: Высшая школа, 1991. – 288 с.
2. Элективный курс «Секретные материалы о твоем здоровье». 9 кл. / Сост. Л.Б. Поддубная. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005. – 80 с.
3. https://www.b-g.by/health/13411
4. https://www.google.com/search?q
5. http://aczs.ru/aczs/home/2012-04-17-00-07-12/18-2012-04-21-06-43-36
6. https://chem21.info/info/614145/
Приложения
Приложение 1
Памятка для пациента:
1. Помните о том, что любые витамины, так же; как и любые другие лекарственные средства, могут оказывать (и оказывают!) побочные действия. Не допускайте их передозирования (особенно жирорастворимых витаминов), принимая бесконтрольно (хаотично) витамины, витаминно-минеральные комплексы, биологически активные добавки к пище, содержащие витамины, и обогащенные витаминами продукты питания.
2. Будьте осторожны при самостоятельном выборе витаминных препаратов в аптеках с открытым доступом. Не забывайте консультироваться у провизора, особенно, если приобретаете витамины для детей.
3. Беременные женщины должны знать об опасности развития тератогенного эффекта при приеме больших доз витаминов A, D и К, а также потенциальной опасности больших доз витамина С, которые могут вызвать прерывание беременности.
4. Витамин А необходимо применять с осторожностью пациентам с нефритом и пациентам с заболеваниями сердца.
5. Если вы вынуждены принимать витамины В1, С, РР, К, липоевую кислоту длительное время, то вам необходимо осуществлять контроль за функцией печени, почек, артериальным давлением, уровнем глюкозы и т. д. в связи с их побочными действиями.
6. Не следует сочетать поливитамины, содержащие витамин D, с препаратами витамина D без консультации врача.
7. Витамины и поливитамины следует принимать после еды во избежание появления побочных действий со стороны желудочно-кишечного тракта.
8. Не ленитесь контролировать дозы ежедневно принимаемых витаминов членами своей семьи.
Приложение 2
Анкета для школьников
1. Укажи свой пол:
а) мужской; б) женский.
2. Укажи свой возраст:
а) 14 лет; б) 15 лет; в) 16 лет.
3. Считаешь ли ты себя здоровым?
а) да; б) нет.
4. Здоровье твоего организма зависит от того, чем ты питаешься?
а) да; б) нет.
5. Что бы быть здоровым, сколько раз в день достаточно кушать?
а) 1 раз; б) 2 раза; в) 3 – 4 раза; г) более пяти раз.
6. Сколько раз в день питаешься ты:
а) один раз; б) 2 раза; в) три раза; г) четыре раза;
д) пять и более раз.
7. Ты завтракаешь дома?
а) нет, никогда; б) да, но не каждый день; в) да, каждый день.
8. Что чаще всего ты ешь на завтрак?
а) молочную кашу; б) яичницу; в) бутерброд;
г) сосиски; д) конфеты и сладкие булочки.
9. Берешь ли ты с собой в школу домашний завтрак?
а) да; б) нет.
10. Перекусываешь ли ты между основными приемами пищи?
а) да; б) нет.
11. Если перекусываешь, то чем бы ты подкрепился?
а) овощи, фрукты, орехи, творог со сметаной; б) булочка, шоколадка или чипсы.
12. Как часто ты пьешь Coca-Cola, Sprite, Fanta?
а) никогда; б) 1 раз за несколько месяцев; в) 1-3 раза в месяц; г) один раз в неделю; драза в неделю; е) 1 раз каждый день; ж) 2 и более раза в день.
13. Coca-Cola, Sprite, Fanta, лимонады – сладкие газированные напитки. Для зубов:
а) опасны; б) полезны.
14. Как часто ты ешь сладкое (шоколад, мармелад, печенье, леденцы и т. д.)?
а) несколько раз в день; б) только после приема пищи - на десерт; в) не ем вообще.
15. Как сахар воздействует на зубы?
а) безвреден для зубов; б) обладает разрушающим действием.
16. Горячие блюда запивать холодными напитками:
а) безвредно; б) вредно.
17. Употребление твердой пищи (яблоко, морковь) способствует:
а) механическому очищению зубов; б) плохому влиянию на десну; в) разрушению эмали зубов.
18. Кальций, какова его роль для здоровья зубов?
а) входит в состав тканей зуба, укрепляет его структуру; б) не важен для зубов.
19. Какой витамин помогает нашему организму усвоить кальций?
а)витамин А; б) витамин D.
20. Сыр, морская рыба, овсяная каша. Что по твоему мнению объединяет эти продукты?
а) высокое содержание кальция; б) низкое содержание кальция.
Спасибо за участие!
Анализ результатов
Участвовали 40 человек
- Мальчиков – 18, девочек-22
- 14 лет – 11 человек, 15 лет – 26 человек, 16 лет – 3 человека
- Да – 27, нет – 13
- Да – 30, нет -10
- А – 0, б- 11, в – 29, г- 0
- А -0, б- 8, в – 26, г – 0, д – 6
- А – 12, б – 19, в – 9
- А- 3, б-18, в – 11, г- 3, д – 5
- А -3, б – 37
- А- 19, б -21
- А – 10, б -11
- А- 0, б – 0, в – 11, г – 21, д – 6, е – 2
- А- 40, б – 0
- А – 14, б – 26, в – 0
- А – 40, б- 0
- А – 0, б – 40
- А – 23, б – 9, в – 8
- А – 40, б – 0
- А – 11, б- 39
- А – 27, б- 13
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема проекта : как влияют витамины на жизнь и здоровье людей? На этот вопрос мне предстоит ответить в ходе моей работы. Цель проекта : узнать о влиянии витаминов на жизнь и здоровье человека Задачи проекта : - Познакомиться с группой витаминов. - Изучить влияние витаминов на здоровье человека. -Выяснить, какие бывают витамины и в каких продуктах содержатся. - Провести социологические исследования, касающиеся правил здорового питания.
ВИТАМИНЫ натуральные синтетические
Витамин А.
Витамин д
Витамин Е
Витамин С
Витамин В
Особенности питания учащихся 9 классов
Способы здорового и правильного питания 1. Соблюдай режим питания! Питание в определенные часы улучшает работу органов пищеварения. 2. Питайся разнообразно! Разнообразие питательных веществ и витаминов обеспечивает сбалансированное поступление в твой организм необходимых веществ. 3. Тщательно пережевывай пищу! Пережевывание подготавливает пищу для прохождения по желудочно-кишечному тракту. Измельчённая пища легче переваривается. 4. Не переедай! С избытком пищи не справляется пищеварительная система; пища подвергается брожению и гниению, организм отравляется. 5. Не спеши во время еды! Продолжительность трапезы должна составлять не менее 20 минут при одном блюде и 30–40 – при двух. Так достигается насыщение без переедания.
Спасибо за внимание!!!