Внеурочная деятельность

Гомбоева Оюна Баторовна

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_18-19gg.docx45.71 КБ
Microsoft Office document icon vneur.zanyatie.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Баянгольская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено ______

на заседании МО

Руководитель МО

Сундуева М.Ц.        

Протокол №____        

от «____» _______20__г.

Согласовано _______

Заместитель директора

по УВР Раднаева Е.Б-С.

Протокол №____

от «___» _______  20__г.

Утверждаю _______

директор школы

 Дондупова Е.Р.

 Приказ №______

 от «___» ________20__г.

Рабочая программа

(по внеурочной деятельности)

Название курса: «Этика: азбука добра»

Направление: Духовно-нравственное

Класс: 1, 3, 4 «а»,4 «б»

Учитель:  Гомбоева Оюна Баторовна, учитель начальных классов

Срок действия программы  2018 - 2019 учебный год

с.Баянгол

2018

Пояснительная записка

         Курс программы  «Этика: азбука добра» рассчитан на один год для учащихся младших классов МБОУ «Баянгольская СОШ». Необходимость введения курса обусловлена целым рядом социальных и возрастных особенностей младшего школьника.

Актуальность изучаемого курса складывается из потребности современного общества в высоко - культурном и образованном подрастающем поколении. В современном мире невозможно общаться,  не используя правила этикета, вежливости нажитого веками.

Переступая порог школы, ребенок попадает в необычную для него среду школьного социума, со своими традициями и правилами. Ребенку тяжело ориентироваться в отношениях ученик-учитель, ученик-ученик. Курс «Этика: азбука добра » с самых первых занятий вводит ребенка в мир Вежливости, знакомит с золотыми правилами этики.

Не случайно обучение курса начинается с темы «Как я выгляжу», ведь именно при работе над собственной самооценкой формируется отношение к окружающим и окружению.

        Программа курса построена таким образом, что ежегодно дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном  уровне. В программу включены практические занятия и деловые игры. Особое место  уделяется деловой игре в курсе третьего года обучения, когда обучающиеся познакомились с основными правилами поведения и отношения к другим людям и к себе.

Методы работы

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

развивающие нравственное сознание;

активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную форму народных произведений и художественной  детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Место предмета.  «Этика: азбука добра» является компонентом плана внеурочной деятельности, рассчитан на 170 часов: в 1 классе 56ч.,в 3 кл.на 57 часов,и в 4а и 4б классах на 57ч , 5 часов занятий в неделю. Общее количество часов – 170 часа.

Ценностные ориентиры.

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию.  Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

Данная программа разработана для младшего школьника.

Целью данной программы является обучение ребенка в традициях русской многонациональной культуры, привитие ему правил поведения в современном обществе, умении построить свое общение,  используя знания, полученные в процессе обучения данного курса «Этика: азбука добра».

Задачи программы:

  • формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка.
  • способствовать моральному развитию детей.
  • умение ценить добрые поступки,  проявлять заботу и внимание по отношению к взрослым и  к своим сверстникам.
  • внедрение в поведение ребенка норм и правил деятельности по основным законам вежливости;
  • выявление индивидуальных способностей, возможностей и интересов ребенка;
  • привитие культуры поведения на более раннем возрастном этапе;  
  • обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении;
  • побуждать к чтению, саморазвитию, самообразованию.
  • воспитывать умение работать в группе
  • углубление знаний учащихся о Родине, своем родном крае, месте рождения.
  • развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств;
  • воспитывать уважение к законам, ответственность за свое поведение.

Ожидаемые результаты:

  • обогащение личного опыта общения детей;
  • ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
  • овладение нормами речевого этикета и культуры поведения;

    нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

       

   

           Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Этика: азбуки добра ».

        В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.                  Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

        Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

          В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.

Учебно-тематический план

1 класс (56ч.)

Задачи:

1.  Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности.

2. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего    товарища.

 3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в   обществе, быть опрятным, организованным, вежливым.

Наименование тем

Всего,

час

1.

Вводное занятие. Этика-наука о морали

2

2.

Как я выгляжу

2

3.

Зачем быть вежливым

2

4.

Сказка о вежливости

2

5.

Добро и зло в сказках

2

6.

Твои поступки и твои родители

2

7.

Обязанности ученика в школе и дома

2

8.

Чем богат человек

2

9.

Ты и твое здоровье

2

10.

Праздничный этикет

2

11.

Наш класс

2

12.

Моя мама самая лучшая

2

13.

День рождения

2

14.

Учимся общаться

2

15.

Сказка в нашей жизни

2

16

 Кто я и как выгляжу?

2

17

Я – личность

3

18

Я и мои роли

3

19

Добро и зло в сказках

3

20

Что за прелесть эти сказки

3

21

Сказка – волшебство, чудо и правда

2

22

Сказка ложь – да в ней намек

2

23

Кто сочиняет сказки?

2

24

Русские народные сказки

3

25

Нравственный мир сказок

3

26

Праздники в жизни человека

2

27

Праздничный этикет

2

28

Отношение к старшим

2

29

Отношение к учителю

2

30

Плохо одному

2

31

Речевой этикет

2

32

Вежливость и этикет

2

33

Товарищи и друзья

2

34

Что в нашем имени?

2

35

Удовольствие – в игре

3

36

Повторение

3

37

Азбука этики. Основные понятия этики.

2

38

Азбука этики. Культура поведения и такт.

2

39

Как я выгляжу

2

40

Я - личность. Мои роли.

3

41

Устав - основной закон школы

3

42

Устав - основной закон школы

2

43

Человек и его имя

2

44

Я и мои друзья

2

45

Верность слову

3

46

Речевой этикет

3

47

Умение общаться

3

48

Этикет в общественных местах

3

49

Библиотека - хранительница знаний

3

50

Отзывчивость и доброта

2

51

Я познаю себя и других

2

52

Формы моральной оценки и самооценки

2

53

Культура поведения человека

3

54

Повторение

3

55

Культура общения

3

56

Человек и его имя

2

57

Моя малая Родина

2

58

Устав и основные правила поведения.

2

59

Речевой этикет

2

60

Чувство, настроение и характер.

2

61

Школьный этикет

2

62

Перемена

2

63

Праздники в жизни человека

2

64

Цветы в жизни человека.

2

65

Поступки человека и его характер

2

66

Нравственные отношения в коллективе

2

67

Мода и школьная одежда

2

68

Приветствия и знакомства

2

69

Поведение в общественных местах

2

70

Человек в природе и его здоровье

2

71

Нравственное отношение в семье

2

72

Учебный труд

3

73

Боремся с «нехочухами» и «немогучками».

3

74

О трудолюбии

2

75

Повторение

2

Итого:

170

Введение. Этика-наука о морали.

Дать понятие «этика», соотнести его с понятием «этикета». «Этикетка» поведение каждого человека. Этика, как правило, поведение и отношение к другим людям и к себе. Познакомить с правилами этикета и золотыми правилами этики.

Как я выгляжу.

Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика речь).

Значение для человека внешнего вида. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте в школе и дома. Отличие поведения мальчиков и девочек.

Школьный этикет

Понятие «этикет» и «правила поведения на уроке». Показать необходимость этих правил для организации урока. Сюжетно-ролевая игра «Я - на уроке».

« Перемена».

 Понятие функция перемен. Есть ли «правила» у перемены? Возможные игры во время школьных перемен. 

Зачем быть вежливым.

Понятие «вежливость», «привычка», «хорошее поведение», «поступок», «добрый поступок», «дракон внутри человека». Вежливость – самая нужная и необходимая привычка человека.

Сказка о вежливости

         Понятие «сказка», «вежливость», «поступок»,  «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека».

Добро и зло в сказках

     Объяснить понятия «добро - хорошо», «зло - плохо», «сказка». Показать, что добро всегда побеждает зло, потому, что этой победе помогает природа, звери, люди.

Твои поступки и твои родители.

    Объяснить понятие  «родители», « уважение к родителям». Показать, почему людям важно ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание к своим родителям.

Обязанности ученика в школе и дома.

      Понятие «обязанность». Обязанности в школе и дома. Показать необходимость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учителям, к школе, классу.

Чем богат человек.

       Объяснить понятие  «богатство», «характер», «сундучок». Богатство человека – в его знаниях, готовности и умении помогать людям, своей стране.

Ты и твое здоровье

      Понятие  «здоровье», « режим дня»,  «личная гигиена». Режим дня и укрепление здоровья человека. Советы доктора Айболита.

 Праздничный этикет.

    Дать понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции», показать, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека. Рыцарский турник вежливости.

Наш класс

       Дать понятие «класс», «коллектив класса». Необходимость вежливого обращения и взаимопомощи в классе.

Моя мама – самая лучшая.

      Дать понятие «внимание», «забота», «чуткость», «сострадание». Доказать необходимость обращать внимание на настроение и состояние мамы.

День рождения

       Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарка. Сюжетно – ролевая игра «Мы на дне рождения».

Учись общаться.

      Дать понятие «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении с взрослыми. Сюжетно – ролевые игры.

Я среди людей.

       Что такое человек. Формирование человека и окружающая среда. Понятия «я», «мы», «они». Общее и отличительное в этих понятиях. Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди».

Кто я и как выгляжу?

     Нравственные понятия «я», «внешний вид». Почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга. Лицо, одежда, мимика, жесты, речь. Аккуратность, опрятность, бережливость-уважение человека к себе. Личная гигиена.

Я – личность.

      Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость». Внешний и внутренний мир человека. Я - мой характер, мои знания. Мое поведение зависит от меня самого.

Я и мои роли.

       Понятие «роль» в кино, театре, жизни.  Мои роли сегодня – кто я в этом мире. Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе на улице.

Сказки в нашей жизни

     Дать понятие «сказка», «жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках. Этикет в сказках и отношения между людьми.

Добро и зло в сказках

     Добрые и злые поступки, их последствия. Ложь,  выдумка, фантазия в сказках (преувеличение, приуменьшение). Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом.

 Что за прелесть эти сказки!

        Отличие сказки от рассказов. Духовный смысл сказок. Красота героев сказок – их поступки во имя добра и красоты. Отношение героев сказок к природе, к людям. Зачем людям нужны сказки.

Сказки – волшебство, чудо и, правда.

         Волшебство, чудо и правда в сказках. Волшебные, чудесные, правдивые отношения между людьми. Что в них общего и в чем их различие. Волшебство, чудо в сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

Сказка ложь – да в ней намек.

     Выдумка, фантазия в сказках. Добрая ложь («святая ложь», ложь во спасение). Лгать, врать, говорить неправду – тоже зло. Победа правды над кривдой в сказках.

Кто сочиняет сказки

      А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, братья Гримм, Г.Х.Андерсен, Ш.Перро и другие писатели сказки для детей. Сказки слагает народ. Зачем сочиняют сказки для детей. Надо ли и можно ли учиться у героев сказки?

Русские народные сказки.

       Русские сказки это представление народа о добре и зле, надежды и мечтания о будущей жизни. Волшебные сказки – предания старины глубокой. Сказка – это знакомство с бытом русского народа, с его мечтами, а так же с красотой простых русских людей, их готовностью и умением постоять за добро против зла.

Нравственный мир сказок.

        Понятие «зло», «добро», «обычаи», «жизнь» и  «традиции». Показать, как в сказках отражается жизнь людей. Сказки народов Кавказа. Сказки – рецепты поведения во имя добра и справедливости на земле. Герои сказок и герои жизни, сходство и различие.

Праздники в жизни человека.

             Понятие «праздник», «праздничный». Правила этикета праздничного общения. Школьные и классные праздники. Подарки и их значения в жизни человека.

Праздничный этикет.

        Понятие «праздник», «праздник в школе и классе». Правила этикета на празднике.

Праздники в жизни человека.

       Дать понятие «праздник», особенности праздников в школе, в коллективе класса, «в стране».

Отношение к старшим.

      Семья, родители, родные (братья, сестры, бабушки, дедушки). Отношения поколений в семье. Проявление любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать старшее поколение? Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию.

Отношение к учителю

      Учитель и его обязанности в школе. Как должны относиться ученики к учителю и почему? Этикет в общении с учителем. Национальные традиции России в общении учителя и ученика.

Плохо одному.

        Необходимость человека в общении и жестокость одиночества. Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим  средством общения.

Речевой этикет.

      Понятие «тон голоса», «речь», «общение». Специфика речевого общения. Отличие устной речи от письменной. Речь и отношение человека к людям. Уважительное речевое общение. Шутки. Отражение характера в речи. Мимика, жесты, позы и поведение человека. Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям.

Вежливость и этикет.

        Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении.

Товарищи и друзья.

         Понятие «товарищ»,  «друг», «господин». Особенности их использования в общении людьми. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Верность и бескорыстие в дружбе.

Что в нашем имени?

       Понятие «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку.

Удовольствие – в игре.

         Понятие «игра», «играющие», «интерес», «азарт». Основные этические правила поведения в игре. Делу -  время, а потехе час. Играй, а дело не забывай. В здоровом теле – здоровый дух.

Азбука этики. Основные понятия этики.

         Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Познакомить и изучить правила этикета в школе. Деловая игра и ее правила.

Азбука этики. Культура поведения и такт.

Внешний вид человека. Внутренний мир человека. Культура поведения. Такт. Плохое и хорошее поведение. Культурный человек. Вежливость. Вежливое отношение к окружающим. Игра «Вежливо или невежливо».

Как я выгляжу.

       Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека. Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих.                                                                                                                                  

Я - личность. Мои роли.

        Понятие «личность», «индивидуальность».  Назначение человека в жизни. Мои роли. Особенности развития мальчика и девочки. И их общественные роли.

Устав – основной закон школы.

         Понятия «закон», «Устав», «Устав школы»,  «права»,  «обязанности». Права и обязанности, зачем они нужны. Обязанности в школе. Права и обязанности ученика. Знакомство с основными историческими документами.  

Устав – основной закон школы.

       Дать понятие «закон», «общество», «государство», показать, что права, предоставленные государством, накладывают на человека определенные обязанности. Поход в музей. Знакомство с историческими документами села и края.

Человек и его имя

      Понятие «имя», «фамилия», «отчество»,  «кличка»,  «прозвище». Не имя красит человека, а дела и поступки. Нравственный поступок, каким он может и должен быть. Безнравственный поступок.

Я и мои друзья.

      Понятие «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Вместе - нам веселей,  вместе мы вдвое сильней.

Верность слову.

     Понятие «слово»,  «верность слову»,  «честь». Верность слову как черта характера. Можно ли (и нужно ли) всегда быть верным данному тобой слову. Рассказ «Честное слово». (Обсудить с учениками)

Речевой этикет.

        Понятие «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторить понятия «этикет», «правила речевого этикета». Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза).

Умение общаться.

         Понятие «общение», «уважение»,  «вежливость»,  «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мнениями. Обмен мнением на спортивных занятиях и экскурсиях.

Этикет в общественных местах.

         Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте,  в театре,  музее и кино Деловая игра «Ты в театре и музее».

Библиотека-хранительница знаний.

        Книга твой вечный друг. Понятие «библиотека», «каталог», «хранительница знаний». Экскурсия в библиотеку. Правила пользования и поведение в библиотеке.

Отзывчивость и доброта.

        Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком. Почему существует зло.

Я познаю себя и других.

       Понятие «потребности человека». Биологические, социальные и духовные потребности человека. Способности: наследственные и приобретенные. Разбор ситуации: если я что-то хочу, то поступаю так.                                                                                                                      

Формы моральной оценки и самооценки.

        Понятие «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятие ссора, скандал, конфликт. Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей.

Культура поведения человека.

Понятие «культура», «культура поведения», «правила приличия», «культурное и некультурное поведение». Деловая игра «Учимся культуре поведения».

Культура общения.

           Дать понятия «общение», «чувства», «настроение», показать, что каждый человек индивидуален, но он живет среди других людей, что внешний вид, отношение к другим людям, поведение в школе и дома зависят от них самих и выражается в их общении с другими людьми.

Человек и его имя

         Дать понятия «имя», «имена мужские и женские», «русские имена и православные», «значение имен», что означает «уважать имя человека», показать необходимость уважать имя любого человека и с уважением относиться к своему имени, показать, что человек красит свое имя поступками.

Моя малая Родина.

       Дать понятия «Родина», «патриотизм», любовь к Родине, подвиг во имя Родины, «малая Родина». Родина и твой дом. Война – проверка любви к Родине у своего народа, живущего в стране.

Речевой этикет.

           Дать понятия «общение», «речь», показать, что в общении главным является не столько речь, сколько тон голоса, позы, жесты, которые придают речи особые оттенки, выражающие отношение одного человека к другому и к себе.

Чувство, настроение, характер человека.

         Дать понятие «воля», «сила воли», «характер» (положительный и отрицательный), «настроение», «чувство». Человек должен владеть своими чувствами и своим настроением, стараться понимать чувства и настроения других.

Школьный этикет.

         Дать понятие «этикет в общественных местах», «этикет в столовой, «этикет на перемене», провести деловые игры «Мы в столовой», «Мы на перемене», «Мы в школе».

Цветы в жизни человека.

         Роль цветов в жизни человека, легенды о цветах. Правила дарения цветов.

Поступки человека и его характер.

        Дать понятия «сильный характер», «слабый характер», сильные и слабые привычки, «поступок», роль поступка в формировании характера.

Нравственные отношения в коллективе.

Дать понятия «уважение», отношения между людьми, «виды отношений между людьми» (знакомые, приятельские, товарищеские, дружеские), Золотое правило Библии.

Мода и школьная одежда.

Дать понятия «мода», «одежда», «форма», как рождается мода. Является ли модная одежда показателем культуры и знаний человека. Мода и этикет. Модная одежда и отношения ребят в классе.

Приветствия и знакомство.

Дать понятия «приветствие», «знакомство». Формы приветствия, приветствия у народов разных стран; приветствие будет приятным только тогда, когда правила знакомства и приветствия выполняются доброжелательно.

Поведение в общественных местах.

Дать понятия «улица», «транспорт», «кафе». Основные правила этикета и отношения человека к людям на улице, в транспорте, в кафе, в местах отдыха. Основные правила этикета в кафе … Что и как едят.

Человек в природе и его здоровье.

Дать понятия «природа», «здоровье», «экология», «охрана природы». Правила поведения в походе, на отдыхе, на пляже. Отношения к животным.

Нравственные отношения в семье.

Дать понятия «семья», «родители», «бабушка», «дедушка», «сестры», «братья», «родословное дерево». Правила общения в семье. Ответственность друг за друга.

 

Учебный труд

Понятие « учебный труд». Труд ученика на уроке и дома. Развивающие игры.

Боремся с «нехочухами» и «немогучками».

Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

                                 О трудолюбии

Дать понятия « трудолюбие». Польза труда в жизни человека. Элементы культуры труда. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться.

Методические рекомендации.

         На первом занятии важно создать комфортную доверительную атмосферу, доброжелательный тон общения преподавателя с детьми. Необходимо с первых минут настроить на вежливое, товарищеское отношение друг с другом. Необходимо ограничить объем информации самыми интересными фактами. Перед изучением тем ребенка необходимо настроить на результат работы (поставить перед ним цель). На первом занятие необходимо нацелить учащихся на усвоение материала,  учитывая и разноуровневый состав группы.

Занятия поднимают самооценку, развивают логику, мыслительную деятельность, способствуют воспитанию пространственного воображения, творческого мышления.

  Занятия следует проводить эмоционально – это  позволяет ребенку поверить в себя и создает доброжелательный микроклимат в коллективе, что важно для дальнейшей работы учащихся.

           Уже на первых занятиях явно выражены лидеры – ребята быстрее справляющиеся с заданиями. Таких детей необходимо похвалить и использовать их уже как помощников, предлагая им помочь другим ребятам, объяснить, или разыграть ту или иную ситуацию.

           В начале каждого занятия необходимо осуществлять повторение пройденного материала, обращая внимание на ошибки и способы их устранения.

           В конце первого полугодия и вначале  второго полугодия обучения вводятся сюжетно-ролевые игры. На которых преподавателю необходимо выделить лидеров и на их примере показать детям те или иные ситуации. Совместно с детьми  проводится анализ поступков, высказываний, результатов анкетирования и как итог учащиеся делают самостоятельные выводы и дают оценки поступкам героев игры.

          Сюжетно – ролевые игры перерастают в более организованную, интеллектуально развитую форму общения на занятиях,  вызывает у учащихся понимание важности и ответственности.

          В каждой теме вводятся определенные понятия: например в теме «Человек и его здоровье» даются такие понятия как: «природа», «здоровье», «экология», «охрана природы» и т.п.,  дается этимологическое и лексическое значение этих слов. Тем самым повышается культурный уровень детей, расширяется их кругозор и словарный запас.

Список используемой литературы:

  1. Андреев Ю. Откровенный разговор. М., 1999.
  2. Балабанова И.П. Счастливая этика. М., 1997.
  3. Блинов Б. По одежке встречают… М., 1998.
  4. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М., 2000.
  5. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. М., 2002.
  6. Бойко С., Что за прелесть эти сказки. Ставрополь, 2003.
  7. Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. М., 2002
  8. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М.,1999
  9. Гоноболин Ф.М. Психология. М.,2004
  10. Горбовский А. Человек человеку. М.2005,
  11. Гусейнов А.Н.., Апресян Р.Г. Этика. М.,1999.
  12. Дорохов А. Это стоит запомнить. М., 2007
  13. Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1999;
  14. Доренко Е.Н. Азбука этикета. М.,1998.
  15. Золотоцкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М., 1994.
  16. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 2003;
  17. Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
  18. Климанова Л.Ф., Макеева Ф.Г. Школа вежливости. М., 1995.
  19. Козлов Н. Философские сказки. Ростов – на – Дону: Феникс, 1994
  20. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.
  21. Левин В. Искусство быть собой. М., 1991.



Предварительный просмотр:

1. Актуализация.- 2 мин.

Учитель: -Какие личностные качества человека вы знаете из ранее изученного материала?

Обучающиеся: Эти качества: доброжелательность, вежливость, завистливость и др.

- Самостоятельная работа (постановка проблемы ) – 8 мин.

Учитель предлагает обучающимся просмотреть на ПК фрагменты мультипликационных фильмов: “Заюшкина избушка”, “Золушка” и “Морозко”.

Учитель: - Как называются эти мультфильмы?

Какой одной темой они объединены? Выберите из списка предложенных на интерактивной доске:

- Трусость и храбрость

- Добро и зло

- Щедрость и жадность

Обучающиеся: - Это добро и зло.

Учитель: - Докажите свою точку зрения.

- Кто думает по-другому? Докажите.

2. Изучение новых понятий и способов действий. - 25-35 минут.

Учитель: Что в вашем понимании “добро” и “зло”?

Обучающиеся: Добро-хорошее отношение друг к другу, зло-плохое отношение.

Учитель: Найдите определения “добра” и “зла” в толковом словаре Ожегова.

Прочитайте.

(Учитель выносит определения на интерактивную доску.)

  • Добро - всё положительное, хорошее, полезное.
  • Зло – нечто дурное, вредное.

Учитель: Как вы понимаете эти слова?

Обучающиеся: Добро – это то ,что приносит другим людям пользу, а зло – это то, что приносит другим вред.

Учитель: - Если человек приносит пользу другим , то сам он испытывает удовольствие? Почему? А если вред, то ему самому хорошо? Почему?

Докажите при помощи сюжетов сказок , которые вы просмотрели в начале урока.

Обучающиеся:- Если человек делает добро другим, ему самому хорошо – его все любят, помогают. А если он совершает злой поступок, то с ним никто не общается. В сказках зло всегда наказывается, а добро побеждает и вознаграждается.

Учитель: Получается, что мы совершаем добро ради награды? Докажите свою точку зрения.

Обучающиеся: - Нет, мы совершаем добрые поступки, чтобы сделать хорошо другим и себе.

Учитель: А что такое “добрый” и “злой” поступок?

Выясним с помощью игры.

3. Формирование умений и навыков.

Учитель делит обучающихся на две команды. Учащиеся первой команды придумывают жизненные ситуации, в которых проявляются добрые поступки людей, а учащиеся второй команды придумывают ситуации, в которых проявляются злые поступки. Учащиеся обеих команд по очереди рассказывают свои ситуации, а учащиеся противоположной команды дают к ним свои комментарии с точки зрения “добра” и “зла”.

В конце игры обучающиеся оценивают свою работу и работу соседней команды с помощью смайликов и объясняют свои действия.

Учитель:- А теперь выберите из человеческих качеств те, которые приносят добро и те , которые приносят зло. Объясните свой выбор.

1. Щедрость

2. Зависть

3. Трусость

4. Лживость

5. Храбрость

6. Правдивость

7. Ненависть

8. Чуткость

Учитель:- Но действительно ли нам самим становится хорошо, когда мы совершаем добрые поступки по отношению к другим?

Поиграем. Я бросаю вам мяч , поймавший рассказывает о совершённом им добром поступке и о своих чувствах в этот момент.

Учитель:- Какой же вывод мы можем сделать?

Обучающиеся: - Добрые поступки приносят хорошее себе и другим.

Учитель:- Как влияет добро и зло на жизнь человека?

Обучающиеся: - Добро приносит им хорошее настроение и много друзей, а зло всё плохое.

Учитель: - Почему у добрых людей много друзей, а у злых- нет?

Обучающиеся: Добрым все хотят помочь, так как они сами всем помогают, а злых боятся.

Учитель: сейчас я прочитаю вам сказку в стихах, а вы после его прослушивания скажете, какой поступок главного героя принёс ему и другим добро, а какой - зло.

Учитель читает обучающимся сказку в стихах (стихи авторские, автор Г. Н. Занкина).

***

Когда-то жил мальчик Алёша, он добрым и ласковым был
И разных зверюшек и птичек он очень жалел и любил.

Однажды на птичьем подворье он чёрную курицу спас
Её изловили проворно, хотели изжарить тотчас.

Алёша за птицу вступился, свободу он выкупил ей.
И отдал за жизнь этой птицы драгоценность бабули своей.

А курица та оказалась у короля гномов слугой.
В награду Алёше досталось посмотреть на жизнь под землёй.

Алёше король в благодарность подарил конопляно зерно,
С него взяв лишь самую малость - сдержать обещанье одно:

О гномах хранить свято тайну, иначе им будет беда.
Если кто узнает случайно, то гномы уйдут навсегда.

Зерно исполняло желания. Алёша решил пожелать,
Совсем не уча чтоб уроков всегда на отлично их знать.

Король покачал головою, но обещанье сдержал.
Алёша, не зная уроков, всегда их на пять отвечал.

И вскоре он стал горделивым, заносчивым стал хвастуном.
Поддался словам он красивым, забыв обещанье притом.

Про гномов он всем растрезвонил, и как у них там , под землёй.
Когда ж обещанье вдруг вспомнил, то позабыл он покой.

Со страхом ждал с гномом свиданья, а гном сказал, слов не тая:
Принёс ты нам боль и страданья- виною нескромность твоя.

Придётся нам вновь собираться отсюда в чужие края.
Все будут рыдать и бояться, им стала родной здесь земля.

Тебя, я, Алёша, прощаю и зла не держу на тебя,
Но, если ты мне обещаешь, что вскоре изменишь себя.

Что будешь ты снова , как прежде и станешь таким, как в тот час,
Когда на птичьем подворье ты чёрную курицу спас.

Гном после сих слов удалился и больше не сказал ничего.
Алёша на пол повалился, моля о прощенье его.

Будь и ты неподвластен порокам, подальше от них ты держись
Стал тот случай Алёше уроком, уроком на всю его жизнь.

Учитель: -На какую известную вам сказку похожа эта?

Обучающиеся: - На сказку А.Погорельского “Чёрная курица или подземные жители”.

Учитель: - О каких поступках главного героя я говорила перед чтением сказки?

Обучающиеся: - Первый поступок мальчика принёс ему и другим добро, а второй его поступок принёс зло ему и другим.

Учитель:- Был ли этот мальчик злым? Докажите ответ.

Обучающиеся:- Нет, он не был злым , зло другим и ему принесла его хвастливость.

Учитель: Значит отрицательные качества характера тоже могут принести другим и человеку зло.

Работа с учебником (стр.12 – 14)

Учитель читает статью ,обучающиеся отвечают на вопросы в конце статьи.

4. Домашнее задание. (Дифференцированное, по выбору учащихся).

- Найти рассказ, в котором поднимается тема “добра” и “зла”,

- Придумать ситуации из жизни на эту тему.

- Найти стихотворение на эту тему.

5. Итог урока.

Учитель: Какой вывод мы сделаем из сегодняшнего урока?

Обучающиеся:- Нужно постараться совершать добрые поступки, тогда будет хорошо и тебе, и другим, и избегать зла.

6. Оценка результатов.

Учитель: - Оцените свою работу с помощью смайликов.