4. Методическая копилка
Методическая копилка. Здесь вы можете найти материалы, необходимые для уроков 1-4 классов: дидактический материал, контрольные и самостоятельные работы, презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация урока окружающий мир в 4 классе "Как разговаривает улица" | 1.57 МБ |
Презентация Действия при пожаре | 1.4 МБ |
Викторина "Пожарная безопасность" | 1.46 МБ |
Нормы чтения в 1-4 классах по новым ФГОС | 15.56 КБ |
Требования по проверке и ведению тетрадей | 43.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
При пожаре необходимо:
П реп одаватель-организатор ОБЖ Круглов Александр Геннадьевич МОУ «СОШ №3 с.Алакуртти» Кандалакшский район Мурманской области 2008
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Нормы техники чтения в начальных классах по ФГОС
Техника чтения в 1 классе
В 1 классе техника чтения проверяется особенно тщательно.
1 полугодие Чтение должно быть плавным слоговым, осознанным и правильным, с четким проговариванием слогов и слов. Темп чтения — 25-30 слов в минуту.
2 полугодие Ребенок читает целыми словами правильно, осознанно. Слова со сложным слоговым строением прочитываются по слогам. Темп чтения — 30-40 слов в минуту.
Техника чтения во 2 классе
1 полугодие Чтение правильное, осознанное, целыми словами. Соблюдается логическое ударение. Темп чтения — 40-50 слов в минуту.
2 полугодие Осмысленное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз, интонаций и логических ударений. Темп чтения — 50-60 слов в минуту.
Техника чтения в 3 классе
1 полугодие Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, школьник выражает понимание смысла прочитанного текста. Темп чтения — 60-70 слов в минуту.
2 полугодие Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, школьник выражает понимание смысла прочитанного текста. Темп чтения — 70-80 слов в минуту.
Техника чтения в 4 классе
1 полугодие Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, ученик не только выражает понимание смысла текста, но и способен выразить свое отношение к нему. Темп чтения — 80-90 слов в минуту.
2 полугодие Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, ученик не только выражает понимание смысла текста, но и способен выразить свое отношение к нему. Темп чтения — 100-120 слов в минуту. Оценивание техники чтения по нормативам ФГОС
Какие ставить оценки за технику чтения?
Техника чтения в 1 классе по ФГОС
Оценка 1 полугодие 2 полугодие
Более 20 слов Более 40 слов
16-20 слов 31-40 слов
10-15 слов 25-30 слов
Менее 10 слов Менее 25 слов
Техника чтения во 2 классе по ФГОС
Оценка 1 полугодие 2 полугодие
«5» Более 55 слов Более 70 слов
«4» 40-55 слов 55-70 слов
«3» 25-39 слов 40-54 слов
«2» Менее 25 слов Менее 40 слов
Техника чтения в 3 классе по ФГОС
Оценка 1 полугодие 2 полугодие
«5» Более 75 слов Более 90 слов
«4» 60-75 слов 75-90 слов
«3» 45-59 слов 60-74 слов
«2» Менее 45 слов Менее 60 слов
Техника чтения в 4 классе по ФГОС
Оценка 1 полугодие 2 полугодие
«5» Более 100 слов Более 120 слов
«4» 85-100 слов 105-120 слов
«3» 70-84 слов 90-104 слов
«2» Менее 70 слов Менее 90 слов
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Афонинская средняя школа имени Героя Советского Союза Талалушкина Н.С.»
Утверждено
приказом от 14.12.2021 № 354
(с изменениями от 24.03.2023, приказ № 92)
ПОЛОЖЕНИЕ
о единых требованиях к устной и письменной речи учащихся,
к проведению письменных работ и проверке тетрадей
- Общие положения
Владение грамотной речью является непременным условием творческого развития каждого школьника. Ведущая роль в овладении культурой устной и письменной речи, прочными орфографическими и пунктуационными навыки принадлежит образовательной организации.
- Требования к устной и письменной речи учащихся
- Ответы учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему) следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление.
- Учащиеся должны уметь:
- говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;
- отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;
- излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);
- правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;
- строить высказывание в определенном стиле (разговорном, научном, публицистическом и др.) в зависимости от цели и ситуации общения (на уроке, собрании, экскурсии, походе и т.д.);
- отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;
- оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.
- Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются:
- правила произношения и ударения;
- правила употребления слов в соответствии с их значением, закрепленным в словарях,
особенностями использования в различных стилях речи;
- правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;
- правила орфографии и пунктуации: не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событий, в собственных именах писателей, ученых, исторических деятелей и др.
- Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря, богатством грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных средств речи.
- Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и т. д.
- Работа педагогического коллектива по осуществлению единых требований к
устной и письменной речи учащихся
- Воспитание речевой культуры школьников может успешно осуществляться только в результате целенаправленных и квалифицированных действий всего педагогического коллектива.
- С этой целью рекомендуется:
Каждому учителю при подготовке к уроку тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок; грамотно оформлять все виды записей (на классной доске, в школьном журнале, в дневниках учащихся, в рабочих планах и т.п.); писать разборчивым почерком. Не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках определений.
Учителям начальных классов постоянно формировать представление у учащихся о богатстве русской речи, регулярно проводить обучение нормам литературного языка, особое внимание уделять новой и более трудной для школьников форм речи письменной, всем формам
- проявления, записям решения задач в тетради по математике. При планировании работы предусматривать развитие навыков связной речи и обучение выразительному чтению на всех уроках; учителям-предметникам, ведущим в начальных классах уроки музыки, изобразительного искусства, физической культуры, английского языка, усилить внимание к вопросам повышения культуры речи младших школьников, учитывая, что в 1-4 классах закладываются основы грамоты и речевой культуры.
Учителям 5-11 классов:
- больше внимания уделять формированию на всех уроках умений анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материал, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;
- на уроках проводить специальную работу, направленную на полноценное восприятие учащимися учебного текста и слова учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи; в ходе этой работы учащимся целесообразно предлагать такие задания, как например: сформулировать тему и основную мысль сообщения учителя, составить план;
- шире использовать выразительное чтение вслух как один из важнейших приемов формирования культурной речи учащихся, как средство эмоционального и логического осмысления текста;
- настойчиво учить школьников работать с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой по предмету, каталогом и картотекой, подбирать литературу по определенной теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, обучать составлению тезисов, конспектов, цитатного материала, списков литературы и т.д.
- систематически проводить работу по обогащению словарного запаса учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета; при объяснении такие слова произносить четко, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление в речи;
- следить за аккуратным ведением тетрадей, единообразием надписей и грамотным оформлением всех записей в них; не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.
Всем работникам школы:
- добиваться повышения культуры устной разговорной речи учащихся, исправлять неправильную речь, соблюдая при этом необходимый такт, бороться с употреблением жаргонных, вульгарных, а также диалектных слов и выражений как на уроке, так и вне урока;
- шире использовать все формы внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, элективные и кружковые занятия, диспуты, собрания и т.п.) для совершенствования речевой культуры учащихся;
- тщательно проверять грамотность плакатов и лозунгов, стенных школьных газет, объявлений, а также документов, выдаваемых на руки учащимся;
- при планировании общешкольных мероприятий и работы классного руководителя необходимо предусматривать беседы с родителями по выполнению единых требований к речи учащихся в школе и дома;
- грамотно вести школьную документацию.
- Единые требования к контролю и оцениванию устной и письменной речи
учащихся, проведению письменных работ и проверке тетрадей.
4.1. В школе действует следующая система оценок:
«2» — неудовлетворительно, «3» — удовлетворительно, «4» — хорошо, «5» — отлично.
«5» (отлично) — уровень выполнения требований значительно выше базового: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» (хорошо) — уровень выполнения требований выше базового: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» (удовлетворительно) — базовый уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» (неудовлетворительно) — уровень выполнения требований ниже базового: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, не раскрыт обсуждаемый вопрос, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Отметка (5, 4, 3) может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл).
- При оценке устных ответов учащихся с учетом возрастных особенностей необходимо учитывать:
Качественные показатели ответов:
- полноту ответа — соответствие объему программы и информации учебника;
- осознанность — соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию и делать выводы;
- глубину — умение делать теоретические обобщения;
- самостоятельность;
- речевую грамотность и логическую последовательность, точность в употреблении научных терминов;
Наличие и количество ошибок:
- несущественные ошибки определяются, например, неполнотой ответа (упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании процесса, явления, действия и др.). К ним можно отнести также оговорки, допущенные из-за невнимательности;
- существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, свойства; неправильно сформулировал закон, правило, теорему и пр.; не смог правильно применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, математических выкладок, причинно-следственных связей, сравнения и обобщения, в иностранном языке: ошибки, связанные с искажением смысла слова и его сочетаемости, а также несоответствие объёму высказывания в зависимости от возрастной группы).
- Оценка устных ответов учащихся:
Оценка | Критерии |
«5» | полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника; четко и правильно грамотным языком в определенной логической последовательности даны определения и раскрыто содержание понятий, правил, законов, взаимосвязей; верно использованы научные термины; ученик показал умение иллюстрировать теоретические знания конкретными примерами, графиками и др.; правильное использование карт, таблиц, диаграмм, схем, приборов и т.п.; сделаны верные выводы из сказанного, подведен итог (сделано заключение); ответ самостоятельный с опорой на ранее полученные знания и дополнительные сведения; объём высказывания — 100-90% от объёма соответствующей возрастной группы |
«4» | ответ в основном удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, полный и правильный; имеются неточности в определении понятий, допущены незначительные нарушения и 1-2 несущественные ошибки при изложении материала, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; объём высказывания — 85-75% от объёма соответствующей возрастной группы |
«3» | недостаточно полно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, взаимосвязей, научной терминологии; ошибки в объяснения формул, графиков, диаграмм; недостаточное владение картой, не использовались в качестве доказательств выводы и обобщения или допущены не более 2 существенных ошибок при их изложении; ошибки исправляются учеником после наводящих вопросов учителя; объём высказывания — 70-50% от объёма соответствующей возрастной группы |
«2» | при ответе обнаружено незнание или непонимание учащегося большей или наиболее важной части основного содержания учебного материала; допущены существенные ошибки в определении понятий, законов и т.п., |
- Оценка письменных работ
Организация и контроль за всеми видами письменных работ осуществляются на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся.
- В соответствии с рабочей программой по предмету проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы.
Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы; в конце учебной четверти, в конце учебного года.
- Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся определяется общешкольным графиком оценочных процедур.
- Оценка письменных работ обучающихся (по русскому языку, родному языку, иностранному языку, литературе)
При оценке письменной работы исправляются, но не учитываются ошибки на правила, которые не включены в школьную программу; на еще не изученные правила. Исправляются, но не учитываются описки. Среди ошибок следует выделить негрубые, т. е. не имеющие существенного значения. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну ошибку. Необходимо учитывать повторяемость и однотипность ошибок. Однотипными считаются ошибки на одно правило. Первые две однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Отметка «5» выставляется, если учеником не допущено в работе ни одной ошибки, а также при наличии в ней 1 негрубой ошибки. Учитывается качество и аккуратность оформления работы.
Отметка «4» выставляется, если ученик допустил 1-2 ошибки, а также при наличии 2-х негрубых ошибок. Учитывается оформление работы.
Отметка «3» выставляется, если ученик допустил 3-5 ошибок, а также при наличии 3-х негрубых ошибок. Учитывается оформление работы
Отметка «2» выставляется, если ученик допустил более 5-и ошибок.
- Оценка письменных работ обучающихся (по остальным предметам)
Отметка «5» выставляется, если все задания выполнены. Учитывается качество и аккуратность оформления работы.
Отметка «4» выставляется, если выполнено правильно не менее ¾ заданий. Учитывается оформление работы.
Отметка «3» выставляется за работу, в которой правильно выполнено не менее половины предложенных заданий. Учитывается оформление работы
Отметка «2» выставляется за работу, в которой правильно выполнено менее половины предложенных заданий.
- При оценке диктанта на понятия, термины предметного характера отметки выставляются: «5» — нет ошибок; «4» — 1-2 ошибки; «3» — 3-4 ошибки; «2» — допущено более 4-х ошибок.
- Требования к ведению ученических тетрадей и их проверке
- Количество и название ученических тетрадей
Предмет | Количество тетрадей | ||
1-4 классы | 5-9 классы | 10-11 классы | |
Русский язык | Две рабочие тетради, одна тетрадь для контрольных работ (2-4 классы), одна тетрадь для творческих работ (2-4 классы) | Две рабочие тетради, одна тетрадь для контрольных работ, одна тетрадь для творческих работ | Две рабочие тетради, одна тетрадь для контрольных работ, одна тетрадь для творческих работ |
Литература | Одна тетрадь | Одна тетрадь | |
Математика | Две рабочие тетради, одна тетрадь для контрольных работ | Две рабочие тетради и одна тетрадь для контрольных работ | Две рабочие тетради и одна тетрадь для контрольных работ |
Иностранный язык | Две рабочие тетради | Две рабочие тетради | Одна рабочая тетрадь |
Физика, химия, биология | Одна рабочая тетрадь, одна тетрадь для контрольных работ и одна тетрадь для лабораторных и практических работ | Одна рабочая тетрадь, одна тетрадь для контрольных работ и одна тетрадь для лабораторных и практических работ | |
География, история, обществознание, ОБЖ, технология, информатика, музыка | Одна рабочая тетрадь | Одна рабочая тетрадь |
Количество тетрадей на печатной основе определяется учебно-методическим комплексом по каждому предмету.
- Требования к оформлению и ведению тетрадей
- Учащиеся пользуются стандартными тетрадями, состоящими из 12-24 листов. Общие тетради могут использоваться лишь в 7-11-х классах по учебным дисциплинам, при изучении которых необходимо выполнение больших по объему работ. Лексико-грамматические справочники можно вести в общих тетрадях с 5-го класса.
- Тетрадь по предмету должна иметь аккуратный внешний вид. На ее обложке (или первой странице) делается следующая запись:
ТЕТРАДЬ для работ по русскому языку ученика (цы) 6а класса МАОУ «Афонинская СШ» Ивановой Марии. | ТЕТРАДЬ для контрольных работ по русскому языку ученика (цы) 6а класса МАОУ «Афонинская СШ» Ивановой Марии. | Тетради по иностранному языку подписываются по особому образцу на изучаемом языке. |
- При выполнении работ учащимся не разрешается писать на полях (за исключением даты проведения урока).
- Обязательным является соблюдение правила «красной» строки в тетрадях по всем предметам.
- Дата выполнения работы записывается в строку арабскими цифрами и названием месяца в тетрадях по математике в 1-4-х классах (3 сентября.), прописью — в тетрадях по русскому языку в 3-11-х классах (Третье сентября.), арабскими цифрами на полях по остальным предметам (03.09.), по-особому — в тетрадях по иностранному языку.
- На каждом уроке в тетрадях (5-11 классы) следует записывать тему урока, а на уроках по русскому языку, математике, иностранному языку— указывать вид выполняемой работы (Классная работа. Домашняя работа. Диктант. Изложение. Сочинение и т.п.).
- При выполнении заданий в тетрадях учащиеся должны указывать номер упражнения, задачи, вопроса.
- Устанавливается следующий пропуск клеток и линий в тетрадях:
- тетради в клетку — начинать писать с самой верхней полной клетки, между разными заданиями пропускать вниз 2 клетки, между домашней и классной — 4 клетки, между датой и заголовком работы — 1 клетка;
- тетради в линию — строки (линии) внутри одной работы не пропускаются, между домашней и классной работой оставляют 2 незаполненные строки (линии).
- Итоговые контрольные работы по русскому языку и математике выполняются в специальных тетрадях, предназначенных для этого вида работ. Записывается дата выполнения работы, вид работы (например, Контрольная работа по алгебре. Диктант. Сочинение, Изложение. Тест.). Допускается выполнение итоговых контрольных работ на отдельных листах или в стандартизированных КИМ.
- Учащиеся ведут записи в тетрадях синей или фиолетовой пастой (не гелевой). Карандаш используется при подчеркивании, составлении графиков и т.д. Паста другого цвета может быть использована для выделения опорных слов, терминов, понятий (по указанию учителя). Учащимся не разрешается писать в тетрадях красной пастой.
- При выполнении всероссийских проверочных работ используется черная гелевая ручка, карандаш не используется.
- Порядок проверки письменных работ учащихся
- Тетради учащихся, в которых выполняются классные и домашние работы, проверяются:
по русскому языку и математике:
в 1-6 классах - после каждого урока у всех учеников;
в 7-9 классах - после каждого урока только у учащихся с низкой учебной мотивацией, а у остальных - наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись;
в 10-11 классах - после каждого урока только у учащихся с низкой учебной мотивацией, а у остальных - наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, но с таким расчётом, чтобы 2 раза в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся;
по иностранным языкам во 2-6 классах — после каждого урока; в 7-11 классах - после каждого урока только у учащихся с низкой учебной мотивацией, а у остальных — не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, но с таким расчётом, чтобы 2 раза в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся;
по литературе в 5-11 классах — по необходимости;
по истории, обществознанию, географии, биологии, физике, химии, ОБЖ, технологии, и информатике — выборочно, однако каждая тетрадь должна проверяться не реже одного раза в месяц.
- Все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся.
- Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки:
- контрольные работы по математике, по русскому языку в 1-9 классах, а также контрольные работы по всем предметам в 1-4 классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;
- контрольные работы по математике в 10-11 классах и по остальным предметам в 5-11 классах проверяются в течение недели;
- изложения и сочинения в 5-8 классах проверяются в течение 5 дней;
- изложения и сочинения в 9-11 классах в течение 10 дней.
- В проверяемых работах по русскому языку и математике в 5-7-х классах, а также по всем предметам в 1-4 классах учитель исправляет все допущенные ошибки, руководствуясь следующими правилами:
- зачеркивая орфографическую ошибку, цифру, математический знак, подписывает вверху букву или нужную цифру, знак
- пунктуационный ненужный знак зачеркивается, необходимый пишется красной пастой;
- при проверке тетрадей по русскому языку учитель обозначает ошибку определенным знаком (для удобства подсчета ошибок и классификации). При проверке сочинений и изложений, кроме орфографических и пунктуационных, отмечаются фактические, логические и речевые ошибки.
При проверке тетрадей в 8-11-х классах целесообразно, чтобы учитель только подчеркивал допущенную ошибку и отмечал на полях количество ошибок.
По иностранному языку в 5-11 классах учитель сам исправляет ошибку, допущенную учеником.
- Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал.
- Проверочные текущие, обучающие письменные работы также оцениваются. Оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя.
- Классные и домашние письменные работы оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.
- По иностранным языкам оцениваются все проверяемые работы, в журнал выставляются оценки за наиболее значимые.
- По остальным предметам все проверяемые работы по усмотрению учителя оцениваются, и оценки могут быть выставлены в журнал.
- При оценке письменных работ учащихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников.
- Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.