Проектная работа по биологии ученицы 9 класса "Оптическая система глаза"

Старченко Марина Геннадьевна
  1. Название  проекта: Оптическая система глаза. Дефекты зрения.
  2. Руководитель проекта: Старченко Марина Геннадьевна
  3. Автор проекта: Кочура Мария Валерьевна
  4. Учебная дисциплина: биология
  5. Тип проекта: информационный
  6. Цели проекта: расширить знания о строении и функциях оптической системы глаза, причинах ее дефектов.
  7. Задачи проекта: расширить знания о строении глаза;

рассмотреть дефекты зрения;

составить рекомендации на основе полученных данных по сохранению зрения.

 

8. Вопрос проекта: как устроен глаз, какие причины ведут к ухудшению зрения?

      9. Краткое содержание проекта:   С развитием инновационных технологий население страны пользуется благами цивилизации - телефонами, компьютерами, электронными книгами, телевизорами, игровыми приставками практически неограниченное время. При этом органы зрение получают огромную нагрузку.

С каждым годом число людей молодого возраста, страдающих, потерей зрения увеличивается. Растёт и количество гаджетов и вместе с ним число людей, пользующихся ими. Прививая детям и взрослым культуру активного использования простых упражнений гимнастики для глаз ежедневно можно предупредить падения зрения.

 

    10. Результат проекта (продукт): разработанный комплекс упражнений для восстановления зрения и компьютерная презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx648.58 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx687.31 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение…………………………………………………….......3

Глава 1. Строение органа зрения………………………….......5

Глава 2. Оптическая система глаза……………….............…...6

2.1. Преломляющая способность...............................................6

2.2. Строение оптической системы глаза..................................7

2.3. Симптомы поражения оптической системы глаза............9

 Глава 3.  Основные функции глаза..........................................11

Глава 4. Дефекты зрения ………..............................................12

  4.1.Виды дефектов..............................................................12

  4.2.  Диагностика дефектов....................................................14

Глава 5. Рекомендации по сохранению зрения......................16

5.1. Рекомендации по сохранению зрения..............................16

5.2. Упражнения, снимающие усталость глаз........................16

5.3. Опыты по проверки остроты зрения...........................17

Заключение……………………………………………….…..19

Список литературы и материально-технических ресурсов..20

Приложение..............................................................................21


Введение

Тема моего проекта «Оптическая система глаза. Дефекты зрения.».

Проблема проекта: как влияет нагрузка на глаза на состояние зрения

Цель проекта: расширить знания о строении и функциях оптической системы глаза, причинах ее дефектов.

Задачи проекта: расширить знания о строении глаза;

рассмотреть дефекты зрения;

составить рекомендации на основе полученных данных по сохранению зрения.

Методы исследования: сбор и анализ информации, опыт, синтез.

План работы над проектом

Этапы

Виды деятельности

Планируемая дата исполнения

Подготовка

Выбор темы учебного проекта и тем исследований

сентябрь

Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы

сентябрь

Планирование

Формулировка задач, которые следует решить

сентябрь

Выбор средств и методов решения задач

сентябрь

Определение последовательности и сроков работ

сентябрь

Процес проектирования

Самостоятельная работа

сентябрь-декабрь

Оформление презентации, приложений

январь

Итог

Достигнутый результат

февраль-март

Оформление проекта

февраль-март

Защита

апрель

После выбора темы мы с моим преподавателем выбрали вопросы для более глубокого изучения, составили план работы над ними.  Главным источником информации для исследования  стали интернет-ресурсы, при выполнении практической части я разработала комплекс упражнений для глаз, служащий для снятия усталости и восстановления остоты зрения.

В результате мною были изучены особенности строения, функционирования оптической системы глаза человека, я изучила способы сохранения ее здоровья.

Как продукт своего проекта я представлю разработанный комплекс упражнений и компьютерную презентацию.


Глава 1. Строение органа зрения

Глаз — это очень ценный, но хрупкий орган, который надо беречь. Пренебрежение элементарными гигиеническими правилами приводит к ослаблению остроты зрения и порождает много проблем, вплоть до выбора профессии. Хочется, чтобы мы осмысленно подходили к вопросу о сохранении зрения.

Прежде всего, глаз — это оптический прибор, который формирует изображение предметов внешнего мира на сетчатке глаза. (4, с.5-12, 26, 30-34) (Приложения 1,2)

Глазное яблоко имеет почти сферическую форму диаметром около 2,5 см и окружено тремя оболочками. Наружная оболочка — склера имеет защитное значение и придает глазу форму. Затем склера переходит в сферическую чашечку — роговицу, через которую в глаз входят лучи света. По оптическим свойствам роговица— наиболее сильно преломляющая часть глаза.

Изнутри к склере прилегает сосудистая оболочка, которая состоит из сети кровеносных сосудов, питающих глазное яблоко. В передней части глаза сосудистая оболочка переходит в радужную, в центре которой имеется круглое отверстие — зрачок. Зрачок играет роль диафрагмы, он расширяется или суживается в зависимости от количества света, падающего на глаз. Непосредственно за зрачком располагается прозрачный хрусталик, имеющий форму двояковыпуклой линзы.

Хрусталик эластичен, он может менять свою кривизну с помощью специальной мышцы, благодаря чему обеспечивается фокусировка глаза на предметы, удаленные от него на разные расстояния. Между роговицей и хрусталиком расположена передняя камера глаза, заполненная водянистой влагой — жидкостью.

Задняя камера заполненная прозрачной желеобразной массой — стекловидным телом. Самая внутренняя оболочка — сетчатка. Ее функция — преобразование светового импульса. Оптическая система глаза состоит из роговицы, хрусталика и стекловидного тела, но аккомодационная функция глаза зависит, главным образом, от роговицы и хрусталика. 

Глава 2. Оптическая система глаза

2.1. Преломляющая способность

Глаз человека представляет собой сложную оптическую систему, которая состоит из роговицы, влаги передней камеры, хрусталика и стекловидного тела. Преломляющая сила глаза зависит от величины радиусов кривизны передней поверхности роговицы, передней и задней поверхностей хрусталика, расстояний между ними и показателей преломления роговицы, хрусталика, водянистой влаги и стекловидного тела. Оптическую силу задней поверхности роговицы не учитывают, поскольку показатели преломления ткани роговицы и влаги передней камеры одинаковы (как известно, преломление лучей возможно лишь на границе сред с различными коэффициентами преломления).

Условно можно считать, что преломляющие поверхности глаза сферичны и их оптические оси совпадают, т. е. глаз является центрированной системой. В действительности же в оптической системе глаза имеется много погрешностей. Так, роговица сферична только в центральной зоне, показатель преломления наружных слоев хрусталика меньше, чем внутренних, степень преломления лучей в двух взаимно перпендикулярных плоскостях неодинакова. Кроме того, оптические характеристики в разных глазах существенно различаются, причем точно определить их нелегко. Все это затрудняет вычисление оптических констант глаза.

Для оценки преломляющей способности любой оптической системы используют условную единицу - диоптрию (сокращенно - дптр). За 1 дптр принята сила линзы с главным фокусным расстоянием в 1 м. Диоптрия - величина, обратная фокусному расстоянию:

где D - диоптрия; F - фокусное расстояние.

Следовательно, линза с фокусным расстоянием 0,5 м обладает преломляющей силой 2,0 дптр, 2 м - 0,5 дптр и т. д. Преломляющую силу выпуклых (собирающих) линз обозначают знаком «плюс», вогнутых (рассеивающих) - знаком «минус», а сами линзы называют соответственно положительными и отрицательными.

Существует простой прием, с помощью которого можно отличить положительную линзу от отрицательной. Для этого линзу нужно расположить на расстоянии нескольких сантиметров от глаза и передвигать ее, например, в горизонтальном направлении. При рассматривании какого-либо предмета через положительную линзу его изображение будет смещаться в сторону, противоположную движению линзы, а через отрицательную, наоборот, - в ту же сторону.

Как и другим оптическим системам, глазу свойственны различные аберрации (от лат. aberratio - отклонение) - дефекты оптической системы глаза, приводящие к снижению качества изображения объекта на сетчатке. Вследствие сферической аберрации лучи, исходящие из точечного источника света, собираются не в точке, а в некоторой зоне на оптической оси глаза. В результате этого на сетчатке образуется круг светорассеяния. Глубина этой зоны для «нормального» человеческого глаза колеблется от 0,5 до 1,0 дптр.

В результате хроматической аберрации лучи коротковолновой части спектра (сине-зеленые) пересекаются в глазу на меньшем расстоянии от роговицы, чем лучи длинноволновой части спектра (красные). Интервал между фокусами этих лучей в глазу может достигать 1,0 дптр (рис. 5.1).

Практически во всех глазах имеется еще одна аберрация, обусловленная отсутствием идеальной сферичности преломляющих поверхностей роговицы и хрусталика. В последние годы активно изучается влияние указанной аберрации на максимальную остроту зрения даже в «нормальных» глазах с целью ее коррекции (например, с помощью лазера) и достижения так называемого суперзрения. (1, с. 221-236)

2.2.Строение оптической системы глаза

Оптическая система глаза – это отдельный мирок, имеющий уникальное строение. Насколько он интересен, настолько и сложен. Чтобы световой луч добрался до «пункта назначения» понадобится пройти через четыре среды, в каждой из них он подвергается изменениям и одновременно передает в головной мозг сведения для анализа.

Главный показатель её работы – сила преломления, отображающая степень корректировки угла падения светового луча. Рефракция проходит в системе четыре раза: в передней и задней камере, хрусталике, роговой оболочке и немного в жидкой среде ока. Чем больше рефракционные характеристики органа зрения, тем выше степень преломления лучей. В среднем данный показатель равняется шестидесяти диоптриям.

Оптическая система включает две главные оси:

  • Зрительная. Дистанция между видимым предметом и сердцевиной центральной ямки. Максимальная разница должна составлять пять градусов;
  • Оптическая. Представляет собой расстояние между дальними точками глазного яблока и камерами ока, проходит сквозь центр хрусталика.

Длина между передним полюсом зрительного аппарата равняется шестидесяти миллиметрам, это позволяет людям видеть мир в 3D.

Ниже мы детально рассмотрим строение оптической системы и подробно разберем каждый её элемент.

Роговица

Представляет собой прозрачную «деталь» органа зрения, изогнутую в поперечном сечении. Более 2/3 всей оптической силы ока приходится на роговую оболочку, в составе которой имеется несколько слоев, прикрытых тончайшей слезной плёнкой. Передняя часть элемента находится в постоянном контакте с воздухом, поэтому сильнее изогнута и обладает большей преломляющей силой по сравнению с задней.

Передняя камера

На 98% состоит из внутриглазной жидкости. Обеспечивает степень преломления равную 1,33 D. При наличии отклонения в работе органа зрения корректируются углубления камеры, в итоге на каждый миллиметр происходит повышение преломления на 1 D.

Радужка и зрачок

Мышечные волокна радужной оболочки отвечают за изменение размера зрачков, т.е. регулируют какое количество света проходит через оптическую систему. В условиях хорошего освещения они сужены, в итоге прямые лучи попадают непосредственно на центральную ямку. В этом случае, как правило, повышается острота зрения у людей, страдающих от астигматизма. Если при сужении зрачков появляются проблемы с глазами, то можно говорить о патологических процессах в макуле.

В условиях слабой освещенности зрачки увеличиваются в размерах, это приводит к следующим эффектам:

  • Оптическая система получает большее количество световых потоков, в итоге острота зрения повышается, и человек может различать предметы даже в темноте;
  • На значительную часть поверхности сетчатой оболочки попадают прямые лучи, т.е. в процесс вовлекаются фоторецепторы.

Хрусталик

Один из самых сложных элементов оптической системы, состоит из большого количества клеток, утративших свои ядра. Выполняет две основные функции: преломление света и фокусировка изображения. Аккомодация происходит следующим образом:

  • При сокращении цилиарных мышц расслабляются зонулы, поддерживающие хрусталик;
  • Он приобретает округлую форму, становится толще в центре, меняется его кривизна;
  • На последнем этапе фокусировки уменьшается глубина передней камеры. 

Хрусталик растет в течение всей жизни человека. Новые волокна разрастаются поверх старых, поэтому постепенно элемент утолщается. Если при рождении данный показатель равняется 3,5 миллиметрам, то у взрослого человека он увеличивается до 5 мм.

Стекловидное тело

Замыкает оптическую систему, выполняет большое количество важных функций. Имеет хорошую пропускную способность, но при этом отличается слабыми преломляющими характеристиками, поэтому не принимает участия в создании изображения.

Сетчатка

Один из самых сложных элементов в зрительном аппарате. Именно она отвечает за восприятие цвета и света. Обладает высокой чувствительностью, покрыта тончайшей плёнкой. Поддерживают сетчатую оболочку эпителиальные связки, а стекловидное тело прижимает её. Оптическая система использует элемент для фиксации картинки и передачи информации по зрительным нервам в соответствующие отделы головного мозга.

2.3. Симптомы поражения оптической системы глаза

Любое отклонение в её работе приведет к проблемам со зрением. Признаки, сигнализирующие о развитии патологических процессов:

  • Быстрая утомляемость;
  • Постоянные головные боли и перенапряжение;
  • Раздвоение изображения;
  • Затуманивание взгляда;
  • Падение остроты зрения;
  • Расплывчатые контуры предметов. Человек не может рассмотреть объекты, расположенные вдали или поблизости.

Любой из перечисленных симптомов сигнализирует о необходимости посещения доктора для выяснения причины развивающейся патологии.

  


Глава 3.  Основные функции глаза

  1. оптическая система, проецирующая изображение;
  2. система, воспринимающая и «кодирующая» полученную информацию для головного мозга;
  3. «обслуживающая» система жизнеобеспечения. 

Основные свойства зрения и глаза

Наши глаза обладают весьма интересными и жизненно важными свойствами:

Острота зрения - способность различных людей видеть большие или меньшие детали предмета с одного и того же расстояния при одинаковой форме глазного яблока и одинаковой преломляющей силе диоптрической глазной системы обусловливается различием в расстоянии между чувствительными элементами сетчатки;

Световая чувствительность человеческого глаза - максимальная световая чувствительность достигается после достаточно длительной темновой адаптации. Её определяют под действием светового потока в телесном угле 50° при длине волны 500 нм. В этих условиях пороговая энергия света около 10 эрг/с, что эквивалентно нескольким квантам;

Бинокулярность - способность одновременно чётко видеть изображение предмета обоими глазами; в этом случае человек видит одно изображение предмета, на который смотрит;

Контрастная чувствительность - способность человека видеть объекты, слабо отличающиеся по яркости от фона;

Адаптация зрения> – происходит к изменениям освещенности, цветовой характеристики освещения, т.е. способность воспринимать белые предметы белыми даже при значительном изменении спектра падающего. (6, с.3-22)


Глава 4. Дефекты зрения

  • Астигматизм- дефект зрения, связанный с несферичностью роговицы, 

то есть её различной кривизной в разных плоскостях.(Человек четко видит горизонтальные линии, но размыто видит вертикальные линии, или наоборот)

  • Близорукость-глаз либо удлинён, либо имеет меньший радиус кривизны роговицы 

по сравнению с нормальным глазом. Поэтому пучок параллельных лучей преломляется излишне, сходясь в точке перед сетчаткой

  • Дальнозоркость – меньшая длина дальнозоркого 

глаза или

больший

радиус кривизны роговицы по сравнению с нормальным глазом.

Пучок лучей сходится за сетчаткой.

  • Дальтонизм – нарушение цветоощущения

Приобретенные дефекты зрительного аппарата возникают вследствие воздействия внешних провоцирующих факторов: 

-чтение литературы на расстоянии менее 40-45 см; 

-продолжительный просмотр телевизора; 

-перенапряжение мышц в результате умственной деятельности; -минимальное освещение в помещении; 

-продолжительная работа за компьютером; 

-вредные привычки; 

-неправильное положение при интенсивной работе зрительных органов; 

-травмы зрительных органов; -эмоциональное перенапряжение; -несбалансированное питание; -возрастные изменения сетчатки.

4.1. Виды дефектов

Дальнозоркость

Патология развивается в случае ослабевания зрительного аппарата. Слабовыраженная дальнозоркость у пациентов молодого возраста не ощущается до периода возрастного изменения аккомодации. При высокой и средней выраженности развития заболевания необходима оптическая коррекция.

Амблиопия 

Амблиопия представляет собой недоразвитость зрительного аппарата, из-за чего понижается качество картинки. Аномалии подвержены все возрастные категории пациентов. Провоцируют развитие дефекта факторы, мешающие нормальному зрению. Амблиопию лечат в раннем возрасте до 5 лет, так как лечение в более позднем периоде не эффективно. Терапия включает в себя:

-индивидуальную коррекцию зрения; 

-тренировку пораженного органа; 

-устранение косоглазия.

Косоглазие

 К косоглазию относят неправильное расположение глазного яблока. Существует несколько разновидностей аномалии: 

Содружественное. Прогрессирует в раннем детстве. При этом косоглазии наблюдается отклонение одного глаза в сторону к носовой полости. Отсутствует двоение предметов. Косящий глаз видит хуже другого. При разной остроте зрения двух глаз возможно развитие амблиопии. 

Паралитическое. Развивается вследствие паралича 1 или 2 зрительных органов. Первопричиной развития патологии выступает паралич нерва.

Астигматизм 

Развивается астигматизм на фоне неправильной восприимчивости равных меридианов. Аномалия провоцируется врожденными отклонениями или внешними факторами: 

-заболевания роговицы; 

-травмы глаз; 

-вследствие хирургического вмешательства 

Глаукома 

Болезнь приводит к постепенному отмиранию нерва и соответственно потере зрения. Провоцируют развитие болезни:

-наследственность; 

-атеросклероз; 

-сахарный диабет; 

-возрастные изменения; -недостаточность кровообращения в мозгу.

Близорукость 

Близорукость развивается из-за увеличения продолжительности оси глаза. Проявляется заболевание ухудшением качества картинки при взгляде вдаль, при этом предметы, расположенные вблизи, воспринимаются четко. Для устранения дефекта применяются очки, контактные линзы или хирургическое вмешательство. Прогноз заболевания зависит от формы и индивидуально подобранной терапии. 

Катаракта 

Катаракта представляет собой появление областей помутнения хрусталика зрительного аппарата, которое приводит к снижению зрительной функции. Лечится патология с помощью специальных препаратов с витаминно-минеральным компонентным составом. Введение таких лекарств способствует остановке прогрессирования заболевания. Для полного излечения от катаракты необходимо хирургическое вмешательство.

4.2.  Диагностика дефектов

Для определения аномалий развития зрительных органов необходимо проведение диагностических мероприятий:

-осмотр офтальмолога и изучение анамнеза; 

-ангиография флуоресцентная; 

-офтальмоскопия; 

-эхоофтальмография; 

-биомикроскопия; 

-авторефрактометрия; 

-метод бокового освещения; -амниоскопия; 

-метод обследования проходящим светом.

Дефекты зрительного аппарата возникают не только как врожденные, но и из-за несоблюдения гигиены зрительных органов и их переутомления. Для предупреждения полной потери зрения необходима своевременная консультация офтальмолога и выявление причин, спровоцировавших патологии глаз. (Приложения 3,4)

Среди основных причин ухудшения зрения названы:

  1. Наследственность;
  2. Телевизор;
  3. Компьютер
  4. Телефон;
  5. Чтение в темноте. (5, с. 117-119)

Глава 5. Рекомендации по сохранению зрения.

Всем известны меры профилактики по сохранению зрения: гимнастика для глаз, употребление витамина А, лекарства. Также большинство применяют или стараются применять меры профилактики.

5.1. Рекомендации по сохранению зрения:

  • Необходимо, чтобы рабочее место было хорошо освещено, но не слишком ярким светом, который должен падать слева. Источники искусственного света должны быть прикрыты абажурами.
  • При чтении, письме, работе с мелкими предметами расстояние от объектов до глаз должно составлять 30–35 см. Вредно читать лежа или в движущемся транспорте. Чтобы избежать инфекционных заболеваний глаз, нужно беречь их от пыли, от разных механических воздействий, не тереть руками, вытирать только чистым платком или полотенцем.
  • Правильное питание. Употребление витамин А.
  • Зрительная гимнастика.

5.2. Упражнения, снимающие усталость глаз

  • Закатывание глаз. Смотрите прямо перед собой. Переведите взгляд направо, а затем направьте его к потолку. Медленно посмотрите налево и вниз. Повторите то же самое в противоположном направлении.
  • Ладошки. Закройте глаза, положите сверху ладони. Сидите в такой позиции около 30 секунд, вглядываясь в темноту (веки при этом не размыкать). Если вы видите цветные или белые разводы, то заметите, как они постепенно исчезнут.
  • Зуминг. Сядьте ровно, вытяните перед собой руку с поднятым большим пальцем и сфокусируйте взгляд на нем. Начните медленно сгибать руку в локте и приближать кисть к своему лицу, плавно увеличивая поле зрения.
  • Восьмерки. Сядьте ровно и прямо, положив руки на ноги. Вытяните правую руку перед собой, поднимите большой палец. Внимательно сфокусируйтесь на нем. Начните медленно рисовать пальцем в воздухе цифру 8, не меняя при этом положения самой руки. Взглядом следите за этим движением. Повторите его 5 раз по часовой стрелке и 5 – против. Поменяйте руку, повторите.
  • Сообщение на стене. Найдите стену без картин и прочей декорации. Встаньте (или сядьте) от нее как минимум на 8 шагов. Взглядом «пишите» разные слова на стене, как будто следите за движением следа лазерной указки.
  • Медленное моргание. Смотрите на чистую стену, чтобы ни один предмет вас не отвлекал. Медленно закройте глаза. Спустя секунду так же плавно откройте их. (2)

5.3. Опыты по проверки остроты зрения.

Для того,чтобы в домашних условияз проверить остроту своего зрения, можно провести несколько опытов.

Опыт 1 «Обнаружение слепого пятна»

Если вам скажут, что прямо перед вами в поле зрения есть участок, который вы совершенно не видите, вы этому, конечно, не поверите. Возможно ли, чтобы мы всю жизнь не замечали такого крупного недостатка своего зрения? Проведём простой опыт.

1.        На листе белой бумаги сделайте рисунок, расположив буквы «О» и «Х» на расстоянии 6-8 см.

2.        Закройте левый глаз и посмотрите на букву «О», медленно приближая лист. Буква «Х» исчезнет.

3.        Закройте правый глаз и посмотрите на «Х». Исчезнет буква «О».

Вы наблюдаете исчезновение и появление соответствующей буквы, проекция которой попадет на область слепого пятна.

Не думайте, что слепое пятно нашего поля зрения незначительно: когда мы смотрим на дом с расстояния 10 м, то из-за слепого пятна не видим площадь фасада 1 м2, а на небе остаётся невидимым участок площадью в 120 дисков Луны!

Опыт 2 ««Определение ближней точки ясного видения»

Чтобы определить положение ближней точки, учащиеся медленно приближают к глазу текст книги до тех пор, пока буквы перестанут быть ясно видимыми. Затем лентой измеряют расстояние от глаза до книги.

У нормального глаза это расстояние равно примерно 15 см, у близорукого – 5-10 см, а у дальнозоркого – более 15 см.

Для определения ближней точки ясного видения было обследовано 8 обучающихся 9 класса. Проведя анализ данных исследования, были получены следующие результаты:

50% обучающихся имеют склонность к близорукости (4 чел.);

25% обучающихся имеют склонность к дальнозоркости (2 чел.);

У 25% (2 чел.) ближнюю точку ясного видения не возможно установить из-за очень плохого зрения.

Опыт 3 «Бинокулярность»

Два карандаша А и В располагают вертикально против переносицы на расстоянии примерно 25 см друг от друга. На карандаши смотрят то одним, то другим глазом. При наблюдении правым глазом О1 справа виден карандаш В, а слева – карандаш А. при наблюдении левым глазом О2 карандаши меняются местами. Это явление объясняют тем, что каждый глаз смотрит на карандаш с различных «точек зрения».

Наблюдение повторяют, увеличив расстояние между карандашами. Обнаруживают увеличение бокового смещения карандашей, причем по-прежнему оба карандаша кажутся расположенными в одной плоскости и оценить расстояние между ними невозможно.

Иллюзия плоской картины сразу исчезает, если взглянуть на карандаши обоими глазами.

Делаем вывод: зрение двумя глазами позволяет видеть предметы в пространстве и оценивать расстояние между ними.

Однако следует заметить, что по мере удаления предмета от глаза наблюдателя способность судить о расстоянии до предмета постепенно теряется и на большом расстоянии все предметы кажутся лежащими в одной плоскости.

Затем смотрим обоими глазами на каждый карандаш поочередно. При рассматривании карандаша А дальний карандаш В виден в виде двух В1 и В2, расположенных симметрично относительно карандаша А. При переводе взгляда на карандаш В ближний карандаш А раздваивается на А1 и А2.

Таким образом, мы отчетливо видим не сдвоенными  только те предметы, на которых сведены оптические оси обоих глаз.

Предметы же более близкие и более далекие двоятся, но последнее мы обычно не замечаем. По углу между оптическими осями и аккомодации глаза мы судим о расстоянии до предмета. (3, с.54-58)


Заключение

В результате работы над проектом по биологии на тему "Оптическая система глаза. Дефекты зрения" выяснено, что хорошее зрение, отсутствие глазных заболеваний – это, прежде всего, вопрос профилактики и уровень гигиенической культуры человека. Необходимо прививать навыки профилактики в виде простых и доступных упражнений для глаз в первую очередь среди молодёжи и это уже будет залогом здорового образа жизни.

 По данным Министерства здравоохранения РФ за последние 5 лет заболеваемость глазными болезнями в детском возрасте возросла в 1,5 раза. Столь печальная статистика объясняется тем, что в школьные годы орган зрения ребенка испытывает значительные перегрузки в условиях длительного чтения, работы за компьютером, просмотра телевизора. При этом, вы не всегда соблюдаете санитарные нормы внешнего освещения, правильного питания и правильной посадки.

Другими словами, количество факторов, которые могут неблагоприятно повлиять на детское зрение, очень велико.

Глаз – орган нашего зрения – это серьезный оптический механизм, и как любой механизм он может, при неправильной эксплуатации давать сбои, но если какие то части в механизме поменять можно, то с органом зрения это будет сделать очень сложно, а иногда и невозможно.Можно надеяться, что теперь мы будем беречь свой орган зрения, пользоваться памятками – выполнять несложные упражнения и правила гигиены, ведь они настолько просты, но на сколько важны.


Список литературы и материально-технических ресурсов

  1. М.С. Аксенова.Энциклопедия для детей. Биология. – М.: Аванта+, 1999.
  2. «Википедия» - универсальная энциклопедия.
  3. М.А. Залесский .Занимательная анатомия. – М.: Росмен, 2000.
  4. Недзьведь О.В., Лещенко В.Г. - Оптика глаза. Основы биофизики зрения 2008 год.
  5. Н. В. Орлова«Про глаза от «А» до «Я», 2007.
  6. Швецов А.Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: Учебное пособие. 2006 год.
  7. Интернет –ресурсы


Приложения

Приложение №1

Презентация на тему "Болезни глаз. Гигиена зрения" - скачать бесплатно  презентации по Биологии

Приложение №2

Презентация на тему: "Глаз как оптическая система. Строение глаза:  Изображение в глазе: Теперь рассмотрим глаз, как оптическую систему. Она  включает в себя роговицу, хрусталик,". Скачать бесплатно и без регистрации.

Приложение №3

Презентация к уроку "Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Очки" (8  класс)

Приложение №4

 хрусталик.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Проект по биологии на тему: «Оптическая ситема глаза. Дефекты зрения» Выполнила: обучающаяся 9 Б класса Кочура М.В. Руководитель: Старченко М.Г.

Слайд 2

Цель проекта : расширить знания о строении и функциях оптической системы глаза, причинах ее дефектов. Задачи проекта : расширить знания о строении глаза; рассмотреть дефекты зрения; составить рекомендации на основе полученных данных по сохранению зрения.

Слайд 7

Признаки, сигнализирующие о развитии патологических процессов Быстрая утомляемость; Постоянные головные боли и перенапряжение; Раздвоение изображения; Затуманивание взгляда; Падение остроты зрения; Расплывчатые контуры предметов. Человек не может рассмотреть объекты, расположенные вдали или поблизости.

Слайд 8

. Необходимо, чтобы рабочее место было хорошо освещено, но не слишком ярким светом, который должен падать слева. Источники искусственного света должны быть прикрыты абажурами. При чтении, письме, работе с мелкими предметами расстояние от объектов до глаз должно составлять 30–35 см. Вредно читать лежа или в движущемся транспорте. Чтобы избежать инфекционных заболеваний глаз, нужно беречь их от пыли, от разных механических воздействий, не тереть руками, вытирать только чистым платком или полотенцем. Правильное питание. Употребление витамин А. Зрительная гимнастика. Рекомендации по сохранению зрения:

Слайд 9

Закатывание глаз. Смотрите прямо перед собой. Переведите взгляд направо, а затем направьте его к потолку. Медленно посмотрите налево и вниз. Повторите то же самое в противоположном направлении . Ладошки Зуминг Восьмерки Сообщение на стене Медленное моргание Упражнения, снимающие усталость глаз

Слайд 10

Спасибо за внимание!