Конспекты уроков
Технологические карты уроков составлены в сответствии с ФГОС, с системно-деятельностным подходом
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока - исследования Учебный предмет: окружающий мир
Класс 3
Автор УМК «Школа России»
Тема урока: Что такое почва
Тип (Форма) урока: Урок - исследование
Целевая установка урока: способствовать формированию представлений о почве и её образовании, составе и свойствах, развитию умения
выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой.
Обобщение урока: Предположим, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни.
Предметные результаты (умения): узнают состав, свойства почвы, научатся моделировать схему строения почвы, проводить простейшие
опыты.
Личностные: самоопределение (оформлять свои наблюдения, уметь наблюдать); выражать положительное отношение к процессу познания:
проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Познавательные: осуществляют наблюдения, опыт, анализ, обобщение, установление причинно-следственных связей, оформление вывода,
рассуждение, прогнозируют предстоящую работу( составляют план), способствовать формированию умения пользоваться инструкцией, умению использовать знаково-символические модели (схемы) Регулятивные: осуществляют познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные: умеют работать в паре, группе, планировать учебное сотрудничество
Метапредметные: самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать выводы; работать со словарем); целеполагания (формировать и удерживать учебную задачу
№ | Название этапа/ время этапа | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1 | Мотивацион ный (1-2 мин) | Настроить учащихся на образовательн ую деятельность | Проверка готовности к образовательной деятельности. Приветствие. | Готовность к деятельности. Приветствие | Самоопределение |
Весь огромный мир кругом меня, надо | |||||
мной и подо мной полон неизвестных | |||||
тайн. Я буду их открывать всю жизнь, | |||||
потому что это самое увлекательное | |||||
занятие в мире В. Бианки | |||||
И сегодня я приглашаю вас, ребята, в мир увлекательных открытий. Предлагаю на уроке друг другу помогать, но при этом мы будем снова наблюдать, выводы делать и рассуждать. | |||||
2 | Создание проблемной ситуации (2 -3 мин) | Постановка проблемы | Организация проблемной ситуации исследования. Постановка проблемного вопроса ( звук CMC) - Ой, что это? Ребята, смотрите, нам пришло письмо на электронную почту от Мудрой совы. Давайте послушаем его. (Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна - а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови. Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него -оно и полетело. А попадает такое семечко в чудесную кладовую, полежит- глядишь: где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь. | Обсуждение данной проблемной ситуации. Актуализация межпредметных связей на построении речевых высказываний Обсуждение предметных способов решения, устанавливая причинно -следственную связь. - сказка... |
- Сказка это или не сказка? Существует ли такая кладовая на самом деле? | - нет не сказка... | ||||
Определение темы и цели исследования (2мин) | Определение темы и цели исследования | Помощь в постановке темы и цели исследования - Вы уже, должно быть, догадались о чём шла речь в письме? Как называется кладовая? Что означает слово «земля» в вашем представлении? - Как вы думаете, о каком значении слова «земля» будет идти речь на нашем уроке? - Определите тему урока. Итак, тема нашего урока: Что такое почва. - Тогда давайте определим цель нашего урока. Цель урока: изучить, что такое почва, ее состав и свойства. | Обсуждение темы урока и цели исследования Умение находить поставленную задачу используя знания и умения - (Земля) - (Планета, суша, родные просторы) - (о почве) - Что такое почва? Из чего состоит почва? Для чего нужна почва? | ||
4 | Выдвижение гипотез исследования (2-3 мин) | Выдвижение гипотез | Организация выдвижение гипотез, фиксация вариантов ответа - Откройте учебники на стр. 64. Рассмотрите рисунок. - что такое почва? - какое значение она имеет для растений и животных? Почему же почва плодородна. Выскажи гипотезу и обоснуй ее. | Выдвижение разных гипотез - верхний плодородный слой земли. Предположим, что в почве содержится то, что необходимо растениям для | Выдвижение гипотез и их обоснование |
жизни. | |||||
5 | Выбор методик исследования (2-3 мин) | Предложения различных методик исследования Учитель предлагает на выбор методики для изучения состава и свойств почвы: • Подумай самостоятельно • Прочитай книгу • Посмотри в интернете • Спроси у других людей • Понаблюдай • Провести эксперимент • Провести опыт | Выбор методики исследования - провести опыт, изучить литературу. | Планирование плана действий | |
6 | Проведение исследования в зависимости от выбранного метода | Исследование | Методологическая помощь, консультации - Каждая группа экспертов получила инструкцию по проведению опыта. Соблюдайте технику безопасности при работе. Не забывайте о правилах работы в группе. 1. Уважай своего товарища. 2. Умей каждого выслушать. 3. Не согласен - предлагай! В каждой группе есть главный научный | Проведение исследований по выбранным методикам Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы 5 групп проводят свои опыты. После проведения опыта, группа делает выводы и заносит их в тетрадь на печатной основе стр. 37. Одна группа занимается исследованием, изучая литературу. | Умение работать с лабораторным оборудованием. Умении работать в группах. |
сотрудник, который следит за работой, распределяет обязанности. | |||||
7 | Самореализа ция исследования (5-6 мин) | Обсуждение результатов | Обобщение этапов практической работы (+и-) Учитель после выступления детей оформляет кластер на доске «состав почвы» | Организация выступлений Анализ результатов, выводы, проверка гипотез Каждая группа зачитывает свой опыт и сделанные выводы. Все ответы дети записывают выводы в тетрадь на печатной основе. Последняя выступает группа, изучающая литературу «Что растения получают из почвы». | Самооценка, взаимооценка, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, сравнение, самоопределение, саморегуляция |
8 | Этап рефлексии учебной деятельности (2 мин) | Вопросы (задания) для рефлексии - Наше исследование подошло к логическому завершению. Какие вопросы мы ставили в начале урока? - Существует ли на самом деле чудесная кладовая или это сказка? - Подтвердили ли мы свою гипотезу «Предположим, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни.» | Самооценка результатов своей деятельности - Чудесная кладовая существует. Это земля (почва). - Да подтвердили. | ||
9 | Домашнее задание (нужно ли?) | Предложение три уровня домашнего задания: стандартный, повышенный, творческий Учебник стр. 67-68 (задания для домашней работы), страничка для любознательных. | Выбор учащимися предложенного уровня домашней работы |
Предварительный просмотр:
Урок рефлексии | |||
Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Универсальные учебные действия |
1.Самоопределение к коррекционной деятельности | Настрой на работу | Подготовка класса к работе | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2.Актуализация и пробные учебные действия | Обсуждают затруднения по данной теме. Выполняют самостоятельную работу на применение способов действий. Выполняют самопроверку. | Организует повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися. Активизирует познавательные процессы. Организует мотивирование («хочу»-«надо»-«могу»). Организует самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Логические – формулирование проблемы. |
3.Локализация учебных затруднений | -Уточняют алгоритм исправления ошибок, анализируют свое решение и определяют место ошибок – место затруднение. Выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила), в которых допущены ошибки, - причину затруднений. -Учащиеся, которые не выявили ошибок, выполняют пошаговую проверку своих решений. Если при проверке обнаружены ошибки, то присоединяются к первой группе, если нет – выполняют дополнительные задания творческого уровня. | Консультирует. Анализирует предложенные модели и помогает в выборе наиболее удачной. | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
4.Построение проекта коррекции выявленных затруднений | Формулируют индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий. Выбирают способ и средства коррекции. | Помогает в планировании последующей коррекции | Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания |
5.Реализация построенного проекта | -Исправляют свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств. Соотносят свои результаты с эталоном. - В случае затруднения – исправляют ошибки с помощью предложенного эталона для самопроверки. Выбирают или придумывают задания, аналогичные тем, в которых были допущены ошибки. Решают эти задания. Учащиеся, не допустившие ошибок в С/р решают задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов. | Контролирует деятельность учащихся. | Регулятивные: контроль и коррекция; прогнозирование Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Познавательные: логические (установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений |
6.Обобщение затруднений во внешней речи | Проговаривают формулировки способов действий, которые вызвали затруднения. | Организует обсуждение типовых затруднений. | Регулятивные: определение последовательных, промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки. Проводят самопроверку, фиксируют свои результаты. Учащиеся, выполняющие творческие задания, осуществляют самопроверку по предложенному образцу. | Консультирует, проверяет правильность решения, помогает в оформлении, создает ситуацию успеха. | Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствий Познавательные: формулирование проблемы, создание способов решения проблемы, исследовательская деятельность |
8.Включение в систему знаний и повторения | Выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой. Выполняют задания на подготовку следующих тем. При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта. | Контролирует, проверяет правильность решения, помогает в оформлении. | Регулятивные: целеполагание (постановка учебно-познавательной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что неизвестно. Познавательные: оценка процесса результата деятельности. |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке | Уточняют алгоритм исправления ошибок, называют способы действий, вызвавших затруднения, фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Оценивают собственную деятельность, намечают цели последующей деятельности. В соответствие с результатами деятельности согласовывают дом задание. | Предлагает выбрать формы рефлексии и подводит итог работы, анализируя достигнутые результаты. Предлагает дом задание по результатам деятельности учащихся. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению |
Урок «открытия» нового знания | |||
Этапы урока | Деятельность, учащихся | Деятельность учителя | Универсальные учебные действия |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Настрой на работу. | создать условия для возникновения внутренней потребности актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); установить тематические рамки учебной деятельности | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам |
2.Этап актуализации и пробного учебного действия. | воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); актуализировали норму пробного учебного действия попытались самостоятельно выполнить индивидуальное зафиксировали возникшее затруднение в выполнении | Активизирует знания учащихся и подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Логические – формулирование проблемы. |
3.Этап выявления места и причины затруднения. | проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали; зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения); соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает | Анализирует причины затруднений и помогает в выборе знания, которого недостает | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Личностные |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения. | в коммуникативной форме сформулировали конкретную предложили и согласовали тему урока, которую учитель выбрали способ построения нового знания (как?) - метод выбрали средства для построения нового знания(с помощью чего? - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, . | Консультирует, проверяет согласовывает, уточняет тему урока | Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания Личностные :планирование учебной деятельности |
5.Этап реализации построенного проекта. | на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы; при построении нового знания использовать предметные применить новый способ действий для решения задачи, зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково; зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения. | Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания | |
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; | решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия; при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д | Организовывает решение типовых заданий(фронтально, в группах, в парах) | Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Познават-е: Логические |
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Самостоятельно выполнять типовые задания на новый способ действия Выполнять самопроверку по эталону Выявить причины ошибок и их исправление | организовывает самостоятельное выполнение учащимися организовывает самопроверку учащимися своих решений по создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления | Регулятивные контроль, оценка Познават-е:формулирование проблемы |
8.Этап включения в систему знаний и повторения; | Фиксируют границы нового знания, выполняют задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными; | Помогает выявить и зафиксировать границы применимости нового организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными; организовать тренировку ранее сформированных умений, при необходимости организовать подготовку к изучению | Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению |
9. Рефлексия учебной деятельности. --------------------- | Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Намечают перспективу последующей работы | организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке; учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности) | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Познавательные: умение структурировать знания Личностные: смыслообразование. |
Уроки общеметодологической направленности | |||
Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Универсальные учебные действия |
1.этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. | Настрой на работу. | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам |
2. этап актуализации и пробного учебного действия | Обсуждают что им уже известно по данной теме | Активизирует знания учащихся и создаёт проблемную ситуацию | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Логические – формулирование проблемы. |
3. этап локализации индивидуальных затруднений; выявления места и причины затруднения; | Дети предлагают свои способы перевода практической ситуации на математический язык | Анализирует предложенные модели и помогает в выборе наиболее удачной | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
4.этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; проекта выхода из затруднения; | Решают практические задачи различными способами. Сравнивают полученные результаты. | Консультирует, проверяет правильность решения и помогает в оформлении | Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания |
5.этап реализации построенного проекта | |||
6.этап обобщения затруднений во внешней речи; | |||
7.этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | |||
8.этап включения в систему знаний и повторения; | |||
9. Рефлексия учебной деятельности. - 10. Подведение итогов урока | Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Намечают перспективу последующей работы | Предлагает выбрать формы рефлексии и помогает в планировании последующей коррекции Подводит итог работы на уроке и анализирует достигнутые результаты | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Познавательные: умение структурировать знания Личностные: смыслообразование. |
Урок развивающего контроля :
Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Универсальные учебные действия |
1.этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности. | Настрой на работу. | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам |
2. этап актуализации и пробного учебного действия | Обсуждают что им уже известно по данной теме | Активизирует знания учащихся и создаёт проблемную ситуацию | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Логические – формулирование проблемы. |
3. этап локализации индивидуальных затруднений; выявления места и причины затруднения; | Дети предлагают свои способы перевода практической ситуации на математический язык | Анализирует предложенные модели и помогает в выборе наиболее удачной | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
4.этап этап построения проекта коррекции выявленных затруднений | Решают практические задачи различными способами. Сравнивают полученные результаты. | Консультирует, проверяет правильность решения и помогает в оформлении | Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания |
5.этап реализации построенного проекта | |||
6.этап обобщения затруднений во внешней речи; | |||
7.этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | |||
8.этап решения заданий творческого уровня | |||
9. Рефлексия контрольно-коррекционной деятельности. --------------------- 10. Подведение итогов урока | Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Намечают перспективу последующей работы | Предлагает выбрать формы рефлексии и помогает в планировании последующей коррекции Подводит итог работы на уроке и анализирует достигнутые результаты | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Познавательные: умение структурировать знания Личностные: смыслообразование. |
Шаблон урока по ФГОС уроки развивающего контроля
Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | УУД |
Этап мотивации (самоопределение) к контрольно-коррекционной деятельности | Настрой на работу | Подготовка класса к работе | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем |
Этап актуализация и пробного учебного действия | Выясняют , что им известно по данной теме, выполняют индивидуальные контрольные работы | Активизирует мыслительные операции и повторение | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности Логические: формулирование проблемы |
Этап локализации индивидуальных затруднений | Уточняют алгоритм исправления ошибок и анализируют свое решение. Ребята, не допустившие ошибок, выполняют задания творческого характера | Организовывает мотивирование учащихся к коррекционной деятельности | Регулятивные: целеполагание и прогнозирование Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решении я задачи в зависимости от конкретных условий |
Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений | Формулируют цель своих будущих коррекционных действий и выбирают способ и средства коррекции | Помогает в выборе средств и методов коррекции | Предметные: формирование навыков решения практических задач Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: создание способов решения |
Этап реализации построенного проекта | Самостоятельно исправляют свои ошибки выбранным методом и с помощью эталона для самопроверки. | Консультирует, проверяет правильность решения и помогает в оформлении | Предметные: формирование навыков решения практических задач Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Этап обобщения затруднений во внешней речи | Обсуждают типовые ошибки проговаривают формулировки способов действий, вызвавших затруднения | Организовывает работу и проверяет правильность решения | Коммуникативные :планирование учебного сотрудничества Регулятивные: коррекция, саморегуляция Познавательные: формулирование проблемы ,создания способов решения |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Выполняют самостоятельную работу, аналогичную контрольной работе, выбирая те задания, в которых допущены ошибки. Учащиеся, не допустившие ошибок , выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу | Направляет работу учащихся на преодоление ошибок | Познавательные: анализ Коммуникативные: умение выражать свои мысли Регулятивные: целеполагание |
Этап решения заданий творческого уровня | При положительном результате- выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой. При отрицательном результате- ребята повторяют предыдущий этап для другого варианта | Направляет работу учащихся , помогая и консультируя | Регулятивные: целеполагание Познавательные: создание способов решения |
Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности | Осуществляют самооценку результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности. | Помогает выбрать формы рефлексии и помогает в планировании последующей коррекции | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того .что еще подлежит усвоению Познавательные: умение сконструировать знания Личностные: смыслообразование |
Подведение итогов | Подводит итог работы на уроке и анализирует достигнутые результаты |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока № 14 | ||||
Учитель | Кучергина Наталья Витальевна | |||
Класс | 3 | |||
Предмет: | русский язык | |||
Тема урока: | Простые и сложные предложения | |||
Тип урока: | Открытие « нового» знания | |||
Цель урока: | формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно – познавательной деятельности с целью построения алгоритма решения различения простого и сложного предложения и применение его в практической деятельности. | |||
Планируемые результаты: | ||||
Личностные: - ценностное отношение к совместной познавательной деятельности; | ||||
Метапредметные: Регулятивные УУД: - ставить (коллективно) новые цели; - выполнять действия для их решения; - умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; | ||||
Познавательные УУД: - осуществлять наблюдение, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; - строить несложные рассуждения, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы; - формировать умение пользоваться различными И КТ средствами. | ||||
Коммуникативные УУД: - умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; - умение работать в группе, паре; - умение провести рефлексию своих действий на уроке; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | ||||
Предметные: - сравнивать и различать простые и сложные предложения; | ||||
Оборудование: | - учебник «Русский язык» 3 класс , УМК «Школа России» - интерактивная доска; - карточки для самостоятельной работы; - карточки - помощницы «Алгоритм действий»; - карточки для индивидуальной работы; - эталон для самопроверки самостоятельной работы; - листы самооценки; | |||
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
детей в деятельность на личносто-значимом уровне | Выработать на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности | Я рада видеть каждого из вас. Пусть осень прохладой дышит, Нам будет здесь уютно, ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит. Предлагаю всем встать в круг и урок начать с игры, которая называется «Поменяйтесь местами те….» - Поменяйтесь местами те, Кто готов к уроку: Кто любит уроки русского языка; Кто хорошо помнит , о чем вели речь на прошлом уроке. Кто любит создавать кластеры. Прошу сесть на свои места Руки? Ноги? Локти? Спина? | Приветствуют учителя. Встают в круг, выполняют соответствующие дейстивия. Рассаживаются на свои места и отвечают хором: На месте! На месте! У края! Прямая! | Самоопроеделение к деятельности – (Л) Л- настрой на позитивное начало урока К – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими | Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий | Запись на доске: Прозвенел веселый звонок. Ребята зашли в класс, начался урок русского языка. -Посмотрите на доску. Что написано на доске? Давайте вспомним все, что вы знаете о предложении. -Молодцы! Значит, вы сможете списать предложения, подчеркнуть грамматическую основу и дать характеристику предложениям. Дети работают самостоятельно. двое учащихся – у доски. Давайте проверим, что получилось. - Почему возникли проблемы со вторым предложением и не смогли выполнить задание? | Предложения -Это слова, связанные по смыслу; выражает законченную мысль; одна грамматическая основа; есть главные и второстепенные члены предложения … Первое предложение- это предложение по цели высказывания повествовательное; по интонации невосклицательное; по наличию второстепенных членов-распространенное; грамматическая основа-прозвенел звонок -Второе предложение – у детей получились разные варианты с грамматической основой. -Не хватает знаний, мы такого еще не проходили, это предложение какое-то трудное, сложное… | Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение)-П; -извлечение необходимо информации – П; - выполнение пробного задания – Р; -фиксирование инд.затруднений в пробном учебном действии - Р; -волевая саморегуляция в затруднении – Р; -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- К |
На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока. | Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации. | Может быть кто-нибудь справился с заданием? Что это за предложение? -Может быть кто-то догадался чему будем учиться на уроке? -Так какова тема нашего урока? -Спрогнозируйте, какую цель урока поставим? | Предлагают и согласовывают тему, цели урока. Если никто не знает про сложное предложение, то педагог сам наводит детей, что это предложение отличается от первого, оно сложное - Будем учиться отличать сложные предложения от простых -Простое и сложное предложение -Уметь отличать простое предложение от сложного, составлять схемы предложений | − выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); − планирование (Р); − прогнозирование (Р); − структурирование знаний (П); − осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); − волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); − выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); − аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); − учёт разных мнений (К); − использование критериев для обоснования своего суждения (К); |
На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т. д.). После построения и обоснования нового способа действий он фиксируется в речи и знаков о в соответствии с формулировками и обозначениями, принятыми в культуре. В завершение устанавливается, что учебная задача разрешена. | Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа. | Проблема обозначена, мы установили, что она для нас важна. Посоветуйте, что делать дальше? - Как? Как чаще всего мы выводим правило, открываем для себя важное, новое? - Значит, что будем делать дальше? - Вернёмся к нашему предложению и будем выходить из нашей проблемной ситуации. По ходу рассуждений, будем создавать алгоритм. -С чего начинаем? -Что дальше? -Что поняли из нашего предложения? -Так что же надо сделать после того, как выяснили о ком или о чем говорится в предложении? -Когда посчитали грамматические основы, дальше как быть? -После этой работы на слайдах появляется запись:
-Молодцы! – Важна ли для нас проблема, возникшая в начале урока? | - Будем находить пути выхода из затруднения -Обычно выводим правило на основе сравнения и наблюдения - Наблюдать, сравнивать, делать выводы и создавать алгоритм Читаю предложение - Нахожу и подчеркиваю грамматическую основу. Для этого выясняю, о ком или о чем говорится в предложении, а затем, что говорится о подлежащем - Что в нем несколько грамматических основ - Посмотреть или посчитать количество грамматических основ - Применить знания, которые уже знаем, т.е. если в предложении одна грамматическая основа- простое предложение, если две и больше- сложное предложение - Да, необходимо не путать предложения простые и сложные | смыслообразование (Л); − анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); − выдвижение гипотез и их обоснование (П); − поиск необходимой информации из текстов (П); − установление причинно−следственных связей (П); − выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); − адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К) |
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи. | Усвоить учащимися новый способ действия. | Сделайте вывод, какие предложения называются простыми, а какие сложные? - Сравним наш вывод с автором учебника. - Прочитайте правило про себя на стр. 32 - Совпал ли наш вывод с выводом учебника? -По какому признаку делятся предложения на простые и сложные? -Что нового узнали из правила? -Какой пункт добавим в наш алгоритм? .Если предложение сложное, то грамматические основы разделяются запятой. А теперь вернемся к нашему предложению и с помощью алгоритма попробуем подчеркнуть грамматическую основу и дать характеристику нашему предложению. - Давайте, ещё раз повторим какие предложения называются сложными? В качестве проверки того, как вы поняли тему, предлагаю выполнить задачу. Используя алгоритм «Простое и сложное предложение», определите тип предложения. Порядок работы: от командира группы по часовой стрелке проговорите вами выполненное задание, так, чтобы, согласившись, ребята смогли внести записи в свою таблицу. Карточка: (Прозвенел звонок с урока. Ребята выбежали на перемену. Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену. Ребята выбежали на перемену, началась весёлая игра.) | Простые- одна грамматическая основа, сложные- две или несколько грамматических основ -По количеству грамматических основ - Если предложение сложное, то грамматические основы разделяются запятой.) Учащиеся вслух читают алгоритм по пунктам и выполняют задание в предложении. Решают в группах типовое задание на новый способ действий. При этом проговаривают вслух выполненные шаги алгоритма.. Учащиеся согласны или не согласны указывают жестами-знаками. (слайд) Критерии к заданию. Обучающиеся оценивают себя. | -анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); − извлечение из текстов необходимой информации (П); − использование знаково−символических средств (П); − подведение под понятие (П); − выполнение действий по алгоритму (П); − доказательство (П); − контроль (Р); − коррекция (Р); − оценка (Р); − волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); − осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); − выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); − использование критериев для обоснования своего суждения (К). |
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля. | Пропустить через себя и отдать как собственный опыт учащимися новый способ действия и провести рефлексию индивидуально достижения цели пробного учебного действия. | Задание в тетради на печатной основе.. | Прочитать задание. Определить вид предложения. Подчеркнуть в предложениях (2) грамматическую основу, доказать используя алгоритм действия. (Карточки с алгоритмом ) Сравнить с эталоном. Проговаривание детьми места ошибки и причин ошибки. Проговаривание алгоритмов. Исправление ошибок. (слайд) Критерии к заданию Обучающиеся оценивают себя. | − анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); − установление причинно−следственных связей (П); − выведение следствий (П); − выполнение действий по алгоритму (П); − контроль, коррекция, оценка (Р); |
На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках. | Включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить ранее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов. | Работа с СД диском Приложение к учебнику В.П.Канакина, 3 класс, тема «Предложение» | Выполняют устно задания. Выходят к интерактивной доске, объясняют, доказывают свое мнение. Взаимооценка. | − анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); − понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); − подведение под понятие (П); − моделирование, преобразование модели (П); − использование критериев для обоснования своего суждения (К); − постановка вопросов (К); − адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); |
На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности. | Оценить учащимися собственную учебную деятельность , осознать методы построения и границы применения нового способа действий | Вернёмся к нашей цели урока. Какая была цель урока? -Что такое сложное предложение? -Какие ещё задачи решали на уроке? -Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни? И в конце урока давайте каждый из вас закончит несколько предложений: До этого урока я не знал…. К концу урока я узнал….
Я испытывал трудности…… | Узнать, что такое сложное предложение?) (Ответы детей) -Определяли сколько частей может быть в сложном предложении, как отличить сложное предложение от простого, уметь расставлять запятые в сложном предложении.) Осуществляют самооценку, формируют конечный результат. Определяют меру своего продвижения вперёд. Обучающиеся показывают с помощью сигнальных карточек. Обучающиеся говорят спасибо ученикам, которые хорошо работали на уроке. Обучающиеся сдают тетради вместе с листами достижений | Рефлексия способов и условий действий – П; -контроль и оценка способов своей деятельности -Р; -самооценка на основе критерий успешности-Л; - адекватное понимание успешности или неуспешности; -- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; - планирование успешного сострудничества - К - следование моральным нормам и этическим требованиям - Л |
| Домашнее задание дифференцированное :
| Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник. |