Воспитательная работа
Воспитательная работа – одно из самых важных направлений в школе,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 14.12 КБ |
samoanaliz_kl.chasa_.docx | 12.27 КБ |
programma_gob.docx | 94.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока:
1.Приветствие .
Здравствуйте ребята! Меня зовут Оюна Баторовна я работаю в БСОШ. Сегодня я проведу у вас классный час.
- Ребята, вы любите играть?
- Мы с вами поиграем в игру «Колесо истории»
-Как вы думаете, какова будет тема нашего занятия, если игра имеет такое название? (ответы детей- история )
-А сейчас послушайте отрывок из стихотворения и вы узнаете о какой истории будет идти речь.
…Ты хороша в любое время года
В разливе мая, в блеске января
Счастливый край счастливого народа
Цветущая Бурятия моя.
- Итак, ребята, о чём мы будем говорить на нашем занятии?
(Ответы детей – о Бурятии, о нашей республике и т.д)
-Да, об истории нашей республики Бурятия, потому что в этом году мы празднуем 95 - летие со дня образования нашей республики.
-Какова цель нашего занятия? (вспомним или узнаем о некоторых главных исторических событиях, фактах, датах нашей республики)
- У нас уже есть 2 команды. Каждая команда в ходе игры будет набирать баллы, которые будете записывать в оценочных листах.(показать лист)
- Игра состоит из 4 этапов. (презентация)
1. Угадай мелодию.
2. Своя игра.
3. Наш видеовопрос.
4. Твой шанс .
- Для того чтобы определить какая команда будет отвечать на всех этапах первой проведем разминку «Простые вопросы».
1.Какой из крупнейших в России музеев под открытым небом находится на территории Бурятии? (Этнографический музей народов Забайкалья).
2. С какими республиками, областями граничит РБ? (Граничит: на юге – с Монгольской Народной Республикой, на западе – с Республикой Тыва, на севере и северо- западе – с Иркутской областью, на востоке – с Забайкальским краем.)
3. Как называлась раньше Бурятия и в каком году была образована Бурятская автономная республика? (Бурят-Монголия)
- Итак, право первого ответа предоставляется ______________.
- Приступаем к игре «Угадай мелодию». (заставка). Вы видите, что каждая мелодия имеет определенный балл по уровню сложности. (команда )
- Команды, посоветуйтесь между собой и выберите свою мелодию. ( по очереди выбираются 4 мелодии).
- Не забудьте свой результат занести в оценочный лист.
- Продолжаем игру. Следующая «Своя игра». Перед вами 4 темы и каждая тема также имеет свои баллы по уровню сложности.
- Посоветуйтесь и выберите тему и вопрос за 100 или за 200.
1. Образование.
2. Культура.
3. Природа.
4. Спорт.
( нужны 8 конвертов с вопросами, баллы написаны, заклеить скотчем).
- Результаты занесите в оценочный лист.
- Внимание на экран. В случае правильного ответа команды получают по 200 баллов (2 видеовопроса).
- Вопрос 1 команде.
- Вопрос 2 команде.
- Результаты занесите в оценочный лист.
- Итак, «Ваш шанс». Для того, чтобы ответить на вопрос Вам дается 2 шанса: «Звонок другу» (родителям, учителю), «Помощь зала» (спросить у комиссии).
- В случае правильного ответа команды получают по 100 баллов.
- Результаты занесите в оценочный лист.
Предварительный просмотр:
Самоанализ классного часа
Классный час, посвященный 95-летию Республики Бурятия «Колесо обозрения»
Цель: Обучающие: Расширение и углубление знаний детей о Республике Бурятия, содействие формированию познавательных интересов к истории и краеведению родного края.
2. Развивающие: Пробудить интерес к истории родного края
3. Воспитывающие: Приобщить учеников к прекрасному, к богатому культурно-историческому наследию малой Родины.
4. Содействовать воспитанию патриотических чувств воспитанников.
Направление: общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, общекультурное.
На классном часе были реализованы познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные УУД
В начальной школеважно учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности младшего школьника. В этом возрасте происходит развитие познавательных интересов и самой личности ребенка, сохраняется тесная связь ребенка со своими близкими. Поэтому основой организации внеурочного мероприятия выбрала системно-деятельностный подход. Ребенок учится анализировать собственное поведение, толерантно воспринимать мнение другого человека, учится работать в команде, быть лидером.
5 этап - Рефлексия и повторение
На этапе рефлексии было предложено учащимся поработать в группах, что активизирует и сплачивает детей, придает им уверенность, развивает дружеские взаимоотношения, кроме того учатся работать в группе и учитывать мнение каждого.
В целом классный час прошел достаточно хорошо. В ходе мероприятия был налажен активный диалог с учащимися, и обсуждение предлагаемых вопросов проходило непринужденно.
Я считаю, что поставленная мною цель и задачи были выполнены.
Предварительный просмотр:
Программа для 1-4 классов «Цветик-пятицветик». Автор: Гомбоева Оюна Баторовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Баянгольская средняя общеобразовательная школа»
671616 Республика Бурятия Баргузинский район с. Баянгол ул. Ленина, 69
Тел./факс 8 (301 31) 98-335; тел. 8 (301 31) 98-374; e-mail: bayangol@mail.ru
Программа
воспитания и социализации
классного руководителя «Цветик-пятицветик»
Автор: Гомбоева Оюна Баторовна
Характеристика класса
Во 2 «б» классе обучается 13 детей, 5 девочек, 8 мальчиков. По возрасту дети разные, большинству исполнилось 8 лет или исполняется в сентябре – октябре. Дети в основном отзывчивые, чуткие, умеют спокойно найти конструктивный выход из сложной ситуации, соблюдать порядок в общении со сверстниками и взрослыми.
В полных семьях проживают 9 человек.Условия воспитания в этих семьях удовлетворительные. Дети живут в хороших семейных условиях, где оказаны должные: доброта, внимание и забота родителей. В неполных семьях проживают четверо детей. Но эти дети не обделены вниманием со стороны мам и бабушек.
Четыре семьи находятся в трудной жизненной ситуации. Это семьи Бадмаевы Будожап Батожапович и Светлана Владимировна – многодетная семья, шесть детей, Монтоевы Цыренжаб Барадиевич и Юлия Михайловна - пятеро детей, Тугутуровы Владимир Николаевич и Галина Валерьевна - четверо детей и у Цэбэга проблемы со здоровьем страдает пищевой аллергией, плохое зрение и плохо развита устная речь. Все они безработные, не злоупотребляют спиртными напитками. И семья Намжилова Цыдена – папы нет, и в семье
трое детей, мать безработная.
Почти все родители стараются создать лучшие условия для всестороннего развития своих детей. Они активно участвуют на родительских собраниях и помогают детям во время внеклассных мероприятий и при выполнении домашнего задания.
Абсолютно все дети вовлечены во внеурочную деятельность, почти весь класс посещают хореографический кружок и 5 мальчиков и 1 девочка вольную борьбу (секция подвижные игры). Интересы в классе разнообразные. Среди них - интерес девочек спорту, танцы. Мальчики интересуются компьютерными играми, спортом и техникой. Дети любят художественное творчество, подвижные, активные, но на уроках обладают средней работоспособностью, достаточно быстро еще устают и требуют смены деятельности. Девочки очень тихие, скромные, а мальчики наоборот активные и на уроках и на внеурочной деятельности. Многие ученики добросовестно относятся к учебе.
Меркадо Саша, Нимаев Никита, Ханзаев Эдик, Намжилов Цыден. Они любознательны, у них хорошо развиты познавательные процессы, зрительная, слуховая память. Легко запоминают учебный материал. Способны сохранять его в памяти на долгое время. Любят рассуждать, устанавливать причинно- следственные связи. Развито логическое мышление. Ответы этих детей отличаются глубиной, содержательностью. Учатся грамотно излагать свои мысли, пытаются отстаивать свою точку зрения.
Есть дети в классе со средним уровнем обучаемости. Это- Жамбалова Номина, Будаев Данил,Будаева Арюна, Ринчинова Арюна, Монтоева Сарюна, Киргидеев Содном, Тугутуров Цэбэг. Эти дети проявляют интерес к учёбе по-разному. Мотивация учения положительная, осознанная. Они обладают средним уровнем познавательной активности и самостоятельности. Проявляют интерес не ко всем школьным предметам, но всё-таки добиваются хороших результатов в учёбе. Эти дети не сразу усваивают учебный материал, требуется 1-2 раза повторить нужные определения, правила, рассуждения, выводы. Они требуют к себе постоянного внимания и контроля со стороны учителя и родителей. По ходу работы допускают немногочисленные ошибки, которые не замечает, но при указании на них могут исправить сами. У этих детей преобладает механическая память. Они меньше читают, но умеют отвечать на вопросы, затрудняются выполнять творческие работы. В конечном результате учебный материал усваивают.
Есть в классе дети с низким уровнем обучаемости. Это Бадмаев Зорикто и Очирова Марианна.Они обладают низким уровнем познавательной активности и самостоятельности. Слабое развитие воли, отсутствие должных познавательных интересов. Учебную задачу принимает лишь частично, могут не сохранить её в полном объёме до конца занятия. Допускают ошибки не по невнимательности, так как не запомнили правила. Ошибки не
замечают и не исправляют ни по ходу занятия, ни в конце. У этих детей внимание рассеянное.Преобладают непроизвольные внимание и восприятие. Они тяжело переключают внимание с одного вида деятельности на другой. Запоминают в основном всё яркое, красочное. Процесс написания, решения, ответа опережает процесс обдумывания, анализа. Им необходимы упражнения с комментированием. Повторение правила необходимо подкреплять практической работой с объяснением каждого действия, рассуждения, что
делать вначале, что потом. Они нуждаются в постоянном напоминании, повторении,индивидуальной помощи, контроле со стороны учителя.
В общем, в классе складывается дружный коллектив. Дети живут интересами друг друга, болезненно переживают неудачи и проблемы своих одноклассников, стараются протянуть руку помощи. Умеют радоваться успехам друг друга. Все стараются принимать участие в делах класса, интересуются жизнью класса. Класс подвижный, энергичный. Все ученики активные, добросовестные, к с удовольствием выполняют различные поручения. Дети очень артистичны, принимают активное участие в общешкольных мероприятиях, праздниках.
Родители детей класса также активны, как их дети. Помогают учителю, очень отзывчивы. Все советы принимают положительно. Родительский комитет старается создать благоприятные условия для жизни детей в социуме, оказывает помощь в подготовке мероприятий, организует экскурсии. В классе ведется работа по формированию общественного мнения, где дети учатся высказывать свои суждения, отношения к поступкам некоторых учеников, оценивать работу товарищей и т.д.
Есть ученик, который постоянно требует внимания педагога: на уроках часто отвлекается, к учебе равнодушен, а на перемене крайне активный и неорганизованный. Это Бадмаев Зорикто.
Физическое развитие детей соответствует возрасту, очень радует, что дети редко и мало болеют. В основном ребята чувствуют себя в школе среди детей комфортно, нашли себе друзей, стремятся помочь другим; есть и такие ребята, которые стараются стать лидерами, первыми. Идет нормальный процесс формирования и развития коллектив.
В дальнейшем будет продолжена работа по сплочению дружного ученического коллектива, формированию положительных мотивов в отношении с окружающими.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы | «Цветик-пятицветик» |
Сроки реализации | 1-4 классы 2016-2019 учебные годы |
Разработчик программы | Гомбоева О.Б. |
Участники программы | Учащиеся класса, классный руководитель, родители, учителя-предметники, работающие в классе, психолог. |
Краткая аннотация |
Цель: создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной, творческой, деятельной, развивающейся, здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе. Программа направлена на воспитание активной гражданской позиции, восприятия ценности человеческих отношений, развитие навыков здорового образа жизни. Занятия по данной программе позволяют формировать нравственные ориентиры личностного развития детей. |
Связи, устанавливаемые для реализации программы. | Внутренние: учитель физкультуры, хореограф, школьная медсестра, психолог, библиотекарь школы, школьный музей, заместитель директора по воспитательной работе. Внешние: сельская библиотека, музей села, поликлиника, спортивные секции, ДЮСШ, ДК. |
Управление программой | Осуществляет классный руководитель. В основу воспитательной программы положена совместная деятельность детей, педагогов и родителей. |
Система организации контроля над исполнением программы | Контроль над исполнением программы осуществляется руководителем МО классных руководителей. |
1.1.Пояснительная записка
Программа воспитания и социализации составлена на основании Примерной программы воспитания и социализации обучающихся для начального общего образования, составленной на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, Программы воспитания и социализации МБОУ «Баянгольская СОШ».
Программа опирается на:
-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.
-Конституцию Российской Федерации;
-Конвенцию ООН «О правах ребёнка»;
-Декларацию прав ребёнка (1959 г.);
-Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
-Письмо Минобразования России от 10.05.2001 г. №22-06-626 «Об официальных ритуалах в образовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов Российской федерации»;
-Письмо Минобразования России от 21.06.2001 г. «Методические рекомендации об организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях»;
-Письмо Минобразования России от 02.04.2002 г. «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях»;
-Семейный Кодекс РФ;
-Письмо Минобразования РФ от 22.07.2002 г. 330-51-547,16 «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях»;
-Письмо Министерства образования РФ от 27.06.03 г. «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению учащихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;
-Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;
-Концепция развития семьи в РФ до 2025 г.;
-Должностная инструкция классного руководителя.
Программа определяет цели, задачи и организацию воспитательной деятельности за весь четырехлетний курс обучения в начальной школе.
Концептуальной основой программы являются:
-идеи гуманизации воспитания ( В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова и др.);
-основы личностно-деятельностного подхода к организации воспитательного процесса (Л.В.Байбородова, Н.Е.Щуркова и др.);
-теория деятельности и общения (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и др.);
-идея воспитания или КТД, предполагающие решение целого «веера» педагогических задач (И.П.Иванов);
-идея игровой деятельности,как средство сплочения коллектива (А.С. Макаренко,А.Н. Лутошкин и др.).
- Концепция «Духовность как определяющий фактор педагогических ценностей» (М.Г.Каган).
Актуальность программы. Сегодня нашему обществу нужны граждане: здоровые, высоконравственные, мужественные, грамотные, а также – дисциплинированные. Воспитание сегодня рассматривается в контексте процесса социализации человека, оно опирается на освоение им комплекса социальных ролей. Поэтому одним из самых главных и актуальных направлений деятельности классного руководителя на современном этапе является воспитание нравственной культуры школьника. Именно на воспитание высоконравственной, всесторонне-развитой личности нацелена воспитательная система школы. Воспитание учащихся опирается на традиционные базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):
• патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
• социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, политкультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
• семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
• наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
• мир человека, нравственный выбор, смысл жизни,
• искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Учитывая выше сказанное, нами была разработана воспитательная система «Цветик-пятицветик», направленная на формирование социально активной, духовно-нравственной, творческой личности, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны. Система создает условия для развития индивидуальных способностей ребенка и позволяет рационально распределить усилия при организации воспитательного процесса, сформировать лицо класса, его неповторимый облик.
Цветок – символ прекрасного, весны, возрождения, желания создавать, созидать ради своего отечества, своей земли, своей Родины.
«Пятицветик» - 5 направлений нашей деятельности
Программа носит комплексный характер, так как она дает возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы, налаживания связей между урочной и внеурочной сферами жизни школьника, одновременного использования возможностей воспитания и дополнительного образования. Комплексность программы диктует многообразие видов деятельности, охватывающей уроки и внеурочные занятия, работу педагога с классом и с творческими группами ребят.
В основе воспитательной системы лежит личностно- ориентированный подход к каждому ребёнку.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что в последние годы возросла потребность в эффективных методах воспитания и образования детей. Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности. Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются: в принципах воспитания, в формах и методах воспитания, методах контроля и управления воспитательным процессом (диагностика); средствах обучения (кабинет, мультимедийное оборудование).
Отличительные особенности программы. Программа отличается от других программ тем, что она учитывает особенности своего края, его тематические праздники и другие мероприятия.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Формы обучения. Воспитательная деятельность в классе традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая, массовая (выступления, спектакли и т.д.). Во время занятий осуществляется индивидуальный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей - теоретической и практической. Теоретическая часть планируется с учетом возрастных, индивидуальных особенностей учащихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приёмы игрового обучения.
Срок усвоения программы. Программа рассчитана на 4 года обучения
Условно реализацию ВСК можно разбить на четыре этапа.
Четыре этапа в развитии воспитательной системы выделены условно. Я считаю, что в процессе функционирования ВСК возможны корректировки, связанные с изменениями, происходящими в социуме или продиктованные меняющимися потребностями коллектива детей и родителей.
Интеграция с учебными предметами. Программа тематически и понятийно связана со многими дисциплинами, изучаемыми в начальном звене.
Принципы программы. Программа построена на принципах, позволяющих воспитать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.
Принцип | Характеристика принципа |
Гуманистический | Отношение педагога к учащимся как к ответственным субъектам собственного развития. |
Природосообразности | Воспитание учащихся сообразно их полу, возрасту: формирование у них ответственности за развитие самих себя, за действия и поведение |
Культуросообразности | Воспитание на общечеловеческих ценностях в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям. |
Личностно-ориентированного воспитания | В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности. |
Эффективности социального взаимодействия | Формирования навыков социальной адаптации, самореализации. |
Успешности | Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. |
Комплексного подхода | Позволяет воспитывать и развивать какие-либо качества ребёнка в комплексе. |
Деятельный подход | Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой. |
Целостный подход | Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами. |
1.2 Цель и задачи программы.
Цель: Создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной, творческой, деятельной, развивающейся, здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе.
Задачи:
Формирование активной жизненной позиции, потребности в здоровом образе жизни.
Создание условий для воспитания интеллектуально развитой личности, способной к саморазвитию и самообразованию.
Создание условий для воспитания креативной, эстетически развитой личности, готовой к творчеству и созиданию
Создание условий для воспитания духовно-нравственной, высококультурной личности, уважающей традиции и обычаи своего народа.
Воспитание гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье.
Развитие самоуправления учащихся, предоставление им возможностей участия в деятельности творческих и общественных объединений.
Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности.
1.3.Прогнозируемые результаты:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения традициям и обычаям своего народа.
ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным российским религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
трудолюбие;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
ценностное отношение к природе;
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
2.1.Условия реализации программы
Воспитательный процесс осуществляется на основе программы воспитания и социализации, плана воспитательной работы школы, класса.
Материально-техническое обеспечение МБОУ «Баянгольская СОШ», где реализовывается данная программа, соответствует современным требованиям. Школа располагает необходимыми кабинетами и оборудованием, двумя спортивными залами, спортивной площадкой, школьным музеем, богатой библиотекой, кабинетом для хореографии, мастерским. Наличие в кабинете необходимых технических средств, диафильмов, плакатов, фильмов, пособий, первоисточников позволяет сделать занятия, классные часы, воспитательные мероприятия динамичными и интересными.
Воспитательная система реализуется через технологию содружества и самоуправления: протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Чтобы осуществляемая деятельность и ее влияние на развитие личности ребенка носили более целенаправленный характер, я систематизировала воспитательные дела и мероприятия по следующим направлениям: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, интеллектуальное, социальное, общекультурное.
2.2.Направления реализации программы воспитания
Лепесток « ЗДОРОВЕЙКА»
(СПОРТИВНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
3.1. Содержание программы.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
Физкультурно-спортивная деятельность: День здоровья, туристические походы, осенний кросс, «Веселые старты», участие в легкоатлетической эстафете, посвященной 9 Мая и другие.
Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Задачи:
-ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
-элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
-понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
-интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
-первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
-отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | |
Неделя ПДД | сентябрь | беседы, викторины, игры, кл.часы, конкурсы | |
Неделя здоровья «В здоровом теле – здоровый дух» | апрель | беседы, викторины, игры, кл.часы | |
Цикл классных часов по правилам безопасности жизнедеятельности «Умей всем страхам в лицо рассмеяться» (1-4 классы) | в течение года | беседы, викторины, игры | |
Цикл классных часов по ПДД (1-4 классы) | 1 раз в месяц (по программе) | беседы, викторины, кроссворды, игры, встречи с сотрудниками ГИБДД | |
Осенний школьный мини-марафон (1-4 классы) | сентябрь | кросс | |
«Весне – физкульт-ура! » | март | спортивная эстафета | |
«Лету – физкульт-ура! » | май | спортивная эстафета |
Познавательная деятельность: психологические практикумы, серия классных часов, проекты «Мир моих увлечений», «Парад профессий», создание фото-летописи класса, участие в викторинах, школьных олимпиадах, тематические классные часы.
Цель: помочь осознать учащимся значимость развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром
Задачи:1. способствовать становлению, развитию и совершенствованию интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы
2. Создавать учащимся возможность проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами;
3. Проводить диагностические мероприятия с целью выявления и влияния на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения
Мероприятия по реализации воспитательной программы
Название мероприятия | Сроки проведения |
Праздник «День знаний» | сентябрь |
Выбор и посещение кружков | по графику |
Организация взаимопомощи в учебе | в течение года |
Участие в школьных мероприятиях, направленных на интеллектуально-познавательную деятельность (олимпиады, проект «Я-исследователь», ШНПК «Потомки Ломоносова») | по отдельному плану |
Ведение портфолио | ежедневно |
Консультационная помощь детям при выборе ими кружков и секций | сентябрь |
Представление достижений, результатов, способностей учащихся родителям, педагогам, сверстникам. | Апрель-май |
Диагностические мероприятия | В течение года |
Торжественная линейка «Путь к успеху» | май |
Духовно-нравственная деятельность: посещение музеев, часы интересных встреч с ветеранами и известными людьми, классные часы под различными рубриками, национальные праздники, экскурсии на природу, заочные путешествия по родному краю, участие в конкурсах, выезд по святым местам района.
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к традициям и обычаям своего народа, воспитание нравственных чувств и этического сознания
Задачи:
-элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;
-элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны
-интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
-уважительное отношение к русскому языку, как к государственному, к родному бурятскому языку, языку межнационального общения;
-интерес к государственным праздникам, национальным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, Республики Бурятия и нашего села, в котором находится образовательное учреждение;
-стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
-любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;
-уважение к защитникам Родины;
-умение отвечать за свои поступки;
-негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;
-уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
-установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
-бережное, гуманное отношение ко всему живому;
-знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
-стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
-отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения |
Наша школа 1.Всероссийский День знаний 2.Посвящение в школьники (1 классы). | сентябрь | Торжественная линейка праздник |
День пожилого человека (1-4 классы | Октябрь | Встреча с ветеранами педагогического труда |
День учителя | октябрь | Тематическая линейка |
День матери (1-4 классы) «Мама – нет роднее слова!» | ноябрь | концертная программа |
«Село, в котором я живу. Мой любимый уголок» (1-4 классы) | декабрь | Фотовыставка |
Моему колхозу 90 лет | декабрь | конкурс художественного чтения , конкурс рисунков |
День защитника Отечества (1-4 классы): «О чём рассказала награда?» (3-4 классы) «Аты–баты, шли солдаты» (4 классы) | февраль | творческий проект смотр песни и строя |
«День Победы – великий праздник нашей страны» (1-4 классы): «Память, которой не будет конца» (1-4 классы) «Мои родные - защитники Родины» (1-4 классы) | май | Тематическая линейка Фотовыставка, творческий проект |
«Прощание с начальной школой» (4-е классы) | май | Выпускной вечер |
Социальная деятельность: школа актива, работа по уборке класса, территории школы помощь ветеранам и пожилым людям.
Задачи: способствовать тому, чтобы каждый ученик понимал значимость труда.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
Проводимые мероприятия | Сроки проведения |
Организация работы органов самоуправления в классе. | В течение года |
Акция по озеленению школы в самоуправления в классе | Сентябрь |
Акция «Очистим планету от мусора». Уборка территории школы. | в течение года |
Беседа с детьми, нуждающимся в особом внимании, о сознательном отношении к своим обязанностям. | в течение года |
Участие в социальных акциях . Тимуровская помощь. | В течение года |
Операция «Помоги книге» - ремонт книг | май |
Организация дежурства по классу и школе | В течение года |
Общекультурная деятельность: новогодний калейдоскоп, осенний бал, вечер художественной самодеятельности, конкурсы творческих работ, участие в
различных выставках, посещение театра, праздники ко Дню защитника Отечества и к Международному женскому дню.
Задачи:
1.Воспитание основ эстетической культуры, способность различить и видеть прекрас
2. Развитие художественных способностей
3.Воспитание чувства любви к прекрасному
Мероприятия по реализации воспитательной программы
Название мероприятия | Сроки проведения |
Оформление уголка класса | сентябрь |
Посещение кружков | в течение года |
Участие в творческих конкурсах, выставках («Моя классная мама», «Эти забавные животные», Мой любимый кабинет», «Герои моей семьи» и др.) школьного, окружного, муниципального и др. уровней | в течение года |
Реализация «Новогодней кампании-2018» (разучивание песен, стихов, украшение классного кабинета) | декабрь |
Новогодние представления | декабрь |
Поздравления к различным праздникам (День Учителя, День Матери, Новый год, День Колхоза ( к 90 –летию родного колхоза), Сагаалган, День Защитника Отечества, Международный Женский День, День Победы и др.). | В течение года |
Конкурс сказочных постановок | декабрь |
Тематические беседы эстетической направленности | В течение года |
Посещение выставок, музеев; экскурсии | В течение года |
Конкретное содержание программы воспитания и социализации является средством развития ребенка, подбирается по мере постановки и решения воспитательных задач. Педагог вправе самостоятельно отбирать содержание, при необходимости расширять предложенное в Программе содержание, заменять отдельные элементы либо использовать частично. При самостоятельном отборе содержания опираюсь на индивидуальные характеристики и интересы детей группы, возрастные особенности развития школьников.
3.2..Работа с родителями
Программа воспитания и социализации учащихся реализуется через:
- работу с учащимися;
- работу с родителями;
- работу с учителями – предметниками;
- индивидуальную работу;
- взаимодействие с окружающим социумом.
Ведущей деятельностью классного руководителя является работа с родителями.
Работа с родителями
Цель работы с родителями учащихся – это создание единой воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы и семьи, создание условий для .
Задачи:
1.Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.
2. Изучение семей учащихся;
3. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и собеседований;
4.Совместное проведение досуга.
Свободное общение
1. Изучение положения каждого ребенка в коллективе и его проблем в общении со сверстниками;
2. Создание в классе положительной эмоциональной атмосферы общения.
Работа с родителями учеников ведётся по 4 направлениям:
-Психолого-педагогическое просвещение родителей
-Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом в школе
-Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
-Совместная деятельность родителей и учащихся
Психолого-педагогическое просвещение родителей включает в себя:
Индивидуальные беседы с родителями, индивидуальные консультации родителей с психологом, организация периодических встреч с учителями предметниками, проведение совместных с родителями классных часов, тематические родительские собрания.
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом в школе прослеживается в заседаниях общешкольного родительского комитета , классного комитета.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс: регулярное (ежемесячное) информирование родителей о всех текущих оценках учащихся, тесная работа с учителями –предметниками на протяжении всего обучения, проведение дней открытых дверей для родителей,
Совместная деятельность родителей и учащихся: проведение совместных с родителями классных часов – диспутов, организация совместных экскурсий, проведение совместных досуговых мероприятий, выступления детей для родителей, детско-взрослые проекты.
Проводимые мероприятия | Соки проведения |
Выбор родительского комитета | сентябрь |
Взаимодействие с социальным педагогом школы | В течение года |
Участие инициативной группы родителей в мероприятиях с учащимися класса | В теч.года |
Посещение на дому | По мере необходимости в течение года |
Беседы с учащимися «группы риска» и их родителями | В течение года |
Посещение уроков и внеклассных мероприятий родителями | В течение года |
Участие родителей класса в ремонте классного кабинета, подготовка к новому учебному году, организации внеклассных мероприятий | Июнь, в теч. года |
Диагностические мероприятия | согласно плану ВР и плану работы с родителями |
Родительские собрания | В течение года |
Индивидуальные консультации по вопросам воспитания, обучения, развития, общения и др. | В течение года |
Формы работы с родителями
3.3. Самоуправление в классе
Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
Цели организации ученического самоуправления в классе:
- повышение активности учащихся в классных делах;
- реализация интересов каждого учащегося;
- привлечение родителей к совместной деятельности.
Задачи организации ученического самоуправления в классе:
- создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
- дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
- создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;
- создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
- формировать толерантность, умение общаться.
Этапы развития коллектива:
I Этап:
Организационную функцию классный руководитель берет на себя:
- предъявляет требования
- задает правила и нормы взаимоотношений
- призывает к интересу детей в совместной деятельности
II Этап:
Выбранный актив берет на себя часть организаторских функций.
Классный руководитель помогает освоить управленческие навыки распределить обязанности в совместной деятельности, наладить отношения.
III Этап:
Достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства всех членов коллектива. И взрослые, и дети – сотрудники в общем деле. Появляется реальная защищенность личности в коллективе, создаются условия для самореализации личности.
Функции органов самоуправления по видам деятельности:
Познавательная
Духовно-нравственная
Культурно-массовая
Спортивная
Социальная
«Лестница» развития:
1 этап Подражания (1-2 классы)
Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, копируя их действия.
2 этап Частичной самостоятельности (2-3 классы)
Дети в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, могут сами находить некоторые способы их осуществления.
3 этап Более полной самостоятельности (3-4 классы)
4.1. Модель выпускника начальной школы.
Личностные качества:
У выпускника будут сформированы:
· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
· широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
· способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
· основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
· ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
· знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,
· развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
· эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
· установка на здоровый образ жизни;
· основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные качества:
Выпускник научится:
· принимать и сохранять учебную задачу;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия;
· вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные качества:
· Выпускник научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· сообщения в устной и письменной форме;
· ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
· осуществлять синтез как составление целого из частей;
· проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
· осуществлять подведение пол понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Коммуникативные качества:
Выпускник научится:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
· задавать вопросы.
3.2.Оценка эффективности реализации программы
Для определения эффективности процесса воспитания необходимо сопоставить достигнутые результаты с поставленной целью (по Н.Е. Щурковой).
В качестве главного критерия оценки результативности воспитательной системы может выступить воспитанность учащегося, ее изменение из года в год.
Для более целостного и деятельного анализа и оценки результативности воспитательного процесса будем использовать такие показатели:
- внешний облик человека – воспитанника;
- физическое и психическое развитие детей;
- их поведение;
- качественность разнообразной деятельности учащихся;
- способности и самочувствие детей;
- ценностные предпочтения;
- отношение ребенка к своему «Я»;
- проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
- сформированность классного коллектива;
- сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциала личности младшего школьника.
В рамках воспитательной системы класса «Цветик-семицветик» разработана система индивидуального оценивания результатов деятельности детей.
В портфолио у каждого учащегося есть свой «Цветик-семицветик».Активно проявляя себя в мероприятиях ,представленных в воспитательной системе, ребёнок получает лепесток соответствующего цвета (в зависимости от направления) и прикрепляет его на модель собственного семицветика. Таким образом, в конце периода (неделя.четверть,учебный год) мы можем сделать соответствующие выводы о вовлеченности в воспитательный процесс того или иного учащегося класса.
3.3.Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы
№ | Критерии | Диагностические методики |
1 | Степень удовлетворенности учащихся своим коллективом, школьной жизнью | Методики «Какой у нас коллектив» (автор А.Н. Лутошкин, А.Андреев. |
2 | Состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положения в них каждого ребенка | Социометрия |
3 | Уровень нравственного развития личности учащихся и духовно-нравственной атмосферы в классном обществе | Игра «Магазин» (автор О.В. Соловьев) |
4 | Уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся | Методика для изучения социализированности личности учащихся (автор М.И. Рожков) |
5 | Уровень нравственной воспитанности | Адаптированный вариант теста «размышляем о жизненном опыте» (для младших школьников) автор Н.Е. Щуркова |
6 | Наличие адекватной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях | Опросник субъективного отношения к самому себе. Тест «Цветок настроения» |
7 | Определение интересов и потребностей младших школьников, выявление направленности интересов | Игра «Путешествие по морю любимых занятий», методика «Цветик-самоцветик» (автор И.М. Витковская) |
8 | Изменения, происшедшие в личности школьника в течение учебного года | Методика «Репка» Сочинение - рассуждение «Каким я стал за этот год и почему?» |
3.4.Система индикаторов для оценки эффективности реализации программы
- Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»;
- Методика М.И. Шиловой «Изучение воспитанности учащихся»;
- Методика Б.П. Битинаса «Диагностика ценностных отношений школьника»;
- Тест А.А. Андреева «Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью»;
- Анкета «Я и моя школа»;
- Методика социально – психологической самоаттестации коллектива Р.С. Немова;
- Методика эмоционально – символической аналогии А.Н. Лутошкина;
- Методика Л.В. Байбородовой «Исследование мотивов участия школьников в совместной деятельности»;
- Методика П.В. Степанова, Д.В. Григорьева, И.В. Кулешовой «Диагностика личностного роста школьников»
Список литературы
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.
- Петровский А. В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии.1987. № 1.
- Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2000.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999.
- Электронные материалы Костромского областного института развития образования кафедры теории и методики воспитания «Организация воспитательной работы в образовательном учреждении» Составитель: Миновская О.В., к.п.н., доцент кафедры теории и методики воспитания Костромского областного института развития образования.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утв. распоряжением Правительства РФ 29 декабря 2001 г. // Вестник образования, №6, 2002.
- Настольная книга директора школы. (Сборник нормативных документов). – М., 2002.
- Мастер – класс для заместителей директора школы по воспитательной работе. Составители Т.М. Кумицкая, О.Е.Жиренко, 2005.
- Нормативно-правовые основы воспитания в современной школе: Сборник корпоративных документов / Под ред. О.С. Коршуновой; Сост. О.С. Коршунова, Л.Ф. Ижицкая. – Кострома, 2004.
- Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья, 2000 .
- Волков Б.С. Психология младшего школьника, 2002.
Приложение
Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в 1-м классе
Проблема изучения направленности интересов учащихся
Методика «Цветик - семицветик»
Цель: определить направленность потребностей, устремления ребёнка, его желаний.
Ребятам напоминают сказку В. Катаева «Цветик - семицветик». Каждому малышу вручают сделанный из бумаги цветик – семицветик и предлагают «встать на место девочки Жени», проговорить желания на лепестках цветка (желания для себя, для своих родных и близких, для друзей, для всех людей).
п/п № | Фамилия, имя | Желания | |||||
для себя | для других | ||||||
материаль ные | Духов Ные | раз руши тель ные | для близких (семья) | для людей вообще | для това рищей |
Проблема изучения уровня учебного сотрудничества школьников в классе
Методика «Рукавичка»
Цель диагностики: изучить уровень учебного сотрудничества первоклассников.
Время выполнения: 15 минут.
Форма проведения: парная.
Оборудование: каждому ученику нужно дать шаблон варежки из белой бумаги, цветные карандаши (3-4 цвета).
Организация занятия.
Дети садятся парами, между ними ширма. Предлагается раскрасить варежки так, чтобы они получились одинаковыми. Подсматривать нельзя, а разговаривать можно.
Вопросы для обсуждения:
- Получилась ли у вас совместная работа?
- Почему получилась?
- Почему не получилась?
- Что помогло?
- Что мешало?
- А как ты объяснял?
- А кто был главный в паре?
Так же использованы методика «Узелок», «Рисование одним карандашом».
Парную работу можно рассматривать как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений первоклассников. Это определяется тем, что большинство первоклассников:
не владеют умениями совместной деятельности;
не готовы сотрудничать в больших группах:
плохо знают друг друга;
не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними.
Работа в парах формирует у первоклассников умения принимать общую цель и сопроводительные указания к ней, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнера по совместной деятельности; принимать участие в сравнении цели и результата работы. Объединение в парах дает возможность детям осуществить выбор по симпатии, что обеспечивает положительно-эмоциональный фон совместной деятельности.
Таким образом, работа в парах позволяет учителю оценивать степень развития навыков сотрудничества у первоклассников и целенаправленно организовывать их совместную деятельность на уроке.
Время проведения: октябрь-декабрь 2007.
Проблема изучения детского коллектива
Диагностическая методика «Солнце, тучка, дождик».
Цель диагностики: определить самочувствие учащихся в классе, дома, с друзьями.
Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трех вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.
В классе мне –
С друзьями мне –
Дома мне -
Диагностическая методика «Подарки»
Цель диагностики: выявить позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.
Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса в виде сюрприза к Новому году. Ребята получают лист бумаги и на нем пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в виде подарка.
Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого ребенок называет в первую очередь в своем списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика и такие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков. Ребята работают с такими диагностическими исследованиями с большим удовольствием и творчески. Они по-новому смотрят на своих одноклассников, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничать, а не только присутствовать на уроках.
Проблема изучения мотивационной сферы учащихся
Диагностика «Школа будущего»
Цель: определить степень удовлетворённости учащихся учебной деятельностью.
Учащимся предлагается определить, что должно быть в школе будущего из школы сегодняшнего дня и чего быть не должно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, на которых они пишут под знаком (+), что должно быть под знаком (-) то, чего быть не должно.
Проблема изучения отношений в семье
Рисунок «Моя семья»
Цель: выявить отношение ребёнка к членам семьи, семейные отношения; как определяет своё место в семье.
Учащимся предлагается: «Пожалуйста, нарисуйте свою семью».
При анализе рисунка учитываются:
Содержательные аспекты (структура рисунка семьи, особенности рисунка отдельных членов семьи, различие стилей рисования, количество деталей).
Анализ процессов рисования (последовательность рисования, комментарии, паузы и т.д.).
Проблема изучения детского коллектива
Диагностическая методика «Пьедестал»
Цель: определить степень взаимоотношений учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, нравственную сторону взаимоотношений учащихся.
Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь пять человек из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса.
Проблема изучения отношений в семье
Рисунок «Праздник в нашем доме»
Цель: выявить отношение ребёнка к членам семьи, семейные отношения; как определяет своё место в семье.
Учащимся предлагается: «Пожалуйста, нарисуйте свою семью».
При анализе рисунка учитываются:
Содержательные аспекты (структура рисунка семьи, особенности рисунка отдельных членов семьи, различие стилей рисования, количество деталей).
Анализ процессов рисования (последовательность рисования, комментарии, паузы и т.д.).
Проблема изучения детского коллектива
Методика «Наши отношения»
Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Учащимся предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплочённости, или наоборот, конфликтности) была предложена серия утверждений.
- Наш класс очень дружный и сплочённый.
- Наш класс дружный.
- В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
- В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
- Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
- Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.
Для выявления состояния взаимопомощи (или её отсутствие) была предложена другая серия утверждений.
- В нашем классе принято помогать без напоминания.
- В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.
- В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.
- В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.
- В нашем классе не принято помогать друг другу.
- В нашем классе отказываются помогать друг другу.
п/п № | Фамилия, имя | Изучение взаимоприемлемости друг друга | Изучение состояния взаимопомощи | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Проблема изучения уровня нравственного развития личности учащихся
Игра «Магазин»
Цель: изучение уровня нравственного развития личности и духовно-нравственной атмосферы в классном сообществе.
Ход проведения. Первый этап игры проходит в начале учебного года в виде «купли-продажи». Школьникам предлагается сформировать несколько небольших групп (по 5-6 человек в одной группе). Все учащиеся играют роль покупателей нравственных ценностей. «Купля-продажа» осуществляется как своеобразная бартерная сделка. Положительные качества (вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость, милосердие, радость, прощение, благородность и т. д.) которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на отрицательные (грубость, неряшливость, жадность, недисциплинированность, равнодушие, ненависть, злость, страх, обида, гнев, зависть и т. д.) или же на свои положительные, которые в избытке.
После проведенной «купли-продажи» классный руководитель вместе с учащимися подводит итоги осуществленной сделки. Они обсуждают, что нужно сделать для того, чтобы «приобретенные», «купленные» положительные качества закрепить в деятельности классного коллектива.
Результаты первого этапа игры фиксируются с помощью таблицы:
Анализ результатов игры (поэтапный анализ игры).
(на основе результатов первого этапа можно зафиксировать исходный уровень этического развития личности учащихся и определить духовно нравственные ценности классного сообщества. Выявляется также наиболее существенные проблемы в воспитанности детей, которые определяются не только по тому, сколько и какие качества школьники «покупают-продают», но и по степени критического отношения к себе и своим товарищам.
В течение всего учебного года учитель ведет наблюдение за детьми, организует совместную деятельность по улучшению духовно-нравственной атмосферы в классе, стимулирует работу учащихся по формированию положительных качеств.
Изучение детского коллектива
Диагностическая проектная методика
Цель: изучение взаимоотношения учащихся в коллективе, привязанность друг к другу.
Ход проведения.
Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжив следующие предложения:
1. Ребята, с которыми я дружу в нашем классе, это ________________________
_________________________________________________________________.
2. Ребята, с которыми я не дружу в нашем классе, это _____________________
_________________________________________________________________.
3. Ребята, с которыми я провожу время и после уроков, это _________________
_________________________________________________________________.
4. Ребята, с которыми я не общаюсь после уроков, это _____________________
_________________________________________________________________.
5. Ребята, с которыми мне хотелось дружить в классе, это __________________
_________________________________________________________________.
6. Ребята, без которых мне было бы трудно, это __________________________
_________________________________________________________________
Проблема изучения школьной мотивации учащихся
Диагностическая методика. Анкетирование.
Цель: определить уровень школьной мотивации, познавательной активности учащихся.
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты:
1. Тебе нравиться в школе или не очень?
не очень
нравится
не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома??
чаще хочется остаться дома
бывает по-разному
иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
не знаю
остался бы дома
пошел бы в школу
4. Тебе нравиться. Когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?
не нравится
бывает по-разному
нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
хотел бы
не хотел бы
не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
не знаю
не хотел бы
хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?
часто
редко
не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?
точно не знаю
хотел бы
не хотел бы
9. У тебя много друзей в твоем классе?
мало
много
нет друзей
10. Тебе нравится твой класс?
нравится
не очень
не нравится
Для анализа анкеты используется следующий ключ: