Проектная деятельность воспитанников
Проектная деятельность воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorshok-teremok.docx | 71.61 КБ |
moy_bazhov.docx | 128.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17
143441, Россия, Московская область, г.о. Красногорск, деревня Путилково
Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: mdou17z@yandex.ru
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
по русским народным сказкам
для детей старшего дошкольного возраста
«Наши добрые сказки»
дата: 24 мая 2018 год |
подготовила: воспитатель МБДОУ д/с № 17 Царева Лариса Ивановна |
г.о. Красногорск
2018г.
Актуальность темы.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Гипотеза.
Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.
Тип проекта.
- Информационно-творческий
- Краткосрочный
- Групповой.
Методы.
Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации.
Участники проекта.
Дети средней группы, воспитатель, родители.
Цель проекта:
развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности.
Задачи проекта:
Дети:
- продолжать знакомить детей со сказками:
- воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам;
- развитие у детей устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства;
- раскрытие совместного творчества детей и родителей;
- обогащать и расширять словарный запас детей.
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
- развивать артистические способности;
- формировать навыки сотрудничества;
- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Содержание проекта строится на принципах:
Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.
Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.
Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.
Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.
Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.
Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.
Планируемый результат:
- развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
- развитие интереса к русской литературе;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
I. Этап - Подготовительный (разработка проекта).
(с 25.03.13 г. По01.04.13г.)
- определение проблемы;
- постановка цели, задач;
- сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- составление перспективного плана работы.
Перспективный план.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ | Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Помнишь ли ты эти стихи». Кубики и пазлы по разным сказкам. |
ПОЗНАНИЕ | Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. |
КОММУНИКАЦИЯ | Непосредственно образовательная деятельность по сказкам «Лиса, заяц и петух», «Репка», «Заяц - хваста», «По сказкам Чуковского», «Как мы помогали героям любимых сказок». |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА | Чтение, обсуждение и пересказ сказок. |
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО | Непосредственно образовательная деятельность: ИЗО – «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая сказка»; Аппликация – «Сказки дедушки Корнея», «Сказочная птица»; Лепка – «Бабушкины сказки». |
ТРУД | Коллективный ручной труд: изготовление плоскостного театра на ковролин «Айболит». Ремонт книг в книжном уголке. Изготовление масок и атрибутов к театрализованной постановке «Муха Цокотуха» |
ЗДОРОВЬЕ | Непосредственно образовательная деятельность«Путешествие в страну Мойдодыра». |
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА | Спортивное развлечение по сказке «Царевна - лягушка»
|
БЕЗОПАСТНОСТЬ | Совместная деятельность с детьми «Светофор наш лучший друг» |
МУЗЫКА | Разучивание песен и танцев к мюзиклу «Муха Цокотуха». |
Работа с родителями | Консультация «Приемы обучения детей рассказыванию»; «Знакомство со сказками». Папка – передвижка «Народные сказки в системе воспитания дошкольников. Помощь в изготовлении костюмов для спектакля « Муха Цокотуха ». |
Пути реализации проекта:
1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
2. Оформление уголка «В гостях у сказки»
3. Организация выставки рисунков по мотивам сказок.
4. Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
Содержание работы с детьми:
5. Чтение разных сказок;
6. Рисование детьми героев сказок.
7. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
8. Пересказ прочитанных сказок, их инсценировка.
10. Рассказывание сказок собственного сочинения.
12. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
13. Загадки о сказках, о героях сказок.
14. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
15. Театрализация сказки: «Горшок-теремок»
Содержание работы с родителями:
16. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
17. Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).
18. Чтение сказок с детьми.
19. Придумывание сказок с детьми.
20. Помощь в пополнении книжного уголка сказками и в изготовлении атрибутов к сказке «Горшок-теремок»
II. Этап – Исследовательский.
( с 01.04.13.г. по 13.05.13.г.)
- работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
- выполнение проекта.
III. Этап – Заключительный (с 13.05.13.г. по 17.05.13.)
- презентация проекта
- театрализация сказки «Горшок-теремок»»
- подведение итогов, анализ ожидаемого результата
- обобщение результатов работы.
Заключение
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития старших дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития старших дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.
Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.
Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработан проект «В гостях у сказки», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства.
Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.
Список используемой литературы:
1. Румянцева Е. А. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет. -Волгоград: Учитель, 2014.
2. КочкинаН. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. - М. : Мозаика-Синтез, 2012г.
3. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007
4. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
5. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М. : АРКТИ, 2004.
6. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
7. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/01/25/kartoteka-didakticheskih-igr-po-russkim-narodnym-skazkam
Картотека дидактических игр по русским народным сказкам.
Основная цель: Развитие речи детей, воспитание интереса к русским народным сказкам.
- Словесно-дидактическая игра «Козлята и зайчик»
Дидактическая задача: Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки
Количество играющих: 4-6 детей
Игровое правило: внимательно слушать собеседника
Игровое действие: Сначала дети вспоминают сказку «Козлята и волк». Ее можно напомнить, используя настольный театр или фланелеграф. Сказка заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова постучались. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький … (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит: …(«Не бойтесь меня, это я – маленький зайчик».) Козлята … (впустили зайчика). Они угостили его …(капустой, морковкой). Малыши поели и стали … (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл … (на барабане), а козлята … (весело прыгали).
- Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят»
Дидактическая задача: учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.
Количество играющих: 5-6 детей
Игровое правило: отвечает тот ребенок, на кого укажет водящий
Игровое действие: Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.
- Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину), а мышка любит …(сыр, сухарики).
- Лапы у Мишки толстые, а у мышки …(тоненькие). А у кого хвост дилннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки … (короткий.
Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя.
- Словесно-дидактическая игра «Курочка-рябушка», по сказке «Курочка Ряба»
Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.
Количество играющих: подгруппа детей
Игровые правила: курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей
Игровое действие: воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки, предлагает вспомнить сказку «Курочка Ряба». После рассказывания сказки объясняет, почему ее называют «Ряба». Затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:
- Курочка Ряба, куда ты пошла?
- На речку.
- Курочка Ряба, зачем ты пошла?
- За водичкой.
- Курочка Ряба, зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка Ряба, как твои цыплятки просят пить?
- Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)
При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка Ряба, куда ты пошла?» и т.д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.
- Настольно-печатная игра «Парные картинки»
Дидактическая задача: Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правило игры.
Количество играющих:
Материал: парные картинки-иллюстрации из русских народных сказок и фишки
Игровые правила: Показывать и называть только одинаковую картинку; кто правильно отберет и назовет парную картинку, тот получит фишку.
Игровое действие: поиск нужных карточек.
- Настольно-печатная игра «Сложи картинку»
Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность
Количество играющих:
Игровые правила: Не ошибиться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку
Игровое действие: поиск частей, складывание целой картинки
- Настольно-печатная игра «Домино»
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о русских народных сказках, правильно называть сказку
Количество играющих:
Игровые правила: Класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки
Игровое действие: Если нет парной карточки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка. При повторении игры карточки раздаются заново.
- Настольно-печатная игра «Лото»
Дидактическая задача: Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растет; закреплять знания детей о русских народных сказках
Количество играющих:
Игровые правила: закрывать клеточки только теми картинками, которые соответствуют содержанию большой карты, т.е сказке
Игровое действие: находить маленькие карточки с изображением эпизодов из сказок и закрывать ими клеточки на большой карте. Соревнование – кто первый закроет все карточки.
- «Отгадай-ка!» (учить детей отгадывать сказку по словам – повторам, использовать их в пересказе сказки).
«Спи, глазок, спи, другой». Сказка «Хаврошечка»
«Сестрица Алёнушка, я пить хочу!»
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Носик, носик, пей водичку», Сказка «Петушок и чудо – меленка»
«Ловись, рыбка, и мала, и велика!»
Сказка «Лисичка – сестричка и серый волк»
«Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик – братик, выручи меня!»
Сказка «Кот, петух и лиса»
«Сяду на пенёк, съем пирожок». Сказка «Маша и медведь»
- «Чья песенка?» (закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок).
«Ау, ау, Снегурушка!
Ау, ау, голубушка!
У дедушки, у бабушки
Было внучка Снегурушка,
Её подружки в лес заманили,
Заманили – покинули». Песенка Снегурушки
Сказка «Снегурушка и лиса»
«Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок…
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!» Братец Иванушка
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
- Словесно-дидактическая игра «Радио» (старший дошкольный возраст)
Дидактическая задача: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей
Количество играющих: неограниченно
Игровое правило: слушать и не мешать товарищам
Игровое действие: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детей нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса? («Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.д.)
- Словесно-дидактическая игра «Вершки-корешки» (старший дошкольный возраст)
Дидактическая задача: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле)
Количество играющих: неограниченно
Материал: картинки с овощами и фанты
Игровое действие:
Вариант 1 Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть «вершками», а что – «корешками». «Съедобный корень овоща будем называть «корешками», а съедобный плод на стебле – «вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, т.к. в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки». «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибся, платит фант, который в конце игры выкупается.
Вариант 2. Воспитатель говорит: «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедены вершки. Эту игру хорошо проводить после чтения русской народной сказки «Мужик и медведь»
- Настольно-печатная игра «Расколдуй сказку» (старший дошкольный возраст)
Дидактическая задача: Развивать у детей интеллектуальные способности, умение использовать условные заместители (символы) реальных предметов
Количество играющих:
Игровое правило: По сигналу воспитателя начать «расколдовывать» сказку
Игровое действие: Рассмотреть с детьми таблицы и объяснить, что злой волшебник заколдовал зверей из сказки: петушка превратил в круг, собачку в овал, ежика в крестик и т.д. Вначале воспитатель закрывает часть таблицы с условными знаками белой полосой. Дети должны вспомнить и нарисовать справа от каждой картинки соответствующий символ. Затем закрывает «заколдованных» животных и предлагает детям назвать их.
Когда задание будет выполнено можно с детьми сочинить небольшие сказки и записать их на карточки, заменив героев знаками. Ребенок «расколдовывает» свою сказку, подставляя нужный персонаж.
- «Узнай героя сказки по описанию» (Воспитывать умение называть героя сказки по его характерным признакам, описаниям, воспитывать выдержку).
«Плотник, работник, хлебороб, мореход, стрелец, кузнец, певец»
Сказка «Семь Симеонов – семь работников»
«Такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Под косой месяц, на каждой волосинке по жемчужине».
Елена Прекрасная Сказка «Семь Симеонов – семь работников»
«…Такой птицы я никогда не видывала: и пёрышки – то какие красивые, и гребень – то какой – то красный, и голос – то какой звонкий!»
Петух Сказка «Петух да собака»
Была лягушкой, обернулась белой лебедью.
Василиса Премудрая Сказка «Царевна – лягушка»
- «Назови героев сказки» (Учить детей отгадывать сказку по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки).
«Это простая ложка – Котова, это простая ложка – Петина, а это не простая, точёная, ручка золочёная, - моя. Никому её не отдам!»
Кот, петух, Жихарка. Сказка «Жихарка»
«Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!»
Лиса, Журавль. Сказка «Лиса и журавль»
«Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса брёвна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть».
Бык, свинья, баран, петух, кот. Сказка «Зимовье»
- «Кто где живёт» (закрепление знания русских народных сказок «Теремок» и «Зимовье», закреплять понятия «домашние, дикие животные»).
Надо расставить предложенных животных к теремку и зимовью.
- «Назови сказку по главному герою» (развитие быстроты реакции, активности, самостоятельности мышления, учить называть сказку по персонажу).
Предлагаются изображения героев сказки, дети называют в каких сказках они встречаются. Например: петух – «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимовье», «Кот, петух и лиса» и др.
- «Расскажи сказку по иллюстрациям» (побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения)
Дети раскладывают картинки по порядку и рассказывают содержание сказки.
- «Знаешь ли ты?» (Воспитывать интерес, развивать быстроту реакции, выдержку, дисциплинированность).
«Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки».
Сказка «Мужик и медведь»
«Мамки – няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь! Приготовьте мне мягкий белый хлеб, какой я ела у родного батюшки».
Сказка «Василиса Премудрая»
«Ты молодец: не хвастун, а храбрец».
Сказка «Заяц – хваста».
«Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел – всю разбрызгал».
Сказка «Лиса и козёл»
- «Расскажи сказку по героям» (побуждать детей к пересказу сказки).
Дети раскладывают героев сказки и пересказывают содержание сказки.
- «Найди ошибку» (развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке).
Дети называют, что изображено неправильно, из какой сказки иллюстрация.
- «Разрезные картинки» (научить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико-синтетическое мышление)
Дети составляют картину из частей.
- «Разукрась героя сказки» (совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за контуры, развитие творческого начала, мелкую мускулатуру пальцев рук).
- «Узнай сказку по нарисованному предмету» (закрепление знания знакомой сказки, развитие памяти, воображения, мышления и речи).
Дети отгадывают по предмету героя сказки, в каких сказках встречается герой.
- «Найди пару» (закрепление знания о героях сказок, активировать в памяти любимых героев и персонажей из сказок, учить соотносить волшебный предмет с героем сказки).
Дети находят к герою сказки волшебный предмет. Например: Царевне – лягушке – стрелу.
- «Найди!» (развитие памяти, закрепление знания о героях сказок, учить находить из картинок с героями только те, которые подходят к задуманной сказке).
- «Отгадай загадку» (развитие аналитико-синтетического мышления, учить детей соотносить описание сказки (или персонажа) с загадкой).
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала.
Шила рубашки, узор вышивала.
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была? (ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ)
Вёдра он послал на речку,
Сам спокойно спал на печке.
Спал он целую неделю.
А зовут его… (ЕМЕЛЯ)
Сдобный, пышный, круглощёкий,
У него румяный бок.
Убегает по дорожке
И зовётся… (КОЛОБОК)
Унесла его лиса
Аж за тёмные леса,
Слышен тонкий голосок
Кто же это? (ПЕТУШОК)
Он герой нам всем известный
И с волшебным словом вместе
Может целую неделю
На печи лежать … (ЕМЕЛЯ)
Он гремит костями страшно.
Злобный, жадный и ужасный.
Ходит в чёрном он плаще
И зовётся царь… (КАЩЕЙ)
Кощеем заколдована,
Иваном очарована,
Зелёная подружка –
Царевна - … (ЛЯГУШКА)
- «Волшебные слова» (развивать речь детей, использовать в пересказе волшебные слова)
«По щучьему велению, по моему хотению…»
Сказка «По щучьему велению»
«Избушка, избушка! Стань по-старому. Как мать поставила, - ко мне передом, а к морю (лесу) задом».
Сказка «Царевна – лягушка»
«Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед тобой!»
Сказка «Сивка – бурка»
«Если перекинуть его с руки – на руку – тотчас двенадцать молодцов явятся, и что им ни будет приказано, всё за единую ночь сделает».
Сказка «Волшебное кольцо»
- «Волшебные предметы» (закреплять знание сказок, учить видеть в сказочном волшебном предмете аналог).
Яблоко с блюдечком – телевизор
Клубок ниток – навигатор
Ступа, ковёр – самолёт – самолёт, вертолёт
Молодильные яблоки – витамины, БАДы, крема
Влез в правое ухо, вылез в левое – салон красоты «Сивка – бурка»
Влезла в правое, вылезла в левое – машина, механизм, делающий работу
«Хаврошечка»
Печка – автомобиль «По щучьему велению»
- «Докончи» (закрепление знание о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве)
Кощей - … (Бессмертный)
Змей- …(Горыныч)
Конёк - …(Горбунок)
Крошечка - … (Хаврошечка)
Василиса - … (Прекрасная, Премудрая)
Баба - … (Яга)
Мальчик - … (с-пальчик)
Марья - …(искусница)
Курочка - … (Ряба)
Иван - … (дурак)
Воробей - … (крылатый)
Мышонок - … (мохнатый)
Блин - … (масленый)
Сивка - … (бурка)
Цель: Развивать коммуникативные способности и активизировать речь детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
Развивать коммуникабельность в ходе театрализации сказки.
Развивать артикуляционный аппарат, просодическую сторону речи.
Развивать правильное речевое дыхание.
Развивать координацию речи с движением, зрительное восприятие, внимание.
Развивать артистические навыки.
Развивать творческие навыки.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о героях сказки.
Разучивание песенки о дружбе.
Разучивание пальчиковой игры «Машка».
Действующие лица:
Ведущая -Варя
Старичок - Богдан
Сильф - Илья
Комар Комарович - Яромир
Бабочка Прелестница - Полина
Мышки Норушки - Ира и Тася
Зайчик Побегайчик - Саша
Петушок Золотой Гребешок - Леша
Щенок Розовый Цветок - Аня
Ежик Коржик - Саша
Ход сказки:
Логопед: Здравствуйте, ребята. Вы знаете много сказок? А все знают сказку «Теремок»? Мы сегодня предлагаем поиграть в эту сказку и чуть-чуть ее изменить, вы согласны?
Воспитатель:
Сказки любят все на свете.
Любят взрослые и дети.
Сказки учат нас добру и прилежному труду,
Говорят, как надо жить,
Чтобы всем вокруг дружить.
Теремок на новый лад, мы покажем вам сейчас. Раздаются звуки леса.
Воспитатель: Старичок едет на лошадке, смотрит по сторонам. Маленький Сильф спит под кустом (зеленый материал прикрывает большой горшок), старичок его не замечает. Вдруг один горшок случайно падает рядом с Сильфом. Старичок уезжает, не заметив потери, а Сильф, проснувшись от неожиданного удара, возмущается, что ему не дали поспать, сердито порхает (под музыку) и улетает в лес. От волшебной пыльцы Сильфа, которая стала осыпаться от сильно подувшего ветра, горшок вдруг начинает увеличиваться в размерах (потихоньку снимают ткань с большого горшка, а маленький горшок убирают).
Логопед: Ребята, а вы умеете «ветер» делать? Давайте попробуем, чтобы волшебство скорее произошло!
Дети выполняют дыхательное упражнение: Вдох носом, выдох ртом.
Затем выполняют дыхательную гимнастику:
Подуем на плечо, подуем на другое. (губы трубочкой, вдох носом, выдох ртом, дуть на плечо)
Солнце горячо пекло дневною порою (губы трубочкой, вдох носом, выдох ртом, дуть вверх)
Подуем мы на грудь и грудь свою остудим. (губы трубочкой, вдох носом, выдох ртом, дуть на грудь)
Подуем мы на облака и остановимся пока. (губы трубочкой, вдох носом, выдох ртом, дуть вверх)
Воспитатель: И сейчас начинается сказка…
Ведущий: Лежал в поле горшок, простой горшок, только очень большой. Никто на него не обращал внимания, пока один, уставший от долгого полета, комарик, решил передохнуть и присел на горшок.
Комарик: Ох, как же я устал махать крылышками, посижу немного и полечу искать себе домик. Ой, а на чем это я сижу? Похоже это чей-то домик. Тук-тук-тук. Кто в домике живет? Странно, никто не отзывается, интересно, почему. (Комарик заходит в горшок, чихает и выходит обратно). Пустой домик, вот это здорово, значит, я тут и поселюсь, но только сначала пол подмету. (Собирает веточки, делает метелку и заходит за горшок).
Ведущий: Пока Комарик наводил порядок, к горшку подлетела Бабочка, услышала какой-то шорох в горшке и решила поинтересоваться, кто там шуршит.
Бабочка: Тук-тук-тук. Кто в горшочке живет, кто в большом живет?
Комарик: (выглядывая с метелкой из горшка) Я, Комар Комарович, а ты кто?
Бабочка: Я Бабочка Прелестница, ищу домик себе, чтобы было где от дождя и от сильного ветра прятаться, только ничего не могу найти.
Комарик: А что ты умеешь делать?
Бабочка: Я умею улыбаться и разные упражнения языком делать, хочешь научу? (начинает показывать)
Логопед: Ребята, а давайте и мы поучимся с бабочкой? (дети выполняют элементы артикуляционной гимнастики).
Комарик: Давай тогда вместе жить, горшок большой, всем места хватит.
Бабочка: (заходит за горшок) Как здесь просторно, но темновато, надо здесь окошко сделать. (выходит из-за горшка с окошком и приклеивает его к горшку).
Комарик: Красота, молодец Бабочка (под задорную музыку танцуют, держась за руки).
Ведущая: Вдруг травка зашуршала, Комарик и Бабочка остановились, стали смотреть по сторонам и увидели двух Мышек.
Комарик: Кто вы такие?
Мышки: Мы Мышки Норушки. Мы бегали, играли и потерялись, а теперь ищем свой дом.
Комарик: Я Комар Комарович.
Бабочка: Я Бабочка Прелестница. А что вы умеете делать?
Мышки: Полезную гимнастику для пальчиков (пальчиковая игра «Мышка»)
Логопед: Ребята, а давайте и мы сделаем гимнастику с мышками? (дети выполняют пальчиковую гимнастику).
Маленькая мышка по городу бежит. (пальцы бегают по коленям).
Глядит ко всем в окошки и лапочкой грозит. (колечки из пальчиков подносят к глазам, качают рукой).
А кто не лег в кроватку? А кто не хочет спать? (ладошки вместе, под щеку по очереди).
Такого непослушного я буду щекотать! (щекочут ладошки).
Бабочка: Какие вы молодцы! Может вы тогда с нами будете жить, у нас горшок просторный, всем места хватит.
Мышки: Мы согласны, спасибо вам большое. Мы по дороге зернышек набрали и сейчас испечем большой пирог.
Комарик: А у нас печки нет.
Бабочка: Так давайте её сделаем.
Ведущая: И пошли все дружно делать печку. В это время мимо горшка пробегал любопытный Зайчик, услышал стук в горшочке и решил узнать, что там происходит.
Зайчик: Тук-тук-тук. Кто в горшочке живет?
Жители: Я Комар Комарович, я Бабочка Прелестница, мы Мышки Норушки. (все вместе) А ты кто?
Зайчик: А я Зайчик Побегайчик. Я люблю сажать морковку и капусту, хочу чтобы был большой огород. А еще я очень люблю лапками стучать, ритм отбивать.
Логопед: Ребята, давайте вместе попробуем ритмы отбить (дети отбивают ритмы руками и ногами).
Мышка 1-я: Это хорошо, смотри, как много здесь земли для твоего огорода.
Мышка 2-я: Да и весело с тобой, оставайся с нами жить, всем места хватит.
Зайчик: Спасибо вам, я очень счастлив.
Бабочка: Надо печку нам достроить, а потом все вместе пойдем под огород место выбирать.
Ведущая: Только друзья взялись за работу, как…
Петушок: Тук-тук-тук, кто в горшочке живет, кто в высоком живет?
Жители: Я Комар Комарович, я Бабочка Прелестница, мы Мышки Норушки. Я Зайчик Побегайчик (все вместе) А ты кто?
Петушок: Я Петушок Золотой Гребешок. Хожу и ищу работу.
Комарик: А что ты умеешь делать?
Петушок: Я звонко кукарекую и время определяю по солнышку, а еще я петь умею.
Логопед: Ребята, давайте вместе споем с Петушком его песенку (громко-тихо, быстро-медленно).
Бабочка: Какой ты молодец, давай вместе жить, у нас всем места хватит. Сейчас печку достроим, пирог испечем, и чай пить будем.
Петушок: Так я Вам помогу (зашел за горшок, вынес печную трубу и приделал к горшку, потом ушел обратно).
Ведущая: Пока друзья доделывали печку и пекли пироги, наступил вечер и к ним опять кто-то постучал.
(К домику подходят Ёжик и грустный Розовый Щенок).
Ёжик: Тук-тук-тук. Кто в домике живет, кто в красивом живет?
Жители: Я Комар Комарович, я Бабочка Прелестница, мы Мышки Норушки. Я Зайчик Побегайчик, Я Петушок Золотой Гребешок (все вместе) А ты кто?
Ёжик: Я Ёжик Коржик, мой домик сильный дождь смыл, теперь хожу ищу новый дом, а еще, по дороге, встретил Щенка по имени Розовый Цветок, он очень грустный, пустите, пожалуйста, нас в Ваш домик на ночь поспать.
Петушок: А почему тебя назвали Коржиком? И почему Щенок такой грустный?
Ёжик: Я очень люблю вкусные коржики и могу съесть их много.
Щенок: Меня в деревне все обижали, дразнили из-за моего цвета, никто со мной не хотел дружить, поэтому я решил пойти по свету и поискать друзей. И встретил Коржика.
Бабочка: Ой как хорошо, что вы к нам пришли, вы можете не только переночевать, но и остаться с нами жить, мы всегда рады хорошим друзьям, у нас просторное жильё.
Ёжик: Вот спасибо. Я еще могу дом сторожить, у меня очень чуткий слух! Только сначала надо сделать дверь.
Щенок: А я буду Коржику помогать, я очень звонко умею лаять.
Комарик: Правильно! И как мы раньше не догадались про дверь? (все уходят за горшок).
Ведущая: Все дружно взялись за работу и быстро сделали дверь (жители вышли из-за горшка, в руках у Петушка дверь и он приклеивает её к горшку).
Все вместе: Ох, какая красота!
Ведущая: От дружной работы и результат замечательный.
Ёжик: Был просто горшок, а стал Горшок-Теремок! (все от радости прыгают и пляшут).
Ёжик: Вот что братцы, довольно плясать. Завтра утром попляшем опять. А пока Теремок – на засов! Будет спать до утра Теремок!
Все артисты поворачиваются к зрителя лицом, исполняют песню о дружбе, кланяются и уходят из зала.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17
143441, Россия, Московская область, г.о. Красногорск, деревня Путилково
Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: mdou17z@yandex.ru
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
И ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА,
ЧЕРЕЗ СКАЗЫ П.П. БАЖОВА»
(ПРИУРОЧЕННЫЙ К 140 – ЛЕТИЮ ПИСАТЕЛЯ»
дата: 15 февраля 2019 год |
подготовила: воспитатель МБДОУ д/с № 17 Царева Лариса Ивановна |
г.о. Красногорск
2018г.
Актуальность проекта:
Очень обидно становится когда наши учёные, артисты, спортсмены и просто обыкновенные простые граждане покидают просторы нашей замечательной Родины. Наши умные, популярные и т.п. граждане в погоне за простой наживой продают свой ум, свои таланты заграничным перекупщикам не думая о своём родном крае. И этот поток не уменьшается. Происходит это по моему мнению из-за того, что в нашей образовательной программе произошёл сбой. Детям перестали углублённо передавать исторические знания о нашей Великой Державе, о нашей самобытности, о Великой Духовной Силе нашего народа. А передавать эти знания надо начинать с детского сада. В последние несколько лет в этом вопросе появилась тенденция на улучшение. В образовательных программах увеличилось количество и качество рекомендованных к прочтению произведений именно русских народных и авторских произведений, которые действительно воспевают нашу могучую и богатую историю.
Воспитание патриотических чувств и любви к Родине – это главная задача не только учебных и образовательных учреждений, но и родителей наших маленьких и юных граждан. Поэтому все проекты нашего детского сада проходят с привлечением родителей и других родственников воспитанников.
В данном проекте по развитию познавательного интереса к русской народной культуре и истории Отечества я выбрала тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
И ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА,ЧЕРЕЗ СКАЗЫ П.П. БАЖОВА» приуроченную к дню рождения певца уральской природы и её детей (простых людей, животных).
На Урале веками жили и трудились талантливые мастера. По мнению историка и профессора языкознания Майи Никулиной «природа языка, переданная в уральских сказах Павла Бажова-это язык русской Одиссеи. А сам Бажов - по теперешним меркам, самый настоящий культовый писатель, создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий». Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.
Цель: углубление знаний о культуре и традициях русского народа посредством ознакомления с произведениями уральского сказителя П. П. Бажова.
Задачи:
- формировать представления об уральском писателе-сказителе П. П. Бажове, его сказах, как части культуры русского народа;
- создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала;
- развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками;
- формировать чувство гордости за свою великую Родину.
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.
Вид проекта: групповой.
Сроки реализации проекта: два месяца.
Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
Ожидаемый результат:
-обогатились знания детей в области творчества уральского писателя; имеют представления о жизни людей на Урале;
-активно вступает во взаимодействие с воспитателем и сверстниками в различных видах деятельности;
-высказывает свое мнение, пересказывает эпизоды произведений; обогатился словарный запас;
-проявляет творческую индивидуальность и самостоятельность в продуктивной деятельности;
-родители - активные участники реализации проекта.
Реализация проекта
1 Этап. Подготовительный.
-Познакомить с темой проекта детей и родителей;
-Провести консультацию для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников через произведения П. П. Бажова»
-Оформить выставку книг по творчеству писателя;
- Подобрать пословицы, поговорки о родном крае и о труде.
2 Этап. Основной.
Познавательно – исследовательская деятельность:
-Провести беседы с детьми: «Как жили люди на Урале», «Правда или вымысел?».
-Рассматривание иллюстраций к сказам П.П. Бажова.
-Презентация «Богатство Урала».
-Экскурсия в краеведческую студию Центра культуры и досуга.
-Экскурсия в библиотеку.
Коммуникативная деятельность:
-Чтение сказов П.П. Бажова, пересказ эпизодов.
-Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о труде, о Родине.
-Конкурс чтецов «Кем я буду сам не знаю, но порою быть мечтаю…».
Продуктивная деятельность:
-Мастер-класс для детей изготовление героев П.П.Бажова из бросового материала.
- «Я хочу дружить с природой» рисование.
-«Ящерица». Лепка к сказу «Медной горы хозяйка».
-Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце». Нетрадиционные техники рисования (коллективная работа).
-Изготовление каменного цветка (пластилин, камешки, бусины).
-Мастер-класс для родителей «Каменный цветок на воде» лепка из воскового пластилина.
-«Медной горы хозяйка», лепка из белой глины и бросового материала.
-«Заводская слободка» лего-конструирование.
3 Этап. Заключительный.
- Благотворительная акция «Подари книгу детскому саду».
-Выставка детского творчества по сказам Бажова.
-Итоговое занятие викторина для детей «Сказочные герои П. П. Бажова»
Вывод.
В дошкольном возрасте начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеем потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.