1.5 Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях (наличие и реализация программы по психолого-педагогической реабилитации).
Работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации ведется в соответствии:
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция РФ;
- Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- ФЗ - 278 "О государственной социальной помощи";
- ФЗ-120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ";
Законы являются самыми важными в ряду российских законов о детстве, определяют основные гарантии прав ребенка, в том числе защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Трудная жизненная ситуация - ситуация, нарушающая жизнедеятельность человека (социальное сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, суицидальное поведение), котороую он не может преодолеть самостоятельно. Ситуация начинаем восприниматься субъективно, как сложная, в результате чего он нуждается в поддержке.
Цель работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации состоит в том, чтобы вывести их из этого положения и придать импульс к эффективному функционированию и жизни в обществе. Для этого педагогом-психологом проводится по содействию всестороннему развитию детей, профилактике злоупотребления ПАВ, асоциального поведения, коррекции страхов, тревожности, аффективного поведения, агрессивных проявлений. Главной задачей служит формирование у обучающихся адекватных способов и средств общения со взрослыми и сверстникам, обучение здоровому жизненному стилю.
Аналитическая справка
по оказанию психологической помощи учащимся и родителям
Младший школьный возраст традиционно считается “эмоционально насыщенным”. С поступлением в школу у детей расширяется круг потенциально тревожных событий, прежде всего за счет оценочных ситуаций.
Кому-то удастся встать на путь успеха, которому будут сопутствовать радость, приобретение уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое. А кому-то будет трудно учиться, и тогда непременными спутниками станут страх и обида, за ними последует чувство собственной неполноценности, ущербности, нежелание учиться.
На сегодняшний день проблема сохранения и укрепления психологического здоровья детей актуальна. На помощь таким детям приходят психологическая служба. Индивидуальное сопровождение детей с проблемами осуществляется по результатам психологической диагностики, а так же по запросам родителей и заключению ПМПК г. Кызыла.
Цель индивидуального сопровождения: оказание психологической помощи в зависимости от проблемы сопровождаемого, запроса законных представителей.
Задачи:
- содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями);
- социализация детей с ОВЗ в классном коллективе;
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей, педагогов.
За период с I четверти по конец IV четверти 2020-2021 уч.г. индивидуальные занятия посещали 16 человек. Трудности в обучении испытывают все 16 учащихся, 4 из них имеют проблемы в общении со сверстниками, замкнуты в себе, но отмечается и смешанный тип: когнитивные нарушения и неустойчивость ЭВС.
Занятия проводятся индивидуально с 13-ю и в групповой форме с 3-мя учащимися. Занятия подобраны с учетом возрастных особенностей, трудностей в развитии и обучении учащихся. На индивидуальных занятиях помимо психотехнических упражнений нами активно применяются игротерапия, арттерапия, сказкотерапия. Эти методы помимо терапевтического эффекта несут в себе и диагностическую роль.
В неделю с каждым ребенком проводится 1 час. Работа проводится в комплексе: родитель – учитель – психолог. После завершения цикла занятий, с родителями проводится беседа по дальнейшему сопровождению учащихся, вырабатывается совместный алгоритм для успешного развития ребенка. Родители понимают, если ребенок растет в атмосфере доверия, он учится верить в себя и в окружающих.Если ребенок живет в атмосфере поддержки, он учится быть уверенным в себе!
Темы бесед с родителями:
1. «Произвольная регуляция».
2. «Упражнения для развития произвольной регуляции, познавательных процессов».
3. «Неусидчивость, отвлекаемость. Упражнения на развитие внимания».
4. «Внутренний план действий.как его развивать?».
5. «Медлительность. Упражнения для развития скорости мышления».
№ п/п | ФИО ребенка | Проблема | Программа сопровождения | Количество проведенных занятий 1-3 четверть | Количество консультаций для родителей | Примечание |
1 | СТ4Л | Проблемы в учебе | «Тропинка к своему Я» Хухлаева О.В. | 26 | 2 | Продолжить занятия |
2 | АН4Л | Проблемы в учебе | «Тропинка к своему Я». Хухлаева О.В. | 26 | 1 | Продолжить занятия |
3 | ОА4Л | Проблемы в учебе | «Тропинка к своему Я». Хухлаева О.В. | 26 | 1 | Продолжить занятия |
4 | СА3Л | Задержка психического развития | «120 уроков психологического развития» Локалова Н.П. | 16 | 2 | Продолжить занятия |
5 | СЧ3Л | Задержка психического развития | «120 уроков психологического развития» Локалова Н.П.
| 17 | 3 | Продолжить занятия |
6 | ДЯ2Д | Проблема в учебе | «120 уроков психологического развития» Локалова Н.П.
| 10 | 2 | Занятия завершены |
7 | СА3Д | Проблемы в учебе | «120 уроков психологического развития» Локалова Н.П.
| 10 | 2 | Занятия завершены. |
8 | АД3Д | Проблемы в учебе, в общении, замкнутость | «Школа внимания» Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной | 10 | 2
| Занятия завершены |
9 | СО1В | Проблемы в учебе | «Школа внимания» Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной | 10 | 2 | Продолжить занятия |
10 | МА4А
| Проблемы в учебе | «Тропинка к своему Я» Хухлаева О.В.
| 26 | 2 | Продолжить занятия |
11 | МД3Д | Проблемы в учебе | «Школа внимания» Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной | 10 | 2 | Продолжить занятия |
12 | БТ2Г | Проблемы в учебе | «Школа внимания» Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной | 8 | 1 | Продолжить занятия |
13 | ОА1К | Проблемы с речью, в учебе | «Развиваемся, играя» Соковнина М.С. | 11 | 2 | Продолжить занятия |
14 | СЛ2Г | Проблемы в учебе. Страх перед учителем | «Развиваемся, играя» Соковнина М.С. | 11 | 3 | Продолжить занятия |
15 | ОШ2Б | Замкнутость. Проблемы с общением, в учебе. | «Развиваемся, играя» Соковнина М.С. | 10 | 2 | Продолжить занятия |
16 | ОЧ2Б | Замкнутость. Проблемы в общении, в учебе | «Школа внимания» Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной | 10 | 2 | Продолжить занятия |
№ п/п | ФИО ребенка | Наименование программы
| Программа сопровождения |
Срок реализации | Количество проведенных занятий | Количество консультаций для родителей | Динамика |
1 | Ч. С. В. | Индивидуальная
| «120 уроков психологического развития» Локалова Н.П. 1 класс | 1 год | 21 | 10 | Незначительные улучшения |
2 | И. А. О. | Индивидуальная | «120 уроков психологического развития» Локалова Н.П. 2 класс | 1 год | 19 | 19 | Незначительные улучшения. |
3 | М. Т.О. | Индивидуальная
| «Тропинка к своему Я». Хухлаева О.В. 2 класс | 1 год | 20 | 4 | Положительная |
4 | М. А. А. | Индивидуальная | «Тропинка к своему Я». Хухлаева О.В. 3 класс
| 1 год | 23 | 2 | Положительная |
|
|
|
|
|
|
|
|
Отчет
проведения Мониторинга психологического здоровья учащихся начального звена
Наименование ОО МБОУ Гимназия № 5 г. Кызыла
Педагоги-психологи: Лудуп И.М. и Сат М.Б.
Дата проведения МПЗ: 2020 - 2021 уч. г.
1. Количество учащихся с 1 по 4 классы в разрезе:
- 1 классы: 412 учащихся
- с 2 по 4 классы: 1181ученика
ВСЕГО обучающихся в школе - 1593 учащихся
2. Количество опекаемых учащихся в разрезе классов:
1 класс – 1уч.
2 класс – 2 уч.
3 класс – 3 уч.
4 класс – 2 уч.
Всего опекаемых учащихся в школе 8 учащихся
3. Количество учащихся, нуждающихся в особом внимании педагога-психолога в разрезе классов:
1 класс – 52 уч., из них опекаемые учащиеся – 1 уч.
2 класс – 37 уч., из них опекаемые учащиеся – 4 уч.
3 класс – 23уч., из них опекаемые учащиеся – 3 уч.
4 класс – 27уч., из них опекаемые учащиеся - 3 уч.
Общее количество обучающихся, нуждающихся в особом внимании педагога-психолога в школе: 11 учащихся