Конспекты уроков

Кучергина Наталья Витальевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока - исследования Учебный предмет: окружающий мир

Класс        3        

Автор УМК «Школа России»

Тема урока: Что такое почва

Тип (Форма) урока: Урок - исследование

Целевая установка урока: способствовать формированию представлений о почве и её образовании, составе и свойствах, развитию умения

выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой.

Обобщение урока: Предположим, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни.

Предметные результаты (умения): узнают состав, свойства почвы, научатся моделировать схему строения почвы, проводить простейшие

опыты.

Личностные: самоопределение (оформлять свои наблюдения, уметь наблюдать); выражать положительное отношение к процессу познания:

проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Познавательные: осуществляют наблюдения, опыт, анализ, обобщение, установление причинно-следственных связей, оформление вывода,

рассуждение, прогнозируют предстоящую работу( составляют план), способствовать формированию умения пользоваться инструкцией, умению использовать знаково-символические модели (схемы) Регулятивные: осуществляют познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные: умеют работать в паре, группе, планировать учебное сотрудничество

Метапредметные: самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать выводы; работать со словарем); целеполагания (формировать и удерживать учебную задачу

Название этапа/ время этапа

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Мотивацион ный (1-2 мин)

Настроить учащихся на образовательн ую деятельность

Проверка готовности к образовательной деятельности. Приветствие.

Готовность к деятельности. Приветствие

Самоопределение

Весь огромный мир кругом меня, надо

мной и подо мной полон неизвестных

тайн. Я буду их открывать всю жизнь,

потому что это самое увлекательное

занятие в мире    В. Бианки

И сегодня я приглашаю вас, ребята, в мир увлекательных открытий.

Предлагаю на уроке друг другу помогать, но при этом мы будем снова наблюдать, выводы делать и рассуждать.

2

Создание проблемной ситуации (2 -3 мин)

Постановка проблемы

Организация проблемной ситуации исследования. Постановка проблемного вопроса ( звук CMC) - Ой, что это? Ребята, смотрите, нам пришло письмо на электронную почту от Мудрой совы. Давайте послушаем его. (Есть    на    свете    чудесная    кладовая. Положишь в неё мешок зерна - а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать.   Ведро  картошки   в  чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов,  редиски,  помидоров,  моркови. Видал   ли  ты   когда-нибудь   семечко   с двумя крылышками? Дунешь на него -оно и полетело. А попадает такое семечко в чудесную кладовую, полежит- глядишь: где    было    крылатое    семечко,    стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь.

Обсуждение данной проблемной ситуации. Актуализация межпредметных связей на построении речевых высказываний Обсуждение предметных способов решения, устанавливая причинно -следственную связь.

- сказка...

- Сказка это или не сказка? Существует ли такая кладовая на самом деле?

- нет не сказка...

Определение темы и цели исследования (2мин)

Определение темы и цели исследования

Помощь в постановке темы и цели исследования

- Вы уже, должно быть, догадались о чём шла   речь   в   письме?   Как   называется кладовая? Что   означает  слово  «земля»   в   вашем представлении? - Как вы думаете, о каком значении слова «земля» будет идти речь на нашем уроке? - Определите тему урока. Итак, тема нашего урока: Что такое почва. - Тогда давайте определим цель нашего урока. Цель урока: изучить, что такое почва, ее состав и свойства.

Обсуждение темы урока и цели исследования Умение находить поставленную задачу используя знания и умения - (Земля)

- (Планета, суша, родные просторы) - (о почве)

- Что такое почва? Из чего состоит почва? Для чего нужна почва?

4

Выдвижение гипотез исследования (2-3 мин)

Выдвижение гипотез

Организация выдвижение гипотез, фиксация вариантов ответа - Откройте учебники на стр. 64. Рассмотрите рисунок. - что такое почва?

- какое значение она имеет для растений и животных?

Почему же почва плодородна. Выскажи гипотезу и обоснуй ее.

Выдвижение разных гипотез

- верхний плодородный слой земли.

Предположим, что в почве содержится то, что необходимо растениям для

Выдвижение гипотез и их обоснование

жизни.

5

Выбор методик исследования (2-3 мин)

Предложения различных методик исследования Учитель предлагает на выбор методики для изучения состава и свойств почвы: •    Подумай самостоятельно •    Прочитай книгу •    Посмотри в интернете •    Спроси у других людей •   Понаблюдай •    Провести эксперимент •    Провести опыт

Выбор методики исследования

- провести опыт, изучить литературу.

Планирование плана действий

6

Проведение исследования в зависимости от выбранного метода

Исследование

Методологическая помощь, консультации

- Каждая группа экспертов получила инструкцию по проведению опыта. Соблюдайте технику безопасности при работе. Не забывайте о правилах работы в группе. 1. Уважай своего товарища. 2. Умей каждого выслушать. 3. Не согласен - предлагай! В каждой группе есть главный научный

Проведение исследований по выбранным методикам Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы 5 групп проводят свои опыты. После проведения опыта, группа делает выводы и заносит их в тетрадь на печатной основе стр. 37. Одна группа занимается исследованием, изучая литературу.

Умение работать с лабораторным оборудованием. Умении работать в группах.

сотрудник, который следит за работой, распределяет обязанности.

7

Самореализа ция исследования (5-6 мин)

Обсуждение результатов

Обобщение этапов практической работы

(+и-) Учитель после выступления детей оформляет кластер на доске «состав почвы»

Организация выступлений Анализ результатов, выводы, проверка гипотез Каждая группа зачитывает свой опыт и сделанные выводы. Все ответы дети записывают выводы в тетрадь на печатной основе. Последняя выступает группа, изучающая литературу «Что растения получают из почвы».

Самооценка, взаимооценка, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, сравнение, самоопределение, саморегуляция

8

Этап рефлексии учебной деятельности (2 мин)

Вопросы (задания) для рефлексии

- Наше исследование подошло к логическому завершению. Какие вопросы мы ставили в начале урока? - Существует ли на самом деле чудесная кладовая или это сказка? - Подтвердили ли мы свою гипотезу «Предположим, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни.»

Самооценка результатов своей деятельности

- Чудесная кладовая существует. Это земля (почва).

- Да подтвердили.

9

Домашнее задание (нужно ли?)

Предложение три уровня домашнего задания: стандартный, повышенный, творческий

Учебник стр. 67-68 (задания для домашней работы), страничка для любознательных.

Выбор учащимися предложенного уровня домашней работы



Предварительный просмотр:

Урок рефлексии

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Универсальные учебные действия

1.Самоопределение к коррекционной деятельности

Настрой на работу

Подготовка класса к работе

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация и пробные учебные действия

Обсуждают затруднения по данной теме.

Выполняют самостоятельную работу на применение способов действий.

Выполняют самопроверку.

Организует повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися.

Активизирует познавательные процессы.

 Организует мотивирование («хочу»-«надо»-«могу»).

Организует самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Логические – формулирование проблемы.

3.Локализация учебных затруднений

-Уточняют алгоритм исправления ошибок, анализируют свое решение и определяют место ошибок – место затруднение.

Выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила),  в  которых допущены ошибки, - причину затруднений.

-Учащиеся, которые не выявили ошибок, выполняют пошаговую проверку своих решений. Если при проверке обнаружены ошибки, то присоединяются к первой группе, если нет – выполняют дополнительные задания творческого уровня.

Консультирует.  Анализирует предложенные модели и помогает в выборе наиболее удачной.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

4.Построение проекта коррекции выявленных затруднений

Формулируют индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий. Выбирают способ и средства коррекции.

Помогает в планировании последующей коррекции

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

5.Реализация построенного проекта

-Исправляют свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств. Соотносят свои результаты с эталоном.

- В случае затруднения – исправляют ошибки с помощью предложенного эталона для самопроверки.

Выбирают или придумывают задания, аналогичные тем, в которых были допущены ошибки. Решают эти задания.

Учащиеся, не допустившие ошибок в С/р решают задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

Контролирует деятельность учащихся.

Регулятивные: контроль и коррекция; прогнозирование

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Познавательные:  логические (установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений

6.Обобщение затруднений во внешней речи

Проговаривают формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.

Организует обсуждение типовых затруднений.

Регулятивные: определение последовательных, промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки.

Проводят самопроверку, фиксируют свои результаты.

Учащиеся, выполняющие творческие задания, осуществляют самопроверку по предложенному образцу.

Консультирует, проверяет правильность решения, помогает в оформлении, создает ситуацию успеха.

Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствий

Познавательные:  формулирование проблемы, создание способов решения проблемы, исследовательская деятельность

8.Включение в систему знаний и повторения

Выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой.

Выполняют задания на подготовку следующих тем.

При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.

Контролирует, проверяет правильность решения, помогает в оформлении.

Регулятивные: целеполагание  (постановка учебно-познавательной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что неизвестно.

Познавательные:  оценка процесса результата деятельности.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Уточняют алгоритм исправления ошибок, называют способы действий, вызвавших затруднения, фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Оценивают собственную деятельность, намечают цели последующей деятельности. В соответствие с результатами деятельности согласовывают дом задание.

Предлагает выбрать формы рефлексии и подводит итог работы, анализируя достигнутые результаты.

Предлагает дом задание по результатам деятельности учащихся.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: планирование,  контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Урок «открытия» нового знания

Этапы урока

Деятельность, учащихся

Деятельность учителя

Универсальные учебные действия

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Настрой на работу.

создать условия для возникновения внутренней потребности
включения в деятельность («хочу»);

актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

установить тематические рамки учебной деятельности
(«могу»).

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

2.Этап

актуализации и пробного учебного действия.

воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки,
достаточные для построения нового способа действий;

активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

актуализировали   норму   пробного   учебного   действия
(«надо» - «хочу» - «могу»);

попытались самостоятельно выполнить индивидуальное
задание на применение нового знания, запланированного для
изучения на данном уроке;

зафиксировали  возникшее затруднение  в  выполнении
пробного действия или его обосновании.

Активизирует знания учащихся  и  подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Логические – формулирование проблемы.

3.Этап выявления места и причины затруднения.

проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;

зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения); 

соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает
для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения

Анализирует причины затруднений и помогает в выборе знания,  которого недостает

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Личностные

4.Этап построения проекта выхода из затруднения.

в коммуникативной форме сформулировали конкретную
цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину
возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания
им нужно построить и чему научиться);

предложили и согласовали тему урока, которую учитель
может уточнить;

выбрали способ построения нового знания (как?) - метод
уточнения (если новый способ действий можно сконструировать
из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий);

выбрали средства для

построения нового знания(с помощью чего? - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы,
способы записи и т.д.

.

Консультирует, проверяет согласовывает, уточняет тему урока

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

Личностные :планирование учебной деятельности

5.Этап реализации построенного проекта.

на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;

при построении нового знания использовать предметные
действия с моделями, схемами и т.д.;

применить новый способ действий для решения задачи,
вызвавшей затруднение;

зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково;

зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;

при этом проговаривали  вслух выполненные шаги и их обоснование -     определения, алгоритмы, свойства и т.д

Организовывает решение типовых заданий(фронтально, в группах, в парах)

Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познават-е: Логические

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Самостоятельно выполнять типовые задания на новый способ действия

Выполнять самопроверку по эталону

Выявить причины ошибок и их исправление

организовывает самостоятельное выполнение учащимися
типовых
заданий на новый способ действия;

организовывает самопроверку учащимися своих решений по
эталону;

создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления

Регулятивные контроль, оценка

 Познават-е:формулирование проблемы

8.Этап включения в систему знаний и повторения;

Фиксируют границы нового знания, выполняют задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;

Помогает выявить и зафиксировать границы применимости нового
знания;

организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;

организовать тренировку ранее сформированных умений,
требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;

при необходимости организовать подготовку к изучению
следующих разделов курса

Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

9. Рефлексия учебной деятельности.

---------------------

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Намечают перспективу последующей работы

организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;

учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности)

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: планирование,  контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познавательные: умение структурировать знания

Личностные: смыслообразование.

Уроки общеметодологической направленности

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Универсальные учебные действия

1.этап  мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

Настрой на работу.

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

2. этап актуализации и пробного учебного действия

Обсуждают что им уже известно по данной теме

Активизирует знания учащихся и создаёт проблемную ситуацию 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Логические – формулирование проблемы.

3.                                     этап локализации индивидуальных затруднений; выявления места и причины затруднения;

Дети предлагают свои способы перевода практической ситуации на математический язык

Анализирует предложенные модели и помогает в выборе наиболее удачной

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

4.этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; проекта выхода из затруднения;

Решают практические задачи различными способами. Сравнивают полученные результаты.

Консультирует, проверяет правильность решения и помогает в оформлении

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

5.этап реализации построенного проекта

6.этап обобщения затруднений во внешней речи;

7.этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

8.этап включения в систему знаний и повторения;

9. Рефлексия учебной деятельности.

-

10. Подведение итогов урока

Осуществляет самооценку

 собственной учебной

деятельности, соотносят цель и

 результаты, степень их

соответствия.

Намечают перспективу последующей работы

Предлагает выбрать формы рефлексии и помогает в планировании последующей коррекции

Подводит итог работы на уроке и анализирует достигнутые результаты

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: планирование,  контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познавательные: умение структурировать знания

Личностные: смыслообразование.

Урок развивающего контроля :

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Универсальные учебные действия

1.этап  мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности.

Настрой на работу.

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

2. этап актуализации и пробного учебного действия

Обсуждают что им уже известно по данной теме

Активизирует знания учащихся и создаёт проблемную ситуацию 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Логические – формулирование проблемы.

3.                                     этап локализации индивидуальных затруднений; выявления места и причины затруднения;

Дети предлагают свои способы перевода практической ситуации на математический язык

Анализирует предложенные модели и помогает в выборе наиболее удачной

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

4.этап этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

Решают практические задачи различными способами. Сравнивают полученные результаты.

Консультирует, проверяет правильность решения и помогает в оформлении

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

5.этап реализации построенного проекта

6.этап обобщения затруднений во внешней речи;

7.этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 

8.этап  решения заданий творческого уровня

9. Рефлексия контрольно-коррекционной деятельности.

---------------------

10. Подведение итогов урока

Осуществляет самооценку

 собственной учебной

деятельности, соотносят цель и

 результаты, степень их

соответствия.

Намечают перспективу последующей работы

Предлагает выбрать формы рефлексии и помогает в планировании последующей коррекции

Подводит итог работы на уроке и анализирует достигнутые результаты

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: планирование,  контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познавательные: умение структурировать знания

Личностные: смыслообразование.

Шаблон урока по ФГОС уроки развивающего контроля

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД

Этап мотивации (самоопределение) к контрольно-коррекционной   деятельности

Настрой на работу

Подготовка класса к работе

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем

Этап актуализация  и пробного учебного действия

Выясняют , что им известно по данной теме, выполняют индивидуальные контрольные работы

Активизирует мыслительные операции и повторение

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем

Познавательные: самостоятельное выделение и  формулирование познавательной деятельности

Логические: формулирование проблемы

Этап локализации индивидуальных затруднений

Уточняют алгоритм исправления ошибок и анализируют свое решение. Ребята, не допустившие ошибок, выполняют задания творческого характера

Организовывает мотивирование учащихся к коррекционной деятельности

Регулятивные: целеполагание и прогнозирование

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решении я задачи в зависимости от конкретных условий

Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

Формулируют цель своих будущих коррекционных действий и выбирают способ и средства коррекции

Помогает в выборе средств и методов коррекции

 Предметные: формирование навыков решения практических задач

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: создание способов решения

Этап реализации построенного проекта

Самостоятельно исправляют свои ошибки  выбранным методом и с помощью эталона для самопроверки.

Консультирует, проверяет правильность решения и помогает в оформлении

Предметные: формирование навыков решения практических задач

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Этап обобщения затруднений во внешней речи

Обсуждают типовые ошибки проговаривают формулировки способов действий, вызвавших затруднения

 Организовывает работу и проверяет правильность решения

Коммуникативные :планирование учебного сотрудничества

Регулятивные: коррекция, саморегуляция

Познавательные: формулирование проблемы ,создания способов решения

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выполняют самостоятельную работу, аналогичную контрольной работе, выбирая те задания, в которых допущены ошибки. Учащиеся, не допустившие ошибок , выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу

Направляет работу учащихся на преодоление ошибок

Познавательные: анализ

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Регулятивные: целеполагание

Этап решения заданий творческого уровня

При положительном результате- выполняют задания, в которых рассматриваемые способы  действий связываются с ранее изученными и между собой. При отрицательном результате- ребята повторяют предыдущий этап для другого варианта

Направляет работу учащихся , помогая и консультируя

Регулятивные: целеполагание

Познавательные: создание способов решения

Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности

Осуществляют самооценку результатов контрольно-коррекционной деятельности,  осознание метода преодоления  затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности.

Помогает выбрать формы рефлексии и помогает в планировании последующей коррекции

Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того .что еще подлежит усвоению

Познавательные: умение сконструировать знания

Личностные: смыслообразование

Подведение итогов

Подводит итог  работы  на уроке и анализирует достигнутые результаты



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока № 14

Учитель

Кучергина Наталья Витальевна

Класс

3

Предмет:

русский язык

Тема урока:

Простые и сложные предложения

Тип урока:

 Открытие « нового» знания

Цель урока:

формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно – познавательной деятельности с целью построения алгоритма решения различения простого и сложного предложения и применение его в практической деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные:

- ценностное отношение к совместной познавательной деятельности;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- ставить (коллективно) новые цели;

- выполнять действия для их решения;

- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;

Познавательные УУД:

- осуществлять наблюдение, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы;

- формировать умение пользоваться различными И КТ средствами.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения;

- умение работать в группе, паре;

- умение провести рефлексию своих действий на уроке;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Предметные:

- сравнивать и различать простые и сложные предложения;

Оборудование:

- учебник «Русский язык» 3 класс , УМК «Школа России»

- интерактивная доска;

- карточки для самостоятельной работы;

- карточки - помощницы «Алгоритм действий»;

- карточки для индивидуальной работы;

- эталон для самопроверки самостоятельной работы;

- листы самооценки;

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности Включение

детей в деятельность на личносто-значимом уровне

Выработать на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности

Я рада видеть каждого из вас.

Пусть осень прохладой дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

Предлагаю всем встать в круг и урок начать с игры, которая называется  «Поменяйтесь местами те….»

- Поменяйтесь местами те,

Кто готов к уроку:

Кто любит уроки русского языка;

Кто хорошо помнит , о чем вели речь на прошлом уроке.

Кто любит создавать кластеры.

Прошу сесть на свои места

Руки?

Ноги?

Локти?

Спина?

Приветствуют учителя.

Встают в круг, выполняют соответствующие дейстивия.

Рассаживаются на свои места и отвечают хором:

На месте!

На месте!

У края!

Прямая!

Самоопроеделение к деятельности – (Л)

Л- настрой на позитивное начало урока

К – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими

Подготовить мышление учащихся  и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

Запись на доске:  Прозвенел  веселый звонок. Ребята зашли в класс, начался урок русского языка.

-Посмотрите на доску. Что написано на доске?

Давайте вспомним все, что вы знаете о предложении. -Молодцы! Значит, вы сможете списать предложения, подчеркнуть грамматическую основу и дать характеристику предложениям.

Дети работают самостоятельно. двое  учащихся – у доски.

Давайте проверим, что получилось.

- Почему возникли проблемы со вторым предложением и не смогли выполнить задание?

Предложения

-Это слова, связанные по смыслу; выражает законченную мысль; одна грамматическая основа; есть главные и второстепенные члены предложения …

Первое предложение- это предложение по цели высказывания повествовательное; по интонации невосклицательное; по наличию второстепенных членов-распространенное; грамматическая основа-прозвенел звонок

-Второе предложение – у детей получились разные варианты с грамматической основой.

-Не хватает знаний, мы такого еще не проходили, это предложение какое-то трудное, сложное…

Мыслительные операции (обобщение, анализ,  синтез, сравнение)-П;

-извлечение необходимо информации

– П;

- выполнение пробного задания – Р;

-фиксирование инд.затруднений  в пробном учебном действии - Р;

-волевая саморегуляция  в затруднении – Р;

-аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации- К  

  1. Постановка учебной задачи

На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

Поставить цель учебной деятельности  и на этой основе  выбрать способ и средства её  реализации.

Может быть кто-нибудь справился с заданием?

Что это за предложение?

-Может быть кто-то догадался чему будем учиться на уроке?

-Так какова тема нашего урока?

-Спрогнозируйте, какую цель урока поставим?

Предлагают и согласовывают тему, цели  урока.

Если никто не знает про сложное предложение, то педагог сам наводит детей, что это предложение отличается от первого, оно сложное

- Будем учиться отличать сложные предложения от простых

-Простое и сложное предложение

-Уметь отличать простое предложение от сложного, составлять схемы предложений

− выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

− планирование (Р);

− прогнозирование (Р);

− структурирование знаний (П);

− осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

− волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

− выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

− аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

− учёт разных мнений (К);

− использование критериев для обоснования своего суждения (К);

  1. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания)

На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения  проблемной ситуации и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т. д.). После построения и обоснования нового способа действий он фиксируется в речи и знаков  о в соответствии с формулировками и обозначениями, принятыми в культуре. В завершение устанавливается, что учебная задача разрешена.

Построить новый способ действия и сформировать умение применять его  как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

Проблема обозначена, мы установили, что она для нас важна. Посоветуйте, что делать дальше?

- Как? Как чаще всего мы выводим правило, открываем для себя важное, новое?

- Значит, что будем делать дальше?

- Вернёмся к нашему предложению и будем выходить из нашей проблемной ситуации. По ходу рассуждений, будем создавать алгоритм.

-С чего начинаем?

-Что дальше?

-Что поняли из нашего предложения?

-Так что же надо сделать после того, как выяснили о ком или о чем говорится в предложении?

-Когда посчитали грамматические основы, дальше как быть?

-После этой работы на слайдах появляется запись:

  1. Читаю предложение.
  2. Нахожу и подчёркиваю грамматическую основу.
  3. Смотрю, сколько в предложении грамматических основ: если одна- простое предложение, если две и больше- сложное предложение.

-Молодцы! – Важна ли для нас проблема, возникшая в начале урока?

- Будем находить пути выхода из затруднения

-Обычно выводим правило на основе сравнения и наблюдения

- Наблюдать, сравнивать, делать выводы и создавать алгоритм

Читаю предложение

- Нахожу и подчеркиваю грамматическую основу. Для этого выясняю, о ком или о чем говорится в предложении, а затем, что говорится о подлежащем

- Что в нем несколько грамматических основ

- Посмотреть или посчитать количество грамматических основ

- Применить знания, которые уже знаем, т.е. если в предложении одна грамматическая основа- простое предложение, если две и больше- сложное предложение

- Да, необходимо не путать предложения простые и сложные

смыслообразование (Л);

− анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

− выдвижение гипотез и их обоснование (П);

− поиск необходимой информации из текстов (П);

− установление причинно−следственных связей (П);

− выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

− адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)


5.
 Первичное закрепление во внешней речи

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

Усвоить учащимися новый способ действия.

Сделайте вывод, какие предложения называются простыми, а какие сложные? - Сравним наш вывод с автором учебника.

- Прочитайте правило про себя на стр. 32

- Совпал ли наш вывод с выводом учебника?

-По какому признаку делятся предложения на простые и сложные?

-Что нового узнали из правила?

-Какой пункт добавим в наш алгоритм?

.Если предложение сложное, то грамматические основы разделяются запятой.

А теперь вернемся к нашему предложению и с помощью алгоритма попробуем подчеркнуть грамматическую основу и дать характеристику нашему предложению.

- Давайте, ещё раз повторим какие предложения называются сложными?

В качестве проверки того, как вы поняли тему, предлагаю выполнить задачу.  Используя алгоритм «Простое и сложное предложение», определите тип предложения.  Порядок работы: от командира группы по часовой стрелке проговорите вами выполненное задание, так, чтобы, согласившись, ребята смогли внести записи в свою таблицу.

Карточка: (Прозвенел звонок с урока. Ребята выбежали на перемену. Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену. Ребята выбежали на перемену, началась весёлая игра.)

Простые- одна грамматическая основа, сложные- две или несколько грамматических основ

-По количеству грамматических основ

-

Если предложение сложное, то грамматические основы разделяются запятой.)

Учащиеся вслух читают алгоритм по пунктам и выполняют задание в предложении.

Решают в группах  типовое задание на новый способ действий. При этом проговаривают  вслух выполненные шаги алгоритма.. Учащиеся согласны или не согласны указывают жестами-знаками.

(слайд) Критерии к заданию. Обучающиеся оценивают себя.

-анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

− извлечение из текстов необходимой информации (П);

− использование знаково−символических средств (П);

− подведение под понятие (П);

− выполнение действий по алгоритму (П);

− доказательство (П);

− контроль (Р);

− коррекция (Р);

− оценка (Р);

− волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

− осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

− выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

− использование критериев для обоснования своего суждения (К).

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

Пропустить через себя и отдать как собственный опыт учащимися новый способ действия и  провести рефлексию индивидуально достижения цели пробного учебного действия.

Задание в тетради на печатной основе..

Прочитать задание. Определить вид предложения.

Подчеркнуть  в предложениях (2) грамматическую основу, доказать используя алгоритм действия. (Карточки с алгоритмом )

Сравнить с эталоном.

Проговаривание детьми места ошибки и причин ошибки.

Проговаривание алгоритмов.

Исправление ошибок.

(слайд) Критерии к заданию

Обучающиеся оценивают себя.

− анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

− установление причинно−следственных связей (П);

− выведение следствий (П);

− выполнение действий по алгоритму (П);

− контроль, коррекция, оценка (Р);

  1. Включение в систему знаний и повторение. 

На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

Включить  новый способ действий в систему знаний  при этом  повторить и закрепить  ранее изученные способы  подготовки к изучению следующих разделов.

Работа с СД диском Приложение к учебнику В.П.Канакина, 3 класс, тема «Предложение»

Выполняют устно задания.

Выходят к интерактивной доске, объясняют, доказывают свое мнение.

Взаимооценка.

− анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

− понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

− подведение под понятие (П);

− моделирование, преобразование модели (П);

− использование критериев для обоснования своего суждения (К);

− постановка вопросов (К);

− адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

  1. Рефлексия деятельности (итог урока).  

На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.

Оценить учащимися собственную учебную деятельность , осознать  методы построения и границы применения  нового способа действий

Вернёмся к нашей цели урока. Какая была цель урока?

-Что такое сложное предложение?

-Какие ещё задачи решали на уроке?

-Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни? 

И в конце урока давайте каждый из вас закончит несколько предложений:

До этого урока я не знал….

К концу урока я узнал….

  1. Теперь я могу….
  2. Мне было интересно…

Я испытывал трудности……

Узнать, что такое сложное предложение?)

(Ответы детей)

-Определяли сколько частей может быть в сложном предложении, как отличить сложное предложение от простого, уметь расставлять запятые в сложном предложении.)

Осуществляют самооценку, формируют конечный результат.

Определяют меру своего продвижения вперёд.

Обучающиеся показывают с помощью сигнальных карточек.

Обучающиеся говорят спасибо ученикам, которые хорошо работали на уроке.

Обучающиеся сдают тетради вместе с листами достижений

Рефлексия способов и условий действий – П;

-контроль и оценка способов своей деятельности -Р;

-самооценка на основе  критерий успешности-Л;

- адекватное понимание успешности или неуспешности;

-- выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К;

- планирование успешного сострудничества - К

- следование моральным нормам и этическим требованиям - Л

  1. Инструктаж домашнего задания.

Домашнее задание дифференцированное :

  1. Составить  3 предложения самостоятельно, используя информацию с урока.
  2. Дополнить свои кластеры по теме «Предложение»
  3. Упр.51, с.32

Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник.