1.6 Система работы по профилактике правонарушений
Профилактическая работа в МБОУ Гимназии №5 г. Кызыла проводится в соответствии с Федеральным и региональным законодательством и документами образовательного учреждения в отношении обучающихся:
Основные законодательные и нормативно - правовые акты по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
1. Конвенция о правах ребенка;
2. Декларация прав ребенка;
3. Конституция Российской Федерации;
4. Семейный Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
5. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации.
Федеральный уровень:
• Федеральный закон от 24.06.199 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
• Федеральный закон от 10.07.2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака».
• ФЗ от 29.12.2010 г. N 436-ФЗ"О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
• ФЗ от 21.07. 2011 г. N 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
Психологической службой Гимназии №5 города Кызыла, для достижения цели профилактической работы по предупреждению правонарушений решаются следующие задачи профилактики:
1. Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска».
2. Обеспечение успешной адаптации учащихся к образовательному процессу.
3. Формировать представление о здоровом образе жизни и законопослушном поведении.
4. Оказывать родителям психологическую помощь и поддержку по вопросам воспитания и обучения
5. Оказывать помощь в организации внеучебной деятельности несовершеннолетних.
6. Осуществлять взаимодействие с другими субъектами профилактики.
В начале каждого учебного года в начальной школе Гимназии 5 создаётся банк данных обучающихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им.
Оформляются социальные паспорта каждого класса, и впоследствии составляется единый социальный паспорт школы.
Работниками социально-педагогической службы – тщательно планируется работа с подростками с девиантным поведением:
- составляется план работы Совета профилактики правонарушений,
- план совместной работы школы и подразделения по делам несовершеннолетних по предупреждению правонарушений среди подростков,
- план работы по профилактике употребления психически активных веществ среди несовершеннолетних,
- планируются санитарно-просветительская работа.
В основе работы педагога-психолога в профилактике правонарушений лежат принципы:
Принцип уважения индивидуальности личности | Подавление индивидуальности может привести к тому, что, личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются |
Принцип разумной требовательности | Проводимые мероприятия не должны противоречить закону, правилам внутреннего распорядка, не вредить здоровью, не унижать достоинство других |
Принцип возрастного подхода | Каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия |
Принцип психологической поддержки | Обучающийся должен видеть в педагоге –психологе помощника, который поможет найти выход из трудной ситуации |
Принцип диалога | Уравнивание позиций педагога-психолога и учащегося помогает достичь доверительных отношений. |
Принцип стимулирования самовоспитания | Обучающийся должен научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. |
Принцип согласования | Все взаимодействия специалистов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели |
Анализ причин постановки на ВШК позволил выделить два основных направления профилактической работы:
• Формирование законопослушного поведения
• Формирование здорового образа жизни
Педагог-психолог в отношении учащихся рассмотренных на Совете профилактике или поставленных на ВШУ активно включается в деятельность по разработке мероприятий, направленных на устранение влияния неблагоприятных факторов, восстановления статуса личности, изменения поведения, воспитания, усвоения новых ценностей. Системно ведется мониторинг психического здоровья учащихся:
1. Диагностическая деятельность
- выявление учащихся с отклонениями в поведении в первом классе и своевременная организация работы по коррекции их поведения;
- изучение уровня развития и воспитанности учащихся;
- наблюдение за учащимися в различных ситуациях;
- определение положения ребенка в коллективе сверстников, в семье;
- проведение социометрического исследования по определению референтных групп и положения ребенка в коллективе (во 2 - х классах);
- определение уровня самооценки, самоконтроля, навыков самовоспитания;
- выявление положительных качеств и недостатков в поведении, общении;
- изучение и выявление интересов и склонностей ребенка;
- изучение особенностей характера и темперамента ребенка;
- определение мотивов поведения и общения;
- наблюдение за контактом ребенка с родителями (опекунами).
2. Индивидуально-коррекционная работа
- индивидуальное консультирование по вопросам исправления недостатков поведения;
- изучение индивидуальных особенностей, уровня воспитанности учащихся и на основе изученного определение конкретных задач и методов дальнейшего педагогического воздействия;
- индивидуальная работа классного руководителя, социального педагога, психолога;
- создание условий для развития творческих способностей ребенка, помощь в организации разумного досуга (кружки, спортивные секции и др.);
- вовлечение учащихся в активную общественную работу;
- ненавязчивый контроль со стороны учителя, классного руководителя, психолога, социального педагога, в классном коллективе и во внеурочное время;
- привлечение к чтению художественной литературы, запись в библиотеку;
- индивидуальные беседы как с учениками, так и с их родителями.
3. Работа с семьей
- изучение социального положения ребенка в семье;
- выступление психолога на родительских собраниях с результатами диагностики;
- индивидуальные консультации для родителей;
- привлечение родителей к проведению родительских собраний, бесед с учащимися, к участию в общешкольных мероприятиях.