МДК 02.09 Практикум по организации внеурочной работы в области научно- познавательной деятельности: занимательная математика

МДК 02.09 Практикум по организации внеурочной работы в области научно- познавательной деятельности: занимательная математика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_kopilka_1.docx280.38 КБ
Файл metodicheskaya_kopilka_2.docx38.9 КБ
Microsoft Office document icon dorozhna_karta.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

1 класс

Задачи-смекалки

1) На столе лежит яблоко. Его разделили на 4 части. Сколько яблок лежит на столе? (ответ: одно яблоко)

2) Что можно видеть с закрытыми глазами? (ответ: сны)

3) Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (ответ: двое)

4) Чем оканчиваются день и ночь? (ответ: мягкий знак)

5) Каких камней в море нет? (ответ: сухих)

Задачи-шутки

  1. Как нет на свете без ножек столов,

Котов без усов и без панцирей раков,

Так нет в математике действий без знаков!

Проверим, как вы знаки математические знаете,

Какой знак здесь лишний, отгадаете?

+

:

?

.

-

  1. Попрыгунья – Стрекоза половину времени каждых суток красного лета спала, третью часть- танцевала, шестую часть – пела, остальное время готовилась к зиме. Сколько часов в сутки Стрекоза готовилась к зиме?

(нисколько, так как половина суток – это 12 часов, третья часть – 8 часов,

шестая часть – 4 часа, а 12+8+4=24 часа или одни сутки).

  1. К двум зайчатам в час обеда

Прискакали 2 соседа.

В огороде зайцы сели

И по 5 морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок,

Сколько съедено морковок? (20)

  1. Маша с Таней не скучают:

По 3 чашки выпивают.

Забежал к девчонкам Сашка,

Выпил сразу 3 он чашки.

Сколько чашек за столом

Было выпито втроем? (9 чашек)

  1. В зоопарк Иван пришел,

Обезьянок там нашел.

2 играли на песке,

3 уселись на доске,

10 спинки согревали.

Сколько вместе, сосчитали? (15 обезьянок)

Ребусы

5 + котенок = 7(ответ:2)

ребус про цифру три(ответ: три)

Презентация по математике "Ребусы"(5-6 классы) (ответ: задача)

 Презентация по математике "Ребусы"(5-6 классы) (ответ: число)

Математические ребусы: числовые, арифметические и другие ребусы по  математике с ответами(ответ: два)

Шарады

  1. А вот вам – шарада,

Отгадать ее вы будете рады.

Первое – предлог,

Второе – летний дом,

А целое порой решается с трудом! Что это? (задача).

  1. Число я меньше десяти.
    Меня тебе легко найти.
    Но если букве «Я» прикажешь рядом встать,
    Я всё: отец, и ты, и дедушка, и мать. (семь)
  2. Он грызун не очень мелкий,
    Ибо чуть побольше белки.
    А заменишь «У» на «О» -
    Будет круглое число. (сорок)
  3. Рождаюсь на мебельной фабрике я
    И в каждом хозяйстве нельзя без меня.
    Отбросишь последнюю букву мою -
    Названье большому числу я даю. (сто)
  4. Предлог стоит в моём начале,
    В конце же - загородный дом.
    А целое мы все решали
    И у доски или за столом. (задача)

Софизмы

1) «Пять равно шести» (5=6)

2) «Один плюс один равно три» (1+1=3)

3) «Два плюс два равно три» (2+2=3)

4) «Три минус три равно два» (3-3=2)

5) «Четыре плюс один равно 6» (4+1=6)

2 класс

Задачи-смекалки

  1. Даша и Маша пошли в кино, по пути они нашли 2 рубля. Сколько бы денег нашли девочки, если бы они еще взяли с собой Олю? (2 рубля)
  2. Из деревни Мышки в деревню Кошки вышел Никита, а ему навстречу, из деревни Кошки в деревню Мышки, выехала на велосипеде Ира. Кто из детей был ближе к деревне Кошки, когда они встретились? (одинаково)
  3. Представьте, что у Вас 5 палочек. Сколько станет палочек, если разломать две из них на половинки? (семь)
  4. На столе стояли четыре стакана с киселём. Миша выпил один стакан киселя и поставил стакан на место. Сколько теперь стаканов стоит на столе? (четыре)
  5. В одной семье у каждой из двух сестёр по три брата. Сколько всего детей в семье? (пять: 3 мальчика и 2 девочки)

Задачи – шутки

1) Аня закрыла глаза. Что может увидеть Аня, не открывая их? (Сны)

2) Как спрыгнуть с лестницы и при этом не разбить коленки? (Надо совершить прыжок с нижней ступени)

3) Олег увидел зеленого человечка. Что ему нужно сделать? (Перейти дорогу. Зеленый человечек – разрешающий знак пешеходного светофора)

4) Назовите пять дней недели таким образом, чтобы в ответе не звучали их названия или числовая последовательность. (Сегодня, завтра, позавчера, вчера, послезавтра)

5) Как верно сказать: «не найду белый желток» или «не найду белого желтка»? (Желток желтый)

Ребусы

простой ребус по математике - сова - два (два)

http://ggpatl.gomel.by/math/images/imgreb/17.png (минус)

http://ggpatl.gomel.by/math/images/imgreb/20.png (восемь)

http://ggpatl.gomel.by/math/images/imgreb/8.jpg (пример)

http://ggpatl.gomel.by/math/images/imgreb/4.jpg(задача)

Шарады

  1. Первый слог - нота, Второй слог - нота. А в целом - Только часть чего-то. Две ноты - два слога, А слово - одно, И меру длины Означает оно. (Доля.)
  2. С «К» - фигура без углов,

С «Д» - дружить с тобой готов. (круг)

  1. С глухим шипящим я - Числительное.

Со звонким - имя Существительное. (шесть)

  1. Счастливой цифру ту считают,
    При счете её применяют.
    А «М» вот на «Т» поменяли -
    И рыбы немало поймали. (семь)
  2. С «К» — для продуктов годна,

С «М» — для сложенья нужна. (сумма)

Софизмы

1) «Один рубль не равен ста копейкам»

2) «Дважды два – пять»

3) «Пять на пять – двадцать»

4) «1 килограмм = 1000 гр.»

5) «1метр=1000 см.»

3 класс

Задачи-смекалки

  1. В болоте жила – была лягушка Квакушка и ее мама Квакквакушка. На обед Квакквакушка съедала 16 комаров, а Квакушка на 7 меньше, на ужин 15 комаров, а Квакушка на 5 меньше. Сколько комаров нужно лягушкам в день, если они не завтракают. (50)
  2. Мышка - норушка и 2 лягушки- квакушки весят столько же, сколько 2 мышки – норушки и одна лягушка- квакушка. Кто тяжелей: мышка или лягушка? (мышка-норушка весит столько же, сколько лягушка квакушка.)
  3. Курочка Ряба, снесла несколько золотых яиц. Дед с бабой стали их делить. Дед говорит: «Если мы возьмем по 3 яичка, то одно останется». А баба ответила: «Если захотим по 4, то одного не хватит». Пришла внучка и говорит: «У нас 8 яиц». Права ли внучка? Сколько яиц, снесла курочка Ряба? (7)
  4. При постройке забора на квадратном участке в деревне Простоквашино пес Шарик, кот Матроскин и галчонок Хватайка вкапывали столбики. С каждой стороны участка нужно вкопать по 6 столбиков. Сколько столбиков понадобилось коту Матроскину, Шарику и Хватайке для постройки забора? (20 столбиков.)
  5. Шнур 12 метров разрезали на 3 равные по длине части. Сколько разрезов пришлось для этого сделать? (4)

Задачи-шутки

  1. На грядке сидели 6 воробьев, к ним прилетели еще 5. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (Один, которого схватил кот. Остальные улетели)
  2. Мальчик написал на бумажке число 86 и говорит своему товарищу: «Не производя никакой записи, увеличь это число на 12 и покажи мне ответ». Недолго думая, товарищ показал ответ. А вы это сделать сумеете? (Перевернуть бумажку «вверх ногами»)
  3. В клетке находились 4 кролика. Четверо ребят купили по одному из этих кроликов и один кролик остался в клетке. Как это могло получиться? (Одного кролика купили вместе с клеткой)1
  4. Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток? (Три утки, одна за другой)
  5. У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Как это могло быть? (Этот человек родился 29 февраля, т. е. день рождения у него бывает один раз в четыре года)

Ребусы

http://ggpatl.gomel.by/math/images/imgreb/18.jpg (ответ: точка)

http://ggpatl.gomel.by/math/images/imgreb/19.png (ответ: угол)

Математические ребусы; 2 - 3 классы - Интерактивные игры по математике -  Математика, алгебра, геометрия - Pedsovet.su (ответ: отрезок)

Математические ребусы - занимательная математика (ответ: циркуль)

Шарады

  1. Я приношу с собою боль,

В лице большое искаженье.

А «Ф» на «П» заменишь коль,

То сразу превращусь я в знак сложенья. (плюс)

  1. Коль в треугольнике угол прямой,

Я называюсь его стороной.

Букву последнюю мне поменять —

Буду, как ветер, вас по морю мчать. (Катет)

  1. С буквой «Р» — с овцы стригут,

В нити прочные прядут.

А без «Р» — нужна для счёта,

Цифрой быть — её работа. (шесть)

  1. Я с «Л» смягчённым — под землёй,

Бываю каменный и бурый.

А с твёрдым — в комнате твоей

И в геометрии фигура. (угол)

  1. С «Д» — давно я мерой слала,

С «Т» — уж нету выше балла. (пять)

Софизмы

1) «Делить на нуль нужно»

2)  Это вывернутый наизнанку каркас куба. Фигуру можно воспринять двояко (рис. 7). "Сумасшедший ящик", как и многие другие невозможные объекты, основан на неправильных соединениях, которые допущены при рисовании.

hello_html_m475a7045.pnghello_html_42b3110.jpg

3) А этот невозможный объект с тремя (или двумя?) зубцами в 1964 году стал популярен у инженеров и любителей головоломок. Два или три зубца изображено на картинки?

hello_html_e5f180a.jpg

4) «Бесконечная лестница»

Эту фигуру называют еще "Лестницей Пенроуза" (по имени ее создателя), а также "Вечной лестницей" или "Непрерывно восходящей и нисходящей тропой" (рис.5). Перед нами предстает лестница, ведущая, казалось бы, вверх или вниз, но при этом человек, шагающий по ней, не поднимается и не опускается. Завершив свой визуальный маршрут, он окажется в начале пути

hello_html_m5aeff9a1.jpg 

5) Первую невозможную фигуру (рис. 3) в 1934 году изобразил шведский художник Оскар Реутерсвард. Это «Невозможный треугольник», на самом деле такую фигуру невозможно составить из кубиков, но художник смог это сделать?

hello_html_m6b758d2a.png

4 класс

Задачи-смекалки

  1. Запиши все двузначные числа, у которых число десятков на 1 больше, чем число единиц.(10, 21, 32, 43, 54, 65, 76, 87, 98)
  2. На вопрос, сколько ему лет, дедушка ответил так: «Если проживу еще половину того, что прожил, и еще один год, то будет ровно 100». Сколько лет дедушке? (66)
  3. «Вот вам три таблетки,- сказал доктор. Принимайте по одной через каждые 2 часа». Через сколько времени будет принята последняя таблетка?» (через 4 часа)
  4. «Я задумал число, прибавил к нему 5, результат увеличил в 10 раз и получил число 90. Вычислите задуманное число»(4)
  5. Из 21 метра получается 5 одинаковых платьев. Сколько платьев получится из 42 метров этой ткани?(10)

Задачи-шутки

  1. Вообрази, что ты капитан футбольной команды. В районе 8 футбольных команд, по 11 человек в каждой. Игроки вашей команды на 2 года моложе своего капитана, а игроки других — только на 1 год. Сколько лет капитану вашей команды? (Столько, сколько лет отвечающему)
  2. Пара лошадей пробежала 20 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (20 км)
  3. Когда сороке исполнится 4 года, что с ней произойдет? (Будет жить пятый год)
  4. Если в 11 часов ночи идет дождь, то возможно ли через 48 часов солнечная погода? (Нет, так как будет ночь)
  5. Чтобы сварить 1 кг мяса, требуется один час. Сколько времени потребуется для варки х кг мяса? (1 час)
  6. У Марины было целое яблоко, две половинки и 4 четвертинки. Сколько было у нее яблок? (3)

Ребусы

ребусы - математика лучшая наука (ответ: ромб)

Презентация по математике "Ребусы"(5-6 классы) (ответ: диаметр)

Ребусы на тему дроби. Математические ребусы с цифрами и буквами. Математические  ребусы. О спорте, о здоровье(ответ: дробь)

Разработка внеклассного мероприятия по математике "Ключи от замка  Математика" (ответ: уравнение)

ребусы - математика лучшая наука

Шарады

  1. Игра — в ней лошади нужны,

К игре проступок пристегни.

И называй, дружочек, смело

То, что давно уже не цело.(Половина)

  1. С глухим шипящим —

Кругл, как мячик.

Со звонким —

Как огонь, горячий.(Шар)

  1. Две ноты — два слога,

А слово — одно,

И меру длины

Означает оно. (Миля)

  1. Вначале — двойка. Далее — мужчина,

Высокого он титула и чина.

А слово целиком — обозначенье,

Дробящее на дозы обученье. (Параграф)

  1. Первую в школе все изучают,

Ну а второй из двустволки стреляют.

Третью исполнят нам два барабана

Иль каблуки отобьют её рьяно. (Дробь)

 Софизмы

1) На озере расцвела одна лилия. Каждый день число цветков удваивалось и на двадцатый день все озеро покрылось цветами. На который день покрылась цветами половина озера?

2) «Полный стакан равен пустому»

3) Человек произносит: « Я лгу». Он обманывает или говорит правду?

С одной стороны, он говорит неправду, т.к. это утверждает. Но это означает, что он утверждает правду, а, следовательно, лжет.

4) В одной деревне жил единственный парикмахер-мужчина. Здесь был издан указ: "Парикмахер имеет право брить тех и только тех жителей деревни, которые не бреются сами". Спрашивается, может ли парикмахер брить сам себя? Кажется, что не может, так как это запрещено указом. Но наряду с этим, если он не бреет себя, то попадает в число тех жителей, которые не бреются сами, а таких людей парикмахер имеет право брить

5) Ахиллес и черепаха движутся по прямой в одну и ту же сторону, черепаха находится на расстоянии 1000 метров впереди Ахиллеса. Ахиллес бежит в 10 раз быстрее, чем ползёт черепаха (Ахиллес никогда не догонит черепаху)



Предварительный просмотр:

1 класс

Комбинаторные задачи

  1. На столе лежат три одинаковых по виду кубика. Один из них немного легче, чем другие. Как найти бракованный кубик при помощи двухчашечных весов за одно взвешивание?
  2. Даны 4 монеты. Одна из них фальшивая: она легче, чем другие. Каким наименьшим числом взвешиваний на двухчашечных весах можно определить фальшивую монету?
  3. В коробке лежат белые и голубые шары. Мальчик вынул 3 шара, не глядя в коробку. Будут ли среди вынутых шаров хотя бы 2 шара одного цвета?
  4. В мешке лежат 3 красных шарика и 3 синих. Наугад достали сразу 3 шарика. Шарики каких цветов могли достать? Рассмотри все возможные варианты. Сделай схематический рисунок.
  5. Из мешка, в котором лежат 2 синих шарика и 2 красных шарика, девочка выбирает поочерёдно 3 шарика. Изобрази все возможные варианты выбора шариков с помощью схематического рисунка. Запиши полученные варианты, используя буквы С и К.

Логические задачи

  1. В город из деревни Простоквашино одновременно прибыли два поезда — пассажирский и товарный. Какой поезд выехал из Простоквашино раньше, если товарный ехал медленнее, чем пассажирский?
  2. На полянку, где росло четыре мухомора и семь подберезовиков, приползло 13 улиток. Всем ли улиткам хватит грибов, если они не хотят иметь соседей?
  3. По небу летели: воробей, ворона, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько птиц летело?
  4. Маша с мамой по дороге из школы нашли 2 рубля. А сколько рублей нашла бы Маша, если бы шла из школы одна?
  5. На тарелке лежало 6 пирожных. Два из них разрезали пополам. Сколько пирожных стало на тарелке?

Логические задачи

1) Сколько будет 2+2*2?

2) Фрекен Бок испекла 30 плюшек. Малыш съел несколько штук, Карлсон  на 17штук больше. Учительнице досталось всего три плюшки. Кто сколько плюшек съел?

3) Ребята измеряли шагами длину игровой площадки. У Лизы получилось 25 шагов, у Полины – 27, у Максима – 22, а у Юры – 24. У кого из ребят самый короткий шаг? (У Полины)

4) Гена и Вова играли в шахматы 2 часа. Сколько часов играл каждый мальчик?

5) Амир на дорогу в школу тратит 12 минут. Сколько он минут потратит, если пойдёт вдвоём с другом.

Нестандартные задачи

  1. С Винни-Пухом, Пяточком и Кроликом произошла невероятная история. Раньше Винни-Пух любил мёд, Кролик – капусту, а Пятачок – жёлуди. Но попав в зачарованный лес и проголодавшись, они обнаружили, что их вкусы изменились, но по-прежнему каждый предпочитает что-то одно. Кролик заявил: «Я не ем капусту и жёлуди». Пятачок промолчал, а Винни-Пух заметил: «А я не люблю капусту». Кто что стал любить есть?
  2. Как расставить 5 кубиков в два ряда так, чтобы в каждом ряду было по 3 кубика?
  3. Из скольких разных прямоугольников составлено окно? Покажи каждый своей штриховкой.


hello_html_7867ab7c.png

  1. Витя поднимался по лестнице. Он прошёл 3 ступеньки, а затем стал шагать через одну. Запишите все номера ступенек, на которые он наступал, если на лестнице было всего 12 ступенек.

hello_html_2fc61f24.png

  1. Переложи 2 палочки так, чтобы получилась ёлочка.

2 класс

Комбинаторные задачи

1) В коробке лежат 3 синих карандаша, 4 красных карандаша и 1 белый карандаш. Сколькими способами можно выбрать один карандаш?

2) У Алины имеется 4 юбки и 3 рубашки. Сколько комплектов одежды из юбок и рубашек для себя может скомпоновать Алина, если юбку и рубашку можно использовать только один раз?

3) Вове подарили 4 зелёных, 6 красных и 5 белых шаров. Сколькими способами он может подарить один шар младшему брату?

4) Алиса попросила бабушку купить ей мяч. В магазине они увидели 2 желтых, 3 оранжевых и 5 красных мячей. Сколькими способами Алиса может выбрать себе мяч?

5) В одном ящике лежат 3 розовых кубиков, в другом – 2 голубых кубика, в третьем – 4 красных кубиков. Сколькими способами можно выбрать 1 розовый кубик, 1 голубой кубик и 1 красный кубик?

Нестандартные задачи

  1. Оля пронумеровала страницы своей тетради, записав всего 27 цифр. Сколько страниц в Олиной тетради?
  2. Миша положил две узкие полоски бумаги длиной в 70 см каждая на метровую линейку одну от начала (от отметки 0), а другую от конца метра (от отметки 100). Определите, сколько дециметров линейки находится под двумя полосками бумаги.
  3. Имеются песочные часы на 3 мин и 7 мин. Надо опустить яйцо в кипящую воду ровно на 4 мин. Как это сделать с помощью данных песочных часов?
  4. В классе 26 учеников. Сколько в классе девочек и сколько мальчиков, если девочек на 4 меньше, чем мальчиков?
  5. Коля, Саша и Алёша были на рыбалке. Каждый из них поймал разное количество рыб. Саша и Коля вместе поймали 6 рыб, Алёша и Коля – 4 рыбы. Сколько рыб поймал Алёша?

Логические задачи

1) Как найти прошлогодний снег? Выйти на улицу сразу после начала нового года.

2) Какое слово всегда звучит неверно? Неверно

3) У человека — одно, у коровы — два, у ястреба – ни одного. Что это? Буква -О-

4) Сидит человек, но вы не можете сесть на его место, даже если он встанет и уйдёт. Где он сидит? На Ваших коленях

5) Каких камней в море нет? Сухих

3 класс

Комбинаторные задачи

  1. На кормушке сидело 5 воробьёв и 2 синицы. Улетели 3 птицы. Был ли среди них хотя бы один воробей?
  2. В коробке лежат 5 цветных и 3 простых карандаша. Из коробки достали 5 карандашей. Какими могут быть взятые карандаши? Найди 4 варианта.
  3. Переставь буквы в слове АНЯ всеми возможными способами и запиши полученные варианты. Какое ещё женское имя при этом получится?
  4. В телеграмме всего 3 слова: «Вылетаю самолётом завтра». Какие ещё предложения можно составить из этих слов? Запиши полученные варианты, обозначив каждое слово его начальной буквой, например ВЗС.
  5. Сколько среди трёхзначных чисел таких, в записи которых используются только цифры 3 и 4?

Логические задачи

1) В автобусе ехало7 человек. На первой остановке вышло 3 пассажира, а село 12. На следующей - вышли 9 человек, зашли 5. Далее – вышли 7, зашли 8. Сколько было остановок?

2) В магазин привезли 6 мешков сахара по 50 кг, 8 мешков муки по 25 кг, 4 мешка риса по 10 кг, 2 мешка пшена по 12 кг. Сколько мешков с продуктами привезли?

3) Автобус с Кушмуруна до Костаная едет 2 часа 10 минут, а обратно – 130 минут. Объясни, почему?

4) Сколько различных трёхзначных чисел можно записать тремя различными цифрами?

5) Две соседки измеряли длину своих дачных участков. Первая, измеряя длину, поставила 7 колышков через каждые 2 метра, вторая поставила 13 колышков через каждый метр. У кого участок длиннее?

Нестандартные задачи

1) Сколько разных нарядных костюмов У Андрея, если у него три пары нарядных брюк, два нарядных пиджака и два нарядных галстука и все эти предметы подходят друг другу?

2) Как тремя взвешиваниями а чашечных весов без гирь найти одну фальшивую (более легкую) монету из 20 монет?

3) Разгадай ребус: 5* + **3 = **01.

4) В одной бочке 50 л жидкого дегтя, в другой – 50 л жидкого меда. Ложку дегтя переливают в бочку меда, а потом ложку полученной смеси переливают в бочку дегтя. Чего стало больше: меда в дегте или дегтя в меде?

5) Продолжи последовательность: 8, 6, 10, 6, 12, 6, ... .

4 класс

Комбинаторные задачи

  1. Алёша, Боря, Вася и Гена – лучшие математики класса. На школьную олимпиаду нужно представить команды из трёх человек. Сколькими способами это можно сделать?
  2. Сколько различных двузначных чисел можно составить из цифр 0, 1, 2, если цифры в записи числа могут повторяться? Запиши эти числа через запятую.
  3. Составь все двузначные числа, в записи которых используются цифры 3 и 7.
  4. Какие трёхзначные числа можно составить из цифр 7, 0, 9, если:

а) цифры в записи числа не повторяются;

б) цифры в записи числа могут повторяться.

  1. На одной маленькой планете жили лилипуты. И говорили они между собой на своём языке. А знали они всего три буквы: Т, Я, О. Какие слова могли составить лилипуты из этих букв? Сколько всего слов было в их языке, если каждое слово могло содержать не более 3 букв? Буквы в одном слове не повторялись.

Логические задачи

  1. Аленка начала делать уроки в 16 часов 10 минут. Через 1 час 55 минут к ней подошла младшая сестренка и попросила почитать ей сказку. Сколько времени Аленка может потратить на чтение, если ей необходимо закончить приготовление уроков в 8 часов вечера, а ей осталось еще сделать математику, на которую она потратит 45 минут? (1 час 10 мин)
  2. В ящике лежало 64 кубика. Пятеро мальчиков договорились брать из него по очереди, по половине имеющихся в нем кубиков. Первый берет половину всех кубиков, второй половину оставшихся и так далее. Сколько кубиков возьмет пятый мальчик? (2 кубика)
  3. Три курицы за три дня снесли три яйца. Сколько яиц снесут двенадцать кур за двенадцать дней?(48)
  4. В соломенном, деревянном и каменном доме жили-были три поросенка: Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф. В соломенном и деревянном домиках живет не Наф-Наф. Ниф-Ниф живет не в соломенном домике. Кто в каком домике живет? (Наф-Наф в каменном, Ниф-Ниф в деревянном, Нуф-Нуф в соломенном)
  5. Из глиняного кувшина кефир разлили в 4 одинаковые чашки. В кувшине осталось кефира ровно на одну чашку. Во всех сосудах сейчас 1 килограмм 200 граммов кефира. Сколько граммов кефира помещается в одной чашке? (240г)

Нестандартные задачи

1) В двух кучах лежат камни. Двое играющих по очереди берут из любой кучи произвольное число камней. Выигрывает тот, кто возьмет последний камень. Тебе разрешается начать игру или предоставить партнеру право первого хода. Как ты будешь играть?

2) Шифром Юлия Цезаря по правилу "прибавь четыре" зашифруй фразу "Век живи – век учись"

3) Известно, что a + b = 7. Чему равно (а + 8) + b?

4) У Кати вдвое больше пятерок, чем у Вовы, а у него на 6 пятерок меньше, чем у Кати. Сколько пятерок у Вовы?

5) Известно, что a + b = 12. Чему равно а + (b + 5)?



Предварительный просмотр:

Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности

ФИО участников: Нестеренко Екатерина Валерьевна, Присяжнюк Кира Андреевна.

Класс: 2

Предмет: математика

Тема: «Математика вокруг нас»

Тема проекта – «Узоры и орнаменты на посуде»

Исследуемый объект: Узоры и орнаменты на посуде

Цель проекта: формирование бережного отношения к труду человека через создание альбома.  

Продукт проекта – альбом «Орнаменты и узоры на посуде: форма, чередование элементов, правило их расположения друг за другом».

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

Предметные:

  • Знают, что такое орнамент и узор, историю возникновения;
  • Достижение личностных и метапредметных результатов.

Метапредметные:

Коммуникативные

  • умеют отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами;
  • при необходимости корректируют свою точку зрения, учитывая другие аргументации;
  • умеют слушать и слышать собеседника;
  • умеют работать в группах;
  • умеют ставить вопросы и формулировать ответы.

Регулятивные

  • умеют выбирать тему проекта;
  • умеют составлять план выполнения задач, решение проблем творческого характера;
  • умеют выполнять проект самостоятельно;
  • умеют работать по плану, проверять свои действия, при необходимости исправлять ошибки;
  • умеют использовать основные и дополнительные средства;
  • умеют оценивать результативность проекта: успехи и допущенные ошибки.

Познавательные

  • проводят наблюдение и исследование орнаментов и узоров по предложенному плану;
  • оформляют результаты наблюдений и исследований по теме «Узоры и орнаменты на посуде» в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • умеют проводить простейшие исследования с предоставленными фотоматериалами.

Личностные:

  • демонстрируют бережное отношение к труду человека;
  • проявляют желание участвовать в проектной работе;
  • проявляют интерес к исследовательской деятельности.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Продукт

1. Подготовительный / мотивационный

1.1 Выбор и формулировка темы

Предлагает детям отгадать ребусы, в которых зашифрованы слова «узор» и «орнамент».

Задаёт вопросы, просит детей предположить, что такое узор и орнамент.

Раздаёт кроссворд для работы в парах. Ключевое слово в кроссворде «посуда».

«Так какая же тема нашего проекта?»

Разгадывают ребусы. Записывают понятия «узор и орнамент».

Отвечают на вопросы учителя, высказывают предположения.

Разгадывают кроссворд и получают слово– посуда.

Формулируют на основании своих ответов тему: «Узоры и орнаменты на посуде».

Сформулирована тема: «Узоры и орнаменты на посуде».

1.2 Определение проблемы и формулировка цели

Предоставляет на экране ряд фотоиллюстраций, где представлены различные виды посуды с узорами и орнаментами.
Задает вопросы: «Что вы видите на картинках?»

Предположите, как могут быть связаны узоры и орнаменты с математикой.

«Исходя из ваших ответов, как вы думаете, в чем же проблема?»

После формулирования проблемы, задает вопрос:

 «Как давно и для чего люди стали использовать орнаменты и узоры на посуде? Что они обозначают? Почему именно в рамках урока математики мы готовим этот проект?»  

Для формулировки цели проекта задает вопрос: «Зачем нам нужен этот проект?»

Предлагает ученикам сформулировать цель помощью следующих слов (выводит на экран):

«узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать»«расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить»

Просматривают фоторяд. Отвечают на вопросы по картинкам: «Различную посуду, на которой изображены рисунки».

Затем определяют проблему проекта: «Как связаны узоры и орнаменты на посуде с математикой?».

На основе вопросов учителя формулируют цель проекта: «Раскрыть/выяснить/узнать/ значение орнаментов и узоров и их связь с математикой».

Определена проблема проекта: «Как узоры и орнаменты на посуде связаны с математикой». Сформулирована цель: «Выяснить значение орнаментов и узоров и их связь с математикой».

1.3 Постановка задач

Задает вопрос: «Как Вы думаете, чтобы узнать, как связаны узоры и орнаменты на посуде с математикой, что нам необходимо сделать?»

Предлагает ученикам сформулировать задачи с помощью следующих слов (выводятся на экран):

«изучить», 

«собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод»

С помощью наводящих вопросов учителя устанавливают задачи.

Поставлены задачи:

1. Собрать информацию о узорах и орнаментах, истории их возникновения ит.д.;

2. Выяснить, для чего люди рисуют орнаменты на посуде и кто этим занимается.

3. Подготовить альбом «Узоры и орнаменты на посуде».

1.4 Формулировка гипотезы

Направляет детей на формулирование гипотезы, при помощи вопроса и показа тарелки с орнаментом из геометрических фигур: «Из каких элементов состоит этот орнамент? Что необычного вы заметили?»

Записывает ответы учеников на доске.

Вместе с учениками выбирает гипотезу, наиболее подходящие для цели проекта.

Отвечают на вопрос учителя, формулируют варианты гипотезы, выбирают рабочую гипотезу.

Сформулирована гипотеза проекта: «Узоры и орнаменты состоят из геометрических фигур»

2. Организационный / подготовительно-планирующий  

2.1 Планирование деятельности

1. Помогает ученикам разработать план реализации проекта. Для определения этапов работы предлагает ученикам ответить на вопросы: «Что нам известно о узорах и орнаменте? Чего мы еще не знаем? Что нам нужно сделать, чтобы получить необходимую информацию?»

2. Помогает ученикам разделиться на группы и распределить обязанности, выбрать срок презентации и форму защиты проекта, совместно определить критерии оценки проекта.

1. Вместе с учителем разрабатывают план выполнения проекта.

2. Объединяются в группы и распределяют, кто за что будет отвечать.

3. Определяют сроки и форму защиты проекта, критерии оценки.

Составлен план реализации  проекта:

1. Выбрать источники информации, изучить и обобщить информацию по теме «История возникновения узоров и орнаментов».

2. Провести исследование и обнаружить связь узоров и орнаментов с математикой.

3. Оформить результаты проекта в виде творческого альбома.

4. Защитить и оценить проект.

2.2 Выбор методов исследования

Предоставляет список методов, объясняет (напоминает) особенности их использования, помогает выбрать необходимые для проекта.

Выбирают наиболее подходящие методы исследования.

Выбраны методы исследования:

эксперимент, поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.), ее анализ, наблюдение (измерение, сравнение), обобщение.

2.3 Подбор необходимых инструментов и оборудования

Задает вопрос о том, какие инструменты и оборудование могут понадобиться ученикам, чтобы сделать проект.

Выбирают инструменты и оборудование для исследования.

Выбраны необходимые инструменты и оборудование:

  1. Для сбора информации: энциклопедии (названия, автор), Интернет-ресурсы.
  2. Для исследования связи узоров и орнаментов с математикой: примеры орнаментов и узоров, линейка, цветные карандаши.
  3. Для оформления альбома: альбом для рисования, клей, ножницы, карандаши, ручки, линейка, цветная бумага, картон.

3. Информационно-операционный / исследовательско-технологический 

3.1 Сбор необходимой информации

1. Напоминает ученикам, на какие вопросы по теме проекта они должны найти ответы, оказывает помощь в поиске источников информации, анализе и обобщении результатов.

2. Предлагает ученикам ознакомиться с видами узоров и орнаментов, записать их сходства и различия.

Ищут информацию для ответов на вопросы, анализируют и обобщают, и фиксируют информацию.

Найдены и записаны ответы на вопросы:

1. Что такое узор и орнамент? Когда ни возникли?

2. Для чего используются орнаменты и узоры на посуде?

3. Кто украшает посуду узорами и орнаментами?

3.2 Проведение исследования

1. Мотивирует учеников на проведение исследования, помогает сформулировать цель исследования, задачи, гипотезу, методы исследования.

С помощью Smart Response предлагает детям дать своё согласие/несогласие с гипотезами.

2. Проводит инструктаж по проведению исследования: порядок проведения опытов, наблюдения, фиксации результатов.

3. Помогает разделиться на группы.

4. Во время эксперимента задает вопросы, направляя внимание учеников на особенности и закономерности узоров и орнаментов.

5. Проводить повторное голосование, чтобы сформулировать выводы. Помогает их записать.

1. Формулируют цель исследования, задачи, гипотезу.

2. Делятся на группы по 3 человека или на пары.

3. Проводят исследование, наблюдают, записывают выводы:

Опыт 1: исследуют по группам узоры и орнаменты, находят геометрические фигуры в них. Выявляют особенность всех узоров и орнаментов.

Опыт 2: на шаблоне кружки и тарелки самостоятельно рисуют орнамент, используя геометрические фигуры, учитывая закономерность орнаментов и узоров, выявленную ранее.

1. Определена цель исследования: найти связь узоров и орнаментов с математикой.

2 Поставлены задачи исследования:

- Провести опыты.

- Сделать выводы.

- Определить связь узоров и орнаментов с математикой.

3. Определены гипотезы: узоры и орнаменты состоят из геометрических фигур и геометрические фигуры в узорах и орнаментах повторяются.  

4. Определены методы исследования: эксперимент, наблюдение, анализ результатов, обобщение.

5. Проведено исследование, сделаны выводы:

- Узоры и орнаменты состоят из геометрических фигур.

- В узорах и орнаментах геометрические фигуры повторяются.

6. Общий вывод: узоры и орнаменты связаны состоят из повторяющихся геометрических фигур.

3.3 Формулировка выводов

1. Предоставляет возможность каждой группе высказать полученные в результате изучения информации и проведения исследования выводы, зафиксировать все полученные результаты с помощью таблицы)

2. Помогает сформулировать общий вывод.

1. Делятся результатами и выводами.

2. Формулируют общий вывод.

Сформулирован вывод: «Узоры и орнаменты возникли ещё во времена первобытных людей. Они с помощью нанесения рисунков – оберегали жилище, отгоняли диких зверей и злых духов, подманивали добычу охотникам. Но самое главное назначение раскрашенной посуды – уют в доме. Раньше посуду расписывали вручную. Сейчас посуду расписывают в основном на заводах машины. Однако, остались мастерские, где посуду расписывают люди с помощью кисточек и специальных красок. Узоры и орнаменты тесно связаны с математикой, так как они состоят из простых геометрических фигур, которые мы изучали на уроках.

3.4 Оформление результатов проекта, подготовка к защите

1. Помогает в оформлении альбома.

2. Предлагает алгоритм выступления на защите проекта.

1. Оформляют альбом.

2. Готовятся к защите.

1. Альбом.

2. Конспект выступления на защите.

4. Рефлексивно-оценочный 

4.1 Защита проекта

Выслушивает выступления учеников.

Публично представляют полученные результаты.

Проведена защита. Представлен альбом.

4.2 Рефлексия и самоанализ

1. Предлагает ученикам оценить результаты проектной работы в соответствии с критериями.

2. Проведение самоанализа с помощью ответов на вопросы анкеты:

  1. Довольны ли вы своим выступлением?
  2. Что вам особенно понравилось и запомнилось?
  3. Что вам не понравилось?
  4. Воспользовались ли вы советами, полученными на занятиях?
  5. Что вы посоветовали бы друзьям и одноклассникам?

3. Обобщает результаты, подводит итоги, помогает ученикам определить дальнейшие перспективы использования результатов проекта.

Оценивают результаты, проводят самоанализ, определяют, где в дальнейшем можно использовать результаты проекта.

1. Оценены результаты работы.

2. Проведен самоанализ.

3. Подведены итоги, определены перспективы.