I.2 Результативность использования здоровьесберегающих технологий
Программа здоровьесберегающих технологий
Содержание
- Пояснительная записка…………………………………………………….1
- Цели и задачи Программы………………………………………………...2
- Принципы системы работы по здоровьесбережению воспитанников….3
- Содержание работы ДОУ по здоровьесбережению воспитанников…….4
- Организация двигательного режима………………………………………6
- Система здоровьесберегающих технологий, используемых в работе ДОУ…………………….…………………………………………………..10
- План работы по профилактике заболеваемости и оздоровлению
воспитанников ДОУ ……………………………………………………....13
- План совместной деятельности детского сада и семьи по вопросам
сохранения и укрепления здоровья детей………………………………...14
- Словарь терминов………………………………………………………….16
- Литература……………………………………………………………….....17
- Пояснительная записка
Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в 21 веке она становится первостепенной.
Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить вставать пораньше, сделать несколько упражнений.
Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.
Воспитывая ребёнка в семье и детском саду, мы часто употребляем слово «привычка». К вредным привычкам мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое др. Но, мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе выше перечисленных проблем лежит отсутствие у ребёнка привычки к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически.
Давайте задумаемся над этой проблемой! Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка, на основе здоровьесберегающих технологий, должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.
Поэтому, начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.
Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, социально-экологической ситуации в стране. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Главным приоритетом Концепции дошкольного учреждения является оптимизация психологической и физической нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.
Так что же такое «здоровьесберегающая технология»?
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и врача.
Грамотное использование этих технологий помогут достичь максимально возможных успехов в преодолении общего оздоровления воспитанников.
Это выражается через обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни:
- Профилактическая методика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующяя, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж);
- Простейшие навыки оказания первой помощи;
(дети должны знать о своём организме, определять причины и признаки многих заболеваний, уметь оказать первую помощь в экстремальных ситуациях. Понимать, какую опасность таят вредные привычки и необдуманные поступки);
- Привитие детям элементарных навыков (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле, стирка мелких вещей, поддержание порядка в спальне, в шкафу, умение починить свою одежду, заправить постель);
- Здоровьеразвивающие технологии с использованием физкульт минуток и подвижных перемен, проветривание и влажная уборка помещений (это способствует сохранению психического здоровья, ребята будут больше общаться друг с другом, будут учиться помогать и поддерживать друг друга, что повлияет на изменение их коммуникативной культуры, использование физкультминуток на самоподготовке позволяет использовать оставшееся время гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся; после физминуток дети более активные, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний);
- Массовые оздоровительные мероприятия (спортивно – оздоровительные праздники, выход на природу, экскурсии) направлены на развитие желания любить занятия спорта, любить своё тело, формировать понимание знания занятий спортом для всей будущей жизни
- Работа с семьёй (пропаганда здорового образа жизни через беседы с родителями).
Так же, на мой взгляд, нужно уделять большое внимание основам безопасности жизнедеятельности, куда входят: правила дорожного движения, предупреждение бытового травматизма, безопасность человека.
Нормативно-правовая база:
Основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан”, определившие профилактическую деятельность одним из основных направлений здравоохранения;
Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ряд статей которого определяет, что гигиеническое воспитание и обучение граждан, направленные на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни, являются обязательными;
Закон Российской Федерации «Об образовании от 29.12.2012 года № 273
Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации», № 124-ФЗ от 24.07.1998г.;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования;
Приказ Министерства образования российской федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, Российской Академии образования « О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» № 2712/227/166/19 от 16.07.2002 г.;
- Цели и задачи программы
Цель программы: Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса.
Задачи:
- Создание комфортного микроклимата, в детском коллективе, в ДОУ в целом;
- Внедрение современных здоровьесберегающих технологий в структуру профилактической оздоровительной и образовательно-воспитательной модели ДОУ.
- Повышение физкультурно-оздоровительной грамотности педагогов и родителей;
- Обучение навыкам здоровьесберегающих технологий: формирование у детей знаний, умений и навыков сохранения здоровья и ответственности за него;
- Формирование профессиональной позиции педагога, характеризующейся мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за здоровье детей.
- Повышение валеологической, медико-психолго-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.
Ожидаемый результат:
- Достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы;
- Создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников;
- Психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного возраста в детском саду.
- Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей: оборудование центров двигательной активности детей в группах; соответствие физкультурного оборудования и инвентаря программным требованиям; гарантия безопасности занятий;
- Осознание взрослыми и детьми понятия "здоровье" и влияние образа жизни на состояние здоровья;
- Снижение уровня заболеваемости детей;
- Увеличение количества дней, проведенных ребенком в детском саду;
- Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, знаний о правильном питании, умений в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.)
- Повышение профессиональной компетентности педагогов, которая предполагает: знание программ, методик и технологий по здоровьесбережению детей; использование в работе диагностических данных о ребенке; создание условий для полноценного физического, психического и социально-личностного развития ребенка; систематическое планирование физкультурно-оздоровительной работы.
- Основные принципы системы работы по здоровьесбережению воспитанников:
Принцип активности и сознательности — определяется через участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.
Принцип систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы;
«Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.
Доступности и индивидуализации – Оздоровительная работа в детском саду должна строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Системного подхода – оздоровительная направленность образовательного процесса достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношений, которые направлены на полезный результат – оздоровление субъектов образовательного процесса (из теории функциональных систем П.К. Анохина).
Оздоровительной направленности — нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.
Комплексного междисциплинарного подхода. Работа учитывает тесную связь между медицинским персоналом ДОУ и педагогическим коллективом, а также отсутствие строгой предметности.
- Содержание работы по здоровьесбережению воспитанников
Медсестра
Педагоги
Помощники воспитателей
Ежедневно
Разработка и реализация плана работы ДОУ по профилактике заболеваемости и оздоровлению воспитанников.
Медсестра
Ст. воспитатель, воспитатель
Сентябрь 2017г.-2019г.
Повышение эффективности работы ДОУ по профилактике заболеваемости и оздоровлению воспитанников.
Снижение уровня заболеваемости воспитанников.
Формирование системы использования здоровьесберегающих технологий в организации учебно-воспитательного процесса
Старший воспитатель
2017-2019г.г.
Повышение профессиональной компетентности педагогов, которая предполагает: знание программ, методик и технологий по здоровьесбережению детей
Обучение педагогов новым технологиям здоровьсбереженния
Старший воспитатель
2017-2019г.г.
Повышение профессиональной компетентности педагогов, которая предполагает: знание программ, методик и технологий по здоровьесбережению детей
Проведение спортивных праздников и развлечений
Педагогический коллектив ДОУ
2017-2019г.г.
Повышение интереса детей к занятиям физической культурой
Подбор материалов для консультаций и оформление стендовых материалов для родителей.
Педагогический коллектив ДОУ
2017-2019г.г.
Повышение компетентности родителей в области сохранения здоровья детей
Выпуск газеты ДОУ для родителей «Мы – за здоровое питание»
Ст. воспитатель Ответственный газету ДОО
2017г.-2019г.
Повышение компетентности родителей в области сохранения здоровья детей
Разработка и реализация авторских проектов, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Педагогический коллектив ДОУ
2017-2019г.г.
Авторские проекты,
направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
- Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, знаний о правильном питании, практических умений и навыков у детей и родителей в области физического воспитания.
Инновационная модель сотрудничества детского сада и семьи по формированию осознанного, творческого, бережного отношения к здоровью детей с целью повышения его уровня.
Организация и проведение мероприятий с детьми валеологической, здоровьесберегающей направленности.
Педагогический коллектив ДОУ
2017-2019г.г.
Освоение детьми задач образовательной области «Физического развитие»
Организация индивидуального консультирования педагогов и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Ст. воспитатель
По необходимости
Увеличение доли педагогов и специалистов с высоким уровнем медико-психолого-педагогической компетентности
Работа с родителями по направлению сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Ст. воспитатель Педагогический коллектив
Ежегодно
по годовым планам
Увеличение доли родителей, с высоким уровнем медико-психолого-педагогической компетентности
Информирование общественности о ходе оздоровительной деятельности и её результатах
Заведующая,
Ст. воспитатель Ответственный за сайт, газету ДОО
В течение года
Отчет по самообследованию ДОУ
Информация на сайте, в газете ДОО
Оценка качества результатов деятельности
Комплексный мониторинг состояния здоровья и развития детей раннего и дошкольного возраста.
Ст. воспитатель, педагог-психолог, воспитатели групп
Ежедневно
Анализ результатов мониторинга.
Определение перспектив деятельности.
- ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ДЕТЕЙ
Одним из условий рациональной организации деятельности детей в ДОУ является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и способствует поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего дня.
Модель режима двигательной активности детей
Варианты содержания
Особенности организации
Утренняя гимнастика
- Традиционная гимнастика
- Аэробика
- Ритмическая гимнастика
- Корригирующая гимнастика
Ежедневно утром, на открытом воздухе или в зале.
Длительность 10-12 мин.
Физкультурные занятия
- Традиционные занятия
- Игровые и сюжетные занятия
- Занятия тренировочного типа
- Тематические занятия
- Контрольно-проверочные занятия
- Занятия на свежем воздухе
Два занятия в неделю в физкультурном зале.
Длительность 20-35 мин.
Физкультминутки
Музыкальные минутки
- Упражнение для снятия общего и локального утомления
- Упражнения для кистей рук
- Гимнастика для глаз
- Гимнастика для улучшения слуха
- Дыхательная гимнастика
- Упражнения для профилактики плоскостопия
Ежедневно проводятся во время занятий по развитию речи, ИЗО, формированию математических представлений.
Длительность 3-5 мин.
Корригирующая гимнастика после сна
- Разминка в постели – корригирующие упражнения и самомассаж
- Оздоровительная ходьба по массажным и ребристым дорожкам
- Развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной координации
Ежедневно, при открытых фрамугах в спальне или группе.
Длительность 7-10 мин.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
- Подвижные игры средней и низкой интенсивности
- Народные игры
- Эстафеты
- Спортивные упражнения (езда на велосипедах, катание на санках)
- Игры с элементами спорта (футбол, бадминтон, городки, баскетбол, хоккей)
Ежедневно, на утренней прогулке.
Длительность 20-25 мин.
- Игры, которые лечат
- Музыкальные игры
- Школа мяча
На прогулке во второй половине дня
Длительность 15-20мин.
Оздоровительный бег
2 раза в неделю, группами по 5-7 человек, проводится во время утренней прогулки.
Длительность 3-7 мин.
«Недели здоровья»
- Занятия по валеологии
- Самостоятельная двигательнаядеятельность
- Спортивные игры и упражнения
- Осенние и весенние чемпионаты по прыжкам, бегу.
- Совместная трудовая деятельность детей, педагогов и родителей
- Развлечения.
4 раза в год (в октябре, январе, марте, июле)
Спортивные праздники и физкультурные досуги
- Игровые
- Соревновательные
- Сюжетные
- Творческие
- Комбинированные
- Формирующие здоровый образ жизни
Праздники проводятся 2 раза в год.
Длительность не более часа.
Досуги - один раз в квартал.
Длительность не более 30 мин.
Самостоятельная двигательная деятельность
- Самостоятельный выбор движений с пособиями, с использованием самодельного или приспособленного инвентаря.
Ежедневно, во время прогулки, под руководством воспитателя.
Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей.
Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях, занятиях
Подготовка и проведение физкультурных досугов, праздников, дней здоровья.
Утренняя гимнастика важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Ее следует проводить при открытой форточке. Свежий воздух воздействует на кожные рецепторы холодом, что способствует быстрому повышению возбудимости ЦНС и восстановлению нормальной работоспособности. На утренней гимнастике целесообразна частая смена упражнений при многократной повторяемости (до 8—12 раз) одного упражнения (в соответствии с рекомендациями Ю.Ф. Змановского).
Утренняя гимнастика может проводиться в различной форме.
Традиционная утренняя гимнастика состоит из двигательных упражнений (различные виды ходьбы и бег), комплекса общеразвивающих упражнений для разных групп мышц, прыжков в чередовании с ходьбой, дыхательных упражнений и заключительной части (ходьбы). Вводная и заключительная части выполняются в кругу, для исполнения комплекса упражнений дети строятся в колонны.
Игровая гимнастика включает 3-6 имитационных упражнений. Образные движения объединяются одной темой. Этот вид утренней гимнастики используется в работе с младшими дошкольниками.
Гимнастика с использованием различных предметов проводится как традиционная утренняя зарядка с гимнастическими палками, обручами, лентами, флажками, мешочками и т.д.
Варианты различных видов утренней гимнастики представлены в Приложении №1.
Оздоровительные занятия проводятся регулярно. Образцы проведения оздоровительных занятий с детьми представлены в Приложении №2.
Музыкальные занятия
В ходе проведения используются ритмические, музыкально-дидактические, речевые, хороводные, музыкальные коммуникативные, пальчиковые игры, игры с пением. Большое внимание на занятиях уделяется упражнениям на развитие дыхания.
Динамические паузы
Динамическая пауза - заполненная разнообразными видами двигательной деятельности, отличающейся значительным преобладанием умственной нагрузки или однообразием движений. Динамические паузы предназначены для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Поэтому они проводятся во время занятий по математике, развитию речи, ИЗО-деятельности.
Снять напряжение также помогают физминутки, логоритмическая гимнастика, пальчиковые игры.
Физкультминутки
Физкультминутки проводятся с целью повышения умственной работоспособности и снижения утомления, обеспечивают кратковременный активный отдых. Физкульминутка состоит из 3-4 упражнений для больших групп мышц, активизирующих дыхание и кровообращение.
Логоритмическая гимнастика
Логоритмическая гимнастика - форма активного отдыха для снятия напряжения после продолжительной работы в положении сидя. Она выполняется под музыку, чтения стихотворения или пения детей и педагога. Логоритмические упражнения объединяются в комплексы общеразвивающих упражнений, в которых задействованы все группы мышц.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизируют речевые навыки, мышление и память.
Профилактическая гимнастика
Профилактическая гимнастика проводится с целью повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья. Профилактическую гимнастику можно проводить во время занятий, перед прогулкой, приемом пищи, началом игровой деятельности, в любую свободную минутку. Продолжительность - 2-3 минуты.
Самомассаж
Массаж - система приемов дозированного механического воздействия на кожу и подлежащие ткани тела человека.
Самомассаж - способ регуляции организма, один из приемов регулирования кровотока. Детей обучают выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие и похлопывающие движения в направлении кровотока.
Гимнастика для глаз
Упражнения для глаз включают фиксацию зрения на различных точках, движении взгляда. Упражнения способствуют восстановлению нормального зрения, рекомендуется выполнять 2 раза в день.
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких.
Дыхательные упражнения выполняются 2-5 минут, можно стоя, сидя и лежа на спине.
Бег, ходьба, подвижные и спортивные игры на прогулке
Дозированные бег и ходьба на прогулке - один из способов тренировки и совершенствования выносливости. В начале и в конце прогулки дети выполняют пробежку, после чего переходят на ходьбу, шагая в ритме.
Подвижные и спортивные игры развивают у детей наблюдательность, восприятие отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие психофизические качества.
Релаксационные упражнения и бодрящая гимнастика
Релаксационные упражнения выполняются для снятия напряжения в мышцах, вовлеченных в различные виды активности. Релаксация - состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Рекомендуется выполнять релаксационные упражнения перед дневным сном с использованием музыки и ароматерапии.
Бодрящая гимнастика проводится после дневного сна Цель: сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус. После пробуждения дети выполняют некоторые упражнения в постели, потягивание, встают и по массажным коврикам («дорожкам здоровья») переходят в другую комнату, далее выполняют упражнения ритмической гимнастики. Общая продолжительность бодрящей гимнастики - 7-15 минут.
ЗАКАЛИВАНИЕ
Закаливание повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, способствует ускорению обмена веществ, оказывает благотворное влияние на психосоматическое состояние ребенка.
Воспитатели выбирают из предложенных методов закаливающие процедуры, которые они будут проводить с детьми своей группы. В дошкольном учреждении используют методы закаливания, абсолютно безвредные для всех детей.
Обязательное условие закаливания — соблюдение принципов постепенности и систематичности. Эффект в снижении острой заболеваемости проявляется через несколько месяцев после начала процедур, а стойкий эффект — через год.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ЗАКАЛИВАНИЯ
- Ежедневно проводить воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями.
- Полоскать рот кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи.
- Широко использовать для закаливания и оздоровления не
традиционное физкультурное оборудование. - Ежедневно в утренней гимнастике использовать ритмические
движения. - После сна выполнять упражнения для пробуждения.
- Применять точечный массаж.
- В осенне-зимний период применять чесночные бусы.
- Система здоровьесберегающих технологий, используемых в работе ДОУ
В настоящее время в деятельность ДОУ подобраны и успешно внедрены следующие виды здоровьесберегающих технологий:
1.Подвижные и спортивные игры
Как часть физ.занятия, как прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно
Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. Используются только элементы спортивн6ых игр.
2.Физкультурные минутки
Во время НОД, 1,5-2 минуты во всех возрастных группах
Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления.
3.Пальчиковая гимнастика
С младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой.
Рекомендуется детям с речевыми проблемами. Проводится в любое время.
4.Дыхательная гимнастика
В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшей группы
Проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур.
5.гимнастика для глаз
Ежедневно по 3-5минут в свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, начиная с младшей группы.
Рекомендуется показ воспитателя и использование наглядности.
6.Закаливание
(упражнения после сна)
Ежедневно, начиная с младшего возраста.
Комплексы физ.упражнений в спальне и группе.
7.Динамические паузы
Во время НОД и между НОД 2-5минут по мере утомляемости, начиная со 2младшей группы.
В НОД в виде игр. Между НОД в виде танцевальных движений, элементов релаксации.
8.Интегрированные занятия
Последняя неделя каждого месяца
Интеграция содержания различных образовательных областей.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
1.Физкультурное занятие
2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах.
Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
2.Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано
Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
3.Коммуникативные игры
2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста
входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
4. Занятия из серии «Здоровье»
1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста
Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития
5.Самомассаж
В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
6.Точечный самомассаж
Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста
Проводится строго по специальной методике. Используется наглядный материал
3. Коррекционные технологии
1.Сказкотерапия
2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста
Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей
2.Технологии музыкального воздействия
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей
Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
3.Технологии коррекции поведения
Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста
Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме
4.Фонетическая ритмика
2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи.
Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений
- ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ И ОЗДОРОВЛЕНИЮ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
1
Утренняя гимнастика с использованием корригирующих и дыхательных упражнений
ежедневно
воспитатели
2
Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима
ежедневно
воспитатели
3
Физкультурные занятия
3 раза в неделю
воспитатели
4
Спортивные развлечения и праздники
1 раз в месяц
5
Специальные гимнастические упражнения для профилактики плоскостопия, нарушения осанки.
ежедневно
воспитатели
Динамические паузы во время проведения НОД
ежедневно
воспитатели
6
Гимнастика после дневного сна
ежедневно
воспитатели
7
Прогулки на воздухе с включением подвижных игр и игровых упражнений
ежедневно
воспитатели
8
Организация самостоятельной двигательной активности детей
ежедневно
воспитатели
9
Гимнастика для глаз
ежедневно
воспитатели
10
Пальчиковая гимнастика
ежедневно
воспитатели
11
Дыхательная гимнастика в игровой форме
ежедневно
воспитатели
12
Хождение босиком по «дорожке здоровья»
ежедневно
воспитатели
13
Обширное умывание
ежедневно
воспитатели
14
Игры с водой
в теплое время года
воспитатели
15
Воздушные ванны (облегченная одежда соответствует сезону года)
ежедневно
воспитатели
16
Хождение босиком на траве
в теплое время года
воспитатели
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1
Рациональная организация внутреннего пространства в соответствии с требованиями СанПиНов.
постоянно
медсестра
2
Создание условий для организации двигательной активности воспитанников, включающей в себя предусмотренные программой занятия физкультурой, активные паузы в режиме дня, а также физкультурно-оздоровительную работу.
постоянно
заведующая, воспитатели, завхоз
3
Организация рационального питания и витаминизация воспитанников: организация второго завтрака (соки, фрукты), строгое выполнение натуральных норм питания, соблюдение питьевого режима, гигиена приема пищи, индивидуальный подход к детям во время приема пищи, правильность расстановки и подбора мебели.
постоянно
воспитатели
4
Определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
постоянно
воспитатели
5
Профилактика заболеваний полости рта и носоглотки.
в период вспышки заболеваний
медсестра
6
Нормализация функции ЦНС
(соблюдение режима; музыкотерапия; сказкотерапия;)
в теч. года
педагоги
медсестра
7
Рекомендации родителям часто болеющих детей по оздоровлению в летний период (по закаливанию, питанию, одежде).
в теч. года
медсестра
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА
1
Обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ
в теч. года
психолог
Обследование детей
сентябрь
май
психолог
2
Индивидуальная коррекционная работа детьми, нуждающимися в коррекции
по графику
психолог
3
Коррекционная работа по подгруппам, со всей группой
2 раза в неделю
психолог
4
Консультирование родителей, воспитателей
в теч. года
психолог
5
Выступления на родительских собраниях
в теч. года
психолог
6
Обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ
постоянно
Педагоги
- Система совместной деятельности детского сада и семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей
ведение адаптационных листов;
анкетирование родителей;
беседы с родителями;
наблюдение за ребенком;
Адаптационный период
Сентябрь (ежегодно)
II этап
2.
Формирование у родителей системы знаний в вопросах укрепления и сохранения физического и психического здоровья детей
1. Родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации:
«Адаптация ребенка к детскому саду»
«Как сохранить здоровье ребенка»;
«Организация закаливания»
«Одежда и здоровье ребенка»
«Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка»
«Формирование у детей привычки здорового питания»
«Кризис трех лет»
«Роль витаминов в детском питании»
«Правильное питание детей – основа их здоровья»
«Профилактика простудных заболеваний у детей дошкольного возраста»
«Оздоровление детей в условиях детского сада и семьи»
«Особенности питания детей в зимний период»
«Двигательная активность дошкольника – залог улучшения физического состояния»
«Закаливаем детей дома и в детском саду»
- Анкетирование родителей.
«Физическое развитие и оздоровление в семье»
«Развитие двигательной активности ребенка в семье»
«Физкультура в Вашей семье»
3. Памятки для родителей:
«Как не нужно кормить ребенка»
«Витамины, здоровые продукты и здоровый организм»
«Советы родителям по питанию»
«Здоровый образ жизни»
«Игры с детьми на свежем воздухе»
«Значение режима дня для здоровья дошкольника»
«Чего нельзя делать в дошкольном возрасте»
«Как организовать полноценный сон ребенка»
«Как сохранить зрение ребенка»
«Соки – напитки защиты организма от простуды»
«Простуда, или ОРВИ, у малышей»
«О детской одежде»
«Физическое воспитание ребенка»
- Индивидуальные беседы и консультации с родителями по запросу
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». М.,2000.
- Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.,1993. – 132с.
- Береснева, З.И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З.И. Бересневой.- М.: Сфера, 2005 – 31 с.
- Васильева М.А. «Программа воспитание и обучения ребенка в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. М., 2003.
- Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье / Л.Н.Волошина – М: 2003 – 87 с.
- Кочеткова Л.В.. Оздоровление детей в условиях детского сада./ М.: ТЦ Сфера,2007
- Крылова И.И.. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / Волгоград: Учитель, 2009
- Сивачева, Л.Н. Физкультура-это радость!/ Спортивные игры с использованием нестандартного оборудования С-П. Детство-Пресс. - 2002г.
Утробина, К.К. Занимательная физкультура для дошкольников./ М.: Изд-во Гном и Д., 2003
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesber_shyn.docx | 31.26 КБ |
Предварительный просмотр:
1.2 Результативность использования здоровьесберегающих технологий
Аналитическая справка по результатам использования здоровьесберегающих технологий воспитателя
Монгуш Сырга Михаиловны
Воспитатель Монгуш Сырга Михаиловна в своей работе использует здоровьесберегающие технологии, которые реализующие с помощью различных форм и методов. Во время режимных моментов: пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, оздоровительные подвижные игры, гимнастика пробуждения итд.
Каждое утро проводится утренняя гимнастика от 5 до 10 минут в зависимости от возраста детей. Три раза в неделю проводится НОД по физической культуре ( в два раза в помещении и один раз в свежем воздухе). Во время прогулок ежедневно проводится подвижные игры. После дневного сна регулярно проводит побуждающую гимнастику и делают закаливающие процедуры.
В группе оформлен уголок физической культуры. Организует семейные спортивные мероприятия и готовит буклеты для родителей о безопастности и правильном питании.
Результат посещаемости детей
Данный уровень посещаемости детей достигнут в результате четкого выполнения соблюдения режима жизнедеятельности детей, организации полноценного питания, создания благоприятного психологического климата, хорошей профилактической работы воспитателя и медсестры.
( рис 1,2)
Анализ заболеваемости и посещаемости детей группы
Основные показатели | 2017-2018гг | 2018-2019гг | 2019-2020гг |
Пропуск по болезни в среднем (общая заболеваемость) | 27% | 20% | - |
% ЧБД | 6 реб 21% | 5 реб 19% | - |
Средняя посещаемость | 52% | 62% | - |
Из таблицы и диаграммы уровень заболеваемости детей в группе уменьшается, также уменьшается процент часто болеющих детей. Способствовала оздоровительно-профилактическая работа: самомассаж, дыхательная гимнастика, сон, ходьба босиком по ребристым дорожкам и по массажным коврикам, проветривание помещений и кварцевание группы. Благодаря системной работе по охране жизни и здоровья дошкольников, в течение 2017-2019 учебного года в группе не отмечено вспышек инфекционных заболеваний и случаев травматизма среди воспитанников.
Система проведения здоровьесберегающих технологий
в средней группе
Вид технологии | Время проведения | Рекомендации | Место проведения | Ответственные |
Динамические паузы | Во время занятий (2-5 мин) | По мере утомляемости детей | Групповое помещение | Кара-Сал М.С Монгуш С.М. |
Подвижные и спортивные игры | ежедневно | Игры подбираются в соответствии возрастом ребенка | Физкультурный зал На воздухе | Кара-Сал М.С Монгуш С.М. |
Релаксация | ежедневно | В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии | В любом подходящем помещении | Кара-Сал М.С Монгуш С.М. |
Гимнастика пальчиков | В режимных моментах, в любое удобное время | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами | В любом подходящем помещении | Кара-Сал М.С Монгуш С.М. |
Гимнастика для глаз | ежедневно | В зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Наглядный материал, показ воспитателя | В любом подходящем помещении | Кара-Сал М.С Монгуш С.М. |
Технологии обучения здоровому образу жизни
Вид технологии | Время проведения | Рекомендации | Место проведения | Ответственные |
Физкультурное занятие | 3 раза в неделю | Ранний возраст- в групповой комнате- 10 мин, Младший возраст- 15-20 мин, средний возраст 20- 25мин, старший возраст- 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещенипе | Физкультурный зал, на воздухе | Кара-Сал М.С Монгуш С.М |
Инготерапия | В свободное время, во второй половине дня | Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включая педагога в процесс игровой деятельности. Коммуникативные игры 1-2 раза в неделю по 30 мин со старшего возраста.. занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. | Физкультурный зал, на воздухе | Кара-Сал М.С Монгуш С.М |
Самомассаж | В свободное время | объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму | В любом помещении | Кара-Сал М.С Монгуш С.М Иргит А. С. (медсестра) |
Технологии коррекционного воздействия
Вид технологии | Время проведения | Рекомендации | Место проведения | Ответсвенные |
Технологии музыкального воздействия | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Используется качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повыщения эмоциального настроя | Физкультурный зал, музыкальный зал, групповое помещения | Кара-Сал М.С Монгуш С.М |
Сказкотерапия | 2-4 занятия в месяц по 30 мин со старшего возраста | Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание , где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения | Физкультурный зал, музыкальный зал, групповое помещения | Кара-Сал М.С Монгуш С.М |
Фонетическая гимнастика | 2 раза в неделю | Занятия рекомендованы детям с проблемами звукопроизношения | Физкультурный зал, музыкальный зал, групповое помещения | Кара-Сал М.С Монгуш С.М |
Вывод: Здоровьесберегающие технологии играют большую роль в формировании здоровья, ведь они обеспечивают физическую готовность ребёнка. Здоровьесберегающие технологии направлены на достижение такого состояния физиологических функций, которое определяет высокий уровень развития физических качеств, двигательных навыков и умений.
Справку составила
Старший воспитатель
МБДОУ детский сад «ЧЕЛЭЭШ» /Ооржак А. В/
«___»__________2020г