Открытые уроки

Гомбоева Оюна Баторовна

На этой странице размещены уроки, разработанные мною

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_rus.yaz2_.docx27.14 КБ
Файл otkr.urok_gob.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Роль имён прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные

Ход урока:

– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не обычный урок, к нам пришли гости. Повернитесь к ним и поздоровайтесь. Теперь посмотрели все на меня, Улыбнулись, тихо сели.  Урок русского языка я хочу начать со слов. ( Слайд 1)

С хорошим настроением принимайся за работу!

Как вы понимаете смысл этих слов?

Когда принимаешься за любую работу с хорошим настроением, то все получается! И что каждый новый день надо начинать с хорошего настроения. Теперь пожелаем друг другу доброго дня и радостного настроения.

– Проверим готовность к уроку.

Итак ребята сели все прямо, красиво

Проверяю домашнее задание.

Все выполнили дом.зад ? были ли затруднения?

2)  Предлагаю начать нашу работу с небольшой разминки. Внимательно послушайте мою загадку, буква, которую нам предстоит написать, на минутке чистописания обозначает первый звук слова-отгадки. это звук «З»

-Послушайте загадку

Брошу серебро на крышу вашу,(Слайд 2)

Тёплые весной придут ветра,

Тогда меня прогонят со двора.

_ о чём говорится в этой загадке?о зиме

Какое слово в отгадке у нас?(зима) (слайд3)

- Слово на экране. Подчеркните, пожалуйста, первый звук в слове, дайтеему характеристику.

[з]: согласный, звонкий, твёрдый

- А теперь давайте аккуратно запишем эту букву себе в тетрадь.

-Ребята, у вас на партах лежат листы самооценки. Мы выполнили первое задание-чистописание. Оцените свою работу, выставите баллы.

- Ребята я хочу чтобы вы сделали морфологический разбор  слова, слова зима

Морфологический разбор:(слайд4)

Начальная форма слова: зима

Оно собственное или нарицательное?

Одушевлённое или неодушевлённое?

Какого склонения? (1 скл.)

Кокого рода? (женского рода)

- А посмотрите на эти  одокоренные  слова зимовье, зимой, перезимовать, зимовщик, зимовка, зимушка, зимник, озимый, зазимовать, зимующий, зимование

- (Распределите эти слова по частям речи? (после того, как слова названы) (выйти к доске и распределите по группам)

имя существительное           глагол             имя прилагательное

  1. Зимовье, зимник, зимушка зимовщик, зимовка - имя сущ

  2) перезимовать, зазимовать - глагол

  3)зимний- прилагательное

-Хорошо молодцы! Мы с вами повторили часть речи имя сущ. Что ещё вы знаете об имени сущ?

-Оцените второе задание в листах самооценки

3. Послушайте загадку, я вам хочу прочитать загадку:
рост, хвост, шубка, зубки.

-Смогли отгадать? Нет, а почему?
- Почему вы ее не поняли?
- Помогли вам имена существительные догадаться, о чем идет речь?(нет)
- Послушайте еще раз:

Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки.
- Кто это? (мышка)
- Какие слова помогли отгадать загадку?(слова прилаг-ные)

Маленький, длинный, серая, острые

-хорошо, это какие слова?

Отгадайте еще одну загадку:
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
- Какая часть речи может о себе так сказать?
- Какую роль выполняет имя прилагательное в нашей речи?

- Кто из вас догадался, какая тема урока раздела мы начинаем изучать?
(Слайд 5)

«Повторение Имени прилагательного в языке, что обозначают и как образуются имена прилагательные»

А какая цель нашего урока?

1 Определите цели урока, используя опорные 
слова:форма, употребление( как понимайте слово

•  Мы вспомним что такое им…прилагательное(слайд7)

•  Мы познакомимся с новой формой имён прилагательных…А как мы будем знакомиться? Наверняка с помощью вопросов да

•  Мы узнаем как они употребляются, вернее как пишутся и на какие вопросы они отвечают…

•  Мы сможем поработать

Мы уже не раз говорили, что имя Прилагательное - очень важная самостоятельная часть речи. Без них может и можно обойтись, но речь тогда становится беднее. Имена прилагательные очень важны для существительного, потому что украшают, раскрывают его. 

- Зачем используются прилагательные в речи?(Они делают речь яркой, выразительной, конкретной. Они необходимы для описания предмета).

А сейчас поработаем в группе. Подчеркните пожалуйста в этом тексте имена прилагательные.  

3. Работа в группе. Работа с текстом. Подчеркнуть имена прилагательные.

ЗИМНИЙ ЛЕС      (слайд8)

    Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клёсты. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево.

_-каким образом вы находили имена прилагательные?

Оцените свои ответы и работу в листах самооценки

 Сегодня мы не только повторим все известные нам сведения о прилагательных, но и определим роль имен прилагательных в речи.

– Говоря о каком-либо предмете, мы всегда стараемся описать его, определить и назвать его качества. Сделать это нам помогают имена прилагательные.

А теперь ребята прочитайте слова на слайде. По какому признаку разделены слова на две группы?

новенький                   соловьи( мн.ч) (слайд8)

душистая

праздничное               настроение( ср.р, ед.ч)

голосистые                  костюм( м.р, ед.ч)

                                      смородина(ж.р, ед.ч

Образуйте из этих слов словосочетания и запишите их в тетрадь.

– Почему вы соединили слова именно так? Что заметили, выполняя это задание?

– Имя прилагательное стоит в том же роде и числе, что и имя существительное, с которым оно связано.

Оцените свои ответы и работу в листах самооценки

 - А сейчас ребята поработаем в группе 

 (Текст написан без прилагательных)

Хорошо в (зимнем) лесу. Деревья стоят в (серебристом) инее. Все засыпано (пушистым) снегом. Особенно хороши ели в (роскошном, зимнем) уборе.

– Прочитайте текст. Понравился вам он?

-  Чего не хватает в тексте? Не хватает описания да, конкретных слов, которые помогли бы понять в каком лесу.

 Какой это текст: описание или повествование? (описание)

- Что надо сделать чтобы текст стал более«Живым».

. -Спишите текст,вставляя прилагательные.  .

- С какой частью речи согласуется прилагательное?(с существ)

-Оцените задание в листах самооценки

Ребята! А знаете имя прилагательное может быть употреблено ещё и в краткой форме ?

Мы  знакомы с употреблением прилагательных в

полной форме, а можем употребить

прилагательные и в краткой форме.

Посмотрите и прочитайте слова и скажите, на

какие вопросы отвечают данные прилагательные?

Красив – поставьте к нему вопрос (каков?)

коротка(какова?)ночь коротка.

 А как будет в полной форме? ночь короткая.

-Как вы думаете, как называются прилагательные отвечающие на вопросы какова, каковы? (Это прилагательные в краткой форме)
-Какой, какая, какие?(это прилагательные в полной форме)

-А вы знаете ребята сказуемое отвечает не только на вопросы глаголов (Что делать что сделать и т.д) но и в краткой  форме имён прилагательных . Это обязательно нужно запомнить.

-в предложении чем являются прилагательные в краткой форме?(сказуемыми)
-А теперь проверим верно ли вы сказали , откройте учебник и на с 4 прочитаем информацию, «Обратите внимание»

-Ребята вы устали? чтобы дальше активно и хорошо работать ПРОВЕДЁМ ФИЗМИНУТКУ:

Физкультминутка.

  1. Для глаз. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
  2. Встать. Поиграем в самую популярную игру «Игра в снежки».Я называю имя существительное и кидаю снежок. Кто снежок поймает, тот должен к существительному подобрать подходящее по смыслу имя прилагательное.
    Снег, метель, ветер, небо, сугробы, луна, звёзды, деревья, солнце, сосульки.

Хорошо сели продолжим

-А сейчас поработаем по учебнику. Выполните упр 1 .Прочитайте выразительно..

 Картину какого времени года рисует поэт? (зиму)

-Подберите к слову чудная синонимы – чудесный, прекрасный, красивый, удивительный и т.д.

-Ребята , давайте вспомним что такое эпитеты?Эпитет - ярко рисующее признаки предмета или явления. (чаще всего эпитеты выражаются именем прилагательным)

-назовите слова эпитеты которые помогли автору ярко и образно нарисовать чудную картину зимнего пейзажа, к какой части речи относятся слова?(чудная, высоких, блестящий, одинокий

Хорошо, молодцы!

-В какой форме употреблено слово родна?( в краткой и является сказуемым) Полная форма слова родная .

            Работа по учебнику Упр. 3. стр.5

 -Запишите в тетрадь 3-5 образованных пар однокоренных слов. Выделите в именах прилагательных суффиксы).  

Работа в парах. Образовать от данных имён прилагательных однокоренные имена прилагательные с помощью суффиксов

-еньк-, -оват-, -оньк-, -еват-.

Весёл ? ий (весёленький), лёг ? ий(лёгонький), рыж ? ый(рыжеватый). Красн ? ый(красноватый), добр ? ий(добренький), узк ? ый(узковатый), Уз ? ий(узенький), плох ? ий(плохонький), сер ? ый(сероватый) 

VI. Работа в группах. Самостоятельно проанализировать задание к упражнению 7 на странице 7. – Записать в тетрадь пары синонимов (1,3 группы) , пары антонимов (2,4 группы). Взаимопроверка выполненного задания по группам.

VII. Итог урока.

Рефлексия. –Что вы, ребята узнали на этом уроке нового?

Какие учебные задачи ставили в начале урока?

-Удалось ли их решить?

-Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? (Самооценка и взаимооценка)

VIII. Домашнее задание задаётся дифференцированно

Итак, урок окончен. Спасибо за внимание!




Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Цель: Формирование понятий «потребность», «товар», «услуга», «экономика».

Планируемые результаты:

Предметные результаты: учащиеся научатся различать понятия «потребность», «товар», «услуга»; раскроют  роль экономики в нашей жизни, научатся использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни; строить общения в устной и письменной форме.

УУД:

Личностные: воспитывать культуру учебного труда, развивать кругозор детей

Регулятивные: умение ставить учебную задачу; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа и построения рассуждения; применять полученные знания на практике.

Коммуникативные: формулировать и обосновывать свою точку зрения, умение договариваться и приходить к общему решению в сотрудничестве.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: учебник программа «Школа России» Плешаков А.А., 3 кл.2ч, презентация к уроку.

Ход урока:

1.Организационный момент

Здравствуйте,  дорогие ребята!

-Меня зовут Оюна Баторовна! Я хочу провести с вами урок окружающего мира и надеюсь, что вы мне поможете и поддержите меня. Я желаю нам всем удачи!

2. Мотивирующий этап

А сейчас послушайте, пожалуйста,  стихотворение. (стихи на слайде)

Экономику – науку – не придумаешь от скуки

Чтобы лучше понимать, как хозяйством управлять

Нам нужны её ученья

Для дальнейшего уменья

Мы настроились серьёзно

С экономикой дружить

Чтобы в будущем достойно

И с благами нам прожить

         Итак, ребята, сегодня о чём мы будем говорить на уроке? ( об экономике)

-Молодцы ребята! Тема нашего урока «Для чего нужна  экономика?»

-Ребята, вы когда-нибудь слышали слово экономика?( да, мы прошли во 2 классе, слышали ещё по радио, телевизору, от родителей  и т. д) Хорошо!

-Подберите, пожалуйста, родственные слова понятию ЭКОНОМИКА (экономный, экономический, экономист)

 -А скажите ЭКОНОМНЫЙ  это какой?  ( это значит бережливый )

Вывод: Чтобы экономика была крепкой важно быть экономным и бережливым членом семьи.

3. Постановка целей  и задач.

-А что хотели бы вы узнать на сегодняшнем уроке? ( ответы детей)

- Да, ребята, сегодня вы узнаете, что такое ПОТРЕБНОСТЬ, ТОВАРЫ и УСЛУГИ; раскроем  роль экономики в нашей жизни (на слайде)

4. Актуализация знаний

-А для начала попробуйте дать определение понятию «ЭКОНОМИКА» по прочитанному стихотворению. (возврат к стих-ю)

-Что же такое экономика? (ответы детей)

ВЫВОД:  Да ребята слово «ЭКОНОМИКА» происходит – от греческого слова « ЭКОС» - дом и  «НОМОС» - закон и правила ведения хозяйства. В современном мире экономика это когда одни создают товар, другие его продают, а третьи покупают. ( на слайде)

-А какое хозяйство есть у нашей страны? (заводы, фабрики, школы, больницы….) Да , это и есть  экономика нашей страны и она состоит из 5 основных отраслей.

-Ну-ка,  давайте вспомним какие это отрасли? ( сельское хозяйство, промышленность, транспорт, строительство, торговля)

Вывод: Все эти отрасли позволяют нам жить полноценной жизнью.

5. Изучение  новой темы

- Скажите, а что нужно человеку для счастливой и радостной жизни? (ответы детей).  Да это всё потребности людей, это то,  что нам нужно для жизни.

- А теперь ребята посмотрите на доску. На доске у меня пирамида. Ваша задача распределить эти потребности по их важности. В самом низу пирамиды должна расположиться самая необходимая потребность( слова будут раскиданы вокруг пирамиды) машина, одежда, еда, вода, воздух, компьютер, книги, телефон, путешествие, работа, общение, друзья.  (дети работают у доски)

-Из всех этих потребностей найдите те, которая дает нам природа ( вода, воздух). Это природные потребности.

-А что из них относятся к отношению между людьми ? ( друзья, общение, путешествие, работа). Это общественные потребности.

-А все остальное  дает нам экономика (это машина, одежда, компьютер, еда, книги, телефон ). Она направлена на удовлетворение разнообразных потребностей человека.  Для этого люди производят различные товары и услуги.

-Ребята,  как вы понимаете понятия « товары» и «услуги» ?

Ответ учителя: Да, ребята, это так. А теперь  прочитайте в учебнике на стр.40  определение этих слов. (Дети читают про себя и вслух двое)

Товар – это вещи и предметы которые производят люди , продают обменивают.

Что такое услуги? Это работа людей, чтобы удовлетворить наши потребности.

                  6. Закрепление темы        

-А теперь давайте поиграем в игру « Товары и услуги». На слайде показываю картинки, если будет изображена услуга, то вы поднимаете зелёный круг, а если это будет товар, то красный круг ( картины на слайде)

Вывод: таким образом, при помощи разных товаров и услуг мы удовлетворяем свои потребности.

-А вы знаете, какие услуги предоставляют своим жителям  в вашем посёлке ? Приведите примеры (парикмахер, СТО, заправка , медицинские услуги, типография, ДЮСШ, детская школа искусств, столовые   и т. д) Молодцы! Их у вас немало.

Все товары и услуги предоставляют нам наши 5 отраслей экономики. Сейчас мы поработаем в группах по 4 человека (повернитесь, пож. )

- Вы должны решить одну проблемную ситуацию « Как на прилавок магазина попало молоко?». ( показ коробки молока)

Попробуйте изобразить путь молока в виде схемы или предметных рисунков. (Дети рисуют)

- Кто-нибудь из группы выйдет к доске, покажет и расскажет изображенный путь.

-Какой вывод сделаем?

Вывод: Все отрасли экономики взаимосвязаны.

-Посмотрите,  ребята, на наш урок приплыла рыбка. В голове у неё возник вопрос: что будет, если не станет экономики?  (  Не будет товаров из-за безденежья – факт, что закроются заводы, фабрики;  не будет услуг, а значит,  закроются все сферы обслуживания, а  потребности людей остаются, но не будет возможностей их удовлетворять.

-Значит , какой вывод сделаем?

Вывод: экономика играет важную роль. Мы бережно должны относиться к природным ресурсам, с умом использовать их для удовлетворения своих потребностей. Если не станет экономики, то мы вернёмся к первобытному строю, к тому времени, когда наши предки охотились за дикими зверями, одевали шкуры, питались травами, ягодами, грибами.

7. Подведение итогов урока.

- Итак, наш урок подходит к концу, мы ответили на наш главный вопрос? Для чего нужна ЭКОНОМИКА? ( да, экономика нужна, чтобы удовлетворять наши потребности)

         - А что производит ЭКОНОМИКА? (товары и услуги)

-Молодцы!

8. Рефлексия.

 Теперь,  ребята,  оцените свою работу. Если понравился вам урок, и вы узнали, что- то новое для себя, то покажите мне «КЛАСС», если не понравился урок, то перевёрнутый КЛАСС.

Дома нужно  вам составить список своих потребностей, а также выполнить задания в рабочих тетрадях на стр. 23- 24  .

Все вы большие МОЛОДЦЫ! Спасибо!