Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях
выступление на научно - практичес ких конференциях педагогических чтениях, семинарах, методичеких объединениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsareva_l.i.pptx | 567.4 КБ |
seminar_-_praktikum.pptx | 1.22 МБ |
adaptatsiya.pptx | 1.99 МБ |
sovmestnaya_rabota_detskogo_sada_i_semi_v_priobshchenii_rebyonka_k_kulture_rodnogo_kraya.docx | 41.23 КБ |
printsipy_skazkoterapii.rar | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШИХ ГРУПП Тема: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ И ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА, ЧЕРЕЗ СКАЗЫ П.П. БАЖОВА (ПРИУРОЧЕННЫЙ К 140– ЛЕТИЮ ПИСАТЕЛЯ)» 27 ноября 2019 г.
Цель: углубление знаний о культуре и традициях русского народа посредством ознакомления с произведениями уральского сказителя П. П. Бажова.
Задачи: - формировать представления об уральском писателе-сказителе П. П. Бажове, его сказах, как части культуры русского народа; - создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала; - развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками; - формировать чувство гордости за свою великую Родину.
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский. Вид проекта: групповой. Сроки реализации проекта: два месяца. Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
Ожидаемый результат: -обогатились знания детей в области творчества уральского писателя; -имеют представления о жизни людей на Урале; -активно вступает во взаимодействие с воспитателем и сверстниками в различных видах деятельности; -высказывает свое мнение, пересказывает эпизоды произведений; -обогатился словарный запас; -проявляет творческую индивидуальность и самостоятельность в продуктивной деятельности; -родители - активные участники реализации проекта.
Реализация проекта 1 Этап. Подготовительный. -Познакомить с темой проекта детей и родителей; -Провести консультацию для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников через произведения П. П. Бажова» -Оформить выставку книг по творчеству писателя; - Подобрать пословицы, поговорки о родном крае и о труде.
2 Этап. Основной. Познавательно – исследовательская деятельность: -Провести беседы с детьми: «Как жили люди на Урале», «Правда или вымысел?»; -Рассматривание иллюстраций к сказам П.П. Бажова; -Презентация «Богатство Урала»; -Экскурсия в краеведческую студию Центра культуры и досуга; -Экскурсия в библиотеку.
Коммуникативная деятельность: -Чтение сказов П.П. Бажова, пересказ эпизодов. -Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о труде, о Родине. -Конкурс чтецов «Кем я буду сам не знаю, но порою быть мечтаю…».
Продуктивная деятельность: - Мастер-класс для детей изготовление героев П.П.Бажова из бросового материала. - «Я хочу дружить с природой» рисование. -«Ящерица». Лепка к сказу «Медной горы хозяйка». -Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце». Нетрадиционные техники рисования (коллективная работа). -Изготовление каменного цветка (пластилин, камешки, бусины). -Мастер-класс для родителей «Каменный цветок на воде» лепка из воскового пластилина. -«Медной горы хозяйка», лепка из белой глины и бросового материала. -«Заводская слободка» лего -конструирование.
3 Этап. Заключительный . - Благотворительная акция «Подари книгу детскому саду». -Выставка детского творчества по сказам Бажова. -Итоговое занятие викторина для детей «Сказочные герои П. П. Бажова»
Вывод. В дошкольном возрасте начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеем потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель семинара П овышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах использования метода сказкотерапии в образовательном процессе ДОУ.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СКАЗКОТЕРАПИИ 1. Осознание - осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Общие вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было ему необходимо? Наша задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, хотя на первый взгляд это незаметно. Важно понять закономерность появления и предназначение каждого персонажа сказки. 2. Многозначность - понимание того, что одно и то же событие, ситуация может иметь несколько значений и смыслов. Наша задача: показать одну и ту же ситуацию с разных сторон: с одной так, с другой- иначе. 3. Связь с реальностью - осознание того, что каждый сказочная ситуация предлагает нам определенный жизненный урок. Наша задача: тщательно и терпеливо обрабатывать сказочные ситуации с позиции того, как каждый урок будет нами использоваться в реальном жизни (в каких именно конкретных ситуациях ).
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ 1.Анализ сказок: Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагают ответить на вопрос: - Как вы думаете, о чем эта сказка? - Кто из героев больше всего понравился и почему? - Почему герой сделал так, а не иначе? - Что было бы с героями, если бы они не сделали так, как описано в сказке? - Что было бы, если бы в сказке были положительные или отрицательные герои и т.д.?
2. Рассказ о сказочных героях . В группу вносится шкатулка, в которой находятся изображения сказочных героев, и предлагается детям выбрать своих любимых. Дети рассказывают, почему они выбрали того или иного персонажа, описывают его характер, рассказывают, что в нем нравится и что у них общего. 3. Пересказ сказки. Обращается особое внимание на то, как пересказывает сказку ребенок: что оказывается в ней для него важным, а что – нет, на чем он заостряет свое внимание, какие подробности добавляет, а от каких, наоборот, предпочитает избавиться. Это важно потому, что рассказчик расставляет акценты именно на те детали, которые значимы лично для него.
4. Рассказ сказки по кругу . Каждый из детей рассказывает небольшой отрывок хорошо известной сказки. При этом следующий рассказчик начинает повествование с того места, на котором остановился предыдущий. 5. Рассказ сказки от лица различных персонажей. Здесь нужно обращать внимание детей на чувства, которые испытывают герои в той или иной ситуации. В результате работы по этой методике может появиться много новых сказок, ведь сказка, рассказанная от лица Ивана Царевича совсем не похожа на сказку, рассказанную от лица Серого волка. 6. Калькирование – переписывание старой сказки на новый лад в совершенно ином жанре. Благодаря этой сказкотерапевтической методике у ребенка есть возможность закончить любую сказку так, как пожелает он сам. То развитие событий, которое предпочтет ребенок, будет соответствовать его внутреннему состоянию, а значит, позволит ему избавиться от внутреннего психоэмоционального напряжения. Можно не только переписывать конец сказки, но и "перевирать" её полностью. Например, почему бы не переделать отрицательных персонажей? В детской сказке по мотивам сказки Ш.Перро "Золушка", мачеха и ее дочери перевоспитываются, становятся добрыми и трудолюбивыми. И сразу же в их сказке дочери нашли замечательных женихов и удачно вышли замуж .
7. Сказка "наизнанку" Придание сказочным героям противоположных черт характера. Так, девочка Элли может превратиться в трусишку, злая Бастинда стать доброй, а "трусливый" лев ничего не боятся. 8 . Инсценирование сказки - драматизация. Инсценирование может быть самым разнообразным: кукольный театр, теневой или пальчиковый театр, ростовые куклы и т.д. Позвольте маленьким артистам окунуться в мир сказки и результаты не заставят себя долго ждать! Вы увидите, как быстро раскроются творческие способности и возможности Ваших воспитанников, о которых Вы даже и не подозревали. 9 . Иллюстрирование сказки , когда, рисование и изготовление поделок по мотивам сказки объединяет в совместной деятельности детей и взрослых. 10. Создание собственной сказки. Не сочинение, а именно создание. Начиная с замысла, придумывания персонажей и сюжетной линии и заканчивая распечаткой текста, рисованием иллюстраций, брошюровки книжки и оформлением библиотеки. Как видите, это работа творческая, не одного дня и предполагающая совместное взаимодействие детей и взрослых. Детям младшего возраста можно предложить сочинить сюжетную линию действий и поведения главного героя какой-либо известной сказки. Детишкам постарше задачу можно усложнить и предложить сочинить сказку полностью самостоятельно .
ВЫВОД Сказкотерапия для детей дошкольного возраста представляет собой довольно интересный, легкий в использовании метод, который, кроме того, не требует больших временных, материально-технических и энергетических затрат. Что немаловажно, для занятий сказкотерапией вовсе не обязательно иметь специальное психологическое образование. Достаточно желания, стремления к самообразованию, собственной активности и творчества.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Адаптация – это сложный процесс приспособления организма к новым условиям, который проходит на разных уровнях – физиологическом, социальном и психологическом ( Эльконин Д.Б.) С позиции ребёнка: «Адаптация – это приспособление организма к новой обстановки» ( Аксарина Н.М.) В настоящее время проблема адаптации детей является одной из актуальных. Анализ развития и причин отклонений в поведении детей, принимаемых в поликлинике, показывает, что вышеуказанная проблема является ведущей, а в подростковом возрасте выступает в форме дезадаптации .
Процесс протекания адаптации связан с возрастом ребенка. Легче приспосабливаются дети до 6 месяцев, у которых стереотипов еще немного, либо более старшие, которые имеют уже некоторый жизненный опыт. Дети в зависимости от возраста по-разному реагируют на новые условия жизни. Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и реальностью социальной среды.
ФАЗЫ АДАПТАЦИИ. 1.Острая – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц). 2.Подострая – характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3–5 месяцев). 3.Фаза компенсации - характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
В отечественной науке адаптацией детей раннего возраста занимались: Аксарина Н.М., Ш.А. Амонашвили , Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и др. Н.Д. Ватутина в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.
Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте. Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводиться воспитателю, его работе с семьёй ребёнка. С поступлением ребенка трех-четырех летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.
Для успешной адаптации ребёнка воспитателю необходимо создать: Правильно организованный приём детей в дошкольное учреждение. Индивидуальный подход к ребёнку. Создание предметно-развивающей среды. Создание эмоционально - благоприятной атмосферы в группе – побуждение ребёнка к общению со сверстниками. Контроль за физическим состоянием ребёнка, элементы здоровье-сберегающих технологий. Работа с семьёй. В течение периода адаптации воспитатель ведет тщательный контроль над поведением ребенка. Этому помогает ведение листа адаптации. Создать группу кратковременного пребывания за 6-8 месяцев до поступления детей в ДОУ.
- Заранее, до поступления в ДОУ, прийти на территорию детского сада и свой участок, чтобы предварительно ознакомиться с местом будущего пребывания. -Договориться о времени, когда можно будет посетить группу, чтобы там не было других детей: воспитатель смог бы познакомиться с малышом, а ребенок – изучить нового для него взрослого человека. -Совершить вечернюю экскурсию в детский сад и показать ребенку, что всех детей вечером мамы и папы забирают домой, никто в детском саду не остается. Это поможет ребенку избежать чувства, что "его бросили", когда он первое время начнет оставаться в саду без мамы.
Работа с родителями новых воспитанников. Работа с одними лишь воспитанниками в период их адаптации в ДОУ не дает должного результата. Необходимо активно сотрудничать с родителями по этому вопросу: папка-передвижка "Готовим малыша в детский сад. (Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям" с практическими рекомендациями для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад.); информационные листы-памятки с кратким материалом "Адаптация. Что это такое?" и "Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду", которые родители могут взять с собой;
.альбом с фотографиями из жизни детского сада "Мы ждем тебя". (В начале альбома родителей и детей "встречает" сказочный герой. Он проводит экскурсию по страницам альбома. Этот сказочный герой знакомит детей с раздевалкой и шкафчиком, ждущим малыша; групповым помещением и игрушками, которые с нетерпением ожидают встречи с ним; знакомит с детьми, уже посещающими детский сад, с их интересной и разнообразной жизнью.); социально-гигиенический скрининг семьи, составление адаптационного маршрута и маршрута психолого-педагогического сопровождения его в детском саду (начинает действовать по окончании адаптационного периода); максимальное сближение режима дня ребенка в семье с режимом ДОУ.
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста как значимый фактор благоприятной адаптации. В раздевалке для детей готовятся: -"полочка для любимых игрушек", где (по желанию ребенка) располагаются вещи, принесенные из дома; -веселые, детские панно; - мини-игровая зона, куда выставляются яркие, красивые игрушки, чтобы ребенку хотелось остаться, потрогать и рассмотреть их; -подвески, которые помогают зрительно "снизить" потолок и почувствовать ребенку себя более комфортно и спокойно.
В групповом помещении также переоборудуются все зоны. Основная цель – сделать помещение более уютным, домашним и привлекательным для детей. Продумывается место для возможности уединения ребенка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному. Место для театра и уголка ряженья. Центр развивающих игр. Зона двигательной активности и т.д. Воспитатели готовят фонотеку со спокойной музыкой и веселыми детскими песнями, картотеки художественного слова на все режимные моменты для того, чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей в течение всего дня, избежать обыденности обстановки.
Адаптация ребенка контролируется с помощью "Листа адаптации", где отмечаются в контрольные дни (1й, 2й, 3й, 4й, 8й, 16й, 32й и при необходимости 64й (по методике К. Печоры)) . -В листе адаптации отражается поведение ребенка в первый, второй и дальнейшие дни, до тех пор пока ребенок не адаптируется. -Параметры по которым ведется наблюдение: настроение, аппетит, сон, активность в игре и речи, взаимоотношения со взрослыми и детьми. -Если ребенок заболел, отмечается дата(день) заболевания или выздоровления. -После чего наблюдение ведется три дня подряд. Это покажет повлияло ли заболевание на течение адаптации. -Наблюдение ведется при необходимой консультации врача и старшего воспитателя, психолога и одновременной работе с родителями. В дальнейшем это будет служить материалом для анализа течения адаптации.
Исход адаптации. Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации. Очень важно организовать уход и воспитание за детьми таким образом, чтобы свести к минимуму адаптационный период — осложнение физического и психического состояния, суть которого, прежде всего в психологической природе и находится в сфере социальных отношений ребенка с окружающим миром. Это признают и медики, и педагоги, и психологи. Адаптационный период считается законченным, если: Ребенок ест с аппетитом; Быстро засыпает, вовремя просыпается; Эмоционально общается с окружающими. Играет.
Основными задачами воспитателя в адаптационный период являются: удержать внимание на новом взрослом, установить контакт, вызывать инициативу в общении, совместные положительные переживания, стимулировать подражание, учить действовать по инструкции. освоить место расположения игрушек и игровых зон, учить ориентироваться в новых предметных условиях, подчиняться правилам, стимулировать самостоятельный выбор игрушек, занятий.
осваивать совместный с ровесниками способ жизнедеятельности; стимулировать доброжелательное внимание к ровесникам, отклик на эмоции сверстника- сорадование ; формировать умение действовать сообща; обучать обмену действиями как способу общения.
Принципы организации взаимодействия с ребенком: - педагогическое воздействие следует за направлением внимания ребенка; - используются естественные, повседневно возникающие ситуации; - приоритет косвенного влияния через правильно организованную обстановку, пространство; - усвоение правил протекает в игровой форме; - обучение и воспитание включено в происходящее взаимодействие ребенка и взрослого с учетом естественных образцов общения ребенка и родителей. .
Требования к организации взаимодействия: - взрослый организует действие поочередно с ребенком; - взрослый называет предметы, игрушки, когда ребенок на них смотрит, действует, держит в руках; - взрослый поддерживает все проявления активности ребенка, откликается на стремление ребенка к вниманию взрослого; - необходимо создание коммуникативных пауз, выбор темпа разговора с учетом состояния ребенка; - важно организовать эмоционально насыщенные игровые ситуации; - предусмотреть профилактику и торможение отрицательных эмоций.
ОДОМАШНИВАНИЕ ГРУППЫ Любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров группы и спальни – они слишком большие, не такие как дома. Чтобы ребенку хотелось с удовольствием идти в детский сад, нужно «одомашнить группу». Введение элементов семейного быта в практику работы групп раннего возраста должно стать нормой для воспитателей. Необходимо, если родители принесут из дома любимую игрушку малыша, с которой он привык играть и засыпать, тарелку и ложку, которыми он привык пользоваться дома.
Для того чтобы зрительно уменьшить помещение группы, мебель лучше разместить не по периметру, а таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, в которых дети чувствуют себя комфортно. Если в группе имеется мягкая мебель: кресло, диванчик, где ребенок может побыть один, поиграть с любимой игрушкой, посмотреть понравившуюся книжку или просто отдохнуть. Желательно рядом с уголком «тишины» расположить живой уголок. Зеленый цвет растений благоприятно влияет на эмоциональное состояние человека.
Приемы торможения отрицательных эмоций: - переключение; - игры с песком, водой; - игры с бытовыми предметами; - пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки); - спонтанные, раскрепощающие движения (надувать щеки, рвать бумагу, топать ногами); - игры с озвученными игрушками (бубен, барабан, погремушка и пр.)
Требования к проведению адаптационных игр: - игра повторяется в течение дня несколько раз; - при введении новой игры знакомые игры повторяются; - задачи предыдущего раздела программы при их освоении переносятся в последующий раздел при введении новых задач; - знакомые игровые ситуации включаются в бытовые процессы; -игры и бытовые процессы каждодневно дополняются приемами торможения отрицательных эмоций; - за единицу взаимодействия с ребенком игра может повторяться несколько раз, но прекращаться до того, как к ней пропал интерес, при желании ребенка игра возобновляется; - продвижение в освоение каждой игры для каждого ребенка организуется индивидуально по количеству повторений; - при повседневном использовании игр учитывается состояние ребенка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возращение к играм, которые были освоены ранее.
Требования к организации образовательного процесса: - определение достаточного места для ходьбы, бега, игры с мячами, каталками; - создание комплекта предметов для торможения отрицательных эмоций; - соединение игровых уголков с реальными бытовыми ситуациями; - зрительное уменьшение пространства (расположение мебели не по периметру, а так, чтобы образовались маленькие «комнатки»); - включение в среду предметов, сделанных мамой, предметов обихода из дома.
Как показывают научные исследования, одним из важных факторов, облегчающих адаптацию детей, является тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстегивают (причем не только в садике, но и дома тоже), не давая им возможности побыть с собой.
С холериками следует играть в быстрые, подвижные игры. Им рекомендуется заниматься прыжками на батуте, ритмическими танцами. С ребенком-сангвиником стоит играть в веселые, подвижные игры, можно совместно просматривать диафильмы. Сангвиники быстро устают от однообразных занятий, быстро переключаются с одного дела на другое, поэтому в арсенале педагога всегда должен быть набор разноплановых и при этом нескучных игр. Флегматики могут долго заниматься одним и тем же делом: рассматривать картинки в книжке, лепить, рисовать. Эти дети предпочитают спокойные игры. Меланхолики предпочитают спокойные виды деятельности. Они любят игрушки-животных, которые можно погладить и приласкать. Грубое обращение с такими детьми просто неприемлемо.
Успешная адаптация - это залог физического и психологического, в том числе эмоционального благополучия ребенка. Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился.
Литература Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов. / С.Д. Ермолаев, Л.Ю.Киреева и др. – С-Пб . изд «Детство-пресс», 2004. – 224 с. Жердева Е. В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е.В. Жердева . – Изд. 2-е. – Ростов н / Д: Феникс, 2007. – 192 с. – (Мир вашего ребенка). Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова , Д.В.Сергеева и др.-4-е изд., перераб . – М.:Просвещение , 2001. – 253 с. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 96 с. СИНЕНКО И.В. ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ http://psychology.snauka.ru/2012/10/1103
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17
143441, Россия, Московская область, г.о. Красногорск, деревня Путилково
Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: mdou17z@yandex.ru
ОГРН 1025002876986, ИНН/КПП 5024044817 502401001
Консультация для родителей
«Совместная работа детского сада и семьи в приобщении ребёнка к культуре родного края»
дата: 27 ноября 2019 |
подготовил: воспитатель МБДОУ д/с № 17 Царева Лариса Ивановна |
2019 г.
В соответствии с федеральным законом «Об образовании в РФ» и типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». Следовательно, значением совместной работы детского сада и семьи является обеспечение полноценного развития ребёнка. Для этого ДОУ должны помогать семье в повышении её педагогической культуры и стремиться к установлению единства в воспитании детей в семье и в детском саду.
Для того чтобы работа дошкольного учреждения с семьей давала действенные результаты, способствовала повышению уровня ее педагогической культуры и установлению единства в воспитании детей, необходимо, чтобы эта работа велась целенаправленно, планомерно, систематически; не менее важны конкретность и дифференцированный подход на основе знания каждой семьи и ребенка. Целенаправленность в работе с семьей заключается в том, чтобы любое мероприятие — беседа, доклад, стенд, оформленный для родителей, — было направлено на достижение определенной цели.
Планомерность и систематичность работы с семьей предполагает ее непрерывность, последовательное усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход к формированию личности ребенка как процессу всестороннего ее развития, единство и взаимодействие физического, умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания.
Немаловажное значение имеет характер взаимоотношений работников дошкольного учреждения с родителями. Эти взаимоотношения должны быть доброжелательными и дружескими. Они основаны на совпадении интересов семьи и дошкольного учреждения в полноценном развитии детей.
Для того, чтобы лучше узнать каждую семью, уклад ее жизни, систему воспитания ребенка, чтобы установить необходимые взаимопонимание и доверие, работники дошкольных учреждений используют разнообразные формы индивидуальной работы с родителями: беседы, консультации, посещение семьи, приглашение в детский сад, индивидуальные памятки и папки-передвижки.
Учитывая условия жизни и воспитания детей в отдельных семьях, трудности, с которыми сталкиваются родители, их ошибки и промахи в воспитании, педагог составляет памятки, в которых лаконично изложены советы и рекомендации на определенную тему, например: как воспитывать у ребенка вежливость, трудолюбие, волевые черты характера, как использовать дома книгу и т. д.
Материал, подробно освещающий одну из проблем воспитания, рассчитанный на помощь родителям, может быть оформлен в папке, которая дается на некоторое время в семью. В папке несколько текстов, раскрывающих сущность, например, умственного воспитания ребенка, список литературы, рекомендуемой родителям для изучения, наглядно-иллюстративные материалы.
Умелый подбор, сочетание и использование различных форм индивидуальной работы с семьей позволяют выявить положительный опыт семейного воспитания для дальнейшего его изучения и распространения, а также оказать родителям конкретную помощь в воспитании ребенка, учитывая условия жизни данной семьи.
В ДОУ практикуются такие формы работы с родителями:
- Групповые собрания
- День открытых дверей
- Беседы
- Консультации
- Семинары-практикумы
- Родительские конференции и др.
Одна из нетрадиционных форм работы с родителями является совместная деятельность детского сада и семьи в приобщении ребёнка к культуре родного края.
Культура – это свод правил и образцов поведения людей. Следовательно культура родного края – это совокупность производственных, общественных, духовных достижений, свод правил и образцов поведения людей того края, в котором родился и вырос человек.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. Задачи эти должны решаться в совместной работе детского сада и семьи. Ведь любовь к родному краю, знание культуры родного края начинается с любви к семье.
В детском саду эти задачи решаются в повседневной жизни: на занятиях, при проведении экскурсий, праздников, чтении художественной литературы и т. д. Однако семья – основное связующее звено между ним и более широкой общественной средой, окружающим миром. В семье в общении с родителями, с братьями, сёстрами у ребёнка формируется социально ценная способность к сопереживанию. Любовь близких к ребёнку, их забота о нём вызывают у него ответный отклик. Так, начиная с раннего возраста, закладывается эмоциональный фундамент, на котором в дальнейшем будут строиться более сложные социальные чувства.
Сила семейного влияния на ребёнка заключается также и в его непрерывности, постоянстве. Семья воспитывает ребёнка не только тогда, когда родители сознательно осуществляют свою воспитательную деятельность. На ребёнка оказывает воздействие и особенности быта, уклада жизни семьи, её традиции, характер взаимоотношений её членов, их нравственные качества, потребности и интересы. Поэтому привлечение педагогами к совместной работе в развитии и воспитании детей семьи бесспорно важно.
Педагогам важно обращать внимание родителей на то, сколь положительно сказывается на всестороннем развитии ребёнка активное приобщение его к окружающей жизни. Важно объяснить родителям и другим членам семьи, с какими явлениями общественной жизни нужно знакомить детей, как это делать, чтобы способствовать образованию у ребёнка элементарных понятий, формированию нравственных представлений и чувств. При решении этих задач особенно ясно выступает необходимость тесной связи между умственным и нравственным, эстетическим воспитанием ребёнка.
Знакомя детей с родным краем, нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:
- люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, на полях и т. д. Результаты труда людей этого края необходимы не только тем, кто живёт в данной местности;
- в родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдаются народные традиции: отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибших героев, чествуют знаменитых людей, ветеранов и т. д.;
- здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях;
- в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;
- здесь, как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять природу; - каждый человек, любящий Родину, должен проявлять уважение к труду, интерес к культуре родного народа.
Воспитателям нужно информировать родителей о том, что узнали дети о родном крае на занятии или экскурсии. Чтобы привлечь семью к совместной работе педагоги могут советовать, куда следует совершить прогулку с ребёнком, на что обратить внимание, о чём побеседовать с ребёнком.
Также педагоги советуют родителям посещение краеведческого музея, различных выставок, экскурсий по родным местам, посещение театров, местных праздников, прослушивание музыкальных произведений, чтение художественной литературы, знакомство со сказами и легендами родного края.
Содержание совместной работы здесь дифференцируется по следующим направлениям:
- ∙здоровье и физическое развитие;
- ∙познавательно-речевое развитие;
- ∙социально-личностное развитие;
- ∙художественно-эстетическое развитие.
Ведущая роль во взаимодействии педагогов и семьи по физическому воспитанию дошкольников принадлежит организации совместной деятельности взрослых и детей. В качестве интересной формы организации совместной деятельности предлагается использовать систему встреч-занятий в семейном клубе «День здоровья». Основное содержание встреч в семейном клубе составляет совместное участие взрослых и детей в подвижных играх, соревнованиях, эстафетах, тренингах, парных упражнениях родителей и детей под руководством воспитателя.
В приобщении ребёнка к культуре родного края можно воспользоваться предложенными формами взаимодействия с семьёй по вопросам познавательного развития.
Познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей, и в первую очередь родителей и близких родственников ребёнка. Знакомство с родным краем, как уже было сказано, начинается со знакомства со своей семьёй. Предлагается такая форма работы с семьёй, как создание альбома «Моя семья». Дети с гордостью рассказывают своим друзьям о своей семье.
Таким образом, развивается и речь детей. Также предлагается использование традиции «Встречи с интересными людьми».Данная традиция нужна для формирования у детей понятия «деятельность людей», умение общаться с людьми.
Предлагается ещё и такая форма работы, как – семейные проекты «Познаём вместе». Совместная деятельность способствует появлению в семье общих интересов, дел, общение родителей с детьми наполняется познавательным, развивающим содержанием.
Суть семейного проекта «Познаём вместе»: каждая семья, учитывая свои познавательные предпочтения и возможности, готовит материал по самостоятельно выбранной теме. Педагоги предлагают определённый порядок по подготовке материала:
1. Родители вместе с ребёнком намечают план действий (что надо сделать для выполнения задуманного: какие прочитать книги, посмотреть телепередачи, посетить музеи, выставки и пр.)
2. Предусматриваются и практические дела в зависимости от выбранной темы (например, как мы ухаживаем за собакой, выращиваем растения и пр.)
3. Выполнив все мероприятия, родители обсуждают с ребёнком, всё ли сделано из того, что задумывалось; что получилось хорошо, что было делать легко, а что трудно.
4. Собранная по теме информация оформляется (Газета, альбом, текст, рисунки, фотографии).
Далее следует представление своего проекта друзьям в группе. В презентации принимают участие и ребёнок, и его родители (близкие). Педагоги могут предложить темы, связанные с культурой родного края («Традиции нашего села», «Памятные места родного города», «Красота родных мест» и др.)
Приобщение детей к культуре родного края невозможно без художественно-эстетического развития детей. Для воспитания грамотного читателя родителям необходимо ежедневно читать детям художественные произведения, рассматривать с ними книги, иллюстрации к ним, вести беседы о прочитанном.
Для полноценного музыкального развития дошкольников взаимодействие с семьёй необходимо осуществлять по нескольким направлениям. В семье родители поддерживают интерес детей к прослушиванию музыкальных произведений. Кроме того, музыкальный руководитель может организовать для родителей приобретение абонементов для посещения концертов.
Не менее важным и содержательным должно стать взаимодействие с родителями в изобразительной деятельности. Работа по формированию у детей интереса к произведениям народного искусства в условиях детского сада с привлечением родителей может осуществляться в разных формах. Одной из них является проведение выставок подлинных произведений народного искусства с последующим проведением праздника на фоне экспозиции. Главная цель таких выставок и праздников – воспитание любви и уважения к народным мастерам, чувства гордости за свой народ и его культуру.
Таким образом, используя разные формы взаимодействия, детский сад и семья могут осуществлять совместную работу в приобщении детей к культуре родного края. Нужно, чтобы у дошкольников постепенно формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью родного края и всей страны является Человек.
Список используемой литература:
1. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М. Издательский центр «Академия», 2002
2. Детский сад и семья/ Н. Ф. Виноградова, Г. Н. Година, Л.В. Загик и др.; Под ред. Т. А. Марковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986
3. Вместе с семьёй: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей /[Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др.] – М.: Просвещение, 2005
4. Жуковская Р. И. и др. Родной край / Р. И. Жуковская, Н. A Виноградова, С. А. Козлова; Под ред. С. А. Козловой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990.