1.3 Деятельность в области здоровье сбережения (мониторинг психологического здоровья МПЗ 1 и 2 этапы, пропаганда культуры и ценностей здорового образа жизни, занятия психологической разгрузки).
В МБОУ Гимназии №5 г. Кызыла ежегодно проводится МПЗ мониторинг психологического здоровья в 2 этапа (октябрь, март). Мониторинг психологического здоровья проводится по приказу Министерства образования и науки Республики Тыва, приказ № 981-д от 31.08.2016 г. и годового плана педагога-психолога с целью оценить состояние психологического здоровья обучающихся, определения психических проблем и принятия мер.
Мониторинг психологического здоровья целенаправленная, целостная, организованная программа отслеживания измерения отдельных показателей на уровне деятельности Гимназии №5 по организации здоровьесберегающего пространства, по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Мониторинг включает в себя следующие психодиагностические методики:
1 КЛАСС
УУД (универсальные учебные действия) 1-е классы.
- Методика "Лесенка" - В.Г. Шур. Цель методики предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди.
- Проективная методика "Дерево". Цель методики: выявление индивидуально-типологических особенностей человека.
- Методика "Домик" Н.И, Гуткина. Цель методики: определить способность ребенка копировать сложный образец.
- Методика "10 слов" А.Р. Лурия. Методика позволяет исследовать процессы памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения. Используется для оценки состояния памяти учащихся.
2 КЛАСС
УУД (универсальные учебные действия) 2-е классы
- Методика "Исключение слов" Методика предназначена для исследования способности к классификации к анализу.
- Методика "Назови одним словом". Выявляет уровень сформированности понятий, вербально-логического мышления и процессов обобщения предметов.
- Методика "Анаграммы" Цель: выявить наличие или отсутствие у школьников одного из компонентов теоретического мышления - теоретического анализа, а так же помогает определить уровень мыслительных процессов детей.
- Методика "Социометрия" Дж. Морено - диагностика межличностных и межгрупповых отношений:
- диагностика социометрического статуса каждого ученика;
- изучение эмоционально-психологической атмосферы в обследуемых классах;
- выявление соотносительного авторитета учащихся класса по признакам симпатии-антипатии (лидеры, предпочтительные, аутсайдеры).
3 КЛАСС
УУД (универсальные учебные действия) 3-е классы
- Методика "Закончи предложение" предназначена для оценки уровня развития вербального интеллекта у детей 7-10 лет.
- Методика "Исключение слов" предназначена для исследования способности к классификации и анализу.
- Методика "Запиши по аналогии". Выполнение методики требует понимания логических связей и отношений между понятиями.
- Методика "Назови одним словом". Методика предназначена для исследования способности умения обобщать понятия.
4 КЛАСС
1. УУД (универсальные учебные действия) 4-е классы.
- Методика "Анаграммы". Найди лишнее. Цель: выявить наличие или отсуствие у школьников одного из компонентов теоретического мышления - теоретического анализа.
- Методика "Определение двух существующих признаков". Методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов от несущественных, второстепенных.
- Придумай название для каждой пары слов.
2. Тест "Филлипс" по определению школьной тревожности. Проведены и обработаны анкеты на определение уровня тревожности по тесту Филлипса в 4 классах.
3. Методика "В школе" на определение у обучающихся уровня школьной мотивации.
Отчет
проведения Мониторинга психологического здоровья учащихся начального звена
Наименование ОО МБОУ Гимназия № 5 г. Кызыла
Педагоги-психологи: Лудуп И.М. и Сат М.Б.
Дата проведения МПЗ: сентябрь – октябрь 2020 г.
1. Количество учащихся с 1 по 4 классы в разрезе:
- 1 классы: 412 учащихся
- с 2 по 4 классы: 1181ученика
ВСЕГО обучающихся в школе - 1593 учащихся
2. Количество опекаемых учащихся в разрезе классов:
1 класс – 1уч.
2 класс – 2 уч.
3 класс – 3 уч.
4 класс – 2 уч.
Всего опекаемых учащихся в школе 8 учащихся
3. Количество учащихся, нуждающихся в особом внимании педагога-психолога в разрезе классов:
1 класс – 52 уч., из них опекаемые учащиеся – 1 уч.
2 класс – 37 уч., из них опекаемые учащиеся – 4 уч.
3 класс – 23уч., из них опекаемые учащиеся – 3 уч.
4 класс – 27уч., из них опекаемые учащиеся - 3 уч.
Общее количество обучающихся, нуждающихся в особом внимании педагога-психолога в школе: 11 учащихся
Адаптация 1-классников
Результаты теста «Домик» Н.И. Гуткиной
Классы | Общее количество первоклассников (из них опекаемые дети – 2) | Количество первоклассников, прошедших тестирование (из них опекаемые дети – 2) | Уровень адаптации
| Количество первоклассников, нуждающихся в особом внимании педагога-психолога (из них опекаемые учащиеся – 2) | ||
Достаточный | Частичный | Недостаточный (или дезадаптация) | ||||
1 «а» | 35 | 35 | 18 | 13 | 4 | 4 |
1 «б» | 34 | 34 | 12 | 16 | 6 | 6 |
1 «г» | 36 | 36 | 15 | 14 | 7 | 7 |
1 «д» | 35 | 35 | 10 | 19 | 6 | 6 |
1 «е» | 30 | 30 | 12 | 10 | 8 | 6 |
1 «ж» | 37 | 36 | 17 | 13 | 6 | 5 (из них 1 опекаемый – низкий уровень) |
1 «з» | 38 | 34 | 17 | 14 | 3 | 3 |
1 «и» | 30 | 28 | 16 | 8 | 4 | 4 |
1 «к» | 26 | 25 | 12 | 11 | 2 | 2 |
1 «л» | 30 | 29 | 10 | 15 | 4 | 4 |
1 «м» | 34 | 31 | 14 | 13 | 4 | 4 |
1 «н» | 20 | 18 | 12 | 5 | 1 | 1 |
ВСЕГО: | 385 | 371 | 165 | 151 | 55 | 52 |
|
|
| 44% | 41% | 15% | 14% |
Общее психологическое состояние учащихся с 2 по 4 классы
Результаты методики «Дом Дерево Человек» учащихся МБОУ Гимназии №5 г. Кызыла
Классы | Общее количество учащихся в классе (из них опекаемые учащиеся…) | Количество учащихся, прошедших тестирование (из них опекаемые учащиеся …) | Критерии | Количество обучающихся, нуждающиеся в особом внимании педагога-психолога (из них опекаемые дети - …) | |||||||
Незащищенность | Тревожность | Недоверие | Чувство неполноценности | Враждебность (агрессивность) | Конфликтность (фрустрация) | Трудности общения | Депрессивность | ||||
2 | 426 4 опек. | 396 4 опек. | 0 | 11 | 3 | 0 | 4 | 0 | 19 | 0 | 37 |
3 | 396 3 опек. | 370 2 опек. | 0 | 8 | 3 | 0 | 3 | 0 | 9 | 0 | 23 (2 опек) |
4 | 413 3 опек. | 398 3 опек | 0 | 9 | 5 | 2 | 4 | 0 | 7 | 0 | 27 (2 опек.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего опекаем-х уч-ся | 10 уч. | 9 уч. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВСЕГО: | 1235 | 1164 | 0 | 28 | 11 | 2 | 11 | 0 | 35 | 0 | 87 |
Вывод: Деятельность педагога-психолога в области здоровьесбережения ведется систематически. Использование здоровьесберегающих технологий в Гимназии №5 способствует сохранению и укреплению психического и соматического здоровья учащихся.
Статистический отчет
о проведении месячника психологической безопасности в МБОУ «Гимназия №5 г. Кызыла РТ» - начальная школа, октябрь 2020 г.
1. Работа с учащимися
Мероприятия | Кол-во | Охват |
Классные часы | 50 | 1688 |
Уроки психологии | 153 | 672 |
Тренинговые занятия | 0 | 0 |
Индивидуальные консультации | 0 | 0 |
Тестирование | 50 | 1593 |
2. Работа с родителями
Мероприятия | Кол-во | Охват |
Родительские собрания | 3 | 168 |
Встречи гостиных | 0 | 0 |
Визитирования семей | 0 | 0 |
Индивидуальные консультации | 71 | 71 |
Просветительская работа | 3 | 1688 |
3. Работа с педагогами
Мероприятия | Кол-во | Охват |
Тренинги | 0 | 0 |
Индивидуальные консультации | 18 | 18 |
Аналитический отчет о проведении месячника психологического здоровья
Месячник психологической безопасности, направленный на формирование позитивных жизненных установок, стрессоустойчивости в начальной школе гимназии №5 проведен в октябре месяце 2020 года.
В рамках месячника педагогами-психологами проведены классные часы, психологические занятия, психологическая диагностика, индивидуальные консультации, профилактическая беседа с родителями.
Цель месячника: обеспечение психологической защищенности и безопасности всех участников образовательного процесса.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
1. Обеспечение психологической безопасности в образовательной среде для всех участников (учащихся, педагогов и родителей).
2. Создание благоприятных условий для социально-культурной адаптации.
3. Раннее выявление проблем в развитии и поведении детей.
Согласно по плану мероприятий по месячнику психологической безопасности в октябре месяце 2020 г. были проведены следующие мероприятия:
Для учащихся:
1 класс – методика «Домик» Н.И. Гуткиной. Цель: определение готовности к школе. Охват: 385 учащихся.
Со 2 по 4 классы – проективная методика «Дом. Дерево. Человек.». Цель: выявление общего психологического состояния обучающихся. Охват: 1164 учащийся.
С 1 по 4 класс – классные часы: 1-2 классы – «Что такое дружба?». Охват: 869 учащихся; 3-4 классы – «Я и мои друзья». Охват: 778 учащихся.
Внеурочные развивающие занятия для учащихся 1-х, 3-х, 4-х классов по программе О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я». Охват: 645 учащихся.
Развивающие занятия для учащихся 1-х, 2-х, 3-х классов по программе Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников». Охват: 6 учащихся.
Для родителей:
Педагогами-психологами проведена информационно-просветительская работа с родителями на темы «Как научиться не кричать на ребенка», «Роль семьи в адаптационный период», «Как развивать самостоятельность школьников при подготовке домашних заданий». Охват: 1688 родителей.
Родительские собрания на темы «Адаптация первоклассников в школе. Виды адаптации», «Результаты психолого-педагогической диагностики первоклассников к обучению в школе». Охват: 168 родителей.
Профилактическая беседа с родителями на тему «Как научиться жить без драки?» Охват: 34 родителя.
Индивидуальные консультации родителей. Охват: 71 родителей.
Для педагогов:
Ознакомление классных руководителей с результатами проведенных диагностик. Охват: 50 классных руководителей.
Индивидуальные консультации классных руководителей и специалистов. Охват: 18 учителей.
Вывод: Деятельность педагога-психолога в области здоровьесбережения ведется систематически. Использование здоровьесберегающих технологий в Гимназии №5 способствует сохранению и укреплению психического и соматического здоровья учащихся.
Педагог-психолог – Лудуп И.М.