Проект по Тико-конструированию

Абдуллина Ирина Наиловна
« Играя, 
        творить и
                обучаться»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_no_4_tiko_14_gr.docx512.48 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное автономное дошкольное образовательное

                            учреждение «Березка» г. Когалым

Проект  по Тико-конструированию
« Играя,  
        творить и
                обучаться»

                                                                                             Реализовала:

                                                                     Абдуллина ИН

       

        

       ТИКО - это мир фантазий!
Мир идей, разнообразий.
Изучая схемы в нём,
Может получиться дом.
Или мы построим замок,
Где живёт большой дракон.
Он принцессу сторожит
И огнём на всех рычит.
ТИКО, руки развивает
И мечтать нам не мешает.
И скажу про ТИКО я
Это лучшая игра!

Что такое «ТИКО»? – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д.

1. Информация о деятельности и ресурсах  

Для того чтобы начать работу по проекту в наличии имеется достаточное количество конструкторов ТИКО.

1.Конструктор ТИКО Лидер(2 набора) - состоит из ярких разноцветных пластмассовых деталей размером, имеющих форму параллелепипеда. Основание и верхняя грань параллелепипеда имеют цилиндрические пазы и выступы, позволяющие устанавливать одну деталь на другую. Боковые грани параллелепипеда имеют чередующиеся продольные пазы и выступы прямоугольной формы, позволяющие соединять детали боковыми поверхностями в любом порядке. Кроме того, продольные пазы позволяют деталям перемещаться относительно друг друга верх или вниз. Всё это вместе существенно расширяет возможности набора. Соединяя детали между собой в цельную конструкцию, ребенок  развивает моторику, воображение, пространственное мышление.

2. Конструктор ТИКО Архимед (6 наборов) - набор для построения любых объемных конструкций.
Единственный набор из линейки ТИКО, в состав которого входят детали трапеции и параллелограммы, что существенно расширяет возможности для игры и обучения. Подходит для конструирования различных фигур обтекаемой формы – космические корабли, звездолеты, летающие тарелки, самолеты, автомобили будущего. Детали набора также можно использовать при изучении и конструировании объемных геометрических фигур и их разверток в геометрии, планиметрии и стереометрии. 

3. Конструктор ТИКО Соты(2 набора) разработан специально для дошкольных учреждений и предназначен для технического конструирования, то есть для отображения детьми реально существующих объектов окружающего мира, их основных структурных и функциональных признаков. С помощью конструктора можно построить: узкий или широкий мост, восьмиугольную или четырехугольную башню и т.д. Также конструктор может применяться в организации сюжетно-ролевых и спортивных игр. Благодаря безопасной форме, крупным размерам элементов и простоте их соединения, конструктор универсален в использовании как для занятий в помещении, так и на открытом воздухе для игр с песком и водой.

 Для самостоятельной деятельности детей по конструированию в группе есть центр «Конструирования». Центр сосредоточен в одном месте, занимает небольшое пространство, достаточно мобилен. Практичность состоит в том, что можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания.

Проект реализуется на основе кружка «ТИКО-Фантазер»

Продолжительность проекта: среднесрочный (март, апрель 2022г)

Тип проекта: познавательно-творческий, технологический.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Возраст детей:5-6 года.

Описание проблемы, на решение которой направлен проект

Эффективное развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей, развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста являются самыми актуальными проблемами на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей, у которых плохо формируется мышечный аппарат, наступает утомляемость, быстро теряют интерес к деятельности,  не умеют фантазировать, договариваться со сверстниками. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. Всем известно, что человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Недооценивать значение развития коммуникативных навыков нельзя, поскольку отсутствие элементарных умений взаимодействия приводит к повышению уровня тревожности, агрессивности как черты личности, нарушает процесс формирования гармонично развитой личности.

 

Актуальность.

Конструирование – процесс творческий, осуществляемый через самостоятельную или совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду и дома. При этом дети через развивающие практические задания учатся преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить наиболее действенный способ достижения цели.

Проект направлен на развитие конструкторской деятельности, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию.

Система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.

Отличительной особенностью данного проекта является то, что в качестве основной содержательной базы предлагается формирование у дошкольников элементарных знаний и представлений из области геометрии. Выбор данного содержания обусловлен необходимостью формирования у дошкольников пространственного и логического мышления.

Цель проекта создать благоприятные условия для развития у дошкольников конструкторских умений, для интеллектуального развития ребенка через формирование пространственного и логического мышления.

Задачи: 

  • развитие у дошкольников интереса к моделированию и конструированию;
  • овладение навыками пространственного ориентирования;
  • вовлечение воспитанников в активную творческую деятельностью;
  • формирование предпосылок учебной деятельности: умение и желание трудиться и сотрудничать с другими, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
  • развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
  • развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
  • развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки ) через формирование практических умений;
  • совершенствование коммуникативных навыков детей при работе в паре, коллективе;
  • развитие мелкой моторики рук, стимулируя речевое развитие и умственные способности;  развитие воображения, умения фантазировать.

Задачи проекта для родителей:

  • 1. Советы по формированию  воспитания у детей конструктивные умения и способностей;
  • 2. Изготовление поделок из разных видов конструктора
  • 3. Вовлечь родителей в педагогический процесс, укрепить заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
  • - Консультация «Знакомство с конструктором ТИКО»,
  • - Консультация «Играем дома»,

 Форма проведения итогового мероприятия проекта:

  • Выставка поделок  «Детский техномир».
  • Показ открытого занятия;
  • Конкурс - конструкция только из треугольников «Тико – фигура».

       Продукты проекта для детей:

  • 1. Выставка детских работ
  • 2. Коллективная работа «Город будущего»
  • Продукты проекта для родителей:
  • 1. Мастер- класс «Вместе веселее»
  • 2. Папка-передвижка «Виды конструкторов»
  • 3. Консультация для родителей «Мышление на кончиках пальцев»

Ожидаемые результаты по проекту для детей:

  • различать и называть фигуры;
  • конструировать плоские и объемные геометрические фигуры;
  • ориентироваться в пространственных понятиях;
  • конструировать игровые фигуры по схеме и по собственному замыслу;
  • иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов;
  • могут конструировать объемные геометрические фигуры, и объединять их в единую сюжетную линию;
  • воспринимать вербальную инструкцию и воспроизводить ее в конструктивных действиях;
  • создавать коллективные сюжетные композиции;
  • взаимодействовать в парах и минигруппах при воплощении конструктивного замысла.
  •  Развить творческие способности у детей.


Ожидаемые результаты по проекту для родителей:

  • 1. У родителей появится интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.
  • 2. Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
  • 3. Понимание родителями в дальнейшем требований ДОУ к семье.

            Этапы проектной деятельности проекта:

Этапы выделены условно, переход от одного этапа к другому зависит от увлеченности детей и от результатов деятельности.

Предполагаемая деятельность детей

Форма работы

Способы конструирования

1 этап

Ознакомление с конструктором, деталями, способами соединения, конструирование по образцу и по схемам.

Преимущественная форма работы на этом этапе индивидуальная.

Основные способы конструирования - по образцу, по схеме.

2 этап

Создание конструкций по контурной схеме, по замыслу, и составление орнаментов.

Форма работа с детьми преимущественно парная или в минигруппах, где дети совместно создают конструкцию или осуществляют взаимопроверку индивидуальных работ.

Основные способы конструирования - по образцу, по схеме, по собственному замыслу.

3 этап

Коллективное сюжетное конструирование.

Посещение кружка «Робототехники»

Выставка детских поделок из разнообразных  видов конструкторов

Детям предлагается создание коллективной постройки, объединенной в единую сюжетную линию по типу метода детских проектов.

Основные способы конструирования - по собственному замыслу.

I этап - ПодготовительныйСоздание условий для использования технологии ТИКО: оформление уголка конструктивно-модельной деятельности; Приобретение наборов : ТИКО – школьник, ТИКО –геометрия, ТИКО – арифметика, ТИКО-грамматика; Подборка методического материала,  альбомов, схем, атрибутов для обыгрывания построек.

II этап – Основной

Виды деятельности

Название видов деятельности

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры

«Строители»

«Космонавты»

«Ферма»

«Кафе» «Город кукол»

Дидактические игры

 «Ориентировка в пространстве»

«Найди предмет»

«Самолетики»

«Собери животное»

Коммуникативная деятельность

Беседы

Беседы по темам недели

Рассматривание картин

«Виды машин»

«Животные и птицы»

«Геометрические фигуры»

Конструкторско-модельная деятельность

творческое конструирование, создание замысла из деталей ТИКО – конструктора.

Загадки

Двигательная деятельность

Подвижные игры

«Самолеты»

«Совы и зайцы»

Пальчиковые игры

конструирование декораций и персонажей для сказок.

Изобразительная деятельность

Художественно – эстетический центр:

конструирование узоров и орнаментов, предметов ;

конструирование различных мозаичных узоров, стаканчиков для карандашей, кисточек.

Восприятие художественной литературы

Загадки

Экскурсии и целевые прогулки

Прогулки по территории детского сада

Наблюдения машинами, домами, стройками домов

III этап – Заключительный. Разработка мониторинга: изучение качественных показателей достижений детей в конструктивно-модельной деятельности.

ывод: Наблюдения показали, что дети с удовольствием пользуются конструктором ТИКО как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. ТИКО – конструктор не только обучает детей, но и даёт возможность проявлять свои желания и фантазию, т.к. конструктор используется во всех развивающих уголках.

      Повышение профессиональной компетентности педагога в проектной деятельности.

Считаю ,что цели и задачи проекта достигнуты, занятия с ТИКО благотворно повлияли на развитие конструкторских способностей детей, развитие мелкой моторики и воображения, умение фантазировать. Мы с уверенностью можем сказать, что технология ТИКО - моделирования развивает– оригинальность и гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, внимания, память. ТИКО моделирование позволяет формировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески.

Вывод: Наблюдения показали, что дети с удовольствием пользуются конструктором ТИКО как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. ТИКО – конструктор не только обучает детей, но и даёт возможность проявлять свои желания и фантазию, т.к. конструктор используется во всех развивающих уголках.

      Повышение профессиональной компетентности педагога в проектной деятельности.

Считаю ,что цели и задачи проекта достигнуты, занятия с ТИКО благотворно повлияли на развитие конструкторских способностей детей, развитие мелкой моторики и воображения, умение фантазировать. Мы с уверенностью можем сказать, что технология ТИКО - моделирования развивает– оригинальность и гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, внимания, память. ТИКО моделирование позволяет формировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески.