Информация для родителей

Шабалина Оксана Владимировна

В  помощь родителям:

1. Я-родитель.ru

Родительские собрания

Родительский всеобуч

Сертификат участника областного родительского собрания

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКИЙ ВСЕОБУЧ

ПОДГОТОВИЛА Шабалина О.В.

ТЕМА « ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Цель: познакомить родителей с видами поощрения и наказания, как хвалить и наказывать ребенка, оставаясь на позициях подлинной любви; раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей; определить оптимальные позиции родителей по теме лекции.

Школа, печать, кино, радио воспитывают детей, но основная, главная роль в деле воспитания молодого поколения принадлежит семье. Зачастую родители не принимают никакую роль в воспитании ребенка, возлагая ее на школу, но школа является только помощником родителей в этом нелегком вопросе. В процессе воспитания мы должны не только формировать у детей лучшие нравственные черты, но и помогать преодолевать отрицательные качества.

Родители должны знать, как воспитывать, знать методы, приемы и средства воспитания, уметь практически ими пользоваться.

Поощрение и наказание – методы воспитания, но это не основные методы, а вспомогательные.

Давайте, сейчас ответим на несколько вопросов.

Анкета для родителей.

  1. Как вы наказываете своего ребенка?
  2. Как вы поощряете своего ребенка?
  3. За что вы чаще всего наказываете ребенка?
  4. За что вы чаще всего поощряете ребенка?
  5. Какие методы наказания вы используете?
  6. Какие методы поощрения вы используете?
  7. Применяете ли вы телесные наказания?

К сожалению, есть родители, которые в воспитании детей пользуются исключительно только поощрением и наказанием. Эти родители, можно сказать, действуют методом “кнута и пряника”, они не заставляют детей задумываться над смыслом своего поведения, а просто заставляют их подчиняться, слушаться или из страха перед наказанием, или из желания получить вознаграждения.

Упражнять ребенка в правильном поведении надо с самого раннего возраста. Организуя игру, воспитатель детского сада предъявляет к ребенку требования. Воспитывать – значит обязательно предъявлять требования. Без требований нет воспитания.

“Но что делать, если дети не выполняют требований?” - такой вопрос часто задают родители.

Предъявляйте требования с самого раннего возраста, постоянно увеличивайте круг требований, усложняйте обязанности ребенка, осуществляйте контроль, никогда не ослабляя его. Когда ребенку нужна помощь – оказывайте ее. В этом надежная гарантия того, что у ребенка не выработается опыта непослушания. Добившись послушания, важно установить правильное взаимоотношение с детьми.

А.С. Макаренко учил, “что в воспитании допустимы и строгость, и ласка, и резкость тона, и просьбы, и уговоры, и разъяснения, и даже угроза. Но нельзя злоупотреблять чем-нибудь одним. Неумеренная строгость без ласки не принесет пользы. Лаской в избыточном количестве можно воспитать ласкового эгоиста. Бесконечные угрозы и вовсе вредны. Словом, нужно иметь чувство меры”.

Предъявляемое требование должно быть посильным, иначе это не будет выполнено ребенком, а это приводит к непослушанию. Если отец дал распоряжение, или запретил что-то, то мать не должна отменять решение отца и разрешать то, что он запретил, и наоборот.

Нельзя и самому себе противоречить. Дали одно задание, через некоторое время другое, причем из-за второго нельзя выполнить первое.

Трудно быть послушным, если не знаешь, что же собственно нужно делать.

Родители часто прибегают и к принуждению, а где принуждение, там может возникнуть и наказание.

Нередко между отцом и матерью возникают разногласия при выборе наказания за проступок. Один требует более жестких мер, другой предлагает более мягкие и необидные для ребенка. Проблема наказания сложна и вряд ли можно однозначно ответить на этот вопрос, обязательны ли они. Формы наказания должны быть тщательно обдуманы.

Если за съеденное до обеда пирожное его не пустят на день рождения к товарищу, он воспримет это как несправедливость. Результатом будет не раскаяние, а обида. Если за грубость по отношению к матери, отец лишает ребенка вечерней телепередачи, такое наказание может спровоцировать еще большую грубость по отношению к отцу. В этом случае адекватным наказанием для ребенка были бы холодность и отчуждение матери.

Некоторые родители считают возможным прибегать к физическому наказанию или к угрозе физического наказания, ссылаясь на свой собственный опыт. (“Нас били, и ничего, хорошими выросли”).

Физическими наказаниями, особенно сильными, можно оказать влияние на кого угодно. Ребенок, долго упрямившийся, быстро подчиняется, просит прощения, проявляет покорность и послушание. При этом родители не задумываются, что подчиняется, просит прощения не их ребенок, что сознание ребенка, все нормальные связи его с внешним миром нарушены и его языком с ними говорит инстинкт самосохранения и животная эмоция страха.

Эта форма воздействия обычно выбирается тогда, когда сами родители находятся в состоянии эмоционального “клинча”, при котором непосредственная реакция превалирует над сознанием и обдуманным поведением.

Если ребенка обучаю правильным действиям и поступкам путем физического болевого воздействия, ребенок приучится осматриваться, оценивать ситуацию и, если сочтет ее безопасной, тут же позволит себе неблаговидное или просто запретное действие. Не будет так поступать ребенок только в тех ситуациях, когда присутствие взрослого и страх перед видимым непосредственным наказанием заставят его сдержаться.

Необходимо понимать, что частое применение физических наказаний может безвозвратно надломит волю ребенка, превратить его в покорную, подчиняемую личность. Именно такие дети особенно подвержены влиянию чужого примера, именно они чаще всего попадают в окружение негативного лидера, поддаются его воздействию, не научившись противопоставлять чужой воле собственное сознательное поведение. Весьма распространенной формой наказания детей в семье являются наказания, лишающие ребенка части родительской любви. Такая форма воздействия чрезвычайно сильно действующая, и применять ее нужно с большой осторожностью.

Временная утрата любви будет действенна для ребенка тогда. Когда он почувствовал родительскую любовь, когда ему есть что терять, когда связь с родителями стала необходимой потребностью.

Наказание должно не посеять сомнение в родительской любви, а, наоборот, усилить переживания ребенка, усилить его любовь к родителям и понимание, как сильно его любят. Ребенок должен чувствовать, что хотя в данной ситуации он мог бы и лишиться определенной доли родительской любви, поскольку заслужил наказание. Но, к счастью, эту родительскую любовь потерять никогда нельзя, это просто невозможно. Если же ребенок хоть на миг поверит в то, что мама разлюбила его, наказание следует считать вредным, неправильным.

Наказание естественными последствиями основывается на ограничении поведения ребенка. Родители отказывают ребенку в некоторых удовольствиях, например, не пускают гулять, не разрешают посетить кино или театр, встретиться с друзьями. Применяя данное наказание, нельзя лишать детей того, что необходимо для их полноценного развития: еды, свежего воздуха, игрушек, общения со сверстниками.

Такой тип отношений в семье прекрасно иллюстрирует новелла о мальчике и его папе, которые “так и существовали: ребенок все время ошибался, на то он и ребенок, а папа все время лишал его чего-то, на то он и папа. К 7 годам оказалось, что ребенок никогда не бывал в театре, в цирке, в кино, в зоопарке. Сказок ему не рассказывали, книжек не покупали, игрушек не дарили, шоколадом не кормили. У него не было лыж, не было санок, не было коньков, не было мяча. Друзей у него тоже не было, по той же причине… Зато он без предупреждения стелил постель и без ложился спать. Во всем остальном он был дурак дураком”.

Родителям, прибегающим к наказаниям путем лишения чего-то приятного, необходимо всерьез задуматься разговоров, а что им дороже, сиюминутное, сегодняшнее послушание или радость ребенка от новых впечатлений, от наслаждения прекрасным, радость открытий.

Следует также отметить, что справедливость наказания не должна вызывать сомнений. Если ребенок получил двойку, маме необходимо заставить его выполнить дополнительные задания, объяснить ему материал, проконтролировать правильное выполнение уроков. Усиление контроля, безусловно, не вызовет у ребенка обиды и протеста. А вот если мама запретит ребенку гулять или идти в кино, справедливость подобной меры совсем не всегда очевидна. Вроде бы отреагировали на проступок ребенка, пока0зали свое негативное отношение, вроде бы и побудили его к самостоятельной работе. Но при этом они оставили ребенка один на один с трудностями. Хорошо известно, что за получением двойки могут стоять самые разные и порой очень серьезные причины. Подобное наказание не только не помогает ребенку справиться с трудностями. Но, наоборот, создает новые. За довольно частыми школьными неврозами нередко стоит такая ошибочная реакция родителей на трудности ребенка в учении.

В психологии воспитания принято считать, что самым большим наказанием для ребенка должно быть огорчение родителей. Вот как об этом писал В.Г. Белинский: “Суровый взгляд, холодное вежливое выражение лица, косвенный упрек, деликатный намек, отказ в прогулке … - вот наказания, которые, будучи употреблены соразмерно с виной, произведут и сознание, и раскаяние, и слезы, и исправление”. Наказание ребенка лишением родительской любви принесет большой вред, если не соблюдать два условия: ребенок должен чувствовать, что, каким бы ни был его поступок, он не утратит любовь родителей навсегда, что наказание относится к его поступку, а не нему самому.

Только ли наказанием можно воздействовать на внутренние психологические качества детей, приводящие к ошибочным действиям и поступкам. Ответ ясен: конечно, нет. Наказание должно быть особой мерой. Его эффективность тем выше, чем неожиданнее и индивидуальнее его формы, чем реже оно применяется. Наказание будет эффективнее тогда, когда есть поощрение.

Поощрения нужны для всякого человека. Они окрыляют, не дают человеку остановиться в своих хороших стремлениях и делах. Тем более поощрения нужны для растущего, формирующегося человека. Они укрепляют веру детей в свои силы, развивают чувство собственного достоинства, побуждают к положительным поступкам в дальнейшем.

Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребенка. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершенное ребенком усилие. К каким результатам ребенок пришел, значения не имеет, важно отметить его попытку, его старание осуществить правильное действие или верный нравственный поступок. Между тем многие родители хвалят ребенка только за достижения при условии определенного результата. Именно поэтому у некоторых детей создается “хронический дефицит поощрений”. Действительно, если ребенок получает четверки вместо ожидаемых пятерок, то вроде бы и хвалить-то его не за что. Однако даже получение четверки или тройки иной раз связано с самоограничением, усилиями и старанием – не заметить этого и не похвалить было бы большой ошибкой.

Всякой успешной деятельности присуща одна специфическая особенность – ощущение успеха, радости собственного достижения, которые сами собой являются наградой, поощрением. Задача родителей – научить радоваться успеху. Поощрение должно фиксировать и тот результат, который достигнут усилиями ребенка и который сам по себе может доставить радость.

Необходимо подмечать любые, даже самые незначительные успехи ребенка на пути к самосовершенствованию, фиксировать и подкреплять самые малые ростки всего нового, более совершенного в его поведении.

Широко применяется в воспитании такой вид поощрения, как одобрение. Одобрение – это еще не похвала, а просто подтверждение, что сделано хорошо, правильно. Одним-двумя словами родители способствуют закреплению положительных действий и поступков.

Похвала – выражение удовлетворения определенными действиями, поступками. Похвала, как и одобрение, не должна быть многословной, но иногда слова “Молодец!” все-таки не достаточно.

Похвалить можно и когда нет полного удовлетворения поведением. Но родители должны опасаться того, чтобы похвала не сыграла отрицательную роль. Захваливание очень вредно. Родители нередко говорят, что был ребенок послушен, трудолюбив, и вдруг резко отказывается от поручаемого дела; был всегда вежлив, внимателен и вдруг нагрубил. Это результат неумеренной похвалы, захваливания.

Не рекомендуется дарить подарки за отдельные поступки, за хорошие отметки, т.к. это в большинстве случаев ведет к развитию отрицательных черт характера.

А теперь давайте проведем тест  “Какой вы родитель?”.

Отметьте те фразы,
которые вы часто употребляете в общении с детьми.

Баллы

Сколько раз тебе повторять?

2

Посоветуй мне, пожалуйста.

0

Не знаю, что бы я без тебя делала.

1

И в кого ты только такой уродился?!

2

Какие у тебя замечательные друзья!

1

Ну, на кого ты похож(а)?

2

Я в твое время!

2

Ты моя опора и помощник(ца)!

1

Ну, что за друзья у тебя?

2

О чем ты только думаешь?

2

Какая ты у меня умница!

1

А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1

У всех дети как дети, а ты …

0

Какой ты у меня сообразительный!

1

Подсчитайте общее количество баллов.

5-6 – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас: ваши отношения способствуют становлению личности.

7-8 – свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.

9-10 – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Очень хотелось бы, чтобы, прослушанная лекция, результаты вашей анкеты и теста заставили родителей немного по-другому взглянуть на проблему воспитания. Творческим воспитание может стать лишь в том случае, если родители глубоко и всесторонне осознают свои чувства к детям, когда сумеют сознательно строить свое поведение, когда воздействуют и изменяют не только детей, но самих себя, когда вместе со своим ребенком открывают мир, открываются миру и преображают его.

И в заключении я хочу привести слова Л.Н. Толстого: “Счастлив тот, кто счастлив дома”. Семейное счастье, благополучие семьи рождается благодаря характеру человеческих взаимоотношений, когда родители и дети связаны общими интересами, взаимной любовью. Если ребенка любят в детстве – принимают, уважают, понимают, относятся с теплотой и нежностью, он будет любим другими людьми и сам будет любить.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Афонинская средняя школа имени Героя Советского Союза Талалушкина Н.С.»  

Утверждено

 приказом от 10.11.2023 № 394

ПОРЯДОК

ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

  1. Общие положения

  1. Настоящий порядок составлен в соответствии с Методическими рекомендациями по организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению, разработанными ИСРО РАО по поручению Минпросвещения России.
  2. Целью организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению является создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное начало школьной жизни каждому ребенку, независимо от уровня его готовности к школе и индивидуальных особенностей (физических, психологических, особенностей здоровья).
  3. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Другим детям (их примерно 30%) требуется более длительное время для привыкания к новому этапу своей жизни. В каждом классе примерно 14% детей, у которых проявляются трудности болезненной и длительной адаптации.
  4. Образовательная организация создает план психолого-педагогической деятельности коллектива по организации адаптационного периода,   в   реализации   которого    участвуют:    заместитель    директора; учитель, ведущий первый класс; педагог-психолог, логопед (при наличии); родители (законные представители) учащихся. План определяет взаимодействие всех участников, руководство осуществляет заместитель директора.
  1. Режим школьной жизни первоклассника.
  1.  В сентябре-октябре – 3 урока в день по 35 минут (4-й урок проводится в форме целевых прогулок, экскурсий, физкультурных занятий, развивающих игр).
  2. В ноябре-декабре – 4 урока в день по 35 минут.
  3. В январе-мае – 4 урока в день по 40 минут.
  4. При необходимости учитель проводит в течение урока одну-две физкультминутки по 2-2,5 минуты.
  5. Уроки физкультуры проводятся 2-3 уроками в расписании, уроки трудового обучения, изобразительного искусства, музыки – четвертыми уроками. Уроки физкультуры в течение первых двух месяцев по возможности проводятся на свежем воздухе.
  6. Продолжительность перемен между уроками – 15 минут, перемены для приема пищи (горячий завтрак в школьной столовой) –20 минут.
  7. Критерии успешной адаптации первоклассников:
  • наличие позитивной мотивации к посещению школы и овладению знаниями;
  • положительные тенденции в овладении первоначальными навыками учебной деятельности;
  • вовлеченность ребенка в жизнедеятельность        класса, установление контакта с учащимися, с учителем;
  • отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья;
  • терпимое, спокойное отношение к временным неудачам.

  1. Правила    организации    процесса    адаптации    первоклассников к школьному обучению

Ознакомление с индивидуальными особенностями каждого учащегося первого класса и его семьей

  1. Формы организации этой работы: ознакомление с медицинской картой; беседа психолога с ребенком и родителями; посещение семьи. В результате учитель получает необходимые сведения о состоянии здоровья первоклассника, его психологических, психоэмоциональных особенностях, социальном статусе.   Эта   информация   служит   основой для налаживания с обучающимся контактов, внесения необходимых корректив в режим его учебного дня, составления плана индивидуальной работы с логопедом, психологом.

Проведение педагогической диагностики готовности первоклассников к школьному обучению

  1. Для проведения   диагностики   используется   пособие   для   учителя «Педагогическая диагностика. 1 класс». Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. и др. – М.: Вентана-Граф, 2020. В пособии предлагаются задания, устанавливающие уровень готовности ребенка к школьному обучению.
  2. Правила проведения педагогической диагностики:
  • ребенок самостоятельно, без помощи взрослого выполняет тестовые задания по русскому языку и математике, со стороны учителя не допускаются никакие исправления, подсказки, дополнительные вопросы к ребенку;
  • любая возникшая трудность, невыполнение теста дает учителю основания корректировать процесс обучения данного первоклассника;
  • итогом оценки результатов педагогической диагностики является составление (в случае необходимости) индивидуального плана психолого-педагогической помощи и поддержки данного обучающегося, создании траектории индивидуального развития первоклассника с учетом уровня его познавательных психических процессов (мышления, восприятия, внимания, памяти), сформированности произвольности деятельности, саморегуляции, способности принимать требования учителя;
  • коррекционно-развивающая работа учителя предполагает выбор наиболее целесообразных        форм        работы с учащимся при взаимосвязи и взаимодополняемости урочной и внеурочной деятельности;
  • результаты диагностики могут служить основанием для корректной беседы с родителями о трудностях, которые возникли у обучающегося; для разработки рекомендаций родителям по их устранению.

Ознакомление первоклассников со        школьной жизнью и правилами поведения в школе

  1. Формы организации этой работы: экскурсия по зданию школы, ознакомление с учебными кабинетами, библиотекой, физкультурным залом, столовой, бытовыми помещениями (гардероб, санитарные комнаты) и др.
  2. Ознакомление первоклассников с правилами поведения в школе во время перемены, во время приема пищи в столовой, а также правилами поведения на уроке (подготовка рабочего места, расположение учебника на парте; поведение во время урока); с режимом школьного дня, расписанием уроков, с правилами пользования мобильными телефонами.

Особенности организации обучения первоклассников

  1. Правила организации учебного процесса:
  • предоставление учащимся мотива деятельности: ответ учителя на вопрос «чему они сегодня будут учиться?», обсуждение учебной задачи; вступительный рассказ учителя; оценка значения данного знания-умения и др.;
  • организация этапа совместного с учителем планирования пошаговых действий по решению предложенной учебной задачи;
  • обучение детей последовательно осуществлять сравнение плана действий с их реализацией, оценивание результата проведенной работы  и  процесса учебной деятельности;
  • учет актуальности для первоклассников игровой деятельности и моделирования, планирование дидактической и ролевой игры, организация работы с различными моделями (математическими, природными, графическими, изобразительными и т.п.)

Работа учителя по созданию школьного коллектива

  1. Формирование коллектива класса с первых дней образовательной деятельности, создание доброжелательной атмосферы, знакомство детей друг с другом, создание условий для самопроявления, самоутверждения, самореализации (создание ситуации и сферы успеха).
  2. Формы организации деятельности по созданию школьного коллектива: классные часы на темы «Моя школа и мой класс», «Мои одноклассники: познакомимся друг с другом»; «Наши увлечения и любимые занятия»; классные тематические мероприятия (праздники, дни рождения, знакомство с семьями одноклассников), спортивные соревнования, интеллектуальные конкурсы; праздник «Посвящение в ученики» (проводится в конце первой четверти).

Особенности стиля взаимодействия субъектов образовательной деятельности

  1. Правила взаимодействия учителя с первоклассниками:
  • при определении стиля взаимодействия учителя с обучающимися первого класса учитывать психологические характеристики детей: их общительность или замкнутость; активность или безразличие; тревожность или гиперобщительность;
  • характер отношений строить на оптимистической гипотезе, добром и позитивном стиле общения, независимо от успехов или неудач ребенка;
  • во взаимодействии с первоклассниками не применять авторитарный стиль, прямые замечания и упреки; необходимо использовать приемы вербального поощрения детей при каждом, даже небольшом учебном успехе, проявлении инициативы, активности, смелости в учебном общении;
  • использовать невербальные формы общения (взять за руку, обнять, погладить по голове);
  • в период адаптации не вызывать к доске детей стеснительных, замкнутых; такие дети могут работать у доски только в совместной деятельности с учителем;
  • в случае возникновения у детей трудностей включения в детский классный коллектив, особенностей поведения, связанных с рисками девиантного поведения, организовать их занятия с психологом.

Организация информационно-педагогических мероприятий для родителей

  1. Формы организации работы с родителями: беседы о том, как проходит адаптационный период его ребенка; при необходимости консультационная помощь учителя, педагог-психолога по организации жизни первоклассника; родительские собрания по актуальным проблемам семейного воспитания первоклассника; открытые уроки с приглашением родителей; участие родителей во внеурочной деятельности школьников; организация наглядной информации для родителей.

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета (протокол от 03.11.2023 № 2)



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Афонинская средняя школа имени Героя Советского Союза Талалушкина Н.С.»  

Утверждено

 приказом от 10.11.2023 № 393

ПОРЯДОК

ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Общие положения

  1. Данный порядок разработан в соответствии с Законом "Об образовании в Российской Федерации", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (утв. Постановлением от 28 января 2021 г. N 2), Приказом "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 115" от 07.10.2022 N 888, Методическими рекомендациями по организации домашней учебной работы обучающихся общеобразовательных организаций, разработанных ИРСО по поручению Минпросвещения России.
  2. Домашняя работа - учебная деятельность обучающихся, выполняемая ими самостоятельно или с участием родителей (законных представителей), спроектированная педагогом с целью обеспечения достижения планируемых результатов обучения.
  3. Домашнее задание - специально отобранное или сконструированное педагогом учебное задание, предназначенное для самостоятельного, парного, группового, совместного с родителями (законными представителями) выполнения обучающимися во внеучебное время.
  4. Домашняя работа состоит из комплекса домашних заданий, выполнение которых опосредованно сопровождается педагогическими работниками (включая этапы организации, объяснения и проверки).
  5. Самостоятельная подготовка обучающихся к занятиям, выполнение обучающихся домашних заданий, данных педагогическими работниками в рамках образовательной программы для выполнения во внеучебное время, осуществляется обучающимися в домашних и иных условиях, в том числе в цифровой образовательной среде, и предусматривает выполнение обучающимися письменных и устных, практических и творческих, проектных, исследовательских работ в целях совершенствования, развития и практического применения формируемых в ходе урока предметных знаний и умений, универсальных учебных действий и их использования для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач в соответствии с планируемыми результатами рабочей программы учебного предмета.

  1. Цели и задачи домашней работы
  1. Целью домашней учебной работы является становление учебной самостоятельности обучающихся, развитие навыков самообучения и самообразования, необходимых на протяжении жизни.
  2. Домашняя работа является продолжением работы в классе и направлена на повторение, закрепление, систематизацию, обобщение, углубление, а также приобретение знаний, умений, навыков и способов деятельности.
  3. При организации домашней работы педагогическими работниками ставятся цели по достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и рабочими программами учебных предметов.

  1. Организация домашней работы

  1. Выполнение обучающимися домашних заданий происходит в домашних условиях, библиотеке, учебных кабинетах школы (в случае необходимости использования информационных ресурсов и учебного оборудования образовательной организации).
  2. Домашние задания направлены на всестороннее развитие обучающихся, учитывают их интересы, предусматривают выполнение письменных и устных, практических, творческих, проектных, исследовательских работ, в том числе выполняемых в цифровой образовательной среде.
  3. Домашняя работа предполагает включение домашних заданий для самостоятельного, парного, группового, а также совместного со взрослыми выполнения.
  4. Домашняя работа характеризуется системностью, последовательностью, посильностью, доступностью, разнообразием видов и форм и ориентирована на подготовку школьников к решению учебных и жизненных задач.
  5. В первом классе выполнение домашних заданий допустимо не более 1 (одного) часа; домашние задания вводятся постепенно с подробным объяснением обучающимся хода их выполнения (включая организацию процесса).
  6. В начальной школе и в 5 - 6 классах основной школы домашние задания на выходные не задаются. В 7 - 11 классах допустимы домашние задания на выходные дни, направленные на повторение и систематизацию полученных знаний, в объеме, не превышающем 1/2 установленных СанПиНом норм (см. п. 3.10). На праздничные дни домашние задания не задаются.
  7. Домашние задания на каникулярное время не задаются (В соответствии с Законом "Об образовании в Российской Федерации" каникулы - "плановые перерывы при получении образования для отдыха" ст. 34 п. 11) ; рекомендуется предоставление обучающимся списка литературы для самостоятельного чтения.
  8. Объем домашних заданий не может превышать 1/2 от объема работы, выполненной на уроке.
  9. При организации домашней работы к следующему учебному дню учитывается суммарный объем домашних заданий, их трудоемкость и временные затраты на выполнение.
  10. Регулярность привлечения обучающихся к выполнению домашних заданий и их объем определяется педагогическими работниками исходя из принципов разумности, целесообразности, с учетом динамики работоспособности школьников в течение недели, возрастных возможностей обучающихся и норм СанПиН:

в 1 классе выполнение не более 1 ч.;

во 2 - 3 классах - не более 1,5 ч.,

в 4 - 5 классах - не более 2 ч.,

в 6 - 8 классах - не более 2,5 ч.,

в 9 - 11 классах - не более 3,5 ч.

  1. На выполнение трудоемких домашних заданий (например, сочинение, доклад) обучающимся предоставляется не менее 7 (семи) календарных дней.
  2. Запись педагогом домашних заданий в электронном дневнике выполняется после проведения урока или не позднее окончания всех уроков у данного класса по расписанию; запись домашних заданий в традиционном (бумажном) дневнике выполняется на уроке.
  3. Педагогическими работниками осуществляется проверка домашних заданий.
  4. Оценивание выполнения домашних заданий педагогическими работниками происходит с помощью отметок или словесно на основе установленных критериев оценивания по учебному предмету.
  5. Рекомендуется включать в состав домашней работы дифференцированные и индивидуальные домашние задания.
  6. С целью недопустимости перегрузки обучающихся домашними заданиями рекомендуется использовать потенциал внеурочной деятельности.
  7. С целью повышения учебной мотивации школьников рекомендуется организовывать домашние задания на основе посещения информационно-библиотечных центров, музеев, театров, выставок и других объектов культуры.
  8. В период отсутствия в школе по причине болезни домашние задания обучающимися могут не выполняться.

  1. Организация домашней работы с использованием электронных

средств обучения (ЭСО)

  1. При организации домашней работы с использованием ЭСО необходимо заранее ознакомить обучающихся с гигиеническими правилами их использования и профилактикой заболеваний при работе за компьютером.
  2. Выполнение домашних заданий с использованием ЭСО (например, компьютера, ноутбука) допускается для учащихся 1 - 2-х классов в течение не более 20 минут, 3 - 4-х классов - не более 25 минут, 5 - 9-х классов - не более 30 минут, 10 - 11-х классов - не более 35 минут.
  3. Для организации домашней работы с использованием ЭСО педагогические работники вправе самостоятельно отбирать необходимый контент и учебные задания, отвечающие требованиям российского законодательства.

  1. Учебно-методическое обеспечение организации домашней работы

  1. Для организации домашней работы обучающихся педагогические работники используют учебники и учебно-методические комплекты, включенные в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
  2. Педагогические работники могут использовать учебные пособия, рабочие тетради, наглядные пособия, хрестоматии, самоучители, практикумы, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
  3. Учебные и информационные материалы, используемые для организации домашней работы обучающихся, должны соответствовать требованиям федерального законодательства.

  1. Контроль за организацией и результативностью

домашней работы

  1. Контроль за выполнением домашней учебной работы возлагается на родителей (законных представителей) обучающихся.
  2. Контроль за выполнением обучающимися домашних заданий возлагается на педагогических работников (включая этапы организации, объяснения и проверки).
  3. Контроль за отбором видов и форм домашних заданий, их количеством, трудоемкостью и содержанием возлагается на педагогических работников и администрацию образовательной организации.
  4. Контроль за соблюдением норм СанПиНа 1.2.3685-21 при организации домашней работы возлагается на педагогических работников и администрацию образовательной организации.
  5. Контроль за недопустимостью перегрузки и соблюдением норм учебной суммарной нагрузки в течение дня, недели, четверти (триместра, полугодия, года) возлагается на администрацию образовательной организации.

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

(протокол от 03.11.2023 № 2)



Предварительный просмотр:

C:\Users\Ксения\AppData\Local\Packages\Microsoft.Windows.Photos_8wekyb3d8bbwe\TempState\ShareServiceTempFolder\Аверьянова_сертификат_участника__ШРП (1).jpeg